Переделка бюджетного фонарика в дхо и в мощный фонарь. Доработка ходовых огней Переделка китайских дхо с тремя диодами

Всем привет! Эти дешёвые дневные ходовые огни я покупал ради корпуса, собираясь заменить их начинку собственной. В итоге нетронутым осталось только прозрачное защитное «стекло». Любителям переделок и доработок посвящяется…

Такие ДХО уже обозревались на MySku (https://сайт/blog/aliexpress/12041.html, ), и честно говоря, я считаю, что установка подобных фонариков лишена всякого смысла, так как они обладают просто мизерной яркостью, и в принципе не могут повысить «заметность» машины на дороге в светлое время суток. Ну а ночью включать их вместо ближнего света станет только ненормальный. Поэтому эти малыши были переделаны мной в эдаких «монстров» в плане яркости.

Кто хочет посмотреть результат доработки, могут пропускать добрую половину текста, но я начну с самого начала.

Давным-давно, в середине июня мне на почту пришло письмо с DealExtrema, содержащее животрепещущее (не совсем понимаю смысл этого слова, но оно к месту) предложение купить с огромными скидками светодиодные лампы и т.п. Ладно, думаю, гляну, что там предлагают… Покупать вроде ничего не собирался. Но всё-таки сагитировался на 10-ваттные светодиодные модули на алюминиевой подложке, купил два тёплого света, два холодного света. Для какого применения, на тот момент точно не знал, а прикидывал, что для домашнего освещения. Обошлись 4 модуля в 17$, что, как я узнал позже, совсем не было дёшево. Признаюсь, заказ был несколько поспешным. Вот ссылка на модуль холодного света, скидка сейчас куда больше, и цена сейчас 3,46$ за штуку:

Ну ладно, заказал так заказал, стал ждать. Посылка пришла дней через 40: стандартный пакетик, а в пакетике 4 модуля, каждый засунутый в «карманчик» из «пупырки». Ну и ничего удивительного, что почта надругалась над такой упаковкой: два из четырёх модулей были очень прилично погнуты. Виноват прежде всего, конечно, дилэкстрим, что съэкономил на упаковке, можно было хотя бы кусков картона напихать для придания жёсткости. Вот как это выглядело:



Эти фотографии я сделал тогда для диспута с продавцом, но оказалось, что время защиты транзакции в PayPal я презевал. Я чаще покупаю на Алиэкспресс, и меня их система защиты устраивает, пока не подводила (тьфу-тьфу-тьфу): просто отслеживаю оставшееся «защищённое» время, причём Алиэскпресс сам напоминает, что время кончается. Дилэкстрим работает через Paypal, и соответственно защищённое время начинается с момента оплаты, а не отправки, о чём я не подумал. Вообще лето - не самое лучшее время для разборок с интернет-магазинами: дача, деревня, речка, стройка, работа и т.п. отвлекают от слежения за интернет-заказами. День туда, день сюда… и пока я готовил «доказательства» о повреждении товара, время защиты транзакции в Paypal кончилось. В итоге я теперь более тщательно отслеживаю заказы, сделанные через Пэйпал, и открываю диспут за несколько дней до окончания «защиты».

Ну ладно, сам дрова… Приступим к испытаниям. Я как мог выпрямил аллюминиевую основу повреждённых модулей. Но естественно, такое мощное механическое воздействие не прошло бесследно: светодиод, попавший на место изгиба, не горит, а если чуток «поиграть» изгибом алюминиевой основы, то периодически загорается. Также моргает ещё один светодиод с другой стороны модуля - может быть модуль был погнут и в этом месте и затем выпрямлен китайцами? У менее гнутого модуля все светодиоды горят и не моргают. По «счастливому случаю» погнута была одна планка холодного света и одна планка тёплого, так что полноценной пары неповреждённых модулей мне не досталось, к большому сожалению.

Яркость купленных светодиодных модулей оказалась очень высокой, что натолкнуло меня на мысль применить их в качестве дневных ходовых огней. На моём автомобиле ДХО нет, и передок машины имеет такую конструкцию, что мало какие ДХО можно установить в него, не придавая машине колхозного вида. Купленные мной 10-ваттные светодиодные модули вполне вписывались в обший вид машины, и как раз умещались в единственно возможные по ГОСТ места для установки ДХО.

Надо сказать, что несколько моих знакомых уже потратили n-ное количество денег на ДХО ценой от 500 до 4000р, и в онлайне, и в оффлайне, и, несмотря на хвалебные комментарии на сайтах магазинов, никто ещё не был полностью доволен результатом. У кого-то ДХО умерли в считанные дни, у кого-то стали моргать, у кого-то работают до сих пор, но по яркости в разы слабее, чем нужно, и т.п. Один парень поставил купленные дешёвые ДХО в качестве подсветки багажника, как и автор обзора, упомянутого выше.

Сам я тоже присматривал себе ДХО, но в итоге бросил это дело. Покупать фирменные «огоньки» за 3-4 тысяч рублей я не хотел, потому что высокая цена, судя по опыту знакомых, вовсе не гарантирует качество и надёжность. Некачественная пайка и сборка, экономия на материалах (корпус алюминиевый - хорошо, но для мощных светодиодов площади охлаждающей поверхности всё равно недостаточно), экономия на термоинтерфейсе - от этого мрут даже дорогие ДХО. А от гарантии толку ноль, уже давно подмечено, что стребовать с китайца деньги за плохой товар значительно проще, чем с магазина в соседнем доме.

Даже то, что предлагают китайцы свыше 50$, не внушает доверия. Прежде всего, хороший светодиодный фонарь должен иметь хороший радиатор, а китайцы пока преуспели разве что в имитации рёбер радиатора профилем пластмассового корпуса, подделываясь под брэнды. Ну и понятно, отчего китайские ДХО даже с правдивой заявленной мощностью перегреваются и умирают. Например, вот такой «фонарик» одному товарищу пришёл с алюминиевым корпусом, другому с пластиковым (фото для примера, продавец был другой):

Поэтому я решил пойти по другому пути, отказавшись от пластикового корпуса ДХО, как основного элемента конструкции. По мне основой ДХО должен быть радиатор приличной площади поверхности, крепление ДХО к машине также производится за радиатор, как за самый тяжёлый элемент. На радиатор устанавливается светодиодный модуль, а прозрачная «стекляшка» всего лишь служит для защиты светодиодного модуля от внешней среды. Идея, конечно, не нова, и дорогие ДХО как раз так и сделаны. Хоть светодиодный модуль, купленный мной, и считается влагозащищённым, так как светодиоды залиты компаундом, но вряд ли эластичный компаунд выдержит тесный контакт с дождём, снегом, льдом и грязью, плюс отмывание этой самой грязи.

Поэтому я занялся поиском подходящего корпуса, вернее, даже не корпуса, а защитного стекла для своих самодельных ДХО. И в конце-концов выбор пал на героя обзора, как на самого дешёвого из подходящего по размерам на Алиэкспресс. Меня интересовал сам корпус, но ни количество светодиодов, ни их яркость меня не волновала, поэтому искал самую низкую цену за «коробочки со стекляшками». Платы со светодиодами из этих «коробочек» можно будет потом применить где-нибудь, например для той же подсветки багажника.

И вот, через каких-то 1,5 месяца после заказа, эти ДХО приехали ко мне. Коробочка от ДХО была сильно мятой, но всё её содержимое было в целости и сохранности. Вот фото ДХО, «стекляшка» даже покрыта защитной плёнкой. После получения я проверил их - работают, и светят от 12в как-то слишком ярко, подозреваю, что ток через светодиоды завышен. Но пока судьба этих 16 светодиодов меня не волнует.



А вот начинка ДХО: плата со светодиодами и отражатель - отложу до поры до времени, а в будущем где-нибудь применю. Качество пайки на платах так себе.



Поиск подходящего теплоотвода среди своих немалых запасов «алюминиевого литья и проката» привёл к единственному подходящему по длине (L>=150мм) радиатору от блока питания старинной ЭВМ. Это последний, третий такой радиатор из моей коллекции - два уже были в разное время распилены на части и поставлены в разные электронные устройства.





От этого радиатора были отпилены две «полоски» шириной около 20мм, что примерно на 3-4мм шире стекла ДХО. Особая точность была не нужна, и поэтому один радиатор получился примерно на 1мм шире, чем второй.







Далее начался процесс механической обработки радиатора с использованием ножовки, ленточной шлифовальной машинки, напильников, шлифовальных кругов и брусков, свёрл, метчиков. Сложность была в том, что поверхность радиатора, куда я собирался ставить светодиодный модуль, не была изначально плоской, а содержала короткие «рёбрышки»: и их пришлось срезать, а поверхность прошлифовать. Но при наличии подходящего инструмента все проблемы решаемы. Вот фото радиаторов на одном из этапов изготовления.





Вообще я в первый раз применял ленточную шлифовальную машину для обработки чего-то твёрже дерева, и мне понравилось, без машинки я бы потратил куда больше времени, а качественной плоскости всё равно бы не получил. Крайние три рёбра у радиаторов пришлось срезать, так как они мешали бы установке в машину. Вот что получилось в итоге:







Плоскость «в ноль» не выводил, и до зеркала не отшлифовывал: полученной чистоты поверхности более чем достаточно для охлаждения светодиодного модуля.

Может кто скажет, что проще было бы купить радиатор подходящего размера, распилить пополам и радоваться жизни. Я действительно проработал такую версию. Но в радиомагазинах ничего подходящего не нашлось. Можно было заказать кусок алюминиевого профиля-радиатора нужной длины в каком нибудь Чипе-Дипе, но рёбра тогда шли бы вдоль длинной стороны ДХО, что в данном случае, как мне кажется, не оптимально для охлаждения. Я предпочёл, чтобы рёбра были поперёк ДХО. Китайцы тоже предлагают радиаторы (на том же Aliexpress) в большом ассортименте, но при нужной мне длине от 150мм радиатор тянул уже на 25$ + ждать ещё месяц. Ну и толщина основания радиатора 3мм - как-то по-детски. Естественно, я предпочёл съэкономить, но экономия потребовала дополнительных усилий, результат которых на фото выше.

Дальнейший этап - установка светодиодных модулей на радиаторы, с использованием термопасты КПТ-8 (пока не закончилась).



Мой основной паяльник для среднекрупных элементов на 25Вт не справился с припайкой проводов к модулю, что свидетельствует об хорошем отводе тепла с модуля на радиатор. Паяльник на 40Вт с припайкой проводов к модулям справился на 5+.

Затем я подключил модуль к источнику питания, и провёл проверку теплового режима ДХО на номинальном токе в 720мА. Меня интересовало, не выйдет ли тепловой режим за рамки. К сожалению, не записал, какое при этом было напряжение непосредственно на модуле, но смутно припоминаю, что порядка 12,1В, что соответствует мощности в 8,7Вт. При этом модуль «светил как зверь» (на фотках ток уменьшен, чтобы не слепить фотик).



Через полчаса температура радиатора оказалась 57 градусов: уже в первые 10 минут радиатор прогрелся до 55 градусов, и за последующие 20 минут прибавилось всего два градуса. Дольше испытывать не стал, так как уверен, что дальнейшего роста температуры не будет. Измерения производил китайским цифровым мультиметром с выносной термопарой (обмазанной термопастой и прижатой к месту измерения). Для контроля проверил свою температуру, и прибор показал 38 градусов, что более-менее правда, но я вполне допускаю погрешность измерения температуры радиатора плюс-минус пара градусов. Ну что же, проверка теплового режима прошла успешно, 57 градусов не так много, чтобы опасаться за здоровье светодиодов.

Далее состоялась доработка корпуса ДХО, чтобы его «стекляшку» можно было поставить на радиатор. У меня было два варианта доработки: поставить на радиатор стекляшку вместе с чёрной пластиковой основой корпуса, срезав заднюю часть чёрной основы. Срезал:

Либо использовать одну «стекляшку», закрепить её непосредственно на радиатор, срезав с неё буртик, ранее уходящий во внутрь чёрной основы. Стекляшка нетронутая:



Хорошо было бы сделать паз в радиаторе, чтобы в него погружался буртик стекляшки, но без станка с ЧПУ это малость трудновато. Начал с первого варианта, собираясь, если мне не понравится результат, перейти к второму.

После отпиливания задней чёрной части корпуса ДХО, примерил остаток корпуса со стеклом к радиатору с модулем, включил питание, убедился, что стекляшка работает как рассеиватель.



Но такая конструкция мне не понравилась. Слишком уж много пустоты было под защитным стеклом, к тому же мне пришлось бы герметизировать два стыка: стык стекляшки с пластиком, и стык пластика с радиатором.

Поэтому я перешёл к варианту 2: чёрную часть корпуса убрал совсем, срезал со стекляшки буртик, укоротил крепёжные «столбики», в которые раньше закручивались саморезы, нарезал в отверстиях этих столбиков резьбу М2,5, чтобы прикрепить стекляшки винтами М2,5 к радиатору. Можно было, конечно, применить саморезы, но я опасался, что хрупкий прозрачный пластик растрескается, тем более что велика была вероятность, что мне несколько раз придётся ставить и снимать стекло, а саморезы надёжно держат только в 1-й раз.



Вообще самое слабое место моей конструкции - это выходные провода. Мало того, что в радиаторах и так было достаточно ненужных отверстий, которые пришлось заделывать, так ещё провода вышли не в очень удобных местах, и их было неудобно герметизировать. Но делал из того, что было, поэтому пришлсь выкручиваться. Хотел сначала вывести провода в отверстия у торца светодиодного модуля, но при этом провода оказывались рядом с крепежом радиатора к машине, что тоже было неудобно, поэтому провода вывел меж рёбер.

И вот что получилось в итоге:



И как светят:









Установленное стекло несколько расширяет световой поток, распределяя его немного вниз, вверх и в стороны, при этом создаётся эффект, что светится большая площадь, чем площадь поверхности светодиодного модуля. Что, в общем, и нужно было.

При снижении тока становятся заметными умершие «пиксели» (сначала полностью рабочий модуль, затем «щербатый»):



По хорошему радиатор стоит защитить ЛПК, иначе на машине силумин начнёт активно окисляться. Пока не решил, покрашу, или просто покрою лаком. Для крепления можно использовать комплектные кронштейны, правда они уж очень хлипкие. На машину пока не поставил, так как малость приболел, на улице похолодало, а вряд ли установка займёт 5 минут. Может и не буду спешить ставить ДХО до весны, так как зимой что утром, что вечером приходится ездить с фарами, и ДХО просто не нужны. К тому же драйверов со стабильным выходным током у меня пока нет, я в поиске, а ставить на времянку резисторы совсем не хочется. Кроме того, пока не решил, какова будет окончательная схема подключения ДХО к машине, чтобы работа ДХО соответствовала ГОСТу. Вообще не люблю что-то делать поспешно.

На эту самоделку ушло больше месяца, так как дома остаётся очень мало свободного времени, и делал всё постепенно, по чуть-чуть: сегодня принёс радиатор, завтра распилил, послезавтра опилил один радиатор, послепослезавтра второй, после… послезавтра прошлифовал один и т.п. Поэтому и дотянул до холодов.

Герметиком «стекляшку» пока не обмазывал, но понятно, что перед установкой в машину это сделать просто необходимо. Покрывать радиатор лаком или краской нужно было ещё до установки модулей и герметизации проводов, но тогда я этот момент опустил. Хотя бы покрашу при снятых «стекляшках», потому их и не герметизирую.

Так что возможно моя самоделка будет лежать до весны, и когда у меня будет полный комплект для установки (ДХО+драйверы+продуманная схема), буду ставить.



Ну вроде всё. По моему мнению, нормальные (внешние) ДХО должны обладать именно такой конструкцией: радиатор - он же корпус, на радиаторе светодиоды, и защита светодиодов от внешней среды (стекляшка). Всё остальное от лукавого. Яркость этих переделанных ДХО уж точно не ниже требуемой ГОСТом, а остальные требования ГОСТа постараюсь соблюсти при установке.

Большая просьба не разводить дискуссии на тему неправомерности самостоятельной установки ДХО. Понятное дело, что если такие фонарики врубить ночью, то за это дело надо на первом суку. Это именно «дневные ходовые огни», использоваться они будут в светлое время, и подключены будут согласно нормативам. Напоследок крутейший вариант колхозинга, который предлагает один из продавцов на Алиэкспресс:

Планирую купить +20 Добавить в избранное Обзор понравился +40 +84

Надо включать фары ближнего света или же дневные ходовые огни. Штатные фары большинства автомобилей в основном содержат лампы накаливания, плюс задние огни габаритов – в итоге мы получаем энергопотребление от аккумулятора и генератора порядка 150-300Вт. Но ничего не бывает бесплатно-это влечет к лишнему расходу бензина, к преждевременному выходу из строя ламп накаливания автомобиля, то есть к дополнительным затратам и потере времени на ремонт.

Дневные ходовые огни неплохо выделят автомобиль на дороге и являются хорошим дополнением любого транспортного средства. Однако цена фирменных ДХО в наших магазинах обычно совсем немаленькая. Попробуем сделать их самостоятельно, тем более цены на материалы будут минимальны.

Я пробовал разные варианты ДХО. Но всегда чего то не устраивало-то часто перегорали светодиоды, то светорассеивающая арматура быстро теряла прозрачность от грязи и песка и т.д. Но вот подвернулся под руки фонарь налобный из магазина Fix Price за смешную цену 50 рублей. У него оказался неплохой зеркальный рефлектор и небольшие габариты. Ради эксперимента решено было его модернизировать. Переделанный фонарик можно применить как в режиме ДХО, так и в качестве мощного фонаря в гараже , на отдыхе на природе и т.д.

Можно посмотреть процесс изготовления самоделки в видео:

Перечень инструментов и материалов
- фонарь налобный;
-отвертка;
-паяльник;
-тестер;
-блок питания 12В;
-светодиод белого свечения 1вт-7штук;
-диоды выпрямительные 1А-4шт;
-фольгированный двухсторонний текстолит;
-термопаста;
-герметик силиконовый;
-листовой латунный или медный металл толщиной 0,3мм.

Шаг первый. Разборка фонаря.
Разбираем фонарь на составляющие части. Отсоединяем плату со светодиодами от корпуса батарей. Кстати из этого батарейного отсека можно сделать повербанк, добавив плату зарядки аккумуляторов. Но сейчас нам нужен только сам корпус фонаря с рефлектором и стеклом.


Шаг второй. Изготовление печатной платы, теплоотводов, сборка фонаря.
Из фольгированного двухстороннего текстолита с размером 45х45мм делаем печатную плату. Резаком делаем дорожки для двух групп светодиодов. Первая группа на четыре светодиода, вторая на три.


Затем устанавливаем с помощью термопасты светодиоды на печатную плату и распаиваем согласно схемы, приведенной ниже.




Дополнительные диоды служат для выравнивания напряжения в группе из трех светодиодов. Они припаяны к плате защищены термоусадкой. Эти диоды я выпаял из неисправной элетронной платы энергосбрегающей лампы.

С обратной стороны печатной платы припаиваем латунные полосы, которые предназначены для отвода тепла выделяющегося светодиодами. Стекло фонаря ставим на герметик силиконовый. Прикручиваем рефлектор к печатной плате и собираем фонарь. Латунные полоски выведены из корпуса фонаря через прорези и свернуты в гармошку на наружной стороне. Резьбовое соединение также обрабатываем герметиком. Провода питания выведены в отверстие в корпусе фонаря через уплотнительную резиновую трубку. К поворотному хомуту прикручиваем самодельный металлический кронштейн для крепления к автомобилю.

Шаг третий. Испытание переделанного фонаря.
Подключаем переделанный фонарь к источнику питания.



Сравнительное фото до переделки.


Как видно на фотографиях результат получился неплохой. При изменения напряжения питания ток через светодиоды резко меняется. При 12вольт-0,25ампер,13 вольт-0,48 ампера,13,4вольта-0,62ампера.Максимальный ток у данных светодиодов мощностью 1вт составляет 0,3 ампера. В фонаре две группы светодиодов, поэтому я решил,чтобы увеличить ресурс светодиодов, общий ток должен быть в пределах 0,5 ампер. В электрической сети автомобиля напряжение может колебаться от 12вольт до 15вольт,значит при подключении в режиме ДХО желательно добавить стабилизатор по току на микросхеме LM317.

Где-то около года тому назад заморочился покупкой дневных ходовых огней. Была мысль поставить ДХО на «классику» (ВАЗ 2107) что бы немного разгрузить электросеть автомобиля, исключив необходимость гонять ближний свет фар днём. Как известно, светодиоды потребляют значительно меньше электроэнергии, чем лампочки в автомобильных фарах, а на инжекторной «классике» со штатным генератором каждый ватт на счету (но это уже немного другая история), поэтому данное решение было вполне естественным.

Изрядно перелопатив интернет, на предмет законов ГОСТов и личного опыта эксплуатации ДХО, остановил свой выбор на вот такой вот модели.


Основными требованиями законодательства к ходовым огням являются:

1)Световой поток - 400-800 кд.

2)Площадь излучающей свет поверхности фары не менее - 40 см2

3)Требования к установке на автомобиле.

4)Автоматическое включение вместе с зажиганием.

5)Автоматическое отключение при включении «габаритов» или ближнего/дальнего света фар.

В принципе данные огни всем требованиям удовлетворяют и обладают следующими характеристиками:

1)Световой поток - примерно 230 кд.

2)Площадь - 57 см2

3)Имеют удобный кронштейн для крепления фары на бампер.

4) Автоматическое включение реализуется подключением питающего провода после замка зажигания.

5)Для автоматического отключения есть дополнительный вывод, при подаче питания на который, ДХО отключаются.

Установил не спеша в гараже за один вечер. Бампер у «семёрки» как раз находится на нужной высоте, осталось только разместить их по ширине.

Плюс питания взял с замка зажигания (пришлось затянуть один провод в салон), минус прямо с клеммы АКБ, а вывод «реле» отключения с провода, идущего на плюсовой вывод «габаритов» (рядом с фарой).

ДХО работали без нареканий около года, пока подруга не угодила в небольшую аварию. Ничего серьёзного, но удар пришёлся как раз по ходовым огням.

У обоих сорвало крепление, но сами огни целые, ни единой трещинки.

Крепления выпилил новые из толстой оцинковки.

И всё бы ничего, но заметил, что после того инцидента ДХО начали потеть изнутри. Нарушилась герметичность. А потом, где-то через месяц эксплуатации, и вовсе перестали работать.

После чего огни были демонтированы и досконально изучены. Причины течи не нашёл. Видимо от времени заводской герметик потерял эластичность, и при ударе клеевой слой где-то треснул.

Попавшая в корпус влага и вывела из строя почти все светодиоды.

Полез на любимый Алиэкспресс:) Беглое изучение ассортимента светодиодов убедило, что заменить светодиоды будет, пожалуй, рентабельнее, чем покупать новые ДХО. Да и старые огни жалко, потому что состояние у них на твёрдую четвёрку.

Таааак, стоп! Если уж переделывать огни, так почему бы их тогда немного не модифицировать, заказав не одноваттные диоды, а трёхваттные:)

Получается, что огни будут немного мощнее.

Производители светодиодов в дадшите обычно указывают световой поток (суммарный или на 1 Вт), а нам нужно знать силу света фары, т.к. в ГОСТе именно эта величина.

Дано:

1) Плоский угол свечения светодиода (град.) - 120

2) Световой поток диода (Лм) - 220

1) Сила света (Кд) - ?

Рассчёт:
1) Определяем телесный угол:

2) Находим силу света:

Что не больше 800, значит, вписывается в ГОСТ. Будем модернизировать:)

Токоограничительные резисторы в параллельном плече:

Это получается нужно 4 шт по 24 Ом. Беда, нет у меня в хозяйстве таких. Ближайший на 36 Ом (36/4=9Ом). Придётся их ставить, надеюсь, шибко сильной разницы в свечении не будет.

Запаял диоды на плату и резисторы.

Резисторы паяются следующим образом. Поскольку, посадочное место под R1 одно, а под R2 двойное, то и запаиваем соответственно, в случае с R1 все три штуки один на другой, а в случае с R2 по две штуки на каждое посадочное место. Изврат, конечно, но место приходится экономить.

Подаю питание. На первый взгляд всё работает! Диоды светятся, резисторы, хоть и греются, но вполне терпимо. Неужели сделал (ага, щазз!)?! Остаётся только проверить, будет ли отключаться. Подаю +12 В на вывод управления и… Облом! Как светились, так и светятся…

Видимо, поменяв номиналы резисторов, я нарушил хрупкий баланс той части схемы, что отвечает за коммутацию.

Так-с, а ну ка посмотрим, что там натворил сумрачный китайский гений:)

Срисовал схему, получилось примерно следующее.

Мда… Какой интересный способ избавиться от излишков деталей на складе:)

Схема, блин, должна быть на уровне радиокружка.

Плюнул, решил всё переделать. Работы на два вечера, зато всё по феншую будет:)

Конечно, в идеале было бы сделать всё на одном p-канальном мосфите, но его, как назло, не удалось найти ни на одной донорской плате. Ладно, использую то, что есть.

Решил поставить транзисторы помощнее. И расположить выводы питания более удобно для пайки.

Вот уже несколько лет дневные ходовые огни стали обязательными к установке на автомобили в РФ. Рынок переполнен китайскими поделками, которые никак не соответствуют техническим требованиям и ГОСТу. Автолюбители не растерялись и начали активно делать ДХО своими руками.

Чтобы сделать правильные светодиодные ДХО, нужно знать какие на них распространяются требования:

  • Сила света – от 400 до 800 кандел;
  • угол свечения по вертикали 25 градусов и 55 по горизонтали;
  • площадь, которая излучает свет должна быть как минимум 40 см 2 .

Ходовые огни из светодиодной ленты

Чтобы реализовать такие технические требования на практике, будем своими руками собирать ДХО из светодиодов, используя ленту типа 5050, с плотностью 60 штук/метр. Чтобы получить такую яркость нужно отрезать около 24 светодиодов, это 8 секций.

Можно приклеить ленту по периметру фары на имеющееся клейкое покрытие. Более надежный вариант — использовать кабель канал и закрепить его на эпоксидный клей, так будет надежнее. В результате вы получите подобную конструкцию:

Гибкие ДХО своими руками делаются по такому же принципу.

Чтобы лента прослужила как можно дольше стабилизируйте напряжение на уровне 12 вольт. При работающем двигателе напряжение в бортовой сети может достигать значений более 14 вольт. Проще всего использовать линейный стабилизатор КРЕН или L7812.

Отдельные светодиоды 5050 или 5730 для ДХО

Чтобы сделать самодельные ходовые огни из светодиодов нестандартной формы или использовать для этой цели корпус от противотуманок, лента может быть неудобна, поэтому нужно изготовить печатную плату.

Можно применить готовую макетную плату, но это может быть не столь удобным решением, хотя и более простым. Макетная плата не столь надежна.

Чтобы сделать рисунок печатной платы используйте программу типа spring layout, далее его нужно перенести на текстолит. Для этого нужно распечатать ЗЕРКАЛЬНОЕ изображение печатной платы на тонкой глянцевой бумаге. Такая применяется в журналах для страниц, обложка слишком плотная.

Печатать нужно на лазерном принтере, потом берём утюг и проглаживаем глянцевую бумагу на фольгированном текстолите. Когда он остынет, под струёй воды отмачиваем бумагу, на текстолите останется рисунок будущих дорожек.

Теперь дело за малым – вытравить плату в хлорном железе или любом другом подходящем реагенте. Подробную информацию о лазерно-утюжной технологии изготовления печатных плат можете найти .

После изготовления печатной платы нужно сделать основу для ДХО. Для этого разместим светодиоды на печатной плате в соответствии с её разводкой. Чтобы ограничить силу тока, протекающего через светодиоды нужно добавить 1 резистор номиналом 50 Ом. Далее соберите стабилизатор на 12 вольт, на микросхеме L7812 или её аналогах.

Чтобы обеспечить нужную яркость нужно порядка 24 светодиодов, которые нужно скомпоновать в единую конструкцию и разместить в корпусе. Мы распечатали узкие платы по 9 светодиодов.

Если взять акриловую трубку и поместить в неё полученные платы, тогда получатся такие ДХО из светодиодов (см. ниже). Придать форму им можно нагрев строительным феном и согнув вокруг бампера.

Если вы хотите сделать широкие ДХО – соединить платы нужно друг над другом, или же развести и вытравить плату наподобие этой.

Кстати здесь применены более мощные светодиоды 5730. В качестве корпуса можно использовать старые противотуманки или использовать мебельный профиль для подсветки с пластиковой накладкой.

Использование мощных светодиодов 1-3 Вт

При изготовлении ходовых огней своими руками, помимо светодиодной ленты можно использовать сверхмощные светодиоды.

У предыдущих решений есть один существенный недостаток – отсутствие возможности корректировать направленность и угол светового потока. Для мощных светодиодов мощностью 1-3Вт в продаже есть много оптических решений от 10 до 120 градусов.

Чтобы сделать светодиодные ДХО своими руками на мощных кристаллах вам понадобится:

  • Светодиоды 1Вт от 3 до 5 шт (для обеспечения необходимой силы света);
  • линзы, собирающие с углом 30 градусов;
  • драйвер для светодиодов с характеристиками: входное напряжение 12В, выходной ток 300мА, до 5Вт;
  • подложка для крепления к радиатору;
  • радиатор площадью около 100 см 2 .

Драйвер нужен для обеспечения стабилизированным током светодиодов. Можно применить и схему с гасящим резистором как в предыдущих самоделках, но мощность резистора в таком случае будет слишком большой и такое решение не отличается надёжностью.

Чтобы смонтировать светодиоды на радиаторе нужен либо теплопроводящий клей, либо специальная подложка для крепления и термопаста. Светодиод припаивается к этой подложке, а она прикручивается на радиатор.

Можно найти и готовые площадки для монтажа, в ряде случаев – это более удобный вариант. В некоторых магазинах есть такие подложки со смонтированными на них светодиодами.

Термопаста или термопрокладка нужны для обеспечения лучшей теплопередачи, а также заполнения неровностей подложки и радиатора, для улучшения теплообмена.

При изготовлении ДХО своими руками из светодиодов с помощью такого комплекта вам понадобится корпус, его вы можете изготовить самостоятельно из подручных материалов, или воспользоваться старыми противотуманными фонарями или чем-то подобным.

Основные ошибки при изготовлении ДХО своими руками

Прежде всего нужно разобраться, что это за устройство. Дневные ходовые огни – это не габариты! Их нужно тестировать не ночью, а днём.

Огни должно быть видно с большого расстояния. Вопреки распространённому заблуждению, при сборке ДХО из светодиодной ленты своими руками нужно применять ленту наиболее мощную из доступных. При таких габаритах, как у среднестатистических ходовых огней, превысить допустимую яркость с помощью светодиодной ленты довольно сложно.

Не забывайте об охлаждении, но и не ставьте слишком больших радиаторов. Не забывайте, что потоки набегающего воздуха при движении автомобиля практически заменяют активное охлаждение. Поэтому площадь радиатора может быть вдвое меньше чем в обычных условиях для пассивного охлаждения светильников.

Как правильно подключить ДХО к автомобилю?

Кроме установки и сборки самой конструкции, нужно правильно соединить всё с электрической схемой автомобиля. На картинке изображена самая простая и надежная схема подключения ДХО. Давайте рассмотрим её подробнее.

К1 – это реле с пятью контактами, один из силовых контактов является нормально замкнутым, то есть он замкнут, когда через обмотку реле не течет ток, а другой нормально разомкнут, он замыкается, когда через обмотку протекает ток. Это одно из стандартных реле и продаётся в любом автомагазине.


Когда вы включаете зажигание, через нормально замкнутые контакты подаётся питание на ДХО, а когда вы включаете ближний свет, от силового плюса, который идёт на лампы, включается реле ДХО и контакты размыкаются.

Сделать качественные светодиодные ходовые огни для автомобилей своими руками довольно просто. Они будут превосходить дешевые китайские поделки по качеству и характеристиками, а работать будут гораздо дольше.

Самодельные ДХО будут дешевле фирменных, да и приобретенный опыт бесценен.

И других дневные ходовые огни отличаются неплохим качеством. Но, что касается товаров так называемых «no name» - качество оставляет желать лучшего. Поэтому в процессе работы с такими дневными огнями они часто доставляют проблемы и неудобства, например, выходят из строя, или же возникают проблемы с работой диодов.

Внешний вид всех китайских достаточно стильный. Они имеют прочное прозрачное пластмассовое стекло, с нанесенной специальной защитной пленкой, которая перед монтажом должна быть снята. Корпус всех ДХО крепкий и устойчивый к ударам, а кронштейны для крепления металлические и являются универсальными, позволяя поставить устройство на любое авто. Есть болты, которые позволяют регулировать наклон устройств. В комплекте поставляется 4 самореза или же шурупа, с широкими и габаритными шайбами для фиксации. Такая конструкция и крепление часто идеально подходит под автомобили японского автопрома.

Что мы видим на наших дорогах?

Результат приобретения некачественных виден на наших дорогах. То есть, приобретая безымянные ДХО китайского производства можно заметить, как не светится часть светодиодов, составляющих модуль или же происходит мерцание, не разжигаются модули или же не функционируют такие процессы, как отключение ДХО при включении габаритов и ближнего света и так далее. Иногда, при совсем некачественной сборке светодиоды могут даже вспыхивать из-за пробоя тока.

Основные неисправности некачественных ДХО

Мерцание . Происходит быстрое мигание одного или же нескольких светодиодов, что снижает качество свечения и влияет на эффективность устройства.

Мигание . Промежуточная активизация и деактивация света диодов, что также негативно сказывается на эффективности работы дневных ходовых огней.

Комбинированное моргание . Это самое неприятное в дневных огнях, поскольку попеременно в одном или же в другом ряду начинают деактивироваться отдельные диоды или же целый ряд.

Как же быть, ведь такие ходовые огни за городом и в городе использовать категорически запрещается, поскольку они не соответствуют требованиям безопасности передвижения на дороге. Для того, чтобы изменить положение следует произвести доработку или же сделать на такие ходовые огни тюнинг. Разбирая разные ходовые огни китайского производства можно убедиться, что конструкция практически идентичная.

Первое, что можно увидеть – производители подобных низкокачественных материалов и вовсе забыли про то, что такое герметик. Несмотря на то, что две части модуля скреплены шурупами – между ними есть зазор, а этого категорически не должно быть. В дождливую погоду именно через этот зазор будут попадать вовнутрь влага и мусор, что моментально выводит из строя диоды – они попросту перегорают.

Второе, что некачественно сделано в китайских дневных огнях без названия – это сама плата со светодиодами. Можно заметить следующее – плата собрана по самому простому принципу, взяты за основу низкокачественные светодиоды, то есть эмиттеры и токоограничивающий простейший резистор.

Стоит отметить, что большинство светодиодов в таких изделиях относятся к типу сверхъярких, а соответственно, они работают от постоянного тока и небольшое отклонение от этой нормы приводит к их быстрейшему выходу из строя. Китайские же производители берут 3 последовательно соединенных диода и подключают их к одному резистору, что и влечет за собой проблемы с работой устройства.

Чтобы подойти правильно к вопросу доработки и преобразить низкокачественные ДХО необходимо запастись следующими деталями:

  • Несколько стабилизаторов постоянного напряжения 12В. Вы можете взять любой стабилизатор с такими параметрами – он будет идеально подходить.
  • Электролитический конденсатор, который подойдет под корпус дневной фары.
  • Качественный силиконовый герметик.
  • Изолента, паяльник и весь сопутствующий набор, а также терпение, усидчивость и внимательность.

Как исправить недочеты ДХО?

Для начала, чтобы стабилизировать дальнейшую работу светодиодного устройства необходимо выровнять ток. То есть, необходимо прибегнуть к монтажу специального стабилизатора напряжения. Если же у вас на коробке с диодами стоит напряжение в 12В, тогда необходимо приобрести миниатюрный стабилизатор с соответствующим показателем. Стоит отметить, что в автомобилях напряжение не бывает постоянным и ровным, и колеблется от нескольких единиц, что характерно при запуске и может подниматься до 14В, что присуще при зарядке аккумулятора. Если же вы поставите стабилизатор, то он будет контролировать подачу только 12В тока в устройство. Также, очень важно устранить колебания напряжения, чтобы вывести работу ДХО на стабильный режим. Чтобы это устранить, специалисты рекомендуют установить электролитический полярный конденсатор с характеристикой большой емкости. Ставить его необходимо к общим шинам диодов на самой плате, подключая его на выходе стабилизатора. Стоит отметить, что необходимо четко придерживаться полярности при установке.

Во-первых, если произвести вышеописанные манипуляции, то зажигание диодов будет производиться постепенно и плавно, что можно не заметить, но это так и есть. Во-вторых, благодаря установке стабилизатора нет обратного хода тока, и деактивация работы модуля производится постепенно, что можно заметить невооруженным взглядом. Такие мероприятия обеспечивают светодиодам лучшие условия работы, а также позволяют увеличить эксплуатационный срок в несколько раз, что важно для вас, как покупателя данного товара. И последнее, что следует сделать в этом случае – воспользоваться силиконовым герметиком. Им необходимо обработать края всех соприкасающихся между собой деталей корпуса, чтобы убрать зазоры и не допустить попадания влаги и пыли внутрь корпуса.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.