Из истории судового якоря. Характеристики и предназначение плавучего якоря

Справочник по морской практике Автор неизвестен

3.3. Типы якорей

3.3. Типы якорей

Якорь Холла – втяжной с поворотными лапами; основной тип станового якоря для кораблей ВМФ. Якорь (рис. 3.3) состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с двумя лапами. В средней части коробки имеется сквозное овальное отверстие, куда входит утолщенная часть веретена. Это отверстие ограничивает угол отклонения лап якоря (до 45°). В нижней части веретена просверлено отверстие для валика, с помощью которого веретено присоединяется к коробке. Выпадению веретена из коробки препятствуют два штыря, отверстия для которых после установки штырей завариваются. К верхней части веретена присоединяется скоба якоря. Якоря Холла изготовляются двух типов – с веретеном прямоугольного сечения и с веретеном круглого сечения. Якоря Холла с веретеном круглого сечения имеют меньшую длину веретена и применяются на низкобортных кораблях. Недостатки якорей Холла: сравнительно небольшая держащая сила, возможность заклиниваться в клюзе при подъеме и вставать к обшивке корпуса враспор.

Рис. 3.3. Якорь Холла:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапа; 4 – валик; 5 – штырь; 6 – коробка

Т а б л и ц а 3.2

Якорь Матросова (повышенной держащей силы) – основной тип вспомогательного якоря для кораблей ВМФ и станового для небольших кораблей и катеров. Якорь (рис. 3.4) имеет две широкие треугольные лапы, примыкающие непосредственно к веретену, к концу которого присоединяется скоба якоря. Зазор между лапами незначителен, и они представляют собой как бы одну широкую лапу с узкой прорезью для веретена, которое крепится к лапам с помощью оси и штырей лапы. По бокам якоря сделаны приливы, которые выполняют роль штока, предохраняя якорь от опрокидывания. Якоря Матросова изготовляются трех типов: литые (рис. 3.4) – от 25 до 1500 кг, сварные (рис. 3.5) – от 5 до 200 кг и катерные сварные (рис. 3.6) – от 10 до 100 кг.

Рис. 3.4. Якорь Матросова (литой):

1-скоба; 2 – веретено; 3- лапа; 4-прилив; 5 – ось; 6 – штырь

Рис. 3.5. Якорь Матросова (сварной):

Рис. 3.6. Якорь катерный:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапа; 4 – шток (прилив); 5 – штырь

Т а б л и ц а 3.3

Недостатки якорей Матросова: узкое пространство между лапами часто забивается грунтом, что препятствует свободному отклонению лап якоря; якорь, вывернувшись из грунта, вторично уже не входит в него, а продолжает ползти; якорь неустойчив в начальный период при забирании на плотном грунте.

Адмиралтейский якорь (рис. 3.7) состоит из веретена и двух рогов с лапами, отлитых вместе с веретеном. Утолщенная часть веретена в том месте, где она сливается с рогами, называется трендом. Верхняя часть веретена имеет два отверстия: для присоединения скобы якоря и для штока. Шток на концах имеет утолщения, препятствующие зарыванию штока в грунт при отдаче якоря. Один из концов штока загнут под прямым углом, что позволяет укладывать его вдоль веретена. В средней части шток имеет буртик и отверстие для клинообразной чеки. В ВМФ якорь применяется для снабжения шлюпок.

Рис. 3.7. Адмиралтейский якорь:

1 – скоба; 2 – шток; 3 – веретено; 4 – рог; 5 – лапа; б – чека; 7 – отверстие для чеки; 8 – буртик

Т а б л и ц а 3.4

Специальные якоря. К ним относятся якоря: однолапые, четырехлапые и ледовые.

О д н о л а п ы й я к о р ь (рис. 3.8) применяется в ВМФ в качестве станового для закрепления плавучих сооружений стационарного типа. Вес и размеры однолапых якорей не стандартизированы. Якорь – стальное веретено, отлитое или откованное заодно с рогом, лапой и снабженное штоком.

Рис. 3.8. Однолапый якорь:

1 – веретено; 2 – рог; 3 – шток; 4 – лапа

Ч е т ы р е х л а п ы й я к о р ь (рис. 3.9) весом от 3 до 15 кг называется кошкой. Он состоит из четырех рогов с лапами, откованных заодно с веретеном, к верхнему концу которого присоединена скоба якоря.

Рис. 3.9. Четырехлапый якорь:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – рог; 4 – лапа

Л е д о в ы й я к о р ь (рис. 3.10) применяется при плавании кораблей во льдах. Состоит из веретена, рога с лапой и скобы якоря.

Рис. 3.10. Ледовый якорь:

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – рог с лапой

Т а б л и ц а 3.5

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ТИПЫ ВСПЫШЕК Ручная вспышка отличается от других тем, что она включается, работает, а также позволяет установить все параметры по воле фотографа. Вы вручную выставляете необходимые значения диафрагмы в зависимости от расстояния до снимаемого объекта и других условий

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Квадратные типы Из формы Геркулеса Фарнезского происходят два типа: Марс и Земля.Марс и Земля характеризуются физической мощью их костной и мускульной систем. Тело их, будто высеченное топором, можно схематизировать с помощью квадрата. Голова тоже четырехугольная.

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Овальные типы Из формы дискобола, метателя диска, происходят три овальных типа – Меркурий, Солнце и Венера.В то время как господствующей чертой квадратных типов была мощь мускульной системы, а господствующей психологической чертой – мужская энергия, главная физическая

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Дегенеративные типы Хочу сразу предупредить читателя не понимать слово «дегенеративный», т. е. вырожденный, в самом трагичном его смысле. Люди, которых мы причисляем к этой категории, не являются чудовищами ни по телу, ни по душе. Маленькая лунарианка, представленная

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Типы виз Большинство стран пускает россиян на свою территорию только при наличии специального разрешения – визы. Она обычно представляет собой штамп или наклейку в паспорте. И только иногда встречаются визы, которые дают на отдельном листе бумаги, или чисто электронные

Из книги Как быть смешным автора Мэкс Джон

§ 176. Типы предложения 1. В вариантах Я предлагаю открыть собрание (двусоставное предложение) – Предлагаю открыть собрание (односоставное предложение) второй отмечается как более разговорный (см. § 167, п. 2). Например: Утопаю в грязи… в подлости своей утопаю… (Горький). С

Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич

44. ТИПЫ ЛИДЕРСТВА Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный.Инструментальный (деловой) лидер – это член группы, который берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладает соответствующими

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич

3.2. Классификация и основные технические данные якорей По назначению якоря подразделяются на становые и вспомогательные.Становые якоря предназначены для удержания корабля на месте. Корабли снабжаются двумя становыми якорями; катера водоизмещением до 35 т –

Из книги Мошенничество в платежной сфере [Бизнес-энциклопедия] автора Воронин Алексей С.

3.5. Стопоры для якорных цепей и якорей Для крепления якорной цепи во время стоянки корабля на якоре и временного задержания якорной цепи при работе с нею устанавливаются стационарные и переносные стопоры.Стационарные стопоры применяются для временного задержания

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги Справочное пособие по системам охраны с пироэлектрическими датчиками автора Кашкаров Андрей Петрович

Типы мотивации Самомотивация делится на два типа – мотивация «К» и мотивация «От». Первый тип («К») – это мотивация на что-то хорошее: буду больше зарабатывать и куплю себе новую машину.Кажется, все просто, но беда в том, что положительной мотивацией умеют

Из книги автора

4.3.3. Типы мошенничества В соответствии с общепринятой классификацией существуют следующие типы мошенничества:1) использование неполученных карт;2) использование поддельных карт;3) проведение транзакций с использованием реквизитов карт;4) использование украденных или

Из книги автора

Из книги автора

1.1. Типы сигнализаций Рынок электронного оборудования охранно-пожарной сигнализации предлагает широкий выбор устройств, позволяющих построить систему и осуществить монтаж сигнализации загородного дома или квартиры любого уровня сложностиПо типу оповещения системы

Основное назначение якорного устройства - обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах.

Кроме того, якорное устройство используется в ряде других случаев, в частности: при швартовке судна к причалу или другому судну в, неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.).

Якорь, отданный с наветренной стороны при прижимном ветре или течении, позволяет избежать навала судна на причал или другое судно: при швартовке судна кормой к причалу или швартовным бочка!: для производства рейдовых перегрузочных работ с использованием плавсредств.

Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна; для осуществления эффективного разворота судна на ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и т. д.).
Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот; для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном; для снятия судна с мели.
Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирается с помощью шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторых случаях снять судно с мели без посторонней помощи.

Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) могут использоваться при буксировке судна. Частями якорного устройства являются: якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепления якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей - брашпили или шпили.
Якорное устройство размещается в носовой части судна. На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме, что позволяет улучшить условия обработки судов.

Судовые якоря по своему назначению подразделяются на становые и вспомогательные. Основная функция становых якорей - удерживать судно на месте при отданном якоре. Каждое судно должно иметь три становых якоря - два в клюзах и один запасной на палубе.

рис. 25 Ледовый якорь

К вспомогательным якорям относятся: стоп-анкеры - самые крупные из вспомогательных якорей, имеющие массу, равную 1/3 массы станового якоря. Они применяются совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно ветра при погрузке-выгрузке, посадке и высадке пассажиров, приемке топлива и т. п. на рейдах, а также для снятия судна с мели; верпы - малые судовые якоря, применяемые наряду со стоп-анкерами.
Масса верпа равна примерно половине массы стоп-анкера; дреки - небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг; кошки - малые трех- или четырехрогие якоря массой от 5 до 15 кг, используются для отыскания затонувших и вылавливания плавающих предметов; ледовые якоря используются для удержания судна у ледяного поля или берегового припая, имеют массу 75-80 кг.

(рис. 25) изготавливается из стали таврового профиля. Он состоит из веретена 1 и лапы 2, которая закладывается в трещину льда или в выдолбленную лунку; снабжен двумя скобами. К скобе 3 крепится стальной трос, на котором заводится якорь, а к скобе 4 - короткий конец мягкого стального или растительного троса, за который якорь вынимается из лунки.

Судовые якоря должны иметь характеристики, отвечающие их назначению. Важнейшей из них является держащая сила - наименьшее усилие, которое необходимо, приложить в направлении веретена, чтобы сорвать якорь с грунта.
Особые требования предъявляются к становым якорям. Они должны быстро отдаваться, хорошо забирать грунт, обладать большой держащей силой, легко отделяться от грунта при подъеме и удобно крепиться по-походному. При этом якоря должны быть прочными, дешевыми и простыми в изготовлении.
Эти требования привели к созданию большого количества якорей различных конструкций. По способу забирания грунта их можно разделить на два типа: якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой: якоря со штоком и без штока, забирающие грунт двумя лапами.

К первому типу относится адмиралтейский якорь (рис. 26, а). Он состоит из веретена 1 и двух рогов 2 с лапами 3, отлитых или откованных вместе с веретеном. Веретено в нижней части имеет утолщение - тренд, нижняя часть которого называется пяткой 4. В верхней части веретена имеются два отверстия: через одно из них к веретену крепится якорная скоба 5, а во второе вставляется шток 6. Шток на концах имеет утолщения, которые препятствуют его зарыванию в грунт при отдаче якоря.

Один конец штока загнут под прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена при креплении якоря по-походному. Шток обеспечивает быстрое забирание якорем грунта. Отданный якорь ложится на грунт пяткой и упирается в него концом штока. При натяжении якорной цепи якорь на грунте разворачивается на 90°, благодаря чему нижний рог с лапой зарывается в грунт.

прост по конструкции и обладает большой держащей силой. Однако он имеет и существенные недостатки. Прежде всего якорь неудобен при отдаче и уборке, так как по-походному он закрепляется на палубе.
Кроме того, зарывшись в грунт одной лапой, якорь представляет опасность для судов на мелководье и создает угрозу запутывания своей якорной цепи за возвышающийся над грунтом второй рог. К типу якорей, забирающих грунт двумя лапами, относятся якорь Холла (без штока) и якорь системы Матросова (со штоком).
Преимущественное применение на судах получил якорь Холла.

Якорь Холла (рис. 26, б) состоит из двух основных деталей - веретена 1 и коробки 2, отлитой как одно целое с двумя лапами 3. Веретено квадратного сечения, сужающееся кверху, проходит через отверстие в коробке.
На нижнем утолщенном конце веретена имеется проушина для валика, концы которого входят в гнезда, имеющиеся внутри коробки. Благодаря этому коробка с лапами может поворачиваться на угол 40-45°, когда лапы входят в грунт. Веретено удерживается внутри коробки двумя стопорными штырями 5.
Штыри только охватывают вошедший в гнезда валик 6, не ограничивают необходимый угол поворота коробки с лапами и позволяют ей поворачиваться в плоскости лап на угол до 10°. Коробка имеет захваты 7 (песочники), способствующие повороту лап при вхождении в грунт.
В верхней части имеется проушина для якорной скобы 4, к которой присоединяется якорь-цепь.

рис. 26 Судовые становые якоря

а - адмиралтейский; б - Холла, в - Матросова

Отданный якорь Холла ложится на грунт. При натяжении якорной цепи захваты упираются в грунт и заставляют зарываться лапы. Якорь Холла получил широкое признание из-за удобства в эксплуатации.
Он быстро отдается, обладает достаточно большой держащей силой и удобно втягивается в клюз при уборке. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не опасен для судов на мелководье, практически исключается запутывание якорной цепи за лапы якоря.
Однако в случае неравномерного зарывания лап в грунт якорь начинает выворачиваться из грунта при сильном натяжении якорной цепи, а также при изменении направления ветра или течения. Этот недостаток устранен конструкцией якоря, предложенной советским инженером Матросовым.

рис. 27 Мертвые якоря

а, б - железобетонные массивы; в - «лягушка»; г - сегментный; д - грибовидный;

е - винтообразный; ж - однорогий адмиралтейский

Якорь Матросова (рис. 26, в) имеет широкие лапы 3, расположенные почти вплотную к веретену 1. Благодаря этому уменьшается момент, вырывающий якорь из грунта. Лапы имеют отлитый заодно с ними шток 2, смещенный вверх относительно оси вращения веретена в тренде якоря.

Шток не мешает втягиванию якоря в клюз; он предохраняет якорь от опрокидывания при волочении по грунту, а в мягком грунте, погружаясь вместе с лапами, повышает держащую силу. Якорь имеет сравнительно небольшую массу, но при этом обладает большой держащей силой, равной 10-20-кратной массе якоря (в зависимости от грунта).

Якоря Холла, Матросова и др. называются втяжными, так как при закреплении по-походному они втягиваются на всю длину веретена в специальные якорные трубы-клюзы.

(рис. 27) применяются для надежного удержания на месте швартовных бочек, плавучих маяков, доков, плавмастерских и других сооружений, а также знаков навигационного оборудования. Это железобетонные массивы различной геометрической формы или объемные металлические конструкции, которые закладываются в грунт.

Плавучие сооружения удерживаются на мертвых якорях при, помощи прочных цепей или тросов. Якорный клюз (рис. 28) представляет собой металлическую трубу 2 с двумя раструбами, один из которых 1 приваривается к палубе, а второй 4 - к наружной обшивке корпуса. На судах, не имеющих якорного устройства на корме, якорные клюзы располагают по одному с каждого борта только в носовой части. Чтобы при креплении якоря по-походному его лапы не выступали за бортовую обшивку, в местах крепления бортовых раструбов делают ниши 3.

Почти в каждом портовом городе в качестве достопримечательности стоит на вечном приколе внушительный якорь. Эти черные гиганты излучают спокойную мощь, с которой торговые и военные корабли бороздили морские дали. Самый большой якорь в мире отлит по специальному заказу и весит 40 тонн. Узнайте все о тяжелых и сильных якорях, взгляните на фото этих скрытных тружеников моря.

Рекордсмен в тяжелом весе

Чтобы построить переправу через пролив или морскую буровую вышку, требуется плавучий кран, способный перемещать мостовые пролеты. Судно, на котором расположен плавучий кран, должно стоять на месте как влитое, иначе невозможно обеспечить точность перегрузочных работ. Задача удержать его на месте возложена на гигантские якоря.

В 1991 году голландская компания Ballast Nedam специально для строительства моста Большой Бельт в Дании заказала циклопический плавучий кран Svanen, инженерные особенности которого позволяют ему поднимать и перемещать грузы свыше 8 миллионов тонн. Сколько весит якорь подобного сооружения? Столько же, как современный танк или кит-горбач – 40 тонн.

Как выглядят якоря плавучего крана

Это непривычные по иллюстрациям в книгах о пиратах конструкции из веретена и плоских лап на раскидистых рогах. Якоря плавучих кранов, особенно тех, которые монтируют пролеты мостов, выглядят как полусферы, способные присосаться к грунту с помощью шлангов для удаления воды.


Похожие присосы ставит на плавучие краны и другая голландская фирма – Balder. Ее краны обладают меньшей грузоподъемностью – до 3 миллионов тонн, однако работают в условиях сильных течений и волнений.

Память о морском гиганте

Среди диковинных экспонатов во дворе Морского музея Гонконга хранится подобранный у берегов Индии якорь супертанкера Knock Nevis. Ржавеющий титан весит 36 тонн, имеет длину 10 м и на сегодня является первым в мире в классе конструкций Данфорта с их плоскими лапами в форме ножей. Этот якорь относится к числу становых – необходимых для удержания вне дрейфа судна с выключенными двигателями.


Его размеры связаны с габаритами танкера:

  • длина – 458 м;
  • ширина – 69 м;
  • тормозной путь – 10 км;
  • осадка при полной загруженности – 30 м.

Knock Nevis спустили со стапелей в 1976 году, несколько раз перепродали и перестроили: то вибрация владельцев не устраивала, то отсутствие двойного борта, то невозможность пройти Панамским каналом. Последние 6 лет жизни он провел в роли танкера-хранилища, а в 2010 году был пущен на металлолом. Исполинский якорь, державший гиганта на месте, – единственная память об этом выдающемся судне.

На чем держатся авианосцы

В 1982 году в состав надводного американского флота с приличествующим моменту пафосом ввели самый большой за всю историю кораблестроения авианосец. Не имеющий равных по размерам, численности экипажа и вложенным средствам, Carl Vinson владеет и соответствующими становыми якорями весом в 30 тонн каждый.


У них нет штоков, зато поворотные лапы надежно зарываются в грунт и плотно убираются в клюзы при подъеме. Инженер Фредерик Болдт, придумавший такое решение в далеком 1898 году, не мог и предположить, что им будут пользоваться плавучие авиабазы 21-го века. Американские авианосцы Saratoga и Forrestal, французский нефтеналивной танкер Batillus – суда, чьи якоря конструкции Болдта весят от 27 до 30 тонн.

Чемпионы российского флота

В Николаевске-на-Амуре всеобщему обозрению доступен старинный Царь-якорь кованого железа весом 6,1 тонны. Длина его от рыма до пятки составляет 4,8 м.


А в 2012 году при реконструкции судостроительного завода во Владивостоке обнаружили шеститонную махину из тех, что устанавливали на броненосцы времен русско-японской войны. Его длина – 6 м, а размах лап – 4 м.

Флиппер-дельта – соперник Болдта

Голландский изобретатель Петер Кларен в 1975 году предложил усилить якорь тремя треугольными плоскостями, которые придали конструкции вид дельтаплана.


Идея оказалась удачной, и компания, производившая новинку, в первый же год продала изделий общим весом в 0,5 миллиона тонн. Флиппер-дельта массой в 27,2 тонны по сей день держит плавучие краны, а моделями поменьше снабжают морские спасательные буксиры.

Мертвые якоря – нет равных в силе

При разработке нефтяных скважин в Мексиканском заливе инженеры столкнулись с проблемой илистых грунтов: якоря в них не держали понтоны. В 50-х годах прошлого века были предложены сразу три новых решения, объединенные названием "мертвые якоря". Они небольшие, в пределах тонны веса, но способны удержать бурильный снаряд.


Мертвые якоря: с усиленной лапой (слева) и воздушный змей (справа)

Особенно сильна модель под названием "воздушный змей". Он погружается в ил на глубину 10-15 м. Правда, вытащить его оттуда невозможно. Учитывая небольшую стоимость, его просто оставляют в грунте.

Как удержать одновременно 4 судна

В 1848 году в голову английского инженера Митчелла пришла гениальная мысль: он придумал якорь, который с помощью рычага ввинчивают в донный грунт. Руководствуясь этой идеей, управление порта Ньюкасл построило на рейде ряд швартовых бочек, каждая из которых держалась на одном якоре-винте и принимала по 4 судна.


Ближайший шторм разметал корабли в других портах, а в Ньюкасле капитаны нашли суда там, где их оставили. На винтовые якоря и сейчас ставят плавучие портовые сооружения, например, маяки.

Новый принцип действия

Расчеты показывают, что при ураганном ветре даже якорь весом в 90-100 тонн не удержит нефтеналивной танкер длиной в 400 м. А если под килем окажутся кораллы, лапы якоря и вовсе будут беспомощно скользить по ним. Решение предложили американские военные инженеры. Их реактивный якорь весит 6,8 тонны, но при этом обладает такой удерживающей силой, будто весит 19 тонн. Он снабжен ракетой, которая взрывается при ударе о грунт и заглубляет якорь на 8-10 м. Чтобы танкер возобновил движение, якорную цепь размыкают, потому что выдернуть реактивную модель из грунта нереально.

Непревзойденный по площади

Возле берега несложно закрепиться на месте, а что делать, если небольшое судно застигнуто непогодой в открытом море? Главная задача капитана – держать плавсредство носом к волне, и помощник для этого – плавучий якорь, который бросают с носа. Это конус из парусины с металлической крестовиной в основании. Сооружение похоже на вытянутый в длину парашют, зонт или трал для донной рыбалки. Диаметр входного отверстия конуса – половина ширины судна. Выходное отверстие – 10 см, за счет чего создается приличная сила сопротивления.


Для увеличения силы плавучих якорей снизу к ним подвешивают балласт, а сверху прикрепляют буек. Вместе балласт и буек удерживают якорь на нужной глубине.

История якорей начинается с тех времен, когда впервые к лиане привязали тяжелый камень и бросили на дно. С тех пор эти приспособления становились все удобнее и тяжелее. Однако на 40 тоннах гигантомания закончилась. Винты, присоски, реактивные устройства приходят на смену привычным разлапистым великанам, украшающим скверы городов корабельной славы.

Наверняка многие из вас, кто так или иначе связал свою жизнь с миром водной стихи знают, что такое якорь. К тому же, опытные мореходы смогут без труда разложить по полочкам основные плюсы и минусы якорей, предназначенных для разных целей. И это совсем неудивительно, ведь данный вопрос – это вопрос сохранности судна и безопасности пассажиров на его борту. Сегодня мы хотели бы доступно и без лишней терминологии рассказать любителям морских путешествий о том, что такое якорь и какие они бывают. Даже если вы не планируете самостоятельно управлять яхтой и вставать на якорь, данная информация наверняка не будет для вас лишней.

Прежде чем уходить в дебри классификации якорей и обзора их конструкции, для начала неплохо было бы понять для чего в принципе нужен якорь? Ответ довольно простой – якорь призван обеспечить устойчивую стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных для него глубинах. Но это еще не все: якорное устройство также незаменимо во время швартовки в условиях крайне неблагоприятной погоды, например, шторма.

Конструкция

В конструкции классического якоря, например, адмиралтейского, присутствуют следующие элементы: продольный стержень (веретено), которое является основой якоря. В верхней части веретена есть скоба, предназначенная для крепления якоря к якорной цепи, а также рога в нижней части, которые переходят в лапы с остриями - носками. Рога неподвижно крепятся к основанию якоря, а сам узел крепления называется тренд. Нижняя грань тренда называется пяткой. В некоторых якорях для увеличения сцепления с грунтом присутствует шток - стержень, ориентированный поперёк веретена.

Основные типы якорей

Далее мы предлагаем ознакомиться с самыми распространенными типами якорных устройств на сегодня, а также кратко описать их плюсы, минусы и особенности.

Плюсы. Неплохо держится в песке и в иле.

Минусы. Плохо берет твердый грунт, может лечь на бок и ползти. Имеет маленький размер лап, что негативно сказывается на держащей силе по сравнению с более современными якорями.

Плюсы. Данный якорь представляет собой прямой аналог CQR, но с одним лишь отличием – в нем отсутствует шарнир, соединяющий веретено и лапы. Несмотря на отказ от шарнира, сравнительные показатели забора данного якоря стали существенно лучше на всех типах грунта.

Минусы. Такие же, как у CQR

Плюсы. Отлично справляется с задачей, для которой и был разработан. А именно - постановка на якорь больших нефтяных платформ в акваториях с песчаным или илистыми грунтами.

Минусы. Большинство тестов, в которых был задействован Bruce, зафиксировали относительно небольшую держащую силу.

Плюсы. Долгое время Danforth занимал лидирующие позиции среди якорей с подвижными лапами. Обладает хорошим забором в песчаном и илистом грунтах, а вот с более твердыми поверхностями справляется неважно.

Минусы. При раскачке судна, стоящего на данном якоре может произойти ситуация, при которой якорь может быть вырван из грунта якорным концом, попавшим между лап. Длинное веретено усложняет процедуру хранения Danforth на лодке.

Плюсы. За счёт зауженных и острых лап без труда проходит большой слой водорослей, добираясь до грунта, кроме того, отлично держит каменистое дно, с которым не справляются якоря с широкими лапами.

Минусы. Узкие лапы плохо держат в иле и песке. Длинный шток под углом 90 градусов по отношению к лапам создает неудобства в работе с ним на палубе. Необходима сборка и разборка данного якоря.

Плюсы. К основным преимуществам данного якоря можно отнести небольшой вес, поворотные лапы и высокую держащую силу для якорных устройств подобного класса. Он отлично подходит для непродолжительного нахождения в море в условиях благоприятной погоды.

Минусы. Как и у многих якорей с поворотными лапами, существует вероятность, что якорь может быть вывернут концом, когда судно будет раскачиваться.

Плюсы. Среди яхтсменов Rocna получил широкое признание за высокую держащую силу и почти мгновенный забор. Основной особенностью данной конструкции является развитый бугель, который выполняет роль штока.

Минусы. Большие габариты, за счет чего неудобно хранить.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.