Считаешь ли ты современному школьнику. Что читать и зачем читать современному школьнику? Какие жанры литературы вы читаете

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Тема: «ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(статья)

Выполнена: Эреджеповой Раисой Анверовной,
учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 14»
Адрес:356405 Ставропольский край,
Благодарненский район,
аул Эдельбай, ул.Манкаева,107

Актуальность темы: Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», - тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».

Цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.

Изложение основного материала:
За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. У сегодняшних детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее - «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.

Во-первых, необходимо помочь ребёнку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.

Во-вторых, многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребёнка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей. У нечитающих родителей - нечитающие дети. Следовательно, необходимо провести беседы и родительские собрания, освещающие этот аспект. Нужно помочь родителям понять значение и преимущества чтения, освоить приёмы руководства чтением детей, объяснить значение чтения на ночь, громких чтений в кругу семьи по вечерам и любое другое свободное время.

В-третьих, школьное литературное образование это больше литературоведение, чем собственно литература.

Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов.

В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе:
- Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
- Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
- Читают познавательную литературу 21% школьников
- Читают для самообразования 10% школьников.

Налицо кризис чтения.
современному ребёнку трудно читать «детскую классику». И фактор интереса, которым хоть как-то можно привлечь ученика к книге, к сожалению, на уроках литературы срабатывает далеко не всегда. А особенно важен он для детей младшего подросткового возраста (5-6 класс). В этом возрасте дети эмоционально реагируют на прочитанное. И если «забивать» голову сложными для восприятия произведениями, то можно привить нелюбовь к чтению. Так, дети бурно реагируют на смерть собаки в повести «Муму» и отказываются понимать поступок Герасима. В итоге урок «уходит» от намеченного пути. А всё потому, что текст этот никогда не предназначался для детского чтения. Тем более сложен он для современного школьника, который в пятом классе ещё не знаком с бытом дворян XIX века. На «ура» воспринимается «Кавказский пленник»Льва Николаевича Толстого. Эта повесть была написана специально для детей. Самуил Маршак так оценил место этого произведения в литературе для детского чтения: «Но венцом "Книг для чтения", несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвертой книги, - знаменитая повесть о Жилине и Костылине - "Кавказский пленник". Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей. В "Кавказском пленнике" мы находим редчайшее сочетание романтического сюжета с глубокой, поистине толстовской правдивостью и точностью в изображении обстановки и действующих лиц. "Кавказский пленник" показал, какой содержательной может быть детская повесть, напечатанная крупным шрифтом на двух десятках страниц. В ней есть приключения, столь привлекательные для юного читателя, но есть и большие чувства, оставляющие след на всю жизнь». Маршак обозначил неотъемлемые черты детской литературы: увлекательность, авантюрность, за которыми отрываются глубокие смыслы. Привлекают внимание и литературные сказки. Сказки вообще хорошо воспринимаются пятиклассниками. Недаром так популярен жанр подросткового фэнтези. Литературные сказки, например «Чёрная курица, или Подземные жители», имеют увлекательный сюжет и запоминающихся персонажей.

Особо стоит коснуться произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. Рассказ «Васюткино озеро». Увлекательный сюжет удерживает внимание и дает пищу для размышления. В шестом классе в программу включен рассказ «Конь с розовой гривой». И отведён урок для внеклассного чтения по циклу «Последний поклон». Текст даёт богатые возможности для анализа, как литературоведческого, так и для языкового. Сам рассказ по сюжету довольно прост. Но неожиданно в конце рассказчик обозначает важность описанного эпизода в его жизни: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой ». Элемент «научения» (хотя Астафьев напрямую не предназначал свои рассказы для детей) заложен в самой ситуации. И дети часто оказывались в подобном положении: обещал сделать, но не сделал. И объяснить, почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник, ученики должны сами.

В. Г. Распутин в одном из интервью сказал, что писатель должен давать пример, учить. И эта позиция видна в рассказе «Уроки французского». Прочитывается он обычно без проблем. Но вот вопросы «Почему учительница стала играть с мальчиком на деньги?» и «Чему научился герой?» «идут» сложно. Возможно, причина этого в том, что автор всё объясняет читателю. Ярко смотрится эпизод игры на деньги, а вот доброта учительницы отходит на второй план.

Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее место занимает культурный диалог.

Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.

Учитель является одним из участников диалога. Он вводит подростков в историко-культурный и литературный контекст изучаемых произведений.

Проведенный мною анализ литературы, практики работы школы и участие в опытно-экспериментальной работе свидетельствуют о реализации разных моделей национально- регионального и этнокультурного компонентов в содержании образования.

Ставропольский край - полиэтнический регион. Среди его жителей-граждане бывших республик СССР, граждане дальнего зарубежья, представители национальных республик России. Почти во всех образовательных учреждениях есть дети, для которых русский язык не является родным. Не исключение и наша школа. Это обстоятельство обуславливает необходимость приобщения учащихся к богатому культурному наследию этнических групп нашей страны и, прежде всего, к культуре народов.

В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведения, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивающие проблемы межнациональных отношений: «Изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»; «Проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи - Мурат»; «Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»; «Проблемы межнациональных отношений в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова». Изучение нерусскими учащимися языка художественных произведений русской литературы помогает им глубже и точнее постигнуть значение слов, развить навыки владения стилистически окрашенной речью.

Разработанный для шестиклассников цикл уроков «Отражение идеалов в литературных произведениях и произведениях устного народного творчества». На первом уроке этого цикла по теме «Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов» учащиеся работали с текстами «Сказание о белгородском киселе» и «Сказание о Кер-Оглы» (туркменский эпос). В ходе занятия дети выполняли задание по карточке, в котором нужно было подчеркнуть те слова, которые, по их мнению, отражают высокие моральные качества людей. Далее детям предполагалось назвать качества и черты характера людей, которые отражены в данных произведениях, подтвердить их наличие примерами из текстов и сопоставить представления об идеалах у разных народов. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось выполнить одно из трех заданий: написать мини - сочинение «В чем современность идеи сказаний?»; составить рассказ на тему «Почему в сказаниях разных народов представления об идеалах сходны?»; составить книжку - словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

На втором уроке учащиеся работали с произведениями современных писателей, с содержанием которых познакомились самостоятельно: «Уроки французского» В. Распутина, рассказы Ф. Искандера «Дедушка», «Первое дело». На первом этапе урока детьми были сделанные небольшие сообщения о жизни и творчестве писателей. Затем дети провели исследовательскую работу, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; определить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера.

Третий урок этого цикла назывался «Отражение человеческих идеалов в пословицах и поговорках разных народов». В качестве домашнего задания детям было предложено подобрать пословицы и поговорки, отражающие высокие моральные качества и осуждающие отрицательные качества людей.

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Региональный компонент образовательного стандарта дал мне возможность на более высоком уровне познакомить ребят с национальными традициями, с особенностями языковой культуры жителей Ставропольского края. С шестиклассниками мы организовали сбор пословиц, поговорок народов, проживающих на территории Ставропольского края, туркменских пословиц и поговорок, сравнили их с русскими пословицами и поговорками, выявили их сходство и отличие, сгруппировали по темам «Добро и зло», «Отечество», «Ум и глупость», «Труд и лень», создали презентацию, а затем предоставили на занятии по теме «Малые жанры фольклора», «Пословицы и поговорки народов Ставрополья».

В 7-м классе составили сборники «Обрядовая поэзия», «Обрядовые песни», в 8-м - «Казачьи песни Ставрополья», «Бытовая речь ставропольцев». Материалы работы стали предметом исследования на тему «Обрядовые песни жителей Ставрополья». Исследование увлекло ребят, помогло увидеть связь времён, связь поколений, самобытную биографию народов.

Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравнения, у педагога появляется возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с одним из ведущих признаков народа - языком и показать разнообразие этнических культур, их сходств и различий.

Великий французский философ Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти. И наша задача, задача родителей, педагогов, да и просто взрослых людей, не заставлять читать, а возрождать интерес к книге.

Выводы:
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII - XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и другие.

Таким образом, подведя итог, можно сказать следующее: чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день.

Как отмечает М. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения на современном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению - по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается.
Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

И третья задача, если в этом есть необходимость, - поддерживать современных писателей, пишущих для детей. Таким образом, как утверждает М. М. Безруких, с ребёнком просто нужно больше говорить.

Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Список литературы:
1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. - М.: Пашков Дом, 2007. - 1300 с.
2.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30 - 32
3.Маршак С. Я. Воспитание словом. Эл.ресурс:http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie43.htm
4.Словарь литературных терминов. Эл.ресурс: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/
5.Современная зарубежная детская литература (в двух томах). Хрестоматия для студентов филологического факультета. - СПб.: Свое издательство, 2011
6. По материалам учебников Коровиной В. Я.

В центре нашего внимания — уроки литературы в старших классах, где процесс чтения художественных текстов обычно идет сложно, вызывает большие трудности, сопряжен с быстрой утомляемостью и, как следствие, непопулярен. Основная проблема, которая из года в год встает перед всеми педагогами-практиками, — как сделать уроки литературы интересными, нужными, как преодолеть боязнь наших школьников пред «толстыми» книжками, как научить видеть школьника в классическом художественном тексте ответы на насущные вопросы современности.

Исследование читательских предпочтений подростков

Бытует мнение, что современная молодежь читает мало. Это уже стало штампом: «компьютерное поколение» выбирает пепси и презирает книги. Действительно, материальное и культурное расслоение нашего общества идет быстро, особенно среди молодежи. Нет сомнения: в среде «нового поколения» есть сообщества, представители которых в музеях не бывают и книг не читают. В то же время есть и такие — весьма многочисленные — молодежные круги, в которых знание престижно и чтение «умной» литературы обязательно. В системе ценностей современных старшеклассников не последнее место занимают образованность, эрудированность, интеллектуальная состоятельность. Умным и знающим сегодня быть престижно. Причем, вопреки распространенному мнению, дети черпают знания почти исключительно из книг. Ни Интернет, ни телевизор в этом отношении не могут считаться конкурентами печатному слову. По собственным оценкам старшеклассников, за книгами (не считая учебников) они проводят от 5 до 15 часов в неделю, за чтением компьютерных текстов — 1,5 часа, да и то далеко не все. Около трети вообще не пользуются дома компьютером, для остальных же компьютер — поле для игр, средство общения и лишь в последнюю очередь источник культурной информации.

В нашем исследовании принимали участие 81 учащийся Самарского медико-технического лицея. Были взяты три класса различного профиля: гуманитарный, медицинский, международного бакалавриата (техническая и гуманитарная подгруппы). Все учащиеся жители города Самары в возрасте 16-17 лет.

Для проведения исследования нами была использована методика семантического дифференциала Соломина, предназначенная для выявления содержания и структуры потребностей человека, мотивов различных видов деятельности, осознанных и неосознаваемых отношений.

При использовании модифицированного варианта методики семантического дифференциала испытуемым предлагалось оценить с помощью набора шкал ряд понятий, которые,

  • отражают отношение к уроку как учебному процессу и его содержанию («классическая литература», «поэзия», «современная литература», «роман» и другие жанровые формы);
  • передают отношение учащихся к учебе как основному виду их деятельности («работа в классе», «оценка», «экзамен», «долг», «знания»);
  • определяет место учащегося в социуме, значимом для него («мой класс», «лицей», «родители»).

Также были использованы понятия, характеризующие степень притязательности учащегося («путь к цели», «творчество», «материальное благополучие»), оценочное отношение к интересующим нас понятиям — «интересное занятие», «интересное чтение», «досуг».

Результаты

Кластерный анализ полученных экспериментальных данных показал, что для 20% и более учащихся гуманитарного класса урок литературы ассоциируется с такими понятиями, как «учебник», «роман», «работа в классе». Это, думается, не случайно, поскольку для многих учащихся процесс чтения литературы происходит только в рамках школьной программы, на уроке и к уроку. Восприятие урока литературы как «учебник» тоже не случаен, так как разбор любого изучаемого произведения направлен на анализ действий, поступков героев, анализ их отношений, то есть носит несколько морализаторский, нравоучительный характер — выполняет функцию учебника — учит (пусть даже жизни, отношениям с людьми и пр.). Поскольку основная жанровая форма, рассматриваемая на уроке литературы, это роман, то и этот выбор является очевиден.

Для 13% учащихся гуманитарного класса урок литературы ассоциируется с понятиями: «классическая литература», «мое увлечение», «поэзия», «мой учитель», «оценка», «знания», «долг», «путь к цели»: думаем, что это нормально: эти учащиеся звезд с неба не хватают, однако на уроке исполнительны, к уроку, как правило, всегда готовы, на уроке активны. Для части учащихся, те же 13%, интерес к уроку связан с учителем-предметником и его личными качествами. Часть учащихся воспринимает урок литературы как источник знаний.

Для 13% учащихся урок литературы является увлечением, что очень ценно для учителя и учебного процесс в целом: эти дети мотивированы на урок литературы изначально.

И еще один момент следует отметить особо: для учащихся гуманитарного класса сам процесс работы в классе не является особо значимым, как для учащихся негуманитарных классов. Только для 6% опрошенных коллективная работа в классе интересна и значима, и является дополнительным стимулом к занятиям литературой.

Урок литературы для негуманитарных классов — это, прежде всего, общение с учителем (20%), общение, воспринимаемое как творчество, форма досуга; это понятие связано с «моими успехами», «интересным чтением», «настоящим», «увлечением» (для 13%). Для многих учащихся негуманитарных классов предмет литературы не является профильным, не требует большей активности, чем профильные предметы, как математика, химия, биология и другие, то есть уходит фактор «обязательности», что, в свою очередь, снимает напряжение и тревожность. Поэтому урок литературы многими учащимися воспринимается как форма отдыха, досуга с элементами творчества.

Для 13% учащихся негуманитарных классов урок литературы является «увлечением», что очень ценно для учителя и учебного процесса в целом: эти дети мотивированы на урок литературы изначально, однако здесь есть определенное «но»: пока изучаемое произведение отвечает их интересам, требованиям, вкусам, оно прочитывается, разбирается, то есть активно находится в работе. Но, если произведение оказывается им неинтересным, скучным, тематика его непонятной, интерес к нему сразу пропадает, следовательно, работа по такому произведению на уроке может быть сорвана. И здесь требуется уже определенное усилие учителя, чтобы правильно выстроить учебный процесс и анализ произведения.

На наш взгляд, интересные данные получены при анализе отношения к уроку учащихся, имеющих по предмету оценку «пять». Урок литературы для них — это «классическая литература», «мое увлечение», «интересное занятие», «мой учитель», «работа в классе» (20% и более), а также «долг», «путь к цели» — 13%. О соотношении с такими факторами, как «мое увлечение», «интересное занятие», «мой учитель», «работа в классе» мы уже говорили; думается, что здесь «работают» те же механизмы. Такие понятия, как «долг» и «путь к цели» тоже вполне объяснимы: эти дети просто не могут плохо учиться, не могут себе этого позволить. Но вот выбор «классической литературы» встречается впервые, и это тоже не случайно: все наши «отличники» не просто «зубрилки», это образованные, всесторонне развитые дети. Они много читают специальной, научной, художественной литературы, интересуются последними печатными новинками. Можно говорить, что у них хорошо развит эстетический вкус, — этим и объясняется их внимание к классической литературе, которая для них не просто школьная повинность. Можно также отметить, что эти учащиеся уже «выросли» до классических текстов и способны не просто их читать, но и понимать и получать истинное эстетическое удовольствие от их чтения.

Несравненно большее значение для «отличников», чем для всех остальных опрошенных, играет фактор «работа в классе». На первое место здесь, конечно, выходят «мои успехи», и это не удивительно: им есть, чем гордиться. Также работа в классе связана с «моим учителем» и понятием «путь к цели». Думается, что здесь мы можем отмечать яркий пример внешней мотивации: оценка, аттестат, добрые отношения с учителем, от которого зависит очень много, — все это на самом деле очень далеко от литературы. Однако именно эти учащиеся, несмотря на то, чем они действительно мотивируют свою учебу, оказываются самыми подготовленными, самыми исполнительными, самыми читающими в классе. Конечно, не стоит здесь обобщать всех учащихся, имеющих по предмету оценку «5». Думается, что немалый процент среди них тех, кто учится не за оценку, а, так сказать, из любви к искусству.

Урок литературы для «троечников» — это, прежде всего, «драматургия» — более 35% и «учебник» — более 20%. Такой выбор показался нам интересным и вполне объяснимым. Вообще все группы выборки показали устойчивое непринятие драматургии как жанра. Практика показывает, что пьесы на уроке литературы «идут» всегда очень трудно: они сплошь состоят из диалога, реплик, дети не умеют видеть в них действие, движение; трудность связана и с тем, что многие пьесы носят морализаторский характер, — учат. Все это подростков не привлекает, наоборот, отпугивает.

Из литературных пристрастий, что входят в понятие «интересное чтение» для «троечников» надо отметить только фэнтези (37%). Из остальных жанров представлена только поэзия и то очень малой выборкой — 5%. Выбор фэнтези вполне закономерен: этот жанр как никакой другой связаны с понятиями «досуг», «интересное занятие», «мое увлечение». Здесь не пользуется большой популярностью понятие «современная литература», «классическая литература», «роман» и пр. Причины этой «нелюбви», однако, несколько иные, нежели у других опрошенных. Если другие учащиеся в беседе объясняли эту «нелюбовь» агрессивностью, неэстетичностью и прочими «особенностями» современной литературы, то здесь главный фактор, заставляющий отказаться от той или иной книги, — ее объем. «Толстые книжки» эти дети читать не любят и не хотят. И главная причина здесь, на наш взгляд, в том, что эти дети еще в начальной школе не получили правильного навыка общения с книгой, утратили интерес к чтению. Здесь возможно говорить и роли родителей, которые не являются в данном вопросе (выбор книги для самостоятельного чтения) авторитетными.

И еще один момент следует отметить особо: для «троечников» процесс работы в классе является достаточно значимым. Им… интересно на уроке (20% и более), они с удовольствием слушают, могут принять участие в общем разговоре, не вникая в текстуальные тонкости. Единственное, что их тревожит, что начинать разговор по произведению придется самим, когда текст не прочитан. Поэтому на уроке больше оказывается негативных моментов, чем положительных — у них, у «троечников», больше отрицательных переживаний, чем у остальных учащихся.

Ценность литературных понятий

Обратимся к диаграмме, отражающей ценность литературных понятий для учащихся. Лидирующее место занимает «интересное чтение» — 39 опрошенных (из 81) — 28%. Что включает в себя это понятие? Для большинства — 13% — интересное чтение представлено комиксами; по 10% предпочтения набрали такие литературные жанры, как «фэнтези», «роман», «классическая литература»; 7% предпочтений отдано «поэзии»; 3% — «драматургии» и только 1% «научной фантастике» (2 человека).

О чем свидетельствуют эти результаты?

Половина опрошенных выбирает «интересное чтение» как ценностный фактор. Для учителя литературы этот факт не может быть неотрадным. Однако приоритеты в жанрах, выбранных учащимися, не могут вызывать однозначной оценки: комиксы и фэнтези, занимающие лидирующее положение, относятся к числу «легкого» чтения, это форма досуга, внеклассного чтения в лучшем случае. И здесь есть свое объяснение: произведения этих жанров не требуют осмысления, далеки от морализаторства, легки в чтении, к тому же небольшого объема, что очень важно для наших школьников. Есть еще одно объяснение популярности в подростковой и юношеской среде такого жанра, как фэнтези: в произведениях этого жанра представлена нереальная жизнь, очень похожая на виртуальный мир, где все переживается вроде бы всерьез, но с одной поправкой — из этого мира всегда можно выйти по собственному желанию, чего нельзя сказать о мире реальном, описываемом современной литературой. В мире художественного произведения та же грязь, те же проблемы, что в повседневной жизни подростка, и обращаться к ним еще и на страницах произведений ему, естественно, не хочется.

Основная масса читаемого — переводная проза середины-второй половины ХХ века. Явно лидирует Борхес, за ним идут Маркес и Кортасар. Рядом с этими тремя столпами латиноамериканской прозы весьма влиятельные позиции занимает Карлос Кастанеда. Его полухудожественная, полуфилософская экзотическая эзотерика находит отклик в сердцах юных искателей несложных ответов на сверхзамысловатые жизненные вопросы .

Вот и разгадка. Параллельная реальность, что-то вроде бесконечного конструктора или компьютерной игры, сложная совокупность компонентов, которыми можно манипулировать. Очень важная особенность сегодняшнего юношеского чтения: не в моде все недовольное, агрессивное, воинственное. Молодые не хотят войн, драк, страданий, бытовой грязи, а также слишком сильных эмоций, слишком трудных вопросов. Зато очень хотят убедительных ответов и ощущения защищенности, безопасности. В эти параллельные миры отнесено все остросюжетное. Как в компьютерной игре: и поучаствовать можно, и риска никакого .

Наименее значимы для учащихся такие понятия, как: «экзамен» — 32%; «детектив» — 23%; «оценка», «современная литература» — 21%; «долг» — 17%. При этом можно рассматривать как положительный момент то, что только для 4% из опрошенных не значима «классическая литература» и всего для 2% не значим «урок литературы». Полученные данные можно объяснить тем, что экзамен и оценка для многих связаны с неприятными ощущениями: повышенная тревожность, ответственность, боязнь не оправдать надежды взрослых и пр. Детектив и современная литература в этом списке тоже объяснимы: жанры, связанные с негативными ощущениями, страхом, неприязнью, насилием и жестокостью.

Стоит, вероятно, подробнее остановиться на отношении старшеклассников к русской классике — вечной боли и проблеме на уроках литературы. С одной стороны, получается, что русскую классику не читают: сложна для восприятия, много морализаторства, большой объем и т.д., с другой, удивительная картина — минимум опрошенных вытесняют это понятие — только 4%. Попробуем разобраться в этом. Русская литература. Современная проза, как мы отмечали выше, воспринимается школьниками очень выборочно и осторожно. Кумиров нет. Властителей дум нет. Периодически появляются модные авторы. Прослеживается одна очень важная закономерность: юноши и девушки отвергают всю громко-скандальную составляющую современной русской прозы, сознательно отвергая «чернуху» и «порнуху», оставляя ее в удел пресыщенным жизнью отцам. Достоевский — абсолютный чемпион по читаемости. Большинство старшеклассников не ограничиваются программным «Преступлением и наказанием». Самое читаемое внепрограммное произведение Достоевского — «Идиот», на втором месте, но с большим отрывом — «Братья Карамазовы». Феномен Достоевского не так-то просто понять. Достоевский — реалист, он трагичен, эмоционально насыщен, труден и вообще «грузит»... И, тем не менее, Достоевский вне конкуренции как абсолютный фаворит юношеского чтения среди русских писателей. Даже популярные Булгаков (главным образом как автор «Мастера и Маргариты») и Набоков (главным образом как автор «Лолиты») не в состоянии к нему приблизиться .

Самое читаемое внепрограммное произведение Достоевского — «Идиот»

Из литературных понятий для опрошенных лицеистов наименее значимы следующие: «детектив» — 25%; «современная литература» — 22%; «научная фантастика» — 18%. Жанры детектива и приключений — вечные лидеры мальчишеского чтения — провалились и в подростковой, и в юношеской среде. Не хочет молодежь читать о сыщиках, убийцах, пиратах и прочих чрезвычайно активных и беспокойных персонажах, рожденных авторской фантазией. «Комиксы» набирают 10%, и здесь можно отметить, что для этого жанра данный процент был характерен и при анализе предпочтений, то есть у «комиксов» равное количество поклонников и «недоброжелателей». «Классическая литература» и «роман» набрали по 4% и 5% соответственно.

Литературные понятия

О чем говорят полученные данные? Прежде всего, о том, что читательская субкультура старшеклассников оказывается достаточно чувствительной не столько к внутрилитературным процессам, сколько к более широкому социокультурному контексту. Падение читательской культуры, непопулярность домашнего чтения как формы досуга, нечитающие родители, формальное преподавание литературы как школьного программного предмета — все это и многое другое привело к тем результатам, которые мы можем наблюдать.

Из полученных нами результатов исследования следует сделать следующие выводы.

  • Во-первых, для успешности изучения литературы как школьного предмета профиль обучения не имеет ключевого значения. Профиль больше влияет на литературные и жанровые предпочтения, на объем прочитываемой литературы, на уровень восприятия и глубину анализа.
  • Во-вторых, уровень успеваемости по предмету, действительно, является показателем отношения к учебному процессу, но никак не является показателем отношения к литературе как таковой.
  • В-третьих, развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельностей субъекта. Вероятно, именно поэтому столь большое значение для учащихся имеет «работа в классе». Успешность на уроке литературы, осознание этого самим учащимся и подтверждение учителем, является фундаментом для формирования положительной направленности к учению.
  • В-четвертых, в настоящем исследовании еще раз подтвердилось известное положение о том, что учитель всегда был и будет центральной фигурой сложного педагогического процесса, поскольку в ходе учебного процесса решаются не только общеобразовательные, но и воспитательные задачи.

Таким образом, формирование мотивации определяется не только содержательной и организационной структурой учебного процесса, но и личностными особенностями учащихся. Поэтому характеристика мотивации, отражающая весь спектр отношений школьника к учебному предмету, имеет важное психолого-педагогическое значение: соотносясь с особенностями личности школьника, она дает представление не только о содержании, глубине и степени устойчивости взглядов учащихся на учебный предмет, но и позволяет сделать выводы об условиях формирования и характере новообразований личности учащегося .

Использованные источники.

  1. Земцова Л.И., Ермолаев О.Ю. Мотивы изучения информатики школьниками // Вопросы психологии. 1988. №5. С. 78 - 83.
  2. Иконников-Галицкий А. В поисках отчего дома. Что читают старшеклассники элитных питерских школ // Директор школы. 2002. № 4. С.67-70.

Министерство образования и науки Республика Бурятия

Районное управление образования

МБОУ «Бичурская средняя общеобразовательная школа №2»

ЧИТАЕТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК?

Выполнила: Уралева Вероника ученица 11 класса

МБОУ Бичурская СОШ№2

Руководитель:

Педагог-библиотекарь; Степанова Елена Петровна.

Введение ……………………………………………………………………….. 3-4

    Читает ли современный школьник ………………………………………… 5-17

1.1. Роль книги в жизни человека ……………………………………………. 5

1.2. Снижение интереса школьников к чтению ……………………………… 5-7

1.3. Читают ли учащиеся нашей школы ……………………………………… 7-17

1.3. Выводы …………………………………………………………………….. 17

2. Заключение ………………………………………………………………….. 18

3. Список литературы ………………………………………………………….. 19

Приложение 1 …………………………………………………………………… 20-22

Приложение 2 ………………………………………………………………….... 23-25

Приложение 3 …………………………………………………………………… 26

Приложение 4 …………………………………………………………………… 26

Приложение 5 ……………………………………………………………………. 27-28

Введение

Взрослые уверенно утверждают, что молодежь не читает, ничем кроме «Интернета и телевизора не интересуется». То, что у молодых нет никаких идеалов, а идеалы были только у них – это вечная песня людей старшего возраста. Да, наши родители читали много. И этому были две причины. Во-первых, больше нечем было заняться… А во-вторых, им действительно было интересно читать. Сегодня те эмоции, которые папы и мамы получали только из книг, приносит кино, компьютерные игры и прочее. Нажал несколько кнопок – и получай свой адреналин! Да, некоторые мои друзья честно признаются, что вообще не читают ничего. И аргументируют это тем, что чтение книг – это бесполезная трата времени. В итоге с ними часто бывает не о чем разговаривать. Бедность словарного запаса объясняется тем, что человек мало читает. Чем больше человек читает, тем легче ему убедить другого человека. Много читаете – вам же от этого лучше! Многие читают, но только то, что положено по школьной программе и то в сокращенном варианте. И это меня удивляет. Книга заключает в себе несметные богатства, в ней отражается весь человеческий опыт: все, что узнало, и все, что перечувствовало человечество до нас, все, чем живут люди, и что их волнует сейчас. Поэтому-то удивляет ответ, часто звучащий на уроках в нашем классе: «Прочитал, но ничего не понял». Из него можно сделать два вывода:

1) невнимательно, неуспешно читал;

2) не читал вообще.

Отношение к чтению школьников в настоящее время является проблемой. Не только от наших родителей, учителей, но и с экранов телевизоров мы слышим фразу: «Дети не хотят читать! Что делать?».

Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.

Проблема : год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему школьники не читают?

Гипотезы:

    Учащиеся нашей школы читают не меньше, чем взрослые.

    Чем больше школьники читают, тем выше качество знаний по русскому языку.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, научиться грамотно писать.

Объект исследования: учащиеся 9-10 лет, 13-14 лет, 16-17 лет и учителя от 40 до 65 лет МБОУ «Бичурская СОШ.№2»

Предмет исследования: отношение к чтению.

Практическая направленность: материал исследования можно использовать учителям во время проведения родительских собраний, круглых столов, бесед с учащимися о пользе чтения.

Цель работы: выявить отношение к чтению и к книге представителей разных поколений.

Задачи:

    изучить имеющуюся литературу;

    составить вопросы для социологического исследования;

    провести опрос;

    проанализировать полученные результаты;

    подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет;

    проанализировать качество знаний школьников по русскому языку;

Методы исследования:

Опрос – анкетирование.

Анализ документов и количественный анализ.

Инструментарий

Анкета, состоящая из 25 вопросов.

1. Читает ли современный школьник?

1. 1. Роль книги в жизни человека

С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.

Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была.

Историческая – расскажет нам о наших предках, войнах, восстаниях. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу.

Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное.

Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Книга! Это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники.

Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

1.2. Снижение интереса школьников к чтению

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».

Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие - 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие - 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, читают познавательную литературу 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста - к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

Международное исследование PISA-2009 показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. Дети оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не сумели они найти в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызвал переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения - безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.

Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

В нашей школе ежегодно с целью популяризации чтения библиотекарем и классных руководителей проводится Месячник школьных библиотек, Неделя детской книги. В рамках недели русского языка и литературы ежегодно проходят читательские конференции, на которых ученики школы презентуют свои любимые произведения. Ребята активно принимают участие в празднике «Бал литературных героев», инсценируя любимые произведения. Но этого недостаточно.

На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных.

1.3. Читают ли учащиеся нашей школы

С целью выявления отношения к чтению и к книге представителей разных поколений, я составила анкету, которую и предложила участникам анкетирования – ребятам разных возрастных групп нашей школы и учителям (приложение 1). Условно я буду называть младшая возрастная группа – школьники 9-10 лет, средняя возрастная группа – 13-14 лет, старшая возрастная группа – 16-17 лет и взрослые – учителя 40-65 лет. Всего в анкетировании приняло участие 60 человек.

Количественные данные я занесла в таблицы ответов по возрастным группам (приложение 2).

По данным анкеты мною были получены следующие результаты, которые представлены в виде диаграмм:

Вопрос №1 «Как Вы проводите свой досуг»

45% школьников 9-10 лет проводят время за чтением, из ребят 13-14 лет - 13%, а старшие школьники вообще не предпочитают проводить свой досуг за чтением. 60% учителей на досуге любят почитать.

Вопрос №2 «Ваше отношение к чтению»

Вопрос №3 «С какой целью вы читаете?»

55% школьников читают с учебной целью, 25% - для расширения кругозора, 42% - для души.

Вопрос №25 «Сохранится ли Человек Читающий в ближайшие 10-20 лет?»

60% школьников и 80% взрослых уверенны в том, что Человек Читающий сохранится в ближайшие 20 лет, и только 20% и взрослых и детей считают, что нет.

Я проанализировала качество знаний по русскому языку и сравнила с процентом читающих школьников, чтобы определить связь между чтением и качеством знаний по русскому языку.

Анализ качества знаний школьников по русскому языку

Оказалось, что качество знаний по русскому языку среди школьников 9-10 лет напрямую связано с тем, сколько они читают. У школьников старшего возраста эта связь не прослеживается.

1.4. Выводы

Мною были изучены литература, имеющаяся в школьной и сельской библиотеках, Интернет-источники. Я переработала анкеты, которые нашла в Интернете, и провела опрос среди учащихся нашей школы (3-х возрастных групп) и среди учителей (40-65 лет). Провела анализ полученных данных и результаты анкет привели к следующим выводам:

1. Была опровергнута выдвинутая мною гипотеза о том, ученики нашей школы читают не меньше, чем взрослые. Оказалось, что все 100% опрошенных взрослых любят читать и читают регулярно, а среди школьников только 30%.

2. Проанализировав оценки школьников за четверть по русскому языку, я пришла к выводу, что от того, сколько читают школьники процент качества зависит только в начальной школе, среди учащихся среднего и старшего звена эта связь не определяется.

3. Учащиеся нашей школы читают в основном учебную литературу (по программе), кроме младших школьников.

4. По результатам исследования были выработаны рекомендации (приложение 3) и составлены правила чтения для учащихся (приложение 4)

2. Заключение

В результате проведенного исследования, к сожалению, я вынуждена признать, что, несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, ребята нашей школы не хотят читать, особенно старших классов, предпочитая получать информацию из других источников.

Сегодня в век компьютеризации и засилья видео, молодежи необходимо читать. И не только потому, что книга – источник знаний. Чтение обогащает внутренний мир читателя, воспитывает чувства, заставляет задуматься о себе и окружающих, учит быть внимательным к происходящему вокруг. Кроме того, читая, молодой человек расширяет свой кругозор, обогащает словарный запас, развивает память. И, конечно же, только читающий человек может быть интересным собеседником.

3. Список использованной литературы:

    Корабли мысли.- М.: Книга,1980

    «Литература в школе», 1991 №4

    Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература, 1989

    Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно // Новое

ли тературное обозрение. - 2001. - № 51

    Человек читающий. Homo legens. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества. – М.: Прогресс, 1990

    Чудинова В.П. Чтение детей России: По материалам исслед. в регионах //

Библиотековедение. - 2000. - № 2. - С.62-66.

    Чудинова В.П. Читающие дети в мире книжной и «электронной» культуры. Человек Читающий: Ното 1еg епs -2. - М., 2000. - С.55-664.

Интернет-ресурсы:

1. Schoollibrary.ioso.ru

2. http :// bibsosh 2. ru / aktualnye - materialy / dlya - bibliotekarey /31- pomogite - chitatelyu . html

3. http :// knigabest . ru / polza _ knig . php

Приложение 1

1. Как Вы предпочитаете проводить свой досуг? (подчеркните 3 наиболее важных для Вас варианта ответа):

а) встречаюсь с друзьями

б) смотрю телевизор

посещаю:

в) музеи, выставки

г) театры

д) кинотеатры

е) концерты

ж) спортивные мероприятия

з) библиотеки

и) читаю:

- книги;

- журналы и газеты

к) путешествую

л) за компьютером (занимаюсь программированием, играю в электронные игры, Интернет)

м) занимаюсь в кружках (танцевальных, музыкальных, спортивных, др.)

н) занимаюсь домашним хозяйством

о)другое (что именно?) _____________________________________________

2. Ваше отношение к чтению?

в) почти не читаю, т.к. считаю чтение неважным в жизни

д) не задумывался(-ась)

е)другое (что именно?) ________________________________________

3. С какой целью Вы чаще всего читаете?

А) учебной

б) производственной (в помощь повышению квалификации, освоению новой профессии)

в) для расширения кругозора

г) для души

д) заполнить свободное время (в том числе в дороге)

г) другое (что именно?) ___________________________________________

4. Какой литературе вы отдаете предпочтение? (не более 3-х вариантов ответов):

а. приключения

б. фантастика

в. детективы

г. исторический роман

д. любовный роман

е. поэзия

ж. научной

з. научно-популярной (какой?)

и. другой

а) детства __________________________________________________

б) юности __________________________________________________

в) сегодня ___________________________________________________

6. Какие газеты и журналы Вы предпочитаете?

1______________________ 2.______________________ 3 ______________________

7. Как давно Вами прочитано последнее художественное произведение или книга?

а) читаю в настоящее время (назовите)

б) несколько дней назад

в) более 1 месяца

г) более 6 месяцев

д) более года

е) не помню

8. Сколько книг вами прочитано за последний год? (приблизительно) _________

9. Назовите 1-3 книги, которые произвели на Вас наибольшее впечатление (почему?)____________________________________________________________

10. Назовите 1-3 книги, которые Вы хотели бы прочитать/приобрести

____________________________________________________________________

11. Чем руководствуетесь при выборе литературы? (не более 3-х вариантов):

А) советом друзей, родственников, знакомых

б) информацией в печатных изданиях

в) литературными телепередачами

д) выбираю самостоятельно

е) информацией в Интернете

ж) другое (что именно?)_____________________________________

12. Что в Вашем понимании «хорошая книга»? (не более 3-х вариантов)

а) полезная

б) умная

в) увлекательная

г) легко читается

д) хорошо оформленная (шрифт, иллюстрации, качество печати и т.п.)

е) другое (укажите что)__________________________________________

13. Всегда ли Вы дочитываете книгу до конца?

а) да

б) нет (почему?)_______________________________________________

14. Согласны ли Вы с мнением, что книга и чтение оказывают положительное воздействие на формирование личностных качеств человека, обогащают его душу и разум?

а) да

б) нет

в) иное мнение

г) не задумывался -(ась)

Если Вы выбрали вариант ответа «да»:

15. Какие книги способны оказать воспитательное воздействие, прививать любовь к чтению?

а) детские

б) сказки, фольклор

в) классика (отечественная)

г) поэзия

д) патриотического содержания

е) другие

16. Где Вы обычно берете книги для чтения? (не более 3-х вариантов)

А) в своей домашней библиотеке

б) у друзей и знакомых

в) покупаю

г) в библиотеке

д) у членов семьи, записанных в библиотеке

е) использую компьютер для чтения электронной версии книги:

- покупаю диски;

- беру диски у друзей или знакомых;

- беру диски в библиотеке;

- в Интернет (читаю на экране, скачиваю)

ж) другое (что именно?)________________________________________

17. Вы отдаете предпочтение:

а) виртуальному чтению

б) традиционному чтению печатной продукции

18. Можете ли представить себе, что книга, как источник информации исчезнет из нашей жизни?

а) да

б) нет

в) не задумывался(-ась)

19. Может ли виртуальная книга заменить обычную книгу?

а) да

б) нет

в) не знаю

20 .Владеете ли вы скорочтением?

а) да; б) нет

21.Являетесь ли Вы читателем библиотеки?

а) да;

б) нет, но был записан раньше;

в) нет, никогда не был записан

Если Вы выбрали вариант ответа «да», то ответьте на следующий вопрос.

22. Удовлетворяет ли библиотека Ваши потребности?

а) почти всегда

б) чаще да, чем нет

в) редко

г) не удовлетворяет

23. Имеете ли Вы (ваша семья) домашнюю библиотеку?

а) да (укажите предположительно объем фонда)_____________________

б) нет

24. Кто в Вашей семье больше читает?

а) старшее поколение (пенсионеры)

б) среднее поколение (старше 30-ти лет)

в) молодежь (17-30 лет)

г) дети, подростки

д) затрудняюсь ответить

25. Сохранится ли Человек Читающий в ближайшие 10-20 лет?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

Укажите, пожалуйста:

Ваш возраст _______________.

Приложение 2

Таблицы ответов

Младшая группа (9 – 10 лет)

№ п/п

Количество ответов

Синяя книга, Поющий поросёнок, Алиса в Стране чудес, Принцесса на горошине, Принц Белой башни, Ведьмина дочь

Непоседа, Животный мир

В среднем 8 книг в год

Ведьмина дочь, сказки про принцесс, Лесная книга, Алиса в Стране чудес

Мир динозавров

Средняя группа (13– 14лет)

Количество ответов

Конец света 2012, Братья Гримм, Гауф, Капитанская дочка

Мошковская новь, Мурзилка, Кроссворды, Солнечный зайчик, Жизнь

В среднем 15 книг в год

Жюль Верн, Му-му, Собрание стихотворений и рассказов, Книга сказок

Старшая группа (16 – 17 лет)

Количество ответов

Робинзон Крузо, Преступление и наказание, Старик Хотабыч, Белый клык, Д. Донцова, Голодные игры, Руководство по программированию, Изумрудный город

Моделист-конструктор, Сделай сам, Burda , Cosmopolitan , Allure

В среднем 8 книг в год

Преступление и наказание, Голодные игры

Охота и рыбалка, Ненси Дрю 350 тома, Война и мир

Взрослые (40 – 65 лет)

Количество ответов

Грин, Джейн Остин, Леонов, А. Кристи, А. Иванов, М. Твен, М. Рид, книги Маринина, Э. Тополь, Ф. Незнанский, Шолохов, Есенин, Булгаков, Джек Лондон…

Красная звезда, Комсомольская правда, Аргументы и факты, Советская Сибирь, Литература в школе, Наука и жизнь, Вокруг света, Мошковская новь...

В среднем 90 книг в год

Зоя Вознесенская, Повелитель, Чёрный буран, Щепка, Мировоззрение, Унесённые ветром, Как стать …

Л. Улицкая, Даурия

Изучив проблему, связанную с современным отношением к чтению, мы каждому молодому человеку рекомендуем:

    помнить, что чтение – это особый инструмент познания мира, основа формирования личности;

    понять, что чтение никогда не устареет, его не сможет заменить никакое современное средство информации;

    знать, что чтение без особых усилий помогает совершенствовать своё внимание, память, различные виды мышления, своё мировоззрение;

    убедиться, что чтение может доставлять человеку ни с чем несравнимое удовольствие;

    прочесть главные книги русской и зарубежной литературы.

Приложение 4

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
5. Обращай внимание на поступки их героев, анализируй поступки, делай для себя выводы.
6. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
7. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
8. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
9. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя

Приложение 5

Высказывания, афоризмы, поговорки о книге и о пользе чтения

Чтение книг должно иметь целью научение и поучение, т.е. обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества.

А. Гинкен

Если человек никогда не раскрывал хороших книг, волновавших сердце и умы миллионов людей, не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на духовную нищету, он живет вполсердца, лишив себя огромной доли радостей, которыми наслаждается человек, общающийся с миром прекрасного.

Л. Кассиль

Ни гимназия, ни университет не дали мне таких познаний – глубоких и захватывающе интересных, как книги и встречи с людьми.

К. Паустовский

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!

К. Паустовский

Чтение для ума – то же, что упражнение для тела.

Сталь

Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знание и обобщение действительности, способность понимать жизнь.

А.Н. Толстой

Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода…

В. Белинский

Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

А. Блок

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит вновь увидать старого друга.

Вольтер

Чтение, в высоком смысле слова, - не то, что сладко баюкает нас, усыпляя высокие чувства, а то, к чему приходится тянуться на цыпочках, чему мы посвящаем лучшие часы бодрствования.

Торо

«Будущее, конечно, за электронной книгой – просто потому уже, что занимает она несравненно меньше места и во многих отношениях удобнее бумажной: ее легче листать в поисках нужного места, ее можно снабжать иллюстративным материалом, который Гуттенбергу с Федоровым и не снился, ее, черт возьми, можно даже озвучивать!»

Борис Стругацкий

Что дает человеку чтение книг? Какие преимущества у чтения перед другими доступными видами досуга?

Наверняка, многие из нас еще с детства усвоили незыблемую истину – читать книги полезно. Вот только кому и зачем – не совсем понятно. Что дает чтение книг человеку? В чем их преимущество перед другими источниками информации? И, если оно действительно есть – тогда почему сейчас люди так мало читают?


Современный мир и желание идти (а порой и бежать) в ногу со временем и модой вносят свои коррективы в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет. И вот уже нередко милому сердцу томику мировой классики предпочитается вечер перед телевизором или компьютерная «стрелялка». Да и нужную информацию можно «выудить» из других источников – аудио-кастов, фильмов, СМИ, различных вебинаров, да и просто заметок из всемирной паутины. Кроме того, на чтение книг, даже при огромном желании, может банально не хватать времени. Вот и получается, что в наше время все чаще и чаще люди в ответ на вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» отвечают: «А я не читаю книг». Особенно это касается подрастающего поколения, которое буквально с роддома окружено множеством удобных гаджетов.

Конечно, не нам судить, хорошо это или плохо. Время не стоит на месте, и, скорее, можно утверждать, что все изменения вполне ожидаемы и закономерны. Согласитесь, достаточно странно ожидать от современного школьника, что он будет сидеть и писать реферат (от руки!) в библиотеке, перелопатив гору литературы. Нет, конечно же, он скорее введет тему в поисковик, и добрый гугл выдаст ему уже несколько почти готовых работ – бери, выбирай, компонуй, и готово! Да и мировую литературу, скорее всего, он прочитает по дайджесту – там ту же «Войну и мир» кратенько интерпретировали в восьми-десяти страницах, и сразу понятно, кто кому кто и зачем. Прочитал – и вперед, сдавать экзамен. И, если один раз «прокатило», второй, третий… Как вы думаете, увидит ли ребенок смысл в чтении «подлинников», получит ли удовольствие от самого процесса чтения книг?

Вопрос спорный. С одной стороны, положительные наглядные примеры «читающих» родственников и друзей наверняка смогут пробудить интерес к чтению у любого. И особенно – у формирующегося человека. Но что делать, если в библиотеке родительского дома на полках стоят только «Русско-английский словарь» и «Как правильно забить гвоздь»? Да и дитя видит маму и папу читающими максимум глянцевые журналы и желтую прессу? Вряд ли у него проявится интерес к мировой классике литературы, верно?

И фраза: «Его должны научить в школе!» — не оправдание. Научить-то научат, еще ни один школьник не получил аттестат, не умея читать в принципе. Вот только «уметь» и «активно пользоваться» — вещи откровенно разные. И особенно в отношении книг.

У более взрослого поколения есть свои законные «отговорки». Первая и главная – недостаток времени. Бесспорно, занятость современного человека очень велика. Но только и тут есть одно «но» — по статистике, наиболее успешные люди много читают. Всегда. Хотите сказать, они менее заняты, чем все остальные? Данный вопрос здесь не для того, чтобы кого-то обидеть или спровоцировать, — нет, это просто информация для размышления. И, как всегда, только вы вправе решать, что с ней делать.

Что же такого дает чтение книг? Рассмотрим подробнее..


Ученые выделяют 10 основных причин, по которым чтение книг для человека является очень полезным и важным занятием:

1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».

Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.

2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.

Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.

4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.

5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.

6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.

7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.

Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.

8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.

Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.

9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.

Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.

10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!

Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?


Анна Кутявина



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.