Совокупность людей объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия. В теории функционализма Т.Парсонса
ОБЩЕСТВО (лат. societas – социум, социальность, социальное) – в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле... Новая философская энциклопедия
В социальной философии издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т.е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование системы в целом. Иначе говоря, философы и социологи давно ищут нечто аналогичное физическому атому или биологической клетке. В середине ХIХ века К.Маркс, а затем в ХХ веке П.Сорокин сумели прорваться к истине. К.Маркс во главу угла поставил общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между людьми.
Аналогичный подход мы находим и у П.Сорокина, разница лишь в том, что социальные связи и отношения у него обозначены как «значимое человеческое взаимодействие».
Итак, в обеих концепциях «клеточка» общества усматривается в общественных связях, взаимодействиях, отношениях .
Исходя из этого, можно дать следующее определение:
Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.
Общество имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют наделенные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами.
Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.
Главное принципиальное отличие человеческого общества от стада животных состоит в осуществлении в нем производства средств жизни.
Животные лишь приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди преобразуют ее, производят предметы и продукты, необходимые для жизнедеятельности. Совместная жизнедеятельность объединяет людей в общество. Стало быть, общественная жизнь – процесс совместной деятельности.
Лежащие в основе общества связи, взаимодействия, отношения позволяют рассматривать общество как систему. Впервые системно-структурный анализ общества осуществил К.Маркс.
В своем труде «Капитал» он детально исследовал экономическую основу капиталистического общества и ее влияние на все стороны общественной жизни. На этой основе он создал достаточно обоснованную концепцию развития общества как результата сложного взаимовлияния человеческих действий и структурных условий. По мысли К.Маркса, общество – это продукт взаимодействия людей , сумма тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни .
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений.
Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом . И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику , в социальность.
Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них.
Общество .
При понимании общества существуют различные представления: от только совокупности индивидов до независимой от индивидов надиндивидуальной надстройки, сообщества. Однако общество есть не только совокупность людей или их материальных и духовных отношений, а есть результат жизнедеятельности людей, включающий историческое единство многих аспектов. (К. Маркс определил, что общество, есть продукт взаимодействия людей).
Общество есть продукт взаимодействия людей, объединенных общими конкретно-историческими условиями и создающих материальные и духовные ценности, исторически развивающаяся цельная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи, и отношений между ними, осуществляемых в целях удовлетворения потребностей, складывающаяся в процессе жизнедеятельности людей, характеризующаяся наличием социальных ценностей и норм и меняющаяся в ходе исторического развития.
Таким образом, общество представляет собой универсальный способ и саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся и самообновляющуюся систему организации социального взаимодействия людей, обеспечивающую удовлетворение их основных потребностей.
Общество возникло объективно и имеет свои всеобщие, частные (для определенного отрезка времени) и специфические (для конкретного социального организма) законы развития, которые объективны, но существенны в силу сознательной деятельности людей.
Основой появления и развития общества является труд
.
Общество создается в силу материального производства, но оно не является единственным фактором развития общества: для развития общества существен комплекс факторов, основными из которых являются система производственных отношений , соответственная способу производства материальных благ (базис), окружающая природа, народонаселение (численность, плотность, образование…), культура и социальные, политические и духовные процессы и институты в обществе (надстройка).
Природа является естественным фактором развития человечества, следовательно, обществ. (Например, в древних Китае и Индии не было частной собственности на землю, так как земледелие нуждалось в грандиозных оросительных системах; в частности, поэтому К. Маркс говорил об азиатском способе производства.) Можно сказать, что общество возникло на определенном этапе эволюции природы, оно - часть природы и вместе с тем качественно от нее отличается тем, что есть сложное структурированное целое, имеющее экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Отношение человека в природе проявляется, по крайней мере, в четырех формах: производительная, климатическая, моральная (в первую очередь, к животным) и эстетическая.
Основными характеристиками общества являются системность, универсальность, саморегуляция и самообновление. При этом очень важна степень открытости социальных систем - стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество).
В условиях капитализма возникает гражданское общество .
Отдельное, исторически сложившееся, конкретное общество, которое представляет собою (относительно) самостоятельную единицу исторического развития, подчиненное одной публичной власти, принято называть социоисторическим организмом. (Термин «социальный организм» одним из первых стал использовать основоположник позитивизма О. Конт.) Под обществом можно понимать также систему социоисторических организмов. В этом смысле общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, «капиталистическое общество»).
В широком смысле слово «общество» употребляют для обозначения человеческого общества в целом, иногда используется термин «цивилизация». В узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей (напр., «научное сообщество»).
Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые называют общественными науками.
3. противоречие между физическим и умственным трудом
4. неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования
5. цепь случайных событий
70. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах, готовности к действию, называется:
1.самосознание
2. жизненная позиция
3. самоанализ
4. саморегуляция
5. самоконтроль
С каким из приведенных высказываний нельзя согласиться?
1.суицидальная активность имеет определенные временные циклы
Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду-четверг
3.самоубийства совершаются чаще женщинами, чем мужчинами
4.самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет
5.суицидальное поведение чаще проявляется среди одиноких людей
72. Генеральная совокупность совпадает с выборочной при проведении:
Мониторинга общественного мнения
2. эксперимента
3. наблюдения
4. переписи населения
5. любого социологического опроса
73. Какой из видов наблюдения проводится в специально созданных искусственных условиях:
1. включенное
2. невключенное
3. полевое
Лабораторное
5. формализованное
74. Углубленное изучение явления, при котором не описывается только структура, но и основные количественные и качественные параметры явления называется:
1. описательное исследование
2. разведывательное исследование
Аналитическим исследованием
4. функциональное исследование
5. структурное исследование
75. В какой теории нашло свое обоснование положение о том, что в обществе над конфликтом доминирует согласие :
В теории функционализма Т.Парсонса
2. в теории социального конфликта Р.Дарендорфа
3. в трудах Р.Мертона о теориях среднего уровня
4. в интегративной социологии Д.Александера
5. в понимающей социологии М.Вебера
76. Что из перечисленного не может быть включено в механизм социального взаимодействия:
1. индивиды, совершающие те или иные действия
2. изменения во внешнем мире, вызванные действиями
3. влияние вызванных действием изменений на окружающих индивидов
4. обратная реакция индивидов, на которых было оказано воздействие
Внешняя окружающая физическая среда
77. Обществом называется:
Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях
удовлетворения своих потребностей
2. большая группа людей, объединенных территорией и общностью языка
3. совокупность людей, проживающих в одной стране
4. совокупность людей, объединенных общими интересами
5. любое объединение двух и более людей
78. Исключите ошибку из признаков общества:
1. собственная территория
2. собственное название и история
3. пополняется главным образом за счет деторождения
Отсутствие социальной дифференциации
5. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума
79. В чем видел Ы.Алтынсарин причины отставания казахского общества от передовой цивилизации:
1. в рутинности скотоводческого хозяйства
2. в отставании дела просвещения среди казахов
3. в отсутствии развитой промышленности
В сохранении патриархально-феодального общества
5. в отсутствии иностранных инвестиций
80. При каких условиях совместное проживание людей можно назвать обществом в социологическом смысле:
1. наличие собственной территории, названия, своей истории и системы управления
2. существование общества обязательно связано с существованием государства
Объединение людей, находящихся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, это и есть общество
4. любое объединение людей с определенными целями
5. общество – просто совместное проживание людей
81. Исключить лишнее из этапов развития общества согласно марксистской теории:
1. первобытнообщинный
2. рабовладельческий
Информационный
4. феодальный
5. буржуазный
82. Какой факт отражает тезис о том, что «общество – часть природы»:
Общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее
2. общество подчиняется в своем развитии совершенно другим законам, нежели природа
3. природа не может функционировать вне человека
4. человек является сугубо социальным существом
5. понятие «природа» необходимо употреблять в предельно узком смысле слова
83. Источником возникающих антиобщественных отклонений является:
1. отсутствие эффективного правового законодательства
2. отсутствие правового государства
Несовпадение интересов развития социальных групп
4. несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск
5. несовпадение желаемого и действительного
84. Что из нижеуказанного нельзя отнести к подсистемам общества:
1. социальные группы
2. социальные институты и организации
3. социальные общности
4. социальные нормы и ценности
Социальные флору и фауну
85. Исключите лишнее из признаков общества:
1. социальное пространство (территория)
2. развитая культура
3. коммуникация между членами общества