Природа психики возникновение и развитие психики. Происхождение психики. Различные критерии психического

Введение

Развитие психики и возникновение сознания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе . Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.

Развитие психики и возникновение сознания

Возникновение психики

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими . Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение , характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

Сознание как высшая форма человеческой психики

Сугубо качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание – это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознания выделяются две плоскости : объективная , или Мир , и субъективная , или «Я », личное переживание, отношение к предмету.

В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:

- чувственное содержание , которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания;

- значение – это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания;

- смысл – это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?».

Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения (развития или, напротив, редукции) сознания.

1. Во-первых, изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира .

2. Второе направление изменения и развития сознания заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании.

Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание . Именно поэтому сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека, работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным, материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными .

Заключение

Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

1. Элементарная чувствительность.

2. Предметное восприятие.

3. Отражение межпредметных связей.

С появлением человека начинается история новой ступени психики – история развития человеческого сознания.

Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Список использованной литературы

1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

2. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Составитель: Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.

4. Общая психология: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560с. – (Образовательный стандарт XXI)

5. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогический заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 651с. – (серия «Учебник нового века»)

7. Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.

8. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538с.

Проблема происхождения психики. А.НЛеонтьев о возникновении психики.

Теории происхождения психики.

Эволюция психики животных и человека.

Проблема возникновения и развития психики в психологии всегда была неразрывно связана с определением психики как явления и как предмета научного исследования. Психика изучается по ее проявлениям, продуктам и физиологическим механизмам, лежащим в ее основе. А проявляется психика в процессе взаимодействия субъекта с миром (поведение как объект психологического исследования) и в форме результатов активности субъекта (даже вербальный ответ и результаты интроспективного исследования являются не самой психикой, а ее продуктом). Все эти трудности еще более усугубляются при изучении психики животных, от которых нельзя получить сведений в форме описания своих субъективных состояний. Кстати, это касается и изучения психики ребенка на довербальной стадии развития, что является одним из оснований постоянного сближения фило- и онтогенетических исследований и традиционного обращения психологии раннего детского возраста к сравнительно-психологическому методу анализа. Такая специфика предмета исследования ставит психологию в особое положение среди всех наук, определяя необходимость использования подходов, применяемых как естественными, так и гуманитарными дисциплинами, которые не всегда могут гармонично сочетаться друг с другом. Это отразилось в истории психологии в периодически возобновляющихся разногласиях по поводу объекта и методов исследования, особенно в период становления объективной психологии, и надолго поставило зоопсихологию в положение науки, не занимающейся истинно психологическим предметом - содержанием субъективного мира и переживаниями животных.

Этимологически слово психика (душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположноеть и многообразие природы собирается к своему единству, эго виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это субъективный образ объективного мира.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, нс видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, то есть психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Рисунок 1.Психическое отражение

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Для того чтобы понять, что такое психика, следует ответить на вопросы о том, когда и почему в ходе эволюции она возникла, как развивалась, усложнялась, изменялась. Процесс возникновения и изменения психики как продукта эволюции называется филогенезом. Направление в науке, которое можно назвать антропопсихизм, исходит из того, что психика есть только у человека - следовательно, возникнает она с появлением человека.

Биопсихизм наделяет психикой всю живую материю и, в соответствии с этим, относит время ее появления к периоду зарождения жизни.

В учении о всеобщей одухотворенности природы - панпсихизме - выдвигается тезис о наличии души не только у живой природы, но и у неживой, например, у камней - а возникновение психики уходит в еще более далекое прошлое.

Существует способ решения проблемы возникновения психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, а только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизм.

Во всех вышеперечисленных теориях психика приписывается чему- либо (?) или кому-либо потому, что они принадлежат к определенному классу объектов. Отсюда: ни одна из вышеприведенных точек зрения не дает четкого, ясного представления об объективном, но внутреннем (исходящем из сущности самой психики) критерии психического - данные критерии являются внешними по отношению к форме существования организма.

Совершенно иной взгляд на проблему возникновения психики содержится в трудах А.Н.Леонтьева. Его гипотеза получила наиболее широкое признание:

В качестве объективного критерия психики он предложил рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически

нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (абиотические) воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не вредны и не полезны, но они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, могут сигнализировать организму об их наличии. Если живой организм приобретает способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Свойственная всей живой материи способность отражать жизненно значимые воздействия среды, соответствующая допсихическому уровню развития, называется простой раздражимостью. Существование живых организмов в усложняющейся и изменчивой среде приводит к дальнейшему усложнению отражения окружающей действительности и возникновению более сложной формы раздражимости - чувствительности. Чувствительность представляет собой способность некоторых живых организмов отражать биологически нейтральные раздражители, обладающие сигнальным значением.

Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, исходным моментом развития психики, обеспечивающим более эффективное приспособление к среде.

Простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для обеспечения жизни им было достаточно простой раздражимости. Решающим условием для возникновения чувствительности явился переход от жизни в однородной среде к жизни в более сложной среде дискретных предметов, переход от неоформленных источников жизни к вещно- оформленным.

Развитие психики в животном мире тесно связано с эволюцией нервной системы: от наиболее древней составляющей - сетевидной нервной системы к самому сложному уровню развития нервной системы - мозгу. Нервная система уже обусловила функционирование организма как единого целого.

Большую роль в развитии психики играло изменение характера взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. Допсихические процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. д. Отражение биологически нейтральных свойств оказалось неразрывно связанным с качественно иной активностью живых существ - поведением. Смысл этой новой формы активности заключался в том, чтобы обеспечивать биологический результат там, где условия не позволяли ему реализовываться непосредственно, сразу. Таким образом, психическое развитие живых организмов определялось усложнением нервной системы, изменением среды существования и возникновением поведенческой активности.

Рисунок 2 Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных нс выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Итак, мы не можем не сказать: в психологии сегодня так и нет единого определения психики. Она определяется через ее функции (отражение реальности, регуляция деятельности и т. п.), через обеспечивающие ее физиологические механизмы (психика - функция мозга или нервной системы), феноменологически (психические явления), через объект исследования (поведение, человек как субъект психики). Все эти определения отражают различные стороны психики и не исключают, а дополняют друг друга. Однако в каждом случае исследователи придерживаются определенных взглядов на то, что такое психика, как она возникла и развивалась в эволюции и как возникло человеческое сознание. И всегда центральным в проблеме возникновения и развития психики был вопрос о соотношении того, что заложено в человеке эволюционно, и того, что возникает с появлением человеческого сознания как «надбиологическое», отличающее человека от всех остальных животных и связанное с социально-культурной сущностью человека (проблема «биологического и социального» в психике человека). Любая наука, и психология в том числе (а значит, зоопсихология и сравнительная психология тоже), направлена на познание самого человека и его места в мире. Поэтому, несмотря на кажущееся «примирение» противоположных точек зрения по этому вопросу в современной науке, понимание сути взаимоотношений этих составляющих остается актуальным и невозможно без сопоставления взглядов на фило - и онтогенез человеческой психики. Более того, вся история психологии развития связана с таким сопоставлением, и самые актуальные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии локализуются именно в области сопоставления развития психики в эволюции и онтогенезе человека.

Резюмируем: при изучении возникновения человеческого сознания из генетически более ранних форм психики в психологии выделяются две основные проблемы:

  • - возникновение сознания в филогенезе (из несознания как формы психического отражения, не становящейся сознательной в онтогенезе);
  • - возникновение сознания в онтогенезе (из до-сознания как формы психического отражения, становящейся сознательной в онтогенезе).

При изучении психологии человека объектом исследования обычно является человек (и проявления его психики) как один уровень филогенетического развития. К другим онтогенетическим уровням психология чаще всего подходит с позиций метода актуализма, предполагая (по умолчанию), что целью развития личности в онтогенезе является то, чем она стала. Филогенетический план ограничен конкретным общественнокультурным содержанием, задающим содержание и саму структуру личности. По умолчанию предполагается, что целью эволюционного процесса является «производство человека», что есть прямой антропоцентризм (или филогенетический актуализм). Использование в этом случае биологических данных и закономерностей оказывается не совсем корректным по отношению к воззрениям эволюционной биологии, так как эволюционная теория внутри биологической науки, определяя место человека в эволюции, вовсе не говорит об окончании этого процесса. Зоопсихология изучает эволюцию психики, начиная с ее зачаточных форм, возникших у примитивных организмов из элементарной формы отражения - раздражимости, до сложно организованной психики высших животных. Изучая психику, зоопсихология охватывает диапазон ее развития, где нижней границей являются начальные формы психического отражения свойственные животным организмам, с их качественным отличием от такового у растений, а верхней границей является зарождение человеческой психики из психики высших животных. Современная зоопсихология исходит из постулата, что все формы психических явлений и сама психика возникли из раздражимости, свойственной всей живой материи (Л.С. Выготский). Раздражимость - это способность живой материи отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Простая раздражимость свойственна простым организмам с примитивной организацией обмена веществ и энергии между внутренней и внешней средой. Поддержание потоков энергии, пластических веществ и информации на постоянном уровне необходимо организму для поддержания гомеостаза - устойчивого неравенства содержания внутренней и внешней сред. Раздражимость протоплазмы одноклеточных лежит в основе всех наблюдаемых у них форм поведения и характеризуется определенной направленностью их перемещений. Биологическая эволюция приводит к усложнению обмена веществ. Вследствие этого возникает большое разнообразие видов раздражимости. По мере усложнения организации живого происходит интеграция клеток, тканей и органов в организм, формируется центральная нервная система, которая способствует организации реагирования организма как единого целого. Происходит переход количественного накопления вариантов раздражимости в разных тканях организма животного на качественно новый уровень, при этом возникает качественно новая форма раздражимости - чувствительность. Таким образом, появление центральной нервной системы, функционально специализирующейся на восприятии информации, способствует появлению качественно нового, высшего, вида раздражимости - чувствительности.

Чувствительность - это элементарное психическое явление, характеризующееся способностью организма к ощущению, то есть к отражению предметов объективного мира, возникающему при их непосредственном воздействии на организм. С возникновением центральной нервной системы и специализацией ее отделов, организм приобретает способность раздражаться (реагировать) в ответ на такие воздействия, которые сами по себе не в состоянии изменить характер обмена веществ с внешней средой. В результате этого животное приобретает способность реагировать не только на непосредственное воздействие значимого для жизнедеятельности фактора, но и оценивать значение воспринимаемых индифферентных факторов среды с точки зрения вероятности следования за ним значимого фактора. Такие ранее индифферентные воздействия приобретают для организма значение сигнала о возможности последующего поступления значимого раздражителя и отражаются организмами в виде ощущений. Итак, на основе раздражимости формируется элементарное психическое явление - чувствительность, которая опосредует деятельность организма, направленную на поддержание жизни. В результате этого наступает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма со средой. С одной стороны, выделяются процессы, непосредственно связанные с поддержанием и сохранением жизни, регулируемые на основе раздражимости, а с другой стороны, выделяются процессы, связанные с функциями поддержания жизни опосредованно. Эти процессы осуществляют вероятностную оценку ценности поступающих сигналов и представляют собой особую форму жизнедеятельности, которая лежит в основе чувствительности организмов к факторам внешней среды и их психического отражения. Такое раздвоение деятельности организма приводит к формированию психики как нового вида внешней активности. Оно становится возможным лишь у животных, достигших определенной степени развития мышечной и нервной системы. По мере усложнения организации животных усложняется и их психика. На определенном этапе эволюции в процессе антропогенеза у человека формируется качественно новая психика, обусловленная развитием общественно-трудовой деятельности и формированием речи у данного вида. Психика человека, развившаяся из психики животных и имеющая с ней много общего, отличается качественно за счет того, что человек способен отражать объективную реальность в двух планах - чувственном и понятийном, то есть абстрактно-логическом. Это и определяет сущность человеческого сознания как способа отражения действительности в абстрактно-логических понятиях в виде речи.

В отличие от человека, у животных, даже высоко организованных, абстрактно-логическое отображение отсутствует, у них возможно только чувственное отображение.

Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 8

  • 1. Каким образом проявляется и изучается психика?
  • 2. Подготовьте сообщения о биопсихизме, антропопсихизме, панпсихизме.
  • 3. Что такое нейропсихизм?
  • 4. Расскажите о концепции А.Н.Леонтьева, рассматривающей вопросы происхождения психики.
  • 5. Какие основные проблемы выделяются при изучении возникновения человеческого сознания?
  • 6. Что такое раздражимость?
  • 7. Что такое чувствительность?
  • 8. В чем главное отличие психики человека от психики животных?
  • 9. Чем определялось психическое развитие живых организмов? Ю.Какую роль в развитии психики играет изменение характера

взаимоотношения живых организмов с окружающей средой?

  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979, Москва) - выдающийся советский психолог,занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования.

Психика – это форма активного отображения объективной реальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии.

Психологический словарь – Психика – общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

1) Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания.

2) Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.

Улучшение структуры и функций Н.С. послужило основным источником развития психики.

Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

3) Дуалистическое понимание.

Существуют разные подходы к пониманию психики:



1. Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт)

2. Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм)

3. Свойство живой природы (биопсихизм)

4. Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин)

5. Психика только у …… с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов)

6. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев).

Бехтерев – психика – это энергия.

Леонтьев – Это свойство живых, материальных тел способных своими … отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность.

3 составляющих психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика – особенная способность.

Происхождение психики.

Начала – материальное, идеальное, дуалистическое.

Идеальное – Пьер де Шарден.

Материальное – в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Концепция Фабри и Леонтьева (матер.)

1) Стадия элементарно-сенсорной психики

а) низший уровень – простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

б) высший уровень – черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов., развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды.

2) Стадия перцептивной психики.

а)низший уровень – рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика – отражение внешней действительности в форме образов в форме предметов. Формирование двигательных навыков.

б)высший уровень – птицы и высшие позвоночные. Характеристика – решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению.

в)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины.

Характеристика – способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей.

Леонтьев – психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир.

Бехтерев – психика – есть выражение особого напряжения энергии нервных центров.

Большаков – психика – есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи.

Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности.

Особое свойство – не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга.

Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального.

Идеальное – есть отражение материального.

Отражение – представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке).

Отражая действительность человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю.

Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений.

Формы психического отражения.

Внутренняя среда – отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия – неудовольствия.

Внешняя среда – отражается в образах и понятиях.

Отражение внутренней среды – отражаются не раздражители, а их оценка.

Внешнее отражение связано с побуждением к действию.

Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы.

Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире.

Формы проявления психики. Структура психики.

1. Психические процессы: познавательные – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные – эмоции, чувства; волевые – механизм волевых действий, волевые качества.

2. Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость.

3. Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер.

4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки.

Функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации).

Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия; уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева)

Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях – медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению).

Леонтьев: Возникновение психики.

Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды.

Как психика развивалась: усложнение форм поведение, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения.

Главенство деятельности в развитии психического отражения.


Происхождение и развитие психики и сознания человека


Происхождение и развитие психики и сознания человека.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики.

2. Психика в свете теории отражения.

3. Формы проявления психики: психические процессы, свойства, состояния.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

ПСИХИКА – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией, как наукой. Есть 2 различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Они взаимодействуют в развитии и развиваются по своим законам.

Согласно материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на раздражители.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь, т.е. психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – явление первичное, основа, носитель психики.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Вы уже знаете, что психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности субъектом активно отражать явления объективного мира.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга.

Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности.

Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела, органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы – нервная клетка.

Остановимся на строении головного мозга, функций больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психологии обозначается как проблема функциональной ассиметрии мозга .

Полушария мозга выполняют различные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое – подчиненную. От того, какое именно полушарие является главным, зависит, какой рукой человек лучше действует – правой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой – «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто лучше действует левой – «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и постепенно, как бы разбирая ее на части, а затем объединяя.

Правое полушарие – образное, эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию – множественную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только в художественном, но и в научном.

Проблема функциональной ассиметрии мозга в настоящее время разрабатывается очень интенсивно. Многие ученые считают, что вклад каждого полушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в дошкольном возрасте вносит большой вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда – образный характер познания и восприятия мира детьми – дошкольниками, их бурная фантазия.

2. Психика в свете отражения.

Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности субъектом активно отражать явления объективного мира.

Отражение – способность объекта воспроизводить пространственную временную структуру другого объекта.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Мы можем строить планы, ставить цели, мечтать.

Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования.

Существует 3 типа отражения:

1.Физическое – свойственно объектам неживой природы. Простейший пример движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление – волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается (отражение звука, света, радиолокационного сигнала).

При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи физиологические формы отражения.

2.Физиологическое – свойственно живым организмам и проявляется в виде реакции на воздействующие раздражители. Это и есть безусловный рефлекс. Примерами их могут быть: пищевой рефлекс (захват увиденной пищи), ориентировочный (поворот в сторону внезапного раздражителя), защитный (отскакивание) и др.

Безусловные рефлексы играют хотя и начальную, но очень важную роль в филогенезе поведения и психики животных. На этой стадии у животных:


  1. Совершенствуется двигательный аппарат;

  2. Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на внешние раздражения;

  3. Одновременно развиваются и органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания, позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения;

  4. Возникает психика, пока в виде элементарных, не связанных друг с другом простейших ощущений, отражающих изолированные раздражения (животное реагирует на звук, свет, запах и т.д.)
3.Психическое отражение – как ответная реакция живого организма на раздражитель (боль, музыку), свойственно живым организмам, имеющим высокоразвитую ЦНС. К таким относятся: сем.кошачьих, сем.волчьих, слоны, дельфины, обезьяны, человек. При таком отражении живое прогнозирует будущее. Такое отражение является опережающим. Уже есть цель и результат. Человек в процессе антропогенеза совершенствует данный вид отражения, и у него возникает высшая степень отражения – сознание. Оно присуще только человеку.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИ:


  1. самый сложный и наиболее развитый вид отражения;

  2. дает возможность правильно отражать окружающую действительность, правильность подтверждается практикой;

  3. в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;

  4. является опережающим.
Сознание – продукт общественно-исторических условий, результат трудовой и общественной жизни человека и представляющий собой субъективный образ объективного мира.

Психика у человека проявляется в трех видах психических явлений.

Психические явления - любой психический феномен, который скрыт от внешнего наблюдателя, но открыт самому субъекту. Любое психическое явление проходит объективно, но выражается внешне, через поведение и речь

Все психические явления подразделяются:

1.Психические свойства личности – это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни. Это:


  1. Темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик);

  2. Характер (уверенность, властность, смелость, доброта);

  3. Направленность личности: на дело; на себя; на общение (фанатизм, идеалы, ценности, убеждения);

  4. Способности (одаренность, гениальность, талантливость).
2. Психические состояния – характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т.д. В структуре личности это наиболее статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами:

  • Аффект, раздражительность, бодрость, подавленность

  • Интерес, Стресс, Скука, Радость, Тревога, Творческий подъем, Апатия
Они менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней, недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3. Психические процессы – это явления психики, которые характеризуются выраженной динамикой, т.е. имеют начало, длительность, и конец. Эти явления, которые включены в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от доли секунды до десятков минут. Описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно выделяют:

Все три вида психических явлений взаимосвязаны и могут переходить друг в друга (любопытство, как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность).

Свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Например, состояние может обуславливать то или иное протекание психических процессов. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущение (психический процесс), а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятием и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятия сопровождаются представлениями и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Возникновение и развитие психики подчиняется биологическим и социально-историческим законам. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называется сознанием.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

1. Возникновение и развитие сознания.

2. Сознание, его структура, свойства.

3. Самосознание, его стр-ра.

4. Сознание и бессознательное.

1. Возникновение и развитие сознания.

СОЗНАНИЕ – есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка и с другими людьми). Это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, жизнь

1. Проблема человеческого сознания – одна из наиболее сложных проблем современного научного знания. Попытки объяснить природу, сущность сознания предпринимаются физиологами, теологами, философами и, конечно, психологами.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех лет, которые мы относим к истории человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того, чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Другие предпосылки (условия) возникновения сознания:

1. Распределение труда

2. Ролевая дифференциация и активизация общения.

3. Выработка и использование языка, других знаковых систем.

4. Становление человеческой материальной и духовной культуры.

Это – рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельно идет проникновение человека в тайны макро- и микромира (благодаря успехам науки), расширяется сфера познания, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание человека.

2. Сознание, его структура, свойства.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как интегрирующая форма психики . Это то, что отличает человека от животного. Человек осознает, что с ним происходит, что он делает, т.е. свое поведение. Филогенетически и онтогенетически сознание выступает результатом общественно-исторических условий формирования человека в совместной деятельности с другими людьми при постоянном общении с ними.

В структуре сознания выделяют три основных компонента:


  • Познавательный

  • Отношенческий

  • Регуляторный
Каждый из них, с одной стороны, имеет собственное содержание и функции, а с другой – вместе с другими компонентами обеспечивает целостность и системность функционирования сознания.

  • Познавательный компонент представлен психическими процессами, обеспечивающими человеку получение и преобразование информации об окружающем мире как на уровне чувственного (ощущение и восприятие), так и на уровне логического познания (мышление, воображение). Интегратором данного компонента сознания являются «сквозные» психические процессы: внимание, память, речь.

  • Отношенческий (аффективный) компонент. Эмоционально процессы сознания отражают отношение человека к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Эмоции и чувства играют роль шкалы оценок сознания.

  • Регуляцию человеческой деятельности, направленную на достижение поставленных целей, а также на преодоление препятствий на пути к ним обеспечивают волевые процессы сознания. Это регулятивный компонент сознания .
Таким образом, содержание сознания предстает как открытая система, в которой имеют место как познавательные, так и чувственно-эмоциональные и регулятивно-волевые психические процессы.

А.Н.Леонтьев предложил конкретно-психологическую теорию сознания человека. Согласно этой теории в сознании следует различать три относительно самостоятельные составляющие:


  • Чувственную ткань сознания;

  • Значение

  • Личностные смыслы
1. Чувственная ткань это переживание «чувства реальности», это чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или хранящейся в памяти. Функция чувственных образов состоит в том, чтобы придать реальность картине мира, открывающийся субъекту (зрение, слух, осязание, обоняние, с помощью которых человек познает окружающий мир).

2. Значение общее содержание слов, схем, карт, это выработанное человеком и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности и норм деятельности. Значение является содержанием знака (например, слова), который обозначает предмет или свойства, явления, события. У знака различают: предметное значение и смысловое значение. Предметное значение – предмет или класс предметов, обозначаемые данным знаком. Смысловое значение – та информация, которую несет определенный знак об обозначаемом предмете. Причем предмет и, особенно, смысловые значения, используемые некоторым субъектом, могут существенно отличаться от нормативных значений. Универсальным языком значений является язык искусства, музыки, танца, живописи, театра, архитектуры.

3. Личностный смысл - в содержании значения, которое оно приобретает лично для каждого человека. Например, все дети хотели бы получать «5». Отметка 5 имеет общее для всех значение, закрепленное социальными нормативами. Но, для одного – 5 – показатель его знаний, способностей, для другого – символ того, что он лучше других, для третьих – способ добиться обещанного подарка от родителей.

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания, возникает «смысловой барьер» (например, учитель спрашивает ученика, пытаясь вытянуть его на лучшую отметку, а ученик считает, что учитель придирается).

Свойства сознания:


  1. Идеальность, т.е. нематериальность сознания. Это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются без физического на них воздействия в результате работы с их сформировавшимися образами, схемами;

  2. Интенциональность, т.е. устремленность сознания к конкретному объекту. Сознание всегда есть осознание чего-то (предмет сознания – это конкретный предмет, другой человек, собственный мир).

  3. Объем сознания. Определяется количеством внешних или внутренних объектов сознания, которым обеспечивается достаточно отчетливое, точное и ясное отражение одновременно. Эта характеристика сознания обусловлена закономерностями функционирования таких психических феноменов как, например, внимание и восприятие, оперативный объем которых определен экспериментально и составляет 7±2 информационных единиц.

  4. Сознание имеет социальную природу : в онтогенезе оно развивается лишь при условии «включенности» человека в социальные отношения с другими людьми в рамках совместной с ними деятельности.

  5. Коммуникативность сознания, т.е . способность к трансляции другим людям того, что осознает данный человек. Или: обмен содержаниями сознаний взаимодействующих субъектов.

  6. Это достигается с помощью словесно-понятийной означенности сознания. Современный психолог обращает внимание на высочайший уровень сложности взаимодействия сознания и языка, в котором язык выступает как общезначимая культурно - историческая система знаков; речь как способ употребления языка в различных письменных и устных формах общения людей, а речемыслительная психическая деятельность – как форма существования процессов сознания.

  7. Идеаторность – это свойство человеческого сознания воспроизводить и создавать идеи, образы без непосредственной опоры на чувственный опыт человека. Т.е. человек в своем сознании свободно перемещается по векторам пространства и времени.

  8. Креативность (творческость) заключается в возможности объективации идей, мыслей человека. Благодаря этому свойству сознание возникает и постоянно изменяется мир человеческой культуры.
Описанные выше характеристики сознания позволяют выделить следующие его функции:

  • Отражательную, состоящую в формировании у человека образа мира;

  • Регулятивную, заключающуюся в возможности произвольного поведения человека, при помощи регуляции у человека возникает иерархия мотивов;

  • Креативную (творческую), благодаря которой «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (К.Маркс).

3. Самосознание, его структура.

В современной психологии сознание понимается как двуединая ориентация человека: 1)в окружающем мире и 2) в самом себе.

Исходя из такого понимания как ответная реакция живого организма на раздражитель (боль, музыку), самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект.

Самосознание – сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя, своей индивидуальности, процесс осознания своих потребностей, мотивов, качеств. Самосознание возникло в ходе социальной жизни человека, начинает формироваться очень рано. Первое представление о себе человек получает от окружающих его людей.

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ:


  1. Слияние субъекта и объекта познания в одном лице. В результате этого процесса человек приобретает способность к оценке своего знания, идеалов и мотивов поведения и целостной оценке себя как чувствующего и мыслящего существа.

  2. Социальная обусловленность. Заключается в том, что осознать самого себя человек может лишь на основе познанного внешнего, в частности, другого человека, образ которого служит для него источником образа «Я». Отсюда видно, что общение и взаимодействие с другими людьми является необходимым условием развития самосознания человека.

  3. Неравномерность развития самосознания на протяжении жизни человека (в онтогенезе), что выражается в существовании периодов как медленного (например: младенчество, дошкольный возраст), так и интенсивного (подростковый, ранняя юность) развития представлений человека о себе.

  4. Зависимость между уровнем развития самосознания и формированию у человека потребности в знании о себе. Очевидно, что интерес к себе - так называемая Я-чувствительность – у разных людей выражен неодинаково.
Функции самосознания:

  1. Отражение внутреннего мира

  2. регуляция внутренних процессов

  3. Исполнительная функция (самовоспитание)
В структуре самосознания выделяют 3 компонента:

  • Познавательный или знание человека о себе (самопознание);

  • Эмоционально-ценностный или отношение человека к себе (самоотношение);

  • Регулятивный или саморегуляция им своего поведения (саморегуляция).
I . Самопознание это сложный процесс познания человеком себя, развернутый во времени связанный с пониманием своего собственного «Я» как личности, отличной от других личностей.

ИСТОЧНИКИ САМОПОЗНАНИЯ:


  1. Накопленное знание о других людях в процессе общения с ними. Присущие эти людям качества: «добрый», «честный», «лживый» и др. человек примеряет себе, т.е. человек формирует мнение о себе через представление о личности других

  2. Обратная социальная связь, которую получает человек от людей, составляющих его ближайшее окружение - родители, сверстники, педагоги, осуществляя внешнюю оценку, оказывают влияние на формирование представлений человека о себе. Чем младше ребенок, тем в большей мере выражено его восприимчивость к таким оценкам. (Пример с непривлекательной, скучной однокурсницей).

  3. Знакомство с художественной литературой и различными формами искусства. Здесь так же, как и в реальном общении, человек включается в мир других людей, причем происходит это быстрее.

  4. Представление человека о себе как субъекта деятельности, обладающим какими-то знаниями, умениями, навыками, способностями возникает также во взаимодействии с предметным миром.
Из того, что было сказано выше, вытекает, что у каждого человека имеется множество представлений о самом себе:

  • Я реальное – то, каков он сегодня;

  • Я прошлое - -//- в прошлом;


  • Я рефлексивное - -//- глазами другого человека.
Все эти многочисленные образы Я соединяются во многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро человеческой личности. «Я- концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных компонента – когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.


  1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - образ Я – характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п., т.е. все то, что значимо для человека, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет больше узнать о разных сторонах жизни. Для другого – самым главным может быть то, что он отец .

  2. Второй компонент – эмоционально-ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. А) Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможность роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. Б) Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, в собственных усилиях. Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А.Адлером, которое проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы. Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении.

  3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. Поведенческий компонент «Я- концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя.
Как система осознаваемых и неосознаваемых установок по отношению к самому себе «Я- концепция» выражает:

  • Я - реальное – каким я являюсь в настоящее время

  • Я - идеальное – каким я хотел или должен стать

  • Я - зеркальное (социальное) – каким меня видят другие

  • Я прошлое - -//- в прошлом;

  • Я будущее- -//- будет в будущем;

  • Я рефлексивное - -//- глазами другого человека
Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я - идеальное должно быть соотносимо с Я - реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае она служит важным источником саморазвития.

«Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. В процессе жизни человека «Я - концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняет и отношение человека к себе, его возможности саморегуляции.


  1. Парциальная – касается некоторых отдельных, единичных характеристик человека (оценка какой-нибудь детали внешности, черты характера).

  2. Глобальная – отражается одобрение или неодобрение человеком самого себя (итоговым измерением Я).
Общим знаменателем глобальной самооценки является самоуважение личности. В психологии самосознания существует представление, что Самоуважение личности определяется отношением её действительного достижения к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязания личности, в основе которого лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Можно сделать вывод, самооценка и самоуважение в психической жизни личности выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.

Самоуважение=

Уровень притязаний

Люди с адекватной самооценкой: добрые, с чувством юмора, не конфликтные. Завышенная самооценка: высокомерные, агрессивные. Заниженная самооценка: робкие, малообщительные, неуверенные в себе.

III . Саморегуляция третий компонент в структуре самосознания. Она выражается в управлении человеком своей деятельностью от начала до конечного результата и в постоянном отчете перед самим собой о соответствии хода действия его цели. Саморегуляция является основой самовоспитания личности. Иными словами саморегуляция проявляется:


  • В форме регуляции деятельности человека в конкретных условиях

  • самовоспитании
По форме может быть скрытой и явной.

4. Сознание и бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им. Низший уровень психики образует бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных взаимодействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оставаясь психическим , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, к-е он совершает, невозможна и оценка результата. Между сознанием и бессознательным резких «границ» нет, возможен взаимопереход их содержаний. Например, человек не может постоянно осознавать всю информацию, накопленную им в течение жизни - следовательно, она вытесняется в бессознательное. Но при необходимости большая часть информации может быть оттуда извлечена, для чего ее нужно вербализовать.

Изучали бессознательное З.Фрейд, П.В.Симонов и др.

Общее между бессознательным и сознанием то, что оба эти процесса социально обусловлены (например, содержание сновидений обусловлено тем, какие события человек пережил в реальной жизни).

Различия заключаются в том, что сознание подчиняется контролю, а бессознательное не контролируется.

Виды бессознательного:


  • сновидения, оговорки, описки, патологические состояния – бред, галлюцинации

  • навыки (ходьбы, письма), интуиция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий

  • копирование, уподобление другим людям

  • Инсайт – момент творческого озарения

  • Установки и мотивы поведения (неосознаваемые)

  • Влечения

  • Комплексы

  • Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний

  • Восприятие сигналов, уровень которых находится за пределами наших органов чувств (прием рекламы – 25-й кадр)
.В структуру бессознательного входят две подструктуры :

1. Те явления, к-е ранее были осознаваемы (подсознание). Это:

Первичные автоматизмы (мигание, сосание);

Вторичные автоматизмы (навыки, неосознаваемые движения).

Сюда, например, относится интуиция врача, т.е. врач не осознает по каким признакам поставил диагноз. В данном случае подсознание выступает как защита сознания от лишней работы и нагрузок (летчик, пианист, врач, спортсмен).

2. Явления надсознания связаны с представлением человека о «сверхзадаче», решение которой требует творчества: порождение гипотез, догадок, творческих озарений. Сверхсознание защищает сознание от преждевременного вмешательства сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта.

Сверхсознание, т.е. творческая интуиция, всегда работает на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данной личности, т.е. творческая интуиция проявляется при решении той проблемы, над которой человек упорно работал.

Функции бессознательного:


  • Как и психика в целом оно выполняет функцию отражения внешнего и внутреннего воздействия – следовательно, ф-и регуляции поведения и деятельности человека

  • Охранительную, т.е. «защита сознания человека от информационных перегрузок»

  • Творческая, т.е. участие бессознательного в создании человеком принципиально нового продукта (идеи т.п.).

План ответа

    Возникновение и развитие психики в филогенезе.

    1. Попытки решения проблемы возникновения психики

      Тенденции и особенности развития психики в филогенезе

    Критерии психического отражения.

    1. Различные критерии психического

      Объективный критерий

    Основные стадии становления психики в филогенезе.

    1. Стадия элементарной чувствительности

      Стадия предметного восприятия отражения действительности (перцептивной психики)

      Стадия интеллектуального поведения

      Стадии по К. Фабри

    Сравнительный анализ психики животных и человека.

    1. Мышление

      Способность создавать и сохранять орудия труда

      Передача общественного опыта

      Условия развития

  1. Возникновение и развитие психики в филогенезе.

    1. Попытки решения проблемы возникновения психики

Возникновение и филогенетическое развитие психики – один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному.

Антропопсихизм – только человек обладает психикой, может дать отчет о своих психических состояниях, а животные и растения – только автоматы. Такой взгляд характерен для Декарта. Панпсихизм – любая материя обладает психикой (и неживая тоже, например, камни). На этой точке зрения стоял, например, Фехнер. Биопсихизм – любая живая материя обладает психикой (и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт разделяли представления биопсихизма. Нейропсихизм – только существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером.

По мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих взглядов не отражает истинной причины возникновения психики. В основе возникновения психики, на самом деле, лежит не что иное, как возникновение чувствительности . – способность реагировать не биологически нейтральные раздражители (абиотические0

Чувствительность – первое проявление психики и показателей ее возникновения. Возникла психика в ходе биологической эволюции т.к. психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в животном мире подчиняется действию общего закона эволюции согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. Как возникла психика?

        Толчок к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

        Также из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Но организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.