Предыстория крестовых походов. Крестовые походы, их причины Кто и почему отправлялся в крестовые походы

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости;папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции , разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого , воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

Первый крестовый поход (кратко)

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого на голову при Аскалоне.

По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедникБернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином ). В этом походе участвовали три европейских государя: императорФридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Четвертый крестовый поход (кратко)

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен , нашедший поддержку в рыцаряхТевтонского ордена и добившийся от египетского султана аль-Камиля (угрожаемого султаном Дамасским) десятилетнего перемирия, с правом владения Иерусалимом и почти всеми землями, некогда завоеванными крестоносцами. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался иерусалимской короной. Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело снова к борьбе за Иерусалим и окончательной его потере в 1244 г., вследствие нападения турецкого племени хорезмийцев, вытесненного из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В 1249 он осадил Дамиетту, но попал в плен вместе с большой частью своего войска. Путем очищения Дамиетты и уплаты большого выкупа Людовик получил свободу и, оставаясь в Акке, занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 годуВосьмой (и последний) крестовый поход в Тунис, якобы с намерением обратить в христианство князя этой страны, но в действительности с целью завоевать Тунис для своего брата, Карла Анжуйского. При осаде столицы Туниса Людовик Святой умер (1270) от моровой язвы, истребившей большую часть его войска.

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов ), игравших немаловажную роль в истории.

Средневековье - это эпоха, которая богата событиями, ставшими переломными для мировой истории. И несомненно, важнейшими из них были и остаются крестовые походы. Ответы на вопросы о важности этих событий очень непросто найти, но все же стоит попытаться.

Возникновение идеи

Как и большинство исторических событий, имеют экономические причины. Хотя они были подкреплены и более высокой идеей. Что такое крестовый поход с точки зрения средневекового крестьянина, разобраться несложно. В первую очередь это борьба за важнейшие христианские святыни, которые в силу исторических событий находились на территории Но в то же время для жителей европейских монархий очень важна была и материальная выгода. Речь шла даже не о баснословных богатствах мусульманских стран, все было намного проще. Для европейского крестьянина в целом и французского в частности хоть какая-то надежда на более-менее приемлемые условия жизни была очень важна. В те времена Франция переживала не самые лучшие годы, длительный голод вкупе со страшными эпидемиями подкосил экономическую мощь империи. Менее чем за полвека эти несчастья довели население страны до полного обнищания. Положительные результаты крестовых походов должны были вернуть веру населения в монархию и христианскую модель мировоззрения.

Влияние церкви

Как мы знаем, церковь всегда имела огромное влияние на дела политические. Суть крестовых походов тоже была сформулирована духовенством. Все началось с пылкой речи, произнесенной папой Урбаном Вторым. Именно он считается идейным вдохновителем крестовых походов.

На вопрос о том, в каком году крестовый поход впервые был организован, можно точно ответить: в 1095-м. Это год судьбоносной речи вышеупомянутого папы, после которой началась организация крестового движения. Целью последнего было не только освобождение Гроба Господнего, но и захват у неверных несметных богатств. Папа пылко убеждал разоренных европейцев, что все это принадлежит им, и лишь по нелепой случайности находится в руках врагов. Все, что требовалось сделать, - пойти и отобрать, что впоследствии оказалось не таким уж легким делом.

Мотивация

Тем не менее, желающих принять участие в освобождении главной христианской святыни из рук неверных оказалось довольно много. Еще бы, ведь кроме обязательного обогащения крестоносцу, а именно так называли воинов-участников походов, было обещано еще кое-что. Речь шла об отпущении грехов (неслыханная по тем временам привилегия). Более того, уже не звучали призывы к аскезе, от которой страдала и так. Становилось ясным, что такое крестовый поход, для чего он организовывался. Суть заключалась в необходимости передать владения над страной молока и меда тем, кому она по праву должна принадлежать. Речь шла, конечно, о христианах из Европы.

Организация и осуществление

Уже через год после папы первые крестоносцы ринулись на Святую землю. Состояла армия, целью которой было освобождение Гроба Господнего от неверных, из крестьян. Странно, но у них не было никаких запасов и вооружения, что уже определяло результат похода. Итог его был довольно грустным: практически всех истребили еще на пути в пункт назначения.

Еще через двенадцать месяцев уже лучше подготовленные воины повторили попытку. Им уже сопутствовала удача. Несмотря на трудности, участники похода овладели рядом городов, отвоевав их у грозных сельджуков. Им даже удалось в 1099 году взять Иерусалим, что было огромной победой для христианского мира. Сложно описать все лишения, которые испытывали крестоносцы на пустынных землях. На вопрос о том, что такое крестовый поход с точки зрения рядового воина, ответ будет не столь оптимистичным. Это постоянные болезни и нехватка воды, страх быть убитым грозными сельджуками.

Неудачи и их причины

Чтобы вести войну на территории противника, нужно обладать существенным преимуществом не только количественным, но и качественным. У организаторов крестовых походов не было ни первого, ни второго. Да, за священным Граалем выдвигалось огромное войско из хорошо оснащенных крестоносцев, но территорию предстояло пересечь огромную. Значительная часть воинов гибла еще на пути к Святой земле.

Если рассматривать 6 крестовых походов, то можно увидеть, что только два из них были частично или полностью успешными. Даже если армии крестоносцев удавалось завладеть некоторыми территориями, то вскоре они их либо теряли в результате битв, либо отдавали добровольно.

Сложно описать все трудности, с которыми сталкивалась армия крестоносцев на вражеской им территории. Давала о себе знать и которая разительно отличалась от мусульманской. Доспехи рыцарей, так необходимые ранее, в условиях неимоверной жары только мешали передвижению и маневренности воина, никаким образом не защищая от стрел сельджуков.

Значение и последствия

Что такое крестовый поход? В событиях тех времен переплелось очень много событий и фактов. Но следует помнить, что в первую очередь это была эпоха огромных перемен. После завершения походов изменилась общественно-политическая ситуация в Европе. В ней зародился и прочно утвердился новый класс, так называемые свободные землевладельцы. Укрепились позиции церковных деятелей, ведь им удавалось мотивировать огромные массы народа на довольно странную затею. Улучшение торговых отношений между христианскими и мусульманскими странами, - наверное, самая главная удача для всех. Побывавшие в одном или нескольких походах рыцари узнавали больше о жизни сельджуков. Потом, когда боевые действия закончились, бывшие враги стали перенимать опыт друг у друга, зарождались новые взаимовыгодные отношения.

Заключение

О том, как важна эпоха крестовых походов для каждого европейца, забывать не стоит. Благодаря ей многие страны смогли выйти на новый, более качественный уровень в своем развитии. Некоторые ученые делом всем своей жизни считают изучение эпохи, в которой проходили крестовые походы.

6 класс средней школы - время, когда дети зачитываются приключенческими романами. Именно оно отведено под ознакомление с эпохой рыцарей. Дети под впечатлением, им кажутся сказочными доблестные воины из ордена Тамплиеров и другие храбрецы.

Материалов по теме можно найти достаточно, тем более ученые каждый год публикуют новые работы по результатам исследований. Желательно поощрять детей к небольшим самостоятельным занятиям. Например, по изучению отрывков из внеклассной литературы, которая имеет черты Детям важно знать больше об этом периоде мировой истории, о конфликте двух ведущих о чести, доблести и смелости древних рыцарей. Да, крестовые походы - это захватывающая тема, изучать ее можно бесконечно.

Крестовые походы являются вооруженным ответом западных христиан на усиление власти исламского халифата. Эти походы выразились в ряде попыток завоевания палестинских земель. Другая цель походов - освободить Гроб Господень и расширить христианские земли. Крестовыми походы назывались из-за ношения его участниками на плече изображения красного креста.

Причины этих походов лежали в политико-экономических условиях той эпохи:

  • борьба феодалов с крепнущими королями выявила слой ищущих независимости феодалов, а также желание королевских династий устранить этот слой; горожане поняли выгоды расширения рынка и получения от баронов льгот;

  • крестьяне тоже имели выгоду - возможность избежать крепостной зависимости; папство прельщала роль первой скрипки в новом движении и та большая власть, которую оно могло получить;

  • у французского населения, подвергшегося кошмарам полувекового голода и моровой язвы, родилась надежда на лучшую жизнь в палестинских землях, как стране, где текут реки молочные по преданиям.

Другими важными причинами походов были изменения на Востоке. Еще с эпохи Константина Великого, построившего около Гроба Господня прекрасную церковь, Запад стал совершать паломничество в святые места, при этом халифы не препятствовали этим путешествиям. Последние были выгодны халифам, так как доставляли государству товары и денежные средства. Однако в конце X века власть в халифате захватили радикалы Фатимиды, начались погромы христиан, которые усугубились завоеванием сельджуками палестинских и сирийских земель в последней четверти XI века. Трагические новости о поругании христианских святынь и о расправах с богомольцами, вызвали у западных христиан идею о походе с целью освобождения Гроба Господня.

Эту мысль затем осуществил папа Урбан II, собравший соборы в Клермоне и Пьяченце в конце XI, на которых и утвердили крестовый поход. Лозунгом всех последующих походов отныне стали слова о том, что такова Божья воля. Эмоции в пользу крестового похода были подогреты и красочными описаниями христианских бедствий в Палестине пилигрима Петра Пустынника.

Однако до первого крестового похода воодушевленные народные массы под руководством Пустынника и рыцаря Голяка совершили самодеятельный поход через германские и венгерские земли, не имея при этом денежных и продовольственных запасов. Эти запасы участники похода добывали путем бесчинств и грабежей всех, кто попадался им на пути. Возмущенные венгры и болгары уничтожили часть любителей наживы, но оставшиеся участники похода дошли до пределов Византии. Император Комнин избавился от них, переправив их в азиатские земли. Турки уничтожили остатки вошедшего войска в сражении при Никее.

Но были и другие безумцы. Так, 15 тысяч жителей Германии и Лотарингии под руководством священнослужителя Готшалька, пытались совершить подобный неподготовленный крестовый поход через венгерские земли, однако занялись в городах еврейскими погромами. В ответ произошло уничтожение участников похода со стороны венгерских войск.

Первым воспринял идею освобождения Иерусалима от сельджуков римский папа Григорий VII , который пожелал лично возглавить поход. На его призыв откликнулось до 50 000 энтузиастов, но борьба папы с германским императором оставила идею висеть в воздухе. Преемник Григория, папа Виктор III обновил призыв предшественника, обещая отпущение грехов, но не желая лично участвовать в походе. Жители Пизы, Генуи, некоторых других итальянских городов, страдавших от морских набегов мусульман, снарядили флот, отбывший к побережью Африки. Экспедицией были сожжены два града в Тунисе , но этот эпизод не получил широкого резонанса.

Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский , по прозвищу Пустынник, родом из Пикардии . При посещении Голгофы и Гроба Господня , зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II , а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках - по городам и весям Европы, проповедуя где только можно о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом идея распространилась весьма широко и стала популярной.

Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени своего вождя Сельджука). Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу христианству, Папа согласился помочь императору, а также, желая привлечь на свою сторону общественное мнение в борьбе с другим претендентом на папский престол, поставил дополнительную цель - отвоевать у сельджуков Святую землю. Речь папы неоднократно прерывалась взрывами народного энтузиазма и возгласами «На то Божья воля! Так хочет Бог!». Урбан II пообещал участникам отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе. Тут же, в Клермоне, желающие приносили торжественные клятвы и в знак обета нашивали на свои одежды кресты из полосок красной ткани. Отсюда и пошло имя «крестоносцы» и название их миссии - «Крестовый поход».

Первый поход на волне всеобщего воодушевления в целом достиг своих целей. В дальнейшем Иерусалим и Святая земля были вновь захвачены мусульманами и Крестовые походы предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) Крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271-1272 годах. Последние походы, которые также назывались «крестовыми», предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов .

Крестовые походы на Восток

Предпосылки

На Востоке

Крестовые походы против мусульман продолжались два столетия, до самого конца XIII века. Как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьёзной опасностью для европейского христианства: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, северную Африку, Испанию. Начало VIII века было критическим моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи . Победы Льва Исавра и Карла Мартелла остановили арабскую экспансию, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом.

Особенно много паломников издавна направлялось в Палестину, ко Гробу Господню ; в 1064 году , например, архиепископ майнцский Зигфрид отправился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба . Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые походы множество людей из низших слоев общества. В некоторых странах Запада (например, во Франции, которая и давала наибольший контингент крестоносцев) в XI веке положение народных масс стало ещё более невыносимым вследствие целого ряда стихийных бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней. Богатые торговые города Италии готовы были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке.

Клермонский собор (1095)

Первый крестовый поход (1096-1099)

В 1185 году Балдуин умер. Ги де Лузиньян женился на его сестре Сибилле и стал королём Иерусалима. Теперь при содействии Рено де Шатильона он начал откровенно провоцировать Саладина на генеральное сражение. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Саладина, стало нападение Рено на караван, в котором следовала сестра Саладина. Это привело к обострению отношений и переходу мусульман в наступление.

Кипрское королевство

В то время, как крестоносцы собирались отплыть в Египет, летом 1201 года в Италию прибыл царевич Алексей , сын низложенного и ослепленного в 1196 году византийского императора Исаака Ангела . Он просил у папы и Гогенштауфенов помощи против своего дяди, узурпатора Алексея III . Филипп Швабский был женат на сестре царевича Алексея, Ирине, и поддержал его просьбу. Вмешательство в дела Византийской империи обещало большие выгоды венецианцам; поэтому дож Энрико Дандоло также стал на сторону Алексея, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь. Крестоносцы, взяв в ноябре 1202 года для венецианцев город Задар (взамен недоплаченных денег за перевоз), отплыли на Восток, летом 1203 года высадились на берегу Босфора и стали штурмовать Константинополь. После нескольких неудач император Алексей III бежал, и слепой Исаак был снова провозглашен императором, а его сын - соправителем.

Вскоре начались раздоры между крестоносцами и Алексеем, который не был в состоянии исполнить своих обещаний. Уже в ноябре того же года это привело к враждебным действиям. 25 января 1204 года новая революция в Константинополе низвергла Алексея IV и возвела на престол Алексея V (Мурзуфла). Народ был недоволен новыми налогами и отбиранием церковных сокровищ для уплаты крестоносцам условленного вознаграждения. Исаак умер; Алексей IV и выбранный было императором Канабус были задушены по приказанию Мурзуфла. Война с франками шла неудачно и при новом императоре. 12 апреля 1204 года крестоносцы взяли Константинополь, причем погибло множество памятников искусства. Алексей V и Феодор Ласкарис , зять Алексея III , бежали (последний - в Никею , где и утвердился), а победители образовали Латинскую империю . Для Сирии ближайшим следствием этого события было отвлечение оттуда западных рыцарей. Кроме того, могущество франков в Сирии ослаблялось ещё борьбой между Боэмундом Антиохийским и Львом Армянским. В апреле 1205 года умер король иерусалимский Амальрих; Кипр получил его сын Гуго, а иерусалимскую корону наследовала Мария Иерусалимская , дочь маркграфа Конрада Монферратского и Елизаветы. За её малолетством правил Жан I Ибелин . В 1210 году Марию Иоланту выдали замуж за храброго Иоанна Бриеннского . С мусульманами крестоносцы жили в это время большей частью в мире, который был очень выгоден Альмелику-Аладилу: благодаря ему он укрепил свою власть в Передней Азии и Египте. В Европе успех 4-го Похода вновь оживил крестоносное рвение.

Латинократия

Во время 4-го крестового похода Византийская империя была частично завоевана крестоносцами, которые основали на её территории четыре государства.

Кроме того, на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или Наксосское герцогство).

Крестовый поход детей (1212)

Мысль о возвращении Святой земли не была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 году папа Климент V проповедовал крестовый поход на Вьеннском соборе . Несколько государей дали обещание идти в Святую землю, но никто не пошёл. Несколько лет спустя венецианец Марино Сануто составил проект крестового похода и представил его папе Иоанну XXII ; но время крестовых походов прошло безвозвратно. Кипрское королевство, подкрепленное бежавшими туда франками, долго ещё сохраняло свою независимость. Один из его королей, Петр I ( -), объехал всю Европу с целью поднять крестовый поход. Ему удалось завоевать и ограбить Александрию , но удержать её за собой он не смог. Окончательно ослабили Кипр войны с Генуей , и после смерти короля Иакова II остров попал в руки Венеции: вдова Иакова венецианка Катерина Корнаро по смерти мужа и сына вынуждена была уступить Кипр своему родному городу (). Республика св. Марка владела островом почти целое столетие, пока его не отвоевали турки . Киликийская Армения , судьба которой со времени первого крестового похода была тесно связана с судьбой крестоносцев, отстаивала свою независимость до 1375 года , когда мамелюкский султан Ашраф подчинил её своей власти. Утвердившись в Малой Азии , османские турки перенесли свои завоевания в Европу и стали грозить христианскому миру серьёзной опасностью, а Запад пытался организовать крестовые походы против них.

Причины неудачного исхода крестовых походов

В числе причин неудачного исхода крестовых Походов в Святую землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; вместо этого крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира.

Крестовые походы пастушков

Первый поход пастушков (1251)

Второй поход пастушков (1320)

В 1315 году на Европу обрушился ужасный голод, самый страшный за всю её историю. Лето 1314 было дождливым, а летом 1315 разразился настоящий потоп. Результатом был катастрофический неурожай. Голод свирепствовал так сильно, что в Париже или Антверпене люди сотнями умирали прямо на улицах. Не лучше обстояло дело и в деревнях. Стали нередкими случаи каннибализма. Цена на зерно выросла в пять раз. Булочники выпекали хлеб с винным осадком и всяческими отбросами. В 1316 и 1317 годах снова были неурожаи. Только в 1318 году наступило некоторое улучшение, но последствия бедствий были велики - эпидемии и беспорядки ещё долго наблюдались во многих районах.

В 1320 году крестьяне Северной Франции отправились в Святую землю. По легенде, у молодого пастуха было видение, что ему на плечо села волшебная птица, затем она превратилась в молодую девушку, которая призвала его на битву с неверными. Так возникла идея крестового похода «пастушков». По дороге число «пастушков» быстро увеличивалось.

Во время похода отряды добывали себе пропитание у местных жителей, то есть грабежами, и в первую очередь страдали евреи. «Пастушки» смогли добраться до Аквитании, но власти решили принять меры против «пастушков», которые разоряли Юг Франции грабежами, так как продвигались очень медленно. Папа Иоанн XXII выступил с проповедью против них, а король Филипп V выступил против них с войсками, которые расправились с крестьянским войском.

Северные крестовые походы

Крестовый поход в Прибалтике (1171)

Ливонский крестовый поход (1193-1230, с несколькими перерывами)

Северный крестовый поход официально начался в 1193 году , когда папа римский Целестин III призвал к «христианизации» язычников Северной Европы, хотя ещё до этого королевства Скандинавии и Священная Римская империя уже вели военные действия против северных народов восточной Европы.

Датский крестовый поход в Эстонию (1219)

В 1219-1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию, в ходе которого датчанами была захвачена северная Эстония.

В результате восстания 1223 года, начавшегося со взятия и разрушения эзельцами (жителями острова Сааремаа) замка, построенного незадолго перед этим датчанами, почти вся территория Эстонии была освобождена от крестоносцев и датчан. Был заключён союз с новгородцами и псковичами. В Дорпате, Вилиендэ и других городах были размещены небольшие русские гарнизоны (в этом году состоялась знаменитая битва на реке Калке, в которой объединённое войско южных русских княжеств и половцев потерпело сокрушительное поражение от монголов). Однако уже в следующем году Дорпат (Юрьев), как и остальная материковая часть Эстонии, был снова захвачен крестоносцами.

Крестовые походы в Финляндию и на Русь (1232-1240)

В папской булле от 9 декабря Григорий IX обратился к шведскому архиепископу и его епископам с призывом организовать «крестовый поход» в Финляндию «против тавастов» и их «близких соседей». Тем самым, призывая крестоносцев уничтожать «врагов креста», папа имел в виду наряду с тавастами (другое название - емь) также карелов и русских, в союзе с которыми тавасты в эти годы энергично противились католической экспансии.

Вильгельм Моденский по распоряжению папы стал активно формировать антирусскую коалицию. При его участии 7 июня 1238 года в Стенби, резиденции датского короля Вальдемара II , состоялась встреча короля с магистром уже объединённого Тевтонского ордена в Ливонии Германом Балком . Тогда был составлен договор по Эстонии , согласно которому треть завоёванных земель отдавалась Ордену, остальные - датскому королю. Тогда же обсуждался и вопрос о совместном выступлении на Русь трёх главных участников коалиции: с одной стороны - датских крестоносцев, располагавшихся в Эстонии, тевтонцев из Ливонии и крестоносцев, обосновавшихся в Финляндии, а с другой - шведских рыцарей. Это был единственный раз, когда объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане.

В 1238 году римский папа благословил короля Швеции на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов.

В эпоху Средневековья Христианство не имело ограничивающих ее действия рамок. В частности, Римская церковь исполняла не только свою духовную функцию, но и влияла на политическую жизнь многих стран. Вы также можете ознакомиться с темой: борьба Католической церкви с еретиками . Чтоб закрепить свою власть в обществе церковь шла на весьма нехристианские поступки: под знаменами католической церкви развязывались войны, казнили всех, кто в той или иной степени не поддерживал католическую идеологию.

Естественно, рождение и развитие Ислама на Востоке не могли пройти незамеченными Римской церковью. С чем ассоциировался Восток у католического духовенства? Это в первую очередь несметные богатства. Нищая, вечно голодная Европа, прикрывши свои алчные побуждения именем Иисуса Христа, пошла грабительскими походами на Святую землю.

Цель и причины Крестовых походов

Официальной целью первых Крестовых походов было освобождение Гроба Господнего от «неверных» мусульман, которые, как тогда считалось, кощунствуют над святыней. Католическая церковь смогла профессионально внушить участникам Крестовых походов, что их героизм будет вознагражден Богом прощением всех их земных грехов.

Первый Крестовый поход датируется 1096 г. Основной характеристикой его является то, что участники похода были разных социальных классов: от феодалов до крестьян. Участие в Первом Крестовом походе принимали представители Европы и, уже православной на то время Византии. Несмотря на внутреннюю разобщенность, участникам Крестового похода удалось, путем страшных кровопролитий захватить Иерусалим.

За два столетия католической церкви удалось организовать восемь Крестовых походов, большинство из них было направленно не только на Восток, но и на территории Прибалтики.

Последствия Крестовых походов

Крестовые походы имели огромные последствия для Европы. Крестоносцы переняли и принесли в Европу с Восточных стран традицию жестоких казней, которые будут в дальнейшем неоднократно применятся в инквизиционных процессах. Завершение Крестовых походов стало в какой–то степени началом падения в Европе средневековых устоев. Участники Крестовых походов восхищались Восточной культурой, ведь раньше они считали арабов варварами, но та глубина искусства и традиций, которая была присуща Востоку, изменила их мировоззрение. После возвращения домой, они начнут активно распространять арабскую культуру по странам Европы.

Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу. Но открытие новых торговых путей, значительно улучшили ситуацию. Византийская империя, которая помогала Римской церкви в Первом Крестовом походе, в итоге, спровоцировала свое падение: после того, как ее полностью разграбили османы в 1204 году, она уже не смогла достичь бывшего могущества и полностью пала спустя два столетия. После падения Империи, Италия стала единоличным монополистом в торговле Средземноморского региона.

Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим сторонам. Естественно, алчные желания только пошатнули положение Католической церкви в обществе: верующие увидели ее бескомпромиссность в вопросах связанных с властью и деньгами. В сознание населения Европы начали зарождаться первые несогласия с ее идеологией, что станет основой для создания реформаторских церквей в будущем.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.