Когда дети начинают сами. Во сколько месяцев ребенок начал ходить – важный вопрос! Во сколько месяцев ребенок переворачивается

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи — важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш — тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные «а» и «у».

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание — и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение — «гу, агу». Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: «гу» и «агу» — это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: «кот» или «мяу». У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово «кот», но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций — но пока с его язычка слетают лишь непонятные «птичьи» звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: «киса, мяу». Даете ему игрушку и говорите: «миша, мишка». И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.

Игра «Где мама?» научает ребенка осознанно произносить слово «мама». Спросите малютку: «Где мама?» и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: «Вот мама!». Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово «мама» с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Первое слово

Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:

  • гуление: гу-агу;
  • лепет: да-да-да, на-на-на;
  • осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.

На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо «молоко» скажет «ко», а вместо «коко» — «км-км». Свою речь малыш сопровождает показом.

Например, он может сказать «дай км-км» и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит «дай», но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.

На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:

  • ребенок уже научился составлять из слов предложения;
  • кроха понимает вопросы «почему?», «кто это?» и другие;
  • он использует в разговоре разные части речи;
  • понимает разницу между множественным числом и единственным.

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное «созревание» речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос «Где мама?»;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.

Как избавиться от растяжек после родов?

Одним из ключевых моментов в жизни маленького ребенка является период, когда грудничок начинает сидеть. Этого момента с нетерпением ждут родители, ведь таким образом расширяются возможности игр и познания мира, а также возможности прикорма.

Во сколько месяцев дети начинают сидеть и каким образом можно помочь им быстрее овладеть навыком? Вопрос об этом всегда волнует.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть?

С вопросом, когда ребенок должен сидеть, родители зачастую обращаются к врачу, и они очень переживают, если к полугоду ребенок еще не начинает сидеть сам. Но стоит знать, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и малыш никому ничего не должен.

Возраст сидения в полгода – это усредненные сроки формирования навыка, когда ребенок начинает делать свои первые попытки садиться самостоятельно.

Индивидуальные сроки формирования навыка колеблются от 6 до 8 месяцев, и точно сказать, во сколько должен сидеть ваш ребенок, сложно.

Он будет готов к этому по мере укрепления мышц спины и конечностей, овладения навыками переворотов с живота на спину и назад, и попыток ползания.

Родители зачастую принимают некоторые из действий детей за желание садиться, когда дети пытаются поднимать головку в возрасте 4-5 месяцев, чтобы видеть окружающее.

Если таких детей потянуть за ручки, они могут садиться.

Когда дети начинают сидеть? Примерно к возрасту полугода многие малыши уже активно контролируют свои мышцы, что позволяет им некоторое время сидеть без поддержки. Но чаще всего они могут более или менее уверенно сидеть только с поддержкой или в подушках, кресле или шезлонге.

Постепенно мышцы укрепляются, и дети могут удерживать сидячее положение все дольше.

К возрасту 7 месяцев малыш может сидеть, слегка опираясь ручками и не очень долго, так как его мышцы еще сильно устают, а вот к 8 месяцам скелет укрепляется настолько, что ребенок может уже подолгу уверенно и ровно сидеть.

То есть возраст, когда ребенок сидит самостоятельно, составляет примерно 7-8 месяцев.

Когда мальчики начинают сидеть?

Существует неверное мнение о том, что мальчиков можно сажать раньше, чем девочек, и они могут сидеть уже чуть ли не с 5 месяцев. Это неверно, и темпы развития мальчиков также индивидуальны.

Во сколько ребенок начинает сидеть, во многом зависит от силы и степени развития предыдущих навыков, мышечного тонуса и с активности созревания нервной системы, а также от комплекции и веса ребенка.

В среднем, ребенок садится к возрасту 7-8 месяцев, уверенно держа спинку и длительно не меняя положения.

Когда девочки начинают сидеть?

В народе считается, что девочек нельзя рано сажать, иначе у них будет развиваться загиб матки – это неверное представление, на внутренние органы раннее присаживание девочки никак не влияет, чего нельзя сказать о неокрепшем позвоночнике.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, зависит не от половых особенностей, а от темпов развития, тонуса мышц и развития навыков.

Считается, что девочки по развитию немного опережают мальчиков и обычно садятся в период от 6 до 8 месяцев. Хотя могут быть индивидуальные колебания сроков в пределах месяца.

Как ребенок начинает сидеть?

Когда дети начинают сидеть, делают они это в определенной последовательности.

Если тонус мышц ребенка развит соответственно его возрасту, тогда в периоде 4.5-5 месяцев они могут сесть при поддержке за ручки с положения полулежа. При этом они будут падать вперед или заваливаться на бок, так как мышечный каркас еще слишком слаб для полноценного удерживания тела в вертикальном положении.

Не стоит часто так сажать детей, чтобы отрицательно не влиять на позвоночный столб.

Такие подсаживания пару раз в день можно считать тренировкой для будущего уже самостоятельного сидения, и когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему не нужны уже будут такие поддержки.

Первое время, когда малыш начинает сидеть, ему нужна будет опора для спины или он будет опираться на ручки, постепенно все активнее манипулируя ими и сохраняя равновесие при сидении.

Особые ситуации

Когда груднички не начинают сидеть к возрасту полугода, как пишут во многих книгах по развитию детей, родители начинают переживать и пытаться упорно посадить свое чадо. Но делать этого не стоит, так как зачастую детям может быть интереснее передвигаться, чем сидеть в статичной позе.

Если к возрасту семи-восьми месяцев дети активно ползают, при этом почти не сидят, это говорит об активном развитии мышц рук и ног, и недостаточном развитии мышц спины. Такие дети садятся чуть позже, активно познавая мир в ползании.

Зачастую дети самостоятельно садятся уже после того, как они научились вставать на четвереньки и пытаются ползать. Они просто опускают попу на бок и садятся на нее, отпуская ручки.

Отсюда вывод, во сколько месяцев малыш начинает сидеть – это примерно период от 6 до 9 месяцев, по мере освоения навыков еще и ползания.

Во сколько месяцев ребенок может сидеть с поддержкой или на коленках у взрослых? Если спинка малыша слабая, торопить его с сидением не стоит, ранее 5-5.5 месяцев даже ненадолго присаживать детей не стоит, это вредно для их позвоночника.

Тем более нельзя в этом сроке сажать их в подушки или стульчики – обычно дети начинают искривляться в сторону из-за слабости мышц.

Если же к возрасту 8-9 месяцев ребенок не делает попыток садиться и ползать, стоит обратиться к врачу за консультацией, так как возможно, потребуется назначение лечебного массажа и гимнастики для укрепления тонуса мышц и помощи в формировании навыка.

Другая информация по теме


  • Учимся общаться правильно! (от 6 до 9 месяцев)

  • Ребёнок идёт в детский сад: подготовка

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 3)

  • Как приучить ребенка к горшку? Советы детского психолога

  • Маленький драчун или что делать, когда ребёнок дерётся
  • У меня ребенок сел сам ближе к 7 месяцев. Нам педиатр говорила, что до полугода усаживать ребенка нельзя и только начиная с 5 месяцев можно устраивать ребенка в полусидячее положение.

    все правильно, нельзя торопиться. когда придет время,тогда и будет сидеть. мой начал ползать в 5, 5. но никак не хотел сидеть до 9, все время носился на четвереньках даже ел полулежа. правда я сильно переживала по этому поводу,. автор пишет, что для активно ползающих это допустимо, если бы прочла эту статью гораздо раньше,сберегла бы себе нервы. а в 9 сел сам, без помощи. просто захотел и сел.

    Согласна с автором статьи в том, что не стоит носиться и переживать, если ребёнок не сидит к полугоду. Сама была такой сумасшедшей несносной мамашей, котороя переживала по каждому пустяку: не сидит в полгода, не ползает, не начал ходить вовремя. Но в итоге малыш всему этому научился просто чуть позже) Так что просто следует следить за тем, чтобы развитие ребёнка не было сильно заторможено, а в остальном небольшие отклонения не опасны)

    Дина, у нас пополз тоже примерно в 6 месяцев, сам, не учили. Может потому что гимнастикой каждый день занимались, а может просто сам по себе активный такой получился. А вот сидеть научился нормально тоже только в 8,5.

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность - это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек - опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает , подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов . Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно . Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик» . Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо - его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

Приближаясь к возрасту 4-5 месяцев, в развитии младенца грядут существенные перемены. Быстрое развитие органов чувств и двигательных способностей, – малыш достигает успехов в новых возможностях, радуя своих родителей. Это уже не мирно посапывающий новорожденный. Кроха начинает хватать игрушки, переворачиваться и в какой-то момент вы замечаете, что он пытается приподняться и сесть. В какой момент ребенок начинает сидеть самостоятельно, стоит ли ускорять этот процесс упражнениями? Рассмотрим, когда ребенок должен начать сидеть, по правилам здорового физического развития.

Положение сидя – сроки и нормы развития навыка

Самостоятельное умение садиться ребенок осваивает не ранее 6-8 месяцев. Более точный ответ дать сложно, ведь развитие у каждого отдельно взятого грудного ребенка проходит по индивидуальным темпам. Ориентироваться можно по таблице этапов развития младенца. В соответствии с возрастом малыш должен обладать среднестатистическими навыками движения.

Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть?

Держать спинку в положении сидя малыш начинает тогда, когда мышцы верхней части туловища достаточно укреплены.

  • В 6 месяцев грудничок способен принять положение сидя с поддержкой, упираясь ручками, но быстро теряет равновесие и заваливается на бок. Кроха сам еще не способен приподниматься из положения лежа, только при подтягивании за ручки взрослыми.
  • Среднестатистический возраст, когда малыши начинают сидеть и ползать сами, это 7 месяцев. Ребенок уже умеет удерживать корпус в равновесии и даже может сидя повернуться вправо/влево.
  • Перешагнув порог в 8 месяцев, ребенок уже принимает сидячее положение самостоятельно из любого варианта позиций (сидя, лежа).

Большинство родителей начинают волноваться, когда знакомые дети из окружения опережают их ребенка. Плановый осмотр невролога в 6 месяцев подскажет, стоит ли волноваться и прибегать к лечебной физкультуре, другим вспомогательным упражнениям и массажу для освоения навыка сидения.

Умения ползать и ходить – когда?

Умение ползать развивается у большинства малышей параллельно с навыком сидения. Активное желание ползать младенец будет показывать уже с 5 месяцев, первые передвижения “задним ходом” – в 5,5 месяцев, а в шесть уже будет готов поползти вперед. Ребенок полон стремления изучать окружающий мир, поэтому вокруг него необходимо создать безопасную среду.

Ходить малыш начнет уже после 8-ми месячного возраста, именно в 8-9 месяцев малыши делают свои первые шаги по кроватке и манежу. Полноценную ходьбу стоит ждать не раньше 11-12 месяцев, хотя замечено, что некоторые малыши предпочитают умению ползать сразу осваивать умение ходить.

Родители могут самостоятельно отслеживать признаки, по которым можно определить, готов ли их грудничок удерживать тело в положении сидя:

  • лежа на животике, малыш высоко поднимает грудную клетку и способен удерживаться в таком положении минимум 5 минут;
  • кроха умело и без проблем переворачивается в обе стороны;
  • малыш пытается приподнять спинку в положении лежа на спине, тянет вверх голову (за игрушкой в вашей руке) и может на долю секунд задержаться в таком положении.

Стоит понаблюдать за своим малышом в течение дня, и если вы заметите вышеперечисленные действия, то можете быть уверены – ребенок скоро порадует вас своим успешным развитием навыка.

Уверенная посадка: как укрепить мышцы спины

Родители могут самостоятельно помочь своему младенцу практиковаться в умении хорошо сидеть. Важно понять, как малыши начинают садиться, чтобы не навредить неокрепшему позвоночнику грудничка. Любые упражнения для укрепления спинки и формирования уверенной посадки можно начинать делать не ранее 5,5 месяцев.

  • Есть отличное упражнение, которое по душе активному малышу. Кроха отчаянно хватается за руки взрослого, чтобы попытаться сесть? Подтяните его и позвольте задержаться в сидячем положении на полминуты. Затем осторожно опустите на поверхность. Повторяйте занятие 4-5 раз по нескольку раз в день.
  • Отлично укрепляет и развивает мышцы спины развитие умения переворачиваться с живота на спинку. Почаще выкладывайте ребенка на животик и помогайте ему переворачиваться на спинку. Важно учить малыша уметь переворачиваться в обе стороны, даже если он выбрал “любимую” и ленится переворачиваться в другую.
  • Умение сидеть развивается также благодаря другому навыку – ползанию. Ползание стимулирует напряжение мышц. Положите перед младенцем что-нибудь яркое и шуршащее, пусть он в положении лежа попробует дотянуться до предмета.

На заметку! Возьмите за правило проводить ежедневный легкий массаж спины. Регулярные массажные действия способствуют укреплению мышечного корсета.

Мальчики раньше девочек – миф или реальность

На многочисленных форумах обсуждения родителей не утихают по поводу того, что в развитии мальчиков и девочек есть существенные различия. По наблюдениям мам девочки садятся в среднем в возрасте 6-7 месяцев. Мальчики садятся в 5,5-6 месяцев, хотя могут делать попытки подняться раньше (например, с 4,5 мес.), но самостоятельный навык приходит зачастую именно в данном возрасте.

Научными исследованиями не подтверждено, что определенный пол имеет преимущество в физическом развитии. Развитие мышц спины и укрепление позвоночника – единственный принцип, на который стоит ориентироваться при оценивании навыков сидеть и ходить.


Первый настоящий прорыв на пути к взрослению происходит, когда ребенок начинает ползать. С этого момента он может самостоятельно передвигаться, что существенно расширяет его кругозор. Малыш теперь сам решает, куда ему податься и чем заняться. Многие родители ошибочно полагают, чем быстрее ребенок пойдет, тем лучше. Некоторые даже гордятся тем, что кроха, пропустив этап ползания, сразу начал ходить. Так ли это хорошо на самом деле? Попробуем разобраться.

Идеальный возраст для ползуна

Какой он, этот возраст, и существует ли он на самом деле? Во сколько дети начинают ползать? Сколько детей, столько и вариантов ответов на эти вопросы. Нельзя категорично и безоговорочно назвать конкретные сроки, рекомендуемые для начала ползания. Можно привести только примерные ориентиры, которыми руководствуются современные педиатры.

Итак, с какого месяца возникают первые предпосылки для ползания? Даже у новорожденного ребенка можно наблюдать рефлекторные попытки оттолкнуться от подставленной под пятки ладони взрослого. Конечно, это всего лишь проявление врожденного неосознанного рефлекса.

Трехмесячный малыш начинает готовиться к предстоящему ползанию, когда учится переворачиваться со спинки на животик и наоборот, пытается удерживать головку самостоятельно. Такие сложные для крохи упражнения помогают развиваться и укрепляться мышцам спины, которые потом сыграют важную роль в становлении навыков ползания.

Чем раньше получится у малыша перевернуться и уверенно держать голову, тем больше вероятность того, что он рано поползет.

Настоящие серьезные попытки к самостоятельному передвижению будущий ползун предпримет, когда ему исполнится пять месяцев. Срок этот примерный, и касается он не всех детей. Это самый ранний возраст из возможных, в котором могут проявляться зачатки ползания. Некоторые дети начнут проявлять активное стремление подползти к чему-либо только ближе к году, месяцев в девять.

Поэтому в качестве среднестатистической нормы для начала ползания можно назвать возраст семь месяцев как самый распространенный и наиболее приближенный к идеальному.

Что может повлиять на скорость развития двигательных навыков?

  • Масса тела ребенка. Слабый малыш, который плохо набирает в весе, вряд ли скоро поползет. То же касается упитанного сверх меры богатыря.
  • Характер. У каждого человека от рождения он свой, и зачатки холерика и флегматика проявляются уже в младенческом возрасте. Если малыш шустрый и подвижный, имеет легко возбуждаемую нервную систему, то он поползет быстрее. Медлительный и спокойный, скорее всего, не захочет торопить события.
  • Атмосфера вокруг ребенка , которая складывается из взаимоотношений в семье (папы и мамы, братьев и сестер). Это тоже имеет немаловажное значение для формирования двигательных навыков. Чем спокойнее и доброжелательнее окружение, тем выше вероятность раннего начала ползания.
  • Состояние здоровья малыша , его общее самочувствие на момент наступления благоприятного возраста для развития движений, сопутствующих ползанию.
  • Внутриутробный период. Важно, как протекали беременность и роды у матери, какие осложнения возникли и как они отразились на ребенке.
  • Наследственная предрасположенность. Возможно, мама или папа были рекордсменами в области скоростного передвижения ползком. Или, наоборот, осторожничали, не спешили быть в первых рядах.
  • Специальная гимнастика и массаж. Этими способами можно ускорить процесс, они помогут подготовить и укрепить мышцы, придадут малышу уверенности в своих силах.

А как влияет пол ребенка на развитие навыка ползания?

Практически никак не влияет. Есть более быстрые мальчики и более медленные девочки, и наоборот. Для того чтобы ребенок начал ползать, необходимо стечение не одного, а многих обстоятельств. Одна только половая принадлежность ничего не решает. Каждый случай особенный, каждый ребенок уникальный.

Но все же существует статистика, и вот о чем она говорит. При схожей среде проживания и развития ребенка, если дети одинаковой комплекции и не имеют патологий и проблем со здоровьем, младенцы женского пола быстрее начинают осваивать азы ползания. Обычно на полмесяца или на месяц позже делают первые попытки самостоятельного передвижения представители сильной половины человечества.

Поведение мальчиков и девочек в процессе ползания также отличается. Сильный пол более активен, любопытен и неусидчив, девочки спокойнее, рассудительнее, осторожнее.

Да и ходить, по среднестатистическим данным, маленькие принцессы начинают гораздо раньше (разница с мальчишками составляет от двух до трех месяцев).

О пользе передвижения ползком

  1. Стремление к ползанию формирует личностные качества. Впервые малышу приходится добиваться цели самому, без посторонней помощи. Приходится прилагать усилия, принимать решения, преодолевать трудности, собственную лень.
  2. С развитием навыков ползания развивается мышление, особенно при перекрестном способе передвижения. Приходится координировать свои действия, поочередно выставляя вперед то руку, то ногу. Пространственное ориентирование также будет развиваться: малыш должен сообразить, где находится, куда и как ему двигаться, чтобы достичь желаемой цели.
  3. Такой способ передвижения поможет мышцам спины укрепиться. Ползание на четвереньках подготовит позвоночник ребенка к будущим нагрузкам, которые возникнут при хождении. Физическая нагрузка – естественное средство избавления от патологических состояний (асимметричности туловища, кривошеи, слабого или усиленного мышечного тонуса).

Разнообразие форм ползания

  • Прыжок лягушки. Малыш совершает движение, похожее на прыжок: две руки выносит перед, затем стремительно одним движением перемещает обе коленки к рукам.
  • По-пластунски. Ребенок ползет, лежа на животике; опирается на локотки, подтягивает одну ногу под себя, другая прямая.
  • Перекат. Это не ползание в общепринятом смысле, но все-таки способ перемещения в пространстве. Так малыш тоже может добраться туда, куда ему нужно, без особых усилий. Способ для лентяев. Младенец катается туда-сюда, со спины на живот и наоборот, постепенно перемещаясь.
  • Движения рака. Ребенок пятится назад, как рак. Такой вид ползания довольно распространен у деток, и это нормально. Просто координация движений у них находится еще в зачаточной стадии развития. Если малышу так удобно, значит, никаких проблем нет. Некоторые детки двигаются боком, другие вращаются вокруг себя. Со временем все встанет на свои места.
  • Ползание на попе. Кроха сидит на попе, подогнув под себя одну ножку, а другой пробует сделать отталкивающее движение. Некоторые могут передвигаться таким образом довольно ловко и быстро.
  • Ползание на спинке. Бывает и такое. Такой способ перемещения очень необычен, но это не отклонение от нормы. Все движения руками и ногами малыш совершает, лежа на спине, и получается это у него очень ловко и складно.
  • Перекрестный вид ползания. Это самый привычный способ передвижения деток. Именно к такому результату обычно приводят все эксперименты малюток в конечном итоге. Ребенок начинает ползать именно так, когда он уже хорошо овладел своим телом и может координировать свои движения после долгих тренировок.

Не спешите учить малыша ходить или сидеть, особенно если он еще не научился ползать. Не торопитесь сократить период ползания. Этот этап очень важен для умственного, психоэмоционального и физического развития. Пусть малыш ползает столько, сколько ему потребуется. Такие тренировки укрепят его тело, и он увереннее и крепче будет стоять на ногах. Слишком раннее хождение и сидение создает большую нагрузку для неокрепшего позвоночника. Да и маме будет легче с ползающим малюткой. Когда ребенок начнет ходить, опасности будут подстерегать его повсюду, за ним нужен будет глаз да глаз.

Как освоить азы ползания: помощь родителей

  • Предоставьте малышу свободу действий , пусть будет больше пространства для маневров. Отлично подойдет расстеленное на полу одеяло. Проследите, чтобы не было сквозняка и опасных вещей поблизости. На ровной и твердой поверхности малышу будет проще научиться отталкиваться.
  • Заинтересуйте ребенка : красивые игрушки, необычные предметы, все, что может привлечь его внимание, должно лежать неподалеку. Однако «приманку» надо положить так, чтобы до нее надо было доползти. В качестве привлекающего объекта хорошо использовать домашних животных, дети очень любят с ними играть и с радостью будут подражать их движениям.
  • Поползайте рядом с малюткой , показывая пример, или продемонстрируйте ему мастер класс от более опытного ползуна – ровесника вашего ребенка.
  • Массаж . Его может сделать специалист. Но и в домашних условиях вы с легкостью воспроизведете несложные массирующие движения: поглаживания, похлопывания, мягкие растирания ножек и ручек (начиная с кистей или стоп, заканчивая предплечьем и бедром). Проводят процедуру один раз в сутки в течение 5-7 минут. Нельзя делать массаж сразу после еды или перед ней. Массирование конечностей или спинки (поглаживающими движениями вверх и вниз) подготовит мышцы к предстоящим нагрузкам, снимет с них напряжение.
  • Занятия на большом мяче : положить кроху на мяч, придерживая его в области подмышек, головка и животик вниз, ножки вверху. Мяч аккуратно перекатывают вверх и вниз, ребенок прогибается, напрягает спинные мышцы. Усложнить задание можно, положив на полу яркий предмет. Малютка будет за ним тянуться и тренировать спинку и руки.
  • Укрепление верхних конечностей : возьмите малыша за руки, пусть он крепко ухватится за ваши пальцы, затем потяните его к себе; стимулируйте его поднимать свое тело вслед за руками.
  • Ходьба на руках . Положите малыша на живот, дайте ему хорошо упереться руками и поднять головку, затем аккуратно приподнимите ноги. Придерживая малыша, позвольте ему сделать несколько шажков руками.
  • Упражнение «Лягушонок» . Когда грудничок лежит на животе, подставьте ему под пятки свою ладонь, ребенок должен упереться своими ножками и оттолкнуться от вашей руки.
  • Подтягивание . Положите ребенка на живот, рядом поместите игрушку, подвесить ее надо на небольшой высоте над матрасиком кроватки (если кроха лежит в ней). Карапуз будет пытаться достать ее, для этого ему придется дать работу мышцам предплечья.
  • Упражнения с валиком . Чтобы научить малыша принимать правильную позу для ползания (на четвереньках), надо подложить ему под грудь маленький валик (это может быть скрученное одеяльце) и раскачать его то вперед, то назад. В этой ситуации грудничок будет пытаться передвигать ножки и ручки вместе с движущимся валиком.

Обеспечьте безопасность вашему ребенку, когда он будет проходить школу ползания на полу.
Опасно:

  • сквозняки;
  • острые и мелкие предметы;
  • углы мебели;
  • скатерть на столе (там может быть что-то горячее, тяжелое, острое), которую можно стянуть на себя;
  • шаткая мебель;
  • легко открывающиеся дверки шкафов с бытовой химией;
  • электроприборы с проводами и розетками;
  • грязь на полу;
  • (если они агрессивно настроены или имеют богатый шерстяной покров).

Не стремитесь подогнать вашего малютку под какие-то нормы. Пусть вас не беспокоит, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, а также то, как именно он ползает (по сравнению с ребенком вашей подруги). Главное, чтобы он пытался это сделать, раньше или позже. Если же малышу почти исполнился год, а он вообще не предпринимает никаких, даже слабых попыток к какому-либо перемещению, то обязательно стоит показаться врачу. Только педиатр сможет определить настоящую причину и оказать помощь.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.