Купальские травы. Иван Купала! обряды и традиции Какие травы собирают в ночь ивана купалы

На Руси Ивана Купалу называли еще Иваном Травником. В 1650 году царь Алексей Михайлович даже приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем описать, где какие из них растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции: "Надрав тое траву, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та трава от жара не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел".

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались:

1. Петров-крест - трава, похожая на простой горох без стручков (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.)

Петров крест произрастает в лесах. Вид у него странный, необычный. От земли поднимаются толстые лохматые «ростки» бело-розового цвета. Если внимательно посмотреть, можно заметить, что у растения есть сочный беловатый стебель, а на нем расположены мно-гочисленные темно-розовые цветки, плотно прижатые друг к другу. На том же стебле сидят и при-цветные листья - широкие розовые чешуйки. Настоящих зеленых листьев у растения нет. Когда встретишь Петров крест в лесу, всегда обращаешь на него внимание. А если видишь впервые - смотришь с удивлением, как на какую-то диковинку.

Петров крест мало кто видел в природе, хотя он вовсе не редкость. Дело в том, что это растение появляется на свет лишь на короткое время весной - всего на несколько недель. К лету вся надземная часть отмирает, и только в почве сохраняются живые корневища - толстые, белые, разветвленные, уходящие в глубину. Корневища примечательны тем, что густо покрыты с поверхности видоиз-мененными листьями, напоминающими маленькие мясистые ковшики.

С лечебной целью используют траву и корни, собранные во время цветения. Это замечательное противоопухолевое средство, которое дает хорошие результаты лечения при сочетании с болиголовом, аконитом (борцом), прострелом, Молочаем Палласа и др. лекарственными препаратами. Петров крест используют при заболеваниях почек, печени (гепатит, цирроз, рак), при отечности, водянке и асците, при гинекологических заболеваниях, для регулирования овуляции яйцеклетки, мышечного тонуса матки и стимуляции оплодотворения яйцеклетки, то есть при бесплодии.

2. Чертогон (сейчас - чертополох, татарник, на фото справа)) - трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой - от колдунов, и под крышами - для изгнания чертей. Чертогон-трава - гонит бесов, порчу, всякие болезни целит и девичью зазнобу унимает.

Чертополох курчавый - Семейство Астровые - Asteraceae или Сложноцветные.

Народные названия: басурманская трава, бодяк красноголовый, волчец, дедовник, драпач, еж, колкий арепейник, колючник, репей колючий, татарник, царь-мурат, чертогон, шишебарник.

В русской народной медицине отвар травы использовали как кровоостанавливающее средство, при нервных расстройствах, при гонорее, отвар соцветий и листьев применяли при золотухе. В народной медицине многих стран Запада и Востока отвар корней используют при лечении неврозов, бессоннице, эпилепсии. В народной медицине Беларуси, а также нанайской народной медицине применяют дым сухой травы для окуривания детей при испуге или в ваннах из травы купают нервных детей; отвар верхушек растения дают пить детям при конвульсиях. При бронхиальной астме рекомендуют курить высушенные измельченные листья чертополоха или дышать дымом от его листьев, положенных на тлеющие угли.

В китайской медицине соцветия применяют при простуде, кашле и ревматизме. В тибетской медицине и народной медицине Забайкалья препараты из соцветий или корней назначают при гастроэнтеритах, поносах, простуде, бронхитах, воспалении легких, а также как рвотное. Свежий сок из листьев растения используется для промывания гнойных ран и язв для их быстрейшего заживления. Для этих целей рекомендуют прикладывать к ранам кашицу из свежей измельченной травы.

3. Чернобыль-трава (полынь обыкновенная - на фото слева). Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья».

Сбор № 1. При почечно-каменной болезни. Полынь обыкновенная (чернобыль, трава) - 10 г, толокнянка (листья) - 15 г, хвощ полевой (трава) - 10 г, морковь (семена) - 15 г, укроп (плоды) - 10 г. 12 г смеси настаивать в протопленной духовке 12 часов в 2 стаканах воды. Кипятить 5 минут, процедить. Принимать по 0,5 стакана 4 раза в день через час после еды.

4. Зяблица - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке. Другие названия: кормовый, дикий (Ярославская область), журавлиный, мышиный и воробьиный горошек, гусинец, гороховник, зяблица или журавлина (Vicia sativa L.)

Вика кормовая - Vicia sativa L - кормовый/дикий/журавлиный/мышиный/воробьиный горошек/ - гусинец/гороховник/зяблица/журавлина - на фото слева.

В надземной части растения содержится до 30% протеина, более 3% жира, до 300 мг% аскорбиновой кислоты, до 15 мг% каротина.

В народной медицине применяют как мягчительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.

Как растение, плоды которого съедобны, было известно издавна. В прошлом в неурожайные годы население Польши, Болгарии, Югославии, Румынии употребляло семена горошка мышиного в пищу. Из зрелых семян мололи муку, которую использовали в качестве добавки в хлебопечении, из этой муки варили каши, похлебки. Семена по вкусу напоминают чечевицу. Перед использованием в пищу их необходимо тщательно промыть и отварить или вымочить в содовом растворе. В Англии отвар растения давали грудным детям как прикорм.

Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», крапива от ревматизма, «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров), заячья капуста от ожогов, багульник от простуды и кашля.

Есть праздник на Руси, когда в одну ночь пробуждаются все животворящие силы на Земле. Как вы уже догадались, ночь эта приходится на день летнего солнцестояния, солнцеворот по-старому. Уже не одно тысячелетие со времен язычества мы отмечаем праздник Купайлы или Ивана Купалы.

Но до наших времен дошли только зрелищные традиции этого праздника - живописные веночки на головах девушек, хороводы вокруг нарядной Марены, купальские костры, поиски цветка папоротника и обливания водой. За всем этим действом стоял глубокий смысл, о котором многие из нас даже и не догадываются.

О том, как проводили Купалье наши предки, . Ритуалы, связанные с купальскими гаданиями, . А этой статье мы хотим вам рассказать о тех растениях, в том числе и колдовских, которые начинали в эти дни собирать знахари-травники и ведьмы . Впрочем, в славянских древних поселениях грань между знахаркой и ведуньей была настолько размыта, что и незаметна.

Все, наверное, слышали легенду о купальском огненном цветке, но кроме легенд о папоротнике, существуют поверья и о других магических растениях , которые добыть можно было только в этот день.

Поверье об Арарат-траве

Согласно древним вятским сказаниям, волшебными считались те растения , которые цвели, давая три бутона, только одну, иванову ночь. Речь идет об арарат-траве , которая, по мнению вятичей, росла в месте соединения русл двух рек - Москвы и Оки.

Большую силу дает этот цветок, но получить его может только крепкий духом и смелый человек, потому что растения эти в купальскую ночь нечистый стережет. А заполучив такой цветок, человек брал власть над нечистой силой, и над другими волшебными растениями.

На арарат-траве появлялись бутоны голубого и желтого цвета, искали ее либо в полночь, либо днем, между заутреней и обедней на Купалу. Добыть ее можно было только одним способом, проделав ножом против солнца вокруг растения борозду и потянув за стебелек. Если арарат-трава выходила из земли вместе с комом земли, очерченным ножом, можно приступать к поиску других магических трав, если нет - не далась вам трава, утратила свою колдовскую силу.

Поверье о разрыв-траве

Разрыв трава по вологодским поверьям называлась « ломоцвет », а по вятским - « спрык ». Подобно арарат-траве, разрыв-трава имеет магические свойства , которые цветок дает в иванову полночь. Пока разрыв-трава цветет огненным цветом, можно было Господню и Богородичную молитву прочитать, а потом все, увядал бутон.

Разрыв-трава разрушает все преграды, открывает все замки, все затворы, а человека может сделать невидимкой.

Разрыв-траву следовало искать в купальскую полночь в глухих местах, на отдаленных пустырях. Найти ее можно было только, если косить траву до того момента, пока не сломается коса. После брали в охапку весь покос с того места, где сломалось лезвие косы, и бросали травы в реку. Обыкновенные растения при этом тонули, либо плыли по течению, а магическая разрыв-трава начинала плыть против течения.

Чаще всего за разрыв-травой охотились воры, а заполучив ее, делали в одном из пальцев руки надрез и прятали там траву. После этого для воровского дела не нужны были отмычки и ломы, достаточно было коснуться замка этим пальцем, и он сам собою отпирался. А если вор прикасался к другому человеку, то тот сразу падал замертво. Своих магических свойств разрыв-трава не теряла со временем, ну разве что ее выбрасывали в отхожее место.

Способность становиться невидимым для такого сорта людей была как нельзя кстати. Впрочем, есть легенды о специфичных перелет-траве (она же одолень-трава ), которая так-же обладала свойством делать все живое невидимым.

Поверье о плакун-траве

Эта трава, хоть и наделена народом магическими свойствами , но является вполне реальным растением, обладающим вполне осязаемыми целебными свойствами. У нее несколько названий:

  • дербенник,
  • богородицкая трава,
  • плакун корень,
  • василек полевой,
  • божья трава.

Время цветения дербенника приурочено в самый раз к ивановым праздникам, цветки имеют окрас в виде кровавых слезок, а корни растения впитывают столько влаги, что ее избыток выходит через устьица-гидатоды и повисает капельками на кончиках лепестков.

Известна плакун-трава своими кровеостанавливающими и успокоительными свойствами. К заготовке дербенника приступать следовало поутру на заре на Иванов день.

Магическими свойствами, по убеждениям предков, обладал корень этого растения . Поэтому для того, чтобы заполучить корень, нужно было снять с себя все металлические предметы. При выкапывании следовало приговаривать:

«Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же моё слово при тебе крепко и твердо. Век веком!» .

Из колдовских качеств плакун-траве присваивалась:

  • Способность делать человека невидимым.
  • Уберегать владельца от бесов, особенно когда тот находился в лесу или на болотах.
  • Ведьмы брали плакун-траву для ритуалов, способствующих обогащению, и для достижения власти над духами.

Поверье об одолень-траве (перелет-траве)

Еще одно реальное растение, наделенное в купальскую ночь колдовскими качествами , еще один оберег от всех бед и напастей. Речь идет о белой кувшинке . Сорвать ее следовало вместе с корнем, окунувшись голышом в омут. Корень кувшинки выкапывали из ила, резать его было нельзя. В это время требовалось приговаривать:

«Одолень-трава! Одолей ты злых людей, лихо бы на меня не думали, скверного обо мне не мыслили. Отгони ты чародея и ябедника! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пни и колоды! Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, пронесу по всему пути и по всей дороженьке».

Считалось, что колдовские свойства одолень-трава имеет только в том случае, если добыли ее в аграфенову ночь на . Цветки кувшинки высушивали и использовали в качестве оберега, нося на шее в полотняном мешочке, корнем одолень-травы унимали зубную боль, использовали в приворотных зельях.

Купальская «трава с чертями»

У русских переселенцев в Сибири была традиция заготавливать копны ивановских покосов и хранить их до самых святок, полагая, что в «страшные вечера» такие копны становятся пристанищем для чертей. Кроме того, требовалось запастись огарком лучины, которую первой запалили с наступлением осени.

В одну из святочных ночей этим огарком следовало нарисовать круг возле копны и прочитать молитву. Черти после этой процедуры начнут кричать, просить отпустить их и исполнят любое желание, только бы их оставили в покое. Чем не способ стать счастливым, богатым и здоровым?

Основные правила сбора колдовских и целебных трав

Считалось, что Купайла наделяет все растения не просто целебными свойствами, но и магическими, поэтому к сбору некоторых трав приступали на Аграфену Купальницу (6 июля по новому стилю), а некоторых - на Ивана Купала . Самым подходящим временем для сбора чудодейственных растений считалась купальская полночь . Она же была и наиболее опасным периодом.

Сбором колдовских трав занимались только владеющие эзотерическими практиками люди - ворожеи, знахари и колдуны. К заготовке лекарственных трав допускались пожилые женщины или вдовы. По представлениям того времени такие женщины были «чистыми», поскольку ни с кем не вступали в сексуальные отношения и не рожали.

  • В течение нескольких дней перед сбором трав следовало постовать, а в купальскую ночь во время сбора трав снимать с себя нательный крест. На это время требовалась не защита Бога, а покровительство матушки Земли, древнего символа животворящей женственности.
  • Перед тем, как отправиться на заготовку трав, следовало защитить свой дом от лихих духов, разложив по подоконникам и порогам заранее подготовленные травы - чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву, плакун-траву.
  • Выходить из дома нужно было тайком, иногда из окна или спиной вперед из двери. При выходе попросили высшие силы о помощи: «Матушка Аграфена, трава по колено, по пояс, по грудь — ни сломить, ни согнуть дозволь мне направиться в путь. Предвечная Земля-Мати, благослови меня твои травы рвати!»
  • Чаще всего травы собирали в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду.
  • Некоторые растения заготавливали, обрывая их руками, другие можно было срезать только специальным серпом с зазубринами на лезвии.
  • Обязательно читались заговоры: «Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву» .
  • Довольно часто заготовленные растения пропитывали дополнительно купальской росой, считалось, что роса придаст им еще больше магических качеств.
  • Лекарственные растения следовало освятить в церкви.

Часть собранных травниками растений сразу раздавалась соседям. Часть трав знахари высушивали и хранили в рубежных местах: под печью, в дымоходе, под порогом. Они испокон веков в славянской избе означали границу между внешним и внутренним, семейным миром. В засушенном виде из купальских трав делали обереги, лекарственные снадобья, варили зелье от нечистого, использовали в любовных приворотах.

  • Знахари использовали белицу в качестве успокоительного средства,
  • пастушью сумку заваривали при кровотечениях,
  • чернобыльник применяли как общеукрепляющее средство.
  • Из купальского чернобыльника изготавливали обереги для домашнего хозяйства.
  • Пучки подорожника служили зашитой от змей.
  • Из трав мария-магдалина и дивий-сил готовили настойки, и пили в угнетенных и депрессивных состояниях.
  • Богородицкая трава помогала во время отела коров.

Заготовкой ивановских трав , разумеется, занимались не только травники и ворожеи. Любая крестьянка знала многие , способы их заготовки и применения. Но обычные женщины не собирали травы по ночам, занимались этим либо на рассвете, либо в дневное время. Старались заготавливать целебные растения, сохранив на них капли купальской росы. Крестьянки верили, что ночная влага в этот день усиливает лечебные свойства трав. Для этого случая у них был свой заговор:

«Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати».

Существовали еще правила, которые следовало соблюдать для того, чтобы растение не утратило волшебные свойства . Счастливый обладатель самого лучшего оберега от нечистой силы, корня травы-плакуна , должен был принести ее в церковь, остановиться у алтаря, повернувшись на восток, и произнести: «Плакун, плакун! Плакал ты долго…» . Только после этого корень мог защитить своего владельца от всякой нечисти. Из корня плакун-травы обыкновенно делали крест, который либо вставляли в бисерный гайтан, либо носили на поясе.

А вот траву чернобыльника нужно было заплести в тонкие плети и намочить в ивановской росе с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья» .

Существовал обычай накануне Купайла обходить, молясь, избу трижды и разбрасывать траву крапивы крест-накрест. Делалось это для того, чтобы отпугнуть ведьм.

В любовных зельях обязательным компонентом являлась трава « терлич «. Девушки использовали ее и в «чистом виде», положив себе за пазуху и сказав: « Терлич, парней позови! «.

Купальские травы

Купальские травы использовали для украшения поселений на протяжении всех зеленых святок. Сбор трав, веток и цветов обычно доверяли незамужним девушкам, иногда к ним присоединялись молодки, женщины, которые пребывали в браке не дольше, чем полгода. Девушки группировались по 6 человек, брались за руки, ходили по полю, собирали травы и пели песни. В некоторых поселениях в сборе трав могли участвовать и парни.

Наиболее популярными купальскими травами в любой местности были желтоголов (нар. Купаленка) и Иван-да-Марья . Их приносили в селения целыми охапками и украшали храмы, дворы, окна, иконы, устилали ими пол, плели веночки. Эти травы шли даже на веники.

В тверских поселениях растение, называемое богаткой , затыкали за матицу, несущую потолочную балку. Богатка должна была привлечь в дом благополучие и счастье.

Жители Вологодской губернии защищались от ураганов и молний при помощи «букета» из 46 растений, который подсовывали под бревно, соединявшее скаты крыши, именуемое «князевым».

В любом случае, ивановские растения использовались в качестве оберега крестьянских жилищ и людей, в них живших. Травы, букеты, гирлянды, венки и веники, которые участвовали в праздничных ритуалах, никогда не выбрасывались, бережно высушивались и использовались для приготовления целебных или магических средств.

Например, наши предки знали, если бросить травинку из купальского веника в печь, то молния во время грозы пройдет стороной. А если окурить жилище дымом купальских трав, то нечистой силе дорога в этот дом будет закрыта.

Веники изготавливали наши предки с двумя целями. В первую очередь они служили праздничным украшением коров, которые дали телят, во вторую очередь они служили защитой коровам и их потомству от злых сил.

Разумеется, в это время заготавливали материал и для банных веников . для таких веников не рубили и не срезали, а ломали на Аграфену Купальницу. Как правило, к березе подмешивали:

  • цветы ивановские,
  • ветви ольхи,
  • липы,
  • ивы,
  • черемухи,
  • рябины,
  • калины,
  • смородины,
  • папоротника.

Если подумать, это просто кладезь полезных для тела человеческого компонентов, а не простой банный веник! Поэтому неудивительно, что эти веники использовали в русских банях исключительно «для здоровья». Недаром наши пращуры верили, что натирая распаренное тело таким веником, здоровьем запасались на весь год. Недаром девки, напарившись, обмывались настоями ивановских трав. Кожа становилась мягкой, нежной, здоровой, а тело - упругим. Какой парень устоит перед такой красавицей?

Была еще одна технология запастись здоровьем . В купальских росах промокали тонкую простыню и обматывали ею хворого человека.

Как видим, чем бы ни занимались наши предки во время зеленых святок, все их действия так, или иначе, были направлены на прибавление здоровья, благосостояния и, в конечном итоге, на сохранение рода человеческого. Чего и вам желаем!

Елена Степанская
zakustom.ru

Праздник Ивана Купала ранее отмечался 24 июня, но в связи с переходом на новый стиль празднуется теперь в июле. 7 июля 2017 года Русская православная церковь празднует, прежде всего, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Однако в России многие праздники вбирают в себя и неканоническую обрядность. День Ивана Купала - один из самых мистических народных праздников, а ночь накануне Ивана Купала превосходит сам день по ритуальному наполнению. Следует отметить, что со времён Средневековья обряды и игрища на Ивана Купала считались бесовскими и запрещались церковными властями. Но, несмотря на однозначное осуждение традиций на Ивана Купала, некоторые из них до сих пор живы.

Обряды на Ивана Купала

Древние славяне на Ивана Купала особо почитали две очищающие, оберегающие и целительные стихии: Огонь и Воду. Энергия Огня как символическое проявление Бога-Солнца соединялась с энергией Матери-Воды, поэтому обряды на день Ивана Купала связанны с водой, огнем и природой.

Народные традиции на Ивана Купала - костры на Ивана Купала

На Ивана Купала разжигали на краю деревни большие костры , искры от которых должны были до самых звезд долетать. Возле костров разворачивались гуляния: устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядов на Ивана Купала было перепрыгивание через купальский огонь . Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.

Парни с девушками, чтобы закрепить свою любовь, прыгали через костер по двое , взявшись за руки. А женщины, у которых долго не было детей, прыгали через огонь для того, чтобы излечиться от бесплодия .

Прыжки через купальский костер имеют целый ряд примет на Ивана Купала :

  • если трижды прыгнуть - год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным;
  • если же вдруг споткнулся - к болезни;
  • если ногой разворотил огонь - нелады в семье настанут.

Тогда непременно нужно 9 раз перепрыгнуть через костер, мысленно формируя позитивные образы.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету . Именно поэтому на нем сжигали старую, ветхую одежду . Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь.

Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.


Народные традиции на Ивана Купала - Великая сила воды

Обряды на Ивана Купала на этом не заканчивались. Прыгнув через костер, нужно было сразу после этого броситься в воду - «лед и пламя» дают поразительный очищающий эффект. Девушки пытались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде . Добрым знаком на Ивана Купала было, когда венок не тонул, а плыл, направление его движения указывало, откуда сватов ждать.

Можно сказать, что массовое купание - один из главных обрядов Иванова дня . Славяне верили, что в ночь накануне праздника водоемы покидают водяные и русалки, поэтому можно безбоязненно купаться в них вплоть до Ильина дня.

Омывая свое тело в купальской воде, девушки напевали волшебные слова: «Вода чистая Купайла, хочу быть красна да мила. Купальская водица, дай красотой умыться!» Кстати, если человек отказывался купаться на Иванов день, его подозревали в колдовстве.

На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой . Женщины обязательно собирали купальскую росу в бутылочку. Она помогала избавиться от угрей, кожа становилась чистой и нежной. «Иванову» росу использовали и при болезнях глаз. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.

На Ивана Купала обязательно парились в банях . При этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называют травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.

Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой . Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.


Народные традиции на Ивана Купала - сбор трав на Ивана Купала

Все травы и растения в Купальскую ночь обретают сверхъестественную мощь - как злую, так и добрую. Дивным цветом распускается папоротник на Ивана Купала. Цветок папоротника еще называют «жар-цвет», потому что он. по преданию, будто горит красным пламенем, да таким ярким, что ночью становится ясно, как днем, а глаза не могут выносить такого слепящего света. Легенда гласит, что каждый, кто сорвет на Ивана Купала цветок папоротника , приобретет магическую силу, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, растений и животных, а также получит способность становиться невидимым для человеческих глаз. Цветок папоротника способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады. Только достать его не так просто. Ведь за цветком счастья идут не только люди, а еще и злые силы, с которыми трудно бороться. Они пытаются помешать, отвлечь внимание. Если все же удавалось найти цветок счастья, необходимо было спрятать его на сердце под одеждой. Затем следовало взять в левую руку полынь и мелом обвести около себя круг - тогда злые силы не смогут ничего сделать счастливцу.

Лекарственные растения на Ивана Купала заготавливали на рассвете, подальше от поселений и дорог, обязательно в хорошем настроении и с молитвой. Помимо целебных свойств, растения обладают в это время значительной магической силой.

Особо почиталась на Ивана ККупала трава тирлич
. Отвар из нее делали обязательно в новом горшке, который покупали не торгуясь. Умывались этим отваром, чтобы привлечь внимание избранника, приговаривая трижды: «Тирлич, тирлич! Моего милого покличь!». Такой обряд на Ивана Купала проводили и для того, чтобы девушке быстрее выйти замуж.

Другое любовное растение - барвинок. Использовали его для того, чтобы парни к девушкам «стелились». Еще заготавливали любисток , который в народе называли «любовным корнем». Верили: чтобы всегда оставаться молодой, красивой и привлекательной для противоположного пола, надо купаться в воде с отваром любистка, а чтобы привлечь любовь, можно добавить в воду семь бутонов роз.

Кроме того, на Ивана Купала собирали зверобой - его боится вся нечисть так же. как и солнечного света. А если в ночь на Ивана Купала сорвать цветок Иван-да-Марьи и поместить в углах дома, вор не подойдет к этому жилищу: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Перед тем, как засушить травы с Иванова дня, их освящали в церквях , а потом окуривали ими больных людей, использовали как обереги, бросали в растопленную печь во время грозы, чтобы в дом не ударила молния.

Праздник Ивана Купала был особым временем для беременных и тех женщин , которые только планировали зачатие ребенка. Они собирали такие травы: крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь . Когда ребенок родится, у мамы уже будут купальские заговоренные травы, наполненные родовой силой и энергетикой. Из них заваривали чай, настаивали его и добавляли в купель. Так с самых первых дней мама помогала обрести здоровье малышу. Если продолжить купать девочку, используя купальские травы, до трех лет, она вырастет красавицей, которую будут любить все окружающие.


Народные традиции на Ивана Купала - Купальский венок

На Ивана Купала не только женщины, но и мужчины, которые хотели найти себе пару по сердцу, плели купальский венок . В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы . После Купала такой венок служил оберегом весь год. Его вешали над дверью - чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевал, хозяйка отщипывала немного травы от венка и бросала в отвары, чаи. Часто к следующему празднику Купала от венка оставался лишь ободок, который и сжигался в купальском костре .

Защитные обряды на Ивана Купала

  • В купальскую ночь по земле ходит счастье, но вместе с ним и нечистая сила. Поэтому для защиты за два дня до праздника под крышу дома клали сорванные лопухи .
  • Купальской ночью хозяева не спали, потому что нечисть может испортить коня, корову или, что еще хуже, поселиться в доме навсегда.
  • Чтобы уберечь себя от несчастий, клали на пороге и на подоконниках крапиву .
  • Девушки на Ивана Купала носили за поясом чеснок.
  • Запирали лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь точно не воротится!

фото Д.Фролов fotograf-frolov.com

Христианская церковь, борясь с языческими купальскими обрядами, приурочила праздник ко дню Иоанна Предтечи - «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (на завтрашний день, 7 июля (24 июня по старому стилю). Именно поэтому появилось сдвоенное имя «Иван (Ян) Купала». «Сегодня Купала, завтра Иван…» — говорится в песне.

Евангелие от Луки повествует о чудесном мальчика у пожилой бездетной пары — священника Захария и его жены Елизаветы: «И много о рождении его возрадуются, ибо явился пророк и Предча пришествия Христова». Это он возложит на Иордане руку на того, о котором пророки предрекали. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос.

Рождество Христа — зимний солнцеворот, а Рождество Иоанна — летний. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна Крестителя - «умаляться», как и говорил последний: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Христианский праздник слился с народным древним праздником в честь дня солнцеворота. Споры введения христианства в канву купального праздника постепенно включились те или иные элементы христианского богослужения: молебны, крестные ходы по берегам рек и водоемов, а все остальное, присущее Купале, шло своим чередом.

В Пиренеях издавна существовал обычай ежегодно в Иванов день приносить срезанные в громадном количестве в церковь и ставить их в больших изящных вазах для освящения. Здесь они остаются в продолжение всей обедни и окропляются святой водой, а затем из освященных таким образом лилий делают букеты и, расположив их крест-накрест, прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты как бы считается под охраной Иоанна Крестителя.

Тут букеты остаются до следующего Иванова дня. В католических странах лилия почитается особо. В венках из лилий здесь идут девушки в первый раз к Св. Причастию — в память того, что будто бы в таких венках в первые времена христианства все девушки принимали святое причастие.

Праздновался Иванов день в ночь с 6 на 7 июля — самую короткую ночь в году. Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке.

Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.

Из собранных цветов также плели венки. Сегодня многие трудятся над возвращением секретов зеленой магии. Время основательно упрятало их в своих пластах, однако еще и теперь можно узнать многое! Большинство трав на Ивана Купалу нужно рвать между заутренней и обедней, совсем нагому, какой человек родится; и не бояться ничего, что можно при том увидеть: «Чертям не больно любо, как рвут травы».

Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:

Той земля ecu сырая,
Земля матерая.
Матерь нам сей родная,
Всех сей нас породила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий ecu народила
И злак всякой напоила
Пользой беса отгоняти
И в болезнях отгоняти.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради пользы на живот!

Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.

Приведем для примера магические свойства некоторых растений, собранных в ночь на Ивана Купалу, в которые верили наши предки, а, возможно, верят многие и сейчас.

Девясил. Накануне Иванова дня, до восхода Солнца, надо сорвать это растение, положить в тонкую холстину и носить у сердца в течение девяти дней, затем стереть в порошок вместе с серой амброй или росным ладаном и посыпать на букет, подносимый любимой особе, или зашить ей в .

Зверобой. Если день Ивана Купалы придется на канун новолуния, то собирать зверобай, — 25 июня. В этом случае он обладает следующим свойством: если пучки его повесить на дубовых колышках в поле, то поле это становится бесплодным; в крайнем случае можно собирать зверобой в любую пятницу до восхода Солнца. В качестве фимиама полезен против порчи, бесплодия. Это растение считается враждебным колдунам при условии сбора в ночь на Ивана Купалу.

Утром нужно сплести из него венок, надеть на голову при обычной пляска около костра, а затем беречь, как предохранение от порчи. Ни черти, ни колдуны не имеют никакой власти над человеком, носящим на себе зверобой. Ветка зверобоя, повешенная над дверью или спрятанная под порог, не позволяет колдуну пройти в эту дверь. Разбросанный по полю при посеве зверобой предохраняет его от града. Из него приготовляют фимиам против духов — хранителей сокровищ, и против демонов-поработителей.

Стебель зверобоя, будучи положен в обувь, предохраняет от дурных духов. В руке или на поясе, а также при обмывании ног освобождает от усталости . В качестве фимиама освобождает женщин от мертвого плода. Будучи сваренным в вине и часто принимаемым маленькими дозами, препятствует неудачным родам. От маточных кровотечений употребляется отвар зверобоя синего, собираемого в тихих местах, где не слышно петуха. Пить по чашке 2-4 раза в день.

Плакун — трава. Существует обряд для придания этой траве силы. Знахари и колдуны выкапывают ее корень — каждый для своих целей — на заре Иванова дня, не имея при себе никаких железных вещей. По поверью, это растение обладает необычайной магической силой: помогает повелевать духами и способствует, таким образом, добыванию кладов, охраняемых прикованными к ним духами, которых заставляет плакать, откуда и получила свое название.

Если будешь при себе иметь сию траву, то все неприязненные духи тебе покорятся. Она одна в состоянии выгнать дедушек домовых, кикимор и других и открыть приступ к заклятому кладу, который стерегут нечистые духи.

Папортник. Носимый на голом теле, защищает от колдовства и злых духов. Он защищает дома от молнии, поля — от града. Это талисман самого высшего счастья: имеет способность находить «кристаллы» и «золото», приготовлять мащческие зеркала и становиться невидимым; удачу во всех предприятиях, игре и любви. Дьявол питает к папоротнику глубочайшее отвращение, поэтому не появляется там, где он растет. Цветет папоротник под Иванову ночь.

Бутон его раскрывается с треском и разрывается золотым или красным кровавым пламенем, нестерпимым для глаза. Оттого его еще зовут жар-цвет, свети-цвет, Перунов цвет. В то время, когда он цветет, клады выходят из земли, горят синими огоньками. Расцветает папоротник лишь на одно мгновенье: нечистые духи срывают его и уносят в свои вертепы. Не успеешь глазом моргнуть, как он блеснет и исчезнет.

Кто желает добыть цветок папоротника, должен накануне праздника Купалы отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения. Как только загорится цветок, тотчас же должен сорвать его и спешить домой, накрыв себя скатертью, а дома тем же ножом разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок. Тогда все тайное и сокрытое будет ведомо и доступно. Жар-цвет — как бы ключ от всякого клада, который без этого редко кому дается.

Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, оттого, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, кот-рый не «пускает цвету». Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит ночью, когда цветет все, — накануне Ивана Купала.

А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячка, который дает фосфоресцирующий свет, тем более, что он даже носит имя Иваново. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальской ночью представляется на редкость романтичным.

И прежде всего — обряд пускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого ве-ок дальше всех поплывет — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь.

На ночь отправлялись с купальскими песнями. Песнями сопровождались обряды на празднике, хороводы, игры, заводилами которых являлись Купалинка и Купалиш. Участниками праздника делается и кукла — женское пугало, которое носят, вокруг которого танцуют, зажигают, а позже топят в воде…

Главным был купальский костер, разложенный на опушке леса, поляне, речном берегу, лугу. При разжигании костра проводился обряд добывания «живого огня» — парни и девушки терли осиновые палки. «Сегодня у нас Купала, сам Бог огонь разложил,» — считала молодежь.

Для разжигания костра у белорусов служили также дрова из дуба — символического дерева Перуна, что видно из купальских песен: «Пожаром дубье горело…», «Горела дуброва, горела…» На огне готовили обрядовый ужин: кулагу, вареники, мачанку, и на месте же угощались все желающие. Иногда вместо костра или рядом сто-ла бочка, если есть — смоляная, где позволяет местность — на возвышении или крутой горе. Заливают костер бочками и ведрами, реже — «пускают» огонь по забору.

Молодежь водила хороводы, прыгала через костер (огонь считался очищающим от злых духов). Те, кто собирался пожениться, при перепрыгивании крепко держались за руки, ибо, по примете, если руки не разожмутся — быть свадьбе. Старались прыгнуть выше — кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году.

Сжигание просмоленных колес на счастье или спускание их, пылающих, с горы — отголоски поклонения светиле: «А на горе колесо, горит оно хорошо…» Молодежь валялась в росе, девушки гадали о судьбе на брошенных в воду венках. На высоком шесте поднимали промасленное зажженное колесо. Вся эта обрядность символизировала солнце и его жизненную силу.

По поверьям, в ночь Купалы нельзя спать, так как эта ночь считалась временем разгула темных сил природы, от которых делали разные обереги. Для оберега от нечистой силы на подоконники кладут жгучую крапиву (на Украине — липу, в Румынии — мирту), у дверей хлевов ставят вырванную с корнем осину или прибивают убитую сороку. В Иванову ночь, считалось, нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В эту ночь кресты ставят в избах, над окнами, над воротами над дверями, на разных других местах: около дорог, при въездах по краям улиц, на перекрестках, на пожнях, на высоких берегах, над могилами и пр.

Ведьмы, колдуны, оборотни и русалки, считалось, вредят во всю мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший «шалит» в лесу — пугает и заводит в чащобу. Водяные, чьи именины приходятся именно на этот день, стремятся затащить человека в воду, так как, оказывается, ему в именины мешают — мутят воду.

Слепая злая медянка получает зрение на целые сутки, и потому делается очень опасной, бросаясь на человека стрелой, а может и пробить его насквозь. Именно 7 июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Местом сбора избирают они Лысую гору близ Киева, Lize Gora под Сандомиром в Польше, и на Броккене в Германии (правда, немецкие ведьмы собираются в Вальпургиеву ночь — 1 мая).

В Британии в Иванову ночь на зеленых склонах холмов резвятся феи и эльфы, и многочисленные духи бродят повсюду. В странах Западной Европы существует поверье, что в эту ночь души всех людей покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь подойти к паперти, то можно увидеть души тех, кто умрет в приходе в следующем году.

В зачарованную купальскую ночь животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев, вода превращается в вино, и звонят затонувшие колокола.

Наиболее широко сохранились купальские гадания на Беларуси --повсеместно до начала XX в., а местами и до сегодняшнего дня.

Иногда, молодежь, направлялась купаться к утру, а днем обливали все и всякого, причем не только водой, но и грязью — тут-то и начиналась настоящая свалка, хохот, крики, а потом все бежали купаться. В некоторых местностях использовалась баня для подготовки к празднику или очищению после Купалы. Утренняя роса считалась наилучшим «косметическим» средством.

Собирать ее выходили на луг — «черпать росу». Брали чистую скатерть, которую водили по росе, затем выжимали скатерть в сосуд. Росой этой умывались. От Ивановой росы исчезают прыщи и угри, и кожа делается нежнее лепестка. Впрочем, росу использовали и для более прозаических целей — опрыскивали крова-и от клопов. Иногда по росе катались. В Германии существовал несколько рискованный обряд: в эту ночь девушки выходили за пределы города и нагими катались по полю для улучшения урожая льна. После купания все отправлялись смотреть восход солнца.

Вообще, Купала — это праздник молодости и любви. Одной из особенностей Иванова дня была относительная свобода интимных отношений, и родителям девушек приходилось не дремать. В прошлом этот праздник называли «бесовским игрищем» или «игрищами между селами», о чем свидетельствует летопись: «Схожахуся на игрыща, и ту умыкаху (выкрадали) жены собе, с нею же кто совещашеся; имяху же по две и по три жены».

Но утром — перелом: наступает уже Иван.

Песней заканчивается ночь накануне Иоанна Крестителя. Ее поют перед зарей. Парни и девушки становятся в круг и, взявшись за руки, тихо ходят и поют. С последними словами песни девушки разбегаются в разные стороны с криками: «У-а! У-а!», парни их ловят, обнимают целуют. Возвращаются домой парами и не вместе, а как придется.

Девушки кричат: «У-а! У-а!», чтобы каждый парень мог по голосу узнать свою избранницу. Горько той девушке, у которой не окажется пары. Она возвращается домой одна, если не найдет подруги по несчастью. В некоторых районах России 23 июня (по старому стилю), на праздник Ивана Купалы хозяйки готовили обязательную кулагу, ячневую кутью, в Беларуси — кулагу и бабки (пресные коржики), в Сербии пекли «крестный калач» — круглый пшеничный хлеб с большим крестом сверху, края которого разделялись на три ветви.

В Литве девушки парили клецки, начиненные сыром, и пекли пироги. На Украине же этот день отмечался угощениями, но специальных обрядовых блюд, без которых проведение купальского праздника было бы невозможно, не зафиксировано. Если купальский праздник совпадал с зажинками или косовицей, то его сопровождали щедрые совместные обеды. Специально для жней еще с зимы сохраняли солонину (сало и мясо), чтобы напряженные рабочие дни не проходили впроголодь. Наиболее популярными в эти дни были на Украине вареники с сыром.

В этот день и в последующие три дня ничего из дома в долг не давали. Бытовало множество примет, связанных с днем Ивана Купалы. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно — много губ будет (по В. Далю, губа — гриб). Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке, «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана,» - говорит пчела. После Ивана не надо жупана. Верили: Ивановские дожди лучше золотой горы. Просили: «Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после мы, грешные, умолим». До Иванова дня — дождь в засек (прибавится хлеб), а после Иванова дня — дождь из засека. Во время дождя сену плохо, зерну хорошо.

Что приготовить на Иванов день?

После того, как молодежь, стар и млад набегались, напрыгались через костер и искупались — накрывались праздничные столы. После очищения огнем молодежь шла купаться, а семейные пары и пожилые люди накрывали стол, рассаживались на берегу и начинали трапезу. Чего только не было на таких пирах — голубцы, вареники, бублики-свистуны и т. п. На праздничном столе все многочисленные блюда были постными, так как до окончания Петрова Поста мясо и молочные продукты были под строгим запретом. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу еда наделялась магическими свойствами.

Для счастья варили ночью на Ивана Купалу курицу, завязанную в новый головной платок. Когда опускали курицу в кипящую воду, говорили: «Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь». После чего не подходили до тех пор, пока курица не сварится. Сваренную курицу оставляли в той посуде, в которой она варилась. Утром доставали ее из платка, несли к церкви и отдавали нищим или монашкам. Пока курицу с рук не сбудут, нельзя было есть и пить нисколько.

Приготовленные на Иван Купалу блины, считались колдовскими: если девушка поделится одним из блинов с избранником, то это упрочнит их отношения и защитит от невзгод.

На Ивана Купалу также обязательно готовили вареный горох, ячменную кашу и пекли вкусные постные пироги и каравай. Помимо этих традиционных блюд на праздник ели медовую сыту, кулугу, постные сочни, клецки, вареники с домашним сыром, пили травяные настои в больших количествах.

Завершая праздничный ужин выбирали самый большой каравай и проходили с ним вдоль всех собравшихся. Каждый дотрагивался до каравая рукой и загадывал желание. Считалось, что оно обязательно сбудется.

Кулага

Древнее блюдо из муки, кисло-сладкая мучная каша. Варили кулагу из ржаной или гречневой муки, из их смеси и ржаного солода. Муку сначала размешивали с холодной или тепловатой водой, потом заливали кипятком и доваривали. Блюдо приобретало сладкий вкус, потом ее ставили в теплое место или выливали в дежу, чтобы прокисла. Иногда кулагу запаривали, квасили, потом варили. Кулагу ничем не заправляли, ели с картофелем, хлебом. Иногда кулагу варили с калиной, черникой. В разных районах ее варили из разных видов муки.

Кулага сладкая

  • 80 г гречневой муки
  • 10 г сушеных яблок или 50 г моченой брусники

Муку гречневую разводят теплой водой до консистенции теста для оладий, тесто заливают кипятком, тщательно вымешивают ложкой, добавляют ломтики сушеных яблок или моченую бруснику. Приготовленное, таким образом, тесто ставят в теплое место для брожения до следующего дня. Перебродившее тесто переливают в кастрюлю и варят 2 часа при медленном помешивании и слабом кипении. После варки разливают в тарелки и стаканы и подают в холодном виде.

Клецки картофельные

  • 12 картофелин
  • 1 стакан ячневой крупы
  • 3 ст. л. растительного масла
  • 3 головки репчатого лука
  • зелень укропа

Сырой картофель очистить, натереть, отжать сок. Отстоявшийся крахмал присоединить к отжатому картофелю. Из 1 стакана ячневой крупы сварить кашу. Присоединить кашу к отжатому картофелю, добавить соль, перемешать, сделать круглые клецки и отварить их в подсоленной воде. Подавать клецки горячими, посыпав их обжаренным луком.

Клецки мучные

  • 250 г муки
  • 1 яйцо
  • соль, вода или молоко

Муку просеять, всыпать в посуду, добавить яйцо, соль, воды или молока такое количество, чтобы тесто можно было брать ложкой. Все компоненты перемешать до образования однородной массы. Тесто брать смоченной в холодной воде ложкой и класть в кипящую подсоленную воду. Варить на маленьком огне при закрытой крышке. Готовые клецки выбирать шумовкой и хорошо сцеживать. Подавать с маслом или под соусом.

Клецки дрожжевые

  • 100 г муки
  • 1 яйцо
  • 1/2 стакана молока
  • 1 ст. л. жира
  • 4 г дрожжей
  • панировочные сухари

В миску влить теплое молоко, добавить яйцо, раскрошенные дрожжи. Тесто вымесить и поставить в теплое место, чтобы подошло. Затем брать ложкой и класть в подсоленную кипящую воду. Варить, пока клецки не всплывут. Подавать горячими, полить жиром и посыпать панировочными сухарями, мелко порубленным сваренным вкрутую яйцом, тертым сыром или творогом.

Клецки с мясом

  • 12 картофелин
  • 2 cт. л. муки
  • 1 ст. л. масла
  • 0,5 стакана сметаны

для фарша:

  • 400 г говядины
  • 1 луковица
  • 1 ст. л. масла

Сырой картофель натереть, откинуть на сито, дать жидкости стечь. Добавить муку, соль и перемешать. Из полученной массы приготовить клецки с сырым мясным фаршем и обжарить в масле. Затем переложить в утятницу, залить сметаной и поставить в духовой шкаф на 20-25 минут.

Вареники с вишнями

для начинки:

  • 1 кг вишни
  • 200 г сахара

Освободить вишню от косточек, положить в эмалированную, фарфоровую или стеклянную посуду, засыпать сахаром, дать постоять на солнце 2-3 часа и даже более, чтобы сахар хорошо впитался в мякоть вишен, затем слить сок в отдельную посуду и сухими вишнями начинить вареники. Косточки залить 0,75 стакана воды и кипятить в эмалированной посуде, причем 5-7 косточек крупно растолочь. Затем отвар процедить, добавить сахар, вновь довести до кипения, охладить, смешать с вишневым соком. Этот сироп подать к готовым вареникам.

Вареники с повидлом

  • 400 г муки
  • 1 яйцо
  • 100 г масла
  • 0,5 стакана воды
  • щепотка соли
  • сливовое или яблочное повидло
  • тертая булка
  • 50 г масла
  • сахар

Из муки, яйца, 1 ст. ложки масла, соли замесить тесто и дать подойти. Затем раскатать его, разделать на четырехугольники и на каждый положить повидло (1 ч. ложку на 1 вареник). Слепить уголки так, чтобы получились треугольники. Сварить вареники в слегка подсоленной воде в течение 5 минут, вынуть шумовкой из воды, посыпать панировочными сухарями, сбрызнуть маслом и посыпать сахаром.

Швабские вареники

для теста:

  • 300 г муки
  • 3 яйца
  • 0,5 ст. ложки сливочного масла
  • 3 ст. ложки воды

начинка:

  • 500 г шпината
  • 250 г сырого рубленого мяса
  • 1 булочка
  • 50 г шпика
  • 50 г копченого мяса
  • 4 яйца
  • 1 ст. ложка маргарина
  • 1 луковица
  • 2 ст. ложки петрушки
  • соль, перец, мускатный орех

Из муки, масла, соли и воды замесить тесто на лапшу, поставить на полчаса. Растопить масло, обжарить в нем кубики шпика, прибавить рубленую зелень петрушки. Булку размочить и размять. Шпинат перебрать, вымыть, залить водой, вскипятить ее. Шпинат, булку, копченое мясо пропустить через мясорубку. Смешать с сырым рубленым мясом, яйцами (оставить 1 желтокдля смазки), жареным луком. Приправить солью, перцем.

Тесто раскатать в тонкий пласт и на одной половине пласта равномерно распределить кучки начинки. Прикрыть эту половину свободной от начинки второй половиной пласта, вырезать ножом вареники и хорошо защипить края. Опустить в кипящую воду на 10 минут, откинуть на дуршлаг и дать стечь воде. Подать к мясному бульону.

Вареники с творогом

  • 500 г творога
  • 2 яйца
  • 2 стакана пшеничной муки
  • по 2 ст. ложки сахара и масла
  • 3/4 стакана сметаны

В холодной воде или в молоке (0,5 стакана) взбить сырое яйцо, добавив неполную чайную ложку соли. Всыпать 2 стакана просеянной муки и замесить крутое тесто. Творог пропустить через мясорубку, прибавить в него сахар, желток, 1 ст. ложку растопленного масла, 0,5 чайной ложки соли и все это хорошо перемешать.

Тесто раскатать очень тонко, металлической выемкой или стаканчиком вырезать кружки, смазать их взбитым белком, положить на каждый по чайной ложке творожной массы, края соединить и защипить. За 10 минут до подачи на стол вареники опустить в подсоленный кипяток и варить, пока они не всплывут. Затем вынуть их шумовкой, сложить на блюдо или в салатник, полить растопленным маслом и подавать со сметаной или фруктовым сиропом.

Вареники с картофелем

для теста:

  • 200 г пшеничной муки
  • 1 яйцо
  • 1/2 стакана воды
  • 4 шт. картофеля
  • 1,5 луковицы
  • 1 ст. ложка растительного масла

для поливки:

  • 2 ст. л. сливочного масла или 0,5 стакана сметаны

Из просеянной муки, яиц и теплой воды замесить крутое тесто и поставить его на 30-40 минут. Затем подготовить фарш: очищенный картофель отварить, протереть горячим, посолить, смешать с поджаренным луком. Готовое тесто раскатать в пласт толщиной 2 мм. Край раскатанного пласта (5-6 см) смазать яйцом, разведенным небольшим количеством воды.

Положить рядами шарики из фарша на расстоянии 3-4 см один от другого. Затем край смазанной полосы теста приподнять, накрыть им фарш, после чего вырезать вареники специальной формочкой. В кипящую подсоленную воду опустить приготовленные вареники. Готовые вареники всплывают на поверхность воды. При подаче на стол вареники полить маслом или сметаной.

Вареники с картофелем и творогом

  • 10 картофелин
  • 250 г творога
  • 1 луковица
  • 1 ст. ложка масла для жарки лука
  • перец

для теста:

  • 2 стакана муки
  • 1 яйцо
  • 2 ст. ложки манной крупы
  • 0,5 стакана воды

для поливки:

  • 2 ст. ложки сливочного масла
  • 1 стакан сметаны

Сваренный картофель истолочь и перемешать с творогом и поджаренным на масле луком, добавив по вкусу соль и перец. Манную крупу замочить в холодной воде для набухания. Добавить яйца, соль, муку, тщательно перемешать и подготовить тесто.

Раскатать его в тонкий пласт и нарезать на квадратики. На каждый квадратик положить фарш, соединить противо-положные концы, чтобы получились треугольники и защипить. Вареники опустить в подсоленную кипящую воду, поварить в течение 5-7 минут, переложить на дуршлаг, облить горячей водой и дать ей стечь. Вареники выложить на блюдо и полить растопленным сливочным маслом. Отдельно подать сметану.

Обряды на Ивана Купалы, связанные с травами

Именно в эту ночь травы и цветы, собранные до рассвета имеют магическую исцеляющую силу. Травы и цветы, собранные в Иванов день, держали под Купальной росой. После чего сушили на солнце и хранили. Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах.

Главный магическим цветком на Ивана Купалу является папоротник. По преданию именно с этим цветком связаны клады. Считалось, если в ночь на Ивана Купалу человек найдёт цветок папоротника (а он цветет только в Купальную ночь), то он непременно приведёт к кладу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Обряд для денег с корешками-травами Заготовьте растительное сырье для приготовления оберега. Вам понадобятся корень имбиря, засушенные травы (мята, чабрец, кипрей), а также корица. В темную ночь при свечах сшейте полотняный мешочек. Затем над каждой травкой, над каждым

Из книги 33 предмета, которые принесут в дом деньги, здоровье, лад в семье и защиту от любой беды автора Зайцев Виктор Борисович

Саше с травами Эта небольшая подушечка, которую лучше сделать своими руками, предназначена для хранения ароматической смеси

Из книги Золотая книга старорусской магии, ворожбы, заклятий и гаданий автора Южин В. И.

Лечение травами легочных болезней Необходимый для жизнедеятельности организма кислород поступает через бронхи в легкие. С помощью крови он разносится в каждую клеточку тела.Углекислый газ, образуемый в тканях в результате метаболизма в процессе оксигенации,

автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Обряды на праздник Ивана Купалы В ночь на Ивана Купалы, в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными и магическими свойствами. Основными силами в эту

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Обряды на Ивана Купалы, связанные с водою В старину люди считали, что, начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. На Купальскую ночь обязательно купание в воде. В

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Обряды на Ивана Купалы, связанные с огнем Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой магической силой. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство. Согласно древним традициям большие костры разводились на берегах рек и озер. Люди

Из книги Откровения славянских богов автора Прозоров Тимур Иванович

Откровение Купалы Я великий бог света Купала. В мире светло только потому, что в мире есть я. Это я дарю всем людям свет. Это благодаря мне на небесах светят звезды и луна, а солнечный свет достигает земли, радуя всякого, кто только на земле живет. Всех, кто меня любит и

Из книги Все тайны Москвы автора Попов Александр

Призраки жен Ивана Васильевича Рассказ о Грозном все-таки не будет полным, если не упомянуть его жен.Первой стала Анастасия, дочь вдовы Захарьиной. Сразу после венчания Ивана на царство ему начали подбирать подходящую жену. Ради этого знатные сановники, окольничие и

Из книги Лечение. Как использовать молитвы, заговоры и народную медицину автора Багирова Галина

Глава третья Лечение травами Люди издревле использовали травы для лечения различных заболеваний. Бабушка Галины знала, какая трава от чего помогает, в каких пропорциях и с чем ее можно смешивать, и результат всегда был очевиден – прекрасное здоровье. Наши бабушки и

Из книги Как защититься от сглаза и порчи автора Кладникова Серафима

Защита крестами, камнями и травами Мысленно каждый день (утром и вечером) ограждайте себя крестами от всего окружающего зла, приговаривая: «Матерь Божья, защити, огради меня от лихих людей, от юс злых помыслов, от юс вражды, от юс влияния на мою жизнь. Отведи их от меня и

автора Ларин Владимир Николаевич

Глава 3. Лечение травами Сказки и уроки бабушки Ани Мы жили в Ленинграде, на 4-й линии Васильевского острова, в семиэтажном каменном доме, который до революции принадлежал нашей семье. Я те времена уже не застал и узнавал обо всем из рассказов взрослых. Родители много

Из книги Тайны русских знахарей. Целебные составы, обряды и ритуалы автора Ларин Владимир Николаевич

Как разговаривать с травами В советские годы знахарство было строжайше запрещено законом. Это считалось ненаучным – «шарлатанством», поэтому народные целители практиковали под постоянной угрозой преследования, а иногда и тюрьмы. Тем не менее, большая часть больных,

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Брахмачари Свами

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

9. «РАЗДВОЕНИЕ ИВАНА» Земля - огромная шахматная доска, и все ходы Игроков публикуются «чернокнижниками» обеих сторон. Но будьте бдительны: читая подобные книги, нельзя давать воображению ни малейшей поблажки! Не успеете оглянуться, как течение сюжета увлечет вас в омут

Из книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Притчи Ивана Тургенева Восточная легендаКто в Багдаде не знает великого Джиаффара, Солнца Вселенной?Однажды, много лет тому назад, – он был еще юношей, – прогуливался Джиаффар в окрестностях Багдада. Вдруг до слуха его долетел хриплый крик: кто-то отчаянно взывал о



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.