Изготовление легкой лодки своими руками. Чертежи самодельной лодки из фанеры. Пошаговая инструкция по строительству фанерной лодки

Перед тем как приступить к построению деревянной лодки, необходимо подготовить основную часть такого сооружения – бортики. Для этого необходимо взять самые ровные, длинные, достаточно широкие доски, которые изготовлены из ели или сосны.

Посмотрите на фото самодельных лодок и вы увидите, что на ее бортах нет досок, у которых есть сучки – это очень важно. Доски для этой части лодки должны пробыть в сухом месте под небольшим гнетом на протяжении минимум одного года.

Выбор досок для работы

Перед тем, как начать производство, необходимо еще раз удостовериться, что доски абсолютно подходят для работы. Далее для каждой доски необходимо отмерить нужную длину и аккуратно их отрезать под углом в 45 градусов. Эти доски пойдут на нос лодки.

После этого необходимо прострогать их и проверить, чтобы соединенные друг с другом доски не имели щелей. После чего концы обработать антисептиком.


Следующий шаг – заготовка носа лодки, а служит им треугольный брусок. Длиной он должен быть в полтора раза больше, чем ширина бортиков. Брус также строгается и покрывается слоем антисептика.

Дальнейшая инструкция для изготовления лодки своими руками заключается в выборе подходящей доски для кормы лодки. Не пренебрегайте запасом, ведь лучше отрезать потом лишнее, чем искать и начинать все по новой.

Сборка лодки

Когда элементы деревянной лодки будут собраны, нужно начинать сборку изделия. Начать следует с носовой части. Оба бортика и треугольный брусок необходимо соединить между собой при помощи саморезов. Выступы сверху и снизу желательно сразу срезать, чтобы они в будущем не мешали.

Следующий шаг очень важный и ответственный, так как необходимо придать будущей лодке форму. Необходимо определиться с шириной лодки и поставить распорку по середине. Доску для распорки выбирайте размерами с высоту лодки, так у вас не лопнут бортики.

Когда распорка будет правильно установлена можно начинать придавать лодке форму, позовите на помощь нескольких людей или запаситесь веревками, чтобы сдерживать конструкцию.

Используйте чертежи и подгоняйте размеры кормы для изготовления лодки таким образом, чтобы при соединении задней стенки и бортов не оставалось зазоров и щелей.

Когда задник будет установлен, срезаем лишнюю часть снизу, а сверху можете сделать элемент в виде треугольника. Далее занимаемся распорками, которые будут постоянно поддерживать форму лодки, а также сидениями, которые устанавливаются поверх распорок. Количество, а также расположение этих элементов можете определить сами, так это может быть одно, два и более мест.

Выравниваем на нижней части все в одной плоскости и обрабатываем защитным слоем всю поверхность. Когда клей подсохнет, начинайте делать дно лодки.

Наилучшим вариантом дна станет оцинкованный лист металла. Постарайтесь найти такой лист, чтобы он соответствовал размерам лодки.


Как правильно сделать дно лодки своими руками

Поставьте будущую лодку на лист металла и обведите маркером ее границы, не забудьте захватить запас в несколько сантиметров на всякий случай, лишнее всегда можно будет подрезать.

Следующий шаг это покрытие соединения лодки с ее дном специальным силиконовым герметиком по всей длине одной линией. Поверх герметика, пока он не высох, укладывается шнур в несколько рядов – все это нужно для того, чтобы дно лодки было герметично и не пропускало воду внутрь.

Когда это процесс будет закончен, переходим к соединению дна с каркасом. Аккуратно наложите дно лодки на ее нижнюю часть. Для соединения используйте гвозди или саморезы.

Начинайте соединять от середины и двигайтесь к краям лодки. Выполняйте работу как можно медленнее и аккуратнее, так как эта часть является очень важной.

Отрезаем излишки металла, которые торчат больше, чем на 5 мм от края лодки, а остатки загибаем молотком. Нос лодки важно также защитить от внешних факторов при помощи все того же металла. Вырезайте прямоугольник из жести по размерам лодки.

Везде, где соединяется дерево и металл необходимо пройтись герметиком и шнурком. К этому времени, до того, как вы начали «заворачивать» нос металлом, необходимо обработать всю лодку антисептиком.


Обязательно сделайте крепление на носовой части для цепи. Это поможет, если кто-то захочет украсть новенькую лодку, так как на водоеме она будет привлекать к себе особое внимание в виду своей новизны.

Перед тем, как строить лодку, продумайте и просмотрите все идеи, из чего можно сделать лодку. Возможно вы подберете для себя особый материал, с которым вам будет удобнее работать, а может вам нужна особая защита или массивность.

Не забудьте покрыть дно с обратной стороны специальной краской, так как оцинкованный метал при контакте с водой со временем разрушается. А деревянные части лодки необходимо покрыть несколькими слоями спец пропитки и оставить в итоге лодку сушиться в тени.

Для удобства внутри лодки на ее дне можно разложить деревянный настил. Так дно не будет греметь, когда вы будете по нему передвигаться.

На этом лодка будет готова. Прочитайте подробнее статьи как сделать лучшие самодельные лодки с описанием, чтобы узнать какие-то другие нюансы, которые, возможно, пригодятся вам при будущих постройках.

Фото лодки своими руками

Лодка из фанеры своими руками, чертежи и этапы ее постройки.

Посмотрим на рисунок представленной модели в разрезе:

Брештук – деревянный брус 114х60 (мм)
шпангоут – фанера толщиной 16 (мм)
ахтерштевень – фанера толщиной 16 (мм)
кильсон – деревянный брус 30х80 (мм)
дно – фанера толщиной 6 (мм)
борт – фанера толщиной 6 (мм)
ручка – хромированная трубка диаметром 16…20 (мм)
пол – строганная доска 20х100 (мм)
палуба – фанера толщиной 6 (мм)

Немного об используемом материале:

Конструкционная фанера
два типа размеров: 6х1500х3000 (мм); 16х1525х1525 (мм)
продольное расположение волокон
степень качества «Е»
шлифованная с одной стороны «Ш1» (6х1500х3000)
нешлифованная «НШ» (16х1525х1525)
классификация к воздействию влаги «ФБ» или «БС»

Габаритные размеры лодки из фанеры

Начнем работу с изготовления: брештука; пяти шпангоутов; ахтерштевня; кильсона

Установим на штапеле и закрепим брештук; пять шпангоутов; ахтерштевень

Вставим в пазы кильсон, предварительно смазав плоскости касания клеем, и дадим конструкции высохнуть.

Возьмем картон и изогнем его вдоль плоскости бортов и нарисуем контур борта.

Возьмем картон и изогнем его вдоль плоскости дна и нарисуем контур дна.

Убедившись в точности обмеров контуров, перенесем их на фанеру и аккуратно вырежем. У нас должно получиться четыре детали – две левых и две правых, причем правые детали – это зеркальное отражение левых.

Крепление начинаем с днища.

Латунными или оцинкованными шурупами и эпоксидным клеем закрепим детали, вырезанные из фанеры, к каркасу конструкции. После отвердения клея, контур выровняем шлифовальной машинкой.

Аналогично крепим борта.

Стыки фанерных деталей крепим следующим образом:
1. Просверлим вдоль стыков, на одинаковом расстоянии, сквозные отверстия диаметром 3 (мм).
2. В отверстия вставляем капроновый шнур.
3. Стягиваем детали между собой.

После отвердения клея, контур и поверхности стыков выровняем шлифовальной машинкой.

Сверху по аналогии, закрепим палубу. Поверхности стыков выровняем.

Произведем оклейку всех стыков двумя слоями стеклоткани и дадим ей засохнуть.

Не повредит, если проведете обработку стеклотканью всего корпуса.

Окончательно обработаем корпус и окрасим в интересный цвет.
Для жесткости конструкции, снизу сиденья, укрепим деревянные бруски с обеих сторон.
На пол уложим доски. Сверху палубы установим металлические ручки.
Лодка из фанеры своими руками изготовлена:

Несмотря на то, что практически в любом рыболовецком магазине можно приобрести лодку для рыбалки, намного выгоднее с материальной и практической стороны сделать лодку из фанеры своими руками.

И хотя на изготовление самодельной лодки потребуется потратить немало времени и усилий, но зато результатом можно будет долго гордиться. Всегда приятно осознавать, что вещь сделана собственными руками.

Необходимый инструментарий и материалы

Можно взять готовые чертежи, как сделать лодку из фанеры:

  • плоскодонки;
  • байдарки;
  • с мотором;
  • парусные.

Даже если ни один чертеж не понравится, всегда можно спроектировать лодку самому. Вот только не лишними окажутся умения грамотного построения чертежей, иначе получится не лодка, а груда дров. Варианты исполнения чертежей представлены на фото.

Для создания самодельной фанерной лодки потребуется такой набор инструментов:

  • электролобзик;
  • пила;
  • шуруповерт;
  • молоток;
  • шлифовальная машинка;
  • набор струбцин;
  • набор кистей.

Что касается материалов, то основным компонентом конструкции, само собой, является фанера. Лучше всего подойдет водостойкая фанера для лодок, но если ее не окажется под рукой, то можно воспользоваться листами фанеры из шпона березы. При этом толщина листов должна быть не меньше 5 мм, а некоторые элементы конструкции, например, дно, киль и шпангоуты – толщиной 10-16 мм.

Кроме фанеры, понадобится использовать древесину для можнтажа каркаса распорок, решетки пола, сидений и прочего.

Все швы и стыки в обязательном порядке промазываются клеем, полимерными смолами, эпоксидной смолой или подобными средствами для обеспечения герметичности лодки.

Также немаловажными материалами являются пропитки, лаки, краски и олифы. Ведь судно, во-первых, должно иметь приличный вид, а во-вторых, оно не должно сгнить после первой же вылазки на водоем.

Изготовление лодок из фанеры

Стоит обратить внимание, что постройка лодки из фанеры может осуществляться лишь из качественных листов, не имеющих таких дефектов поверхности, как сучки, трещины и расслоения. Габариты листов желательно использовать максимально крупные. С крупной фанерой легче работать, и конструкция получается более прочной. Но зачастую не находится подходящая фанера, и приходится склеивать два листа. Для этого торцы двух склеиваемых листов стачиваются под острым углом таким образом, чтобы длина скоса была равна не меньше семи толщин листа. Такое склеивание называется «на ус». Скосы тщательно промазываются клеем и прижимаются друг к другу набором струбцин.

Используя найденные или созданные самостоятельно чертежи, можно приступать к разметке материалов. На данном этапе важно соблюсти точно все размеры. Отклонение от чертежа хотя бы на 1 мм приведет к образованию щелей на стыках и, соответственно, появится уязвимость конструкции. Для удобства можно использовать выкройки, которые прикладываются к фанере и обводятся. На фото пример такой выкройки.

Итак, используя электролобзик и пилу, вырезают каждый элемент конструкции. Особое внимание стоит уделить торцам заготовок – следует соблюсти углы стыковки поверхностей. Для создания заднего борта придется склеить несколько слоев фанеры до получения проектной толщины и, как следствие, необходимой прочности. Это значительно утяжелит конструкцию, но является необходимой мерой (особенно, если планируется крепление под мотор). Таким же образом следует поступить и со шпангоутами.

Самодельные лодки из фанеры под мотор требуют дополнительного упрочнения заднего борта путем проклейки его стеклотканью и усиления твердыми породами дерева.

Для усиления конструкции рекомендуется транцы и шпангоуты дополнительно фиксировать с помощью оцинкованных или луженых шурупов. Однако не стоит забывать о том, что длина шурупа ни в коем случае не должна превышать толщину скрепляемых деталей.

Для удобства, транец кладется на козлы и к нему крепится дно, а также борта. Сведение торцов следует вести от носа. Скрепляются элементы с помощью клея и шовных материалов. Если в результате этой операции детали конструкции не сойдутся, то придется все разбирать и стесывать шпангоуты. Поэтому лучше заранее все перемерять.

В случае создания самодельной плоскодонки задача максимально упрощается. Сборка конструкции плоскодонки умелым энтузиастом может занять всего 2-3 часа. Поскольку отсутствуют сложные геометрические формы, то работу запросто выполнит всего один работник, не затрачивая больших физических усилий.

Особое внимание потребуется уделить лишь стыкам и решетчатым настилам пола из деревянных реек. Настил необходим по причине того, что днище лодки весьма уязвимо к деформационной нагрузке, полученной от подошв обуви.

Проклейка швов

Моторная лодка из фанеры своими руками требует особое внимание и контроль при проклейке всех швов конструкции. На фото показаны конечные результаты проклейки швов.

Этапы проклейки:

  1. Приготовление герметизационного состава на основе аэросила и эпоксидной смолы в пропорции 1:1.
  2. Все угловые соединения усиливаются деревянными галтелями (играют роль ребер жесткости).
  3. Все стыки изнутри тщательно промазываются герметизационным составом, а сверху приклеиваются полоски стеклоткани.
  4. После полного высыхания устанавливаются шпангоуты, которые крепятся с помощью клея и шурупов.
  5. Теперь начинается выстилание решетки пола на днище.
  6. Установка сидений, уключин и других конструктивных элементов согласно чертежу.
  7. После полного высыхания всех стыков и поверхностей, лодку можно снять с козлов.

Покрасочные работы

Завершающим, но ничуть не менее ответственным этапом строительства лодки является покраска. Перед тем, как приступить к покраске, необходимо подготовить все поверхности и стыки путем шлифовки и обезжиривания.

После этого необходимо тщательно промазать каждый сантиметр поверхности древесной пропиткой. Рекомендуется использовать пропитку для речных или морских судов.

Теперь можно приступить к покраске. Покрасочные работы обычно выполняются жесткой кистью, но допускается также применение краскопультов. В качестве краски рекомендуется использовать эмали, предназначенные для покраски судов. От качества окрасочных работ напрямую зависит долговечность лодки.

Если подойти с умом к задаче, можно достаточно просто построить своими руками лодку, как для рыбалки, так и для комфортного отдыха для всей семьи.

Проще всего построить для рыбалки плоскодонку. Особенно эффективной и практичной лодка будет, если в качестве материала используется именно водостойкая фанера, а задний борт будет оборудован креплением под мотор. Этапы строительства плоскодонки можно посмотреть на видео.

Моторная лодка отлично подойдет для использования на реках и озерах. А вот в море самодельную моторную плоскодонку применять следует лишь при полной уверенности в качестве сборки.

Моторная лодка из водостойкой фанеры способна прослужить своему хозяину многие годы.

Лодка из стеклопластика завоевала популярность своей долговечностью и надежностью. Стеклопластик обладает рядом значимых преимуществ перед другими материалами. Собрать судно можно быстро и без особых затрат. Лодка из стеклопластика своими руками – бюджетный и достойный вариант для поездок на рыбалку.

Пластиковое маломерное судно предназначено преимущественно для рыбалки. Его можно также использовать для водного туризма, спортивного направления. Условия эксплуатации лодки на воде: волна не более 60 см высотой, сила ветра – до 4 баллов по десятибалльной шкале. Судно из стеклопластика – это прекрасная альтернатива надувным лодкам.

На первом месте среди плюсов стоит прочность, которая превосходит данный показатель алюминиевой лодки того же класса. Такое судно прослужит долго, при должном уходе – до 20 лет.
Корпус из стеклопластика имеет отличную гидродинамику и форму, обладает высокими физико-химическими свойствами. Ремонт вполне осуществим своими руками. Одним из наиболее важных преимуществ пластиковой лодки является возможность ее изготовления в соответствии со своими желаниями.

Стеклопластик – единственный материал, позволяющий самому создать форму любой сложности. Самостоятельное конструирование днища дает возможность оснастить его реданами любой конфигурации. Можно добиться максимальной эффективности ходовых качеств судна, расположив реданы в наиболее подходящих местах. Кроме того, по дизайну самодельная лодка будет отражением характера ее владельца.

Существует метод изготовления самодельной лодки из фанеры и стеклопластика, когда пластик используется лишь для наружного покрытия лодки. Но эта технология не оправдывает себя. Лежащий под пластиком слой фанеры быстро набирает влагу, что увеличивает вес судна. Происходит быстрое разрушение фанеры из-за воздействия микроорганизмов и процесса расслоения, ведь по прочности фанера значительно уступает пластику.

Как сделать лодку? Аккуратно соблюдая все правила, даже новичок сможет осуществить эту задачу. Технологический процесс простой и бюджетный. Корпус судна создается за счет пропитанного полимерным составом армирующего наполнителя.

Материалы и чертеж

Сырьевые материалы, используемые в качестве армирующего наполнителя при изготовлении каркаса:

  • основа корпуса, борта – ровинговые стеклоткани TP-07, TP-03, TP-056;
  • локальное укрепление отдельно взятых участков – конструкционные стеклоткани T-11, T-13.

Стеклоткань бывает разных видов по типу плетения, размеру нитей. В основном выбирают «косое» или сатиновое плетение. Нити должны быть витыми. Продается материал в виде листов, рулонов, ленты.

Стеклоткань продается пропитанной жирным составом. Чтобы ткань лучше пропитывалась связующим, замасливатель следует удалить при помощи бензина, уайт-спирита или ацетона. Обезжиренную ткань просушивают около 2-4-х часов на воздухе.

Для склеивания армирующего материала понадобится смола. В отрасли судостроения используется три разновидности смол: эпоксидные, винилэфирные, полиэфирные. Наиболее важные характеристики смол при строительстве стеклопластиковой лодки из любого типа волокна – это адгезия и пропитываемость.

Дешевым вариантом является использование полиэфирной смолы, позволяющей создать цельный элемент из стеклопластика за одну операцию. Можно применить смолу TM Ashland. Для создания декоративного, с защитными свойствами покрытия корпуса, понадобится гелькоут. Также потребуется фанера толщиной не менее 1,2 см, обладающая влагостойкостью.

Изготовление лодки невозможно без наличия грамотного чертежа. Проектирование будущего плавсредства можно осуществить с помощью программы Автокад. Сначала создается 3D модель, затем схемы шпангоутов, выкроек. Готовые чертежи берутся на специализированных сайтах, в интернете. Теперь можно начинать делать стеклопластиковую лодку своими руками.

Матрица

Непосредственно производственный процесс изготовления стеклопластиковой лодки своими руками начинается с постройки матрицы. Сначала изготавливается каркас, на который крепятся шпангоуты. Далее их следует обить двенадцатимиллиметровой фанерой, стараясь добиться как можно более ровной поверхности. Края лодки делают более жесткими, для бортов применяют двойной слой фанеры.

Теперь необходимо долго и тщательно выравнивать борта с использованием полиэфирной шпатлевки. Нужно исключить все погрешности, чтобы конструкция лодки была устойчивой. Можно работать специальными шпателями-шаблонами.

На этапе выравнивания матрицы можно предусмотреть такую важную деталь лодки, как киль. Он обеспечивает ровное движение весельной или моторной лодки, исключая вертлявость. Изготовленный из дерева самодельный киль заливают полиэфирной смолой.

Посредством разметки выявляют все погрешности построенной матрицы. Наждачкой выравнивают и зачищают края, придавая будущему судну симметричность. Готовая очищенная от грязи форма обезжиривается, на нее наносится антиадгезионный состав в 4 слоя. Он необходим в качестве разделителя, не допускающего прилипания смолы к поверхности формы.

Покрытие гелькоута

После высыхания восковой прослойки наносится гелькоут, который является внешней поверхностью лодки. Это ответственный момент, от которого зависит внешний вид судна. Гелькоут обеспечивает защиту от царапин, ультрафиолета, потертостей. Наносить его нужно, добиваясь равномерного покрытия, избегая пузырьков и потеков. Теперь можно приступать к укладке раскроенных деталей на полностью высохший слой гелькоута.

Изготовление корпуса

Раскрой ткани осуществляется отрезанием полотен, соответствующих длине корпуса. Полотна для укладывания вдоль ватерлинии и киля, не должны иметь стыков. Если произойдет удар о препятствие, то материал в этом месте способен задраться, а затем отслоиться. Следует оставлять припуски при раскрое по кромкам для укладывания внакрой. Чтобы сшить куски стеклоткани для получения необходимой длины, можно использовать стеклянные нитки, выдернутые из кромки материала, либо пропитанные олифой льняные.

Слой стекловолокна равномерно покрывается связующей полимерной смолой. Для этого рекомендуется пользоваться прикаточным валиком. Пузырьков воздуха необходимо избегать, так как оставшиеся в некоторых местах пустоты ослабляют конструкцию. Далее укладывается следующий слой стеклоткани по аналогичной схеме. Можно наносить до пяти слоев стеклопластика. Для получения более красивого верхнего слоя рекомендуется использовать специальный «верхний» стеклопластик.

Силовой каркас и пол

Чтобы усилить корпус необходимо проложить три деревянных бруска вдоль формы, которые затем покрывают двумя слоями стекловолокна. Монтаж шпангоутов производят через каждые 30 см, также нанося на них стеклоткань.

Необходимо создать двойное герметичное дно, делающее лодку непотопляемой даже в случае переворачивания. Пол обшивается фанерными листами с влагостойкими свойствами. Готовый пол покрывается парой слоев из армирующей ткани, с обязательной пропиткой полимерной смолой. Составу дают полностью высохнуть.

Завершающий этап

Остается извлечь готовую лодку из формы, обрезать припуски, зашлифовать поверхность, смонтировать крышу и брус для защиты бортов. Можно сделать также дополнительные элементы: сидения, весельные крепления, ящички. Используя стеклопластик, своими руками можно изготовить любые необходимые аксессуары для судна. После этого приступают к покраске.

Аналогичным методом изготавливаются своими руками катера из стеклопластика. Конечно, чертеж и конструкция катера сложнее, чем лодки, и усилий потребуется больше. Зато стоимость самоделки обойдется вполовину меньше, чем такого же готового судна.

Ремонт

Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:

  • дефекты декоративного слоя;
  • трещины в корпусе;
  • пробоины и полупробоины;
  • расхождение углов;
  • раковины.

Основные материалы для ремонта: стеклоткань, эпоксидные смолы. Начиная ремонт, рекомендуется расположить поврежденное место ближе к горизонтальному уровню. Поверхность должна быть чистой, сухой, обезжиренной. Может потребоваться фен, технический или бытовой. Перед началом заделки дефектов стеклоткань необходимо обезжирить, прополоскав в растворителе, и хорошо высушить.

При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.

Устранение повреждений

Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.

Мелкие трещины достаточно замазать эпоксидной смолой. Если треснул корпус, то с обеих сторон повреждения снимается декоративный слой до стеклоткани. После высушивания ее заполняют эпоксидной смолой. Для этого нажимают с каждой из сторон трещины, давая ей раскрыться, и промазывают. После этого края совмещают, фиксируют. Сверху, с обеих сторон, накладывают пропитанную компаундом полосу стеклоткани. После застывания место ремонта шлифуют, покрывают слоем смолы, снова шлифуют и красят.

Полупробоина характеризуется проломом с оставшимся куском пластика. Если пролом небольшой, то нужно вправить торчащий кусок. Для этого необходимо обработать компаундом все поверхности. При помощи упора и киянки кусок ставится на место, при этом с одной стороны образуется выпуклость, а с другой – вмятина. На выпуклое место укладывается стеклоткань с пропиткой, фиксируется грузом. После полимеризации полупробоина шпаклюется смолой с наполнителем. Дальнейшие действия, шлифовка – укладка пропитанного листа, повторяются дважды. Затем осуществляется шлифовка и покраска.

Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.

Расхождение углов устраняется аналогично заделке трещин, но берется стеклоткань в виде ленты. Раковина является самым неприятным видом повреждения. Иногда это дефект производства. Она может образоваться между слоями из-за попадания воды, которая распирает слои в зимнее время. Для ремонта понадобится вскрыть раковину, просверлив отверстие до попадания в полость.

Затем делается широкий разрез (до 5 мм) в месте ее наибольшего размера. Вскрытая полость просушивается феном, заполняется компаундом при помощи шприца. Обработанная раковина зажимается в пресс. Затем совершается привычный алгоритм шпаклевки, шлифовки и покраски.

Стеклопластик является прекрасным материалом для изготовления лодок и катеров, доступным в применении. Изготовленные своими руками стеклопластиковые лодки получаются долговечными и прочными, легкими в ремонте. Следует учитывать, что компоненты используемых в работе материалов не безопасны для здоровья. Необходимо работать в резиновых перчатках, защитных масках, очках, в хорошо проветриваемом месте.

С древних времен и до наших дней одной из неотъемлемых частей развития человечества было ремесло рыболова. Первые разумные существа ловили рыбу руками, рассчитывая лишь на свою ловкость, а с развитием разума и человеческих способностей появлялись и определенные приспособления и орудия (от заточенной палки, которой накалывалась рыба на мелководье, до современных высококлассных удилищ и катушек), позволившие добывать рыбы больше и быстрее.

Одним из наиболее значимых изобретений человечества является создание плавательных средств, которые прогрессировали от обыкновенного плота из скрепленных между собой стволов деревьев, до комфортабельных яхт и круизных лайнеров.

Простейшая лодка, изобретенная еще на начальном этапе развития судоходства, востребована и сейчас, ведь миллионы мужчин и женщин, испытывая первобытный азарт, часы и даже дни проводят на рыбалке, которая является отличным видом активного и полезного отдыха.

Также лодка является отличным средством культурного времяпрепровождения – разве не здорово совершить прогулку перед сном на весельной лодке по озеру возле дачи под пение птиц и плеск рыбешек вышедших на вечерний жор? Такой вид отдыха будет отличным успокоительным для нервов и способом погрузиться в себя и свои мысли.

К сожалению, хорошие лодки нередко имеют и весьма высокую цену, которую позволит себе далеко не каждый. А если лодка используется не так уж часто, то и смысла в таких крупных затратах нет.

К счастью, есть множество видов этого индивидуального плавсредства, которые (при определенной усидчивости и ответственности в подходе) достаточно просто собрать своими руками из не самых дефицитных материалов. Эта статья будет посвящена именно сбору собственной лодки своими руками.

Типы лодок

Лодки в зависимости от конструкции, глубины погружения, формы корпуса, двигательной силы и материала изготовления бывают различных видов.

Основные типы лодок по виду материала:

  • резиновые (надувные);
  • металлические;
  • деревянные;

По типу движущей силы существует три основных вида лодок:

  • гребные (весельные);
  • моторные;
  • парусные.

Также лодки делятся на виды по типу конструкций:

  • долбленые лодки – выдолбленные (или выжженные) из древесного ствола;
  • лодки составные – собраны из двух-трех или более частей;
  • каркасные – жесткая конструкция покрыта обшивкой (брезент, дерево, кора, фанера).

И, наконец, лодки различаются по типу посадки на воду:

  • плоскодонные;
  • круглодонные;
  • килевые.

Какую лодку будем строить мы

Мы остановимся на постройке фанерной каркасной плоскодонной лодки, ввиду того, что материалы, необходимые для постройки такого судна не являются дефицитом и легкодоступны. Кроме того, такая лодка обойдется нам достаточно дешево, что будет неоспоримым плюсом.

Плоскодонная лодка очень удобна в своей эксплуатации, ее плоское дно позволяет перемещаться даже на мелководье – начать свое плавание можно будет от самого берега и совершать его даже по маленьким лесным речкам. Еще плоское дно обеспечивает лодке надежную устойчивость на воде, а материал изготовления хорошую плавучесть.

Конструкция каркасной фанерной плоскодонной лодки:

Плоскодонная лодка имеет весьма простую конструкцию, чем и привлекает к себе людей, желающих собрать лодку своими руками.

В ее конструкцию входят:

  • каркас, собранный из шпангоутов (поперечных ребер лодки) и килевой балки (продольный брус, идущий по центру и образующий киль – своеобразный позвоночник судна) – набор судна;
  • обшивка (в нашем случае из фанеры).

В судостроении каждая деталь имеет свое определенное название, которое путать не рекомендуется. Познакомимся с несколькими из них – дабы не упасть в грязь лицом при обсуждении вашей готовой лодки с профессиональным судостроителем, которому вы, возможно, решите похвастаться своим успехом.

Детали конструкции и их размеры – что понадобится


  • на борта – 5 миллиметров;
  • на днище – 6 миллиметров.
  • молоток;
  • ножовка;
  • электролобзик;
  • стамеска;
  • рубанок;
  • наждачная бумага;
  • метр;
  • линейка;
  • карандаш строительный;
  • отвес;
  • уровень;
  • клей эпоксидный.

Подготовка рабочего места


Начало рабочего процесса

Итак, на стапеле или на вашем полу, в пазах на зафиксированных поперечинах установлен килевой брус, подготовленный по заранее разработанному вами чертежу лодки, которую мы собираемся строить.Хочется заметить, что чертеж должен быть выполнен аккуратно и продуманно, но, несмотря на это, его выполнение не составит большого труда – достаточно прикинуть размеры желаемой лодки и соотнести с размерами указанными выше, а также продумать свою уникальную форму, руководствуясь знаниями, полученными из предыдущих пунктов.

Черновая установка шпангоутов

Установка стрингеров

После высыхания эпоксидного клея аналогичные операции провести вначале со скульными, а затем с днищевыми стрингерами.

Подготовка каркаса к обшивке

Каркас лодки практически готов. Теперь его необходимо подготовить к обшивке. Подготовка заключается в удалении всех выступов и шероховатостей при помощи рубанка и наждачной бумаги, для придания обтекаемости. Стрингеры не должны выступать за кромку шпангоутов, форштевня и транца.Контролировать качество подготовки к обшивке необходимо при помощи тонких реек, огибая ими борта будущей лодки и проверяя, насколько плотно она прилегает ко всем частям конструкции.

Осуществление следующего этапа строительства лодки определит весь успех вашего предприятия. Обшивка – один из самых ответственных этапов в строительстве вашего маломерного судна. Обшивка плоскодонной лодки должна вестись в последовательности: вначале днище, потом борта.Обшивка осуществляется листами фанеры максимально большого размера, предварительно обработанными изнутри олифой в несколько слоев. Максимально избегайте стыков. Если это невозможно, тогда места соединений проклеивайте с обратной стороны полосками той же фанеры, значительной ширины.

Дополнительно изнутри обшивку можно промазать строительным лаком уже после монтажа на каркас. После полного просыхания и тщательного осмотра, нужно аккуратно зашкурить поверхности.

Покраска лодки


Вот и все, ваша лодка готова. Позади усердный труд, а прямо перед вами ваше детище, сотворенное собственными руками. Теперь осталось собрать удочки, накопать червяков, спустить лодку (достаточно легкую, так как обшита она фанерой) на воду и отправиться в путь или как минимум на небольшую прогулку.Но важно оставить в этой статье один совет – никогда не забывайте про собственную безопасность. Нет ничего дороже человеческой жизни, и никакая удачно пойманная рыба ее не окупит. Заполните свободное пространство в носу лодки и между шпангоутами пенопластом или пластиковой тарой.Если у вас есть – то наденьте спасательный жи
Также нам понадобится фанера для обшивки толщиной:

  • на борта – 5 миллиметров;
  • на днище – 6 миллиметров.

Кроме всего прочего, понадобятся и инструменты. Их список:

  • молоток;
  • ножовка;
  • электролобзик;
  • стамеска;
  • рубанок;
  • наждачная бумага;
  • метр;
  • линейка;
  • карандаш строительный;
  • отвес;
  • уровень;
  • клей эпоксидный.

После подготовки необходимых деталей конструкции можно приступить к сборке каркаса.

Подготовка рабочего места

Для начала вам нужен стапель – это ровный деревянный щит размером в 3,5 метра на 1 метр, необходимый для установки килевого бруса и последующей сборки каркаса. В качестве стапеля подойдет и пол вашей мастерской, на котором нужно прочно закрепить киль при помощи брусков с пазами.

Инструмент всегда должен быть под рукой. Рабочее место должно быть удобным и чистым.


Сборка каркаса, инструкция и порядок сборки

Начало рабочего процесса

Итак, на стапеле или на вашем полу, в пазах на зафиксированных поперечинах установлен килевой брус, подготовленный по заранее разработанному вами чертежу лодки, которую мы собираемся строить.

Хочется заметить, что чертеж должен быть выполнен аккуратно и продуманно, но, несмотря на это, его выполнение не составит большого труда – достаточно прикинуть размеры желаемой лодки и соотнести с размерами указанными выше, а также продумать свою уникальную форму, руководствуясь знаниями, полученными из предыдущих пунктов.

Черновая установка шпангоутов

Шпангоуты устанавливаются временными креплениями удобными вам на размеченный заранее килевой брус, с учетом того, что нулевой шпангоут, состоящий только из транца (с подготовленным под килевой брус пазом) и его крепления в виде деревянного уголка, крепится по отношению к вертикальной плоскости в 10 градусов.

Установка шпангоутов в подготовленные пазы

Шпангоуты (с, подготовленными на внешней их стороне, пазами под килевой и привальный брус, а также под стрингеры), выставленные по отвесу и уровню, устанавливаются на килевой брус при помощи гвоздей/шурупов и эпоксидного клея.

Установка стрингеров

Стрингеры устанавливаются так же, как и килевой брус – в заранее подготовленные пазы шпангоутов и фиксируются при помощи эпоксидного клея и гвоздей/шурупов.

Порядок установки стрингеров такой:

  • скуловые стрингеры (расположенные на стыке топтимберса и флортимберса);
  • днищевые стрингеры, расположенные симметрично килевому брусу на расстоянии ½ от киля до скуловых стрингеров;
  • бортовые стрингеры (расположенные немногим выше ½ высоты топтимберсов).

Фиксация стрингеров и форштевня

Наверное, самая сложная процедура при сборке лодки, так как для подгонки стрингеров к форштевню (носу лодки) их необходимо будет выгнуть и надежно зафиксировать.

Осуществляется эта процедура следующим образом: после подгонки и установки форштевня на килевой брус пазовым способом, необходимо дождаться полного высыхания эпоксидного клея, а затем разметить на форштевне пазы, выпилить их и подогнать к ним бортовые стрингеры, фиксируя стандартным способом.

После высыхания эпоксидного клея аналогичные операции провести вначале со скульными, а затем с днищевыми стрингерами.

Подготовка каркаса к обшивке

Каркас лодки практически готов. Теперь его необходимо подготовить к обшивке. Подготовка заключается в удалении всех выступов и шероховатостей при помощи рубанка и наждачной бумаги, для придания обтекаемости. Стрингеры не должны выступать за кромку шпангоутов, форштевня и транца.

Контролировать качество подготовки к обшивке необходимо при помощи тонких реек, огибая ими борта будущей лодки и проверяя, насколько плотно она прилегает ко всем частям конструкции.

Внимание! Плохая подготовка лодки к обшивке неминуемо приведет к течи в результате неплотного прилегания обшивки к каркасу. Обшивка: Самое главное – это дно и борта лодки.

Осуществление следующего этапа строительства лодки определит весь успех вашего предприятия. Обшивка – один из самых ответственных этапов в строительстве вашего маломерного судна. Обшивка плоскодонной лодки должна вестись в последовательности: вначале днище, потом борта.

Обшивка осуществляется листами фанеры максимально большого размера, предварительно обработанными изнутри олифой в несколько слоев. Максимально избегайте стыков. Если это невозможно, тогда места соединений проклеивайте с обратной стороны полосками той же фанеры, значительной ширины.

Стыки ни в коем случае не стоит пускать по шпангоутам – лучше между ними. Каждый стык тщательно проработайте эпоксидным клеем или другими способами герметизации. Крепление осуществляйте шурупами. Места креплений тоже тщательно проработайте эпоксидной смолой.

Дополнительно изнутри обшивку можно промазать строительным лаком уже после монтажа на каркас. После полного просыхания и тщательного осмотра, нужно аккуратно зашкурить поверхности.

Покраска лодки

Покраска лодки – дело нехитрое, здесь все зависит от ваших вкусов и креатива. Но так как ваша новоиспеченная свеженькая лодка обшита фанерой, то лучше всего прокрасить ее толстым слоем эпоксидной краски, которую найти можно в любом строительном магазине. Эпоксидная краска не только будет хорошо смотреться, но и сделает лодку еще более герметичной.


Вот и все, ваша лодка готова. Позади усердный труд, а прямо перед вами ваше детище, сотворенное собственными руками. Теперь осталось собрать удочки, накопать червяков, спустить лодку (достаточно легкую, так как обшита она фанерой) на воду и отправиться в путь или как минимум на небольшую прогулку.

Но важно оставить в этой статье один совет – никогда не забывайте про собственную безопасность. Нет ничего дороже человеческой жизни, и никакая удачно пойманная рыба ее не окупит. Заполните свободное пространство в носу лодки и между шпангоутами пенопластом или пластиковой тарой.

Если у вас есть – то наденьте . И никогда не выходите на воду в сильный ветер.
Удачного плавания!



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.