«Мемфис. История дизайна - Постмодернизм. Группа Мемфис Группа мемфис дизайн

Предметы мебели в стиле дизайна Мемфис

Стиль дизайна Мемфис – запоминающееся направление в декоре интерьеров. Оно было создано группой молодых дизайнеров из Милана под руководством итальянского архитектора Этторе Сотцасса. Дебют состоялся в 1981 году. Мемфис оказал значимое влияние на дизайн интерьеров 80-х годов.

Стиль дизайна Мемфис в начале своего развития

Зарождение стиля

Происхождение названия «Мемфис» такое же странное, как и суть самого проекта. Этторе Сотцасс слушал пластинку Боба Дилана с песней «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again». Неоднократное повторение фразы «Memphis Blues Again» имело решающее значение в выборе названия группы.

Необычный стеллаж в стиле Мемфис

Экспозиция

Концепция Мемфис заключалась в отрицании четких установок относительно дизайна. Стиль пропагандировал свободу творчества. Мемфис нашел выражение в нетрадиционных формах, цветах и материалах. Кроме того, это направление не претендовало на долгую жизнь в мире дизайна.

Предметы декора передают концепцию стиля Мемфис

Выставка, посвященная стилю Мемфис, состоялась в музее Диксона, Теннесси, 2014 год. Дом Карла Лагерфельда в Монте-Карло Знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд обставил свои апартаменты мебелью, спроектированной группой «Мемфис». Следующие изображения взяты из каталога Lagerfeld’s Memphis 1991 года.

Апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло

Необычные предметы мебели, спроектированные в стиле Мемфис 1980-х годов

Стиль Мемфис в дизайне современных интерьеров

На контрасте с функционализмом

По словам Этторе Сотцасса, одного функционализма в дизайне не достаточно. Дизайн должен быть чувственным и увлекательным. В отличие от других стилей эпохи постмодернизма, стиль Мемфис казался наименее озадаченным по поводу интеллектуальной составляющей своих работ. Стол спроектирован Этторе Сотцассом для испанской компании BD Barcelona Design.

Дизайн мебели в стиле Мемфис

Стеллажи под цвет панды

Дизайн стеллажа разработан одним из дизайнеров группы «Мемфис» Паолой Навоне. Серия открытых стеллажей стала появляться на выставке Salone del Mobile в Милане 2015 году.

Оригинальный стеллаж для гостиной в расцветке панды

Последователи стиля Мемфис

Группа дизайнеров «Мемфис» распалась в 1988 году. Сегодня можно найти много последователей этого эксцентричного стиля. Молодые дизайнеры очарованы его неординарностью.

Подставка под украшения

Необычные светильники

Кресло в стиле Мемфис

Диван, разработанный дизайнером группы «Мемфис»

Дизайн мебели, которую невозможно вписать ни в одни рамки

Kartell и Этторэ Сотцасс

Итальянский дом дизайна Kartell отдал дань Этторэ Сотцассу, организовав выставку работ стиля Мемфис в рамках Salone del Mobile. На мероприятии были представлены работы 10-летней давности, разработанные Сотцассом для Kartell – шесть ваз и два табурета. Кроме того, были выставлены уникальные кресла Мадемуазели Филиппа Старка.

Работы Этторэ Сотцасса, представленные на выставке Salone del Mobile в Милане в 2015 году

Безусловно, стиль Мемфис перевернул мир дизайна. Благодаря пропаганде смелых и ярких идей, этот стиль получил признание во многих странах.

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) по инициативе Соттсасса. Ее названием стало слово из названия песни Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которую слушали у Соттсасса в тот вечер. Группа просуществовала до 1988 года.

Стиль «Мемфис» был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления. Вместе с тем он привлекателен и остроумен.


  • 1 из 1

На фото:

Экспериментируя с материалами, формами и цветами, дизайнеры создавали качественные и функциональные предметы, пользующиеся спросом у потребителя. Для этого стиля характерны броские геометрические формы, яркие цвета, использование высокотехнологических материалов (например, ламинированного пластика), а также прямое цитирование элементов исторических и авангардных стилей. Изделия, как правило, выпускались ограниченными сериями при обязательной рекламной поддержке.


  • 1 из 1

На фото:

В оформлении интерьеров использовались практичные, недорогие материалы, чаще всего ламинат вызывающе ярких расцветок, с рисунком «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда», «под черепаху» или с геометрическими мотивами. Приветствовалось контрастное сочетание цветов (черные стены — белый потолок — пол в яркую клетку с узорами из геометрических фигур внутри каждой). Стены могли быть украшены коллажами , построенными по принципу хаоса.

На фото: модель Callimaco от фабрики Artemide, дизайн Sottsass Ettore.

Отличительные черты мебели этого стиля — пестрота, причудливость и непредсказуемость формы, парадоксальное смешение недорогих материалов (обивка из искусственной кожи, пластмассовые ножки и т.д.). Яркими во всех смыслах примерами могут служить кресло Oberoi (1981) от Джорджа Соудена (George Sowden) с красной обивкой и ярко-желтыми ножками, а также рабочий кабинет Beverly (1981) от Соттсасса с желтыми ламинированными дверцами «под змеиную кожу», полками «под черепаху» и красной лампой или его же рабочий шкаф Casablanca из пластика с полками причудливой формы, украшенными узором «под змеиную кожу» на красном и желтом фоне.

Основные мотивы :

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Чем может заинтересовать дизайнера и потребителя компания, производящая колонки для воспроизведения музыки рассказывает Олег Люгин, директор по развитию дистрибьюторской компании MMS Cinema.

Архитектурный стиль лофт, возникший из промышленных помещений, дает огромные возможности для фантазии. Именно здесь, в оживленных старинных фабричных зданиях, «производятся» самые креативные идеи.

Сегодня во многих российских домах появилось отдельное помещение для приема пищи. Но так было не всегда. Откуда берет свое начало столовая? Кто ее придумал, и почему она исчезла почти на столетие?

Массовому выпуску самых знаковых предметов повседневного быта предшествовали годы, а порой и десятилетия инженерных поисков. Представляем вам самые полезные изобретения для дома в истории.

В прежние века украшения новогодних ёлок символизировали евангельское предание, затем - достаток и богатство. А в XX веке по декору елей в России можно было узнать о ключевых событиях в жизни страны.

В наше время почти все родители стараются выделить для ребенка отдельную комнату. Но относительно недавно у детей не было собственных «апартаментов» или они сильно отличались от сегодняшних.

Название происходит от англ. hi-tech, сокращения от high technology – высокие технологии. Хай-тек известен также как промышленный стиль. Зародился на волне постмодернизма в Великобритании.

Постмодернистское направление в дизайне, возникшее в Великобритании в 1970-1980-х годах. Характеризуется отказом от проектирования предметов массового производства в пользу выпуска ограниченных

Название стиля происходит от сокращенного popular art (англ.) – популярное искусство. Второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. нечто

Название происходит от фр. postmodernisme – после модернизма. Главной особенностью этого направления считается хаотическое использование элементов, заимствованных из исторических стилей прошлого.

Термин восходит к франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины. Рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Его расцвет (примерно 1725-1750 годы) пришелся на времена правления

Стиль в европейском искусстве и литературе XVII - начала XIX века. Название происходит от лат. classicus - образцовый и выражает суть стиля: он ориентирован на формы античного искусства как на

Основная концепция этого стиля – подражание природным формам и преимущественное использование натуральных материалов. Он зародился в рамках стиля модерн в начале XX века.

Сюрреализм (фр. surréalisme - сверхреализм) - художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Его основателем и идеологом считают писателя и поэта

Стиль, существовавший в 1920-х годах преимущественно в России (в архитектуре, оформительском, плакатном, театрально-декорационном искусстве, издательском деле, конструировании, дизайне).

Написала для vc.ru колонку о «Мемфисе» - стиле 80-х, который собрал в себя яркие цвета, примечательные формы и хаотичность. Авторы рассказали о том, как тренд, вернувшийся в 2016 году, повлиял на веб-дизайн.

Мода циклична, дизайн тоже. В 80-х были актуальны смелые и неожиданные решения в стиле «Мемфис» - их использовали в интерьерах, одежде и графическом дизайне.

История появления и основные черты

Декабрь 1980 года, Милан. Итальянский архитектор Этторе Соттсасс создаёт новое направление в дизайне и называет его «Мемфис» - в память о песне Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again».

Мемфис зародился в Италии, но все же далек от классики и изящества. В его основе - смелость поп-арта, геометрия арт-деко и противоречивость стиля китч . Для «Мемфиса» характерны смелые цвета и смешение узоров, как на этом плакате:

В «Мемфисе» можно всё: использовать первичные цвета (цвета, которые не создаются путем смешивания), играть с композицией и смешивать текстуры. Такая свобода действий настолько вдохновляет новое поколение дизайнеров, что Wall Street Journal объявил о всплеске «нео-мемфиса» - новой волны этого экстравагантного стиля.

«Мемфис» в дизайне интерьеров

Взрывы цвета в сочетании со смелой графикой - главные детали безудержного декора в стиле «Мемфис». Примеры:

Источник: Palm & Laser и

«Мемфис» в мире моды

Модные кутюрье тоже следят за трендами. Вот такие модели одежды можно найти в коллекции Christian Dior:

Ещё примеры fashion-дизайна:

«Мемфис» в графическом дизайне

Концепция журнала Oh Hey от австралийского иллюстратора и дизайнера Shanti Sparrow:

Ещё примеры:

«Мемфис» в веб-дизайне

В России сайтов в стиле «Мемфис» немного. Точнее их нет совсем - всё на уровне концепций. Например, вот такую разработали в Ростове-на-Дону для студии красоты

Сегодня для тех, кому хочется нестандартного и яркого - немного о стиле мемфис .

Сразу оговорюсь: эти интерьеры - точно не для жизни (хотя уверена, найдутся и те, кто сможет в них комфортно существовать). Скорее, они для того, чтобы полюбоваться (или удивиться и даже ужаснуться) и взять на заметку отдельные идеи и приемы.

Лично мне нравятся в нем две черты: чистые цвета (пастельные или яркие) и такие же чистые, четкие формы и линии. Оторваться от этих картинок сложно. Но вообще-то мемфис - не столько об эстетике, сколько о философии (как и все направления в искусстве). Об этом - ниже.


Почему философия и откуда вообще такое название? Это что, что-то из Древнего Египта? А вот и нет. "Мемфис" (Memphis) - это группа дизайнеров-постмодернистов, объединившихся 11 декабря 1980 года , чтобы взглянуть на дизайн как на смелый эксперимент.

В нее вошли Этторе Сотсасс, Андреа Бранци и Микеле Де Лукки . А название группе дала песня Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" - ее друзья слушали в тот вечер, сидя дома у Этторе. Как и все постмодернисты, члены группы "Мемфис" стремились уйти от общепринятых стандартов и противопоставляли себя "хорошему вкусу" в его традиционном понимании.

С помощью чего они это делали? Эксперименты! Эксперименты с чем угодно: формой, цветом, материалом, фактурой. Но кое-что все-таки объединяло все эти предметы и интерьеры (конечно, ведь иначе и стиля бы не существовало): формы - геометрические, цвета - яркие, материалы - высокотехнологичные, орнаменты - контрастные и пестрые . А еще использование так называемых "тотемов" - вот таких конструкций:


"Мемфис" просуществовал до 1988 года. За эти 8 лет дизайнеры успели создать несколько предметов, ставших культовыми: кресло Bel Air ...

Кровать в виде боксерского ринга Tawaraya Ring ...


И стул First .


И еще несколько примеров:



Что делать, если дизайнеру от приторно хорошего вкуса с бесконечным спектром бежевого и бабушкиной обивкой для диванов в цветочек хочется зевать. Ответ прост: найди единомышленников и за ночь под музыку Боба Дилана придумай новый стиль, который покорит весь мир и получит отдельные залы в лучших музеях дизайна по всему миру. Звучит странно, но у команды Мемфис это сработало. Пытаемся разобраться: как и почему.

Как все начиналось:

Декабрьским вечером 64-летний итальянский архитектор Этторе Соттсасс собирает в своей миланской квартире пятерых молодых дизайнеров. Не смотря на внушительный бэкграунд, Этторе не собирался этим вечером наставлять молодёжь и ностальгировать о его проектах скучных и обыденных вещей для промышленных гигантов. Он хочет послушать музыку и поговорить. В ту ночь компания обсуждает философские вопросы в мире дизайна. Разношерстная по возрасту, странам (Италия, Япония, Австрия, Америка) и профессии (архитекторы, художники, дизайнеры) команда сходится в едином мнении о новой роли дизайна. Функциональные и скучные вещи уступят место новым: ярким, создающим атмосферу праздника жизни. Дорогие материалы вроде дерева и шелка говорят о стоимости мебели, но нагоняют тоску, а вот дешёвые, но яркие и податливые пластик, ламинат и металл недооценены. Название для своего движения команда нашла быстро, в тот вечер магнитофон раз за разом раз проигрывал "Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again".

Первые вещи, выпущенные новой творческой группой в единичных экземплярах быстро попали в модные журналы и каталоги. Желающие купить нестандартные жизнеутверждающие предметы интерьера сбивались с ног в поисках вожделенных объектов. Этот приятный сюрприз позволил группе Мемфис заполучить шоурум в центре Милана, заключить контракты с серьезными компаниями и увеличить тираж новых работ в разы. А чтобы донести свои идеи до большего числа людей, творческая группа «Мемфис» пишет одноименную книгу и организовывает выставки по всему миру: Париж, Лондон, Монреаль, Стокгольм, Токио, Нью-Йорк… Наличие предметов в стиле Мемфис становится обязательным условием для модного интерьера квартиры жителя любого мегаполиса. Несмотря на коммерческий успех, через 8 лет после первой ночи в Милане группа распадается. Но стиль остается навсегда.

Знаковые вещи:

Строгих правил и примет у мемфиса нет. Однако при встрече вы сразу узнаете его, хотя и не назовете автора. Поэтому учимся мемфису не на именах, а на примерах.

Урок: новая форма

Сложно придумать более простую мебель, чем стеллаж, однако Этторе и тут не отказывается от своих идей. Конструкция стеллажа ломается и раскрашивается в открытые цвета.


1981 Масанори Умэда представляет кровать Tawaraya Ring

Урок: сюрреалистическая трактовка

Дизайн кровати в виде боксерского ринга сосредоточен не на функциональном назначение предмета, а на переосмысление среды и атмосферы вокруг предмета. Сравнение любовного ложа с местом сражений двух противников выглядит оригинально и походит на сеанс психотерапии. Кстати, самая знаменитая фотография участников группы сделана на ней.


1982 Питер Шир придумывает кресло Bel Air

Урок: Игра контрастов

Контраст форм (шар и острый угл), цвета (зеленый, голубой, алый), фактур (глянец пластика и бархатистость текстиля) напоминают детскую игру, увлекательную для взрослых. Смотреть и трогать можно.


1983 стул First от Микеле де Лукки

Урок: вдохновение наукой

Встретив такой стул сразу вспоминаешь школьные уроки химии. И дело не в оси с нанизанными шарами, так сильно напоминающую модель атома. Представители мемфиса использовали новые материалы, вдохновляясь достижением науки, ведь новейшие достижение науки еще одна примета времени.


Урок: из интерьера в полиграфию

Серия плакатов выпущена не группой Мемфис, но по всем принятым правилам стиля. Перед выставкой в Осло норвежское артбюро Art Aid по заказу куратора Фредрика Вильдхагена подготовило серию плакатов. Заказ решено было выполнить в рамках стилистики мемфис, и как оказалось, не зря. Плакаты признали лучшим образцом графического дизайна 1984 года и не раз включали в подборки лучших постеров. Сегодня эта серия стала частью коллекции в музеях современного искусства Дании и Амстердама.





Новое прочтение

Возвращение к 80-м было отмечено не раз, а мемфис, как флагман этого времени, неминуемо появляется вместе с этой ностальгией.

В мире высокой моды Джон Гальяно черпал вдохновение в мемфисе для осенне-зимней коллекции Christian Dior в 2011 году.

Демократичная марка American Apparel совместно с участником группы, Натали Паскер, в 2014 году выпустила линейку одежды.


Коллекция Lee весной 2016 года также напомнила о Мемфисе.


Конечно мемфис вспоминают не только в мире одежды. В веб дизайне и в графическом дизайне яркий и геометричный стиль органично себя чувствует.





Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.