Карта погибших корабли атолла трук. Лагуна трук, микронезия. Лагуна Трук Кладбище военной техники

История

Эта трагедия случилась во время Второй мировой войны, в 1944 году американские истребители осуществили операцию «Хилтон», направленную на уничтожение японского флота и самолетов, расположенных на аэродромах. В одно мгновение этот райский уголок стал братской могилой для военной техники и военных, которые не покинули своих боевых постов. Оборону острова Японии так и не удалось восстановить.

На протяжении нескольких десятков лет это было лишь затонувшее кладбище военной техники, и только в 70 годах, после научной экспедиции Жака Кусто, лагуну Трук стали осваивать дайверы.

Лагуна Трук в наши дни

В наши дни на острове развита современная индустрия международного туризма, основной акцент которого делается на подводный туризм. Для тех, кто не желает погружаться вод воду, организовывают экскурсии на внешний риф.

Условия проживания скромные. Остров Трук не является курортным туристическим местом. В большинстве, на остров Трук приезжают дайверы, путешественники, ученые. Рекомендуемый уровень сертификации дайверов: AOWD (“продвинутый”) или дайвер, имеющий опыт в погружениях на затонувшие объекты; в сильном течении. Отличное место для подводных фотографов и видео-операторов, видимость: часто более 50 метров.

Тропические воды скрывают более 50 затонувших судов (огромные танкеры, субмарины, небольшие военные суда), а также танки и самолеты, среди которых есть несколько бомбардировщиков. В трюмах под водой хранятся ящики со снарядами, боеприпасами, скелеты погибших людей. Все члены команды остались захороненными в подводном мире. Лагуна окружена грядой кораллов, которая оберегает её от сильных течений открытого океана, поэтому подводная картина прошлых лет хорошо сохранилась. Из воды достали только бомбы, которые обезвредив, выставили на обозрение, как свидетельство самой большой военно-морской катастрофы. Вся затонувшая техника охраняется законами Микронезии, те, кто пытаются что-то изъять – наказывают штрафом или даже тюремным заключением.

Лагуна Трук покрыта мистической тайной. Здесь ежегодно погибают дайверы, а их тела остаются ненайденными. Опасность составляют и хищные акулы, обитающие здесь. Не смотря на это, всегда найдутся любители поплавать под водой среди затонувшей техники. Аквалангистам в туристических центрах выдают карты, на которых указаны места затонувших видов техники. Соблюдая всех правил техники безопасности, можно своими глазами увидеть все виды японской техники, заняться их изучением.

Затонувшие объекты

Благодаря исследованиям японского дайвера Кимио Айсеки и немецкого историка Клауса Линдемана были найдены, обозначены на карте и отмечены буями 48 превосходных рэков. Вот только некоторые из них:

Aikoku Maru - это грузопассажирский лайнер длиной 150 м, покоящийся прямо на своём киле на глубине 64 м. Его трюмы пусты, а надстройки на глубине 40 м разрушены. Корпус изуродован коррозией. Огромное противовоздушное орудие расположено на крыше кормовой рубки.

Грузовое судно длиной 60 м Dai Na Hino Maru лежит на глубине 21 м, при этом его надстройки и носовое орудие поднимаются практически до поверхности воды. Любой пловец в комплекте №1 может проплыть к рэку, чтобы сфотографироваться на его фоне.

Самый популярный рэк лагуны Трука - Fujikawa Maru – судно длиной 132 м, лежит на глубине 34 м, а палуба на 18 м. Буйные заросли мягких и твёрдых кораллов, анемоны и морские звёзды делают корабль, его носовые и кормовые орудия особенно фотогеничными. В трюмах до сих пор лежит груз, а во втором трюме находятся неплохо сохранившиеся самолеты-истребители.

На Fujisan Maru погружаются довольно редко – оно лежит на 52-61 м, в самом мелком месте (приходящемся на середину корабля) достигая 35 м. Судно пока не обросло кораллами, лишь несколько губок и веточек кораллов поселились на перилах, мостике и шлюпбалках.

Gosei Maru также известен как «Корабль с высокой кормой». Глубина варьируется от 3 м над кормой до 30 м над носом. Грибной винт и руль могут прочно завладеть вниманием фотографа на всё время дайва! На судне лежат бутылки с сакэ и пивом, а также прекрасный фарфоровый чайный сервиз. В некоторых трюмах можно найти части торпед.

Бывший грузопассажирский роскошный лайнер Heian Maru длиной 155 м, лежащий на 36 м, был переделан для использования в качестве базы для подводных лодок. Начертанное на левом борту японскими иероглифами и английскими буквами название корабля отлично смотрится на фотографиях. В переднем трюме лежат длинные торпеды, под капитанским мостиком находятся перископы и т.д

Hanakawa Maru, нагруженный авиационным бензином, был потоплен прямым попаданием торпеды. Судно лежит на глубине 34 м, в нескольких сотнях метров от берега, возле юго-восточной оконечности острова Тол. Корпус судна толстым ковром покрывают водоросли и кораллы. В центре верхней надпалубной постройки находится телеграф.

Танкер Hoyo Maru длиной 143 лежит на глубине 36 метров, кормой вверх, поднимаясь до 3 м. Во время погружения можно поднырнуть под судно и осмотреть палубу с трубами и вентилями. Широкое днище корабля обжито кораллами и рыбами и выглядит теперь как огромный риф.

Во время пополнения топливом и провизией в апреле 1944 г., сигнал американской воздушной атаки заставил субмаринуI-169 опуститься на глубину 40 м, чтобы дождаться там окончания тревоги. Но на поверхность лодке всплыть уже не довелось… При исследовании выяснилось, что в нее попал глубинный заряд. Наибольший интерес представляет кормовая часть с боевой рубкой.

Грузопассажирское судно Kansho Maru, находясь на ремонте, затонуло на глубине 18-25 м с креном в 15-20 градусов на левый борт. Самой привлекательной частью является машинное отделение, которое хорошо освещается и вполне доступно. В нижнее машинное отделение могут проникнуть только опытные дайверы.

Kiyuzumi Maru лежит на левом борту на 12-31 м глубины. Большая часть корпуса покрыта водорослями и кораллами. На корабле есть интересный шкафчик, в котором хранятся бронзовые фонари и детали к ним. Доступ к нижней палубе возможен через дверь уборной на уровне палубы. На камбузе можно увидеть посуду.

Грузовое судно Nippo Maru лежит на 40-50 м с лёгким креном на левый борт. На палубе стоят грузовики и танк перед мостиком, на корме находится четыре противотанковых орудия. В кормовом трюме стоит ещё целая батарея пятидюймовок. На Nippo Maru находится один из самых живописных мостиков, штурвал и телеграф отлично сохранились и предоставляют отличную возможность сделать незабываемые снимки.

Пассажирский лайнер Rio de Janeiro Maru длиной 142 м использовался как транспорт и плавучая база для субмарин. Сейчас он лежит на глубине 12-35 м на правом борту с приподнятой кормой. Само судно со своим шестидюймовым кормовым орудием очень фотогенично. Под кормовым поручнем различается имя судна. Груз включает в себя береговые орудия, бочки с бензином и полный трюм пивных бутылок. Машинное отделение очень большое, приспособленное под двойной мотор, но требует для проникновения специальных навыков.

Грузопассажирское судно San Francisco Maru, будучи полностью загруженным во время затопления, ушло и стоит под водой на глубине 65-45 м совершенно ровно, отчего его часто называют «Остов на миллион долларов». Палубный груз включает в себя танки и грузовые автомобили, в трюмах лежат мины, торпеды, бомбы, артиллерийские и противотанковые орудия, огнестрельное оружие, моторы и их детали для самолётов, бочки с бензином. Множество артефактов осталось в области мостика.

Sankisan Maru - это грузовое судно, перевозившее моторы для самолётов, грузовые автомобили и лекарства, затонувшее на 17-26 м. Судно очень популярно среди дайверов. Мачты заросли мягкими кораллами, на разрушенной палубе живут огромные анемоны.

Ещё один корабль, затонувший на глубине 38-12 м - Shinkoku Maru - занимает верхние позиции в рейтинге популярных рэков. Носовое орудие заросло мягкими и твёрдыми кораллами всех вообразимых цветов. Крошечные рыбёшки яркой окраски кишат над каждым дюймом корабля. На мостике всё ещё лежат три телеграфа, а в лазарете стоят два операционных стола и множество пузырьков с лекарствами.

Кроме реков Вы сможете увидеть великолепные каньоны и барьерные рифы атолла, головокружительные стены уходящие в бездну. Большое разнообразие акул, скатов, мант, и других пелагических рыб.

Огромный грузопассажирский лайнер Yamagiri Maru лежит на левом борту на глубине 34-9 м. Судно хорошо сохранилось. Палубная надстройка и рубка легко доступны и очень интересны. В пятом трюме лежат четырнадцатидюймовые снаряды для японских корабельных орудий и строительные инструменты.

Расположение и климат

Лагуна Трук расположена в 1000 км к юго-востоку от острова Гуам, в 1200 км к северу от Папуа – Новой Гвинеи, находится на одноименных островах, принадлежащих государству Чуук (ранее тоже Трук), одному из штатов Федеративных Штатов Микронезии.

Климат островов Трук – теплый, тропический.
Наилучший сезон для посещения – сухой: декабрь – апрель
Влажный сезон: апрель – декабрь
Самый прохладный сезон: июль – октябрь (пасмурное небо, волны, падает видимость)
Среднегодовая температура воздуха: +26–32°C.
Температура воды: +28–20°C.

Лагуна Трук, или как ее еще называют Чуук, - группа небольших островов в архипелаге Каролинские острова, в юго-западной части Тихого океана.

Острова входят в состав Федеративных Штатов Микронезии, являясь частью штата Чуук. Это уникальное природное образование в Тихом океане. Около примерно 10 миллионов лет назад здесь был огромный остров. Но, очевидно из-за вулканической деятельности, он погрузился в море. В наше время лишь редкие горные вершины выглядывают над водной гладью. Всего в группу входят 19 возвышенных островов внутри лагуны, 10 атоллов и 225 моту, многие из которых расположены за пределами лагуны. В центре островов Чуук расположена крупная лагуна, площадь которой составляет около 2131 км² (площадь суши - около 100 км²). Природа создала прекрасный барьер из кораллов, который бережет их от набегающих океанских волн. Так в середине Тихого океана родилось настоящее озеро. Глубина лагуны в некоторых местах доходит до 100 метров, а в плотном коралловом кольце существует 4 глубоководных прохода.

Если учесть, что вокруг лежит несколько горных островов, на которых идеально могут разместиться наблюдательные пункты, огневые точки артиллерии, радиостанции и множество других установок, то это место вполне можно признать за настоящий укрепленный аванпост Тихого океана. Не удивительно, что, японские военные во время подготовки ко второй мировой войне превратили лагуну в мощный форт. Здесь во время войны базировалось 40 тысяч солдат и гражданских лиц. Были возведены аэродром, подземные ангары, доки, асфальтированные дороги, огневые точки зенитной артиллерии, командные пункты, в скалах пробиты укрытия для военных кораблей.

В 1944 года в результате американской операции «Хилстон» японская база была разгромлена. Всего здесь ушло ко дну более 30 крупных кораблей, было уничтожено около 300 самолетов, потоплены 2 крейсера, 4 эсминца и свыше 200 тысяч тоннажа вспомогательного транспорта. До сих пор все погибшие корабли и многие сбитые самолеты покоятся на дне лагуны Трук нетронутыми, как было в день налета.

Огромное разнообразие затонувших объектов привлекает в Трук более 6000 дайверов ежегодно. Уцелевшие бомбы, ящики с армейским снаряжением, коробки продовольствия и человеческие скелеты всё еще можно найти раскиданными по тёмным трюмам и скользким палубам многих кораблей, что с каждым годом всё больше врастают в коралловые рифы. Но во время погружения в лагуне Трук дайверы должны быть осторожны, так как рядом с военной техникой проплывают акулы, внутри затонувших кораблей могут скрываться опасные для человека хищники, а старый снаряды, пролежавшие на дне лагуны более шести десятилетий, могут взорваться в любой момент.

Все затонувшие корабли находятся под охраной государства. Изъятие любых артефактов наказывается конфискацией, крупным штрафом или тюремным заключением.

ОСТРОВА ТРУК

После Нан-Мадола с его мифическими платиновыми саркофагами я отправился на острова Трук. Это третий административный округ подопечной территории Тихоокеанские острова, географический центр Микронезии. Трук находится примерно на одинаковом расстоянии (в двух тысячах километров) от самых восточных атоллов Маршалловых островов и от самого западного из островов Палау.

Чтобы перебраться с Понапе на Моэн (главный из островов Трука), я воспользовался самолетом микронезийских авиалиний. Мы пролетели над горами, которых, к сожалению, не было видно. Трасса авиалинии идет вдоль подводного хребта. В нескольких местах – на Понапе, на Кусаие, а также и здесь, на Труке, его высокие вершины выступают прямо из морских глубин.

После длительного перелета наконец показались острова Трук. Крупномасштабную карту Трука я держал у себя на коленях. Так как видимость была прекрасной, то очертания отдельных гор угадывались легко. На юге Моэн венчает гора Тонахав. Ее высота – триста семьдесят шесть метров. Далее виднеется ступенчатая, пирамидальная гора Толомап. За ней – самая высокая вершина острова Дублон высотой около трехсот пятидесяти четырех метров. Над островом Фефан возвышается пик Чукучап, над сложным, по конфигурации островом Тол – гора Винипот. Острова Уман и Удот холмисты. Собирательное название островам Трук дало слово «джук» или «друк», что означает «гора».

Вид с самолета на архипелаг, на воды лагуны, которые его омывают, и на горы поразителен. Я четыре раза был в Океании, но впервые видел группу так называемых «высоких» островов вулканического происхождения. Горы возвышаются здесь посреди обширной лагуны, окаймленной десятками звеньев кораллового барьера, то есть островов «низких», созданных океаном. Эти «низкие» и «высокие» острова и составляют Трук.

Время и способ образования этой удивительной группы островов ученым установить пока не удалось. Но сейчас меня не интересуют события, происшедшие миллионы лет назад. Из окна самолета я увидел странную картину: в совершенно прозрачной воде лагуны недалеко от побережья острова Дублон лежало какое-то огромное тело. Что это такое? Может быть, микронезийское чудовище? Сосед объяснил мне:

– Это Симеказе-мару.

Что мару – это корабль, я усвоил еще в Японии. Следовательно, в водах лагуны лежал потопленный японский корабль. Мой попутчик уточнил, что не просто корабль, а Симеказе-мару, то есть тяжелый крейсер.

Вскоре я увидел еще один такой же зарывшийся в дно лагуны корабль, затем третий, четвертый, пятый... Пассажиры самолета, жители Трука, смотрели вниз с таким же нескрываемым интересом, как и я, но называли корабли по именам, как бы здороваясь со своими старыми знакомыми. Один за другим «проплывали» под нами мару. Администрация Микронезии знает более чем о сорока военных кораблях, затонувших в водах лагуны Трука. На двадцати из них можно побывать, если, конечно, у вас есть акваланг. Мое же водолазное снаряжение более чем скромное, поэтому останется лишь любоваться на «Симеказе» и остальные крейсеры, подводные лодки, эсминцы и миноносцы, торпедные катера и сторожевики сквозь прозрачные воды моря.

Итак, здесь покоятся стальные гробы, более реальные, чем платиновые саркофаги Понапе. В них – белые скелеты. «Империи» Нан-Мадол, возможно, никогда и не существовало, а вот бесплодные мечты о Японской империи в Тихом океане ржавеют в водах Микронезии, хотя именно острова Трук должны были стать мощнейшим тихоокеанским бастионом Японской империи.

Наш самолет приземлился на острове Моэн, и я сразу же оказался в полной контрастов современной Микронезии. Реактивный лайнер обслуживал полунагой пожилой островитянин, а здание аэропорта – это обыкновенная хижина, возведенная из подручных материалов. На ней, правда, красовалась гордая надпись: «Международный аэропорт Трук».

Из здания «международного аэропорта», крытого пальмовыми листьями, на вездеходе я отправился в двенадцатилетнюю школу – единственное настоящее среднее учебное заведение на всей подопечной территории Тихоокеанские острова, где, как мне объяснили, я буду жить. Мой путь пролегал по северной стороне острова, минуя деревни Тунук и Сапук.

Дорога петляла вдоль берега лагуны. На островах Трук деревни уютно расположёны в прибрежных долинах. На болотах островитяне собирают крупный местный сорт таро. Большой популярностью пользуются здесь плоды хлебного дерева. Жители прибрежных деревень выходят на рыбную ловлю в море. Лодками часто управляют не мужчины, а женщины.

Мы поднимаемся по крутому склону, идиллические деревушки остаются позади. Недалеко от вершины нашему взору открывается огромных размеров бетонный бункер, настоящая громадина. Трук должен был стать центром Японской империи, если не в Тихом, океане, то по крайней мере в Микронезии. Бункеру же предстояло быть мозгом этого центра, его нервным узлом, коммуникационным штабом, откуда подавались бы радиокоманды, направляющие операции всех военно-морских сил Японии в Микронезии, так называемого Четвертого императорского флота.

Командование флотом находилось на островах Трук, а его коммуникационный центр – в бункере, внутри размещались радиоприборы, действующие до сих пор. Снаружи, на вершине холма, видны три высокие передающие радиомачты, рядом – японский маяк, с вершины которого открывается прекрасный вид на лагуну и далекие острова архипелага Трук.

Американцы во время войны на Тихом океане забросали бункер сотнями авиабомб. Однако он выстоял, Не удалось разрушить коммуникационный центр и После капитуляции Японии. Генералы просто не знали, что с ним делать. И тут кто-то вспомнил, что территория, на которой стоят бетонная громадина и радиомачты с маяком, когда-то принадлежала испанским капуцинам. Тогда Пентагон предложил продать весь этот бетонный комплекс высшему начальству всех капуцинов – папе римскому. Тому однако, микронезийский бункер и даром был не нужен. Зато нашлось другое заинтересованное учреждение – Орден иезуитов, который на островах Трук решил открыть семинар для микронезийских адептов папства.

Иезуиты действительно выкупили у Пентагона бункер со всем его хозяйством. Я поинтересовался, во сколько это им обошлось. Оказалось, в тысячу долларов. Тысячу долларов за бетонную крепость?! Не знаю, много это или мало, но убежден, что иезуиты практически выбросили свои деньги на ветер. Они приобрели бункер, организовали семинар, однако не нашли желающих заниматься теологией. Через несколько лет бывшая крепость, а затем богословский факультет превратились в среднюю школу, первую во всей Микронезии, школу, где обучение ведется преподавателями из нью-йоркского отделения Общества Иисуса.

Доктор Фрэнсис Хезел, этнограф и этноисторик, собрал при школе, носящей имя святого Хавиера, пожалуй, самую полную библиотеку, посвященную Микронезии.

Здесь же; в стенах крепости, он поселил и меня. Я подолгу беседовал со школьниками. Они рассказали много интересного о тех островах и атоллах, на которых мне так и не удалось побывать.

В распоряжении школы было несколько катеров. Однажды я попросил катер и в сопровождении школьников отправился с Моэна, современного центра архипелага Трук, на Дублон, главный остров времен господства здесь японцев. В те уже далекие годы японцы без всякого на то основания возвели тогдашнего вождя Дублона де ранга властителя всех островов Трук. Затем уже американцы, тоже не имея на то веских причин, объявили легендарного вождя Моэна Петруса верховным вождем всего архипелага.

По традиции на Труке каждый большой «самостоятельный», «высокий» остров имел своего верховного вождя, Если на Понапе единый остров был разделен на несколько «царств», то на архипелаге Трук верховные вожди часто управляли несколькими островами.

К землям, на которых властвовал верховный вождь Моэна, относились еще два острова: северный – Фало и южный – Этелемокемок. Цель моей завтрашней поездки – остров Дублон, еще одно «царство» Трука. В решающие, поворотные моменты современной истории этой части планеты, в годы войны на Тихом океане, Дублон стал главной «квартирой» командования Четвертого императорского флота Японии, который тогда бесконтрольно распоряжался Микронезией, а теперь погребен на дне прозрачной, сверкающей на солнце лагуны в стальных грабах.

Из книги Черные острова автора Стингл Милослав

ЧЕРНЫЕ ОСТРОВА Катит свои волны море, полыхает небо. А в лазурных водах на западе величайшего океана нашей планеты плывут удивительные острова. Это – иной мир. Он отстал на десять тысяч лет. Остановилось ли здесь время? Нет, оно идет и тут. Но пока цивилизация еще не

Из книги По незнакомой Микронезии автора Стингл Милослав

ОСТРОВА СЕНЯВИНА Побывав в «сердце» Колонии, где возвышается построенный испанцами католический храм, я отправился в портовую часть административного центра Понапе с евангелической церковью, сооруженной в новоготическом стиле. Я хотел встретиться с пастором

Из книги Очарованные Гавайи автора Стингл Милослав

ВЗГЛЯД НА ЗАПРЕТНЫЕ ОСТРОВА Из Ваимеа я продолжал свой путь на самый запад Кауаи, в небольшое селение Мана. Далее дорога обрывалась: передо мной снова бушевал океан. На противоположной стороне последнего из гавайских проливов Куалакахи словно плыл по морю еще один,

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Два «Острова» Почти одновременно в начале нашего века двумя замечательными композиторами были созданы два музыкальных произведения с необычными названиями - «Остров радости» и «Остров мертвых». Первый из этих островов был создан французом Клодом Дебюсси, второй -

Из книги Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник автора Блау Марк Григорьевич

Маршалловы острова государство в северной части Тихого океана, на одноименном архипелаге; состоит из 34 островов; население – свыше 56 тыс. человек. Название – по имени Дж. Маршалла.Джон МаршаллJohn Marshall (1748–1819)английский капитан. В 10 лет его отдали в подмастерья. Всю свою

Из книги Евреи и Европа автора Соболев Денис Михайлович

Сейшельские острова островное государство в Индийском океане немного южнее экватора, примерно в 1600 км к востоку от Африканского материка, северо-восточнее Мадагаскара. Название – по имени Ж. М. де Сешеля.Жан Моро де СешельJean Moreau de S?chelles(1690–1761)французский государственный

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Фолклендские острова (также Мальвинские)архипелаг в юго-западной части Атлантического океана, расположеный в 483 км от побережья Южной Америки и 1080 км от британской заморской территории Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова. Административный центр и единственный

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Мифы и легенды Средневековья автора Бэринг-Гулд Сэбайн

С ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ «Остров Крым» Василия Аксенова, законченный в августе семьдесят девятого, в Коктебеле, - один из немногих выживших литпамятников уникальной эпохи. Выживших - поскольку только что вышедшее переиздание высоко держится в списке бестселлеров, горячо

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

11. Земли богов Цивилизации малых островов «Южные моря». - Гавайи и остров Пасхи. - Алеутские острова. - Мальдивские острова. - Мальта. Минойский Крит. - Венеция - Почему, во имя Господа, онм решили поселиться здесь, если они не спятили? Рыжий покачал головой и ответил

V63AN. Берт, CX3AN будет активен с островов Трук (Чуук), IOTA OC-011, 7 - 9 июня 2016 позывным V63AN.
Он будет работать на диапазонах 40 - 6м CW, SSB.
QSL через EB7DX.
Адрес для QSL директ:
DAVID LIAÑEZ FERNANDEZ, P.O.BOX 163, 21080 HUELVA, Spain.

Острова Трук, Микронезия

В ретроспективе последнего столетия острова Трук знамениты, прежде всего, феерической бойней, именуемой в учебниках военной истории «Налёт на Трук» - официальное название «Операция Хэйлстоун» (operation «Hailstone»). В главных ролях - славные сыны Империи восходящего Солнца и бравые американские армейцы. Во времена Второй Мировой группа этих островов Каролинского архипелага по сути представляла собой зеркальное отражение Пёрл-Харбор - Трук входили в состав Японии с Первой Мировой, здесь располагалась основная опорная точка объединённого флота японских ВМС, сеть аэродромов и воздушных баз. Американское руководство хорошо усвоило гавайские уроки - операция тщательно готовилась, для её осуществления были стянуты значительные силы, удар оказался полной неожиданностью для противника. Результатом стал катастрофический разгром: «звёздно-полосатые» суммарно потеряли 25 самолётов, авианосец «Интрепид» получил значительные повреждения (вернулся в строй 4 месяц спустя), потеряв 11 моряков, жертвой одиночной бомбовой атаки стал линкор «Айова». Японцы, в свою очередь, остались без 16 боевых кораблей очень разных типов - от малых судов класса «морской охотник» до крейсеров, эсминцев и плавучих баз подводных лодок, и более 3 десятков транспортов, многие из которых с полными экипажами, грузом и солдатами сухопутных частей (ввиду очевидной угрозы атаки на острова направлялись дополнительные войска) были уничтожены на якорных стоянках. Мало кто уцелел - от помощи американских военных верные сыны микадо самоотверженно отказывались даже тогда, когда иной возможности спасения не было.

На выходе: блестящая операция военного ведомства США породила горы трупов и колоссальное количество интереснейших для дайверов объектов, глубины залегания большинства артефактов - от 10-20 до ~70 метров. За десятилетия море превратило корабли и самолёты в коралловые рифы, заселённые обитателями всех видов, типов, размеров и красок.

Парам-пам-пам. Где это

Современное название архипелага - «Чуук», «Трук» - тоже одно из исторических наименований, нововведение обрело официальную жизнь в 1990-м году, после признания ООН Федеративных Штатов Микронезии независимым государством (по завершению Второй Мировой территория находилась под патронажем США). В группу входит 19 островов, один из которых действительно называется «Парам», порядка 10 крупных атоллов и бесчисленное, более двух сотен, множество «моту» - небольших островков, окружающих сушу вулканического происхождения. Находится всё это великолепие в северо-западной части Тихого Океана, на некотором удалении от Новой Гвинеи и Гуама. Климат - тропический морской, наиболее приятная погода - период декабрь-март, холоднее всего - с июля по сентябрь (ночью нестерпимо холодно - в среднем не выше плюс 24 по Цельсию).


Острова Трук Чуук. Автор фото - Дон Браун.

Охота на бегемота

Невозможна ни на берегу, ни в море (их съели крокодилы). Животный мир островов, в противоположность гамме морских обитателей, достаточно скуден - летучие мыши и разнообразные пресмыкающиеся, однако семейства птиц поражают разнообразием и численностью. Иное дело море - кристально чистая вода, видимость редко опускается ниже 30 метров, чаще существенно выше - до 60 (!), комфортная температура - среднегодовые значения - 27-29 градусов превращают любое погружение в наслаждение - подводный мир прекрасен и невероятно разнообразен. В наличии небольшие лагуны и крупные коралловые атоллы со значительными перепадами глубин, большое число естественных объектов (включая системы подводных и наземных пещер, связанных друг с другом) и рукотворных рифов (на дне находятся останки кораблей и самолётов не только периода Второй Мировой, но и тех, что погибли раньше, - вплоть до китобоев 19-го-начала 20-го веков). «Рэки» (от английского «wrack» - затонувшее судно) - совершенно отдельная тема, достойная не просто статьи, но подробного многостраничного исследования. На любой вкус, цвет и опыт - надстройки некоторых судов во время сильных отливов могут возвышаться над поверхностью воды. Сами туземцы проложили свои морские маршруты не менее 2000 лет назад.


Остров Вено, острова Трук Чуук. Автор фото - Мэтт Киэффер.

Людоеды повышенного дружелюбия

К чести местного населения необходимо отметить, что исторические заметки (европейцы открыли Каролинский архипелаг, частью которого является Трук, в конце 16 века) не содержат ни единой страницы с каким-либо упоминанием случаев поедания человеческого мяса (хотя места, примечательные подобными традициями, находятся не так уж далеко).

В настоящее время Чуук (Трук) - место полного торжества всемирного интернационала водных видов спорта и отдыха, среди прочего, рассматривается вопрос о создании центра мирового значения (неформально Микронезия и так несёт эту корону - акватория этого участка Тихого Океана считается одним из самых «приспособленных» для серфинга, яхтинга, дайвинга и прочих мокрых «ингов» мест на планете). Сервис - соответствующий. Следует добавить, что туземное население ничуть не утратило своей живописности в ходе постоянных близких контактов с достижениями цивилизации - получите сдачу каменными монетами, не удивляйтесь.

В юго-западной части Тихого океана лежит архипелаг Каролинские острова, входящий в состав Федеративных Штатов Микронезии. Его самыми известными островами являются Трук (Truk Islands, а также Chuuk): их акватория признана крупнейшим в мире «кладбищем кораблей».

Все они относятся к XX веку, а точнее — к периоду Второй мировой войны. Тогда острова Трук были самой мощной базой Императорского флота Японии и единственной важной японской авиабазой в радиусе Маршалловых островов. Они играли ключевую роль в поддержке японских гарнизонов, занявших оборонительный периметр на островах центральной и южной частей Тихого океана. По масштабу эксперты сравнивают базу Трук с американским Пёрл-Харбором.

17-18 февраля 1944 года база была уничтожена армией США. Предполагая возможность этой атаки, японцы неделей ранее успели передислоцировать авианосцы, линкоры и тяжелые крейсера. Однако на якорной стоянке у островов Трук оставалось множество меньших военных кораблей и грузовых судов, а на аэродромах атолла находилось несколько сотен самолетов.

Нападение, получившее название «Операция Хэйлстоун», носило сокрушительный характер: бомбардировки с воздуха велись в течение двух суток и днем, и ночью, а корабли и подводные лодки не позволяли японским судам скрыться от налетов. В результате операции были затоплены три японских легких крейсера, четыре эсминца, три вспомогательных крейсера, две базы подводных лодок, три небольших военных корабля, авиационный транспорт и 32 грузовых корабля. Свыше 250 японских самолетов было взорвано, притом большая часть — еще на земле, поскольку они, в основном, находились на стадии сборки. Сами американцы при этом потеряли 25 самолетов.

Свидетельства этого исторического события до сих пор покоятся на дне океана. Наш коллега Алексей Тищенко совершил серию погружений и снял 360°-видео, на котором можно увидеть несколько объектов, затонувших во время операции Хэйлстоун.

Каждый из них имеет свою историю. Так, вспомогательный крейсер Киёсуми Мару (Kiyosumi Maru) получил повреждения еще в январе 1944-го; к островам Трук он был отбуксирован для ремонта, но так и не успел вернуться в строй. Сейчас его останки разбросаны на глубине 12-33 метров. Та же судьба постигла ремонтирующийся грузовой корабль Ямагири Мару (Yamagiri Maru). В его разбомбленном трюме до наших дней сохранились артиллерийские снаряды.

Еще одно судно, стоявшее на базе островов Трук для ремонта, эсминец Фумидзуки (Fumitsuki), в ходе Второй мировой войны принимал активные участия в атаках на Филиппины, Западную Яву (Индонезия) и другие страны региона. 17 февраля 1944 года четыре бомбы подожгли эсминец, и к утру следующего дня он опустился на дно.

Построенный в 1940 году танкер Шинкоку Мару (Shinkoku Maru) всего лишь год перевозил нефть, а затем был реквизирован японским флотом. Выполняя военные задачи, танкер неоднократно подвергался обстрелу. Время для ремонта он «выбрал» крайне неудачно, прибыв к островам Трук за 4 дня до американской атаки. Однако сейчас дайверы считают его одним из самых ярких объектов — в прямом смысле слова: его полностью облепили кораллы, превратив в красочный искусственный риф и дом для сотен морских обитателей.

Хэйан Мару (Heian Maru), построенный в 1929 году как пассажирский лайнер и выполнявший рейсы в США, во время войны был переоборудован в базу подводных лодок. Его уничтожение заняло два дня: повреждения после первой бомбардировки экипажу удалось исправить, но на следующий день корабль, снова охваченный огнем, затонул.

Покрытый кораллами Фудзикава Мару (Fujikawa Maru) в прошлом был грузовым кораблем, а затем его переоборудовали в средство для доставки авиатехники. Уйдя на дно, он унес с собой множество самолетов, части которых можно увидеть и сейчас. Многие эксперты по дайвингу уверенно включают Фудзикава Мару в десятку самых интересных объектов для погружения в мире.

И, наконец, новое 360°-видео AirPano также показывает один из самолетов — бомбардировщик Betty Bomber. Его гибель окутана тайной — возможно, он разбился сам еще до операции Хэйлстоун. В отличие от кораблей, он имеет алюминиевую обшивку, поэтому кораллы на нем не выросли, что позволяет хорошо разглядеть самолет во всех деталях.

Совершите вместе с AirPano погружение к крупнейшему в мире «кладбищу кораблей»!



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.