Идет в ногу со временем фрейд. Кросспоколенческая травма. Что же делать

И дедушкой. У вас уже есть опыт вынашивания беременности и воспитания малыша. А для ваших детей рождение ребенка - совсем новое событие, и, готовясь к нему, они стараются получить информацию из всевозможных источников. Конечно, они интересуются вашим опытом и мнением. Но, кроме этого, они общаются с друзьями, знакомыми, врачами, читают книги, журналы и "набираются" разных идей, многие из которых очень сильно отличаются от ваших. Возможно, что эти идеи покажутся вам совершенно непонятными и даже неприемлемыми. И тогда необходимо будет сделать выбор - продолжать отстаивать свою точку зрения или же принять что-то новое и чуждое для вас...

Конечно, вы вовсе не обязаны принимать подряд все новые идеи, о которых слышите от своих детей. Но стоит побольше узнать о том, что за это время поменялось, и получить как можно более полную информацию, чтобы потом ее проанализировать и решить, как относиться к новшествам.

Зачем это делать?

Во-первых, для того, чтобы расширить свой кругозор. Представления о том, как надо вынашивать беременность, рожать, как ухаживать за ребенком и воспитывать его, что для него хорошо, а что плохо, сильно изменились, особенно за последние 15 лет, когда открылись границы, и в нашу страну хлынул поток всего нового - идей, книг, товаров и т.д. И, если вы не хотите выглядеть в своих глазах и глазах ваших детей отсталыми, "дремучими", несовременными, хотите быть прогрессивными и идти в ногу со временем - стоит все же узнать побольше нового.

Во-вторых, изучая новые идеи, вы покажете своим детям, что вас волнуют их заботы и переживания, вы сможете разделить их с ними, быть "на одной волне" и говорить на одном языке. Дети не будут чувствовать себя одиноко, а будут ощущать вашу поддержку, которая им сейчас очень важна. Кроме того, вы сможете лучше аргументировать свою точку зрения, если вам покажется, что они хотят следовать чему-то явно вредному и неправильному, чтобы отговорить их от этой затеи.

В-третьих, владея новой информацией, вы сможете лучше помочь детям в их новых заботах. Например, предложите современное альтернативное решение проблемы, если реализуемый ими способ "не работает". Кроме того, если вы будете идти одной дорогой, это поможет избежать непонимания, никому не нужных конфликтов и споров, сохранить и укрепить ваши отношения, что, несомненно, важно для всех вас.

Что может мешать?

Иногда принять новые идеи бывает легко, а иногда - очень сложно. Это зависит от многих факторов, но в первую очередь - от того, насколько человек открыт к принятию новой информации, способен к ее усвоению и применению. Существует такое психологическое понятие, как ригидность. Это одна из важнейших черт личности, которая представляет собой неготовность к восприятию нового и осуществлению перемен в своей жизни. Уровень ригидности, проявляемый человеком в различных ситуациях, - индивидуальный показатель, обусловленный свойствами нервной системы, инертностью нервных процессов и зависящий от личностных особенностей - эмоционально-волевых, интеллектуальных, уровня самосознания и самооценки.

Кроме ригидности, желанию узнавать и принимать новую информацию могут мешать и другие факторы. Например, желание конкурировать, властвовать. "Я твоя мать (), я старше, я лучше знаю" - бывает так, что, стремясь занимать эту позицию, человек отметает все, что ей может угрожать - например, признание своей некомпетентности. Причиной этого обычно бывает желание доминировать, основанное на глубинном чувстве собственной неуверенности.

Иногда узнавать и принимать новое мешает высокий уровень тревожности. Новое неизвестно, оно пугает, кажется опасным, угрожающим. "Мало ли что они пишут, а вдруг это навредит ребенку. Лучше мы по старинке, проверенными способами. Пусть это не так удобно (красиво, функционально), зато там уже все известно и не может быть никаких неожиданностей" - вот характерные слова для этой позиции. Кроме того, принять новое и следовать ему - значит, взять на себя ответственность за последствия того, что может произойти. Хорошо, если они будут удачными, но может быть и наоборот, тогда все "шишки" падут на голову того, кто это предложил, что тоже может очень сильно пугать.

Четвертая причина - наличие собственных "нерушимых" авторитетов. Например, мать в детстве твердо внушила дочери или сыну, что она всегда права. Ребенок вырос, стал родителем, скоро станет бабушкой или дедушкой, но так и остался во власти детских представлений о том, что "моя лучше всех знает, как надо", "она говорила, что памперсы вредны, - значит, так правильно". Авторитетами могут быть и семейные врачи, и друзья, и признанные авторитеты по детей прошлого века, например доктор Спок с его бестселлером "Вы и ваш ребенок". Несколько поколений выросло по этой книге, и может быть очень трудно отказаться от того, что было таким убедительным и оказало в свое время помощь и поддержку.

Ригидны ли вы?
Если вы хотите понять, насколько сильно ригидность выражена в вашем характере, ответьте на вопросы этого теста.

  • Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета).
  • Праздники нужно отмечать с родственниками.
  • Мне труднее сосредоточиться, чем другим.
  • Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Я предпочитаю ходить известными маршрутами.
  • Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
  • Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.
  • Самое трудное для меня в любом деле - начало.
  • Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  • Я люблю доводить начатое до конца.
  • Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
  • Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
Если вы считаете, что больше половины этих утверждений верны, - вы ригидный человек, вам трудно принимать и усваивать новые идеи. Даже если ответов "да" больше трети - это уже сигнал того, что ригидность явно присутствует в вашем характере.

Что же делать?

Начнем с ригидности. К сожалению, с годами, когда организм начинает стареть, она может проявляться все чаще, и бороться с ней полезно в любом случае, относится ли это к новым идеям или к другим новым видам деятельности. Для этого возьмите в привычку регулярно тренировать свой мозг и нервную систему. Существует два основных пути это делать. Первый - каждый день или каждую неделю придумывать себе какой-то новый вид деятельности и учиться ему. Это может быть что-то сложное или совсем простое, например, пользование новой программой на компьютере или осваивание новых функций вашего телевизора или видеомагнитофона. Изучение новых идей - тоже полезная работа для вашего мозга, тем более что она сейчас очень своевременна и полезна для тех перемен, которые ждут вас вскоре. Второй путь - делать что-то давно знакомое и привычное новым способом, например, освоить новый маршрут с работы домой или чистить зубы другой рукой. Все эти упражнения помогают тренировать мозг, по-новому включать его полушария и сделать его работу более гибкой, что позволит значительно упростить и усвоение нового.

Без гнева и пристрастия
В психологии есть целое направление, которое занимается созданием собственной концепции и работой с идеями и представлениями о мире. Одна из важных частей этого процесса - так называемое "расшатывание" установок. В него входит сбор всех фактов и мнений "за" и "против". Кто сказал так, а кто иначе, когда вы видели подтверждение каждой позиции, какие факты говорят в пользу того или иного мнения, и т.д. Цель этого процесса - расширение своего видения мира и представлений о нем и понимание того, что не существует однозначно правильных и нерушимых представлений, что даже самые умные и компетентные люди могут ошибаться. Поэтому узнайте побольше обо всем, что вас интересует или входит в конфликт с вашими представлениями. Запишите их и проанализируйте, откуда они взялись. Постарайтесь "расшатать" все старые и новые установки, которые мешают друг другу. Подвергните испытанию старые и новые авторитеты. И тогда будет проще решить, что для ВАС правильно, а что нет. И многие новые идеи окажутся лучше старых, а другие, как выяснится, не противоречат, а дополняют друг друга. Вы станете шире смотреть на мир и сможете лучше помочь детям подготовиться к рождению ребенка.

Если познавать новые идеи вам мешает стремление командовать вашими детьми, доминировать и нежелание идти им навстречу - задумайтесь, зачем вам это нужно? Какие свои проблемы вы хотите решить за их счет? Почему вы не хотите строить с ними равные, партнерские отношения, идти им навстречу и разделять их чувства и мысли. Подумайте, чего вы добьетесь таким образом. Вряд ли это поможет улучшить отношения - скорее, дети устанут от давления, обидятся и захотят находиться от вас подальше. Поэтому сейчас самое главное - научиться уважать своих детей, видеть в них равных, взрослых людей, у которых есть голова на плечах и право на собственное мнение. И первый шаг, который вы сейчас можете сделать, - прийти к ним не как эксперт, а как равный, расспросить их о том, как они видят свои дальнейшие действия, связанные с будущим ребенком, и постараться их по-настоящему понять. Для этого, если что-то вам неясно или кажется странным, расспросите побольше, узнайте, почему они думают так, а не иначе, и отнеситесь к их мнению с уважением. Не потому, что оно похоже на ваше, а потому, что у каждого человека есть право думать и решать по-своему, как ему жить, как рожать и воспитывать своих детей, есть право ошибаться и получать новый опыт. И эти права надо уметь принимать и уважать, чтобы строить и укреплять важные и ценные отношения с людьми, особенно, если эти люди - ваши дети.

Если принимать новое мешает повышенная тревожность, страх перед неизвестностью, - постарайтесь эту неизвестность уменьшить. Выпишите на листок бумаги те идеи, которые кажутся вам особенно пугающими, и постарайтесь узнать про них побольше. Определите, чем именно они вас так пугают, каких последствий вы боитесь. После этого проведите сбор информации о том, насколько обоснованны ваши страхи. Узнайте, каковы еще могут быть последствия данного события, какие есть плюсы и минусы, и самое главное - что можно сделать, чтобы эти минусы обезвредить, если они все же проявятся. Есть известная поговорка: "Осведомлен - значит, вооружен". Вы будете гораздо спокойнее себя чувствовать, зная, какие неприятности могут произойти и что с ними делать, и это поможет вам проще и с принятием относиться к новым идеям.

Если же принимать новое мешает нерушимое уважение к прежним авторитетам и старым традициям, вам опять же поможет сбор информации. Приведу простой пример. Раньше детей всегда держали в пеленках. Потом появились одноразовые подгузники - и пеленать перестали. Есть сторонники и противники и того, и другого. Но существует и третье мнение, гораздо более гибкое. Согласно нему, пеленать нужно гиперактивных детей, чтобы помочь им успокоиться, а слабых, скованных полезнее держать свободными, чтобы дать им возможность развиваться.

В заключение хочу еще раз напомнить: вы вовсе не обязаны принимать все новое. Но та работа по сбору и анализу информации, которую вы проделаете, поможет вам убедить ваших детей в том, что вам кажется более правильным и полезным в таком важном и ответственном деле, как рождение и воспитание ребенка.

Потеря вещей, ситуативное забывание имен и своих недавних намерений, оговорки, описки, ошибочные действия - все эти случаи периодически встречаются в жизни каждого. Но почему они возникают и можно ли их объяснить простой усталостью и невнимательностью?

Обыденная жизнь дает множество примеров ошибочных действий: оговорок, внезапного обнаружения запропастившейся вещи, досадной оплошности или забывания так хорошо знакомого имени. Казалось бы, мелочи жизни, обычные случайности, которые конечно могут вызвать удивление, смущение или улыбку, но все-таки являются обычными ошибками, вызванными несовершенством функционирования человека, которые не могут иметь значения и не стоят внимания. Но именно этим «мелочам» Фрейд посвящает опубликованную в 1901 г. книгу «Психопатология обыденной жизни», которая переиздавалась одиннадцать раз при жизни автора и была переведена на двенадцать языков. Она имела особую ценность, иначе он не возвращался бы к работе над ней, внося правки и добавляя материал в каждом новом издании. И так на протяжении более 20 лет.

Психопатология обыденной жизни

К сожалению, я должен признаться, что отношусь к тем недостойным индивидам, в присутствии которых духи прекращают свою деятельность, а сверхчувственное улетучивается, так что я никогда не имел возможности самому пережить нечто такое, что побуждает веровать в чудеса
Фрейд З. «Психопатология обыденной жизни»

Основной тезис «Психопатологии обыденной жизни» можно сформулировать так: временное забывание имени, оговорки, очитки и описки, оплошности и заблуждения – все эти ошибочные действия не являются случайностью, сбоем в функционировании, который произошел из-за усталости или ослабления внимания. Присмотревшись, можно разглядеть скрываемые сознанием причины возникновения этих феноменов , но о них речь пойдет ниже.

Забывание имени: случай «Синьорелли»

Фрейд едет в карете с незнакомцем на некую станцию в Герцеговине, и во время разговора о путешествиях по Италии спрашивает своего спутника, был ли тот в Орвиетто и видел ли там фрески знаменитого мастера… Он силится вспомнить хорошо знакомое ему имя этого мастера, но тщетно. Вместо этого в памяти всплывают имена двух других живописцев: Боттичелли и Больтраффио. Причем о последнем Фрейд знает лишь то, что тот относится к миланской школе. Случайны ли эти два имени, пришедшие на ум вместо «Синьорелли»?

До разговора об Италии попутчики беседовали о нравах турок, живущих в Боснии и Герцеговине. Фрейд рассказывал, что они проявляют полное доверие врачу и покорность судьбе. Узнав, что больному невозможно помочь, они отвечают врачу: «Что тут сказать, господин? Я знаю, если бы его можно было спасти, ты бы спас его!». Здесь можно указать на первую ассоциативную связь: оба неверно вспоминаемых имени (Боттичелли и Больтраффио) содержат, – также как и «Босния», – часть «бо».

Это воспоминание вызвало у Фрейда мысль, связанную с темой «сексуальности и смерти», от которой он постарался отвлечь свое внимание. За несколько недель до поездки в карете с незнакомцем, во время пребывания в местечке под названием Трафой, он узнал крайне неприятную новость: его пациент, с которым он длительное время работал из-за его неизлечимого сексуального расстройства, покончил с собой. Психика оказала Фрейду услугу: вытеснила из сознания эти болезненные переживания, но вместе с ними оказалось вытеснено (забыто) имя автора фресок в Орвиетто.

Теперь становится видна вторая ассоциативная связь, дающая о себе знать через частицу «траф», связывающую исходное переживание в Трафое и неверно вспоминаемое имя «Больтраффио».

Подытожим сказанное. Можно утверждать, что имя живописца не было забыто случайно. Фрейд старался отстраниться от болезненных мыслей о покончившем с собой пациенте; он хотел забыть об этом, и психика обеспечила «обезболивание», правда вытесненными из сознания оказались не только переживания, связанные с самоубийством пациента, но и имя «Синьорелли», которое вступило с ними в ассоциативную связь. Попробуем более ясно представить себе эту связь.

Мысли о пациенте, страдавшем неизлечимым сексуальным недугом, через тему «сексуальность и смерть» связались с турками, которые готовы умереть, лишившись возможности получать сексуальное удовлетворение. Это первая связь. В сообщенной Фрейду коллегой фразе одного из них «Ты знаешь ведь, господин , если этого больше нет, то и жизнь не имеет ценности» обнаруживается следующее звено ассоциативной цепи: Herr – Herzegowina. И последнее звено: signor (итал.) уравнивается с Herr (нем.), входящем в «Герцеговину» и обнаруживающем себя в обращении боснийских турок к врачу «господин».

Схематично: Синьорелли – Герцеговина – «Господин, что тут сказать» – «смерть и сексуальность» – вытесненные мысли о пациенте-самоубийце.

Описав ассоциативный ряд между вытесненными болезненными мыслями и забытым именем, можно отметить одну интересную особенность процесса вытеснения. Также как и другие защитные психические механизмы, вытеснение может временно избавлять от неудовольствия и психической боли, но оно не бывает абсолютно эффективным: вытесненные мысли «стремятся» вернуться в сознание, в данном случае сообщая о себе через связь «Трафой-Больтрафио», а вытесненное «Синьорелли» не может забыться полностью, возвращая часть «елли» в имени «Боттичелли». Теперь можно перейти к менее объемным, но не менее выразительным примерам ошибочных действий.

Оговорки, очитки и описки

В примере «Синьорелли» мотивом забывания является стремление избежать неприятных переживаний. В следующих примерах различных ошибочных действий будут видны и другие мотивы: сдерживаемые моралью побуждения, желания, обращенная на себя критика и обвинения в адрес другого.

Оговорка

Одна молодая дама, которая всем заправляет дома, рассказывает Фрейду о своем муже. Тот был у врача, чтобы спросить о питании в связи со своей болезнью. Женщина сообщает Фрейду: врач сказал, что беспокоиться не о чем. «Он может есть и пить все, что мне хочется».

Мужчина не решается выразить вслух свое восхищение декольте собеседницы, но это желание прорывается в оговорке, когда он, беседуя с ней о приготовлениях к Пасхе в Берлине, спрашивает: «Видели ли Вы сегодня выставку у Вертгейма? Она полностью декольтирована» (вместо «декорирована»).

Очитка

В предыдущих примерах видно, что в том слове, которое хотел сказать человек, заменяется его часть (декорирована – декольтирована) или вместо одного местоимения появляется другое («всё, что ему хочется» – «всё, что мне хочется»). Но еще более интересны замены, в которых сложно найти след исходного слова. Вот два примера.

Фрейд сообщает, что, гуляя во время отпуска по улицам незнакомого города, он часто читает встречающиеся по пути вывески как «Антиквариат». В таких ошибках выражается его желание пополнить свою коллекцию античных вещей.

В другом примере Фрейд ссылается на Блейлера, которому при чтении статьи показалось, что двумя строками ниже он увидел свое имя. Присмотревшись, он увидел лишь словосочетание «кровяные тельца». Блейлер был удивлен: ведь если раньше для очитки исходное слово должно было хотя бы отчасти совпадать с ошибочным, то в данном случае сходство отсутствует полностью. Текст, который он читал, был заметкой о плохом стиле научных авторов, от которого Блейлер не чувствовал себя свободным.

Описка

«Один пациент направил доктору Бриллу письмо, в котором попытался свести свою нервозность к тревоге и волнению в связи с ходом дел во время кризиса производства хлопчатобумажной ткани. В этом послании говорилось: «My trouble is all due to that damned frigid wave; there is’nt even any seed» (Мои затруднения целиком обусловлены этой проклятой холодной волной; все пришло в упадок). Разумеется, под словом «wave» он имел в виду волну, течение на денежном рынке; но на самом деле он написал не wave, а wife [жена]».

Затеривание вещей, забывание намерений и оплошности

Затеривание вещей

Вот еще один пример ошибочного действия, мотивом которого стала реакция на холодность жены. Один молодой человек рассказал Фрейду, что несколько лет назад его отношения с женой, несмотря на ее прекрасные качества, исключали нежность. Однажды она подарила интересовавшую его книгу, он убрал ее и больше не мог найти. Шли месяцы, периодически он пытался найти потерянную книгу – безрезультатно. Через полгода заболела мать этого мужчины, а его супруга стала ухаживать за ней. В один из вечеров рассказчик вернулся домой, воодушевленный самоотверженным поведением жены и исполненный благодарности к ней. Он подошел к столу и с «сомнамбулической уверенностью» открыл ящик, в котором на самом верху лежала потерянная книга.

Интересный пример затеривания приводит Эрнест Джонс, сообщая о том, что ему свойственно засунуть куда-нибудь трубку, каждый раз после того, как он слишком много курил и нехорошо себя чувствовал после этого. Впоследствии трубка обнаруживается в самых невероятных местах, где он никогда не хранил ее.

Забывание намерений

Если оговорки, очитки и описки можно попробовать объяснить снижением внимания и усталостью, то куда сложнее таким же образом оправдать забывание намерений. Фрейд сообщает, что когда он отправляется на прогулку, взяв с собой письмо для отправки, он не сосредоточивает на этом внимание, а погружается в свои мысли. Он вспоминает о письме непроизвольно, без всякого усилия, увидев краем глаза один из почтовых ящиков. Только если письмо останется неотправленным, можно задуматься о внутрипсихической причине такого забывания. Рассмотрим несколько примеров.

Фрейд, намереваясь поздравить кого-либо с днем рождения, юбилеем или свадьбой, постоянно забывал это сделать. Со временем ему удалось не только смириться с этим, но и обнаружить бессознательную причину такого забывания. Она оказалась связана с его горьким опытом: раньше он принимал мнимую симпатию других за истинную, и теперь чувствует протест против излишнего проявления сочувствия.

Пожалуй, еще более явным примером наличия бессознательной мотивации забывания, является сообщение Фрейда о том, что при большом количестве пациентов он забывает посетить только бесплатного больного или коллегу. Также можно упомянуть и другие случаи, в которых забывание обычно расценивается людьми как намеренное: влюбленный, у которого вылетело из головы свидание; военнослужащий, забывший привести форму в соответствие с требованиями; ученик, оставивший сделанное задание дома.

Оплошности

Сестра, пришедшая к Фрейду в гости, говорит: «Теперь твой письменный стол действительно выглядит мило, только письменный прибор сюда не подходит. Ты должен приобрести более красивый». Спустя пару часов после ухода сестры Фрейд неловким движением руки сбрасывает крышку письменного прибора (чернильницы) со стола, и она разбивается. Как говорит об этом он сам: «…мое порывистое движение лишь внешне было неловким; на самом же деле оно было необычайно ловким и целеустремленным и сумело бережно уклониться от всех более ценных объектов, которые находились поблизости» («за этой чернильницей расставлено кольцо предметов – бронзовые статуэтки и терракотовые фигурки»).

Другое действие, – тоже бессознательное и тоже чрезвычайно ловкое, – Фрейд совершает после того как тяжелобольная родственница, в выздоровлении которой он уже сомневался, пошла на поправку. Проходя по квартире в халате и домашних соломенных туфлях, он сделал импульсивное движение ногой; туфля соскочила, сбросив с консоли фигурку Венеры. То спокойствие, которое он испытал, разбив ценный предмет, дало ему основания предположить, что это была своеобразная жертва, которую он мог бы пообещать судьбе за исцеление больной.

Теодор Райк рассказывает о следующем случае. Молодой человек получил в подарок от девушки кольцо, с предупреждением, что потеря этого кольца будет для нее знаком того, что его чувства к ней угасли. Он стал волноваться из-за возможной потери и периодически убирал его так, что потом долго не мог найти. Чуть позже появилась странная мысль: он может уронить кольцо в почтовый ящик, зацепившись им за края проема для писем. В итоге так и произошло. Письмо, вместе с которым кольцо осталось в ящике, было прощальным посланием прежней возлюбленной, перед которой он чувствовал себя виноватым.

Заключение

Попробуем суммировать вышесказанное, чтобы лучше понять особенности ошибочных действий. Во всех примерах ошибочных действий видна их мотивация, которая, скорее всего, скрыта от совершающего их. Скрыта потому, что она не соответствует представлениям о том, каким человек хотел бы видеть себя или каким ему следует быть. Самооценка Фрейда укреплялась, когда, вглядываясь в себя, ему удавалось преодолеть собственное сопротивление и признать наличие чего-то нелицеприятного. Но другой человек, обнаружив в себе эгоистические, завистливые, враждебные или сексуальные импульсы, напротив, может почувствовать удар по самооценке (и связанные с этим переживания вины или стыда).

Призыв дельфийского оракула «познай самого себя» остается актуальным и по сей день: человек многого не знает о своем внутреннем мире. Неудивительно, ведь часть этого знания может сопровождаться неприятными или даже болезненными чувствами. Чтобы избежать этих переживаний, связанные с ними мысли, эмоции, образы и воспоминания, вытесняются в бессознательное, но, – как мы видели в примере «Синьорелли», – этот процесс не бывает абсолютно эффективным: часть забытого ищет пути возвращения в сознание. При ошибочных действиях их «случайность» снимает ответственность за совершённое, а вытесненное побуждение реализуется. (Вспомним, к примеру, «декольтированную выставку».)

«Психопатология обыденной жизни» читается легко, содержит громадное количество описаний ошибочных действий, а также содержит в себе много любопытных размышлений Фрейда: об отсутствии четкой грани между нормой и патологией; о загадочности как забывания, так и хранящихся в памяти воспоминаний детства; о феномене «deja vu»; о схожести механизма ошибочных действий и механизма образования сновидений. Но в завершение хочется лишь обратить внимание на принципиальную позицию Фрейда, отличающую его от суеверного человека.

Несколько лет подряд дважды в день Фрейд посещает одну очень пожилую даму, чтобы сделать одни и те же врачебные манипуляции. Извозчик, прекрасно знающий адрес этой пациентки, по ошибке останавливается у дома с таким же номером, но на параллельной улице. Суеверный человек усмотрел бы в этом знак судьбы, предзнаменование ее скорой кончины, но для Фрейда это всего лишь случайность. Вот если бы он шел пешком и, задумавшись, остановился перед домом на параллельной улице, такая ошибка заставила бы его искать у себя бессознательное намерение. Старой даме больше 90 лет, и, ошибившись улицей, Фрейд смог бы обнаружить, например, свое ожидание, что он уже не застанет пациентку дома.

Суеверный человек не желает знать о бессознательной мотивировке своих собственных ошибочных действий; во внешних событиях ему видятся намеки на то, как сложится его будущее; он проецирует содержания своего собственного внутреннего мира вовне. Фрейд занимает противоположную позицию, говоря о себе: «…хотя я верую во внешнюю (реальную) случайность, но не верю в случайность внутреннюю (психическую)». Он не верит, что внешнее событие может сообщить нечто о его душевной жизни, но он убежден, что непреднамеренное проявление его психической реальности в ошибочном действии раскроет что-то неизвестное о нем самом.

Как было сказано в эпиграфе, Фрейд несколько иронично относит себя «к тем недостойным индивидам, в присутствии которых духи прекращают свою деятельность, а сверхчувственное улетучивается». опубликовано .

Илья Никифоров

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Сочетание движения вперед, которое характерно для современных культуры и науки - а также для культуры и науки, современных для автора высказывания, Зигмунда Фрейда, - и удивительных проявлений варварства не может не удивлять всякого, кто задумывается над развитием современного общества. Но может что-то изменилось с тех пор, когда жил Фрейд? Ведь прошло уже почти сто лет?

На этот вопрос можно попытаться ответить, если рассмотреть тот вклад, который был внесен самим Фрейдом в развитие науки. На рубеже XIX и XX веков представление человека о своей личности и своем бытии, о своем месте в мире изменилось окончательно, и З. Фрейд значительно повлиял на это изменение, исследуя человеческое бессознательное. Открытия З. Фрейда разрушили многие представления о человеке, характерные для XIX века. Так, рационализм XIX века сводил волю человека к разуму, но Фрейд показал, что в человеческой личности есть и иные силы, помимо разума, помимо собственного «Я». Оказалось, что своего рода «прогресс» и «варварство» сочетаются уже в самом человеке, являясь важными чертами личности.

Как эти черты влияют на соотношение прогресса и варварства в наше время? Может, стремление к прогрессу сумело окончательно вытеснить варварские порывы? С одной стороны, конечно, стремление к прогрессу в человеке очень сильно, и реализуется оно в самых разных сферах: в науке, в технологиях, в развитии общества, в самопознании. Человеческая личность изучена к настоящему времени куда более полно и разносторонне по сравнению со временем жизни Фрейда, многие идеи самого Фрейда уже устарели, хотя высказанная в тезисе - едва ли. Представление о месте и роли человека в мире значительно усложнилось как после двух мировых войн, так и после изобретения ядерного оружия: сочетание невероятной силы общества, страны, владеющей этим оружием, и зачастую полного бессилия отдельного человека - вот из чего, на мой взгляд, складывается видение личностью себя в наше время. И такое видение - плод прогресса. Итак, та сторона человеческой личности, которую З. Фрейд обозначил, как Суперэго, влечет человека вперед по пути прогресса, хотя зачастую пути прогресса могут быть разрушительными.

С другой стороны, очевидно, что глобальные проблемы человечества не стали менее острыми с развитием технологий, а также с развитием общества и культуры, напротив, некоторые из них только ярче высветились на фоне современных тенденций. Социальное и экономическое неравенство сохраняются до настоящего времени даже в развитых странах. Восприятие людей иных убеждений, иной национальности и т.д. по-прежнему весьма неоднозначно, что до смешного напоминает этимологию слова «варварство»: римляне называли варварами тех, кто не говорил на латыни, т.е. тех, кто по отношению к римлянам занимал позицию «другого», «чужого». «Чужие» и «другие» по-прежнему вызывают в отдельном человеке и в современной цивилизации страх и опасения, что собственная культура, собственный мир будут разрушены этими «другими», как некогда Рим был разрушен варварами. Страх перед «другими» оберегает современную цивилизацию, хотя и является отклонением от тех гуманистических тенденций, которые приняты в нашем обществе. Впрочем, нужно помнить, что, на развалинах Римской Империи выросла современная цивилизация, потому можно сказать, что и варварство может быть плодотворным. В своей слепоте, жестокости и покорности импульсам и первобытным порывам (подобно фрейдистскому «Ид») оно способно давать начало чему-то новому.

Итак, сочетание варварства и прогресса, которое отмечал З. Фрейд, говоря об обществе в котором жил сам, характерно и для нашего общества, но - что удивительно - это сочетание характерно и для отдельного человека, в котором прогресс всегда будет бороться с желанием сохранить всё «как есть», потому что оба эти стремления являются неотъемлемыми чертами человека.

Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину.
З.Фрейд

Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством.
З.Фрейд

Одна из главных задач психоанализа - выявление психологических травм, сокрытых в бессознательном, и очищение индивидуальной души их глубоким осознанием: там, где было «Оно», должно стать «Я» - на языке Зигмунда Фрейда. Иными словами, к преодолению психической травмы, к катарсису и очищению души приводит осознание травматического источника боли, извлечение травмы из бессознательных глубин психики и уничтожение ее осознанием-пониманием. Задачей психоаналитика является вскрытие травмирующего фактора и его ликвидация осознанием причин травмы.

Это относительно легко осуществить, если психическая травма связана с индивидуальным развитием, но как быть в тех случаях, когда травма носит более глубокий, социально-наследственный или транспоколенческий характер? Ведь еще Карл Густав Юнг выяснил, что бессознательное является не только индивидуальным феноменом, но связано с наследием предков и эволюции в целом, то есть является коллективным бессознательным. Скажем, как личность может избавиться от исторических травм рода, народа, истории, эволюции? Или как можно избавиться от того, что все мы так или иначе дети, внуки или правники людоедов, палачей или убийц, пропитанные пролитой ими кровью?..

В психогенеалогии или трансгенерационной терапии эти психологические травмы коллективного бессознательного называют по-разному: синдром предков, пережитые травмы прошлых поколений, трансгенерационные или транспоколенческие связи…

Эти травмы симптоматически присутствуют в личностном пространстве каждого нового поколения и переживаются как соматически, так и психологически. Подобные травмы, или «скелеты в семейном (родовом) шкафу», носят экстремальный, шоковый характер и по существу связаны с человеческой жестокостью и насилием. Как свидетельствует тот же психоанализ, травматическое содержание подвергается вытеснению, отрицанию, глубоко спрятано в коллективном бессознательном как «инородное тело» и в том или ином виде передается последующим поколениям. По выражению Анн Анселин Шутценбергер, автора книги «Синдром предков», «…пережитая травма скрыта в сердце и теле потомков». И еще: «Все мы являемся звеньями в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» прошлого наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье». Психогенеалогия позволяет выявить негативные связи между поколениями и, при определенных условиях, прервать цепь бессознательных повторений ситуаций прошлого, осмыслив роковые или травматические моменты генеалогического древа.

Сын реформатора Егора Яковлева и внук чекиста-палача В.И.Яковлева Владимир Яковлев по этому поводу писал: «Под тонкой пленкой неведения, мои счастливые детские воспоминания пропитаны духом грабежей, убийств, насилия и предательства. Пропитаны кровью. Мы все, выросшие в России - внуки жертв и палачей. Все абсолютно, все без исключения. В вашей семье не было жертв? Значит были палачи».

Все мы недооцениваем травматическое влияние родового и даже национального прошлого на психику своего поколения - наследие рабства, холопства, массовых насилий и убийств, инфернальных лжей и обманов. «Выжившие - это осиротевшие, потерявшие любимых, сосланные, раскулаченные, изгнанные из страны, убивавшие ради собственного спасения, ради идеи или ради побед, преданные и предавшие, разоренные, продавшие совесть, превращенных в палачей, пытанные и пытавшие, изнасилованные, изувеченные, ограбленные, вынужденные доносить, спившиеся от беспросветного горя, чувства вины или потерянной веры, униженные, прошедшие смертный голод, плен, оккупацию, лагеря. Погибших - десятки миллионов. Выживших - сотни миллионов. Сотни миллионов тех, кто передал свой страх, свою боль, свое ощущение постоянной угрозы, исходящей от внешнего мира - детям, которые, в свою очередь, добавив к этой боли собственные страдания, передали этот страх нам. Просто статистически сегодня нет ни одной семьи, которая так или иначе не несла бы на себе тяжелейших последствий беспрецедентных по своим масштабам зверств, продолжавшийся в стране в течение столетия. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, до какой степени этот жизненный опыт трех подряд поколений ваших ПРЯМЫХ предков влияет на ваше личное, сегодняшнее восприятие мира? Вашу жену? Ваших детей?»…

Я имею в виду даже не чувство вины, беспричинные страхи или ужасы, случившиеся с нашими родными и близкими, - я имею в виду то, чего мы не знаем, но то, что продолжает влиять на нас через коллективное или родовое бессознательное, чьего влияния мы не осознаем и поэтому бессильны ему противостоять. Ведь самое страшное последствие наследственной, транспоколенческой, культурной травмы - неспособность осознать, до какой степени эта травма, скажем посттоталитарного наследия, искажает и травмирует наше сознание, наше сегодняшнее восприятие действительности и нашу психическую жизнь в целом. Я уж не говорю о «культурном» шлейфе, то есть о влиянии посттоталитарного синдрома на воспитание, обычаи, менталитет, «обустройство» сознания масс… В качестве примера вновь сошлюсь на менталитет северокорейцев, формировавшийся тремя поколениями «Кимов»…

В.Д.Уорди в работе «Памятные свечи» ярко продемонстрировал, что в сознании потомков так или иначе сохраняются следы сильных травм, пережитых предками, и что эти травмы «возвращенного зла» мешают им нормально жить. Потомки, переживающие подобные травмы не только на психическом, но даже на соматическом уровне, часто не понимают и не осознают причин своих негативных состояний, так как они не связаны с обстоятельствами их собственной жизни и поэтому не поддаются разумному анализу с их стороны.

Профессор Йельского университета Рон Айерман в исследовании «Культурная травма и коллективная память» под коллективной травмой понимает негативные последствия любого исторического безобразия - рабства, геноцида, тоталитарного наследия, войн и революций, деформирующих уже не просто индивидуальное сознание, а менталитет народа, саму человеческую идентичность. Речь идет о том, что негативы истории не могут не накладывать жуткий отпечаток на сознание нации, приводя к травмам уже не родового, а национального масштаба, деформируя коллективную идентичность и коллективную память рас, наций и любых человеческих сообществ. Скажем, травматизм рабства или тоталитарного сообщества, прочно укореняясь в коллективной памяти, ведет к повседневной деградации сознания народных масс, сохраняя в памяти потомков все унижения, страхи и негативные переживания предков. Здесь можно говорить о «долгосрочных последствиях» национальной культурной травмы, вызывающих гигантские прорехи в ткани общества и даже ведущих к необратимым драматичним утратам идентичности, а также ценностей и смыслов, к историческому запаздыванию и даже к брейкдауну стран и народов…

Психологические травмы коллективного бессознательного связаны не только с драматическим опытом поколений, но и с сознательной и бессознательной памятью: скажем, фашизм возник в результате травмы поражения Германии во второй мировой войне, а большевизм - в результате российской имперской несправедливости и беззакония, а также перманентной войны российской власти с собственным народом.

Национальная или культурная травма всегда связана с «битвой смыслов» или, лучше сказать, - с кризисом смыслов и ценностей, формирующим такие черты национального менталитета, как ненависть, зависть, лицемерие, тотальное наплевательство, потребность в отмщении за исторические обиды и поражения. Усиливая мысль, я бы сказал, что все негативные исторические феномены - от рабства до тоталитарной власти - оплачиваются двойной исторической ценой: сначала - самими травматическими событиями и затем - комплексами трансгенерационных или транспоколенческих травм (потребностью в отмщении, чувством скрытой исторической неполноценности, глубиннной агрессивностью и т.п.). Ибо человеческая история так устроена, что за все непотребства приходится платить дважды - драматическими событиями и разрушенным сознанием народных масс…

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, оказавший значительное влияние на психологию, медицину, литературу, искусство и многое другое в XX веке. В этой подборке вы прочитаете о нём факты, которые раньше старались не предавать большой огласке

Один из самых неоднозначных ученых ХХ века, тот, кого студенты-психологи по всему миру ласково называют «дедушкой Фрейдом». При жизни одни считали его шарлатаном, другие — гением. Коко Шанель называла его первым мужчиной-феминистом: именно Фрейд стал идеологом сексуальной революции и толкнул женщин к равноправию.

Два открытия обессмертили его: он разгадал тайну человеческого сна и первым подобрал универсальный ключ к подсознанию человека.

Метод толкования снов Фрейда заключался в следующем: после того, как пациент рассказывал содержание сна, Зигмунд начинал спрашивать один и тот же вопрос: что первое приходит в голову относительно того или иного элемента сна. От пациента требовалось говорить все мысли, несмотря на то, что они могли быть абсолютно не связанны с данным предметом, или вообще быть непристойными (сексуальные фантазии). Вся эта методика основана на принципе детерминированности психических процессов. Т.е когда человека просят сказать какая мысль приходит в голову относительно каких-либо элементов сна, эта мысль никак не может быть случайной, она напрямую связанна с отражением реальных событий во сне.

Зигмунд Фрейд - факты

Наркотики

Зигмунд Фрейд так сильно подсел на кокаин, что открыто обсуждал эту тему со своей невестой и проводил над собой эксперименты. Он написал несколько статей, в которых подробно рассказывается обо всех «чудотворных» свойствах этого наркотика.

Женоненавистничество

Фрейд полагал, что причина всех психологических проблем женщин кроется в том, что природа обделила их пенисами. Более того, по мнению великого психолога, прекрасный пол не обладает способностью к объективному суждению. Он считал их инфантильными, ревнивыми и невежественными. И если в обществе возникает проблема - её причину, по мнению Фрейда надо искать именно в женщине, особенно когда речь идёт о сексуальной напряженности между полами.

Теории психосексуального анализа

Фрейд разработал ряд очень странных теорий, множество которых со временем были опровергнуты. Он был убеждён, что маленькие дети (включая новорождённых) обладают бессознательным сексуальным влечением. По мнению Фрейда, существовуют три психосексуальные стадии развития личности: оральная, анальная и фаллическая. У ребёнка, который получал недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется орально-пассивный тип личности: человек будет испытывать постоянное желание грызть что-либо или просто занять свой рот. Ровным образом приучение ребёнка к туалету влияет на его характер в будущем. Фрейд также имел несколько теорий, связанных с Эдиповым комплексом (когда маленьких мальчиков привлекают их мамы) и комплексом Электры (когда маленьких девочек привлекают их папы).

Рак

Многим даже в голову не приходило, что долгое время Фрейд боролся с раком ротовой полости, причиной которого послужило чрезмерное пристрастие к сигарам. В какой-то момент ему даже удалось бросить эту вредную привычку, но спустя год он опять поддался соблазну. По некоторым сведениям он выкуривал до 20 сигар в день. Фрейд пережил 34 операции, одна из которых едва не стоила ему жизни.

Основатель психоанализа

В первую очередь Фрейд известен изобретением психоанализа, хотя на этот счет имеется ряд сомнений. Он был первым, кто популяризировал этот метод, и тем самым повлиял на деятельность многих великих психологов (например, таких как Карл Юнг). В его основе лежит анализ раннего детства пациента и бессознательных аспектов личности. Однако данная теория была подвергнута критике и даже сегодня многие психологи считают её противоречивой. Несмотря на это вклад Фрейда в психологию достаточно велик.

Зависть к беременности

В ответ на теорию Фрейда о том, что причиной многих женских бед была зависть к мужскому половому органу, женщины придумали альтернативную теорию зависти к беременности, согласно которой на самом деле сильный пол завидует слабому ввиду своей физиологической неспособности давать жизнь. Таким образом, они начинают заниматься построением карьеры, чтобы ощутить, что тоже способны создавать что-либо.

Толкование сновидений

Фрейд написал книгу «Толкование сновидений», в которой рассказывается, что кроме явного сновидения существует еще и бессознательное скрытое. То, что вы запомнили - непосредственно ваши мысли во время сна, которые призваны замаскировать бессознательное.

Бессознательное

Фрейд был одним из первых, кто выдвинул теории, затрагивающие эту тему. Проще говоря, бессознательное - это любые процессы в мозгу, которые происходят без нашего участия. Однако Фрейд был уверен, что существует нечто большее. Бессознательное непосредственно влияет на наше поведение, а самим бессознательным руководят подавленные в юности эмоции. Он твёрдо верил, что действия человека являются результатом бессознательных процессов. Поэтому «свободный» выбор не так уж свободен, как нам кажется.

Оральная стадия развития

По слухам как-то раз Фрейд закурил сигару перед группой студентов, один из которых высказался, что великий психолог испытывает нужду постоянно чем-то занять свой рот, находясь, таким образом, на оральной стадии развития личности. На что Фрейд ответил: «Иногда сигара - просто сигара». Как ни странно, позже выяснилось, что эта история была всего лишь выдумкой. Но учёный действительно любил сигары. По его словам, сигары играли важную роль в его жизни, помогая улучшить продуктивность работы. Короче говоря, если такое понятие как оральная стадия развития личности действительно существует - оно имело к Фрейду самое непосредственное отношение.

Полиглот

Зигмунд Фрейд отлично владел немецким, итальянским, греческим, английским и латинским языками, а также ивритом. Для большинства людей это впечатляющий перечень, так как они могут похвастаться разве что хорошим владением своего родного языка. К тому же Фрейд был определённо одарённым человеком. В восемь лет он уже читал Шекспира. Вскоре его приняли в престижный вуз, который он закончил с отличием.

Зигмунд Фрейд - цитаты, высказывания и афоризмы


  • Мы выбираем не случайно друг друга... Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.


  • Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.


  • Всё, что вы делаете в постели, - прекрасно и абсолютно правильно. Лишь бы это нравилось обоим. Если есть эта гармония - то вы и только вы правы, а все осуждающие вас - извращенцы.


  • Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.


  • В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.


  • Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.


  • Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.


  • В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.


  • Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность.


  • Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину.


  • У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому.


  • Невроз - это неспособность переносить неопределенность.


  • Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца.


  • Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят.


  • Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти.


  • Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.


  • Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира.


  • Остроумие - это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.


  • Большинство людей в действительности не хотят свободы потому, что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.


  • Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими.


  • Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.


  • Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.


  • Кто наблюдал, как насытившись малыш отстраняется от груди и засыпает с порозовевшими щеками и счастливой улыбкой не может избежать мысли, что эта картина продолжает существовать всю последующую жизнь в качестве прототипа выражения сексуального удовольствия.


  • Притязания ребенка на любовь матери безмерны, они требуют исключительности и не допускают дележки.


  • Если один ничего не мог бы найти в другом, что следовало бы исправить, то вдвоем им было бы ужасно скучно.


  • Когда невротик сталкивается лицом к лицу с конфликтом, он совершает бегство в болезнь.


  • При психозе мир фантазии играет роль кладовой, откуда психоз черпает материал или образцы для построения новой реальности.


  • Особенность душевного прошлого в том, что в отличие от исторического прошлого оно не растранжиривается потомками.


  • В наших сновидениях мы всегда одной ногой в детстве.


  • Желание, исполнение которого представляет собой сон, проистекает из детской жизни, а потому человек, к своему удивлению, обнаруживает в сновидении ребенка, продолжающего жить своими импульсами.


  • Каждое сновидение имеет по меньшей степени одно место, в котором оно непонятно, так сказать, пуповину, которой оно связано с неизвестным.


  • Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством.


  • Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.


  • Терпимое отношение к жизни остается первейшим долгом всех живых существ.


  • Детство, лишенное чувство стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь этот самый рай не что иное, как массовой фантазия о детстве человека.


  • Поводы к конфликту между матерью и дочерью возникают, когда дочь подрастает и встречает в матери противницу своей сексуальной свободы, зрелость же дочери напоминает матери о том, что настало время отказа от собственной сексуальной жизни.


  • Психическое развитие индивида в сокращенном виде повторяет ход развития человечества.


  • Люди говорят о денежных вопросах с той же лживостью, что и о сексуальных проблемах. В психоанализе и то, и другое необходимо обсуждать с одинаковой откровенностью.


  • Судьбе, которая может даровать замену утраченной возможности удовлетворения, исцеление дается проще, чем врачу.


  • Сама по себе любовь - как страдание, лишение - снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь, обладание любимым объектом снова его повышает.


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.