Царь вахтанг. Царь Вахтанг Горгасали: биография. Начало церковной реформы

> икона Царя Вахтанга

Икона «Святого Царя Вахтанга» являет лик Святого грузинского Царя Вахтанга Горгасали.

Царь Вахтанг изображается на иконе в дорогих одеждах, украшенных драгоценными каменьями, соответствующих его царскому титулу. Вокруг головы Царя изображается ореол, символизирующий причисление Вахтанга к лику святых. В руке Святой Царь держит меч, потому как при жизни он был воином.

Святой Вахтанг был царем Грузии. На престол он вступил в пятнадцатилетнем возрасте. Вахтанг много сделал для христианства и распространения христианской веры. В те времена Картли (современная Восточная Грузия) подвергалась нападениям с юга персов, а с севера - осетин. Плачевной ситуация была и в Западной Грузии, часть которой захватили византийцы. Едва вступив на трон молодой царь созвал двор и выступил с мудрой речью, удивительной для его юных лет. Он высказал свое мнение, что такое положение родной страны это проявление гнева Божьего за грехи царя и народа грузинского. Вахтанг призвал всех к борьбе за Родину и Святую веру. Вскоре он совершил победоносный поход на осетин и освободил свою плененную старшую сестру. Также Вахтанг заключил договор с кавказскими горцами о дальнейшей совместной борьбе против захватчиков. Следующий поход Вахтанга также стал победоносным. В это раз он отправился в Западную Грузию и освободил ее от византийцев.

Царь Вахтанг отличался высоким ростом, красотой, статностью, мудростью и мужеством. В бою он неутомимо сражался, не ведая страха. На боевом шлеме Святого спереди было изображение волка. Именно потому Вахтанг получил прозвище Горгасали, что в переводе с обозначает «волчья голова».

При этом Вахтанг праведно служил Богу, долго молясь и раздавая милостыню нищим. Он исполнил царя Мириана, построив Грузинский Крестовой Монастырь в Иерусалиме. Из Картли Вахтанг изгнал жрецов-огнепоклонников. В Никози Царь построил кафедральный собор и учредил новую кафедру. Вахтангом также были воздвигнуты монастыри Мере, Артануджи, Ахиза, Шиндоби, крепости Артануджи, Тухариси, Ахиза и много других монастырей, крепостей и церквей. Именно Святым Царем Вахтангом был заложен фундамент Тбилиси - новой столицы страны.

Погиб Царь Вахтанг в бою в 502 году, от отравленной стрелы. Умирая Вахтанг созвал семью, духовенство и царский двор и завещал им быть твердыми в Христианской Вере. Вся страна оплакивала Святого Царя. После смерти Вахтанга престол перешел его сыну. В честь Вахтанга в городе Рустави был воздвигнут кафедральный собор.

Вахтанг Горгасали считается образцом мудрости и мужества. Он почитается в своей родной стране, о любви грузинского народа к Царю Вахтангу свидетельствуют многочисленные народные поэмы и стихи, песни и предания, посвященные Святому Царю Грузии.

Образ «Святого Царя Вахтанга» и сам Святой считается защитником всех мужчин, нареченных именем Вахтанг. Названному этим именем желательно иметь икону Святого Царя в своем домашнем иконостасе.

Тбилиси

История Тбилиси так обширна и интересна со всех сторон, что, думаю, писать о ней непрерывно не имеет смысла. Такое удовольствие нужно уметь растягивать и делать в нем паузы.

Одну их этих пауз я хотел бы сделать, в том числе, и для того, чтобы рассказать о Вахтанге Горгасали – том самом царе-охотнике, который открыл серный источник на месте нынешнего Тбилиси.

Что же это был за правитель?

Вахтанг Горгасали

Молодой да ранний, вступивший на престол в 15-летнем возрасте и практически тогда же оказавшийся на поле брани и познавший все ужасы войны, он вошел в историю не только как открывший место и начавший строительство Тбилиси, но и как начавший избавление Грузии от иранского/персидского господства. Да и погиб он от рук врага в 60 лет, правив перед этим 45 (по тем временам и возраст его был велик, и время, проведенное на престоле). Также, как и Давид, причислен к лику святых, похоронен в , перед этим скончавшись от ранений в крепости Уджарма…

Однако, давайте по порядку.

Биографией Горгасала занимался грузинский историк и летописец Джуаншер. Судя по его текстам, с семилетнего возраста будущий царь Вахтанг Горгасал наблюдал свою страну воюющей и частично порабощенной: в те времена в ней правили аланы, кочевой ираноязычный народ. Главой государства была мать Вахтанга, царица Сагдухт, ибо отец его Мирдат умер задолго до того, как Вахтанг мог принять наследование троном.

облик персидских воинов

Одним из фактических плодов деятельности иранских завоевателей было то, что грузины обязаны были воевать в их интересах в Средней Азии и Индии. Повинность не миновала и самого Вахтанга. Вернувшись из похода, царь твердо решил освободить Картли и от этой повинности в частности, и от завоевателей в целом.

Путь к этой цели для него был абсолютно идентичным тому, что впоследствии с этой же целью проделал . Сначала нужно было укрепить царскую власть и указать распоясавшимся феодалам их истинное место, и лишь затем, не боясь диверсий с феодальной стороны, заниматься освобождением страны от иностранного ига. Вахтанг так и поступил.

икона

Помимо укрепления царской власти и усмирения феодалов Вахтанг был занят поиском союзников. И этими союзниками, как и в более позднем случае с Давидом-Строителем, могли бы стать и Византия, и даже римляне, однако те пострадали от нападений мусульман сами. Вопрос с союзничеством долго был открытым.

Параллельно Вахтанг попытался наладить отношения с церковью, которая в те времени стояла отдельно и где-то даже конфликтовала с государственной властью, однако тут возымела место следующая история.

После возвращения из Средней Азии, куда Вахтанг ездил воевать, он решил провести реорганизацию картлийской церкви и с вопросом этим явился к архиепископу Микаэлу.

Вахтанг Горгасали

Он не стал мстить в привычном смысле этого слова – то ли побоялся мстить непосредственно ставленнику Господа, то ли еще по какой причине – сейчас мы уже этого не поймем.

Впоследствии, как мы уже знаем, католикос все же снова сменился традиционной православной схемой церковного руководства, правда, этого момента пришлось ждать несколько столетий.


меч

Однако возможные слухи о всепрощении царя были бы сильно преувеличены. Всепрощение и гуманность он проявил тогда лишь в отношении агрессивного архиепископа. Сторонников иранского порабощения – а таковые в Грузии имелись – он не щадил.


крепость Уджарма, место, в котором умер от ранений Вахтанг

Например, по его приказу был убит Питиахш Варскен, один из влиятельных противников царской власти и сторонников Ирана. И факт этого убийства стал сигналом к началу восстаний и открытого сопротивления Иранским поработителям. В восстании участвовали армянские воины под предводительством Вагана Мамиконяна, также обещали присоединиться наемники-гунны. Однако обещания своего они не выполнили, более того, с их помощью был воплощен заговор об измене. И хоть он и был раскрыт, угроза жизни Вахтанга еще долго сохранялась в силе, из-за чего ему пришлось на некоторое время переместиться в Западную Грузию. Вернувшись обратно, он вновь открыто борется против иранских поработителей и в какой-то момент (увы, в летописях не содержится точной даты) погибает в бою. Как вы знаете, в тот момент он был уже пожилым человеком.


Тбилиси

Впоследствии ему было посвящено множество сказаний, исторических очерков, он до сих пор любим грузинским народом. Говорят, что в эпоху его правления город Тбилиси переживал период экономического и культурного подъема несмотря на оккупацию. Множество вечных стен – крепостей, храмов, церквей ­­- были возведены благодаря Вахтангу, и, несомненно, именно с его подачи Тбилиси уже тогда стал наращивать мощь будущей Столицы.

Вахтанг I Горгасали (ок. -) - царь Иберии во второй половине V века , один из основоположников грузинской государственности , святой. Сын Мирдата V из династии Хосроидов . Его прозвище «Горгасал» переводится с персидского как «волчья голова» (намёк на форму его шлема).

Родственник и данник персидских Сасанидов , Вахтанг принимал участие в их войнах с греками и эфталитами . В отношениях с Византией добивался признания автокефальности Грузинской церкви . Он провёл мероприятия по укреплению грузинских крепостей и вступил в союз с армянскими Мамиконянами , а в 482 году возглавил крупное восстание против персидского владычества.
Когда антиперсидская борьба грузин и армян потерпела поражение, Вахтанг I был вынужден искать спасения в грузинском царстве Эгриси . Обещая покорность Сасанидам, вернулся в Иберию и то ли основал, то ли перестроил Тбилиси , в который рассчитывал перенести из Мцхеты столицу государства. Он отказался принимать участие в персидских войнах с Византией и погиб в битве с карательным отрядом Сасанидов.

Грузинский народ на протяжении веков хранит память о царе Вахтанге I. Он стал излюбленным героем народных сказаний, а грузинская церковь причислила его к лику святых . Орден Вахтанга Горгасала является одной из высших государственных наград Грузии. Останки его покоятся в соборе Светицховели .

Напишите отзыв о статье "Вахтанг I Горгасали"

Примечания

Ссылки

  • Вахтанг I Горгасали - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Вахтанг I Горгасали

– Слушаю, – отвечал Дрон, не поднимая глаз.
Алпатыч не удовлетворился этим ответом.
– Эй, Дрон, худо будет! – сказал Алпатыч, покачав головой.
– Власть ваша! – сказал Дрон печально.
– Эй, Дрон, оставь! – повторил Алпатыч, вынимая руку из за пазухи и торжественным жестом указывая ею на пол под ноги Дрона. – Я не то, что тебя насквозь, я под тобой на три аршина все насквозь вижу, – сказал он, вглядываясь в пол под ноги Дрона.
Дрон смутился, бегло взглянул на Алпатыча и опять опустил глаза.
– Ты вздор то оставь и народу скажи, чтобы собирались из домов идти в Москву и готовили подводы завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь?
Дрон вдруг упал в ноги.
– Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа.
– Оставь! – сказал Алпатыч строго. – Под тобой насквозь на три аршина вижу, – повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам.
Дрон встал и хотел что то сказать, но Алпатыч перебил его:
– Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А?
– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.

Святой благоверный царь Вахтанг IV 15-ти лет вступил на Картлийский (Восточная Грузия) царский трон. В этот период Картли подвергался нападениям персов с юга и набегам осетин с севера. И в Западной Грузии положение было не лучше, византийцы захватили страну от Эгриси до Цихегоджи. Сразу же при вступлении на трон юный царь Картли Вахтанг собрал царский двор и обратился к своим поданным с мудрой речью. Он сказал, что горестное состояние страны суть проявление гнева Божьего за грехи царя и народа и призвал всех единодушно и бескорыстно бороться за святую Веру и Родину. Он совершил победоносный поход на осетин, освободил пленную царевну -свою старшую сестру и заключил несколько взаимовыгодных договоров с кавказскими горцами о совместной борьбе с захватчиками. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил её от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли.
Удивительны были вера, мудрость, статность, красота и доблесть царя Вахтанга. Высокий ростом (2,40 м), необычайно красивый лицом, он мог неутомимо биться в бою. Облачённый в доспехи, во всеоружии, мог взвалить себе на плечи боевого коня и пешим ходом подняться из города (Мцхета) в Армазскую крепость, мог на бегу догнать оленя и скрутить его. В то же время долгими молитвами и ночными бодрствованиями, раздачей милостыни нищим праведно служил пред Богом. Святой царь был крайне рассудительным политиком, проявлял великую выдержку и сохранял спокойствие духа при решении государственных вопросов.
На лбу воинского шлема Вахтанга был изображен волк, а сзади - лев. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: "Дур аз горгасар" (Берегись волчьей головы). Отсюда и прозвище царя Вахтанга - "Горгасали".
С именем царя Вахтанга связано признание автокефалии Грузинской Церкви. Он изгнал из Картли жрецов-огнепоклонников, выслал в Константинополь, на суд Патриарха архиепископа Михаила, который, склоняясь к монофизитству, насаждаемому в Картли персами, проклял царя и его войско за восстание против них. Константинопольский Патриарх и император Византии послали для хиротонии к Патриарху Антиохийскому присланных царем Вахтангом духовных лиц. Антиохийский Патриарх рукоположил 12 епископов, а Петра - Католикосом.
Вахтанг исполнил завещание святого царя Мириана и построил в Иерусалиме Грузинский Крестовый Монастырь. Вместо деревянной церкви, построенной во время святой Нино во Мцхета, он построил каменный. В его же время было основано несколько новых епархий. Вахтанг построил кафедральный собор в Никози (Шида Картли) и учредил новую Никозскую кафедру. Сюда перезахоронил он мощи святого первомученика Раждена.
Царём Вахтангом были построены крепости Тухариси, Артануджи и Ахиза, основаны монастыри Артануджи, Мере, Шиндоби, Ахиза, построены и основаны множество других крепостей, церквей и монастырей. Он построил новую царскую резиденцию в Уджарма, заложил фундамент новой столицы - Тбилиси. Его политическим кредо были: равноправный союз с православной Византией, независимость и единство Церкви и народа.
В 502 году шестидесятилетнему царю Вахтангу в последний раз пришлось защищать свою страну. В неравной борьбе с персами он был смертельно ранен отравленной стрелой. Перед смертью царь Вахтанг созвал духовенство, семью, царский двор и завещал им быть твёрдыми в Вере и искать смерти ради Имени Христа, дабы получить Вечную Славу.
Вся Грузия оплакивала погибшего за Христа царя. Из царской резиденции в Уджарма почившего царя перевезли в столицу, в воздвигнутый им храм Светицховели, и похоронили с большими почестями.
По благословению Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II к Сионскому патриаршему храму был пристроен придел на имя Вахтанга Горгасали, а в городе Рустави воздвигнут кафедральный собор в его честь.
царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб.
Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (ჯუანშერი, ჟართლის ცხოვრება 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

В то же время В. Г. начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви Католикоса и попросил визант. императора прислать в Картли Католикоса Петра и 12 епископов. Разгневанный архиеп. Картли Микаэл, у к-рого и до этого были разногласия с В. Г. в связи с борьбой между монофизитами и диофизитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта В. Г. отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Микаэл пнул царя ногой и выбил ему зуб. В. Г. выслал архиепископа из страны в К-поль, к К-польскому Патриарху. Архиеп. Микаэла определили иноком в мон-рь Акимитов близ К-поля. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из К-поля, были отправлены к Антиохийскому Патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской епархии. Получив благословение, они вернулись в К-поль. По преданию, имп. Лев Великий передал им дары для груз. царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены В. Г. Нек-рые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а др. сменили епископов - сторонников архиеп. Микаэла. К кон. V в. в Картли уже существовало 24 епархии. Картли являлась форпостом христианства на Кавказе. Укрепив положение страны, В. Г. возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 г. он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим. В кон. V или в нач. VI в. В. Г. был смертельно ранен в сражении с персами, получив удар мечом в спину. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели, где находилась фреска с его изображением.

В. Г. собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четв. VI в.), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве мон-ря Св. Креста (Джвари) в Иерусалиме, где на стене до XIX в. существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, к-рого идентифицируют с В. Г.

В. Г. почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».
О царствовании Вахтанга Горгасала рассказывает в своем сочинении грузинский историк Джуаншер. Когда умер картлийский царь Мирдат, его сыну Вахтангу было семь лет и государством правила его мать Сагдухт. В детские же годы Вахтанга с Северного Кавказа на Картли напали аланы (осетины), разорили ее и захватили сестру Вахтанга Мирандухт.
Аланы были кочевым ираноязычным народом. Они появились в I веке в низовьях Волги и Дона. В IV веке аланы были покорены гуннами. Часть их последовала за гуннами и вместе с вандалами образовала царство в северной Африке. Другая часть аланов укрылась в предгорьях Северного Кавказа.
Гунны как единая этническая группа сформировались во II-IV веках. В IV веке они начали свои походы на запад. Гунны разгромили аланов и вторглись в Европу. Самым известным вождем гуннов был Аттилла (445-453). Часть гуннов обосновалась на Северном Кавказе. Впоследствии они смешались с другими народами.
Вахтангу Горгасалу было шестнадцать лет, когда грузины предприняли ответный поход на Северный Кавказ. Они разбили аланов и освободили пленных. В бою царь лично уничтожил несколько лучших воинов противника. Вахтанг Горгасал поставил свои гарнизоны в крепостях и надежно закрыл проходы через Кавказский хребет. Согласно историку Джуаншеру, Вахтанг Горгасал продолжил свои походы в Западной Грузии до Цихе-Годжи и нанес поражение византийцам. Он освободил от византийцев Кларджети, и построил здесь значительный город Артануджи. В состав Картлийского царства вошло также Эрети.
В первой половине V века Иран обложил Картли тяжелой воинской повинностью – грузинское войско должно было выступать в иранских походах. Сам царь вместе с грузинским войском неоднократно принимал участие в войнах в Средней Азии и Индии.
Вернувшись на родину, царь твердо решил освободить страну от иранского господства. Для этого в первую очередь необходимо было укрепить царскую власть, обуздать вероломных феодалов и обрести союзников в борьбе с Ираном. Византия – главный противник Ирана – всецело было занята своими проблемами. Ей стоила больших усилий защита собственной территории от нашествий «варваров». В 40-х годах V века гунны во главе с Аттиллой разорили всю территорию Византийской империи и попытались взять Константинополь, но потерпели крах. В еще более тяжелом положении оказалась Западная Римская империя. В 410 году вестготы под руководством своего царя Алариха взяли «вечный город».
В 50-ых годах V века в Италию вторгся Аттилла. В 476 году предводитель одного из германских племен Одоакр взял Рим и сверг с престола последнего римского императора Ромула Августула. На этом Западная Римская империя прекратила свое существование.
Царь Вахтанг Горгасал в первую очередь обратил внимание на грузинскую церковь. Он повидимому собирался провести реорганизацию картлийской церкви, но ему воспротивился архиепископ Микаэл. Этот конфликт между Вахтангом Горгасалом и Микаэлом произошел после возвращения царя из Средней Азии. Царь лично встретился с архиепископом. Летописец сообщает по этому поводу, что когда царь нагнулся, чтобы поцеловать подол ризы Микаэла, тот с такой силой ударил ногой в лицо царя, что выбил у него зубы. Царь сообщил о случившемся Константинопольскому патриарху и отправил Микаэла в Константинополь. Он просил патриарха прислать в Картли католикосом Петра, а епископом – Самоэла, и вместе с ними двенадцать новых епископов.
Учреждение католикосата в Картли было большим политическим явлением в истории Грузии, так как оно означало автокефалию грузинской церкви.
В Грузии Иран имел своих сторонников. Это были дидазнауры, которые противились усилению царской власти. Одним из них был влиятельный питиахш Варскен. В 482 году он был убит по приказу царя. Это убийство стало сигналом к восстанию против иранцев. В восстании участвовали армяне, предводительствуемые известным армянским полководцем Ваганом Мамиконяном. К ним должно было присоединиться большое наемное войско гуннов. Но гунны нарушили обещание и прислали лишь 300 воинов. Восстание 482-484 годов потерпело поражение, главной причиной тому была измена. Вахтанг вынужден был на определенное время перейти в Западную Грузию. Вернувшись в Картли, царь вновь начинает борьбу против иранских поработителей. В битве на Самгорском поле царь был смертельно ранен. Его отвезли в крепость Уджарма, где он и скончался. Грузинская церковь причислила Вахтанга к лику святых и днем его поминания установила 30 ноября (13 декабря).
К сожалению, точная дата его царствования не известна. По сведению Джуаншера, царю было шестьдесят лет, когда он погиб.

Не избежали этой доли и грузинские монархи…

Прозвище, как правило, многое говорит о внешности, привычках и повадках его носителя. Для примера вспомним последнего монарха Грузии Георгия XII, которого народ прозвал "Быкоедом". И не потому, что он за один присест мог одолеть целую тушу быка — просто подчеркивается его безграничное чревоугодие.

Историк Бондо Купатадзе внимательно изучил этот феномен и выяснил, что народ и летописцы нарекли прозвищами около 20 грузинских царей. Звание "Великий" досталось шестерым монархам: Баграту III, Давиду III, Баграту V, Александру I, Карталинскому царю Свимону и Имеретинскому царю Соломону. Это прозвище, оценивающее их деятельность. Как и другие. Карталинский царь Фарсман, к примеру, был прозван "Доблестным". Кроме того, впервые именно в его адрес была сказана знаменитая фраза: "Бесстрашный, словно бесплотный"…

Царь Рев был тем правителем, который запретил приносить Армазскому идолу в жертву детей и в качестве жертвы приказал использовать овец и коров. Во все эпохи было делом трудным и рискованным вступать в конфронтацию с духовенством, однако Реви не сдался и своего добился, за что народ прозвал его "Рев Праведный".

Настоящим именем Вахтанга Горгасали было персидское Варан Хосро-Танг. Грузины сократили его и получили "Вахтанг". Что касается "Горгасали", то это опять же персидское слово, и оно означает "волчья голова". На шлеме Вахтанга был изображен волк, и во время сражений персы друг другу советовали избегать того, кто с волчьей головой. По предположению историков, высота царя Вахтанга превышала два метра. Поэтому и без того бесстрашный воин, он наводил на врага ужас.

И уж поскольку речь зашла о высоте, не лишне вспомнить и царя Ираклия. В народе его называли "Маленький Кахи", по некоторым версиям, из-за невысокого роста. Однако, предположительно, это было вовсе не так. Под "Маленьким" может подразумеваться и возраст, поскольку Ираклий взошел на царский трон довольно молодым. В связи с этим вспоминается такой случай. В 1982-1983 годы Гига Лорткипанидзе снимал фильм "Книга клятвы", в котором роль царя Ираклия исполнял Тенгиз Арчвадзе. Во время съемок в Телави из музея вынесли халат Ираклия, чтобы по нему сшить костюм. Когда Арчвадзе примерил этот халат, оказалось, что он ему очень велик!… В Кахети царя Ираклия по сей день называют еще и царевичем. Так же называют многие места, с ним связанные, дворец и журчащий неподалеку источник - "источник царевича".

"Мучениками" прозваны Арчил, Деметре, Кетеван и Дуарсаб. Деметре дополнительно получил прозвище "Самозабвенный". Согласно "Житию Картли", из-за его "неприличного" брака (уже женатый, он был вынужден жениться на монголке) духовные лица постоянно находились с ним в противостоянии. Однако, когда молодой царь, вместо того, чтобы прятаться в Мтиулети, решил отправиться к хану, Католикос Абраам сказал: "Каждый из нас, епископы, понесем на себе бремя греха твоего". А "Строителем" был прозван только царь Давид, его имя ("Давитиани") осталось и у знамени, а царя, который "как Строитель, возродил страну", в знак большого уважения, назвали Георгием VI Блистательным.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.