Меры безопасности при самостоятельных занятиях физкультурой. Солнечный и тепловой удары. на занятиях лыжной подготовкой

(Документ)

  • Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями (Документ)
  • Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом (Документ)
  • Питание при занятиях спортом (Документ)
  • Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Киселев П.А., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры (Документ)
  • Епифанов В.А., Апанасенко Г.Л., Фонарев М.И. и др. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник (Документ)
  • Реферат - Профилактика спортивного травматизма (Реферат)
  • Масленникова И.С., Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Нормы безопасности на электроустановки угольных разрезов (Документ)
  • n1.doc

    1. Спортивный травматизм. Характеристика, причины травматизма и меры его предупреждения……………………………………………………………..3

    2. Первая помощь при травмах………………………………………………...5

    3. Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физвоспитанию в различных спортивных секциях…………………………..6

    4. Предмет, цели и задачи гигиены. ………………………………………….12

    5. Спортивная гигиена………………………………………………………….13

    5.1. Гигиенические требования к спортивной одежде…………………….....13

    5.2. Гигиенические требования к спортивной обуви………………………...14

    6. Гигиена спортивных сооружений и спортивного оборудования………….14

    7. Заключение…………………………………………………………………..17

    8. Литература…………………………………………………………………..18

    Введение

    Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

    Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, которая опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

    Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

    В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

    Понимания роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

    Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

    Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни;

    Овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей.

    В гигиене организм человека и окружающая его среда рассматриваются как неразрывное целое, элементы единой системы «организм - внешняя среда». Именно на основе изучения особенностей влияния на организм человека различных факторов внешней среды разрабатываются конкретные гигиенические рекомендации, санитарные нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения.

    Гигиена физической культуры и спорта - это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся.

    1. Спортивный травматизм. Характеристика, причины травматизма и меры его предупреждения

    Вопросы предупреждения спортивных травм не представляют собой сугубо врачебную проблему. Они касаются всех, кто обеспечивает учебно-тренировочные занятия по физическому воспитанию, т.е. преподавателей, тренеров, судей, технического персонала. Борьба за снижение спортивных травм на занятиях по физическому воспитанию является одной из важнейших обязанностей преподавателя, заведующего кафедрой и работников медицинской службы.

    В спортивной жизни встречаются различные травмы, повреждающие ткани конечностей или отдельных органов: это выводит человека из строя, мешает заниматься трудом и спортом.

    Для предупреждения спортивного травматизма необходимо знать причины и механизм возникновения травм, а также действенные способы их предупреждения. Это сохранит полноценную профессиональную и спортивную работоспособность каждого спортсмена и того, кто любит спорт.

    Можно выделить две основные группы причин спортивных травм: группа «внешних» и группа «внутренних» факторов.

    К первой группе факторов относятся:

    Недостатки технического состояния мест занятий и инвентаря.

    Неправильная организация учебно-тренировочного процесса.

    Неблагоприятные метеорологические условия.

    Нарушение правил соревнований со стороны судейской коллегии.

    Несоблюдение режима питания.

    Ко второй группе факторов «внутренних причин», зависящих от самого спортсмена, относятся:

    Недостаточная физическая и техническая подготовленность спортсмена.

    Участие в соревнованиях и тренировках после длительного перерыва в учебно-тренировочных занятиях.

    Участие в соревнованиях в состоянии переутомления и перетренированности при наличии заболеваний или недолеченной травмы.

    Отсутствие разминки или неправильное ее проведение.

    Недисциплинированное поведение занимающихся или соревнующихся (грубость, нарушение правил).

    Меры предупреждения травматизма заключаются в следующем:

    Тренировочная нагрузка спортсмена или нагрузка на соревнованиях должна строго соответствовать функциональным возможностям организма, то есть степени подготовленности.

    Перед тренировкой, соревнованием должна проводиться тщательная разминка, особенно в холодную погоду.

    В промежутке между упражнениями (гимнастика, прыжки) необходимо принимать меры для сохранения тепла мышц. Для этого нужно соответственно одеться (теплый тренировочный костюм).

    Учебно-тренировочный процесс должен быть правильно организован, нужно избегать скученности, близкого расположения гимнастических снарядов, должна быть обеспечена надежная страховка занимающихся, необходимо строго соблюдать дисциплину.

    Присутствие тренера во время тренировки малоопытных и начинающих спортсменов обязательно!

    Спортивные площадки и спортивный инвентарь на соревнованиях и тренировках должен быть в хорошем состоянии.

    Необходимо вести неустанную борьбу со всякими проявлениями грубости и неспортивного поведения во время соревнований, особенно в играх.

    Воспитывать в себе чувство товарищества, достойного отношения друг к другу и к противнику.

    Независимо от того, новичок ли в спорте или спортсмен-разрядник, тренируйтесь только под руководством тренера, не приступайте к работе на снарядах без обеспечения страховки.

    Большое значение для предупреждения спортивных повреждений имеют выбор и состояние спортивной одежды и обуви, которая должна быть хорошо пригнана, особенно это важно при занятиях зимними видами спорта (лыжи, коньки). Надо помнить, что тесная обувь ведет к потертостям и обморожениям. Для профилактики потертостей следует ежедневно мыть ноги с мылом, а при ношении резиновой обуви – надевать шерстяные носки.

    Игрокам в футбол необходимо надевать под гетры защитные щитки, под трусы – бандаж, вратарю – ватные трусы, наколенники, налокотники и перчатки.

    Хоккеисты должны надевать перчатки, на надплечья и голень – щитки, на голову – шлем.

    Прыгуны в воду, борцы и боксеры также должны надевать бандажи. Штангисты для предупреждения растяжений связочного аппарата лучезапястного сустава необходимо надевать напульсники, с целью предохранения от перерастяжения поясничного отдела позвоночника - широкий кожаный пояс, во избежание скольжения рук пользоваться магнезией.

    Частое повреждение у гимнастов – срыв мозолей на ладонях.

    При слабости связочного аппарата следует применять во время тренировок и соревнований эластические бинты.

    Большое значение имеет разминка перед тренировкой или соревнованием: она приводится для подготовки организма к повышенной нагрузке и мобилизации внимания спортсменов. Большую роль в профилактике спортивного травматизма имеют своевременные осмотры у врача.

    Тренируясь или выступая в болезненном состоянии на соревнованиях или сразу после перенесенного заболевания, спортсмен может перенапрячься или переутомиться, что в большинстве случаев приводит к нарушениям в координации движений и как следствие к травме.

    Врач поможет спортсмену и тренеру правильно разобраться и предупредить нежелательные последствия. Следует знать, что даже мелкая спортивная травма, вовремя не леченная, в дальнейшем может привести к хроническому заболеванию, которое трудно лечится. Спортсмен и тренер должны тщательно анализировать каждый случай спортивной травмы, чтобы в будущем исключить ее причину. Этому поможет своевременный и точный анализ и учет травм, как легкой, так и тяжелой.

    2. Первая помощь при травмах

    Оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию особенно значителен тогда, когда преподаватель, тренер владеет определенным запасом медицинских знаний. Очень велико значение правильно организованной взаимопомощи при спортивных травмах. Каждый занимающийся физической культурой и спортом должен быть обучен правилам оказания первой помощи при травмах.

    При растяжениях и разрывах связок

    Догадаться, что у человека проблемы со связками, можно по резкой боли в поврежденном суставе. Если при этом сустав отек или посинел, им трудно пошевелить, а при ощупывании боль становится просто невыносимой - это похоже на растяжение или даже разрыв связок (хотя возможен и перелом, см. ниже). Не откладывая, наложите на поврежденный сустав повязку, которая будет ограничивать его движения, сверху приложите лед или холодный компресс. Пострадавшую конечность положите на возвышение.

    При вывихах

    Узнать вывих можно по неестественному положению конечности и практически полной неподвижности сустава. Разумеется, пострадавший ощущает сильную боль. Может возникнуть и отек сустава, и кровоизлияние в него. Вправлять вывих самому ни в коем случае нельзя! Вывихнутую конечность нужно постараться зафиксировать в наиболее удобном для пострадавшего положении (повязка) и приложить лед.

    При ушибах

    На место ушиба положите холодный компресс, не помешает и фиксирующая повязка.

    При переломах

    Точно понять, перелом это или нет, можно только по рентгеновскому снимку. Пока у вас имеется только подозрение на него, соблюдайте осторожность. Срочно (и вместе с тем аккуратно) наложите на пострадавшую конечность шину из подручных средств и эластичного или обычного бинта. Необходимо ограничить движения кости в области повреждения, причем желательно зафиксировать не только пострадавшую кость, но и выше- и нижележащие суставы. При открытых переломах перед наложением шины на рану сначала накладывают стерильную повязку.

    При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего необходимо уложить на твердую ровную поверхность: щит или доски. При переломе и вывихе шейных позвонков кости фиксируют при помощи проволочной шины, которую накладывают со спины.

    При ранах

    Если рана глубокая, хорошенько промойте ее проточной водой (около 5 л). Не стоит удалять из раны глубоко погруженные инородные тела. Стабилизируйте инородное тело с помощью объемной повязки и по мере необходимости иммобилизуйте шинами.

    При сильном кровотечении попытайтесь его остановить: пережмите поврежденный сосуд выше места ранения, наложите тугую повязку или жгут. Не забудьте, что в теплое время года жгут можно не снимать в течение 1,5 ч, а в холодное - 1 ч. По истечении указанного времени жгут нужно ослабить на 5 мин, предварительно прижав пальцем поврежденный сосуд выше раны, а затем снова затянуть.

    Обработайте края раны стерильной марлей или ватным шариком, смоченным перекисью водорода или спирта (водкой, одеколоном). Тщательно протрите кожу вокруг раны. После этого смажьте края йодом, не касаясь самой раны. Наложите сухую чистую повязку.

    Легкие ссадины и царапины можно целиком потереть перекисью или спиртовым раствором и смазать йодом, а потом наложить повязку.

    При сдавлении

    Как можно быстрее освободите пострадавшего из завала, развалин, транспортного средства. На основание сдавленной конечности наложите жгут. Зафиксируйте конечность повязкой, используя подручные средства, и придайте ей возвышенное положение. Больному требуется обильное питье - минеральная или содовая вода.

    При обморожении

    Как можно быстрее согрейте обмороженный участок, но ни в коем случае не растирайте его снегом - так можно только увеличить опасность полного омертвения тканей. Не следует согревать обмороженные места сухим теплом, лучше всего погрузить их в теплую воду (чуть выше 40 градусов). Поменьше трогайте кожу на пострадавших участках.

    При ожогах

    При наличии резкой боли пострадавшему дают обезболивающие лекарства (анальгин). Обожженную конечность можно опустить в проточную холодную воду. Для облегчения боли на область ожога хорошо распылить Пантенол-спрей; при легких ожогах можно использовать мазь «Спасатель». При подозрении на серьезный ожог следует сразу вызывать «Скорую помощь».

    3. Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физвоспитанию в различных спортивных секциях

    1. К занятиям гимнастикой допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.


    • при выполнении упражнений на неисправных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

    • при выполнении упражнений на загрязненных спортивных, а также при выполнении упражнений на снарядах с влажными ладонями.
    3. В спортивном зале должны быть огнетушители и аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

    Требования безопасности перед началом занятий.

    1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

    3. Проверить надежность крепления перекладины, опор гимнастического коня и козла, закрепление стопорных винтов брусьев.

    4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

    1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя, преподавателя или его помощника, а также без страховки.

    2. При выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая.

    3. Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другим учащимся.

    4. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

    5. При поточном выполнении упражнений /один за другим/ соблюдать достаточные интервалы, чтобы и не было столкновений.

    1. При появлении во время занятий боли в суставах рук, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю, преподавателю.

    2. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания с помощью средств пожаротушения.

    3. При получении учащимся травмы немедленно оказать ему первую помощь, при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу.

    Требования безопасности по окончании занятий.

    1.Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

    2. Протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить шкуркой.

    3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

    4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

    Инструкция по технике безопасности на занятиях по лыжной подготовке

    Общие требования безопасности

    1. К занятиям по лыжной подготовке допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

    2. Опасность возникновения травм:


    • при падении во время спуска с горы или прыжков с трамплина;

    • при ненадежных креплениях лыж;

    • обморожения при проведения занятий на ветре более чем 1,5 – 2,0 м/с и при температуре воздуха ниже 20 градусов Цельсия.
    3. На занятиях по лыжной подготовке должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой помощи пострадавшим.

    Требования безопасности перед началом занятий .

    1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки, перчатки или варежки / последние предпочтительнее/. Для защиты от ветра желательно сверху надеть легкую куртку из плащевой ткани.

    2. проверить исправность спортивного инвентаря и подогнать крепления лыж к обуви.

    3. Проверить подготовленность лыжни или трассы.

    Требования безопасности во время занятий.

    1. Соблюдать интервал при движении на лыжах: на дистанции – 3-4 м, при спуске с горы – не менее 30 м.

    2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

    3. После спуска с горы не останавливаться у подножия.

    4. Наблюдать друг за другом и немедленно сообщать, преподавателю о первых признаках обморожения.

    5. Во избежание потертостей не надевать тесную или слишком свободную обувь.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях.

    1. При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом преподавателю и с его разрешения двигаться к лыжной базе.

    2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю.

    3. При получении учащимся травмы немедленно оказать ему первую помощь; при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу.

    Требования безопасности по окончании занятий

    1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

    2. Убрать спортивный инвентарь в места его хранения.

    3. Принять душ или тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

    Техника безопасности во время занятий гимнастикой


    1. В спортивном зале разрешается ходить в спортивной одежде. Одежда должна быть удобной для занятий, чистой, опрятной.

    2. Перед выполнением упражнений на снарядах необходимо проверить их исправность.

    3. Упражнения на снарядах выполняются только в присутствии преподавателя.

    4. Перед занятиями гимнастикой необходимо сообщить преподавателю о состоянии своего здоровья.
    Требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса и к спортивному инвентарю.

    А. Требования к крытым спортивным сооружениям, спортивному залу.

    1. Помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ.

    2. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.

    3. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской.

    4. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми.

    5. Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м квадратный.

    6. Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков.

    7. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при касании стен.

    8. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены.

    9. Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступающего порога.

    10. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола и солнцезащитные приспособления.

    11. В качестве источников света для залов должны быть использованы либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественного отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30 градусов не допускается.

    12. Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно- вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово – предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно- гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

    13. Вентиляция и отопление должно обеспечивать возможность отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильником или двух полосным выключателем. Рубильник должен управляться и устанавливаться вне помещений – в коридоре, на лестничной площадке и др.

    14. Для механической уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

    Б. Требования к открытым площадкам.

    1. Открытые спортивные площадки должны быть расположены в спортивной зоне на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.

    2. Спортивная зона должна иметь ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м. Допускается в качестве ограждения использовать кустарник с неядовитыми, не колючими и не пылящими плодами.

    3. Площадка для подвижных игр должна быть установленных размеров, ровной, очищенной от камней и других инородных предметов.

    4. Площадки нельзя ограждать канавками, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем 2м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, могущих причинить травму.

    5. Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, не иметь бугров, ям, скользкого грунта. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

    6. Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхленным на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть чистым, грунт разровнен.

    7. Места, предназначенные для метаний, располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест

    8. Место проведения занятий по лыжной подготовке – профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.

    9. Учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра, иметь уклон не более 4 градусов. Размер площадки выбирается с таким расчетом, чтобы постоянная дистанция между двигающимися лыжниками была не менее 10м.

    10. Учебный и тренировочный склон должен иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ним камней, пней или деревьев, глубоких ям и выбоин, образующих трамплины. Склон не должен иметь обледенелости и обнаженных участков.

    11. Катки с искусственным ледяным покрытием должны иметь толщину льда не менее 15 см, уклон должен быть не более 10мм/м. Толщина льда на естественном водоеме, оборудованном для учения катанию на коньках, должна быть не менее 25 см.

    12. Катки и конькобежные дорожки должны иметь ровную без трещин и выбоин поверхность. Все возникшие повреждения поверхности льда немедленно ограждаются. Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадки не менее 8 метров квадратных на одного учащегося.

    13.Освещенность открытых спортивных площадок должна соответствовать нормам.

    Требования к спортивному инвентарю и оборудованию .

    1. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Основные размеры и методы испытания гимнастических снарядов приведены в приложении №4.

    2. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления / гайки, винт/ должны быть надежно закреплены.

    3. Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещин жердь необходимо заменить.

    4. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.

    5. Бревно гимнастическое не должно иметь трещин, заусениц на брусе, заметного искривления.

    6. Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться, прочно закрепляться в заданном положении.

    7. Гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предполагаемого срыва и падения.

    8. Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.

    9. Мячи набивные используются строго по номерам в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.

    10. Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.

    11. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда.

    12. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально:

    13. Палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками. Острие для упора, ограничительное кольцо;

    14. Поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусениц и скосов, скользящая поверхность должна быть просмолена и смазана специальными мазями в соответствии с погодными условиями.
    4. Предмет, цели и задачи гигиены

    Целью гигиены является первичная профилактика нарушений здоровья и возникновения различных заболеваний у человека.

    Предмет гигиены - влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функциональное со стояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность.

    В гигиене под внешней средой понимается комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов, в которых протекает жизнедеятельность (труд, учеба, отдых) человека.

    Основные задачи гигиены:

    – разработка профилактических мероприятий, направленных на предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды на человека;

    – повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным влияниям различных факторов окружающей среды;

    – сохранение и укрепление состояния здоровья, физического развития, повышение работоспособности различных групп населения.

    Гигиенический норматив - это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

    Гигиенические задачи решаются на основе использования комплекса специфических гигиенических средств, которые обеспечивают первичную профилактику нарушения индивидуального и общественного здоровья. К основным гигиеническим средствам относятся:

    – улучшение условий жизнедеятельности;

    – улучшение условий и организации труда, учебы и отдыха;

    – рациональное питание;

    – оптимизация двигательной активности;

    – закаливание.

    В гигиене при решении частных гигиенических задач используется широкий комплекс различных методов исследования. За время существования и развития гигиены в ней разработан комплекс специальных методов исследования внешней среды и ее влияния на здоровье населения.
    5. Спортивная гигиена

    Гигиена как отрасль медицинской науки включает в себя гигиену окружающей среды, гигиену питания, гигиену детей и подростков, гигиену труда, радиационную гигиену, военную гигиену, социальную гигиену, гигиену физической культуры и спорта.

    На основе изучения влияния различных факторов, связанных с занятиями физическими упражнениями, разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышение их оздоровительной эффективности, а также повышение общей и специальной (спортивной) работоспособности, уровня спортивных результатов при условии сохранения и укрепления здоровья занимающихся. Цели гигиены физического воспитания и спорта - профилактика различных заболеваний, связанных с воздействиями факторов физической культуры и спорта на лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышение оздоровительной эффективности занятий на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

    Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.

    5.1 Гигиенические требования к спортивной одежде

    Спортивная одежда и обувь - это одежда и обувь, специально предназначенные для занятий различными видами спорта. Они являются частью индивидуального снаряжения.

    Спортивная одежда и обувь должны обеспечивать благоприятные условия функционирования организма при интенсивных занятиях физическими упражнениями и спортом в различных метеорологических условиях. При этом должны учитываться также специфические особенности видов спорта и правила соревнований. Особенности конструкции одежды и обуви должны не только учитывать спортивно-технические требования, но и соответствовать правилам гигиены.

    Спортивная одежда должна поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма во время занятий физическими упражнениями и спортом, обеспечивать эффективную спортивную деятельность, защиту от травм и механических повреждений. Она должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать по росту и полноте. Современная спортивная одежда отличается большой степенью прилегания к телу, без припусков на свободу облегания, что связано с лучшими аэродинамическими свойствами плотно облегающей эластичной одежды.

    Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, ее гигиенические свойства, а также гигиенические свойства тканей, из которых она изготавливается (воздухопроницаемость, паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гигроскопичность, гибкость, сминаемость и др.).

    Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.

    5.2 Гигиенические требования к спортивной обуви

    Гигиенические требования к спортивной обуви во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной, мягкой и эластичной. Она должна иметь хорошую водоупорность, достаточную вентилируемость, после увлажнения не терять гибкости и не изменять форму и размеры. Спортивная обувь должна соответствовать погодным условиям и особенностям занятий различными видами физических упражнений и спорта.

    Материалы обуви должны быть прочными, обладать плохой теплопроводностью (для зимней обуви), хорошей воздухопроницаемостью, защищать от сырости, охлаждения, обморожения и механических воздействий.

    Важное значение имеет форма спортивной обуви. Она должна равномерно облегать стопу, фиксировать ее форму, не сдавливать мягкие ткани стопы; не причинять боли как в состоянии покоя, так и при движении; не ограничивать движения в суставах, а также обеспечивать максимальную свободу движений.

    Для изготовления спортивной обуви применяются различные материалы: кожа, ее заменители, мех, резина, тонкий брезент, парусина и др. Лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочная, достаточно мягкая и эластичная, хорошо защищает от сырости и механических повреждений, малотеплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры после увлажнения и последующего высушивания.

    6. Гигиена спортивных сооружений и оборудования.

    Спортивные сооружения должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. К гигиеническим требованиям спортивных сооружений предъявляются особо высокие требования, так как от их санитарного состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и спортом. После сдачи спортивного сооружения в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологической станции и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор этих помещений. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен иметься на всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, правил содержания и эксплуатации спортивных сооружений несёт администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических норм и правил администрация привлекается к ответственности.

    Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям . Спортивные помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться в специальных или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Служебные помещения в спортивном сооружении должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной для верхней одежды - раздевалки мужские и женские (с душевыми и туалетами) - спортивный зал. Подробное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов.

    Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления должны быть расположены в нишах под окнами и укрыты защитными решётками. Дверные проёмы не должны иметь выступающих наличников.

    При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние света на психофизиологические функции: зелёный цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и жёлтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции помещения. Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов,

    Нескользким, эластичным, легко моющимся.

    Особое гигиеническое значение имеет создание в залах оптимальных микроклиматических условий: температура воздуха должна поддерживаться на уровне +15(С, относительная влажность - 35-60%, скорость движения воздуха - 0,5 м/с. В залах для борьбы и настольного тенниса скорость движения воздуха не должна превышать 0,25 м/с, а в душевых, раздевальнях и массажных - 0,15 м/с. Для обеспечения необходимого воздухообмена предусматривается устройство центральной приточно-вытяжной вентиляции с расчётом на подачу наружного воздуха не менее 80м3 в час на одного занимающегося и 20м3 в час - на одного зрителя. Если нет такой возможности, устраивается децентрализованная искусственная вентиляция с максимальным проветриванием помещений через фрамуги и форточки. Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками рассеянного или отражённого света. Освещение должно быть равномерным и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещённости в соответствии с установленными нормами. Медицинский пункт размещают в непосредственной близости от спортивного зала. На видных местах должны находиться указательные стрелки, показывающие месторасположения медицинского пункта. Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определённым стандартам по форме, весу и качеству материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований, направленных на предупреждение спортивных травм, устранение загрязнения воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся. Всё это создаёт условия для нормального учебно-тренировочного процесса. В спортивных залах необходимо ежедневно проводить влажную уборку, а один раз в неделю - генеральную уборку с мытьём полов, стен и чисткой оборудования. Особый санитарно-гигиенический режим устанавливается для искусственных крытых плавательных бассейнов. Температура воздуха в них может колебаться от +24(до +27(С, воды - от +26(до +29(С (воздух всегда должен быть на 2-3(выше температуры воды). Вода должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой. С этой целью каждые 2 часа берутся пробы воды, которые исследуются в лаборатории. Для предупреждения возможного загрязнения воды в бассейн допускаются только лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр. В крытых спортивных сооружениях категорически запрещается курить, а также заниматься не в спортивной форме.

    Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Эти сооружения, располагаемые на открытом воздухе, могут быть отдельными или комплексными. Открытые плоскостные спортивные сооружения должны иметь специальное покрытие с ровной и нескользящей поверхностью, не пылящейся в сухое время года и не содержащей механических включений, которые могут привести к травме. Травяное покрытие (зелёный газон), кроме того, должно быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к вытаптыванию и частой стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде. Покрытие должно иметь уклоны для отвода поверхностных вод. На территории открытых спортивных сооружений необходимо соорудить фонтанчики с питьевой водой (радиус обслуживания не более 75 м). Туалеты должны располагаться на расстоянии не более 150 м от открытых спортивных сооружений. При проектировании системы искусственного освещения на площадках для спортивных игр необходимо обеспечить оптимальную освещённость не только поверхности самой площадки (горизонтальная освещённость), но и пространства в пределах полёта мяча (вертикальная освещённость). Освещение должно быть равномерным.

    Заключение

    Меры безопасности - это мероприятия по безопасности, осуществляемые государственными и общественными организациями, предприятиями и частными лицами на основе действующих в стране законов и нормативно-правовых актов. Правила безопасного поведения - порядок безопасного выполнения работ, разработанный на основе действующих мер безопасности.

    Личная система безопасности и выживания - это на самоцель, это инструмент безопасной жизнедеятельности. Она создается не за один день и постоянно совершенствуется на протяжении всей жизни человека.

    Физическая культура и спорт это область направлений жизнедеятельности человека, в котором важную роль играют правила безопасности.

    Правила безопасности при выполнении физических упражнений имеют большое значение для эффективности таких упражнений.

    В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности.

    Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.

    По своей природе гигиена - наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

    Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиени­ческими навыками.
    Литература

    1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

    2. Васильева Т. В жизни всегда есть место спорту // Социальное обеспечение. 1997. № 7.

    3. Видякин М. В., Виненко В. И.: «Физкультура»; М., «ВЛАДОС», 2005.

    4. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., 1996.

    5. Дубровский В. И.: «Лечебная физкультура и врачебный контроль»; М., «Медицинское информационное агентство», 2006.

    6. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия» 2000г. -264с.

    7. Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.: 1983.

    8. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры. - М., 1990.

    9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

    10. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000г. -480с.

    11. «Физическая культура студента», под ред. В. И. Ильинича; М., «Гардарика», 2005.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

    Технологический институт

    Меры безопасности на занятиях физической культуры и спорта.

    Гигиенические требования и нормы

    Правила техники безопасности при занятии физическими упражнениями

    Во время занятий физическими упражнениями следует соблюдать правила техники безопасности. Большое значение имеет подготовка мест занятий, наличие подготовленного исправно спортивного оборудования и инвентаря. Спортивные площадки для занятий физическими упражнениями и подвижными играми должны быть расположены на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов и других помещений. Покрытие площадок должно быть ровным, без камней и других предметов.

    Особые требования к оборудованию спортивных залов. Пол зала должна быть равной, окрашены, что позволяет быстро проводить влажную уборку. В начале занятий пол должен быть не только чистая, но и сухая. На влажной поверхности можно посковзнутися, особенно в спортивных и подвижных играх, при беге и прыжках.

    Для того, чтобы не было травматизма, нужно заниматься в обуви на резиновой подошве. Обувь на кожаной подошве скользкая даже на сухой поверхности.

    Спортивное оборудование и снаряды должны быть не повреждены и соответствовать гигиеническим требованиям. При выполнении физических упражнений инвентарь должен находиться в закрепленном положении. Круг гимн. снарядов и под ними обязательно надо положить гимнастические мать. Во время падения или зискокив они предотвращают различным повреждениям.

    Во время бега на короткие дистанции нельзя перебегать на соседнюю дорожку, это может привести к столкновение учащихся. Все беговые соревнования проводят при движения в одном направлении.

    В прыжках надо четко придерживаться очереди выполнения. Особой осторожности требует метанию. Нельзя находиться в местах приземления мяча, гранаты. Категорически запрещается на всех занятиях нарушать дисциплину, выполнять упражнения без разрешения учителя.

    Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

    Общими для всех видов занятий можно считать следующие правила

    Соблюдение дисциплины в ходе занятий (при выполнении с товарищами по классу быть внимательными и осторожными, не мешать друг другу, не толкаться, не кричать).

    Следить за расписанием учебных занятий, на урок приходить без опоздания.

    2. Заниматься только с учителем или его помощником, обязательно выполнять все их требования (запрещается без педагога выполнять сложные и неизвестные упражнения).

    3. Обязательное выполнение разминки, способствующей разогреванию основных групп мышц.

    4. Не покидать без разрешения учителя место занятий.

    5. Выполнение упражнений только на исправном оборудовании; бережно относиться к инвентарю и оборудованию; закончив выполнение упражнений с инвентарём (мячи, палки, скакалки…) класть его в место его хранения (специально отведённое место).

    6. Соответствие спортивной одежды и обуви занятиям физической культурой, погодным и другим условиям. Обувь должна быть чистой и с нескользкой подошвой.

    7. Одежду и обувь для физической культуры необходимо приносить с собой в сумке (пакете). Перед тем, как приступить к занятиям необходимо, надеть спортивный костюм и обувь. После окончания занятий необходимо снять спортивный костюм и обувь, надеть школьную форму (или другую одежду и обувь), вымыть лицо и руки с мылом.

    8. На спортивной площадке и в зале не сорить, следить за чистотой.

    9. Участие в занятиях только при хорошем самочувствии.

    10. Все освобождённые от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья, должны присутствовать на уроке.

    11. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности.

    Требования безопасности во время занятий лёгкой атлетикой

    При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке (прямо). Дорожка должна продолжаться не менее 15 м. за финишной отметкой.

    Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

    Во время бега не толкаться, не ставить подножки.

    Перед выполнением упражнений по метанию просмотреть, нет ли людей в секторе для метания.

    Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

    Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя.

    Не подавать снаряд (мяч, гранату) для метания друг другу броском.

    Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

    Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

    При выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега потоком (друг за другом) соблюдать определённую дистанцию, начинать разбег лишь после того, как впереди прыгающий покинет место приземления (прыжковую яму), не перебегать дорогу выполняющему разбег, не оставлять в прыжковой яме лопаты, грабли, другой инвентарь.

    Требования безопасности во время занятий гимнастикой

    Перед занятием необходимо проверить надёжность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепления стопорных винтов брусьев.

    В местах соскоков со снарядов положить необходимое количество гимнастических матов так, чтобы их поверхность была ровной, между матами не было щелей.

    Запрещается выполнять опорные прыжки, а так же упражнения на других гимнастических снарядах без страховки.

    Запрещается спускаться вниз по канату или шесту соскальзыванием.

    Запрещается находиться в близи гимнастического снаряда, если на нём работает другой ученик (допускается быть только страхующему).

    При выполнении акробатических упражнений строго выполнять заданный учителем интервал и дистанцию.

    При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

    При проведении подвижных игр необходимо

    Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя занятий.

    Строго соблюдать правила проведения подвижных игр.

    Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

    При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

    Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

    Требования безопасности при проведении игр по баскетболу, футболу, волейболу

    Необходимо снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти на руках должны быть коротко острижены.

    Проверить исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования (мячи, стойки, кольца, сетки, состояние спортивных площадок и футбольного поля и т.д.).

    Начинать игру и заканчивать только по сигналу (команде) судьи.

    Не нарушать правил проведения соревнований, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые судьёй игры.

    Избегать столкновений с другими участниками соревнований (партнёрами по команде или соперниками), не допускать толчков и ударов по их рукам и ногам.

    При падении необходимо сгруппироваться во избежание травмы.

    Во время проведения игры на спортивной площадке или футбольном поле не должно быть посторонних лиц и предметов, которые могут стать причиной травм. Все выступающие предметы должны быть заставлены гимнастическими матами или ограждены.

    Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке

    1. Требования безопасности перед началом занятий

    Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха ниже - 10оС надеть плавки.

    Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

    Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

    2. Требования безопасности во время занятий

    Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.

    При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

    После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

    Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю) о первых же признаках обморожения.

    Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

    3.Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю) и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.

    При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

    При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

    4. Требования безопасности по окончании занятий

    Удрать инвентарь в отведённое место.

    Переодеться в сухую одежду.

    Техника безопасности при проведении занятий в тренажерном зале .

    Проверить исправность и надежность установки и крепления всех тренажеров.

    Начинать выполнение упражнений на тренажерах и заканчивать их только по команде (сигналу) учителя (преподавателя, тренера).

    Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных тренажерах.

    Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности.

    Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя (преподавателя, тренера), самовольно не предпринимать никаких действий.

    Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.

    Привести в исходное положение все тренажеры, проверить их исправность.

    Техника безопасности при проведении спортивных мероприятий .

    Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения.

    Во время спортивных соревнований участники должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

    При плохом самочувствии прекратить участие в спортивных соревнованиях и сообщить об этом судье соревнований.

    О получении травмы участником соревнований немедленно сообщить судье соревнований, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

    В процессе самостоятельных занятий должны быть приняты меры предупреждения травматизма. Причинами травматизма могут быть нарушения в методике занятий, невыполнение методических принципов доступности, постепенности и учета индивидуальных особенностей занимающихся, неудовлетворительное состояние инвентаря и оборудования, плохая подготовка мест занятий, незнание и несоблюдение мероприятий по самостраховке, перегрузка занимающимися площадок и залов по сравнению с нормами площади на одного занимающегося, плохое санитарно-техническое состояние мест занятий, недостаток освещения, скользкие полы, отсутствие вентиляции, недисциплинированность занимающихся. Необходимо учитывать внутренние обстоятельства, приводящие к спортивным травмам. К ним относятся: занятия в состоянии утомления или переутомления, индивидуальные особенности состояния здоровья организма, соответствие одежды и обуви температурным и природным условиям.

    Существуют определенные условия и требования, которые необходимо соблюдать при проведении занятий физической культуры и спортом. Стены спортивного зала на высоту до 1,8м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала должны быть закрыты панелями или другими защитными материалами. Приборы отопления необходимо закрыть сетками или плитами, они не должны выступать из плоскости стены. Полы спортивных залов делают упругими, они должны иметь ровную и не скользкую поверхность. При выполнении упражнений необходима соответствующая страховка или помощь. Во время занятиях на гимнастических снарядах надо следить за тем, чтобы гимнастические маты были постелены возле снарядов. Гимнастические маты надо укладывать с плотной стыковкой, без щелей между ними. Спортивные площадки должны иметь ровную поверхность, очищенную от посторонних предметов. Площадки нельзя ограждать канавками, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее, чем на 2м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, могущих причинить травму. Беговые дорожки должны быть специально оборудованными, не иметь бугров, впадин, скользких участков грунта. За линией финиша дорожка должна продолжаться не менее 15м.

    В бассейне в душевые категорически запрещается заносить моющие средства в стеклянной посуде. Вход в воду, так же как и выход из воды, разрешается только с ведома тренера, прыжки с бортика запрещаются. Нельзя держаться за разделительные дорожки, бросать плавтельные доски с бортика в воду и из воды на кафель, входить на вышку и прыгать с нее без разрешения и наблюдения учителя, вносить в бассейн посторонние предметы, создавать излишние шумы, подавать ложные сигналы о помощи утопающему, в воде подныривать, толкаться, переходить на чужую дорожку. Все эти нарушения правил могут привести к несчастным случаям.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Технологический колледж ФГБОУ СПО

    «Южно-Уральский государственный университет»

    (Национальный исследовательский университет)

    по физической культуре

    на тему: «Меры предосторожности во время занятий физической культурой»

    Выполнил студент «190» группы

    Специальность Правоохранительная деятельность

    Проверил: преподаватель физ. культуры

    Жукова Кристина Ивановна

    Челябинск 2013

    Введение

    1. Общие правила безопасности

    2. Требования безопасности при проведении игр по: баскетболу, футболу, волейболу

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Главная задача школьного физического воспитания - всемерно способствовать укреплению здоровья учащихся, научить их как улучшить физическую подготовленность, воспитать бодрость духа и высокие нравственные качества. На это и нацелены все занятия физическими упражнениями. На уроках физической культуры изучают элементы лёгкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки, подвижные и спортивные игры. Такое же содержание в основном и самостоятельных занятий учащихся. И всегда, и всюду необходимо соблюдать правила безопасности.

    физический воспитание безопасность

    1. Общие правила безопасности

    Соблюдение дисциплины в ходе занятий (при выполнении с товарищами по классу быть внимательными и осторожными, не мешать друг другу, не толкаться, не кричать).

    Заниматься только с учителем или его помощником, обязательно выполнять все их требования (запрещается без педагога выполнять сложные и неизвестные упражнения)

    Обязательное выполнение разминки, способствующей разогреванию основных групп мышц.

    Не покидать без разрешения учителя место занятий.

    Выполнение упражнений только на исправном оборудовании; бережно относиться к инвентарю и оборудованию; закончив выполнение упражнений с инвентарём (мячи, палки, скакалки…) класть его - в место его хранения (специально отведённое место).

    Соответствие спортивной одежды и обуви занятиям физической культурой, погодным и другим условиям. Обувь должна быть чистой и с нескользкой подошвой.

    Одежду и обувь для физической культуры необходимо приносить с собой в сумке (пакете). Перед тем, как приступить к занятиям необходимо, надеть спортивный костюм и обувь. После окончания занятий необходимо снять спортивный костюм и обувь, надеть школьную форму (или другую одежду и обувь), вымыть лицо и руки с мылом.

    На спортивной площадке и в зале не сорить, следить за чистотой.

    Участие в занятиях только при хорошем самочувствии.

    Все освобождённые от занятий физическими упражнениями, по состоянию здоровья, должны присутствовать на уроке.

    2. Требования безопасности при проведении игр по баскетболу, футболу, волейболу

    Необходимо снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти на руках должны быть коротко острижены.

    Проверить исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования (мячи, стойки, кольца, сетки, состояние спортивных площадок и футбольного поля и т.д.).

    Начинать игру и заканчивать только по сигналу (команде) судьи.

    Не нарушать правил проведения соревнований, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые судьёй игры.

    Избегать столкновений с другими участниками соревнований (партнёрами по команде или соперниками), не допускать толчков и ударов по их рукам и ногам.

    При падении необходимо сгруппироваться во избежание травмы.

    Во время проведения игры на спортивной площадке или футбольном поле не должно быть посторонних лиц и предметов, которые могут стать причиной травм. Все выступающие предметы должны быть заставлены гимнастическими матами или ограждены.

    Заключение

    Ни при каких обстоятельствах дети не должны воспринимать ни коллективные, ни индивидуальные физические нагрузки как наказание. Им необходимо разъяснять, что физкультура как учебная дисциплина, коллективные и индивидуальные физические нагрузки обладают важнейшим лечебным свойством, оздоравливающим организм, воспитывающим лучшие моральные и нравственные качества. Но это не только психологическая и педагогическая проблема. Это и проблема медицинская, касающаяся здоровья детей и подростков. В медицине известны многие процедуры лечебной физкультуры с использованием физических нагрузок, излечивающих известные многим болезненные состояния.

    Список литературы

    1. Учительская (независимое педагогическое издание) Газета

    2. http://www.ug.ru

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Совершенствование физического воспитания старшеклассников с использованием средств атлетической гимнастики. Занятия физической культурой и спортом в процессе физического воспитания. Обоснование силовой направленности, содержание самостоятельных занятий.

      дипломная работа , добавлен 06.06.2008

      Специфические особенности деятельности младших школьников на уроках физической культуры. Проведение отбора музыкальных произведений для разных этапов и видов занятий с целью повышения результативности и активности учащихся во время физического воспитания.

      дипломная работа , добавлен 27.10.2010

      Физическая культура в системе образования. Форма и средства физического воспитания. Виды спорта и двигательной активности, методика занятий физической культурой на базе государственной образовательных стандартов и норматива физической подготовленности.

      реферат , добавлен 29.05.2015

      курсовая работа , добавлен 09.05.2011

      Формы занятий физического воспитания. Анализ неурочных форм построения занятий в физическом воспитании. Зависимость нагрузки гигиенической гимнастики от возраста. Классификация занятий неурочного типа по целевой направленности и сторонам организации.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2012

      Особенности техники безопасности и мер профилактики травматизма на уроках физической культуры в младшей школе. Оказание первой доврачебной помощи при травмах, возникших в результате несоблюдения техники безопасности на занятиях физической культурой.

      дипломная работа , добавлен 11.05.2010

      Организация занятий по футболу на уроках физической культуры и здоровья. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. Методика обучения технике обманных движений с торможением и сменой направления движения с мячом и без мяча.

      курсовая работа , добавлен 29.03.2017

      Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем. Организация физического воспитания школьнико с ослабленным здоровьем. Особенности Методика проведения занятий при распространенных заболеваниях.

      дипломная работа , добавлен 06.06.2008

      Психофизическое развитие детей младшего школьного возраста. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий физической культурой. Исследование исходного состояния проблемы развития познавательного интереса к урокам физкультуры.

      научная работа , добавлен 07.07.2015

      Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    Введение

    спортивный занятие безопасность

    Занятия в спортивном зале, на стадионе, на специальных площадках - словом, везде, где установлены спортивные сооружения, требуют от учителя или иного организатора занятий серьезного подхода и точного соблюдения правил техники безопасности. Для организации техники безопасности должны быть реализованы организационные и технические методы обеспечения безопасности. Основное содержание мероприятий по технике безопасности это профилактика травматизма, или предупреждение несчастных случаев на занятиях. Не верно рассматривать травматизм на занятиях только в связи с совершенством конструкций и рациональной организацией занятий. Не меньшее значение в возникновении несчастных случаев имеет воздействие на организм человека факторов внешней среды, то есть состояние воздушной среды. В целом это влажность, температура, загрязненность пылью, а так же уровень освещенности места занятий.

    Следовательно, условия и безопасность занятий физической культурой и спортом определяются как совершенством применяемых сооружений и организации занятий, так и окружающей занимающихся санитарно-гигиенической обстановкой. Не менее важной является и нормативная регламентация техники безопасности занятий физической культурой и спортом, наличие специальных инструкций для занимающихся и персонала, проведение инструктажей и сдача экзамена или зачета по технике безопасности.

    1. Причины травматизма при занятиях на спортивных сооружениях

    Причины травматизма в их взаимосвязи показаны на рисунке 1.

    Рисунок 1. Взаимосвязь причин травматизма при занятиях на спортивных сооружениях

    Рассмотрим последовательно, в чем может выражаться каждая из причин. Некачественная организация занятий может быть вызвана малым или недостаточным количеством спортивных залов, площадок, бассейнов, в силу уроки физической культуры проходят в рекреации, то есть отделении школьного коридора, достаточно широком, но не оборудованном для занятий.

    В результате педагогам приходится проводить урок для двух классов в одном зале или со старшим и младшим классами в одно время.

    Это может быть и в итоге некачественного составления учебного расписания, что приводит к скученности, а она, в свою очередь, к невозможности полноценного контроля.

    Низкое качество материальной базы может выражаться в том, что имеется моральный и физический износ оборудования, дефекты спортивного инвентаря, оборудования, встречается так же присутствие спортивных снарядов, с которыми не проведено испытание на прочность. Нередки ветхие полы, протечки воды, слабое освещение, дефекты спортивной площадки, то есть незакрепленные щиты, ворота, оградительные сетки.

    Низкий уровень квалификации педагогов физической культуры возможен в силу нехватки педагогов, замещения ставки преподавателем, не подготовленным к проведению таких занятий. Это зависит и от дирекции учебного заведения, и от наличия кадров. Нов данном случае степень опасности травматизации повышается так же, как и при слабом медицинском контроле - педагог, как и врач, не готов или не компетентен проверять все соответствия нормативным требованиям.

    Можно сделать вывод по первой части работы, что техника безопасности на спортивных сооружениях находится в высокой зависимости от наличия персонала, технической оснащенности и должного уровня контроля.

    Законодательные источники о технике безопасности на спортивных сооружениях

    В законе РФ «Об образовании» сказано, что образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а так же предоставлять помещение с должными условиями для работы медицинских работников. Законодательно так же закреплено, что медицинское обслуживание учащихся образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

    В законодательстве об утверждении федеральной программы обучения так же сказано, что совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития.

    Федеральный закон гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, говорит о пропаганде физической культуры, спорта, основ знаний о физической культуре и спорте, здорового образа жизни, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, и во взаимосвязи с Законом РФ «Об образовании» предписывает самостоятельно учебным заведениям, с учетом созданных условий, типовых и специальных уставов, ради интересов учащихся, определять формы занятий физкультурой и средства воспитания, виды спорта в секциях, виды двигательной активности, методы, формы и продолжительность учебных занятий, но исключительно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

    Глава III Закона РФ о физической культуре и спорте отсылает к нормам СанПин. Для соблюдения техники безопасности спортивный зал должен быть размещен на 1-м этаже в пристроенном помещении, размеры его должны обеспечивать выполнение полной программы по физическому воспитанию, создавать возможность внеурочных спортивных занятий.

    Площади спортивных залов согласно нормативам приняты 9Х 18 м, 12 Х24 м, 18Х 30 м при высоте не менее 6 метров. Санитарные нормы оговаривают, что количество мест в спортзале должно устанавливаться из расчета 0,7 м2 на одного учащегося.

    Температура воздуха в зависит от климатических условий должна составлять в спортивных залах и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17градусов, в раздевалке спортзала - 19-23 градусов, в кабинетах врачей - 21-23 градусов, в рекреациях - 16-18 градусов выше нуля.

    Относительная влажность воздуха по СанПин должна соблюдаться в пределах 40-60 процентов, а в самом спортивном зале, в его тренажерных, душевых, туалетных комнатах должна быть вытяжная вентиляция. Требования к спортивной одежде и обуви заключаются в том, что учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в теплое время, при температуре плюс15 градусов и выше в трусах и майке спортивного образца, при более низкой температуре в тренировочном костюме, а уже на открытом воздухе в спортивной одежде, которая температурным условиям и виду занятий.

    Занятия так же проводятся до определенного предела температуры, то есть первый класс - до -10°С, второй-четвертый классы до -12°С, пятый-девятый классы до -15°С, десятый-одиннадцатый классы до -18°С.

    Обязательно учитывается спортивная обувь нескользкая, с наличием супинатора, со стопорящим покрытием, то есть кеды, полукеды, кроссовки, «чешки», «балетки», и обязательно носки.

    В спортивных залах должно быть обеспечено двухстороннее боковое естественное освещение и комбинированное, то есть верхнее и боковое, при этом искусственное освещение в спортивных залах должно быть не менее 200 ЛК.

    Стены спортивных залов обязаны делать гладкими, ровными, они должны быть окрашены в светлые тона, красками, допускающими уборку влажным способом. Сама краска должна быть устойчивой к ударам, не осыпаться, не оставлять следов после ее касания, а приборы отопления закрыты, при этом не должно быть открытых крючков, выступов, окна должны иметь решетки или сетки.

    Полы спортивных помещений должны быть без щелей, упругими, с ровной нескользкой поверхностью.

    Физкультурно-спортивные зоны учебного учреждения по нормам размещаются на расстоянии не менее 25 метров от здания, за обязательной полосой зеленых насаждений. Нельзя располагать такую зону со стороны окон здания.

    Оборудование должно обеспечивать выполнение учебных программ по физической культуре и работу спортивных секций, а так же проведение оздоровительных мероприятий.

    Спортивно-игровые площадки оборудуются твердым, ровным покрытием, футбольное поле травяным покровом. Занятия на имеющих неровности и выбоины, сырых площадках не проводятся.

    Все спортивные снаряды и оборудование должны находиться в полной исправности и быть закреплены. В итоге обязательных испытаний инвентаря и оборудования надежность их установки должна быть проверена, что зафиксируется в специальном журнале. Неисправное оборудование должно быть удалено с площадки.

    Соблюдение всех приведенных нормативов должно обеспечить технику безопасности при занятиях на спортивных сооружениях при должном контроле со стороны преподавательского, административного и медицинского персонала учебного заведения.

    Заключение

    Можно сделать вывод, что именно администрация школы несет ответственность за подготовку помещений и оборудования занятий, за соответствие условий требованиям СанПин, за соответствие строительным нормам и правилам, требования к расписанию уроков и соответствие количества мест для занимающихся самой площади спортивного зала, то есть отвечает за качество учебно-воспитательного процесса.

    Медицинские работники обязаны проводить постоянный санитарный надзор в ходе учебно-воспитательного процесса по физкультуре, а так же составлять списки по группам здоровья, потому что они ответственны за проведение лечебно-профилактических мероприятий в установленном порядке, за оказание первой помощи при травме;

    Преподаватель физической культуры отвечает за охрану жизни и здоровья учеников, выполнение правил по технике безопасности занятий, использование надежного и качественного оборудования, санитарно-гигиенические условия мест проведения занятий согласно СанПин, школьной программы по физической культуре, нормативам учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

    Литература

    1.Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании» от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, Ст. 51, п. 1, 4 - Система Гарант-Студент 2011

    Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ раздел III, п. 1 - Система Гарант-Студент 2011

    Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ - - Система Гарант-Студент 2011

    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2001. - 543 с.

    Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р.Педагогика физической культуры и спорта. Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. С.Д. Неверковича. Academia 2010 - 543 с.



    Похожие статьи

    © 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.