Конспект строительно-конструктивной игры «Путешествие на пароходе в зоопарк» (старшая группа)

Татьяна Кутейникова
Конспект по организации игровой деятельности в старшей группе на тему: «Строительные игры»

Задачи :

Учить детей самостоятельно выбирать тему для игры , развивать сюжет, на основе знаний полученных при восприятии окружающего мира, из литературных произведений, во время просмотра телепередач;

Учить детей коллективно возводить постройки , необходимые для игры ;

Развивать умение возводить постройки по рисунку и чертежу, соблюдая симметрию, пропорции постройки ;

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;

Закреплять умение применять конструктивные умения , полученные на занятиях;

Закреплять умение соблюдать правила и нормы поведения в совместной игре;

Совершенствовать умение самостоятельно изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;

Развивать у детей умение до начала игры согласовывать и распределять роли, тему игры ;

Развивать инициативу, творчество, сообразительность;

Воспитывать желание играть в строительные игры и обыгрывать их в сюжетно-ролевой игре; Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и взаимовыручку.

Развивающая среда :

чертежи и рисунки различных построек из крупного строительного материала , оборудование и атрибуты для строительных и сюжетно-ролевых игр, бумага для ручного труда, цветные карандаши, фломастеры

Предварительная работа :

рассматривание альбома «Архитектура» , знакомство со строительными профессиями , рассматривание картинок и фотографий различных высотных зданий и домов разной конфигурации, общественных зданий, спортивных сооружений, транспорта, пешеходных и автомобильных мостов, сооружение построек по чертежам и рисункам, занятия по конструированию из строительного материала .

Руководство играми.

Дети входят в группу , приветствуют гостей.

В. - дети, сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевые игры , возводить различные постройки . Подумайте, в какие игры вы хотели бы поиграть, и что бы вы хотели построить для своих игр ? (О. Д.)

В. - Недавно в нашей стране запущен очередной космический корабль. Вы уже умеете строить ракету , может кто-то из вас хочет построить по моему рисунку космический корабль? Тогда вы бы смогли поиграть в игру «Космонавты» .

В. – Для космонавтов необходима гостиница, в которой они будут отдыхать после тренировок перед полетом и после возвращения из Космоса на Землю. Может, кто-то хочет быть строителем и построить гостиницу по чертежу?

В. – Для космонавтов можно еще построить Дворец Культуры , где они смогут культурно отдыхать, проводить свое свободное от предполетных тренировок время. Смотреть кинофильмы, концерты, ходить в кружки по интересам. Возле Дворца Культуры желательно возвести красивый фонтан, чтобы воздух всегда был чист и свеж. Может, кто-то желает заняться этими постройками ?

В. – А кто еще хочет быть строителем , и какие постройки вы желаете выполнить?

Мальчики предлагают построить широкую автостраду для машин, девочки интересуются, как куклы будут переходить через дорогу во Дворец Культуры. Мальчики обещают, что построят для кукол пешеходный мост над автострадой.

В. – Может, кто-то хочет поиграть в «Моряков» и построить для своей игры большой корабль ?

В. – Подумайте и договоритесь, кто с кем будет играть, придумайте сюжет игры , распределите роли, подумайте, где вы расположите свои постройки , чтоб всем было удобно и комфортно играть, не мешая друг другу. Учтите, что для высотной гостиницы, космического корабля и для Дворца Культуры с фонтаном нужно много места.

Дети распределяются на подгруппы , договариваются друг с другом, распределяют роли, обговаривают темы игр, берут нужное оборудование и атрибуты, и начинают игру.

Воспитатель наблюдает за ходом игры , приходит на помощь строителям , напоминает о том, что постройки должны быть ровными , устойчивыми, прочными, пропорциональными, симметричными, красивыми. Напоминает детям, что играть нужно дружно, считаться с мнением товарища, согласовывать свои действия с товарищами, чтоб избежать конфликта, тогда игра будет долгой и интересной. Воспитатель предлагает девочкам, пока не построен пешеходный мост , сделать из бумаги кошелечки и сумочки для своих кукол.

Во время обыгрывания построек воспитатель с согласия детей, может присоединиться к игре, взяв на себя роль какого-либо персонажа.

В конце игры воспитатель говорит детям, что игры пора заканчивать , предлагает им навести порядок в своих игровых зонах и приглашает подойти к себе.

В. – Дети, вы все играли дружно, интересно. Поделитесь своим мнением о ваших играх. Скажите мне, что у вас получилось из задуманного, а что не получилось, что вам пришлось изменить в ходе игры .

В. – Дети, чем вам нравятся ваши постройки ? А что вы скажите про постройки ваших товарищей ?

В. – Почему во время ваших игр не возникли ссоры и конфликты, как вы думаете?

В. - Какое у вас настроение от вашей долгой и интересной игры ? Вам хочется продолжить играть в свои игры ?

Воспитатель предлагает детям продолжить эти игры после сна , а за это время подумать, что нового можно внести в игру, для развития сюжета.

Дети прощаются с гостями.

Строительные игры.

Младший возраст.

«Построим магазин для кукол».

Цель : Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

«Зоопарк для диких животных».

Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.

Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.

«Зоопарк».

Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.

Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.

«Построим дом для животных».

Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.

Игра: Детям предлагается выбрать одно - два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.

«Гараж».

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

«Построим дом для зайчика».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.

Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…

«Построим дом для медведя».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.

«Терем для животных».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.

Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.

«По желанию детей».

Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.

Средняя группа.

«Гаражи для машин».

Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.

Основное содержание: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.

«Дом для гномиков».

Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.

Основное содержание: дети строят дома разной конструкции.

«Мебель для куклы».

Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.

«Строительство домиков для котят разной величины».

Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.

Игра: Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике.

«Грузовые машины».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.

«Гаражи для транспорта».

Цель:

Старшая группа.

«Осень в лесу».

Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.

Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.

«Дом для Дюймовочки».

Цель: Закрепить навыки работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость, интерес к деятельности, речь.

Игра: Дюймовочке негде жить и дети с помощью цветной бумаги, спичечных коробков, клея, кистей, ножниц, салфеток, изготавливают мебель и устраивают в коробке жилище для Дюймовочки.

«Подарки для малышей».

Цель: Повысить самооценку детей; поупражнять в ручных умениях; доставить радость от поделки, сделанной своими руками.

Игра: Самоделкин предлагает детям сделать подарки для малышей, в новогоднюю неделю все должны получить подарки. Чтобы детям не жалко было отдавать, Самоделкин предлагает сделать две поделки.

«Комар из природного материала».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений; закрепить навыки соединения частей поделки; закрепить знания о внешнем виде, отличительных способностях насекомых; научить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.

Материал: крылатки клёна, засушенные листья, жёлуди, палочки, тонкая проволока, пластилин.

«Насекомые из природного материала».

Цель: Закрепить знания о насекомых; предложить выбрать из природного материала подходящие составляющие для насекомого, которого они хотят сделать.

«Изготовление поделок – лягушек из бумаги».

Цель: Закрепить умение складывать поделки из бумаги; развивать точность движений, глазомер, внимание, усидчивость.

Игра: Чтобы лягушка Жанна не скучала, надо сделать ей подружек. Обыграть поделки: чья лягушка дальше прыгнет. Заполнить лягушками бумажные лилии на «пруду».

«В мире фантастики».

Цель: Предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

«Строители».

Цель:

«По выбору детей»

Цель: Учить детей строить постройки и объединяться в одну группу, вместе придумывать сюжет и обыгрывать его. Учить играть дружно, не ссориться, уступать друг другу.

«Красивые здания».

Цель: Учить детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.

«Мой город».

Цель: Учить творчески реализовывать замысел, развивать фантазию, советоваться со сверстниками при выполнении работ, распределять обязанности.

«Гаражи и машины».

Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

Подготовительная группа.

«Детский городок».

Цель: Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки.

Игра: детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.

«Построим домик в деревне».

Цель: Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.

Игра: предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.

«Салфетки для праздничного стола».

Цель: Развивать эстетический вкус, умение что-то делать руками; вызвать желание сделать приятное.

Игра: предложить детям вырезать салфетки на столы, по-разному оформив края.

«Волшебная поляна».

Цель: Закреплять умение заниматься коллективной деятельностью, развивать эстетический вкус, умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Игра: предложить детям представить, что они находятся на волшебной поляне и её нужно украсить красивыми цветами. Подумать, какие будут цветы, цвет, форма, как их разместить и где. Сделать не только цветы, что дети знают, но и сказочные, необычные цветы.

«Архитекторы».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал.

Алла Берсенева

Цель : закрепление полученных навыков строительства , у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : 1. Продолжать учить сооружать постройки из деталей разного цвета и формы, использовать приёмы : приставление, прикладывание деталей; ставить детали плотно друг к другу, или на определённом расстоянии.

2. Развивать умение работать индивидуально и в коллективе, устанавливая доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

3. Побуждать обыгрывать сооружения, объединяться в играх.

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы : А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города » .

Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением различных видов дорог , тропинок.

Изготовление главных героев сказочной повести.

Ход занятия:

Играет музыка, из книги появляются Элли и Тотошка. Они рассказывают детям историю, о том, что ураган перенес их домик в Волшебную страну, но они очень хотят вернутся домой. Воспитатель предлагает детям помочь героям сказочной повести (ответы детей, как можно помочь Элли и Тотошке) . И напоминает детям, что Элли и Тотошка шли за помощью в Изумрудный город по дороге вымощенной желтым кирпичом. Начинается строительство дороги , при этом воспитатель зачитывает отрывки из сказочной повести, о том какая была дорога :

Элли и Тотошка отправились в путь. Дорога в Изумрудный город была вымощена желтым кирпичом. Она была огорожена с обеих сторон красивыми голубыми изгородями .

Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди , за которой расстилалось поле спелой пшеницы.

Около изгороди стоял длинный шест , на нём торчало соломенное чучело – это был Страшила

Девочка помогла Страшиле сделать первые два шага, и они вместе пошли в Изумрудный город по дороге , вымощенной жёлтым кирпичом. Через несколько часов дорога стала неровной . Страшила часто спотыкался. Попадались ямы.


К вечеру путники вошли в большой лес. Скоро они увидели среди деревьев какую-то фигуру. Это был Железный Дровосек.

За лесом дорога повернула налево , и у неё изменился цвет (по желанию детей) . Через некоторое время дорога свернула направо , стала зелёной и широкой.

Путники шли тихо разговаривая. Эта мирная беседа была прервана громовым рычанием, и на дорогу вышел огромный Лев . Путешественники двинулись дальше по дороге , и Лев пошел величавым шагом рядом с Элли.

Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево. Овраг был широк и глубок. На дне пропасти лежали острые камни, и между ними журчал невидимый ручей. (Вопрос к детям : «Что делать?» . Ответ детей : «Построить мост » .)


За мостом дорога стала совсем узкой .

(Вопрос к детям : «Как пройти по узкой дороге . Ответ : «Идти нужно боком, друг за другом» .)

Через некоторое время дорога снова свернула направо, изменила цвет и ширину (по желанию детей) . Оказалось, что дорога проходила через поле усеянное красными маками невиданной величины с очень сильным ароматом.

И вдруг, друзья заметили, что дорога снова стала желтой . На горизонте показалось слабое зелёное сияние.

По мере того как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой городской стене , сложенной из кирпича. Перед ними были большие ворота, окрашенные огромными изумрудами . У этих ворот кончалась дорога , вымощенная жёлтым кирпичом, которая много дней вела их и наконец привела к долгожданной цели. Это был Изумрудный город .


Публикации по теме:

Сценарий праздника к Дню знаний «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» День Знаний "Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной" Герои: Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек, Лев, Бастинда, волшебник Гудвин, летучие.

Цель. Выявить уровень развития интегративных качеств детей: - активный, любознательный, эмоционально отзывчивый; -овладевший способами.

Конспект занятия «На помощь к друзьям в Изумрудный город» «На помощь к друзьям в Изумрудный город». организованная деятельность педагога и музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного.

Конспект НОД по математике «Путешествие в Изумрудный город» Цель:1. Закрепить в прямом и обратном счёте в пределах 10. 2. Упражнять в построении геометрических фигур и счётных палочек. 3. Упражнять.

Конспект занятия по логоритмике «Дорога в город» для детей старшей группы с ОВЗ ЛОГОРИТМИКА «ДОРОГА В ГОРОД» Задачи: 1. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.

Познавательно-игровая площадка «Изумрудный город» Территория нашего детского сада очень большая, участки просторные, есть спортивная площадка,.

8.4. Строительно-конструктивные игры дошкольников

Особенности строительно-конструктивных игр. Воспитательное и развивающее влияние строительно-конструктивных игр на ребенка. Условия для игр со строительными материалами. Руководство строительно-конструктивными играми со строительным материалом. Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом.

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, в т.ч. используя конструкторы, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т.д.).

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т.п.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций .

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др.

В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п.

Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

Нельзя не отметить, что в строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника.

В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т.е. наличие необходимого строительного материала в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Различаются следующие виды строительного материала:

* специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего» и др. конструкторские наборы);

* природный (песок, снег, глина, камни и т.д.);

* подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, пластины с целью постройки простых предметов (кровать, стул, диван и т.п.).

Необходимо обеспечить в каждой возрастной группе время в режиме дня и место для данных игр. Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей; крупный строительный материал располагается вдали от столов, за которыми сидят шахматисты, любители книг, лото, т.к. строительные игры требуют большего пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

Обычно в группе для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младших групп берут материал и укладывают его после игры с помощью воспитателя, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно.

Воспитатель должен познакомить детей с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения.

В старших группах следует иметь для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей. В данном случае они имеют возможность перенести плоскостное изображение в объемную постройку, проявив тем самым аналитическую деятельность.

Воспитанников дошкольного учреждения нужно учить бережному отношению к постройкам, сооружениям, выполненными их сверстниками. Обычно ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения. Поскольку постройки в старших группах рекомендуется хранить по нескольку дней, воспитателю целесообразно обращать внимание детей на постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им.

Во всех возрастных группах необходимо создавать условия для обыгрывания построек, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т.д.). Старшие дошкольники могут конструировать подсобный материал различных предметов для оснащения игр из бумаги, картона. Можно использовать также игрушки, собранные из конструктора.

Чтобы заинтересовать детей, можно объединять их для совместных построек из конструктора, вносить элементы состязательности. В конкурсе могут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует детей также идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу можно и дома вместе с ролителями.

На наш взгляд, немаловажным условием для строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Например, во второй младшей группе – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т.д.; в средней группе – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т.д.; в старшей группе – самолет, разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты пешеходный и автомобильный и т.д.; в подготовительной группе - сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома, самолеты разные, метро, теремок по сказке и т.д.

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры .

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу . Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т.д.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом , поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме , обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества , предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец . Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений . В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец , когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т.д.

Используется также показ незаконченного образца постройки , которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т.д.).

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т.е. выделять общее, основное, части зданий и т.д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной постройке.

В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т.п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.

В исследовании А.Н. Давидчук детям этого возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.

В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку , что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.

В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки . Педагог учит детей составлять схему предполагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т.д.)

Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т.к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т.д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой «Строительство».

В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, выступает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализировать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т.п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница), огораживается, чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т.д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.

В младших группах дети с удовольствием осваивают прием формовки из песка , используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.

В старших группах дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т.д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т.п.).

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом . Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т.п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев , делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть), а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баночки, стаканчики и т.п.), воронки, плавающие и тонущие игрушки и предметы. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева.

Дети постарше (4-5 лет ) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки и т.д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; сооружают постройки из веток, тростника и т.п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:

    конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

    конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

    конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

    конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

    стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

Строительная игра: «Мы строим город и деревню» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она содействует совершенствованию умений в конструктивной деятельности, формулирует самооценку конечного результата, содействует созданию положительной эмоциональной атмосферы, развитию связной речи, воспитывает коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности, прививает патриотические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Строительная игра: «Мы строим город и деревню» .

Задачи:

Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности,

Формулировать самооценку конечного результата,

Содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы,

Содействовать развитию связной речи,

Выполнять постройку в определенной последовательности,

Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности.

прививать патриотические чувства;

Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования.

Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни ; ознакомление с элементарными математическими представлениями.

Источники : Программа и технология «Детский сад - дом радости» Н.М.Крыловой.

Ход занятия.

Хороводная игра « В шар играют медвежата ».

В.: Давайте поздороваемся

Мотивация.

В.: Как Вы думаете, кто сегодня пришел первый?

В.: Первый... ты пришёл сегодня первый... Будет ли это (сомнение) точно? (я пришёл первый, больше никого не было)

В.: А мне кажется, что ты второй. (Нет, из детей первый)

В.: А почему я сказала, что ты второй?! (так можно сказать, потому что Вы пришли первая, а я второй)

В.: Это неточный ответ... В математике так считать не разрешается, счёт неточный... Когда про нас можно сказать, что нас ДВА... или ДВОЕ (два человека)

В.: Так кто же сегодня первый ? (и Вы, и я). Ответ отражает понимание задачи.

В.: Мы сегодня с тобой можем оба назваться "первыми"... Только ты будешь первый..., кто? (Ребёнок ) Да, я буду первой (взрослой) . А если скажу, что я - первый ЧЕЛОВЕК, тогда ты будешь?! (Второй человек, - звучит как эврика, радостно ).

В.: Пойди к календарю, посмотри, есть ли там ПЕРВОЕ. (Сегодня 1декабря; декабрь - первый месяц зимы, Понедельник - первый день недели, январь - будет первым месяцем года) .

В.: Как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники)

В.: А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? (Школьники)

В.: Вот есть такой вид труда - строительство. Люди, каких профессий называются строителями? (называют ).

В.: А у нас есть строительный материал... Можем ли мы быть строителями?! (Можем )

В.: Где вы хотите строить? Из какого материала...? Что задумали? Так, что же получается (странно), каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Дети должны понять, что строитель, как и любая иная профессия, зависит от замысла архитектора, а их замыслы зависят от условий местности) .

В.: Вы выбрали, ЧТО вы хотите строить? А кого же не хватило, чтобы ваши результаты труда... и мосты, и дома, и дороги, и фабрики приносили людям пользу и были бы им удобны?!(Нужен архитектор..., он задумывает город или село... ).

В.: Но прежде чем строить, что он должен сделать? Выбрать место. Значит, главный ПЕРВЫЙ в строительстве будет архитектор?!

В .: Ну, а чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно всё нарисовать на доске.

В .: Итак, вчера мы были кем? (архитекторами)

В.: Какие же профессии строителей у нас будут ? (Мостостроители, дорожные строители, домостроители... А ещё надо вокзал построить... Да и фабрику... Мы построим деревню.. А мы в городе сделаем молокозавод ).

В.:А можете ли вы придумать игру про то, что нарисовано на доске?

В.: Итак, мы сегодня, что задумали? (город и деревню построить)

В.: А вы можете так построить, чтобы всем было удобно жить, чтобы

здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО ... (азартно)? (Да ).

В.: Уж больно быстро соглашаетесь (шутливо), а вы (азартно) можете такой город построить?! (Можем ).

В.: Наверное, надо подумать не только о том, какие будут красивые город и деревня, но и где их разместим .?!

В.: Ну (размышляя ) можно строить по плану, как, например, Санкт-Петербург строили... А можно и так, как строилась Москва... Она ведь строилась не сразу, а постепенно... Там не было заранее плана расположения улиц, строили вокруг Кремля.

В.: Мы с вами, как решили строить? (По плану).

В.: В нашем городе есть главная площадь, от неё идёт главная улица. Здесь есть въезд, вокзал. А речка будет? Вот она речка...

В.: ВЫ архитекторы и строители, у вас индивидуальные проекты, пожалуйста, выбирайте.

В.: И я говорю: "Здесь будет город заложен, по этому плану".

Деятельность.

Оценка. Построили.

В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни? Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да)

Все собрались для оценки .

В.: Мы в какой стране живем? (России )

В.: Тех, кто живет в России как называют? (Россияне )

В.: В каком городе мы живем? (Кемерово)

В.: А город, который вы построили как называется? (Предлагают названия)

В.: Город, который вы построили в какой стране находится? (В России )

В.: Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг)

В.: Что еще может являться символов государства ? (Герб, гимн)

(Включить гимн России)

В.: Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют ).

В.: Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?!

Все безработные ? (Завод есть ).

В.: Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть ?! (Начнут фантазировать о том, что у них производилось на заводе).

В.: Откуда сырье берут для завода? (

В.: Куда же отправляется продукция и кому?! Далеко или близко отправлять ?!(Рассуждают).

В.: Её как надо отправлять..., каким транспортом...? Можно, конечно, речным транспортом, а можно и железнодорожным. ., можно и самолётом... ?!(Рассуждают, если назовут речным транспортом )

В.: А пристани у вас есть? (Нет, но можно тогда самолётом).

В.: А аэродром есть? (Рассуждают ).

В.: В магазинах у вас всё было... и овощи, и фрукты ?(Да).

В.: И они так и лежат в магазине... и не кончаются?! (Их провозят ). На чём?

В.: А где же их разгружают? (Опять называют будущие постройки).

В.: Вывезли... и вам привезут... Откуда? (Показываете деревенские дома)

В.: Вы оттуда что-нибудь привезли? (Называют)

В .: А что бы из вашего города туда можно было послать?

(Да, наверно, им нужны и косы, и тракторы...).

В .: Молодцы! Вы настоящие строители!

Те, кто завершит разговор, занимается либо игрой в построенном городе, либо рассматривают книги. Но большинство будут стремиться к игре. Она приобретет форму режиссёрской игры. Дети будут за матрёшек (разного размера) разговаривать, водить их в магазины, театры, в школы и т.д. Очевидно, дети будут с удовольствием обыгрывать городские постройки, дороги, водить матрёшек в театр, в магазин...

ПРИЛОЖЕНИЕ




Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.