Рекомендательные биб списки литературы волонтерство. Волонтерство, добровольчество и милосердие в художественной литературе. Деятельность волонтера как посредника в разрешении молодежных конфликтов



Объявленный указом президента РФ Год гражданской активности и волонтёрства зовёт помогать ближним и менять мир в лучшую сторону. Слово « волонтёр » в переводе означает « доброволец ». Очень скоро оно стало обозначать не тех, кто ушёл добровольцем на войну, а тех, кто бескорыстно, безвозмездно делает добрые дела, помогает людям или животным, бесплатно трудится на благо нуждающихся. Давайте вспомним книги и самых известных литературных персонажей, отметившихся достижениями на ниве добровольчества.


Стихотворения Агнии Барто из цикла " Вовка – добрая душа " - это одни из первых произведений, знакомясь с которыми, дети узнают, почему надо совершать хорошие поступки и помогать окружающим. Главному герою всего пять лет, но ответственность у него развита не по годам. Вовка поможет утихомирить капризных младенцев, заменит маленькой девочке старшего брата, вместе с ветром расчистит футбольное поле. Большинство добрых дел Вовка совершает по отношению к друзьям, родственникам, домашним животных, но вот в стихотворении " Жарко " он устраивает настоящую волонтёрскую акцию. Когда город Загорск изнемогает от летнего зноя " Вовка добрая душа, да ещё три малыша, да ещё мальчишек восемь " делают бумажные веера и раздают их измученным жарой гражданам.


Стихотворения Агнии Барто не только дают положительный пример детям, но и напоминают взрослым, как важно не погубить росток добра. В заключительной части цикла Вовка становится старше и начинает стесняться своей натуры: ему неловко " в зрелом возрасте таком быть каким - то добряком ". Мальчик переживает серьёзный личностный кризис и пытается стать суровей, только вот ему никто не приходит на помощь.


Обычно книги, пронизанные идеологией обречены на забвение. Повесть Аркадия Гайдара " Тимур и его команда " удалось пережить крах социалистического строя, а имя её главного героя стало нарицательным. Современных волонтёров люди старшего поколения до сих пор называют " тимуровцами ". В подмосковном дачном посёлке группа подростков во главе с Тимуром Гараевым тайно помогает семьям красноармейцев: носят воду, укладывают дрова в поленницу, находят пропавших домашних животных. Дома своих подопечных тимуровцы помечают красной звездой. Только мирным трудом деятельность мальчишек не ограничивается. Они одерживают убедительную победу над шайкой атамана Мишки Квакина – разорителями дачных садов.


Удивительно, но за повесть « Тимур и его команда » А. Гайдара чуть было не репрессировали. Как это – самостоятельность детей, не санкционированное властью? Но, к счастью, обошлось. Книга стала любимой для многих ребят, а её герои – примером. Писатель тоже не мог расстаться с героями, и появились два продолжения: киносценарии « Комендант снежной крепости » и « Клятва Тимура ». Повесть « Тимур и его команда » была дважды экранизирована – уже в 1940 г., вторая экранизация – 1976 г.


Ребята захотели подражать героям полюбившейся книги! Первый тимуровский отряд был создан в том самом городе, где А. Гайдар написал свою повесть – Клин Московской области. Первыми тимуровцами стали 6 учеников местной школы 2. Великая Отечественная война вызвала всплеск детского и подросткового благотворительного добровольчества. Тимуровские отряды организовывались в школах, детских домах, при Домах пионеров … Только в РСФСР было более 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями офицеров и солдат, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. После войны тимуровцы помогали ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов. Появились тимуровцы и в странах Восточной Европы, и даже во Вьетнаме.






В послевоенной жизни России (СССР) большое значение имела поисковая работа. Вот где предшественники поисковиков сегодняшнего дня! О том, как ребята изучают военные события, узнают о подвигах и подтверждают слова « никто не забыт, ничто не забыто » - рассказывают такие книги, как повесть из цикла о Кроше А. Рыбакова – « Неизвестный солдат » и повесть Юрия Яковлева « Зимородок ».


Не поступив в институт, Сергей Крашенинников (Крош) приезжает к деду в небольшой городок и устраивается работать в дорожной строительной бригаде. В ходе работ строители обнаруживают солдатскую могилу. Крош берётся за установление личности погибшего бойца, попутно борясь с проявлениями людского безразличия и чёрствости. Повествование идёт параллельно двумя сюжетами в настоящем времени и во время войны.


Чуть старше Василя, Зои и Марата был парнишка невысокого роста (Зимородок), свистевший иволгой, носивший пиджак, застёгнутый на две пуговицы. Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост … А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли … но, может быть, он всё - таки остался жив? И, может быть, это собственный учитель ребят – Сергей Иванович? Экранизация повести осуществлена в 1972 году.


Но в позднее советское время во многих детских добровольных организациях появились ростки формализма. Главное для ненастоящего горе - следопыта – прославиться, принести экспонат в музей … но что будет с теми, для кого последнее письмо родного человека с фронта – всё, что осталось, бесценная реликвия? Об этом рассказ Б. Васильева « Экспонат …».


" Мне не все равно " - это не просто книга. Не просто захватывающие рассказы о современниках, которые по разным причинам стали помогать другим, написанные одной из самых известных и самобытных фигур отечественной журналистики Светланой Сорокиной.


Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи вообще попросить не может – в отличие от людей. Например, много рассказов упомянутого уже писателя Юрия Яковлева о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ « Багульник » выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока?


Оказывается, он абсолютно бескорыстно гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика - молчальника, который любит животных и знает природу (например, когда багульник зацветает). И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром. А значит, Год волонтёра – самый, что ни на есть, наш с вами год. Всегда рядом есть кто - то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней.


Источники: / Обзор по книгам провела М. В. Мурзенкова

  • 1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135- ФЗ- М., 1995.
  • 2. Борытко, Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учебно - метод. пособие/ Н.М. Борытко; научн. ред. Н.К.Сергеев.- М.: АКПиПР, 2005.- 120с.
  • 3. Бутрим, Г.А. Современные приоритеты воспитания студенческой молодежи Г.А. Бутрим // Вышейшая школа- 2001.- №1- с.9-13.
  • 4. Волонтер и общество. Волонтер и власть / Сост. С.В. Тетерский; под ред. Л.Е. Никитиной.-М., 2000.- 190с.
  • 5. Всемирный день молодежного служения: Методические рекомендации российского добровольческого центра.- М.,2003.- 180с.
  • 6. Гиль, С. Педагогика поддержки инициатив молодежи / С.Гиль.- М., 2003.- 292с.
  • 7. Гуслякова, Л.Г. Практика как общеобразовательная технология подготовки социальных работников / Л.Г. Гуслякова.- Барнаул, 1999.- 190с.
  • 8. Добровольцы: Как их найти. Как их удержать.- 2-е изд.- М., 1994.- 260с.
  • 9. Евсеева, А.Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А.Н.Евсеева // Работник социальной службы.- 2004.- №1.- С. 37-41.
  • 10. Заяц, В.И. Система управления воспитательным процессом в вузе В.И.Заяц // Вышейшая школа.- 2001.- №1.- с.47-49.
  • 11. Иванова, Л.К. Добровольческая деятельность как средство воспитания будущих социальных работников и педагогов / Л.К.Иванова // Теория практика развития качества образования в условиях школы и педагогического образовательного учреждения: сборник научных трудов; под ред. Т.И. Шалаевой.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.- с.56-72.
  • 12. Иванова, Л.К. Добровольческая деятельность как инновационная

форма вузовской профессиональной подготовки социальных педагогов / Л.К.Иванова // Материалы всероссийской научно- практической конференции, 25- 31 октября 2005г.; отв. ред. Л.Н. Макарова.- Тамбов, 2005.- С.106-111.

  • 13. Иванова, Л.К. Добровольческая деятельность как средство социального воспитания специалистов социально- педагогической сферы / Л.К. Иванова.- Кострома, 2005.- 98с.
  • 14. Клушина, Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: Учебное пособие / Н.П.Клушина, В.С.Ткаченко.- М., 2004.- 127с.
  • 15. Как помогают людям. Книга о добровольцах.- М., 1995.- 210с.
  • 16. МакКарлей, С. Основы руководства добровольцами / С. МакКарлей, Ф.Линч.- М., 1994.- 298с.
  • 17. Матвиенко, И.А. Волонтерство- перспективное направление / И.А.Матвиенко //Социономия.- 2002.- №1.- С. 13-21.
  • 18. Материалы Второго Российского форума добровольцев.- М., 1996.- 288с.
  • 19. Материалы международной ассоциации добровольческих усилий.- М., 2000.- 340с.
  • 20. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В.Мардахаев.- М.: Гардарики, 2006.- 269с.
  • 21. Мингалиева, М.Р. Практическая подготовка психосоциального работника / М.Р. Мингалиева.- Ростов н/Д, 2008.- 508с.
  • 22. Мухамедзянова, Н.Р. Подготовка будущего специалиста социальной работы к гармоничному взаимодействию с клиентами / Н.Р.Мухамедзянова // Отечественный журнал социальной работы.- 2007.- №3.- С.83-92.
  • 23. Лях, Т.И. Воспитательный компонент профессии / Т.И.Лях, Е.В. Декина // Студенчество: диалоги о воспитании.- 2003.- №6.- С.15-20.
  • 24. Олчман, М. Добровольцы- ценный источник / М. Олчман, П. Джордан.- М., 1997.- 298с.
  • 25. Ошехина, О.В. Волонтерство как технология воспитания студенческой молодежи О.В. Ошехина // СОЦИС.- 2007.- №5.- С.57-64.
  • 26. Перцовский, А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в социозащитных учреждениях / А.Н. Перцовский // Работник социальной службы.- 2007.- №1.- С.69-73.
  • 27. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности // Право и государство.- 2009.- №1(49).- С.28-36.
  • 28. Рабинович, О.Г. К проблеме профессионально направленной адаптации специалистов в период последипломной социализации / О.Г.Рабинович // СОЦИС.- 2007.- №5.- С.51-57.
  • 29. Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие / Д.М.Рамендик.- М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.- 176с.
  • 30. Работа с добровольцами / Сост. Н.А.Тернова.- М., 2001.- 198с.
  • 31. Российская педагогическая энциклопедия. НИ «Большая российская энциклопедия», - М.,1993.- 104с.
  • 32. Семенова, Л. Российская благотворительность: воспоминание о прошлом или наказ на будущее? / Л.Семенова // Социальная работа.- 1993.- №1.- С.15-17.
  • 33. Слабжанин, Н.Ю. Добровольцы в вашей организации: Практическое пособие / Н.Ю. Слабжанин.- Новосибирск,1997.- 340с.
  • 34. Словарь - справочник по социальной работе; под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холстовой.- М.: ЮРИСТ, 2000.- 576с.
  • 35. Социально - педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков.- М., 2004.- 186с.
  • 36. Социальная работа: теория и практика: уч. Пособие.- М.: ИНФРА-М.- 2003.- 270с.
  • 37. Социальная работа: Учебник; под общей редакцией проф. В.И. Курбатова.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 576с.
  • 38. Социализация личности начинается с добровольчества. Летопись успеха.- Новосибирск, 2001.- 278с.
  • 39. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие; под ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова.- 2-е изд.- М.: Изд.- торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2009.- 328с.
  • 40. Справочное пособие по социальной работе; под ред. А.М.Панова,

Е.И. Холостовой.- М.:ЮРИСТЪ,1997.- 340с.

  • 41. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие / С.В.Тетерский.- М., 2004.- 272с.
  • 42. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп.- М.: Валент, 2007.- 176с.
  • 43. Федорова, Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности / Е.Е.Федорова // Педагогика.- 2007.- №5.- С.71-75.
  • 44. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 424с.
  • 45. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова.- 3-е изд.- М.: Изд.- торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2006.- 668с.
  • 46. Хухлин, А. Добровольчество как вид благотворительности / А. Хухлин // Социальная работа.- 2003.- №4.- с.51-53.
  • 47. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В.Шакурова.- 4-е изд.- М., 2007.- 272с.
  • 48. Эйрик, К.В. Организация волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания / К.В. Эйрик // Работник социальной службы.- 2004.- №3.- с.50-56
  • 49. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.1.: Пер. с англ.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 480с.
  • 50. Эффективное управление некоммерческими организациями: Материалы регионального семинара. - Екатеринбург, 28-30 января 1995.- М., 1995.- 317с.

Виртуальная выставка «Волонтерство, добровольчество и милосердие на страницах художественной литературы» 2018 год в России объявлен Годом добровольца и волонтера. «В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому». Вольтер На виртуальной выставке представлены книги о них, чье сердце не может не отозваться на беды окружающих, людях готовых помогать, излучающих вокруг себя добро и делающих наш мир немного лучше. Герои этих книг милосердны, искренни, немедленно отзываются на чужую беду и готовы в любой момент «подставить плечо». Ведь волонтер (или доброволец) - это прежде всего, обладатель высоких нравственных качеств, говорящих о его мотивации и образе жизни. Для воспитания и развития человека необходим пример воплощенных в жизнь ценностей – в этом главная ценность добровольчества. Поэтому настоящий доброволец – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Примеры и образы таких людей вы найдете в представленных книгах.

Белых, Г. Республика ШКИД [Текст] / Григорий Белых, Леонид Пантелеев. – Москва: Детская литература, 1988. – (Библиотечная серия). 1920-е годы. По улицам Петрограда фланируют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В одном из них - школе имени Достоевского (ШКИД) собрались голодные, наглые и сообразительные оборванцы. Этим приютом комедиантов управляет честный и интеллигентный директор. Его обезоруживающее доверие научило ребят мужскому достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени… Беспризорники, малолетние воры находят в школе строгость и справедливость. Одни приобретают жажду знаний, другие - дружескую поддержку, но каждый - семью.

Гайдар, А. Тимур и его команда [Текст] / Аркадий Гайдар. – Москва: Детская литература, 1981. – 112 с.: ил. – (Школьная библиотека). «Взялся сделать – сделай хорошо». Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» принесла писателю большую славу, а ее главный герой, смелый, честный, справедливый, стал примером для подражания. «Тимуровское движение» - бескорыстно, не ради славы и похвалы, помогать старикам и семьям тех, кто ушел на фронт, - захватило всю страну. Тайно совершая свои добрые дела, тимуровцы оставляли на воротах дома знак такого покровительства - пятиконечную звезду, олицетворявшую беззаветную любовь к Родине и готовность ее защищать. Сказать про Тимура, что он хороший, положительный мальчик, – невозможно. Он – настоящий! Такой, каким должен быть мужчина, – ответственный, храбрый, добрый и нежный. Книга Гайдара пронизана верой в светлое будущее, может, поэтому герои его живут и сегодня.

Гершензон, Михаил Абрамович Робин Гуд: историческая повесть / , Михаил Абрамович Гершензон; ил. С. В. Савилова. - Москва: Просвещение, 2007. - 160 с.: ил. - (Твой кругозор) Имя Робина Гуда - героя множества средневековых английских легенд - давно стало нарицательным и для русского читателя. Благородный разбойник из Шервудского леса потрошит кошельки богатых и щедро раздает деньги беднякам. Он беспощаден к тем, кто грабит народ, но всегда встанет на защиту слабых. А еще Робин Гуд - веселый, остроумный, находчивый, смелый, справедливый. И в стрельбе из лука никто с ним не сравнится. А рассказал нам о Робине Гуде Михаил Абрамович Гершензон -замечательный писатель и переводчик, человек огромной эрудиции, и настоящий герой. Он и погиб как герой в августе 1942 года: повел за собой в атаку батальон, заменив павшего командира.

Короленко, В. Дети подземелья [Текст] / Владимир Короленко. – Москва: Советская Россия, Приволжское книжное издательство, 1976. – 48 с. –(Школьная библиотека). «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Повесть Владимира Короленко «Дети Подземелья» с одной стороны, описывает тяжелую жизнь нищих, жестокость и несправедливость по отношению к ним. С другой стороны, она показывает и настоящую дружбу, сострадание и доброту, которые есть в людях независимо от их положения. В ней показаны и нищие подлецы, и мальчик из хорошей семьи и его отец, которые ведут себя благородно по отношению к людям, которые являются изгнанниками повсюду, даже для таких нищих, как и они сами.

Ли, Х. Убить пересмешника [Текст] / Харпер Ли. – Москва: Детская литература, 1986. – 270 с. – (Библиотечная серия). «Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь». Роман повествует о юристе из Алабамы, Аттикусе Финче, воспитывающем без матери своих двух детей. Мудрый и мягкий и бескорыстный Аттикус назначен защищать в суде афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании белой женщины. Аттикусу приходится столкнуться с враждебностью и предубеждѐнностью южного города, где расовые предрассудки во многом определяют жизнь горожан, но он не сдается и смело сражается на стороне добра и справедливости. Вторая, не менее интересная, сюжетная линия рассказывает о взрослеющих детях Аттикуса, у которых формируются такие понятия, как честность, ответственность, сострадание и социальное неравенство. Люди, которых встречают Джим и Джин Луиза, каждый день учат их ему-нибудь собственным примером. Но самые важные уроки они получают от собственного отца. Он учит их уважению и сдержанности, жить по совести и не опускаться до уровня других, идти вперед, даже если нет возможности победить. Он учит их быть настоящими людьми. Учит своими поступками, своей жизнью.

Лихачев, Д. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Дмитрий Лихачев. – Москва: Детская литература, 1985. – 207 с. Книга выдающегося ученого XX века, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева адресована молодым читателям. Это лишенные морализма и пафоса, оформленные в виде коротких писем размышления доброго и мудрого человека о необходимости саморазвития, формировании правильной системы ценностей, избавлении от жадности, зависти, обидчивости, ненависти и о воспитании в себе любви к людям, понимания, сочувствия, смелости и умения отстаивать свою точку зрения. «Письма…» академика Лихачѐва будут полезны всем, кто хочет научиться делать верный выбор в самых сложных ситуациях, ладить с людьми, быть в согласии с собой и окружающим миром и получать от жизни большое удовольствие.

Распутин, В. Уроки французского [Текст] / Валентин Распутин. – Москва: Детская литература, 1982. – 110 с. «Уроки французского» - один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы. 1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия. Книги из фонда Кировской библиотеки. Желаем вам приятного чтения!

Заключение

Волонтерская деятельность широко распространена в всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики.

На основе изученного материала мы можем сделать следующие выводы, во- первых, что волонтерская деятельность относиться к непрофессиональному уровню социальной работы.

Во-вторых, волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

В-третьих, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:

Наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

Наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

Учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

Стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;

Обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение в молодежной среде(это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);

Использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

Использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Исследование мы проводили на базе МОУ «Демьяновская основная общеобразовательная школа» Бабушкинского района. Для подтверждения нашей гипотезы мы разработали и реализовали программу по профилактике здорового образа жизни.

Мы считаем, что работа волонтерского отряда в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции подростков и ведение здорового образа жизни.

Программа и положение имеет практическую значимость, так как могут быть использованы руководителями волонтерских отрядов, волонтерами, социальными педагогами и педагогами в современных школах.

Список литературы

1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.

3. Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. №1. - С. 52-56.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. - 2004. - №1. С. 10-13.

6. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. - 2007. - №2. - С. 20-23.

7. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.

8. Лысакова В. И. Привлечение волонтеров к профилактике домашнего насилия / В. И. Лысакова // Работник социальной службы. - 2007. - №3. - С. 14-16.

9. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. - 2006. -№2. - С. 35-38.

10. Макеева А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотивизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких. - М.: Просвещение, 2003. С. 159-185.

11. Моров А. В. Опыт привлечения студентов - волонтеров г. Йошкар-Олы к профилактике подростковой девиации в рамках международной программы / А. В. Моров // Вестник. - 2006. - №2. - С. 45-48.

12. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

13. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок // 1999. - С 27-30.

14. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.

15. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А. Н. Перцовский // Работник социальной службы. 2004. - №5. - С. 45-49.

16. Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

17. Профилактика злоупотребления психоактвными веществами. / Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивыми веществами среди несовершеннолетних и молодежи // 2002.

18. Тетерский С. В. Непрофессиональный уровень социальной работы. / С. В. Тетерский // Введение в социальную работу. - 2000. - С. 44 - 55.

19. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

20. Шульга Т. И. 2001г - Международный год добровольцев / Шульга Т. И. // Работник социальной службы. - 2006. №6. С. 10-12.

21. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. - 2006. №7. С. 6-9.

22. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

23. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448с.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.