Целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Гуманизм в воспитании

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на разностороннее развитие личности, стремящейся стать субъектом своей жизнедеятельности. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, в этом контексте понятие воспитания используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель – усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматическом выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.

Образование – процесс и результат усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности и формирования на этой основе качеств личности.

Педагогика широко использует межнаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т.д.), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера). Речь идет также о духовном развитии, охватывающем весь внутренний мир человека.
В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные отрасли педагогики -- общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути). Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук .

Связь педагогики с другими науками:

· Философские науки

· Анатомия и физиология

· Психология

· История

· Науки об искусстве (искусствоведение, литературоведение, музыковедение и др.)

· Естественные науки (физика, химия, биология и др.)

· Математические и технические науки.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете утверждение, что педагогика является одновременно наукой и искусством?

2. Назовите объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

3. Что является источниками развития педагогики?

4. Какая из названных категорий является самым широким понятием: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование?

5. В каких смыслах употребляется термин воспитание? Раскройте сущность этой категории.

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Но среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие. Корнями эта цель уходит в античные философские учения.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает “человеческое измерение” таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание, могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

Усвоение определенного объема научных знаний;

Формирование научного мировоззрения;

Развитие умственных сил, способностей и дарований;

Развитие познавательных интересов;

Формирование познавательной активности;

Развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и специальной подготовки.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.

Физическое воспитание - управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания следующие:

Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

Повышение умственной и физической работоспособности;

Обучение новым видам движений;

Развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

Формирование гигиенических навыков;

Воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

Формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

Развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура - обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание - формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования. Трудно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования.

Политехническое образование - ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется: 1) материальным результатом; 2) организацией; 3) включением в систему трудовых отношений всего общества; 4) материальным вознаграждением.

На сегодняшний день внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

Нравственные понятия и суждения дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Эстетическое воспитание - базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

Формирование эстетических знаний;

Воспитание эстетической культуры;

Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

Формирование эстетического отношения к действительности;

Развитие эстетических чувств;

Приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

Формирование эстетического идеала;

Формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.

  • Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
  • Основные методологические принципы
  • 1.7. Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика
  • Лекция 2. Сознание и деятельность
  • 2.1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
  • 2.2. Нейрофизиологические механизмы психики
  • 2.3. Локализация высших психических функций
  • 2.4. Сознание как высшая форма психики
  • 2.5. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
  • 2.6. Общая психологическая характеристика деятельности
  • Лекция 3. Психология познавательных процессов
  • 3. Познавательные процессы
  • 3.1. Ощущение и восприятие
  • 3.2. Внимание
  • 3.3. Память
  • 3.4. Мышление и интеллект
  • 3.5. Воображение
  • 3.6. Речь
  • Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
  • 4.1. Эмоциональная сфера личности
  • 4.2. .Воля
  • Лекция 5. Психические свойства личности
  • 5.1.Индивидные свойства личности
  • 5.2. Темперамент
  • 5.3. Характер
  • 5.4. Способности
  • Лекция 6. Личность в психологии
  • 6.1. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии
  • 6.2. Понятия «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Развитие и социализация личности
  • 6.3. Направленность личности
  • 6.4. Самосознание личности и ее жизненный путь. Я-концепция личности
  • 6.5. Защитные механизмы личности
  • 6.6. Внутриличностный конфликт
  • 6.7. Понятие мотива. Теории мотивации. Мотивационная сфера личности
  • 6.8. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности. Динамика системы ценностных отношений в период юности и ранней взрослости
  • 6.9. Возрастные кризисы личности
  • Планы практических занятий
  • Занятие 3. Ощущения и восприятие. Внимание
  • Тематика рефератов и сообщений
  • Задания для самоконтроля студентов
  • Подсчет результатов биас-теста
  • Занятие 4.Память
  • Тематика рефератов и сообщений
  • Задания для самоконтроля студентов
  • Занятие 5. Мышление и интеллект
  • Тематика рефератов и сообщений
  • Задания для самоконтроля студентов
  • «Какого пола Ваше мышление?»
  • Занятие 6. Воображение и речь
  • Занятие 8. Темперамент и характер
  • Интерпретация результатов.
  • Занятие 9. Способности
  • Модуль 2. Социальная психология и психология управления «Вход» в модуль
  • Лекция 7. Личность и малая группа
  • 7. 2. Классификация групп. Малая группа и её виды.
  • 7.3. Статус и роль индивида в малой группе.
  • 7.4. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики.
  • 7.5.Феномены групповой жизнедеятельности.
  • 8.1. Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства
  • 8.2. Стили лидерства (руководства) и их эффективность
  • 8.3. Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие
  • 8.4. Составляющие личности эффективного руководителя.
  • 8.5. Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии.
  • 9.1. Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура
  • 9.2. Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры
  • 9.4. Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия
  • 9.5. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия
  • Планы практических занятий Практическое занятие 12 . Группа и её влияние на личность
  • Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
  • Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
  • Рекомендуемая литература
  • Практическое занятие 14 . Межличностные отношения и общение. Коммуникативная сторона общения
  • Темы сообщений
  • Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
  • Практическое занятие 15. Интерактивная и перцептивная стороны общения
  • Темы сообщений
  • Практическое занятие 16. Конфликты
  • Резюме модуля 2
  • Модуль 3. Основы педагогики Вход в модуль
  • Лекция 10. Педагогика в системе наук о человеке
  • 10.1 История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика.
  • 10.2 Педагогика как наука: предмет, объект, основные категории, связь с другими науками, отрасли педагогических знаний.
  • Методология и методы педагогики
  • Методы педагогики:
  • 10.5 Современные педагогические технологии
  • Лекция 11. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования
  • 11.1. Образование и его социокультурные функции
  • Тенденции современной социокультурной ситуации
  • Социокультурная ситуация в рб.
  • Мировые образовательные тенденции
  • Система образования в Республике Беларусь
  • Позитивные тенденции:
  • Негативные тенденции:
  • Лекция 12. Развитие, воспитание, социализация личности
  • 12.1 Понятие развития. Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности
  • 12.2 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность
  • 12.3 Социальная среда и социализация личности
  • Лекция 13. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса.
  • 13.2. Общая характеристика семейного воспитания
  • 13.3. Виды семей
  • 13.4. Типы неправильного семейного воспитания
  • 13.5. Правовые основы семейного воспитания
  • Лекция 14. Самосовершенствование личности
  • 14.1 Акмеологические основы самосовершенствования личности
  • 14.2 Творческий потенциал личности
  • 1.3 Жизненный путь как программирование и как творчество
  • Планы практических занятий Практическое занятие 17. Педагогика как наука
  • Рекомендуемая литература
  • Практическое занятие 18. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования.
  • Рекомендуемая литература
  • Рекомендуемая литература
  • Практическое занятие 20, 21. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса
  • Рекомендуемая литература
  • Рекомендуемая литература
  • Тесты для самопроверки
  • Резюме модуля
  • Примерные вопросы к зачету по основам психологии и педагогики
  • Словарь основных понятий
  • Рекомендуемая литература
  • Приложение 1 методические советы студенту
  • Как подготовиться к практическим (семинарским) занятиям
  • 12.2 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность

    Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких определений. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

    Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

    Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

    В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

    Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

    Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

    Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности.

    Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

    Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно окончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь ОДНО длинное воспитание».

    Одна из особенностей воспитательного процесса - его непрерывность. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение воспитанника. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

    Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

    Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

    Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

    Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других - самое незначительное.

    Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

    Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Отметим и сильно обострившееся в последнее время противоречие в содержании. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании так же, как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.

    Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.

    Метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. Содержательно методы воспитания проявляются через:

      непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

      создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

      общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку - отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средств массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

      совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

      процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

    Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

    Неоднократно предпринимались попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

      ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

      направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

      использующие поощрения и наказания.

    П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

      формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

      организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

      оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

    Эти классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

    Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка). Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

      знаковые символы;

      материальные средства;

      способы коммуникации;

      мир жизнедеятельности воспитанника;

      коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

      технические средства;

      культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

    Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

    Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного акта или их системы.

    Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

    Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

    Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т. е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

    Общие закономерности процесса воспитания

    Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем, - развития и формирования. Из этого еще раз следует вывод об огромной сложности и многогранности изучаемого процесса. Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.

    Эффективность воспитания зависит:

      От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения - весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно сначала исправить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, сразу принявший позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точкой зрения. Вот почему мудрая заповедь практической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника.

      От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха, И наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.

      От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.

      От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия.

      От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и не­достатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это - результат воспитания, которое тем успешнее, чем более человек сам стремится совершенствоваться.

      От активности его участников в педагогическом взаимодействии.

      От эффективности сопутствующих ему процессов - развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера (Н.И. Болдырев). Из общей теории управления известно, что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.

      От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. При всем том, что социальные роли участников воспитательного процесса не равнозначны, воспитанник взаимодействует с воспитателем сознательно, что и придает воспитательным отношениям субъектно-объектный характер.

      От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника (Г.И. Щукина). Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения. И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого воспитанника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.

      От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников (Г.И. Щукина). В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития.

      От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу. «С кем поведешься, от того и наберешься», - гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность.

    Критерии воспитанности

    Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика - оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

    В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

    Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

    Есть еще общие критерии - для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии - для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые - конкретные задачи воспитательного процесса.

    По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

    "

    Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких определений. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии становления и развития личности. Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

    Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания – социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

    Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.



    В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

    Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

    Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

    Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности.

    Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

    Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно окончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь ОДНО длинное воспитание».

    Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение воспитанника. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

    Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

    Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

    Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

    Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

    Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

    Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Отметим и сильно обострившееся в последнее время противоречие в содержании. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании так же, как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.

    Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.

    Метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. Содержательно методы воспитания проявляются через:

    Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

    Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

    Общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку – отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средств массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

    Совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

    Процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения.

    Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

    Неоднократно предпринимались попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

    1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

    3) использующие поощрения и наказания.

    П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

    1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

    2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

    3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

    Эти классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

    Формы предъявления требований к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка). Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

    Знаковые символы;

    Материальные средства;

    Способы коммуникации;

    Мир жизнедеятельности воспитанника;

    Коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

    Технические средства;

    Культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

    Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

    Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта или их системы.

    Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

    Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

    Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие,
    т. е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

    Общие закономерности процесса воспитания

    Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных составляющих системы, называются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем, – развития и формирования. Из этого еще раз следует вывод об огромной сложности и многогранности изучаемого процесса. Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.

    Эффективность воспитания зависит от следующих факторов:

    – сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно сначала исправить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, сразу принявший позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точкой зрения. Вот почему мудрая заповедь практической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника;

    – соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха, И наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса;

    – соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике;

    – совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиениче­ские и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия;

    – интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это – результат воспитания, которое тем успешнее, чем более человек сам стремится совершенствоваться;

    – активности его участников в педагогическом взаимодействии;

    – эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера (Н.И. Болдырев). Из общей теории управления известно, что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности;

    – качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. При всем том, что социальные роли участников воспитательного процесса неравнозначны, воспитанник взаимодействует с воспитателем сознательно, что и придает воспитательным отношениям субъектно-объектный характер;

    – интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника (Г.И. Щукина). Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения. И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого воспитанника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее;

    – сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников (Г.И. Щукина). В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития;

    – интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу. «С кем поведешься, от того и наберешься», – гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность.

    Критерии воспитанности

    Как узнать: достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

    В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

    Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

    Есть еще общие критерии – для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые – конкретные задачи воспитательного процесса.

    По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя – мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

    В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

    Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

    В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Но среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появив-шемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие. Корнями эта цель уходит в античные философские учения.

    Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает “человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

    Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.

    Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.

    Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание, могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

    Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

    усвоение определенного объема научных знаний;

    формирование научного мировоззрения;

    развитие умственных сил, способностей и дарований;

    развитие познавательных интересов;

    формирование познавательной активности;

    развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и специальной подготовки.

    Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.

    Физическое воспитание - управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

    Задачи физического воспитания следующие:

    укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

    повышение умственной и физической работоспособности;

    обучение новым видам движений;

    развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

    формирование гигиенических навыков;

    воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

    формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

    развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

    Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура - обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

    Трудовое воспитание - формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования. Трудно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

    Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования.

    Политехническое образование - ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

    Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется:

    1) материальным результатом;

    2) организацией;

    3) включением в систему трудовых отношений всего общества;

    4) материальным вознаграждением.

    На сегодняшний день внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

    Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

    Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

    Нравственные понятия и суждения дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

    В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

    Эстетическое воспитание - базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

    формирование эстетических знаний;

    воспитание эстетической культуры;

    овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

    формирование эстетического отношения к действительности;

    развитие эстетических чувств;

    приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

    развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

    формирование эстетического идеала;

    формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках.

    Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.



    Похожие статьи

    © 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.