Федор Петрович Литке: второе кругосветное плавание. Замечательный путешественник и ученый федор петрович литке Что открыл федор литке в океании

20 сентября 1934 г. ледорез «Ф. Литке» вернулся в Мурманск, за одну навигацию пройдя Северным морским путем. Знаменитый пароход немало потрудился, исследуя Арктику, как и его тезка, адмирал и ученый Федор Петрович Литке.

Ледорез «Ф. Литке» в Архангельске, 1936 г.


В 1955 г. советские полярники установили мировой рекорд. Впервые в мореплавания надводное судно достигло координат 83°21" северной широты, не дойдя до северного Полюса 440 миль. Он оставался непобитым многие годы – впоследствии подобный поход оказался по силам только ледоколам, оснащенным ядерной энергетической установкой. Чести поставить этот рекорд удостоился ледорез «Литке» – корабль, прослуживший в строю российского, а потом и советского флота уже более 40 лет. Ледорез «Литке» хоть и находится несколько в тени своего старшего и более могучего собрата по полярному мореплаванию – макаровского «Ермака», однако потрудился для нужд обширного арктического хозяйства немало, пережив три войны, множество сложнейших полярных экспедиций и проводок караванов.

Этот без преувеличения заслуженный корабль был назван в честь человека, посвятившего практически всю свою жизнь изучению морей и океанов, и Арктики в том числе. Федор Петрович фон Литке – адмирал, ученый и исследователь – много сделал для того, чтобы белых пятен, обрамляющих Российскую империю на Севере, стало значительно меньше. Именем этого выдающегося мореплавателя, основателя Русского Географического Общества и был назван в 1921 году ледорез канадской постройки, бывший до этого несколько месяцев «III Интернационалом», а еще ранее – «Канадой».

Эстляндские корни

Предки Федора Петровича Литке, эстляндские немцы, приехали в Россию в первой половине XVIII столетия. Дед будущего адмирала Иоганн Филипп Литке, будучи лютеранским пастором и ученым богословом, прибыл в Санкт-Петербург приблизительно в 1735 году. Он поступил на должность конректора в академической гимназии, где, согласно контракту, должен был отработать 6 лет. Иоганн Литке, наряду с весьма незаурядными умственными способностями, обладал довольно неуживчивым характером, что вызывало конфликты с коллегами. Вскоре ему пришлось оставить место службы и уехать в Швецию.

Однако Россия все-таки оставалась для него удобным местом для проживания и деятельности, и ученый-богослов в 1744 г. возвращается обратно, уже в Москву. Авторитет его как духовного лица, ученого остается высоким, поэтому Иоганн Литке избирается пастором в новой немецкой общине Москвы. Интересно, что Иоганн Литке содержал академическую школу, где проходил обучение немецкому языку не кто иной, как юный Григорий Александрович Потемкин. Иоганн Филипп прожил в России достаточно долгую жизнь и умер в 1771 г. от чумы в Калуге. У Ивана Филипповича Литке, как его называли на русский манер, была большая семья: четверо сыновей и дочь. Отцом прославленного мореплавателя и основателя географического общества был второй сын Петр Иванович, который родился в 1750 году.

Подобно многим детям иностранцев, он уже полностью обрусел. Петр Литке получил достойное образование и в молодые годы предпочитал военный мундир мантии ученого. Он принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., где отличился в сражениях у Ларге и Кагуле. Петру Ивановичу Литке довелось служить адъютантом у князя Николая Васильевича Репнина, фигуры внушительного влияния в царствование императрицы Екатерины II. Впоследствии ему довелось служить управляющим в многочисленных княжеских имениях, потом он перешел в Таможенное ведомство, занимая там довольно значительные должности. Петр Литке скончался в 1808 году, будучи членом Коммерц-коллегии.

Подобно своему отцу, Петр Иванович Литке также имел многочисленное потомство, состоявшее из пяти детей. Младшим из них и был родившийся в 1797 г. сын Федор Петрович. Анна Ивановна фон Литке, урожденная Энгель, супруга Петра Ивановича, скончалась спустя два часа после родов. Будучи еще совсем не старым вдовцом и имея на руках пятерых детей, барон ожидаемо принял решение жениться во второй раз. Отношение к потомству от первого брака у молодой жены, добавившей еще троих детей, было весьма суровым, поэтому, когда Федору исполнилось семь лет, его отправили на учебу в частный пансион некоего Майера. Качество обучения и воспитания в этом заведении оставляло желать лучшего, и неизвестно, как сложилась бы судьба и интересы Федора Литке, если бы из пансиона его не забрали. Отец его умер, а мачеха после смерти мужа отказалась платить за обучение пасынка.

Мальчику едва исполнилось десять лет, когда его взял к себе домой брат матери Федор Иванович Энгель. Дядюшка был высокопоставленным чиновником, членом Государственного совета и директором Департамента польских дел. Он был обладателем внушительного состояния и вел активную светскую жизнь, в которой времени на взятого в дом племянника никогда не хватало. Достоянием Федора Ивановича Энгеля, помимо всего прочего, была и порядочная по тем временам библиотека. Книги там были собраны в большом количестве, но довольно бессистемно. Федор Литке, будучи в юные годы личностью любознательной, не отказывал себе в удовольствии читать все, что попадалось под руку. И не всегда, как потом отмечал сам адмирал, прочитанное было полезного содержания.

Так, фактически предоставленный самому себе, мальчик прожил в дядюшкином доме два года. В 1810 г. его старшая сестра Наталья Петровна фон Литке вышла замуж за капитана 2 ранга Ивана Саввича Сульменева и взяла к себе в дом младшего брата. Только тут Федор, наконец, почувствовал себя в кругу семьи. В доме сестры он мог часто видеть морских офицеров, слушать разговоры на морскую тематику, постепенно все более его увлекающую.

Возможно, тесное общение с мужем сестры во многом и определило дальнейший жизненный путь будущего адмирала. В 1812 году, когда началась Отечественная война, отряд канонерских лодок под командованием Сульменева находился на рейде Свеаборга. К нему приехала супруга, взявшая с собой и младшего брата. Давно заметив, что юноша «заболел» морем, Сульменев решил развить эту полезную тягу у своего юного шурина. Вначале он нанял для него учителей по различным наукам, а потом взял к себе в отряд гардемарином. Федор Литке стал моряком и оставался верен своему выбору всю оставшуюся жизнь.

Моряк

Уже в следующем 1813 году новоиспеченный гардемарин отличился при осаде Данцига во время заграничного похода русской армии, проходя службу на галете (парусно-гребном судне небольшого водоизмещения) «Аглая». За проявленное мужество и самообладание Литке был награжден орденом Святой Анны 4 степени и произведен в мичманы.


Федор Петрович Литке, 1829 г.

Закончилась эпоха наполеоновских войн, а морская служба Литке продолжалась. Молодому человеку уже мала была Балтика – его тянуло на широкие океанские просторы. И скоро он получил возможность встретиться с ними не только на страницах книг и атласов. Иван Саввич Сульменев, узнав, что знаменитый в тогдашних флотских кругах капитан 2 ранга Василий Головнин готовится отбыть в кругосветную экспедицию на шлюпе «Камчатка», порекомендовал ему Федора.

Головнин был известен своим плаванием на шлюпе «Диана», проходившем в весьма сложных международных условиях. Недавние союзники, Россия и Англия после заключения Александром I Тильзитского мира с наполеоновской Францией фактически пребывали в состоянии войны. «Диана», прибыв в Южную Африку, оказалась интернированной британской эскадрой, базировавшейся в здешних водах. Головнину удалось обмануть своих стражей, и шлюп благополучно ускользнул. Впоследствии обстоятельства сложились так, что Василию Головнину довелось провести почти два года в японском плену. Все свои многочисленные приключения этот незаурядный офицер описал в «Записках», которые пользовались огромной популярностью. Находиться под командованием такого прославленного офицера было большой честью, и свой шанс попасть в экспедицию Федор Литке не упустил.

Кругосветные экспедиции еще не стали обыденным явлением в русском флоте, и каждая из них являлась событием выдающимся. 26 августа 1817 г. шлюп «Камчатка» отправился в свое двухлетнее плавание. Он пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и, преодолев водные просторы Тихого океана, прибыл на Камчатку. Дав кратковременный отдых экипажу, Головнин продолжил выполнение поставленной задачи. «Камчатка» побывала в Русской Америке, посетила Гавайские, Молуккские и Марианские острова. Затем, пройдя Индийский океан, достигла мыса Доброй Надежды. Дальше была уже знакомая Атлантика. 5 сентября 1819 г., спустя два года с небольшим, шлюп «Камчатка» благополучно вернулся в Кронштадт.

Столь продолжительная экспедиция оказала колоссальное воздействие на формирование Федора Литке как моряка. На «Камчатке» он занимал ответственную должность начальника гидрографической экспедиции. Молодому человеку приходилось заниматься различными измерениями и исследованиями. В ходе продолжительного плавания Литке интенсивно восполнял пробелы в собственном образовании: изучал английский язык и другие науки. В Кронштадт из экспедиции он вернулся уже лейтенантом флота.

Любопытной деталью было то обстоятельно, что во время своей кругосветки он познакомился и подружился на всю жизнь с Фердинандом Врангелем, не менее выдающимся русским мореплавателем. Врангель, совершив еще одно кругосветное путешествие, дослужится до адмирала, станет правителем Русской Америки в 1830–1835 гг., много времени посвятит исследованию побережья Сибири.

Василий Головнин был доволен своим подчиненным и дал ему блестящую рекомендацию, в которой охарактеризовал Федора Литке как прекрасного моряка, исполнительного и дисциплинированного офицера и надежного товарища. Благодаря мнению авторитетного моряка и незаурядным личным качествам, лейтенант Федор Литке в 1821 году получил ответственное задание: возглавить экспедицию на малоизученную в то время Новую Землю. Ему тогда было 24 года.

Исследователь Арктики

Новая Земля, несмотря на то, что была в давние времена известна русским поморам и новгородским купцам, все еще не подвергалась серьезному и систематическому исследованию. В 1553 г. эту землю наблюдали с бортов своих кораблей моряки трагически закончившейся английской экспедиции под командованием Хью Уиллоби. В 1596 г. известный голландский мореплаватель Виллем Баренц в попытке разыскать Северный проход к богатым странам востока, обогнул северную оконечность Новой Земли и перезимовал в тяжелейших условиях на ее восточном побережье.

У самой России долгие годы не доходили руки до исследования этого полярного архипелага. Лишь в царствование Екатерины II, в 1768–1769 гг., экспедиция штурмана Федора Розмыслова составила первое описание Новой Земли, получив много достоверной информации, дополненной сведениями от местного населения. Однако к началу XIX века этот регион все еще оставался малоизученным. Точная карта берегов Новой Земли отсутствовала. Чтобы исправить такое упущение, в 1819 году туда была направлена экспедиция под командованием лейтенанта Андрея Петровича Лазарева, родного брата М. П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, адмирала и Главного Командира Черноморского флота. Задачи, поставленные лейтенанту Лазареву, были весьма обширными, при этом для их выполнения ставились весьма ограниченные временные рамки. Требовалось произвести съемку Новой Земли и острова Вайгач всего за одно лето. Миссия Лазарева закончилась неудачей: большая часть экипажа его корабля по возвращении в Архангельск оказались больны цингой, а трое скончались во время плавания.

Теперь же эту нелегкую задачу поручили выполнить Федору Литке. Учитывая опыт предыдущего, неудачного, предприятия, цели, поставленные лейтенанту Литке, были более скромными. Требовалось осуществить съемку по возможности большей протяженности береговой линии Новой Земли и произвести гидрографические исследования. При этом строго предписывалось не оставаться на зимовку.

Для экспедиционных целей был специально построен 16-пушечный бриг с характерным названием «Новая Земля» водоизмещением около 200 тонн, длиной 24,4 метра, шириной 7,6 метра и осадкой 2,7 метра. Бриг имел усиленный набор корпуса, подводная часть была обшита медными листами. На тот случай, если «Новой Земле» все же придется остаться на незапланированную зимовку, на нее был погружен строительный лес и кирпичи для оборудования жилища. Объем трюмов позволял взять провиант из расчета запасов на 16 месяцев. Под командованием Литке находился экипаж из 42 человек.

Экспедиция началась 27 июля 1821 года. Лейтенант взялся за дело основательно и без спешки. Требовалось разобраться в совершенно не знакомой обстановке, ведь Литке не имел опыта плавания во льдах. К тому же нужно было испытать мореходные качества вверенного ему корабля. Бриг «Новая Земля» был построен на совесть – в этом его экипаж имел возможность неоднократно убедиться впоследствии. В Горле Белого моря «Новая Земля» села на не обозначенную на имеющихся картах мель – с большими усилиями экипажу удалось с нее сняться. В целом итог первого плавания был удовлетворительным. Были уточнены координаты Канина Носа, долгота которого отличалась от указанной на картах на один градус, проведены и другие исследования и измерения. Опыт, полученный в 1821 году, был учтен в составлении планов на экспедицию следующего 1822 года.

До начала августа 1822 г. экспедиционный бриг исследовал и описывал некоторые районы Мурманского берега, а затем двинулся к Новой Земле, основному объекту исследований. Был проделан значительный объем работ: произведена опись берега Новой Земли к югу от Маточкиного Шара вплоть до Южного Гусиного Носа и от горы Первоусмотренной до мыса Нассау, ошибочно принятого Литке за мыс Желания. Дальнейшему продвижению на север препятствовали льды, и 12 сентября «Новая Земля» отправилась в Архангельск. Результаты деятельности экспедиции были высоко оценены в Адмиралтействе. По итогам двух лет работы Федор Петрович Литке был представлен к званию капитан-лейтенанта, его офицеры награждены орденами, а нижние чины удостоены денежных премий.

Экспедиция 1823 г. стала испытанием на прочность как самого корабля, так его экипажа. Закончив работы по описанию Мурманских берегов, 30 июля бриг отправился к Новой Земле. В конце лета при сильном северо-западном ветре «Новую Землю» выбросило на камни. Был поврежден руль, вокруг корабля, по словам Литке, плавали обломки киля. Он приготовился уже отдать приказ срубить мачты, однако мощная волна стянула бриг на чистую воду. Поврежденный корабль вынужден был вернуться в Архангельск. Несмотря на сложные условия, в которых оказалась экспедиция, исследовательские работы продолжались даже по пути домой: было описано северное побережье острова Колгуев. В Белом море наспех отремонтированную «Новую Землю» подстерег шторм, вновь повредив руль. Только выучка и самообладание экипажа предотвратили гибель корабля.

На следующий 1824 год Литке планировал очередную, четвертую, экспедицию в район Новой Земли. Его корабль был отремонтирован и приведен в полный порядок. 30 июля этого года бриг отправился в свое очередное арктическое плавание. В начале августа он был уже у Новой Земли, однако дальше на север продвинуться не удалось. Ледовая обстановка в этом году оказалась неблагоприятной, и экипаж занялся ее изучением. Четыре экспедиции к Новой Земле получили крупные научные и исследовательские результаты, сам Федор Литке приобрел неоценимый опыт плаваний в полярных широтах. Обладая прекрасной памятью и отличным литературным языком, он соединил свои впечатления и наблюдения в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению императора Александра I на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823, 1824 гг. капитан-лейтенантом Федором Литке».

Вторая кругосветка

После своего возвращения с Севера, составления отчетов и рапортов Литке был назначен командиром строящегося на Охтинской верфи шлюпа «Сенявин». Вместе с другим шлюпом под названием «Моллер», которым командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович (впоследствии адмирал и отец известного писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича), они должны были совершить плавание к Камчатке и обеспечить затем защиту русских интересов в северной части Тихого океана. Инструкция Адмиралтейства, впрочем, строго не предписывала взаимодействия между двумя кораблями.

В мае 1826 г. трехмачтовый 300-тонный шлюп был спущен на воду на Охтинской верви и перешел для дооснащения в Кронштадт. В плавание к далеким тихоокеанским рубежам готовился экипаж из 62 человек. Кроме того, на борту было 15 мастеровых, которых предполагалось отправить в Охотск и Петропавловск. Погрузив все необходимые запасы, 20 августа 1826 г. «Сенявин» отправился в свой долгий поход.


Евгений Валерианович Войшвилло. Шлюп «Сенявин»

Первой остановкой на пути был Копенгаген, где закупили теплую одежду и ром. Там же «Сенявин» дождался «Моллера», который покинул Россию несколько позже. Затем в конце сентября русские корабли прибыли в Портсмут. Литке посетил Лондон, где приобрел некоторые астрономические приборы, которые были опробованы им в Гринвичской обсерватории. Дальше был путь через Атлантический океан, и в конце декабря 1826 г. русские моряки увидели Рио-де-Жанейро. Следующий этап пути: мыс Горн был обойден в начале февраля уже следующего, 1827, года. Во время сильного шторма оба корабля потеряли друг друга, и, когда 18 марта «Сенявин» зашел в бухту Вальпараисо, он увидел «Моллера», уже отбывающего на Камчатку.

В апреле Литке вышел на своем шлюпе в направлении Аляски. 11 июня «Сенявин» прибыл в столицу русских владений в Америке – в Новоархангельск, где сдал на берег предназначающиеся для этого города грузы. Остаток лета и начало осени «Сенявин» находился в водах, прилегающих к Аляске, посещал Алеутские острова. В октябре шлюп зашел в Петропавловск-Камчатский за почтой.

После этого Литке повел свой корабль в тропические воды. Русских моряков ждали экзотические Марианские и Каролинские острова с их буйной палитрой красок. До весны 1828 г. «Сенявин» находился в южных широтах, производя различные исследования, высаживая ученых на многочисленные острова, собирая образцы флоры и фауны.


Карта кругосветного плавания шлюпа «Сенявин»

Летом Литке снова пришел к берегам Камчатки, производя исследования этого отдаленного края. «Сенявин», пройдя Берингов пролив, углубился на несколько миль в Северный Ледовитый океан, а потом повернул на юг. В сентябре 1828 г. шлюп вернулся, наконец, в Петропавловск, где к этому времени уже стоял «Моллер». Оба корабля начали готовиться к возвращению в Кронштадт. В октябре этого же года корабли покинули ставшее уже для них привычным побережье Камчатки и двинулись в обратный путь.

Путь этот проходил через Филиппины и Суматру. С одного из многочисленных островов «Сенявин» снял потерпевшего крушение английского матроса, но в качестве переводчика этот «робинзон» совершенно не годился, поскольку за два прожитых на острове года не удосужился освоить язык местных туземцев. В августе 1829 г. шлюп «Сенявин» благополучно вернулся в родной Кронштадт.

Собранный в трехгодичной экспедиции материал был просто огромен, и Федор Петрович Литке немедленно занялся его обобщением и систематизацией. По возвращении он был представлен к внеочередному воинскому званию и получил эполеты капитана 1 ранга. В 1835–1836 гг. вышел капитальный труд «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 гг.». Он был переведен на многие европейские языки, и его автор стал знаменит. Русская Академия наук удостоила эту книгу полной Демидовской премии, а самого Федора Петровича избрали членом-корреспондентом академии.

Наставник, адмирал и ученый

Известность в ученых и военно-морских кругах, авторитет и популярность преподнесли Федору Петровичу Литке необычный сюрприз. 1 февраля 1832 г. император Николай I назначает его флигель-адъютантом, а в конце года – воспитателем своего сына, Великого князя Константина Николаевича. Император желал, чтобы Константин непременно стал моряком. На этой должности Федор Петрович пробыл долгих 16 лет. С одной стороны, такая близость к двору была почетной обязанностью, с другой – в экспедиции Литке больше не ходил.


Сергей Константинович Зарянко. Портрет Ф. П. Литке

Великий князь трудами и стараниями своего наставника и воспитателя действительно полюбил море и впоследствии возглавил Морское ведомство. Константин Николаевич слыл либералом, провел довольно много реформ и преобразований, в том числе отменил телесные наказания. При нем военная служба на флоте была сокращена с 25 до 10 лет. Но это будет гораздо позже. Федор Петрович Литке, несмотря на вынужденную сухопутную жизнь, не оставил своей научной деятельности. По его инициативе в 1845 году было образовано Русское Географическое Общество, где он занял должность вице-председателя. Председателем являлся Великий князь Константин Николаевич. Первое заседание общества состоялось 7 октября 1845 года.

Военная карьера Литке шла успешно: в 1835 г. он стал контр-адмиралом, в 1842-м – получил звание генерал-адъютанта, а в следующем 1843 году – вице-адмирала. Константин Николаевич вырос и готовился возглавить Морское ведомство. Федора Петровича Литке в 1850 г. назначают главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. В 1852 г. мореплавателя наградили Орденом Святого Александра Невского.

Накануне Крымской войны вице-адмирал Литке оказался главным командиром уже Кронштадтского порта. В начале 1854 года на специальном совещании у Великого князя Константина Николаевича, где обсуждались планы по противодействию союзной эскадре, чье появление на Балтике ожидалось в ближайшие недели, Литке высказался за оборонительный характер стратегии применения Балтийского флота. Главные силы его оставались на якорях в прекрасно защищенных гаванях Кронштадта и Свеаборга. Впоследствии ни обстрелы, ни демонстрация самых серьезных намерений не помогли англо-французскому командованию достичь поставленных целей. Захват небольшой крепости Бомарсунд на Аландских островах был их главным и, пожалуй, единственным крупным успехом. Заслуги Литке в организации обороны Кронштадта были оценены – его возводят в полные адмиралы и назначают членом Государственного совета.

Научную деятельность Федор Петрович не оставляет. В 1864 г. его избирают на должность президента Академии наук. На этом посту Литке служил почти 20 лет, пока его в 1873 году не сменил другой выдающийся русский ученый – Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. В 1881 г., почти лишившийся слуха и зрения, Федор Петрович Литке отошел от дел в Академии наук. Скончался мореплаватель и ученый 8 августа 1882 г. и похоронен в Санкт-Петербурге.

Имя Литке было не единожды запечатлено на географических картах, в честь него в 1873 г. учреждена золотая медаль за выдающиеся исследования в области географии. В 1946 году указом Совета Министров СССР эта почетная награда была восстановлена. Имя Федора Литке нес на своем борту многие годы корабль, сделавший для России в Арктике не намного меньше, чем сам адмирал, в чью честь он был назван.

Ледорез «Литке»

В 1909 году знаменитая британская верфь «Виккерс» по заказу Канады построила судно для работы в заливе Святого Лаврентия. Многоцелевой корабль под названием «Эрл Грей» имел водоизмещение в 4,5 тыс. тонн и предназначался для перевозки пассажиров и грузов. При необходимости он мог осуществлять и охрану рыбных промыслов. Необычным элементом конструкции корабля была острая носовая оконечность, где толщина обшивки достигала 31 мм. По замыслу создателей, такой острый и крепкий нос должен был резать лед, позволяя судну вклиниваться в образовавшуюся трещину и далее раздвигать льды корпусом. Поэтому детище британской верфи называли не ледоколом, а необычным термином «ледорез». Для плаваний в тяжелых арктических условиях первоначально «Эрл Грей» не предназначался.


Ледорез «Эрл Грей», 1910 г.

С началом Первой мировой войны Россия высказала желание приобрести несколько кораблей, пригодных для ледового плавания. Одним из них и был «Эрл Грей», которого после покупки переименовали в более благозвучную «Канаду». Ледорез поступил в распоряжение Управления морского транспорта Беломор-Мурманского района. Уже поздней осенью 1914 г. «Канада» приступила к проводке русских и союзнических транспортов через Белое море в Архангельск.

9 января 1917 г. ледорез наткнулся на подводную скалу, не обозначенную на карте, и от полученной пробоины затонул на рейде Иоканги. Корабль вскоре подняли и в июне того же года поставили на ремонт. В октябре 1917 г. на «Канаде» было смонтировано вооружение, и она была включена в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В начавшейся вскоре Гражданской войне ледорезу тоже довелось поучаствовать. Прибывшие для «союзнической» поддержки англичане по-хозяйски распоряжались на русском Севере. «Канада» была ими передана в распоряжение морских сил Белого движения. В марте 1920 г. во время эвакуации из России «просвещенные мореплаватели» и командование Белого движения увели часть русских кораблей за границу. Экипаж «Канады», сочувствовавший большевикам, саботировал это мероприятие. Более того, ледорез вступил в перестрелку с уходящим на Запад бывшим соратником – ледокольным пароходом «Козьмой Мининым». Считается, что это единственный артиллерийский бой ледоколов в полярных широтах.

В апреле 1920 г. «Канада» стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии. В мае пароход-ледорез переименовывают в «III Интернационал». В 1921 году его передают в ведомство Мортранса. 21 июля этого же года кораблю присваивается имя «Федор Литке» в честь адмирала, мореплавателя и главы Русской Академии наук. В годы восстановления разрушенного Гражданской войной хозяйства «Ф. Литке» довелось работать не только в Арктике, но и в Балтийском и Черном морях.

В 1929 году он находится в Арктике уже практически постоянно. За рискованный переход к острову Врангеля ледорез был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 г. совершил переход из Владивостока в Мурманск за одну навигацию. В 1936-м вместе с ледокольным пароходом «Анадырь» осуществил проводку на Тихий океан эсминцев «Сталин» и «Войков».

Мирный труд ледореза был снова прерван – началась Великая Отечественная война. 25 июля 1941 года уже не молодой корабль был вновь призван на военную службу. Ледорез получил тактическое обозначение СКР-18, на нем были установлены сначала два 45-мм орудия, которые были заменены на 130 мм. В дополнение к этому имелось несколько пулеметов. Корабль выполнял в первую очередь свою непосредственную задачу: проводку караванов из Карского в Белое море и обратно.

20 августа 1942 года СКР-18 был атакован германской подводной лодкой U-456, однако сумел избежать попаданий торпед. В конце войны, когда надобность в сторожевых кораблях снизилась, ледорез возвращают в оперативное подчинение Главного управления Северного морского пути. После окончания войны ветеран Арктики вернулся к научной деятельности – на его борту осуществлялись высокоширотные экспедиции. Лебединой песнью старого ледореза был поставленный в 1955 году рекорд арктического плавания, когда «Ф. Литке» достиг координат 83°21" северной широты. Этот рекорд долгое время оставался не перекрытым. Но годы брали свое, и под их натиском отступал даже металл – 14 ноября 1958 года ледорез «Федор Литке», считавшийся к тому времени уже безнадежно устаревшим, вывели из активной эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.


Ледокол «Федор Литке», спущенный на воду в 1970 г.

Традицию продолжил новый ледокол «Федор Литке», который вступил в строй в 1970 году и проводил железнодорожные паромы через Амур. Выведен из состава флота в 2014 г. Пройдет время, и, может быть, новый ледокол с именем Федора Петровича Литке, русского мореплавателя, адмирала, ученого, вновь будет прорываться сквозь льды, как и его предшественники.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Граф Фёдор Петро́вич Ли́тке (17 сентября (28 сентября) 1797, Санкт-Петербург - 8 августа (20 августа) 1882, Санкт-Петербург) - русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, генерал-адъютант, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864-1882.

Уже в раннем детстве Фёдора отдали в пансион Мейера (1803-1808), а когда отец умер, то учёбу пришлось оставить - мачеха не стала платить за обучение.
До 15 лет жил в доме своего дяди Ф. И. Энгеля, члена Государственного Совета. Предоставленный самому себе, Фёдор не получил систематического образования, хотя и перечитал, по свидетельству его друга Фердинанда Врангеля, чрезвычайно много книг, чему способствовали «ненасытная жажда знаний, составлявшая отличительную черту его характера, и выдающиеся умственные способности».

В 1810 году одна из сестёр Фёдора вышла замуж за капитана 2-го ранга Ивана Сульменева, ставшего впоследствии адмиралом. Это определило дальнейшую судьбу мальчика. Во время Отечественной войны 1812 года Сульменев командовал отрядом балтийских парусно-гребных канонерских лодок. Когда отряд стал на зимовку в Свеаборг, к Сульменеву приехала жена с маленьким Фёдором. Мальчик все дни проводил на кораблях, а его любимыми книгами стали сочинения знаменитых мореплавателей. Убедившись, что Фёдор серьёзно решил стать моряком, Сульменев нанял учителей, которые знакомили его с основами математики и навигации. Юный гардемарин начал службу в отряде Сульменева. За смелость, находчивость и самообладание в боях против французских частей в Данциге под командованием Сульменева Фёдор Литке был награждён Георгиевским крестом и произведен в мичманы. В 1817 году, узнав, что Василий Головнин собирается в кругосветный поход на шлюпе «Камчатка», Сульменев рекомендовал ему своего любимца. Плавание вокруг света считалось делом великой важности, и попасть в команду было большой честью. На шлюпе Литке встретился с бывшим лицеистом, другом Александра Пушкина, волонтёром Фёдором Матюшкиным, младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем (будущим известным исследователем Арктики), гардемарином Феопемтом Лутковским. Все они страстно мечтали совершить кругосветное плавание и были счастливы, что Головнин взял их.

Плавание продолжалось с 26 августа 1817 по 5 сентября 1819. Шлюп «Камчатка» пересёк Атлантику, обогнул мыс Горн, далее через весь Тихий океан добрался до Камчатки, побывал во всех русских владениях Северной Америки, на Гавайских, Марианских и Молуккских островах, пересёк Индийский океан и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Кронштадт.

Литке занимал на шлюпе пост начальника гидрографической экспедиции. Из двухлетнего плавания, по словам Литке, он вернулся «настоящим моряком». Литке и на шлюпе продолжал заниматься самообразованием - изучил английский язык, делал переводы, астрономические наблюдения и вычисления.
В 1821-1824 годах в ходе самостоятельных научных экспедиций на шестнадцатипушечном бриге «Новая Земля», которые ему поручили по рекомендации Головнина, Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821-1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире.
В 1826 году Литке отправился командиром шлюпа «Сенявин» в новое кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам своим это была одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский (открыты острова Сенявина), острова Бонин-Сима и многие другие. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Литке часть своих научных материалов передал академику Э. Ленцу и гельсингфорсскому профессору Гельштрему. Первый напечатал в академических «Мемуарах» «О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке», второй - «О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах».

1 февраля 1832 Литке был назначен флигель-адъютантом, а в конце года стал воспитателем пятилетнего великого князя Константина Николаевича, которому его отцом, императором Николаем I, была назначена служба во флоте. Этому делу Литке отдал 16 лет.

Константин Николаевич полюбил море и с 1855 года управлял флотом и морским ведомством на правах министра. Именно ему после поражения в Крымской войне было суждено провести ряд важных реформ: заменить парусный флот паровым, сократить береговые службы, запретить во флоте телесные наказания и др. При императоре Александре II великий князь способствовал проведению первых реформ, включая отмену крепостничества, введение гласного суда и ограничение телесных наказаний. Очевидно, что все эти идеи зародились в воспитаннике не без влияния воспитателя.

В 1835 году Литке было присвоено звание контр-адмирала, в 1842 - генерал-адъютанта, в 1843 - вице-адмирала. В 1850 году вице-адмирал Литке был назначен главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля.
Во время Крымской войны 1853-1856 Литке организовал действенную оборону Финского залива от превосходящих сил англо-французской эскадры, за что получил чин полного адмирала и был назначен членом Государственного совета.
Двадцать лет (с перерывом на службу в должности командира порта и военного губернатора в Ревеле и Кронштадте) Литке состоял вице-президентом Русского географического общества. Он также принимал деятельное участие в занятиях Николаевской главной обсерватории, одно время управляя её делами.
Велики были заслуги Литке и на посту президента Академии Наук (1864-1882). При нём были расширены средства главной физической обсерватории, метеорологической и магнитной обсерваторий в Павловске; увеличено число премий за научные и литературные произведения, улучшено состояние музеев, коллекций и других учёных пособий.

Федор Петрович Литке - один из видных географов XIX в., адмирал русского флота, известный своими исследованиями Арктики и кругосветным плаванием. Он был одним из инициаторов и учредителей Русского географического общества, его почетным членом и в течение 20 лет возглавлял его работу, занимая должность вице-председателя. С 1864 г. - президент Петербургской Академии наук. Ф.П. Литке родился в Петербурге 17 (28) сентября 1797 г. Детство его было тяжелым и безрадостным. Мать умерла при его рождении. Отец вскоре женился на молодой женщине, невзлюбившей пятерых своих пасынков и падчериц. В семь лет Федора отдали в пансион немца Мейера. После четырехлетнего обучения он научился говорить по-немецки, по-французски и по-английски, знал арифметические действия, мог назвать главные страны мира и крупные города.

В 1808 г. умер отец Ф.П. Литке и мальчик остался круглым сиротой. Он жил у брата матери, члена Государственного совета сенатора Ф.И. Энгеля. С 11 до 15 лет Федор оставался без всякого надзора и не имел ни одного учителя. Единственным утешением мальчика была богатая библиотека дяди. Он прочитал множество книг по истории, астрономии, философии, географии. Особенно увлекался чтением книг о путешествиях. Однажды он прочитал книгу, в которой описывалось путешествие голландского мореплавателя В. Баренца к Новой Земле. Упорная борьба путешественников с трудностями, картины суровой, своеобразной красоты природы Арктики произвели на маленького читателя неизгладимое впечатление.

В 1810 г. в жизни Ф.П. Литке произошли изменения. Его сестра Наталья вышла замуж за капитан-лейтенанта И.С. Сульменева. Бывая часто у сестры, он с увлечением слушал рассказы о кругосветных путешествиях, географических открытиях и победах русского военного флота. Частые посещения квартиры сестры, еженедельные плавания по Финскому заливу в Кронштадт и обратно привили мальчику любовь к морю. Юноша решил посвятить свою жизнь военно-морской службе и по ходатайству мужа сестры в 1812 г. был принят волонтером в гребную флотилию. За находчивость и смелость его скоро произвели в гардемарины.

В 1813 г. 16-летним юношей Ф.П. Литке в составе десанта с судна «Аглая» трижды участвовал в боях против французских частей, укрывавшихся в Данциге. Его храбрость, самообладание и образцовое выполнение боевых заданий под артиллерийским огнем противника получили высокую оценку командования. Ф.П. Литке был произведен в мичманы и награжден орденом Св. Анны 4-й степени.

Он продолжал настойчиво изучать астрономию, навигацию, наставления по морской практике, сложное устройство парусных кораблей и управление ими, читал книги о кругосветных плаваниях русских и иностранных моряков. У Литке крепла старая мечта совершить такие же путешествия, какие совершили В. Беринг, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский.

В 1817 г. при содействии И.С. Сульменева 20-летний юноша был назначен старшим мичманом на военный шлюп «Камчатка», который совершил кругосветное плавание под командованием В.М. Головнина. Плавание продолжалось более двух лет. Оно принесло молодому офицеру огромную пользу, расширив его знания в области океанографии, астрономии, физики, этнографии, навигации и определило его будущую деятельность как исследователя-путешественника. В.М. Головнин высоко оценил способности Ф.П. Литке и по возвращении из плавания рекомендовал его на пост начальника гидрографической экспедиции для описания берегов Новой Земли.

В летописи полярных путешествий видное место занимают русские мореплаватели и исследователи, которые открыли и описали обширные пространства, сделали немало открытий, проложили путь на Север и начали его экономическое освоение. Новую Землю и Карское море русские мореходы посещали уже в XV в. Имеются предположения, что отдельные русские мореходы бывали в этих суровых труднодоступных местах еще в XI в. Славными именами русских полярных мореходов справедливо гордится Россия.

Однако ценные сведения поморов, добытые огромным мужеством, суровыми испытаниями и преодолением невероятных трудностей, не были обобщены, и к началу XIX в. Новая Земля оставалась неизученной. В 1807 г. к берегам архипелага было отправлено одномачтовое судно «Пчела» под командованием штурмана Г.И. Поспелова. Во время этого плавания были описаны и положены на карту берега от Костина Шара до Маточкина Шара. В 1819 г. была снаряжена новая экспедиция под начальством лейтенанта А.П. Лазарева, которая окончилась неудачей. Из оценки работ всех экспедиций к Новой Земле следовал неутешительный вывод: сведения о ней скудны, отрывочны и туманны.

Необходимо было провести большую, кропотливую исследовательскую работу. Для плавания в Арктику на архангельской верфи был построен бриг «Новая Земля». Это было парусное двухмачтовое судно с прямыми парусами, грузоподъемностью в 200 т. Командиром брига был назначен Ф.П. Литке. По его указанию жилую палубу освободили от груза и на ней установили две чугунные печи, которые поддерживали нормальную температуру. Эта на первый взгляд несущественная мера обеспечила экипажу брига, состоявшему из 43 человек, вполне приемлемые условия обитания. В течение плавания не было ни одного смертельного случая. На бриге «Новая Земля» Ф.П. Литке совершил четыре похода в Северный Ледовитый океан в 1821, 1822, 1823 и 1824 гг.

Первое плавание было рекогносцировочным. Только 10 августа бриг достиг полуострова Гусиная Земля. Несмотря на непроходимые ледяные поля, экспедиции удалось уточнить положение береговой линии в районе Канина Носа и Святого Носа. Это плавание дало возможность Ф.П. Литке ознакомиться с условиями плавания и ледовой обстановкой у берегов Новой Земли. Во время второго плавания была произведено описание берегов и множества новых географических объектов Кольского полуострова. Были определены координаты устья Маточкина Шара.

Представленный Ф.П. Литке отчет о двухлетних исследованиях получил хорошую оценку в Адмиралтействе. Ему было поручено совершить третье, а затем и четвертое плавание в Северный Ледовитый океан. Четырехгодичные исследования Ф.П. Литке в Северном Ледовитом океане значительно расширили географические и гидрографические знания об Арктике. Были описаны и положены на карту западные берега Новой Земли, побережье материка от пролива Югорский Шар до мыса Русский Заворот и от Святого Носа на Кольском полуострове до русско-шведской границы; произведены измерения глубин моря, взяты пробы грунта, зафиксированы колебания уровня моря.


Шлюп «Сенявин». Худ. Е.В.Войшилло, Б.М.Стародубцев.

Итогом плаваний Ф.П. Литке явилась его книга «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821 - 1824 гг.». Он стал известен как крупный исследователь Арктики. Вскоре после этой экспедиции Ф.П. Литке был назначен командиром шлюпа «Сенявин», который направлялся в кругосветное плавание с задачами произвести ряд работ в Беринговом море и в Каролинском архипелаге. Эта экспедиция состоялась в 1826 - 1829 гг. Она собрала обширные географические, гидрографические и геофизические материалы. Были определены координаты важных пунктов побережья Камчатки к северу от Авачинской губы, описан ряд островов Курильской гряды, описано побережье Чукотки от мыса Дежнёва до Анадыря.

Большой объем географических работ экспедиция выполнила в южной части Тихого океана, где были обследованы Каролинские острова. Открыто вновь 12 и описано 26 групп и отдельных островов, найдены острова Бонин, местоположение которых тогда было известно неточно. Для всех этих географических объектов были составлены карты, сделаны описи и рисунки, составлен отдельный атлас. Экспедиция собрала обширный материал по морским течениям, температуре воды и воздуха, атмосферному давлению. Важную часть работ составляли гравиметрические и магнитные наблюдения, которые послужили ценным вкладом в мировую науку. Экспедицией собран значительный материал по зоологии (собрано больше полутора тысяч экземпляров разных животных), ботанике, геологии, этнографии и т. д.

Весь этот огромный объем работ был выполнен весьма скромными средствами и малым числом сотрудников. Ф.П. Литке в качестве помощников имел лейтенантов Н.И. Завалишина и А.Н. Аболешева, восемь мичманов и других младших командиров, трех ученых - А.Г. Мертенса, А.Ф. Постельса, Ф.Г. Китлица и 48 матросов. Нельзя забывать, что экспедиция осуществлялась на парусном корабле, требующем много внимания, труда и мастерства всей команды. Корабль ходил и в штилевой зоне, и в самых штормовых районах океана; в самых разнообразных климатических условиях - от экватора до полярного круга, от тропиков до Арктики. За все три года плавания в экспедиции не было несчастных случаев, ни разу экспедиция не попадала в бедственное положение. Недаром ее считают самой счастливой и самой плодотворной из всех многочисленных русских кругосветных плаваний первой половины XIX столетия, которыми вправе гордиться наша страна.

Кругосветное плавание Ф.П. Литке на «Сенявине» оказалось для него последним. В 1832 г. Николай I назначил его воспитателем своего сына Константина. 16 лет Федор Петрович вынужден был находиться при царском дворе. Он не любил придворной жизни, чуждался тщеславия и властолюбия, был далек от придворных интриг. В 1835 г. он писал: «Служба моя во многом противна и природе моей и потребностям душевным». Но и будучи при дворе, Федор Петрович сумел остаться ученым. Он посещал заседания Академии наук, написал статью о приливах в Северном Ледовитом океане, не порывал связи со своими друзьями-мореплавателями.

Ф.П. Литке выступил с предложением о необходимости объединения всех географов, исследователей и путешественников в научное сообщество и добился разрешения на создание Русского географического общества. Членами-учредителями общества выступили: знаменитый натуралист, исследователь России академик К.М. Бэр, известный полярный исследователь Ф.П. Врангель, географ, историк и статистик академик К.И. Арсеньев, выдающийся астроном, основатель и директор Пулковской обсерватории В.Я. Струве, адмирал И.Ф. Крузенштерн и др. В сентябре 1845 г. на собрании учредителей Ф.П. Литке был избран вице-председателем Русского географического общества (председателем, по положению, был член императорской фамилии). Ф.П. Литке руководил Русским географическим обществом свыше 20 лет в период 1845 - 1850 гг. и 1857 - 1873 гг.

С 1850 по 1853 г. Ф.П. Литке был главным командиром и губернатором Ревельского порта, а в период Крымской войны - главным командиром и военным губернатором Кронштадтского порта. Ему было присвоено звание адмирала.

Ф.П. Литке активно участвовал в работе Академии наук России. С 1864 по 1882 г. он был ее президентом. В этом качестве он способствовал развитию научных обществ и учреждений. Была расширена деятельность Пулковской обсерватории, открытой в 1839 г. Пулковская обсерватория получила мировую известность и в течение нескольких десятилетий была «астрономической столицей» мира. В 1849 г. в России был создан первый в мире климатологический центр - Главная физическая обсерватория. Ф.П. Литке содействовал дальнейшему расширению деятельности Павловской магнитно-метеорологической обсерватории.


Океанографическое исследовательское судно «Федор Литке»

Федор Петрович Литке скончался 8 октября 1882 г. в возрасте 85 лет. Его имя было достойно увековечено на карте мира. 15 географических объектов на картах Арктики и Тихого океана носят имя Ф.П. Литке. Память о великом географе нашла отражение в названиях улиц и кораблей. Глубоко символично, что первым судном, совершившим сквозной переход с Дальнего Востока в Мурманск за одну навигацию стал ледорез «Федор Литке». Во второй половине ХХ в., вахту в море приняли ледокол «Федор Литке» и океанографическое исследовательское судно «Федор Литке».

Даже после смерти Федора Петровича Литке, его имя продолжило служить делу развития географической науки. В 1873 г. Императорским Русским географическим обществом была учреждена золотая медаль имени Литке, присуждаемая за выдающиеся географические исследования. В 1946 г. Совет Министров СССР вынес постановление о восстановлении Золотой медали имени Ф. П. Литке для поощрения трудов в области географических наук.


Медаль Русского географического общества имени Ф.П. Литке

Майор Владимир Прямицин,
заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ, кандидат военных наук

МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ГЕОГРАФ, УЧЕНЫЙ.
Федор Петрович ЛИТКЕ

В истории мореплавания дореволюционной России первая половина XIX века ознаменовалась особенно заметным развитием морских наук, активизацией деятельности русских мореходов, совершивших серию дальних плаваний в разные части земного шара и вокруг света. И каждый моряк в то время считал особой честью, своей мечтой и счастьем лично участвовать в таких длительных и рискованных путешествиях.

В тот период весь свет не переставал удивляться достижениям русских мореходов, сделавших немало важнейших географических открытий, выполнявших уникальные исследования, обогативших отечественную науку новыми данными и сведениями.

Среди замечательных русских мореплавателей, внесших особенно большой вклад в развитие морской науки, были В. М. Головнин, М. И. Лазарев, О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Ф. П. Литке и другие.

Имя Федора Петровича Литке занимает особое место в истории отечественной морской науки. Он родился 8 (20) августа 1797 года в Петербурге. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался у родственников, мало обращавших на него внимание. Редкая любознательность и тяга к знаниям с раннего детства приохотили Литке к чтению. Он читал много и без всякого разбора, но особенно интересовали его книги о путешествиях и приключениях.

Когда мальчику минуло 12 лет, в его жизни наступила благоприятная перемена. В дальнейшей судьбе Феди горячее участие приняли старшая сестра и ее муж - военный моряк Иван Саввич Сульменев. Он очень полюбил мальчика, привязался к нему и брал с собой в короткие рейсы, рассказывал о былых походах, интересных эпизодах и приключениях, знакомил с основами мореходного дела. Федя вскоре стал любимцем матросов. Часто выполнял несложные поручения, вникал в тонкости морской службы, знакомился с корабельным устройством. Он полюбил море, то тихое и спокойное, то бурное и грозное. С тех пор любовь к морю никогда не угасала в нем.

Родина в тот период переживала трудное время. Шла война с Францией. Войска Наполеона вторглись в пределы Русского государства и дошли до Москвы. На защиту отечества поднялся весь народ. Особенно в бой рвалась молодежь. Мечта о военных подвигах захватила и молодого Литке.

К этому времени он уже успел многое сделать. Увлекшись морской службой и решив посвятить себя этому делу, он самостоятельно изучил курс мореходного дела и успешно сдал экзамены на морского офицера. Сбылась и другая его мечта: в 1813 году он был зачислен в состав экипажа кораблей, которыми командовал И. С. Сульменев.

Вскоре представился случай и отличиться. Русские войска окружили мощную крепость Данциг, а суда, в том числе и корабль Сульменева, блокировали ее с моря. Во время боевых действий Ф. П. Литке успешно выполнял распоряжения командира, пользуясь быстроходным катером. Бой закончился победой русских. В числе награжденных был и Литке: ему пожаловали орден и присвоили офицерское звание. А через несколько дней после этих событий ему исполнилось 16 лет!

Последующие несколько лет юноша посвятил службе во флоте и освоению морских наук. Однажды произошло радостное событие, о котором мог лишь мечтать молодой моряк: он был включен в состав экспедиции на Камчатку под командованием В. М. Головнина, уже известного в то время мореплавателя.

Участие Ф. П. Литке в этой экспедиции - одна из наиболее ярких страниц в его жизни. На шлюпе «Камчатка» он совершил в 1817-1819 годах кругосветное путешествие; побывал во многих странах, увидел, как живут люди на суше и на море. Этот поход, по признанию самого Федора Петровича, был для него большой и трудной школой. Пройдя ее, он получил огромный опыт, стал искусным мореплавателем, таким, каким его знали в течение последующих лет.

Учитывая все эти качества, ему, как опытному исследователю морей, было поручено возглавить новую экспедицию по описанию берегов Новой Земли. И это задание он выполнил блестяще. Получены важные результаты: описана западная часть Новой Земли, составлена детальная карта Мурманского побережья, исследовано горло Белого моря и устьевая часть реки Печоры. Итогом работ явился труд Ф. П. Литке «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821 -1824 годах».

Едва успев справиться с этим делом, Федор Петрович получил новое серьезное задание - командовать шлюпом «Сенявин», отправиться в кругосветное путешествие.

Четырехлетний поход Ф. П. Литке можно вполне причислить к большим подвигам, когда-либо свершенным мореходами. На экспедицию возлагалась трудная задача по обследованию и описанию северной части Тихого океана, включая Алеутские, Каролинские и Сандвичевы острова, выполнить трудоемкие гидрологические, гидрографические, магнитные и другие наблюдения и исследования. Своими трудами экспедиция внесла большой вклад в развитие морской гидрологической науки в России. Собранные материалы послужили на пользу и другим наукам - этнографии, зоологии, орнитологии, ботанике. Федор Петрович изложил все в своей работе «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 годы».

К середине прошлого века в России назрела необходимость создания учреждения, которое могло бы объединить в государственном масштабе географические силы России, организовать, координировать и проводить новые географические работы. К этому времени уже было выполнено много географических исследований, получен ценный материал, который было необходимо как-то осваивать, обобщать, пропагандировать.

В создании такой организации самое деятельное участие приняли видные ученые той эпохи: К. М. Бэр, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель, В. И. Даль и другие. Эту организацию решили назвать Русским географическим обществом. Основную организационную работу по его созданию выполнил Ф. П. Литке. Он составил проект первого устава общества и наметил круг вопросов, которыми оно должно заниматься.

Географическое общество было учреждено 6 (18) августа 1845 года. И хотя первыми президентами его были лица царской фамилии, вся тяжесть повседневной работы легла на вице-президентов. Первым из них был Ф. П. Литке. Он был не только организатором, но и идейным и фактическим его руководителем в течение многих последующих лет (1845-1850, 1857-1872 годы).

Федор Петрович Литке очень много сделал для развития отечественной науки. Его деятельность была высоко оценена. В тридцатидвухлетнем возрасте он избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, в 1855 году - ее почетным членом, а в 1864 году стал президентом академии. Этот удивительно работоспособный и деятельный человек на протяжении многих лет успешно выполнял ответственные обязанности президента Петербургской Академии наук и Географического общества. В последней должности он особое внимание уделял деятельности научных учреждений России - Пулковской обсерватории, Главной физической обсерватории и других организаций.

Авторитет Федора Петровича как ученого был исключительно велик. Он состоял почетным членом многих русских и зарубежных научных учреждений. Географическим обществом в 1873 году была учреждена Золотая медаль его имени за выдающиеся географические труды. Кипучая и весьма плодотворная деятельность Ф. П. Литке оборвалась в 1882 году. Имя его увековечено на картах мира, им названо около пятнадцати географических объектов.

Когда вы начинаете делать ремонт, пора подумать о том, где купить обои. Замечательно, что есть продажа обоев оптом ! Мне это сэкономило хорошую сумму денег. Зачем переплачивать, если есть сайт www.komplektuem.ru?

Федор Петрович Литке
(1797-1882)

Российский военно-морской деятель, мореплаватель, ученый-географ, исследователь Арктики. Адмирал (1855), член-корреспондент (1829), почетный член (1855) и президент (1864-1882) Российской (Петербургской) академии наук, член Государственного совета (1855), граф (1866), почетный член российских и зарубежных научных обществ, член-корреспондент Парижской академии наук. Военно-морскую службу начал с 16-летнего возраста в 1813 г. на Балтийском флоте. Участвовал в войне с наполеоновской Францией, за боевые отличия при осаде Данцига в 1813 г. произведен в чин мичмана. В 1817-1819 гг. участвовал в кругосветном плавании на военном шлюпе "Камчатка" (начальник экспедиции В.М. Головнин). В 1821-1824гг. возглавлял экспедицию по исследованию западного побережья Новой Земли, островов Баренца, Мурманского побережья до Варангер-фьорда, восточной части Баренцева и Белого морей.

В 1826-1829 гг. Ф.П. Литке руководил кругосветным экспедиционным плаванием на шлюпе "Сенявин". Корабль, выйдя из Кронштадта, пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку через пролив Дрейка и взял курс на север через Тихий океан, направившись в Ново-Архангельск (Русская Америка). Отсюда в 1827 г. "Сенявин" посещал Камчатку, о-в Гуам на Марианских островах, Каролинские острова, вновь возвратившись к Камчатскому берегу Берингова моря. На следующий год шлюп взял курс на юг, пересек Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды обогнул Африку и в 1829 г. возвратился в Кронштадт. За годы экспедиционной работы Ф.П. Литке собрал обширный научный материал по океанологии, метеорологии, навигации, описал западное побережье Берингова моря, острова Прибылова, Бонин, Каролинские. Экспедиция открыла 12 новых островов. Литке составил комплексную характеристику Берингова моря, его побережья и островов.

Ему принадлежала идея создания в 1839 г. первого в России приливометра, который был установлен в 1841 г. на побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Ф. П.Литке был один из основных организаторов российской науки. Именно он встал у истоков создания Русского Географического общества в 1845 г., был его первым вице-председателем (1845-1850, 1857-1872). С 1846 г. возглавлял Морской ученый комитет; в 1850-1857 гг. военный губернатор и командир Ревельского, затем Кронштадтского портов. С присвоением звания адмирала в 1855 г. введен в состав членов Государственного совета.

Перу Литке принадлежали выдающиеся научные труды: "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля" в 1821-1824 годах" (1828), "Путешествие вокруг света... на военном шлюпе "Сенявин" в 1826-1829 годах" (1834-1836). В его честь в 1873 г. Императорское Русское Географическое общество учредило Большую золотую медаль.

В 1832-1853 гг. Ф.П. Литке было доверено воспитание Великого князя Константина Николаевича.

Заслуги Ф.П. Литке перед Отечеством, флотом и мировой наукой отмечены наименованием в его честь мыса, полуострова, горы и залива на Новой Земле; острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, островов в Байдарац-кой губе Карского моря, архипелаге Норденшельда; мысов на островах Врангеля, Унимак, юго-западного побережья Охотского моря и в Беринговом проливе; мели к северу от о-ва Моржовец, течения из Карского в Баренцево море, пролива между Камчаткой и о-вом Карагинским, острова в Тихом океане (Восточный Фаю), горы в Антарктиде и др. Всего 18 раз имя Литке стоит на карте Мирового океана. Именем Ф.П. Литке также назывались ледорез и портовый ледокол.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.