Домашнее задание по теме зима старшая группа. Домашнее задание. Зима. материал (старшая, подготовительная группа) на тему. Тема: Животные жарких стран»

Тема «Зима. Зимние забавы»

Уважаемые родители! Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада, по возможности, покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки. Расскажите ребенку о признаках зимы, закрепите названия зимних месяцев. Побеседуйте о развлечениях детей зимой: катание на коньках, лыжах, санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.д.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Развитие мелкой моторики

«Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пал
цем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп, и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

Что лишнее и почему?

  • Лыжи, санки, коньки, василёк.
  • Зима, весна, декабрь, осень.
  • Осень, зима, Рождество, весна.
  • Лыжи, зима, санки, коньки.

«Назови ласково»

Снег-снежок,

мороз-морозец,

ветер-ветерок,

лед-ледок,

зима-зимушка,

метель-метелица,

санки-саночки,

холод-холодок,

звезда-звездочка.

«Чем похожи и не похожи?»

Развитие умения сравнивать понятия.

Лед и снег,

Лед и стекло,

Лед и зеркало,

Снег и вата.

«Каким это бывает?»

Снег - белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима - холодная, веселая, суровая, злая, морозная, длинная, вьюжная.

Снежинки - белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые.

«Подбери родственные слова»

Снег - снежок, снежки, снежинка, снегопад, снегурочка, подснежник, снегирь.

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка.

Мороз - морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое.

Лед - льдина, ледок, ледник, ледоход, ледяной, гололед.

Выучить стихотворение

«Снежный кролик»

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой,

Он с хвостом и головой.

За усы - не тяни,

Из соломинок они.

Тонкие, блестящие

Словно настоящие.

Новая лексика

Существительные:

зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

Глаголы:

мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

Прилагательные:

морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

Наречия:

холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ВЬЮГА

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

Повторение названий зимних месяцев

Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по

стихотворению, разучивает его с детьми.

Отчалил осени корабль ,

И реки льдом сковал декабрь .

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Что происходит с природой в декабре?

Почему говорят, что январь начинает календарь?

Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

Перечисли зимние месяцы по порядку.

Игра «Какая? Какой?»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-

признаки.

Например:

Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок

возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление

ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,

холод и т.д.

Игра «Семейка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

Игра « Кто больше ?»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый

правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

Игра «Волшебные снежки»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-

графии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными

на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово

получится, если расположить комки от самого большого к маленькому .

Например : горка .

Игра « Будь внимательным »

Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие

заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все

слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в

слове (начало, середина, конец).

Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогать ей стали белки -

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложил друзьям помочь -

Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается -

Входит Новый год.

Е. Трутнева

СНЕЖИНКИ

Лёгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И . Бурсов

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

И. Черницкая

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима)

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль )

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях

катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша

мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...

Тексты для пересказа

* * *

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка

пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц

столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

Г. Скребицкий

Вопросы:

Куда спрятались букашки?

Что делают птицы в зимнем лесу?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

ВЬЮГА

Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш

отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился

спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни

пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша

откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

По В. Дмитриевой

Вопросы:

Какая погода была в деревне?

Откуда возвращались Малыш и Жучка?

Что случилось в пути?

Что произошло с Малышом?

Что сделала собака?

Кто пришёл на помощь?

Как Жучка помогала людям?

Чем закончился рассказ?

Текст для пересказа

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.

Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся

вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают

по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

Чьи следы видны на снегу?

Что сделала белка?

Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи ?

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по теме «Зима».

Зима (Лексический строй речи) .

1. Побеседуйте с ребенком :

Какое время года наступило?

Почему ты так решил?

Какая погода стоит зимой?

Как одеты люди?

Какие зимние развлечения у детей?

Словарь ребенка должен включать слова : зима , время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться; пушистый, ледяной, снежный, морозный, скрипучий и т. д.

2. На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе. Помогите ребёнку запомнить приметы зимы.

Приметы зимы :

1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.

2) Стало холодно, на улице мороз.

3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

4) Ночи стоят длинные, а дни - короткие.

5) Люди надели тёплую зимнюю одежду.

6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

3. Найдите две-три сюжетных картинки по теме «Зима » , наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку составить предложение по каждой картинке. Подпишите предложения под картинками.

4. «Назови действие» (подбор 3-х глаголов по смыслу)

Снег (что делает) - ложится, сверкает, тает, блестит.

(снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)

5. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»

Зима какая ? (холодная, морозная, снежная и т. д.)

Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т. д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т. д.)

Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)

7. Выучите с ребёнком любую загадку о зиме

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке :

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.

(декабрь)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

Зима (Грамматический строй) .

1. Поиграйте с ребенком в игру «Скажи ласково»

Санки -(саночки) снежинка -(снежиночка)

сосулька –… (сосулечка) зима - (зимушка)

горка - (горочка) снег -(снежок)

Ветер - ветерок

(лед, зима , метель, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, горка, ком, снеговик, холод)

2. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.

(зима , Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)

3. «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления;

предложение закончить и повторить его полностью)

Зимой бывает снегопад, а осенью. (листопад) .

Зимой бывает снег, а летом.

Зимой снег падает, а весной.

Зимой катаются на санках, а летом.

Зимой лес спит, а весной.

Зимой катаются на коньках, а летом.

Зимой бывает холодно, а летом.

Зимой деревья белые, а осенью.

Зимой растут сугробы, а летом растут.

Зимой лепят снеговика, а летом.

Зимой насекомые прячутся, а летом.

4. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)

Сегодня снег блестит, а вчера. (блестел)

Сегодня снег падает, а вчера.

Сегодня снег сверкает, а вчера.

Сегодня снег тает, а вчера.

Сегодня снег хрустит, а вчера.

Сегодня снег идет, а вчера.

Сегодня снег ложится, а вчера.

Сегодня снег кружится, а вчера.

5. Один – много (множественное число существительных) :

зима - , холод - …

6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :

снег -, мороз -, снеговик -, метель -, зима - , холод - …

месяц -, день -, ночь -, снежинка -, снегопад - ,снежок - …

7. Ответь на вопросы :

Оттепели сменились морозами. Что было в начале, что потом?

Чего больше – снегопадов или снежинок?

Чего меньше – зим или зимних месяцев?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад №64» компенсирующего вида

Рабочая тетрадь №2


Шевякова Нина Васильевна,

учитель- логопед.

Новокузнецк, 2016

Солнечный лучик коснулся руки

Я попрошу его: «Ты не беги,

Ты посиди на ладошке моей,

Вместе нам будет с тобой веселей».

Введение.

Уважаемые учителя-логопеды, воспитатели и родители (законные представители)! Ваши дети готовится к самостоятельному общению среди окружающих его людей и дальнейшему обучению в школе. Бытует мнение, что не так важно, чтобы ребенок перед поступлением в первый класс умел осмысленно и бегло читать, как важно умение ребенка ориентироваться в звуках родного языка и языковой системе родной речи. Другими словами, ребенку необходимо научиться выделять из речевого потока предложение, делить его на слова, а слова на слоги и звуки. А звуки в свою очередь не должны смешиваться между собой и должны отчётливо восприниматься на слух. Важно также, чтобы ребенок умел пересказывать и составлять рассказы и сказки, имел достаточный словарный запас и грамматически правильно оформлял свое высказывание.

Вам хочется, чтобы малыши поскорее научились правильно произносить все нарушенные звуки, умело строить предложения, общался со взрослыми и сверстниками на равных правах. Запомнить все буквы, научится читать и рассказывать, самостоятельно сочинять и фантазировать. Владеть своими эмоциями и голосовыми навыками.

Тетрадь предназначена для детей дошкольного возраста имеющих речевые нарушения.

В этой тетради нет скучных правил, здесь подобрано в соответствии лексических тем - много игр, увлекательных заданий, веселых стихов, рисунков. А также подобран материал для развития мелкой моторики. Она создана, специально для тех, кто только делает первые шаги в обучении.

Уделите внимание вашим детям и занимайтесь по нашей рабочей тетради, и каждый ребенок непременно добьется успехов в обучении.

Тема «Зима»

Задание 1.

1. Назови времен года.

2. Какое время года сейчас?

3. Какие изменения произошли зимой в природе?

Задание 2. Отгадать загадку. (Выучить загадки и стихи по выбору.)

1.На дворе горой, а в избе водой. (Снег )……………………

2.Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз) ………………..

3.Что вниз головой растет? (Сосулька)… …………………..

4.С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые(снежинки)………………………

5.Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба) …………………………

Задание 3. Дидактическая игра: «Подбери признак»:

наступает (что?) - .........................., валит.......................,

свищет............................................., бушует …………….,

кружится..................,…………….. замерзает ………….

блестит ……………………………, лепят …………………………. .

Задание 4. «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

Летом небо светлое, а зимой - .........................................................................

Летом день длинный, а зимой - .......................................................................

Летом солнце яркое, а зимой - .........................................................................

Весной лед на реке тонкий, а зимой - ………………………………………

Снег мягкий, а лед - .........................................................................................

Одни сосульки длинные, а другие - ................................................................

Задание 5. Подбери слова родственники.

Зима, зимний, зимовать, зимующий, зимовье.

Снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, снегоход, снежинка и тд.

Задание 6. (Подбор слов-определений к существительным.)

Зима (какая?) …………………………………….....................................................

Снег (какой?) ………………………………………………………………………

Снежинка (какая?) ……………………………………………………………

Ветер (какой?) ……………………………………………………………………

Мороз (какой?) …………………………………………………………………

Задание 7. Загадка – уму зарядка.

1.С неба падают зимою и кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые... (Снежинки.)………………………………………………

2.На полях – снег, на реках – лед,

ветер свистит, кусает.

Когда это бывает? (Зимой.)………………………………………………………

Задание 8. Нарисуй ёлочки и снеговиков.

Задание. 9. Отгадай загадку, выложи отгадку:

Сложить из тонких бумажных полосок снежинку по образцу (меньшего размера).

«Что за звездочки такие на пальто и на платке:

Все сквозные, нарезные, а возьмешь – вода в руке».

(Снежинка.)………………………………

Тема «Зимующие птицы»

Задание 1. Рассмотри картинки. Запомни название птиц воро­бей, синица, сорока, дятел, ворона, голубь. Запомни обобщающее поня­тие «зимующие птицы».

Объясни, почему эти птицы остаются зимовать.

Расскажи о том, чем питаются зимующие птицы и как взрослые и дети помогают птицам пережить холодную зиму.

Покажи части тела птиц (туловище, голову, хвост, клюв, крылья и т.д.).

Задание2. Запомни на­звания птиц.

1.Хоть я не молоток - по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. …………………………

2.Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее... ……………………………………..

3.Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает…. …………………………………

(воробей)

4.Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки - ведь это ………………………………..

(снегири)

Задание3.

(образование множественного числа существительных):

ворона - вороны, снегирь - ………………………………..,

галка - ........................,…….. воробей - ................................................

Задание 4. Игра: «Скажи одним словом» Закончи предложения:

У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…………. (длиннохвостая).

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют………….. (желтогрудая).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…………. (чернокрылая).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют …………... (длинноклювый).

Задание 5. Д/И: «Назови ласково».

Назовите части тела птицы только ласково:

Хвост –……………………………………. хвостик

Крыло-……………………………………. крылышко

Голова –…………………………………… головка

Глаза – ……………………………………..глазки

Клюв-……………………………………… клювик и т.д.

Задание 6. Нарисуй снегиря, синицу и сову конструктивным способом. Считай клетки.

Тема: « Транспорт »

Задание 1. Отгадай загадку (устно)

1.Летит птица-небылица,

а внутри народ сидит,

меж собою говорит. (Самолет)

2.Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

3.Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.

Подбегает к остановке, всех желающих берет -

И опять бежит вперед. (Автобус)

4.Бежит конь вороной,

много тащит за собой. (Паровоз)

5.Не летает, жужжит, жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему: и огни - глядеть во тьму,

И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)

6.Спозаранку за окошком

стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

ходят красные дома. (Трамвай)

7.Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз.

Не с ума ли он сошел

Прямо по морю пошел. (Пароход)

(К. И. Чуковский)

Задание 2. Дидактическая игра: «Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными).

Порядковые числительные. Например,

1. первый автобус, второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус;

2. первая машина, вторая машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина.

Первый трамвай……………………………………………………………………

Первый пассажир…………………………………………………………………

Первый самолет……………………………………………………………………

Количественные числительные:

один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов;

одна машина, две машины.............................................................. пять машин.

Один автомобиль,…………………………………………………………………

Задание 3.

1. Рассмотри картинки. Назови все виды транспорта и покажи по картинкам следующие части: колеса, фары, сиде­нье, весла, кузов... Закрепи в словаре обобщающее понятие «транспорт».

наземный, подземный, водный, воздушный.

Задание 4. Дидактическая игра: «Подбери признак»

Машина (какая?) - ........................,………………………………….

автобус (какой?) - ………………………………………………….,

самолет (какой?) - ..............................................................................

Задание 5. Подбери действия к предметам.

Поезд (что делает?) - ...,…………………………………………………

самолет (что делает?) - ...,………………………………………………..

пароход (что делает?) - ..............................................................................

Задание 6. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник………………………………………..

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро………………………………….

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар …………………………..

Задание 7. Дидактическая игра: «Один - много» (образование множественного и единственного числа имен существительных).

Самолет - самолеты, машина - …………………………...

самокат……………………. трамвай………………………….

автобус………………………… троллейбус... ………………………….

Задание 8. Дидактическая игра: «Кто, чем управляет?»

Самолетом - управляет летчик,

машиной - управляет... …………………………….

Поездом- управляет -,………………………………………

кораблем - управляет......................................................

Задание 9. Прочитай стихотворение.

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я ее приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор -

Машину беречь должен каждый шофер.

Задание 10. Игра: « Слово одно, а значение разное»

Задание11. Игра: «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий). Машины (какие бывают?) - легковые, грузовые, спортивные, военные, специальные...

Самолеты (какие бывают?) - .........................................................................

Поезда (какие бывают?) - ..................................................................……...

Машина (что делает?) - едет, мчится, тормозит, останавливается....

Самолет (что делает?) .....................................................................................

Теплоход (что делает?) ...................................................................................

Задание12. «Назови одним словом». Закончи предложения.

Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) ………………….... (двухколесный).

Если у велосипеда три колеса, он (какой?)……………………

Если у машины четыре колеса, она (какая?)…………………..

Если у лодки четыре весла, она (какая?)………………………

Задание 13. Нарисуй машины, корабли.


Тема: «Новогодние праздники. Зимние забавы»

Задание 1.

Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?

Подобрать прилагательные к словосочетанию Новогодний праздник- шумный, веселый, красивый, звонкий, блестящий, вкусный, радостный

«В какие краски окрашен этот праздник?»

зеленая (что – елка)

красная (что – звезда)

желтая (что – игрушка)

серебристый (что – дождик)

Задание 2. Прочитай.

Новогодняя елка

М. Тахистова

Задание 3. Чем украсим нашу елку?

Назови, как можно больше елочных украшений. /шарами, бусами, звездами, гирляндами, конфетами…/

Задание 4. Подбери слово. Дается существительное, к нему нужно подобрать родственные слова.

лыжи -лыжник-лыжница-лыжня

елка- елочка – елочный – елочная

снег – снеговик – снегурочка – снежный – снеговой…

Задание 5. Прочитай и перескажи рассказ.

Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!

Задание 6. Нарисуй ёлочки – снеговики.

Задание 7. Нарисуй новогоднюю красавицу.

Тема: «Домашние птицы и их птенцы»

Задание 1. Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?

Задание 2. Прочитай. Отгадай загадки.

1.Квочет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица)………………………………….

2.Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)……………………………

3.Явился в желтой шубке, прощайте,

Две скорлупки. (Цыпленок)……………………………………………

4.Красные лапки, щиплет

за пятки, беги без оглядки. (Гусь)……………………………………

Задание3. Прочитай. Нарисуй.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки - желтые ребятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите!».

На птичьем дворе

Наши уточки с утра - кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора - бал-бал-бал! Балда-балда!

Наши гуленьки вверх - гру-гру-гру, гру-гру-гру!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет

«Ку-ка-ре-ку!» (А. Барто)

Задание 5. Дидактическая игра: «Кто как голос подает?»

(упражнение в словообразовании):

утка (кря-кря) - крякает; гусь (га-га) - гогочет,

петух (………...…………….) курица (……………..…………..)

Задание 6. Дидактическая игра: «Один - много»

(образование множественного числа имени существительного):

цыпленок - цыплята, курица - курицы

индюк - ............................. гусь - ...................................................

утка - …………………….. селезень………………………………….

Задание 7. Дидактическая игра: «У кого кто» (упражнение в словообразовании).

1.Единственное число имен существительных:

у утки - утенок, у гусыни - ……………………….,

у индюшки - ...........................

2.Множественное число имен существительных:

у утки - утята, у гусыни - ……………………….,

у индюшки -…………………

Задание 8. «Назови правильно»: Назови папу, маму и детеныша каждой птицы. Прочитай.

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

Задание 9. Закончи предложения.

Индюк - болбочет. Утка - ...................................

Гусь-……………………… Цыпленок………………………
Курица - ............................ Петух - .... ………………….

Задание10. «Скажи наоборот». Закончи предложения.

Утка большая, а утенок - .........................................................

У гуся шея длинная, а у курицы - ...........................................

Цыпленок молодой, а петух - .... …………………………….

У курицы лапы без перепонок, а у утки - ………………………

Задание 11. Нарисуй петушка, курочку, уточку или индюка.

Тема «Домашние животные их детеныши»

Задание 1.

1. Рассмотри картинки. Назови животных и их детенышей. Расска­жи, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает. Запомни обобщающее понятие «домашние животные».

2. Обрати внимание на отличительные особенности животных.

Задание 2. Разгадай загадки и напиши ответ.

1.Му-му-му, молока кому? (Корова)………………………………………

2.Идет, идет, бородой трясет, травки просит:

«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (Коза)…………………………………..

3. Я большой, и я красивый, я бегу - и вьется грива,

Длинный шелковый хвосток и копытами - цок, цок.

(Конь)……………………………………………………………………….

4.Спереди - пятачок, сзади - крючок,

посредине - спинка, а на ней - щетинка. (Свинья)……………………..

5.По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)…………………….

Задание 3. Игра «Назови ласково»:

Назови ласково папу, маму и детеныша каждого до­машнего животного.

Кот - котик, кошка - кошечка, котенок - котеночек.

Пес - ........................., собака - ........................, щенок - ..................................

Бык-………………..,корова - …………….., теленок - ……………………..
Козел - ……………., коза - ………………, козленок - ............................... . Баран- …………….., овца - ……………........, ягненок - ...............................

Задание 4. Дидактическая игра: «Кто, чем питается?»

(употребление творительного падежа имен существительных):

кошка - молоком, корова - ………………………….

коза - ………………………….., собака - .........................................

лошадь - ...................................... свинья………………………………

Задание 5. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Корова - «му-у» (корова мычит). Кошка «мяу» (кошка мяукает).

собака - …………………….. свинья - ............................

лошадь - ………………………... . овца - ................................ .

у кошки - котенок (котята), у собаки - щенок (щенята),

у овцы - ……………………., у козы - ...........................

котенок - у кошки, щенок - у ……………...,

теленок - у ………………….., жеребенок - …………...,

козленок - ... ………………….

Задание 6 . Нарисуй кошку и поросёнка. Раскрась.

Задание 7. Игра: «Что у кого?»:

Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.

У коровы - рога,………………… У лошади - грива,..................... .
У свиньи - пятачок, ……………... . У собаки - лапы,……………... .

Задание 9. «У кого кто?»

Кто у собаки? - У собаки щенок. Это детеныш, он маленький.
Кто у кошки? - ………………………………………………………………………
Кто у коровы? – ……………………………………………………………………

Кто у лошади? - ……………………………………………………………………
Кто у свиньи? – ... …………………………………………………………………

Кто у козы? - ….……………………………………………………………………

Задание 10. Домашние животные. Раскрась домашних животных.


Тема «Дикие животные и их детеныши»

Задание 1. Рассмотри картинки. Запомни названиями диких живот­ных нашего леса. Закрепи в словаре обобщающее понятие «дикие животные». Расскажи о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в норе, берлоге, логове, дупле и т. д.). Покажи части тела животных {туловище, голову, хвост, рога, копыта и т.д.).

Задание 2. «Угадай-ка». Дополни предложения:

Ноги, копыта, рога - у ………………... (лося).

Кисточки на ушах - у............................. (белки, рыси).

Иголки на теле - у ………………………. (ежа).

Задание 3. «Подбери, назови, запомни». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий).

1.Медведь (какой) - бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.
Заяц (какой?) - ........................................................................................................

Лиса (какая?) - …………………….......................................................................

2.Медведь (что делает?) - переваливается, ревет, спит,.....................................

Лиса (что делает?)....................................................................................................

Заяц (что делает?).................................................................................................

Задание 4. «Скажи наоборот» Закончи предложения.

Лось большой, а заяц....................................................... …………................

У волка хвост длинный, а у медведя.............................................................

Белка слабая, а волк.........................................................................................

Лиса хищное животное, а заяц...........................................................................

Задание 5. «Кто с кем?» Прочитай.

Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром док­тор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных.

Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита? (Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. И т. д.)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 6. «Назови ласково» (устно). Назови детенышей ласково, как называл их доктор Айболит.

Лисенка доктор называл (лисеночком), а лисят - (лисятками).

Зайчонка доктор называл ……………………..…. , а зайчат - ……………... .

Лосенка доктор называл ………………………..….., а лосят - ………………

Медвежонка доктор называл ………………........, а медвежат - ……………...

Бельчонка доктор называл...………………., а бельчат - ..........................

Ежонка доктор называл................................, а ежат - ..............................

Волчонка доктор называл ………………...., а волчат - …………………

Задание 7. Прочитай, отгадай загадки ответы запиши.

1.Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)……………………………

2.Под соснами, под елками

живет клубок с иголками. (Еж)………………………………………………….

3.Быстрый маленький зверек

по деревьям скок-поскок. (Белка) ………………………………………………

4.Серый байковый зверюшка,

косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

и морковку ему дай. (Заяц) ………………………………………………………

Задание 8. Дидактическая игра: «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий - ..................................................................

Серый, зубастый, страшный - …………………………………………………

Хитрая, пушистая, рыжая - ............................................................................

Маленький, длинноухий, пугливый - ............................................................

Серый ……………………………………………………………………………..

косолапый …………………………………………………………………………

хитрая...,…………………………………………………………………………..

колючий... ………………………………………………………………………..

Задание 9. Дидактическая игра: «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании)

у медведя - медвежонок,

у волка - …………………………………………………………………………

у лисы - .............................................................................................................

у зайца-…………………………………………………………………………….

у медведя - медвежата,

у волка - ………………………………………………………………………

у лисы - ........................................................................................................

у зайца-…………………………………………………………………………

Задание 10. Дидактическая игра: «Назови семью» (упражнение в словообразовании)

папа - медведь, мама - медведица, детеныш(и) - медвежонок (медвежата);

папа - волк……………………………………………………………………..

папа - заяц ……………………………………………………………….. …..

папа - еж........................................................................................................

папа - лис……………………………………………………………….. …….

Задание 11. Дидактическая игра: «Назови маму» (употребление родительного падежа существительных):

медвежонок у медведицы, лисенок у..................................

зайчонок у…………………… бельчонок у………………………

Задание 12. Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному)

лиса - тявкает, медведь - ………………………,

волк - …………… еж-………………………………..

белка - ……………………...

Задание 13 . Дидактическая игра: «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных).

В норе живет (кто?) - лиса. В берлоге - ……………………………

В дупле - ………………… В норе………………………………

Под кустом………………………

Задание 14. Дидактическая игра: «Про кого можно сказать...»

(подобрать существительное к глаголу):

охотится - ........................, крадется _ ………….......................

воет - …………………..., кусается - ……………...................

пугается - …………………… скачет - …………………………….

переваливается - ……………… хитрит - …………………………… выслеживает - ……………….....

Задание 15. Нарисуй зайца, ежика и волка.

Тема: Животные холодных стран.

Задание 1. Беседа.

Рассмотри иллюстрации с изображением животных холодных стран-(белый медведь, пингвин, морской котик, песец, т.д) отметь их внешние признаки, расскажи о том, где они живут, чем питаются; закрепи в словарном запасе названия зверей и их детенышей.

Задание 2. Игра: «Подбери слово».

Я беря картинку, а ты должен сказать прилагательное (слово – признак) характеризующее данное животное.

а) по внешнему виду;

б) по повадкам.

Задание 3. Игра: «Найди родственников».

Подбери родственные слова:

Олень, оленята, олений, оленья……………………………………………………

Морж, моржиха, моржата, моржовый……………………………………………

Медведь……………………………………………………………………………

Задание 4. Игра: «Найди детенышей».

Прочитай про детенышей животных севера.

У оленей – оленята

У тюленей – тюленята

У моржей – моржата.

У песцов – щенки.

У северных зайцев – зайчата.

Задание 5. Игра: «Кто на кого охотится?» Составь предложения и запиши, Например: «Белый медведь охотится на моржа».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(какой?) - ..............................................

(что делает?) -………………………….

Задание 6. Игра: «Знаешь ли ты?»

Задание 7. «Подскажи словечко». Измени предложения по образцу.

Образец: Я нарисовал медведю лапу. ~ Я нарисовал медвежью лапу.

Я нарисовал тюленю ласты……………………………………

Задание 8. «Нелепицы». Послушай предложения. Исправь допущенные ошибки.
Лев охотится за тюленями.

Тюлень питается бананами.

У обезьяны в сумке на животе сидит детеныш.

Жираф - царь зверей.

Зебра - самое большое сухопутное животное на земле.

Тема: Животные жарких стран»

Задание 1. Беседа.

Рассмотри картинки. Запомни названия животных. Расскажи, какие животные обитают в жарких странах. Закрепи в слова­ре обобщающие понятия «животные жарких стран, носорог, антилопа, бегемот, лев, верблюд, отметить их внешние признаки; расскажи о том, где они живут, чем питаются.

Задание 2. «Найди родственников». Подобрать однокоренные слова по теме.

Жираф……………………………………………………………………..

Верблюд……………………………………………………………………….

Леопард………………………………………………………………….

Обезьяна………………………………………………………………….

Задание 3. «Кто за кем охотится?». Знаешь ли ты, как охотятся звери и какой зверь охотится за каким?

Например: лев- зеброй,……………………………………………………………

Леопард…………………………………………………………………………

Задание 4. Игра: «Сосчитай до пяти.» устно

/один лев, два льва, три льва, четыре льва, пять львов. /Словарь по теме.

Задание 5. Игра: «Назови детенышей»:

Ульва-…………………………………, у верблюдов-…………………………

у слонов-……………………………, у черепахи-………………………………

у жирафов-………………………

Задание 6. Прочитай, ответь на вопросы, перескажи.

Слоны- очень крупные животные высотой до трех метров. Самое удивительное у слона- хобот. Это - сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.

Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.

Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 ведер воды.

Слоны- умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь.

Т. Нуждина.

Вопросы: 1. Зачем слону хобот?

2. Как живут слоны?

3. Чем слоны питаются?

4. Какая у слонов память?…

Задание 7. «Папа, мама, детеныши».

Рассмотри детенышей животных. Назови папу, маму и детеныша по образцу. Образец: слон, слониха, слоненок, слонята.

Задание 8. «Подбери признак, подбери действие». Закончи предложения (под­бери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий).

Слон (какой?) - огромный, тяжелый, сильный, умный, выносливый...

Слон (что делает?) - ходит, бегает, ищет корм, поднимает, перевозит (гру­зы), купается, защищает (детенышей), трубит...

Обезьяна (какая?) - ......................................................................................

Обезьяна (что делает?) - ……………...........................................................

Задание 9. «Расскажи-ка». Прочитай

Рассмотри схему. Составь сравнительные рассказы о льве и северном олене.

Название животного. Где живет?

Северный олень - животное севера, а лев - животное юга. Север­ный олень и лев крупные животные. У оленя на голове рога, а у льва густая грива. У оленя и льва шерсть короткая. У оленя короткий хвост, а у льва длинный хвост с кисточкой. У оленя на ногах копыта, а у льва лапы с острыми когтями. Олень травоядное животное. Он питается мхом, корой деревьев. Лев хищное живот­ное. Он питается мясом других животных. Льва называют царем зверей.

Части тела

Тема: «День защитников Отечества»

Задание 1. Беседа

Расскажи о этом празднике - кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день, рассмотри иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;

Задание 2. Прочитай.

Левой – правой, левой – правой

На парад идет отряд

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад,

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Задание 3. Игра: «Что лишнее?» Прочитай и зачеркни.

пушка – пистолет – палочка регулировщика – автомат

пилотка – фуражка – шинель – бескозырка

самолет – корабль – трамвай – вертолет

сапоги – шинель – платье – китель

летчик – танкист – продавец – артиллерист

Задание 4. Игра: «Скажи, кого много в армии».

Образование существительных множественного числа родительного падежа.

моряк – моряков

танкист – …………………………………………………………………………

командир – ………………………………………………………………………

летчиков-…………………………………………………………………………

десантник – ………………………………………………………….…………..

подводник – …………………………………………………………….……….

офицер – …………………………………………………………………………..

пограничник – …………………………………………………………………….

артиллерист – ……………………………………………………………………..

Задание 5. Игра: «Из чего - какой» Закончи предложения.

Дверца из металла (какая?) - металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) - ............................................................................ .

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - .....................................................................

Колесо из резины (какое?) - .................................................................................

3адание 6. «Считай и называй»: Сосчитай (запиши в кружки или отметь точками ко­личество) и назови транспорт. (Три самолета. И т.д.) поставить цифру под предметом.

.

3адание 7. Обведи по точкам. Назови каждый предмет ласково.

Список литературы

1.Развиваем связанную речь у детей 6-7 лет н Н.Е. Арбекова

2.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом1 Н.Э. Теремкова

3.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом-2

4.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом-3

Н.Э. Теремкова

5. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом-4

Н.Э. Теремкова

6.Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Н. М. Миронова.

7.Занимательные задания логопеда дошкольников О.Н Яворская.

8.Тематические лексико-грамматические упражнения для взрослых и детей с нарушением речи. Н.В. Кошелева

9.Веселые прописи Издательство УЧИТЕЛЬ

Желаем успехов.

Шевякова Н.В.

учитель-логопед.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.