Реставрация старой деревянной мебели. Как проводится реставрация деревянной мебели? Инструменты для реставрации мебели

Реставрация мебели своими руками в домашних условиях – занятие увлекательное и творческое, позволяющее дать новую жизнь любимым предметам. При этом самостоятельная реставрация помогает неплохо сэкономить, ведь услуги профессиональных мебельщиков могут обойтись так дорого, что проще будет купить новый шкаф, кресло или диван.

Обращаться к специалистам стоит лишь в том случае, когда вы хотите обносить дорогую мебель или ценные, антикварные предметы интерьера – здесь самостоятельная реставрация неопытным мастером может лишь навредить. Отреставрировать же старую мебель или ту, что была куплена в обычном мебельном магазине можно и своими руками – ниже мы расскажем о некоторых хитростях этого процесса.

Плюсы и минусы самостоятельной реставрации мебели

Прежде, чем преступить к реставрации любого предмета мебели, стоит оценить преимущества и недостатки самостоятельного проведения работ. Разберемся – нужно ли делать это самому, либо же доверить реставрацию профессиональному мебельщику?

Преимущества самостоятельного проведения работ:

Недостатки домашней реставрации:


Совет! Если вы все же решили проводить реставрационные работы в квартире, выделите для этого отдельную комнату. Всю прочую мебель нужно либо вынести, либо закрыть пленкой или простынями. Пол нужно застелить газетами, чтобы избежать появления невыводимых пятен от пролитых смывок, лака или краски.

Какие потребуются материалы и инструменты

Разумеется, точный набор инструментов будет зависеть и от самого предмета мебели, который вы будете реставрировать. Но существует универсальный перечень инструментов, которые пригождаются во время работ. Так, во многих случаях удобнее использовать электрический инструмент, а не ручной, поэтому будет целесообразно заранее одолжить такие приспособления у знакомых или даже взять в аренду.

Профессиональные инструменты не только экономят силы и время, но и дают более качественный результат. Тем, кто планирует мебельную реставрацию, может понадобиться следующее:

Совет! Помимо крупного инструмента понадобятся и более мелкие принадлежности: кисти и валики, шпатели разного размера, наждачная бумага разной зернистости. Не забудьте приобрести защитные прочные перчатки, а также респиратор, который не позволит ядовитым парам лаков и красок попасть в органы дыхания.

Кроме инструмента для реставрации нужны и расходные материалы – всевозможные смывки для лаковых поверхностей, мебельный воск, герметик или шпаклевка по дереву (составы, заполняющие трещины или сколы), а также лакокрасочные средства: эмали, краски, воски или пропитки.

Отметим, что финишную отделку для мебели можно без проблем приобрести в любом магазине, а вот реставрационные принадлежности (специальные карандаши, клеевые составы, мебельную кромку) лучше поискать на специализированных интернет-площадках.

Кроме того, на сайтах объявлений в вашем городе можно найти продавца нужного вам материала – нередко люди продают излишки или неподошедшие им по цвету или фактуре товары.

Цены на лак на водной основе для мебели

Лак на водной основе для мебели

Сколько времени требуется для реставрации?

Ремонтировать и восстанавливать мебель в домашних условиях можно столько, сколько это необходимо – с небольшими предметами можно управиться и за один день, более масштабные проекты могут реставрироваться месяцами. Срок работы зависит в том числе и от используемых материалов – у каждого лака, грунтовки, шпаклевки или краски есть определенный период высыхания, который нужно обязательно выждать. Если не давать слоям просыхать, финишный результат будет непредсказуемым.

Важный момент! Тщательно изучайте инструкцию перед применением всех средств, и следуйте ей. Прежде, чем нанести следующий слой, предыдущий должен просохнуть столько времени, сколько рекомендует производитель.

Предварительное планирование, кстати, нужно для всех этапов работ и приобретений. Чтобы не ездить в строительный магазин несколько раз, еще на начальной стадии нужно тщательно продумать, какие инструменты, приспособления и материалы вам понадобятся – их нужно купить разом и держать под рукой. Тогда и процесс реставрационных работ не затянется надолго.

Действия при реставрации мебели: последовательность

Конечно, как и в случае с необходимыми инструментами и материалами, последовательность действий может быть различной, но есть обязательный порядок работ, который стоит учитывать, если вы впервые имеете дело с мебелью.

Видео – Окраска дерева с эффектом старины

Таблица №1. Правильная последовательность реставрационных работ

Этап Описание
Разборка мебели, фурнитуры Будет намного проще работать с мебелью, если предварительно разобрать ее на отдельные элементы. Обычно снимают навесные дверцы, выдвижные ящики, вынимают полки, если есть возможность – откручивают детали каркаса. Клеевой каркас не стоит разбирать, если вы не уверены, что сможете затем соединить детали как положено. Также нужно снять всю фурнитуру – ручки, петли, замки. Перед тем, как разбирать мебель, сделайте фотографии, на которых видны места креплений – так будет проще собирать. Фурнитуру, которую планируется поставить на место, лучше разложить по коробочкам или пакетам и подписать.
Удаление лакокрасочного или иного верхнего покрытия В зависимости от предмета мебели, который вы собрались восстанавливать, можно использовать один из трех способов снятия старого покрытия:

Наждачная бумага;
- строительный фен;
- смывка для лака.

Методы можно комбинировать – главное добиться ровной, гладенькой поверхности. На этом этапе обязательно пользуйтесь средствами защиты от пыли, остатков лака, а также химических составов – надевайте маску или респиратор, очки, перчатки.

Устранение различных повреждений С помощью специализированных составов и средств (шпаклевки, мебельного воска, затирки) нужно замаскировать все дефекты – трещины, перепады или неровности, царапины и сколы. Выбор материала зависит от объема повреждений. Так, глубокие трещины лучше заливать воском, большие потертые площади – зашпаклевать, царапины и сколы – затереть.
Подготовка к финишному покрытию Перед тем, как наносить на мебель финишное покрытие, нужно снова выровнять все поверхности – убрать излишки затирочных средств, заматировать. Для этого обычно используется самая деликатная наждачная бумага, после которой поверхность полируют ветошью. Если вы планируете использовать мебельную грунтовку, ее нужно нанести последним этапом.
Нанесение финиш-покрытия Если вы желаете сохранить структуру дерева, используйте оттеночные или бесцветные средства – можно взять лак, морилку, масло или воск. В другом же случае пригодится краска (лучше брать на водной основе) или мебельная эмаль. Обратите внимание – если вы выбрали яркую, но светлую краску, лучше предварительно окрасить мебель белым цветом, на такой фон затем лучше ляжет другой оттенок.
Установка фурнитуры Самый последний шаг – установка фурнитуры. Вы можете вернуть на законное место старые элементы, либо же заменить их новыми.

Реставрируем старый шкаф: перекраска, состаривание, декупаж

До того, чтобы приступить к работе, нужно придумать (а лучше зарисовать в цвете) как будет выглядеть готовое изделие. Обдумав этот момент, можно приступать к приобретению необходимых материалов. Нам понадобятся:

  • малярные синтетические кисти средней жесткости (одна для краски и одна для лака – не менее двух сантиметров шириной);
  • краска для дерева;
  • наждачная бумага (более жесткая и помельче);
  • лак на водной основе для дерева (матовый или глянцевый – на ваше усмотрение);
  • грунтовка акриловая для дерева;
  • малярный скотч;
  • парафиновая свеча;
  • салфетки для декупажа или рисунки, распечатанные на тонкой бумаге;
  • клей ПВА;
  • пульверизатор с водой.

Пневматические аэрографы, краскопульты, текстурные пистолеты

Пошаговая инструкция

Шаг 1. Первым делом нужно снять всю фурнитуру, а начинать работы необходимо с очистки поверхности шкафа от старого лака. Чтобы работа шла быстрее, лучше использовать шлифмашинку, но если таковой нет, отшлифовать шкаф можно и вручную.

Шаг 2. Всю поверхность шкафа, которую планируется красить, нужно покрыть грунтовкой. Наносить состав нужно кистью в один слой, а затем просушивать рекомендуемое производителем время (обычно грунтовка сохнет не менее трех часов).

Шаг 3. Заклеиваем малярным скотчем части, которые не планируем окрашивать. Остальные элементы красим кистью в один слой. Оставляем сохнуть, затем, при необходимости, покрываем поверхность вторым слоем краски.

Шаг 4. Наносим парафин. Парафиновой свечой нужно обработать те зоны, которые мы планируем сделать состаренными (например, боковые грани). Такая техника позволит снимать часть слоя краски и обнажить предыдущий. Тем самым достигается эффект «потертостей», актуальный для старой мебели.

Шаг 5 . Далее шкаф нужно покрыть еще одним слоем краски – на этот раз она должна быть чуть светлее, чем в предыдущем слое (можно добавить белую краску и размешать). Дверцы и выступающие элементы по желанию можно покрасить другим оттенком или цветом, предварительно заклеив линии стыка малярным скотчем.

Шаг 6. Декорируем отдельные элементы (в нашем случае – ящики и торцы дверей) техникой «декупаж». Для этого к поверхности шкафа нужно приложить салфетку с рисунком, смочить ее водой из пульверизатора, затем разгладить кистью. После салфетку покрываем слоем клея ПВА и ждем высыхания.

Шаг 7. Готовый шкаф покрываем лаком в два слоя (каждый слой нужно просушить согласно инструкции).

Видео – Декупаж мебели из ламинированного ДСП

Совсем необязательно тратить много времени и средств на то, чтобы придать старой мебели новый привлекательный облик. Так, существуют быстрые и простые методы обновления предметов интерьера:

Самостоятельная реставрация мебели позволяет обновить любимые предметы интерьера по своему желанию. Такое решение подойдет для тех, кто не готов тратить средства на приобретение новой мебели, либо же хочет сохранить дорогие сердцу вещи.

Как показывает практика, вопросы реставрации предметов мебели вполне решаемы в даже в условиях квартиры, а процесс работ может освоить каждый человек, умеющий держать в руках самый простой столярный инструмент. Несложные работы занимают один-два дня, но если они проведены по всем правилам – мастер никуда не торопится, тщательно соблюдает все инструкции, то результат будет отличным, и старая неприглядная мебель, получившая новую жизнь, будет радовать взгляд еще долгие годы.

Реставрация полированной мебели, выполненная специалистами, стоит недешево, поэтому многие домашние мастера пытаются самостоятельно справиться с такой непростой задачей. Главное – выполнять реставрацию в соответствии с рекомендациями профессионалов.

Похожие статьи:

Обновляем тусклую полировку

В процессе использования полированные мебельные фасады теряют прежний блеск. На них появляются пятна и царапины, поэтому мебель становится тусклой. Чтобы обновить полированную поверхность, можно использовать два способа:

  • Реставрация мебели в специализированной мастерской. Мастера выполняют два вида работ: реставрация поврежденных участков и последующая полировка. Эту трудоемкую восстановительную процедуру невозможно выполнить самостоятельно, не имея необходимых навыков и опыта. Специалисты снимают верхний слой лака, устраняют все неровности и загрязнения и только после этого приступают к полировке. Для обновления поверхности в мастерских используют специальный лак и шлифовальную бумагу. Заключительный этап – полировка воском или пастой для полирования.
  • Полировка своими руками. Эту процедуру нужно проводить регулярно, чтобы мебель не теряла блеска. Для этого потребуется приобрести специальные средства, которыми полируется мебель в домашних условиях. Наносим на поверхность немного полироли и тщательно растираем фланелевой салфеткой. Если по какой-то причине вы не можете приобрести специальное средство, можно использовать льняное масло или белый воск.

Полировка – это самый простой и доступный способ, как обновить мебель своими руками. Постоянный уход и бережное отношение позволит вам существенно продлить срок эксплуатации полированных изделий.

Как восстановить полировку

Если на полированной мебели появились царапины, их можно устранить с помощью специальных или подручных средств. Самые распространенные варианты:

  1. Натереть поврежденную область ядрами грецких орехов. Через 10 минут тщательно отполировать поверхность суконной салфеткой.
  2. Справиться с небольшими повреждениями поможет обувной крем. Нужно подобрать подходящий цвет, осторожно нанести состав на проблемную поверхность и отполировать мягкой фланелевой тканью. Этот дефект можно устранить также маркером подходящего цвета.
  3. Царапины на полированной мебели убирают с помощью специальных средств, предназначенных для ухода за мебелью.

В случае скола необходимо в первую очередь определить состав полировки. Это может быть традиционный лак, шеллак, полиуретан или политура. Состав определяют экспериментальным методом. Для этого нужно капнуть на поверхность спирт и проследить за реакцией. Политура или полиуретан не отреагируют на воздействие спирта, шеллак впитает жидкость, а лак вздуется. Полировкой нужного типа обрабатывают скол. После полного высыхания восстановленную поверхность полируют сукном. Перед нанесением полировки место скола нужно тщательно отшлифовать.

Покраска полированной мебели

Как покрасить полированную мебель самостоятельно? Можно повторно покрыть поверхности лаком либо перекрасить ее в другой цвет.

Подготовка

Перед реставрацией мебели необходимо провести подготовительные работы. Первое, что нужно сделать, – снять полировку со старой мебели. Для этого вам понадобятся:

  • специальное средство для удаления полировки;
  • металлическая вата;
  • наждачная бумага;
  • бумажные салфетки;
  • шпатель;
  • широкая кисть.

В строительном магазине вам предложат средство для снятия полировки двух видов:

  • густое;
  • жидкое.

Густой состав прекрасно подходит для вертикальной поверхности, а жидкий можно использовать в труднодоступных местах.


Пошаговая инструкция:

  1. Переливаем состав из бутылки в любую удобную посуду. Берем кисть и наносим смесь на поверхность.
  2. На упаковке указано время действия состава, по истечении которого верхний слой становится мягким и легко удаляется шпателем. Старую полировку необходимо снимать только по направлению древесных волокон. Если вам не удалось удалить всю полировку, повторите процедуру. Для очистки труднодоступных поверхностей можно использовать старую зубную щетку.
  3. Остатки полировки и густого состава убираем с поверхности металлической ватой.
  4. На очищенную поверхность наносим тонкий слой средства и протираем бумажными салфетками.
  5. Зачищаем неровности наждачной бумагой крупной фракции.

При выполнении реставрационных работ необходимо соблюдать правила безопасности. Снятие полировки нужно проводить в проветриваемом помещении. Также для работы вам понадобятся респиратор и резиновые перчатки.

Грунтовка

После снятия полировки могут появиться трещины и сколы. Их можно устранить мелкозернистой шпаклевкой по дереву. Высохшую смесь зачищают наждачной бумагой. Если вы хотите отреставрировать мебель качественно, обязательно нанесите на поверхность грунтовку. Она обеспечивает надежную защиту от шелушения краски.

Покраска

Процесс покраски нужно проводить аккуратно и неторопливо. Следите, чтобы после нанесения краски не оставалось пробелов и подтеков. Чаще всего достаточно двух слоев краски, но иногда, если поверхность сильно повреждена, приходится наносить и третий слой. Не забывайте о том, что каждый следующий слой можно наносить после того, как высохнет предыдущий.

Чем качественнее выполнена работа, тем лучше окончательный результат. Самое важное – выбрать хорошую краску. Это может быть морилка, лак, алкидная краска или акриловая в баллончике.

Чтобы вернуть окрашенной поверхности былой блеск, нужно нанести на нее несколько слоев лака. Это длительный и трудоемкий процесс, который может занять несколько дней.

Что вы делайте со старой мебелью?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Обладатели предметов старинной мебели вызывают искреннюю зависть у любителей раритета.

К сожалению, не все счастливчики в состоянии осознать ценность старой мебели, шкафов, диванов, комодов, трюмо и прочих предметов, которые, кажется, уже отжили свой век.

Преимущество заключается в том, что в старину не существовало таких технологий и материалов, которые сегодня позволяют быстро и дешево соорудить любой элемент или целый гарнитур.

Мебель делали из ценной древесины, вскрывали лаками и олифами из натуральных ингредиентов, а для фурнитуры использовали кованые элементы. Современные материалы - пластик, МДФ, ДВП и ДСП не требуют особого мастерства.

Они легки и доступны в обработке и реставрация мебели в домашних условиях своими руками не должна предоставлять проблем.

Однако изделия из них не имеют такой энергетики, не дают ощущения теплоты и уюта, как те, что сделаны много лет назад мастером вручную, с применением элементарных инструментов или станков.

Вот почему не стоит спешить расстаться со старинной мебелью, даже если она не предел мечтаний коллекционеров.

Подготовительный этап

Прежде чем приступать к реставрации мебели в домашних условиях, важно правильно оценить масштабы предстоящей работы.

Сначала нужно определить с какими именно дефектами придется иметь дело. Есть несколько видов повреждений мебели, которые можно реставрировать своими руками:

  • Царапины и потертости;
  • Глубокие механические повреждения - сколы, трещины;
  • Пятна;
  • Повреждения, нанесенные насекомыми;
  • Отсутствие или износ фурнитуры;
  • Излом деталей.

Когда определена степень нанесенного ущерба, можно приступать к процессу восстановления. Для начала следует очистить поверхность от загрязнений, при необходимости промыть ее теплой водой и моющими средствами, высушить.

Удаление потертостей и царапин

Для удаления царапин на мебели есть масса способов, профессиональных и народных.

В мебельных магазинах, торгующих фурнитурой и запчастями, продается специальный штрих.

Он доступен, легок в эксплуатации: его достаточно хорошенько потрясти, затем нанести кисточкой на поврежденный участок. По необходимости сделать несколько слоев.

Оставить подсыхать 15 минут, затем протереть фланелевой или вискозной салфеткой, выравнивая поверхность.

Еще одно средство – мебельный воск. Он бывает двух видов, мягкий и твердый. Мягким достаточно потереть нужный участок, твердый предварительно плавят, наносят, дают застыть и шлифуют.

Народные умельцы предлагают не менее простые способы замаскировать небольшие царапины и потертости.

При помощи грецкого ореха, йода, машинного масла, майонеза, оливкового масла и уксуса, детских восковых карандашей.

Способ применения у всех вариантов примерно одинаков: аккуратно обработать поврежденный участок, оставить на несколько минут высохнуть и впитаться, протереть мягкой материей.

Также можно самостоятельно приготовить мастику. Для этого понадобятся:

  • Скипидар (30гр);
  • Бензин;
  • Спирт (20гр);
  • Воск (40гр);
  • Шерстяная ткань.

В металлической миске растопить воск, добавить скипидар, перемешать и добавить спирт. Ткань, пропитанную бензином, обмакнуть в смесь и аккуратно растереть мастику, до появления блеска.

Это были способы удаления и маскировки поверхностных повреждений, на полированной деревянной поверхности.

Теперь рассмотрим возможности восстановления более серьезных повреждений.

Удаление сколов и трещин

Избавиться от сколов и трещин в древесине гораздо сложнее, чем от поверхностных царапин.

Поэтому если нет неуверенности, что удастся осуществить ремонт в домашних условиях, лучше обратиться к мастеру.

Если принято решение сделать это своими руками, нужно запастись необходимым минимумом инструментов:

  • Уайт-спирит (средство для снятия лака);
  • Морилка нужного оттенка;
  • Грунтовка по дереву;
  • Наждачная бумага мелкой фракции (на 100, 180, 300, 800, 1200 и 3000);
  • Шпатлевка по дереву;
  • Малярный скотч;
  • Валик или кисть.

Если реставрация не требует полного разбора на детали, то остальные поверхности нужно защитить малярным скотчем.

Очистить поврежденный участок от лакового покрытия при помощи Уайт-спирита, обработать древесину грунтовкой, затем зашпаклевать.

После высыхания сравнять шпаклевку с поверхностью при помощи наждачной бумаги. Очистить от пыли влажной материей и нанести морилку, для получения необходимого оттенка.

Важно наносить морилку исключительно на зашпаклеванный участок, не попадая на дерево. Иначе древесина изменит цвет, и тогда без капитального ремонта не обойтись.

Совет: Нужно сделать цвет на тон светлее, так как при лакировке морилка потемнеет.

После полного высыхания можно лакировать. Наносить лак следует кистью или валиком, в зависимости от площади участка.

Каждый новый слой можно наносить только после полного высыхания предыдущего и предварительной шлифовки наждачной бумагой фракцией на 600 или 800 единиц.

Последний слой сравнять со старой полировкой наждачной бумагой самой мелкой зернистости.

Сначала на 1200, а потом на 2500 или 3000. По завершении протереть полиролем, или мебельным воском, до получения глянцевой поверхности.

Удаление пятен

Часто на полированной поверхности встречаются пятна от пролитого кофе, йода, масла, вина или другой неизвестной красящей жидкости. С ними можно справиться, протирая пятна бензином.

При необходимости повторить процедуру несколько раз до полного исчезновения. В конце, протереть смесью денатурированного спирта и льняного масла, это восстановит полировку.

Пятна от горячих кружек, утюга, чайника удаляют с помощью нашатырного спирта, или обычной водки.

Восстановление после насекомых вредителей

Детали, которые изъедены жуками, лучше всего заменить, поскольку плотность древесины нарушена, и при небольшой нагрузке, она непременно сломается. При невозможности замены, мебель нужно разобрать.

Деталь очистить от лака, с помощью растворителя и шпателя, ошкурить, продезинфицировать специальными препаратами.

Зашпаклевать отверстия, оставленные насекомыми, покрыть морилкой в тон, и лакировать.

Реставрация фурнитуры

Если старая фурнитура пригодна к дальнейшей эксплуатации, ее можно отреставрировать. Для начала ее нужно снять с мебели и полностью разобрать на запчасти.

Затем ее нужно очистить от грязи, ржавчины и краски.

Для облегчения процесса очистки, можно замочить детали в уксусе, растворе лимонной кислоты или специальных химических растворах. При необходимости можно отшлифовать мелкой наждачной бумагой, и отполировать пастой Гои.

После всех манипуляций нужно собрать и прикрепить детали на свои места.

Навесы, лучше смазать – это убережет их в дальнейшем от новой ржавчины.

Отсутствующую или не подлежащую восстановлению фурнитуру можно заменить новой. Мебельную фурнитуру любого дизайна легко найти в специализированных магазинах или заказать на специальных сайтах.

Как приклеить сломанную деталь, или отслоившийся шпон

Некоторые поломанные детали необязательно менять, их можно склеить в домашних условиях.

Для этого нужен столярный клей или ПВА. Склеиваемый участок, необходимо очистить, зашкурить грубой наждачной бумагой, обработать клеящим составом, оставить на 5 минут, а затем, соединить сильно сдавливая.

Для этого пригодятся струбцины.

До полного высыхания должно пройти не менее суток. После того как детали склеились, следует удалить остатки клея.

Пора переходить к косметическому восстановлению – тонированию морилкой и покрытию лаком.

Отслоившийся шпон также приклеивают ПВА. Если нет возможности оставить его под прессом поможет утюг. Нужно нанести клей на места соединения и дать немного подсохнуть, затем, сильно придавливая, пригладить шпон разогретым утюгом.

Совет: Чтобы защитить шпон от перегрева нужно проложить между ним и утюгом лист бумаги.

С помощью шпона, можно кардинально изменить внешний вид мебели.

Старая и изрядно потертая столешница, преобразится и станет произведением искусства, если ее украсить мозаикой из шпона.

Также шпоном оклеивают фасады шкафов, и любые другие поверхности. Даже изделия из недорогих пород дерева, будут выглядеть как добротная дорогая мебель, если покрыть их шпоном из дуба ореха, черешни или березы.

Заключение по теме

Конечно, не всякую мебель стоит реставрировать.

Но если жаль расставаться с невзрачным бабушкиным буфетом или неуклюжим дедушкиным комодом, стоит попытаться дать им шанс на вторую молодость.

Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

О чем следует помнить?

Инструменты

Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

8,9 - ножевки.

1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

3 - Рашпили,

4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

8 - Фуганок.

9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

8 - Электрогрелка для клея.

Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
4. Угловые кисточки
5. Зубочистки
6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
7. Рулетка
8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

С чего начать и о чем следует помнить?

Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


Как производить разборку?

Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

нагели

шипы.

Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

Полировка мебели

Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

Как производится полировка мебели, стола?

Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

1. Снятие лака с поверхности изделия.

Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

2. Обработка поверхности при полировке мебели

Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

3. Пропитка поверхности при полировке дерева

Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

4. Последний этап - полировка дерева.

В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

  • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
  • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
  • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
  • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

Отделка воском или вощение

Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

  • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
  • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

  • 50 грамм тёплого скипидара.

Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

С уважением, Елена Жилина.


Всем кому достался старый шкаф, тумбочка, стул, кухонный гарнитур и другие пережитки советского прошлого, не спешите выкидывать их на свалку. При помощи простых методов декорирования вы отреставрируете и сделаете их уникальными. В этой статье мы расскажем вам об основных приемах реставрации и ремонта мебели. Вместе создадим дизайнерскую мебель, способную затмить современные аналоги из магазина и мастерских.

Сколы, трещины и другие дефекты мебели – как устранить без следа?

Со временем на мебели появляются различные дефекты: сколы, трещины, отслаивание отделки. Справиться с ними можно специальными, а также самодельными средствами. Например, мелкие сколы и трещины можно обработать йодом или коричневой краской. Этот вариант подойдет для большинства вариантов старой мебели. Для более глубоких трещин рекомендуем использовать мебельный воск, разогреваем и втираем его в поврежденный участок. Вместо мебельного воска можно использовать мастику, приготовленную из 4 частей растопленного воска и 3 частей скипидара. После перемешивания втираем однородную массу в поверхность. Если трещины сопровождаются глубокими сколами, используем шпаклевку для дерева. Этот состав продается в разной цветовой палитре. Чтобы не приобретать каждый раз новую шпаклевку, рекомендуем купить универсальную белую шпаклевку и смешивать ее с нужным количеством цветной краской на водной основе для получения необходимого тона. После заполнения сколов и высыхания состава зачищаем поверхность наждачной бумагой, чтобы сгладить неровности.

Если на панелях начала отклеиваться пленка ПВХ, слегка отогните ее и нанесите клей Момент или жидкие гвозди. На приклеенный участок положите пресс, прижмите его мебельной прищепкой или струбницей. Часто на кухне мы по невнимательности можем поставить горячий чайник или кастрюлю на деревянную поверхность, в результате чего на ней появляются белые следы. Исправить этот дефект поможет мастика для полировки автомобилей. Абразивные вещества мастики удалят белесое пятно и снимут испорченный участок лака, а входящий в состав воск придаст поверхности первозданный блеск. Выдвижные шкафчики или створки плохо закрываются? Есть решение – смажьте пазы свечкой или сухим мылом. Смазка вернет им подвижность.

Окрашивание – выбираем краску и подготавливаем поверхность

Наиболее простой и доступный способ реставрации старой деревянной мебели – покраска. Перед началом работ важно выбрать правильную краску. Мастера рекомендуют акриловую краску на водной основе. Она быстро сохнет и хорошо наносится на поверхность, а при необходимости стереть с ее поверхности метки карандаша, это легко можно сделать при помощи ластика. Если вы не профессионал в окрашивании и переживаете, что краска может лечь неровно, советуем использовать аэрозоль в баллончиках. При реставрации садовой мебели учитываем, что она подвергается перепадам температур и атмосферным осадкам. Поэтому при выборе подходящей краски обращаем внимание, чтобы состав обладал антикоррозионными свойствами, так как каркас такой мебели собран из металла.

Работу начинаем с удаления старого слоя лака с краской. Ошкуриваем ее мелкозернистой наждачной бумагой. Помните, чем больше номер маркировки, тем меньше зернистость. После этого заделываем дефекты на поверхности шпаклевкой для дерева, ждем, пока она высохнет, и снова проходимся наждачкой, чтобы сгладить края. Далее грунтуем поверхность акриловой грунтовкой. Снова ждем полного высыхания. Перед началом следующего этапа обезжириваем поверхность спиртом или средством для мытья стекол.

Для окрашивания используем валик или кисть, равномерно наносим краску на поверхность. Оптимальное количество слоев – два. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Если двух слоев недостаточно и дерево проявляется сквозь краску, наносим еще один или несколько слоев, пока не добьемся идеально ровной поверхности. Если вы намерены окрашивать мебель не в один, а несколько цветов, рекомендуем заклеить стыки малярным скотчем. Также малярный скотч позволит вам создать геометрические элементы и обозначить границы. После покраски он нелегко смывается и не оставляет следов. Старую советскую мебель из дерева окрашиваем в темные или пастельные цвета, отвечающие современным тенденциям.

Окрашивание мебели с подтеками, модерн и роспись красками

Если вам хочется придать вашей мебели необычный вид, рекомендуем покрасить ее тремя или более цветами с эффектом подтеков краски. Готовый результат должен напоминать стекающую краску с застывшими каплями. Чтобы добиться подобного эффекта, делаем следующее. Сначала откручиваем ручки тумбочки, шкафа. После этого окрашиваем мебель в основной цвет. Он должен быть контрастным и выделяться на фоне остальных. Белый цвет универсален, поэтому предлагаем использовать его. Когда фон высохнет, наносим второй цвет. Здесь есть нюанс. Краску нужно наносить сверху вниз, немного прижимая кисть у нижней границы слоя, чтобы получить плавные подтеки. Аналогично поступаем с третьим цветом. После окончания работы прикручиваем ручки и также окрашиваем их в заданную стилистику.

Любителям стиля модерн советуем преобразить старую тумбочку или комод следующим образом. Вытягиваем ящики, хорошенько зашкуриваем их и основную поверхность наждачной бумагой. Основу шкафчика красим красной глянцевой краской, даем ей высохнуть. Тем временем занимаемся ящиками. Для их декорирования возьмем листы фанеры цвета африканского красного дерева и вырежем их по размерам фасадной части ящиков. Сделали заготовки из фанеры, приклеиваем их к лицевой стороне ящиков на столярный клей. Теперь обрамляем края ящиков, используя молдинги. Запиливаем края под 45 градусов и стыкуем их между собой, образуя рамку для лицевой стороны ящика. Окрашиваем молдинги белой глянцевой краской. Чтобы она не выходила за границы рамки, используем малярный скотч. Краска высохла, вставляем ящики и прикручиваем ручки. Желательно, чтобы они были длинными и соответствовали цвету молдингов.

Роспись красками – еще один дизайнерский вариант реставрации старой мебели в домашних условиях. Расписывать мебель можно как вручную, так и с использованием трафаретов, которые вы можете приобрести или сделать самостоятельно. В качестве трафарета можно применять не только узоры из бумаги, но и другие фактурные материалы, например тонкое кружево. Этот материал оставляет на поверхности красивый узор, идеально дополнит стиль прованс. Чтобы краска ложилась ровнее, при использовании для росписи трафарета и кружева рекомендуем применять аэрозольную краску в баллончиках.

Обычный и кракелюрный лак – современный блеск или эффект старины?

Мебель из массива, ценных пород дерева рекомендуем лакировать. В зависимости от ожидаемого эффекта, это можно сделать при помощи обычного лака и кракелюра. Сначала остановимся на обычном акриловом лаке. Он позволит создать глянцевый блеск и придать старой мебели новое звучание. Для лучшего сцепления перед нанесением лака покрываем древесину грунтовкой. После высыхания наносим лак тонким слоем при помощи кисти или распылителя. При использовании второго варианта нанесения распыляем лак на расстоянии 30 см от поверхности. Это позволит минимизировать подтеки, но если они все же образуются, увеличиваем расстояние. Нанесли первый слой лак, он высох, можно наносить второй, а после и третий при необходимости. Акриловый лак сохнет в течение нескольких часов, но чтобы перестраховаться, советуем оставить мебель полностью сохнуть еще на сутки.

А вот нанесение кракелюрного лака отличается от обычного. Такой вариант идеально подойдет для . После высыхания на деревянной поверхности создается эффект "потрескавшейся краски", которая придает мебели старинный и антикварный вид. Работу с нанесением кракелюра выполняем в следующей последовательности. Выравниваем и грунтуем поверхность в 2 слоя. Наносим базовую краску, которая после растрескивания будет проступать через трещины. Важно, чтобы это был контрастный цвет. После полного высыхания базовой краски равномерно покрываем ее кракелюрным лаком. В зависимости от желаемой глубины и количества трещин, наносим лак толстым или более тонким слоем. Когда лак будет еще прилипать к пальцам, а краска при этом не оставаться на пальцах, можно наносить краску другого цвета. Она должна быть на один или несколько тонов светлее основы. По мере подсыхания трещины будут проявляться все больше и больше. Закрепляем полученный результат и наносим поверх акриловый лак. Чтобы отреставрированный под старину шкафчик или комод гармонировал со стилем, ручки и другие детали мебели рекомендуем покрыть бронзовой или золотой патиной.

Техника декупаж для старой мебели – небольшой мастер-класс

Реставрация старой мебели своими руками при помощи техники декупаж с каждым годом набирает все большую популярность. И это неудивительно. Ведь для обновления мебели в этой технике потребуются обычные салфетки с узором или специальные трафареты для декупажа, лак и столярный клей. При помощи декупажа можно преобразить любую деревянную мебель и предметы интерьера. Если вы новичок в этом деле, советуем начинать реставрацию с простой мебели, без сложных изгибов.

Первое, что нужно сделать – подготовить поверхность. Старый слой лака счищаем мелкозернистой наждачной бумагой или используем шлифовальную машинку. Чистая и ошкуренная поверхность обеспечит лучшее сцепление бумажной основы с поверхностью.

Второе – подготавливаем бумажные заготовки. Здесь можно использовать любые бумажные трафареты. Подойдут вырезки из газет, страницы книг, бумага с распечатанным рисунком или салфетки. Главное, чтобы бумага было не плотной, а тонкой. Так, она будет плавно ложиться, и обтекать декорируемую поверхность.

Третье – наносим клей. На подготовленную поверхность наносим строительный клей ПВА. Начинаем накладывать на клейкую основу бумагу с рисунком. Если рисунок состоит из отдельных кусочков, прикладываем их плотно друг к другу, не забывая хорошенько промазывать стыки.

Четвертое – разравниваем бумажный слой и промазываем его клеем. При помощи валика выгоняем пузырьки воздуха. Это позволит добиться идеально результата. Сверху бумажный слой также промазываем клеем. Когда бумага затвердеет, и не будет прилипать к пальцам, можно приступать к финальному шагу.

Пятое – покрытие лаком. Чтобы мебель была не только красивой, но и практичной, покрываем сверху бумажный слой акриловым лаком. Наносим его в два, а лучше в три слоя. Не забываем дать каждому слою хорошенько высохнуть.

Виниловая пленка, 3D эффект и еще несколько оригинальных идей

Добиться имитации любого природного и искусственного материала, преобразить фасады разноцветными и однотонными оттенками помогает . Она продается в рулонах, а также отдельными кусками. Пленку можно комбинировать между собой. Однако она подходит для обрамления прямых поверхностей, без сложных перегибов и геометрических форм, так как в этих случаях ее будет проблематично разгладить и довести поверхность до идеала. Самоклеящаяся пленка хорошо смотрится как на фасадах кухонного гарнитура, так и на мебели в спальне.

А вот следующая идея декорирования старой мебели особенно понравится любителям современных тенденций. Речь идет о 3D эффекте. Добиться этого эффекта можно разными способами. Главное, чтобы фигура получилась объемной и выпуклой. Как вариант, подготовьте трафарет из букв и подберите желаемый шрифт для надписи. Отнесите заготовку в мастерскую и попросите вырезать объемные буквы по образцу. После этого и приклейте буквы при помощи столярного клея, также предварительно покрасив и их.

Если стекло разбилось, замените его плотной сеткой. Это довольно популярный тренд, который можно увидеть в современных моделях. В отличие от стекла, такой фасад не разобьется и придаст изюминку старой мебели.

Дополнить дизайн старой мебели можно и при помощи ткани, а также бечевки или веревки. Из ткани вырезаем красивые вставки для обрамления молдингов на шкафу или комоде, которые часто можно увидеть на старой советской мебели. Для таких целей лучше подбирать плотную ткань, например гобелен. Поверхность необходимо тщательно смазать столярным клеем, приложить ткань и плотно натянуть, как на пяльцах, а затем вставить деревянные обрамления обратно. Из веревки или бечевки можно придумать оригинальные обрамления. Например, скрутите веревку в бублик, фиксируя завитки при помощи горячего клея, или обрамите отдельные элементы на мебели и подчеркните контур. Заготовки из веревки и бечевки также приклеиваются к поверхности при помощи столярного клея.

Замена обивки старого стула – преображение на глазах

Если деревянный каркас вашего стула находится в отличном состоянии, а сидение давно протерлось и портит внешний вид, пришло время его поменять. Ранее мы уже рассказывали про своими руками, где подробно делились советами по выбору подходящей ткани и наполнителя. Советуем вам предварительно ознакомиться с этой информацией, чтобы приступить к дальнейшей части реставрации.

Начинаем работу с откручивания сидения. Осматриваем старый наполнитель, если он износился, меняем его. Если у вас нет денег на покупку нового поролона, сделайте мягкий наполнитель сами, используя старое одеяло или покрывало.

Далее измерьте габариты сидения, чтобы сделать правильную выкройку. Советуем делать выкройку с запасом, необходимо оставить ткань на подгиб, а также учесть натяжку. Чтобы не ошибиться в этом ответственном шаге, длину и ширину ткани для обивки увеличиваем в 1,5 раза. Кстати, если вы не хотите специально приобретать ткань для сидения, используйте для обивки материю старой рубашки, куртки, покрывала или вязаной кофты. Особенно оригинально такие идеи реставрации обивки смотрятся на кресле. С их помощью можно создать необычный арт-декор, обшить спинку старым кашемировое пальто вместе с воротником и пуговицами.

Приложите подготовленную выкройку к мягкому сидению. Примерьте и предварительно натяните ткань, лишние края обрежьте. Заверните ткань с одной стороны по прямой линии и зафиксируйте ее при помощи скоб, двигаясь от центра к краям. Хорошенько притяните ткань, убедитесь, что нет складок. Аналогичную процедуру проделываем со всеми остальными сторонами, проверяя каждый раз, чтобы материал был хорошо натянут. После этого заворачиваем углы по диагонали и фиксируем складки скобами. Прикручиваем обтянутое сидение к стулу.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.