Кто носит мальтийский крест. Что такое Мальтийский крест

Мальтийский крест

Восьмиконечный крест с раздвоенными концами.

В Ассирии он был эмблемой царей и изображался на груди могущественных монархов. Четыре его части символизировали четырех богов: Ра и триаду - Ану, Бэл и Эа. Этот крест встречается также в памятниках этрусков, в Помпеях.

Позднее в Европе он получил название Мальтийский крест, или крест Св. Иоанна Иерусалимского, и был отличительным знаком членов Мальтийского ордена. Его восемь концов символизируют восемь блаженств, которые ожидают праведника в загробном мире.

История Мальтийского креста такова. В начале XI века для упрочения положения государства крестоносцев в Палестине были созданы военно-монашеские ордена, первым из которых стал орден госпитальеров, или иоаннитов. Основателем его считается провансальский рыцарь Жерар Том. Орден вырос на базе странноприимного дома, или госпиталя (отсюда его название), который находился в Иерусалиме. Приняв имя патриарха Александрийского, жившего в VII веке, - св. Иоанна, орден занимался на первых порах тем, что давал приют и уход больным пилигримам, приезжавшим из Европы поклониться Святому гробу. Со временем иоанниты построили госпитали и в других городах, откуда чаще всего начинали свой путь паломники. В 1113 году папа Пасхалий II утвердил устав госпитальеров, предоставив им ряд привилегий. При великом магистре Раймунде де Пюи (1120-1160 гг.) орден превратился преимущественно в рыцарское объединение. Их земельные угодья были разбросаны по всей Западной Европе. Однако в результате столкновений со своими извечными врагами - турками они то теряли свои владения, то вновь их завоевывали. Нередко орден Св. Иоанна Иерусалимского оставался без убежища и вынужден был странствовать. Император Священной Римской империи Карл V предложил им острова Мальту, Ко-цо и Комино. Получив в ленное владение Мальтийский архипелаг, иоанниты прочно обосновались там. К этому времени внутренняя структура ордена была четко организована, а символом их стал восьмиконечный крест, получивший название Мальтийского.

Этот золотой эмалированный крест поначалу прикреплялся к четкам, затем его стали носить на шее и в петлицах. Начиная с XVIII века рыцари высших классов носят кресты большей величины. Мальтийский крест как награда был введен в Италии, Австрии, Пруссии и Испании, а затем в качестве знака отличия распространен и на другие католические страны и Россию. Раньше он жаловался только лицам дворянского происхождения христианского вероисповедания под условным взносом определенной суммы в определенную кассу.

Первым русским вельможей, который красовался со знаком Мальтийского ордена на груди, был граф Борис Петрович Шереметев, которого Петр I, вручив свою грамоту, отправил на архипелаг к великому магистру. Отношения России с Мальтой и орденом иоан-нитов были вызваны необходимостью создания единого широкого фронта против мусульман. Благосклонно относилась к Мальтийскому ордену и Екатерина Великая. Да и сами рыцари-монахи искали союза с Россией в борьбе против турок.

Но особенно благоволил к Мальтийскому ордену Павел I. Конвенцией от 4 января 1797 года он учредил в Российской империи великое приорство иоаннитское со «всеми теми отличностями, преимуществами и почестями, коими знаменитый орден сей пользуется в других местах по уважению и благорасположению государей». Павел I предусмотрел также и правила приема в ряды новых российских «рыцарей церковных». А 29 ноября 1798 года российский император был избран великим магистром державного ордена госпитальеров. С этого момента Мальтийский крест стал вровень с двуглавым орлом Российской империи, а к императорскому титулу по высочайшему указу повелено было прибавить слова: «и Великий Магистр Ордена Св. Иоанна Иерусалимского». Сохранился указ, который подписал Павел I:

«Прокламацией), учиненную пред Нами ноября в 29-й день, Мы, приняв на Себя титул великого магистра издревле столь знаменитого и почтения достойного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, высочайше повелеваем Сенату Нашему включить оный в императорский титул Наш, предоставляя Синоду поместить оный по его благоусмотрению».

Тогда же была учреждена и гвардия великого магистра, состоящая из 189 человек. Рослые гвардейцы, одетые в красные мальтийские мундиры, занимали в Зимнем дворце внутренние казармы, а во время торжественных обедов, на балах и в театре один из мальтийцев тенью следовал за императором, оберегая его от невидимых недругов.

Художник Владимир Боровиковский нарисовал портрет императора Павла I в одеянии высшего иерарха Мальтийского ордена. Портрет висел в так называемой Романовской галерее Эрмитажа.

Между прочим, титул великого магистра был присвоен Павлу I незаконно. В ежегоднике, который издается Мальтийским орденом в Риме (номер за 1989 год), написано: «Провозглашение женатого некатолика главой католического религиозного ордена было полностью незаконным, неправомерным и никогда не признавалось Святым престолом. Несмотря на то, что Павла I признали многие рыцари и ряд пра* вительств, его необходимо рассматривать как вели* кого магистра де-факто, но ни в коем случае не де-юре». Именно поэтому папа Пий VI ограничился лишь устным согласием в отношении императора всероссийского.

Во времена правления Павла I медные маленькие восьмико- нечные кресты, так называемые донаты ордена Св. Иоанна Иерусалимского, выдавались всем нижним военным чинам за двадцатилетнюю «бесгкУ рочную службу».

Зато сын Павла I отменил Мальтийский крест. Уже на четвертый день своего пребывания на троне Александр I объявил, что «в знак доброжелательства и особого благоволения» он принимает госпитальеров под свое покровительство, но отказывается возложить на себя титул великого магистра. Вслед за этим император приказал отменить изображение Мальтийского креста в российском государственном гербе, а в 1817 году было высочайше объявлено, что «после смерти командоров св. Иоанна Иерусалимского наследники их не наследуют звания командоров и не носят знаков ордена по тому уважению, что орден в Российской империи более не существует».

Любопытна одежда членов Мальтийского ордена. В те времена, когда иоанниты выполняли в большей степени функции монахов, а не рыцарей, они одевались в черные суконные мантии. На левом плече одеяния нашивался большой крест из белого материала. По мере превращения монашеского ордена госпитальеров в военное сообщество для рыцарей было введено другое одеяние: красный супервест с нашитым на груди Мальтийским крестом, поверх которого надевались блестящие латы. Женщины - члены ордена носили длинную черную одежду с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом.

Мальтийский орден существует и поныне. В 1988 году его численность составляла более 100 тысяч человек. Попасть туда неаристократам до сих пор чрезвычайно трудно, а высшими иерархами ордена могут быть только люди из аристократических семейств, имеющих, по меньшей мере, трехсотлетнюю генеалогию и свои фамильные гербы. В наши дни Мальтийский орден выпускает свои марки, монеты и паспорта и поддерживает дипломатические отношения с пятьюдесятью странами. Он проводит большую работу по традиционному направлению - фактически осуществляет функции Красного Креста и занимается благотворительной деятельностью, содержит множество больниц, госпиталей, домов для престарелых и медицинских служб в разных странах. По сути, Мальтийский орден, объединяющий 10 тысяч кавалеров всех национальностей и 1 миллион ассоциированных членов, является одной из наиболее крупных благотворительных организаций в мире.

Рыцари Мальтийского ордена также активно занимаются политикой, разведывательной и шпионской деятельностью.

В России Мальтийские кресты на своих гербах имели: города Зеньков и Миргород Полтавской губернии, города Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии, город Ковель Волынской губернии и другие.

В филателии это первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.

Крест тамплиеров

Восьмиконечный крест. Силы расположены по окружности.

Первые сведения о монашеско-рыцарском ордене дает историограф Гийом Тирский, писавший между 1169 и 1184 годами. Согласно Гийому Тирскому, «бедное рыцарство Христово и Храма Соломонова» было создано в 1119 году бургундским рыцарем Хуго

Пэйнсом и его восемью сподвижниками. Свое название - тамплиеры или храмовники (рыцари Храма) - эти воины-монахи полу- чили потому, что их первым пристанищем служило помещение, находившееся в южной стороне дворца иерусалимского короля Болдуина I и примыкавшее к церкви Гроба Господня. В свое время оно было мечетью аль-Акса, святыней мусульман, огромным сооружением XI века. На том же месте, по преданию, находился храм царя Соломона. По-французски храм - «тампл» (temple), отсюда и название ордена. По замыслу его создателей орден должен был охранять хлынувших в Палестину после победы крестоносцев паломников и местных христиан от мусульман, а также все дороги из Яффы в Иерусалим. Это монашеское братство и было задумано изначально как военная организация. Тамплиеры давали три обета, в частности обет бедности. Их символом стал красный крест на белом фоне.

В 1127 году все девять рыцарей возвратились в Европу, где были встречены с триумфом. Сам св. Бернар Клервосский написал в их честь трактат «Хвала новому рыцарству», в котором приветствовал появление «монахов по духу, воинов по оружию». В 1128 году на синоде в Труа при содействии св. Бер-нара Клервосского был выработан устав, и орден получил санкцию со стороны папы и иерусалимского патриарха. Под белым плащом, который, согласно предписанию папы Евгения III, был украшен красным крестом, тамплиеры носили оружие и латы. Их военная деятельность явно превалировала над монашеской.

Несмотря на обет бедности, орден тамплиеров процветал. К 1130 году он уже располагал обширными земельными владениями в Европе. Орден вел самостоятельную политику, в том числе и финансовую.

После потери Иерусалима тамплиеры упрочились в так называемом Храме паломников под Агрой. После падения Агры они устроили свою резиденцию на Кипре, а затем окончательно перебрались в Европу. Особенно много их осело в Лангедоке на юге Франции.

Богатство и независимость тамплиеров вызывали зависть со стороны властителей разных стран. Начались преследования и аре- сты, рыцарей обвиняли в поклонении дьяволу, в том, что они отказались от Господа, попирали крест ногами и плевали на него, их наделяли оккультной силой. Король Филипп IV пытал, бросал тамплиеров в казематы, сжигал их на костре. Под его давлением папа Климент V 3 апреля 1312 года на заседании XV Вселенского собора огласил буллу «Vox clamantis» («Глас вопиющего»), согласно которой орден тамплиеров был распущен. А через месяц появилась новая папская булла «Ad providam Cristi vicarii» («Попечением наместника Христова»), которая содержала перечень практических вопросов, связанных с ликвидацией ордена. В частности, запрещалось носить орденские одеяния и называться тамплиером. В начале XV века орден был уничтожен.

Но не окончательно. Многие тамплиеры вошли в

состав Тевтонского ордена или перешли к иоанни-там. В Португалии храмовники были оправданы судом ив 1318 году изменили свое название, став «рыцарями Христа». Под таким названием орден сохранился до XVI века. Рыцарем ордена Христа был, например, знаменитый мореплаватель Васко да Гама. На средства ордена Христа были снаряжены океанские экспедиции, открывшие острова Азорские, Зеленого мыса, Бижагош, обследовавшие реки Сенегал и Гамбия. Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиер-скими крестами. Под этими же флагами каравеллы Христофора Колумба «Санта-Ма-рия», «Пинта» и «Нинья» пересекли Атлантический океан и достигли острова Сан-Сальвадор Багамского архипелага.

Но и на этом история ордена тамплиеров не закончилась. Рыцари-тамплиеры в их современном виде обосновались во многих странах. Так, в 1785 году на праздновании дня Иоанна Евангелиста тамплиеры в полном торжественном облачении прошли по улицам английских городов. В 1873 году различные тамплиерские ордены Англии и Шотландии объединились в так называемый Генеральный конвент. А в 1910 году различные тамплиерские организации в западных странах заключили между собой так называемый конкор- дат.

Самое большое распространение орден тамплиеров получил в США. К концу 1930 года там насчитывалось 434 тысячи членов.

Любопытна процедура приема в члены ордена.

Она несколько напоминает средневековую. Так, комната, где происходит церемония, увешана различными флагами. Над находящимся на востоке алтарем висит знамя: красный крест на белом фоне, рядом - два небесно-голубых знамени с рисунком жертвенного агнца (символическое изображение Христа) и там-плиерским крестом.

Кстати, в конце XIX века в Германии и Австрии был основан «Орден новых тамплиеров». В качестве эмблемы новые «рыцари Церкви» избрали свастику.

Якорь-крест

Якорь с древнейших времен в силу своего особого назначения, связанного со спасением жизни человека, считался предметом священным и обожествлялся. Следы поклонения якорям как культовым предметам прослеживаются еще в Древнем Риме. Так, на египетском побережье Красного моря находилось святилище, сооруженное полностью из каменных якорей. Как свидетельствуют надписи на камнях, его построили в честь плавания в Пунт при Се-сострисе I (1972-1928 гг. до н. э.). Известно, что писатель II века н. э. Арриан, автор книги «Поход Александра», посетил фасианское святилище, в котором хранились многочисленные жертвенные якоря с корабля Арго. Имеются и другие свидетельства того, что священным якорям поклонялись, им приносили жертвы, у них молились. Сохранялись эти якоря в специальных храмах, посвященных богам морей и рек. Наиболее могущественные из храмов участвовали в чеканке монет с изображением водных божеств или священных якорей. Св. Климент, указывая на известность якорей в языческом мире, пишет: «...и якорь морской, который Селевк велел выре- зать». История этого якоря такова:

«На монетах македонских царей из рода Селевки-дов изображали якорь по семейному преданию, которое уверяло, что мать Се-левка Никатора видела во сне, что зачала сына от Аполлона, и, проснувшись, нашла в постели своей виденное ею также во сне кольцо с вырезанным якорем. После рождения у Селевка на бедре оказалось изображение якоря. В воспоминание такого предания Селевк Никатор (312- 281 до Р. X.) поместил изображение якоря на своих монетах». (А. Уваров. Христианская символика. М., 2001, стр. 202-203).

Монеты с изображением якорей хорошо известны в Греции, Сирии, Финикии, Карфагене, Риме. Вот так выглядели священные якоря на монетах этих стран в IV-I вв. до н. э.

Сразу бросается в глаза, что изображение якоря язычников очень напоминает крест. Неудивительно, что этот языческий символ взяли на вооружение христиане.

Кресты такой формы были найдены на Солунской надписи II - начала III века; на предметах, обнаруженных в Риме и Галлии и датированных соответственно 230 и 474 годами; и «в пещерах Пре-текстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» (А. Уваров. Христианская символика. М., 1908, стр. 114).

Значение якоря как священного символа сохранилось и в раннем христианстве. Известно, что в первые века нашей эры христиане изображали якоря и кресты на камнях своих перстней.

Причем якорь в таких изображениях отождествлялся с крестом уже явно, так как сопровождался «монограммой Христа».

Если язычники возлагали на якорь свою надежду на спасение в материальном смысле, то у христиан он получил такое же символическое значение. По слову апостола Павла, якорь есть надежда: «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр., VI, 18,19).

Поэтому со временем, освященный словами Апостола, якорь сделался у христиан символом надежды.

В якоре христиане видели также и символ веры, о чем свидетельствует заглавие сочинения Епифания Кипрского «Якорь веры».

Поскольку греки и римляне тоже пользовались этим знаком, христиане стали применять якорь для символического прикрытия креста от поругания неверных.

Якорь стали связывать с рыбой - символом христианства. Он сделался аллегорическим изображением креста.

Известны и стилизованные якоря-кресты такого вида.

Еще одно любопытное наблюдение. Среди ранних «монограмм Христа» есть монограммы VIII века с буквами а и Q по сторонам. «Альфа» и «омега», первая и последняя буквы греческого алфавита, символизируют здесь начало и конец всего сущего.

В этом символе «омега» поразительно напоминает якорь-крест. Быть может, в Древней Греции в основу последней буквы алфавита было положено изображение рогов якоря, как символа конца пути? Ведь еще в Древнем Вавилоне существовала практика ставить в конце документа крест как знак завершенности.

Налицо соединение символов якоря, креста и «омеги» в единый духовный символ веры, надежды, конца пути, священного кре- ста, на котором распяли Спасителя.

Якорь и крест постоянно изображались на монетах Херсонеса. В IX-XII веках символами соединения якоря и креста были украшены храмы Херсонеса.

С X-XI веков «двузубные» и «трехзубные» символы якоря уже с новым христианским содержанием начинают распространяться в Киевской Руси.

В 1912 году в Киеве около Десятинной церкви была найдена свинцовая печать князя Святослава Игоревича с символом якоря в виде «двузубца». Над ней изображен крест.

На монетах Владимира Святославича и Ярослава Мудрого изображены стилизованные символы якоря («трезубцы»), увенчанные изображением креста.

Позже якорь и крест стали соединяться в едином символе - якорь-крест.

Так, во времена запорожского казачества в гербах войск Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы главным геральдическим символом был якорь-крест.

И сегодня иногда купола церквей украшают кресты с якорем в основании.

Кросс-кресты, или перекрестные (перекрещенные) кресты

Это четырехконечные кресты, концы которых перекрещены. Их несколько видов.

Этот крест имеет языческое происхождение. Он был найден в Никополе на фрагментах обмотанной бинтами мумии. Хранится в Британском музее.

Германский или Тевтонский крест. Четыре крестика на концах символизируют 4 Евангелия. У гностиков это знак четырех таинств (философских начал).

В Англии этот крест известен с 1290 года и носит название Чаринг-крест или крест Элеоноры, в память королевы, жены Эдварда I. Как утверждают, она спасла жизнь короля, высосав яд отравленной стрелы из его раны во время восьмого и последнего крестового похода в 1270 году. Когда королева Элеонора скончалась в Харби неподалеку от Линкольна 29 ноября 1290 года, ее тело (за исключением внутренностей, которые были захоронены в Лин-кольнском соборе) было доставлено в Вестминстерское аббатство в Лондоне. На каждой стоянке, где погребальный кортеж останавливался на ночь, позднее был воздвигнут крест. Из первоначальных двенадцати крестов сохранилось только три - в Геддингтоне, Нор-тамптоне и Волтаме. Наиболее известный из крестов Элеоноры, находившийся в деревне Чаринг на полпути между тогдашним Лондоном и Вестминстером, был снесен пуританами в 1647 году. Существующий в настоящее время аналог Чаринг-креста воссоздан по рисункам двести лет спустя и занял место во дворе железнодорожной станции Чаринг-кросс в 1863 году.

Крест Смоленский. Известен энколпион такого вида (XIV век, новгородская работа).

Крест виселицеобразный, или крест потанс (от французского potence - виселица), состоит из четырех тау-крестов. Его называют также крест Антони-евский, двойной головчатый. Эта форма креста широко применялась при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений; часто используется в геральдике.

Крест круассанте, или крест с полумесяцами на концах, представляющих четыре фазы Луны.

Создатель этого креста выразил идею о распространении христианства по всему миру, продлив крест на каждую из четырех сторон света.

Крест Небуле.

Иерусалимский крест, или крест крестоносцев

Этот крест с ответвлениями, заканчивающимися малыми крестами, указывает на вездесущность Благости, благодаря многочисленным отражениям божественного центра. В то же время они непостижимым образом связуют крест с квадратом. Кроме того, большой крест символизирует Иисуса Христа, маленькие кресты -авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на четыре стороны света. И наконец, пять крестов вместе могут также символизировать раны Спасителя.

Во время Крестовых походов этот символ - пять золотых крестов на серебряном фоне - был гербом Иерусалимского королевства. В качестве герба его использовал герцог Нижней Лотарингии Готфрид

Бульонский, который стал первым правителем Иерусалима после его освобождения от мусульман в конце первого крестового похода в 1099 году.

Слово «крестоносец» происходит от креста, который воины несли на своих знаменах, щитах и одеждах как символ христианской веры и их миссии. Во время восьмого крестового похода, или «Войны крестов», который продолжался до 1272 года, крестоносцы уже применяли кресты самой разной формы. Они служили им отличительными знаками. К тому же каждое государство стало изображать свой крест определенным цветом. Согласно английскому автору XIII века Мэтью Пари, у Англии был белый цвет креста, у Франции - красный, у Фландрии - зеленый, у Италии - синий или голубой, у Испании - «джульс» (геральдический красный); крестоносцы Шотландии несли крест св. Андрея, тамплиеры - красный восьмиконечный на белом фоне, рыцари ордена Св. Иоанна Иерусалимского - тоже восьмиконечный крест, позже получивший название Мальтийского креста.

«Числа... . История человечества - это история лунного... прошлое там иное - с иными событиями, ... очень древний мистический символ - ... переводе с латыни - крест ). Крест и платок. В... история повторилась, и тайную эстафету принял другой народ? «Все ...

Сложно найти человека, который ни разу в жизни не видел Мальтийский крест. Это и не удивительно, ведь этот странный, ни на что не похожий символ распространен практически по всему миру, и использовали его самые различные организации. Причина такой популярности остается тайной и по сей день. Ученые могут лишь подгонять теорию под реальные факты - не более. Истина же остается неизвестной, и нет никаких гарантий того, что человечество когда-либо сможет разгадать эту тайну. Но от того она становится лишь более интересной.

Что такое Мальтийский крест?

И вообще, является ли он крестом на самом деле? Истина открывается при попытке нарисовать его. Этот символ не зря носит свое название, оно не ошибочно. Он действительно представляет собой четырехконечный крест. Необычный же вид обеспечивается расхождением от центра сторон всех его концов. Кстати, данный факт дал "Мальтийцу" еще одно имя - "восьмиконечный крест". Как читатель уже мог понять, на деле он таким не является. Иллюзию создает раздвоение всех его концов.

Древний орден

Одну из первых своих ролей Мальтийский крест приобрел в ордене Госпитальеров - так называли себя члены Палестинского духовно-рыцарского ордена, основателем которого был Святой Иоан Иерусалимский. О значении этого символа мнения расходятся. Кто-то считает восемь концов олицетворением соответствующего числа воинских добродетелей, кто-то - райских блаженств, обеспеченных праведным членам ордена, кто-то - всех народов, участвовавших в его образовании. Возможно, все эти мнения верны, и значение креста многозначно. Каждый член ордена носил его изображение на одежде и соблюдал все восемь добродетелей: смирение, правду, веру, безгрешие, милосердие, искренность, справедливость, терпение. Изображение больного человека, в головах которого возлежал крест, а в ногах - светильник, стало печатью ордена.

Не все так просто!

Но орден не стал создателем этого символа. Мальтийский крест появился многими тысячелетиями раньше. Существуют два предположения относительно его происхождения. Согласно первому, он является символом аштарских богов - объединенной святой четверки. Согласно второму, он - это не что иное, как соединение лунной и солнечной свастики. Сложно сказать, где на самом деле таится правда - на нашу долю остаются лишь предположения.

Мальтийский крест: значение для христианства

Для современной церкви этот символ весьма и весьма важен. Согласно одной из теорий, он выражает все четыре добродетели истинного христианина: силу духа, благоразумие, воздержание и справедливость. Восемь концов, как и во времена ордена, остаются обозначением блаженств, ожидающих после смерти тех, кто жил праведно.

Другие значения

Помимо всего вышеописанного, Мальтийский крест обозначает объединение четырех сущностей материального, нематериального и человеческого. Это, соответственно, вода, земля, огонь и воздух; энергия, пространство, информация и время; истина, любовь, мудрость и гармония.

Мальтийский крест в Российской геральдике

Следует отметить, что этот символ не раз использовался россиянами. Так, он достаточно долгое время входил в состав полного герба Российской империи. Кроме того, Мальтийский крест использовался такими дворянскими семьями, как Вельго, Кутузовы, Орловы, Толстые, Денисовы и Долгорукие.

Мальтийский крест – символ, пришедший к нам из глубокой древности, но в данном случае необходим целый ряд конструктивных пояснений, так как сегодня большинство ассоциируют Мальтийский крест исключительно с деятельностью рыцарского Ордена госпитальеров. Орден Святого Иоанна (Мальтийские рыцари) действительно использовал Мальтийский крест (значение и история знака в данном контексте будет представлена ниже), но исконно этот символ принадлежал Амальфи, древнему итальянскому городу, который был основан приблизительно в IV веке нашей эры.

Мальтийский крест (значение символа на протяжении веков оставалось неизменным) до сих пор используется в качестве официального герба города Амальфи. Но каким образом этот древний город связан с данным символом и что значит Мальтийский крест, каков сакральный подтекст древнего знака? Дело в том, что Госпитальеры (они же – Иоанниты, а официально – Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна) ведут свое начало именно с Амальфи. Выходцы из этой итальянской провинции стояли у истоков основания рыцарско-религиозной организации, которая поставила себе цель защищать и помогать пилигримам, стремящимся в Святую землю.

Таким образом, Мальтийский крест, значение которого в религиозном контексте достаточно очевидно, стал символом Госпитальеров. При этом важно отметить, что в данном случае Мальтийский крест – символ достаточно специфический, учитывающий не только форму, но и цветовую гамму изображения. Мальтийский крест госпитальеров белый, а фон, на котором он изображается – черный (либо красный). Это канонический вариант и любая другая «версия» не может именоваться Мальтийским крестом.

В 1530 году Госпитальеры были «переименованы» в Мальтийский орден, который был признан Италией в качестве суверенного государства. При этом нужно отметить, что к моменту появления Мальтийского ордена (между прочим, старейшего религиозно-рыцарского формирования в Европе) флаг и герб организации уже не включали в себя Мальтийский крест. Также как и сама Мальтийская республика в качестве государственных знаков выбрала другие символы. Иными словами, как таковой Мальтийский крест (значение символа, вероятно, не всегда было напрямую связано с религией) справедливо относить лишь к традиции ордена Госпитальеров. Это если обращаться к истории, ведь на сегодняшний день данный символ также используется, в частности – его можно увидеть на гербе вышеупомянутого города Амальфи, а также на форме бригад святого Иоанна (Вооруженные Силы Соединенного Королевства).

Теперь перейдем к семантике, и этот вопрос на данном этапе имеет особую важность, ведь сегодня тату Мальтийский крест или подвеска Мальтийский крест не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но справедливо ли их использование в этом контексте? Тем более, что большинство людей, использующих эти символы в повседневной жизни, вряд ли на самом деле представляют себе, что значит Мальтийский крест, какова исконная традиция этой эзотерической эмблемы.

Сначала рассмотрим «версию», которая принадлежит непосредственно ордену Госпитальеров. В соответствии с традицией ордена восемь оконечностей креста олицетворяют восемь рыцарских добродетелей – правда, вера, справедливость, милосердие, искренность, терпение, безгрешность и смирение. Также стоит отметить, что изначально в орден входили представители восьми европейских регионов – Англия, Франция, Прованс, Овернь, Кастилия (с Португалией), Арагон, Бавария и Италия. При этом четыре «луча» Мальтийского креста – символ четырех общехристианских добродетелей (справедливость, благоразумие, воздержание и сила духа). Белый цвет (как уже упоминалось, Мальтийский крест всегда белый) олицетворяет чистоту духа, непорочность намерений.

Иногда Мальтийский крест (значение символа в эзотерическом плане мы рассмотрим ниже) также называют Крестом Иоанна Иерусалимского, но другое его название – Георгиевский крест, в корне не верно, так как (и об этом уже не разу поминалось) при определении Мальтийского креста первостепенную роль играет цветовая гамма. При этом справедливо отметить, что Мальтийский крест имеет непосредственное отношение и к русскому государству. По указу Павла I некоторое время он являлся частью герба Российской империи. Правда указ этот так и не был подписан, а сменивший Павла Александр I тут же вернул гербу изначальный вид. Павла при этом не трудно понять, ведь он был членом Мальтийского ордена. Более того, существует версия о том, что правитель России занимал в ордене достаточно высокое положение и ему на хранение были переданы некие реликвии, древние орденские артефакты. Насколько история об артефактах правдива – сложный вопрос, но Павел I действительно состоял в Мальтийском ордене, этот факт не вызывает сомнений.

Современная эзотерика Мальтийский крест рассматривает в отрыве от христианской доктрины, что, как мы увидели, достаточно справедливо, ведь исконно символ не принадлежал никаким духовно-рыцарским орденам, он использовался за много веков (а возможно и тысячелетий) до появления подобных организаций. В этом смысле значение Мальтийского креста может опираться на единство четырех первоэлементов – Огня, Воды, Воздуха и Земли. А «раздвоенные» лучи креста могут указывать на двойственность сущности проявления любой из природных стихий, ведь, к примеру, та же Вода может как дарить жизнь (питая растения, животных и людей), так и отнимать ее (во время наводнений или штормов). Дуалистичность, включающая в себя аспект разрушения и аспект созидания, характерна для многих культов древности, так что в подобной трактовке действительно нет ничего удивительного.

Кроме того, в нумерологии число 8 – число «двойного основания», это предпоследняя ступень, это остановка за шаг до абсолютной гармонии. И в этом контексте значение Мальтийского креста может рассматриваться несколько иначе. Вполне возможно, что точка пересечения четырех его лучей олицетворяет самого человека, его волю, которая и становится тем самым «последним шагом» на пути духовного развития. Так или иначе, но этот благородный символ оставил неизгладимый след в человеческой истории. Однако, так как его истинная семантика до сих пор может быть определена лишь в относительной степени, стоит сказать, что делать тату Мальтийский крест – это все же глупость. А вот бижутерия (кольцо с подобным изображением или подвеска Мальтийский крест) – это же другой вопрос, ведь в таком случае речь идет всего лишь об украшении, а не об эзотерической эмблеме. Мальтийский крест выглядит величественно, он внушает уважение и даже благоговение. Вероятно, все же есть в нем какая-то скрытая сила, о которой нам еще только предстоит узнать.

Клык кабарги – клыкастого оленя, обитающего в Сибири, Гималаях и Корее, так же необычен, как и его обладатель, похожий на смесь лани и моржа, но при этом имеет сильнейшую защитную силу от сглаза и порчи, к тому же охраняет путешественника, отправляющегося в дальнюю дорогу.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время при помощи рун.

Мальтийский крест - символ-оберег

Крест, состоящий из восьми острых лучей, принято называть Мальтийским — этим он обязан ордену госпитальеров, члены которого украшали свои мантии и доспехи подобными звездами. По сути, сакральный символ, известный еще древним вавилонянам, был просто узурпирован европейскими рыцарями.

  • Они объявили, что каждый из лучей олицетворяет одну из добродетелей, присущих последователям Святого Иоанна (от милосердия до воздержания).

Мальтийский крест — символ доблести, веры, борьбы за справедливость и безгрешия. На последнее качество указывает и его цвет — исключительно белый, нанесенный поверх красного или черного фона. Именно поэтому татуировки с восьмилучевой звездой не являются настоящими оберегами — при переведении узора на кожу человека невозможно обеспечить правильную цветовую гамму, как и выверенную форму. Другое дело — подвески или кольца из металла, покрытого эмалью нужного оттенка.

Мальтийский крест — значение (особенности трактовки)

Так называемый мальтийский крест стал известен в мире задолго до образования ордена госпитальеров. Особенно значима его числовая символика. Четыре главные ветви, расходящиеся из единого центра, олицетворяют четыре главные стихии. Каждая из ветвей в конце делится надвое — это говорит о двойственности всего, что составляет смысл, основу Вселенной. Действительно, тот же Огонь — это созидание и разрушение «в одном флаконе», он согревает, но может и погубить. Земля дарит жизнь всему сущему — и принимает наш прах после смерти.

  • Получается, что значение символа «мальтийский крест» — основа основ, суть мироздания, противоборство и сочетание противоположностей. Вечный круг жизни или солнечный круг.

Понятно, что подобный талисман не может быть простым украшением, драгоценной безделушкой — уж слишком много могущественных сил переплелось в его основании. Считается, что своему хозяину такой оберег дает резервный запас сил, волю к победе, неустрашимость и уверенность.

Мальтийский крест — символ-оберег для воинов и мудрецов

Восьмилучевая звезда сияет на гербах многих современных государств. Иногда это связывают с католицизмом, хотя настоящая суть символа все же иная. Благодаря госпитальерам мальтийский крест стал олицетворением воинской доблести, его черты можно разглядеть в контурах самых почетных государственных наград. Но сакральный смысл опять-таки скрывается гораздо глубже.

Там был рыцарский орден: соборы,

Цитадель, бастионы, мосты,

И на людях простые уборы,

Но на них золотые кресты.

Не стремиться ни к славе, ни к счастью,

Все равны перед взором Отца,

И не дать покорить самовластью

Посвященные небу сердца!

Николай Гумилев

Осенью 2011 года Гатчина отметила очередной славный юбилей. В октябре стукнуло 215 лет с того дня, как император Павел I личным указом даровал своей мызе статус города. Звание это дорогого стоило, и императорский указ явился отправной точкой расцвета нашей Гатчины. Городу, разумеется, положен герб. Император и об этом позаботился и 13 декабря в 1800 году утвердил гатчинский герб, пожалуй, самый необычный среди гербов российских городов, в котором отразилась и любовь Павла к Гатчине, и его устремления к высоким целям, и почти незримый, но глубокий сакральный смысл. В описании герба сказано: "Щит разделен пополам. В верхней, золотой половине Государственный двуглавый орел, увенчанный тремя Императорскими коронами, имеющий на груди червленый щиток с вензелевым изображением имени императора Павла I; за щитком крест Державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского, покрытый Мальтийскою короною. В нижней, лазоревой части литера G".

Герб насыщен символами, чёрный имперский двуглавый орёл подчёркивает особый статус Гатчины среди других городов. Отсюда, по замыслу Павла, должна была начаться новая Россия - единая, справедливая, мудрая, духовная. Здесь в течение 13 лет затворничества, будущий император разрабатывал реформы и создавал новые модели управления армией и страной.

Необычность гатчинского герба не сразу бросается в глаза. Во-первых, на нём расположены четыре короны - большая императорская, две - поменьше, венчающие головы грозной величественной птицы, означающие западное и восточное царства, и ещё одна - на груди орла. Это корона мальтийских рыцарей - рыцарей справедливости, орден которых в течение нескольких лет возглавлял наш император. Он, кстати, единственный из Великих Магистров ордена, который носил эту корону на голове, остальные лишь возлагали на неё руку при церемониях и ритуалах. Но мы сегодня поговорим о другом символе - мальтийском кресте. Он хотя и располагается в центре герба, на груди Российского орла, почему-то мало заметен. Этот крест или звезду, как считают многие историки, называют мальтийским, потому что когда-то, почти тысячу лет назад, его сделали своим символом рыцари-госпитальеры. И если у кого-то возникает вопрос, что означает этот странный крест, то рыцареведы уверенно отвечают, дескать, восемь лучей креста символизируют восемь райских блаженств, которые ждут рыцарей на небесах, или же восемь рыцарских добродетелей, или же восемь языков (народов), образующих орден монахов-воинов.

Однако, не всё так просто. Странный крест появился за тысячи лет до создания ордена госпитальеров, и подлинное его значение было доступно лишь нескольким посвящённым рыцарям. Некоторые исследователи полагают, что мальтийский крест означает единение четырёх древних аштарских богов, так сказать, святая четвёрка. Другие утверждают, что он образован двумя свастиками - солнечной и лунной, которые соприкасаются концами. Раньше иногда свастики изображались с чуть загнутыми концами (у нацистов была принята лунная тёмная свастика и даже вообще не свастика, а Hakenkreuz - символ изменения мира и сознания). Таким образом, мальтийский крест символизирует единство света и тьмы, добра и зла, прошлого и будущего.

Какая же из древних цивилизаций подарила нам этот магический символ, сказать трудно. Этот крест обрёл широкую известность лишь с появлением ордена госпитальеров.

Христиане очень многое заимствовали у других религий, в том числе и символику. Что же привлекло древних монахов в мальтийском кресте?

В некоторых малоизвестных у нас источниках утверждается, что госпитальеры унаследовали духовное учение кумраитов - религиозной общины, которую возглавлял Иоанн Предтеча (кстати, его отец Захарий долгое время заведовал госпиталем в Иерусалиме). Странный символ пришёл тоже вроде бы от них, а откуда его взяли кумраиты, неизвестно. Его следы теряются в тысячелетней истории человечества. Но посвящённые считали, что мальтийский крест обладает магической силой и наделяет его обладателя особым могуществом, ибо этот знак определяет сущность нашего мира и предназначение человека на земле. Думаю, многие из нас задавались вопросом - а для чего я живу? в чём моё предназначение? Сейчас попробуем узнать.

Во-первых, мальтийский крест объясняет сущность мира материального, состоящего из единства и равновесия четырёх стихий огня, воды, воздуха и земли (четыре состояния вещества).

Во-вторых, сущность мира нематериального, так называемого небытия, известного в древности под названием мэон. Наш нематериальный мир образуют пространство, время, энергия и информация.

Ну, и самое интересное - человек. Представьте, что вы в центре креста. Верхний его луч играет роль воронки, через которую на вас нисходит божественная истина. Через левый и правый лучи вы отдаёте в этот мир любовь и силу (благодеяния), из нижнего луча исходит мудрость. Предназначение человека - быть проводником истины и следовать ей. Таким образом, мальтийский крест означает гармонию - гармонию этого мира, гармонию нашей души, где всё уравновешено.

Знал ли об этом Павел? Конечно, знал, ведь наш славный император был посвящённым. В пользу этой гипотезы говорит то, что так называемые донаты - члены ордена, не посвящённые в рыцари, но зарекомендовавшие себя благими делами, имели особый знак - мальтийский крест, в котором верхний луч либо отсутствует, либо имеет другой цвет, то есть путь к истине ещё закрыт. Возрождая в России рыцарский орден с его традициями, гуманными устремлениями Павел надеялся дать своей стране самое главное - национальную идею, в которой каждый бы нашёл своё предназначение, которая смогла бы всех объединить. А мальтийский крест должен был стать символом новой эпохи. Символы действительно способны объединять совершенно разных людей для великих свершений, вспомним свастику в Германии или звезду в Советском Союзе. Кто знает, какой могла стать Россия под сенью мальтийского креста?

Удивительно и то, что история мальтийского креста неразрывно связана с госпиталями (госпиталем изначально называли приют для странников, гостеприимный дом). И вот сейчас мальтийский крест венчает парадную лестницу в здании администрации города Гатчины - бывшего императорского госпиталя, построенного Павлом. Герб города, созданный замечательным гатчинским скульптором Валерием Шевченко, великолепен и удивителен. Им стоит полюбоваться. Так удивительно слились вместе два символа - госпиталь и крест - человеколюбие и гармония.

Можно предполагать, что герб Гатчины содержит некий код Павла I, его благословение потомкам и грядущим поколениям. А загадочный мальтийский крест призван хранить и оберегать наш город. Вот только могущество и силу он дарует лишь тем, кто стремится к гармонии и ищет своё предназначение.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.