Старшая группа рассматривание картины на тему насекомые. Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Насекомые". Лексико-грамматические игры и упражнения
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы
Воспитатели ДОУ
Родители
Музыкальный руководитель
Учитель биологии
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта:
формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
Воспитание бережного отношения к природе.
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки;
формировать навыки исследовательской деятельности;
закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
развитие творческих способностей, речи, мышления.
Вид проекта: групповой (коллективный).
Длительность: среднесрочный (июнь-август).
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемый результат:
Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
Развитие умения рассуждать, наблюдать.
Развитие речи у детей, активного словаря.
Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (организационный) этап:
Определение темы проекта;
Формулировка цели и определение задач;
Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).
Составление плана основного этапа проекта
2. Основной этап:
Планируемая деятельность по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»
Составление рассказов о насекомых.
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
Познавательное развитие
Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть - целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;
Просмотр видео - фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
Экскурсия в школу в кабинет биологии;
Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
ООД «Насекомые»;
Конструирование книжек - малышек;
Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);
Проведение КВН «Загадочный мир насекомых».
Речевое развитие
Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
Составление описательных загадок про насекомых;
Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
ООД «Ох, уж эти бабочки»;
ООД «Бабочка»;
Сочинение стихов и сказок о насекомых.
Чтение произведений:
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,
В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Художественно-эстетическое развитие
ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
Рисование по трафарету;
Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;
Оформление книжек - малышек;
Пение песен и частушек о насекомых;
Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
Физическое развитие
Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;
Артикуляционная гимнастика «Оса»;
Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
Релаксация под звуки природы;
Физкультминутка «Сороконожка»;
Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;
Стихи с движениями «Прогулка»
Работа с родителями
-
«Как учить с детьми стихи дома»;
«Расскажите о насекомых»;
«На природу с ребенком».
Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
Оформление информационного стенда.
Проведение консультации по темам:
Подготовка детей ко II Всероссийскому конкурсу прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».
Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».
Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).
Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.
Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
Оформление папки - передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).
Продукт проектной деятельности:
Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
Книжки - малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
Альбом «Удивительный мир насекомых».
Мультимедийная презентация.
Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».
Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).
Презентация проекта:
Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении) с презентацией работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.
Презентация проекта на педагогическом проекте.
Выводы по проекту:
Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 64 с.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Совре-менное дошкольное образование.- 2008.- № 5
Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" - современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.-2006.-№ 3
Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 192 с.
Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 128 с.
Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 144 с.
Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015. - 176 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.
Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2008
Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь-ников//Дошкольное образование.-2004.-№ 11
Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.-2008.- (Библиотечка "Первого сентября").
Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.-2004.-№ 11; № 12.- (Рабо-таем по программе "Наш дом - природа").
Экологические проекты с детьми - реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.-2004.-№ 12 2.
Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образо-вание.-2008.-№ 19. № 23; 2009.-№ 5; № 8.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КВН «Загадочный мир насекомых»
Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.
Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.
Оборудование:
музыкальное сопровождение: балалайка, аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление сцены: заголовок КВНа, картинки насекомых; эмблемы, дипломы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».
Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в зал.
Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём КВН «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
В той стране - благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?
Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Приветствие капитанов команд:
«Бабочки»
Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,
Нужно им очень потрудиться.
«Кузнечики»
Впереди нас ждёт успех,
«Кузнечики» умнее всех.
Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.
«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:
а) Пришли мужики в лес без топоров,
Срубили избу, да без углов. (Муравьи)
б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)
«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:
а) Целый день летает,
Всем надоедает. (Муха)
б) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы)
Воспитатель:
А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.
Задания для команды «Кузнечики»
а) Пошла…на базар и купила самовар.
Б) Приходите…я вас чаем угощу!
В) Приходили к мухе….
Приносили ей сапожки.
Г) Приходила к Мухе
Бабушка -…
Задания для команды «Бабочки»
а) Вдруг какой-то старичок…
б) Вдруг откуда-то летит
Маленький….
В) Прибегали…
Зажигали огоньки.
Бегите по дорожке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.
Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».
Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.
(Представление книжки - малышки «Порхающие цветы»).
Воспитатель: А также дети нашей группы приняли участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».
(Презентация работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.)
Музыкальная пауза.
Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова.
Песенка бабочек
Ах, как легка
Жизнь мотылька!
Легче пушинки
И ветерка!
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Мы не вздыхаем,
Не унываем,
Дружно порхаем
И напеваем:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Песенка наша
Так коротка,
Но ведь она
Смысла полна
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Так не вздыхайте
Не унывайте,
Дружно порхайте
И распевайте:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Воспитатель:
Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.
«Бабочки»
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт.
Воспитатель:
Вопрос для зрителей:
Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых шесть ног, а у паука - восемь)
«Кузнечики»
Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(Кузнечик)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Подвижная игра: «Кто быстрей?»
Приглашаются по три участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.
Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).
Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.
Воспитатель:
А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?
Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.
Извините меня, пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?(Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)
Воспитатель:
Следующий конкурс - эстафета «Муравейник».
На одном конце зала два обруча с кеглями. На другом конце два свободных обруча. Дети « строят муравейник» на другом конце зала, передавая кегли из рук в руки.
Воспитатель:
А сейчас следующее задание: «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки).
Выходят по 2 человека из каждой команды.
Воспитатель:
Конкурс «Четвертый лишний». Выходят по 2 человека из каждой команды.
«Кузнечики»
(Пчела, муравей, бабочка, божья коровка)
Лишний - муравей, так как он не летает.
«Бабочки»
(Комар, стрекоза, муха, паук)
Паук - так как это не насекомое.
Воспитатель:
Музыкальный конкурс «Частушки». Дети исполняют частушки.
Красным, синим, желтым цветом
На лучах цветы цветут -
Много меда этим летом
Пчелы в улья принесут.
Мухи в дождик не летают,
Мухи в дождик отдыхают,
Не боятся муки скуки,
Берегут здоровье мухи.
Рано утром паучок
Сеть повесил на сучок.
Сеть повесил и молчок:
Ловит муку паучок.
Комары - комарики,
Рыжие сударики:
Всюду вьются и толкутся.
И откуда же берутся?
Стрекоза - охотница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки!
Поздним вечером сверчок
Не ложится на бочок,
А на старой лесенке
Сочиняет песенки.
Сеть большую сплел паук
У него ведь восемь рук.
У меня всего лишь две,
Не сплести так ловко мне.
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Не дает спокойно есть,
Так и хочет на нос сесть.
Воспитатель:
На этой веселой ноте мы заканчиваем наш КВН.
Урожай, в саду снимая
Насекомых вспоминая,
Им спасибо говорим,
И за всё благодарим.
Ведь с утра до поздней ночи,
Опыляли все цветочки,
Крылья, лапки не жалели,
Помогали, как умели!
Воспитатель:
А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!
В конце КВН жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников КВН.
Конспект НОД "Насекомые" Старший возраст
воспитатель: Бровкина М.А.
Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Задачи :
1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть:
Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.
Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную, увидишь жизнь!
О ком это стихотворение?
Ответы детей: О насекомых.
Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?
Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.
Загадки:
1. Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
3. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
4. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
5. Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится, медком. (Пчела)
6. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
7. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
8. Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
9. Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
10. Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)
Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:
Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.
Физминутка:
Я большая стрекоза.
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, светлячок, саранча, кровать.
Игра назови ласково:
Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.
Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.
Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Насекомые»
Старшая группа
Воспитатель: Бровкина М.А.
Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Задачи :
- Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
- Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
- Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
- Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
- Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
- Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть:
Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.
Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную, увидишь жизнь!
О ком это стихотворение?
Ответы детей: О насекомых.
Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?
Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.
Загадки:
- Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
- Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
- На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
- Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
- Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится, медком. (Пчела)
- С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
- Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
- Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)
Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:
Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.
Физминутка:
Я большая стрекоза.
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, светлячок, саранча, кровать.
Игра назови ласково:
Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.
Игра «Найди дорожку к другу»:
Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.
Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.
(С использованием нетрадиционной техники рисования)
Программное содержание:
- способствовать систематизации и обобщению знаний о насекомых;
- активизировать речь воспитанников;
- развивать художественные навыки при выборе цветового решения в нетрадиционной технике оттиск поролоном;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать композиционные навыки.
Материалы и оборудование:
Слайды с изображением бабочек и других насекомых, заготовки из бумаги, поролоновые губки, блюдца с водой, акварель, кисти, цветы с вопросами викторины, поляна для выставки работ.
Предварительная работа.
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
- Изучение моделей насекомых.
- Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми.
- Чтение произведений, где героями являются насекомые.
Музыкальное сопровождение:
Аудиозапись спокойной музыки.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение (на интерактивной доске – подходящий пейзаж).
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.
2. Беседа.
О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом?
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.
Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)
- Чем питаются? (Некоторые - листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики - древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)
- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – палочник, гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)
3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
- Лишняя бабочка, потому что она не является вредителем.
- Лишний жук, потому что он не живет колониями.
- Лишняя оса, потому что она защищается при помощи жала.
Воспитатель:
4. «Назови сложным словом»
- У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
- У жука длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.
5. Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(Дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.)
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(Дети останавливаются, трясут одной ногой.)
Каждой лапкой потрясу!
(Трясут другой ногой.)
5. И потопаю потом
(Дети топают ногами.)
Ой, какой от лапок гром!
6. Игра-викторина.
Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ фишка). На интерактивной доске слайд-шоу, н-р: изображение муравейника в лесу, после того, как дети называют ответ, на экране выбегает муравей, и так каждый вопрос. Каждый вопрос на ромашке, которыми, отвечая, украшается полянка.
- Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
- Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
- Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми.)
- Где у кузнечика уши? (На ногах.)
- Какой стадии в развитии бабочки не хватает? (Куколка.)
- На кого охотится божья коровка? (На тлей, щитовок.)
- Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)
- В каком произведении героями являются насекомые: муха, кузнечик, пчела, комар и др.? («Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)
Ребята, в каких произведениях встречаются насекомые?
Ответы детей.
Раздаётся музыка, и в группу «влетает» бабочка.
Здравствуйте, ребята!
Я Бабочка -красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Но пока я порхала, мои подружки –бабочки разлетелись… И я осталась совсем одна.
Бабочка-красавица, не расстраивайся, мы с ребятами нарисуем для тебя полянку с бабочками. Ребята поможем нашей гостье?
Сегодня мы будем рисовать бабочек, используя поролон.
Воспитатель показывает поэтапно, как выполняется рисунок. (Лист складывается пополам, на линии сгиба рисуется туловище бабочки, затем с одной стороны яркие крылья, вторая половина листа смачивается при помощи губки водой, и рисунок складывается; в завершении обводится контур крыльев.)
Физминутка «Бабочка».
Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять! считаем пальчиком
За день, за два и за месяц… прыжки на месте
Шесть, семь, восемь, девять, десять считаем пальчиком
Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка).
После завершения работ, воспитанники выставляют своих бабочек на поляну с ромашками.
Вы молодцы, ребята! Замечательно потрудились! За ваше старание я угощу вас сладкими подарками!!! Спасибо вам!!! (Улетает.)
Воспитатель:
А мы оживим нашу чудесную поляну…Закройте глаза и подуем… (На экране анимация бабочки на такой же полянке летают.)
Интегрированное занятие в старшей группе №5 на тему «Насекомые»
Цели: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Актуализация словаря по теме «Лето». Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые».Развивать связную речь, координацию речи с движением. Развивать наблюдательность и логическое мышление. Развивать эстетическое восприятие. При создании коллективной работы воспитывать любознательность. Закреплять навыки рисования. Учить петь выразительно, развивать способность откликаться на музыку. Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение.
Материал: демонстрационный материал, картинки с изображением насекомых, муз.диск с записью «Звуки леса», костюмы героям: бабочка, медведь, шапочки-пчелки, бабочки на нитке, сделанные детьми, ватман, фломастеры, мяч.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, их толкование, рассматривание иллюстраций о весне, лете.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Воспитатель объявляет тему и предлагает детям отправиться в путешествие по лесу.
-А пока мы с вами будем идти, вы мне расскажете, какое сейчас время года?(весна).
-Какое время года наступает после весны?(лето).
-Назовите три месяца лета. Лепестки собирай и приметы называй. (Дети называют приметы и собирают цветок из лепестков)
2.Тематическая беседа. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот поэтому они и называются «насекомые»- от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло.(весна, лето). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных, есть и полезные – опыляют растения, дают мед, воск и шелк.
3.Отгадывание загадок. Воспитатель загадывает и выставляет картинку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
Сюрпризный момент. Появляется бабочка. Бабочка рассказывает, что больше всего бабочек бывает в мае и июне. Перелетая с листа на лист, мы откладываем яички, из которых появляется гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа – превращение гусеницу в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветки и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
Воспитатель просит, чтобы бабочка загадала еще загадку о насекомых.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит – стрекочет(стрекоза)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит (комар)
Целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает (муха)
- Муха – это очень вредное насекомое, так как на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему надо всегда закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может(муравей)
- Муравей – полезное насекомое. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
4. Песня «Не обижайте муравья».
5. Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Появляется медведь.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки Собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
6. Игра «Четвертый лишний»Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.Бабочка, жук, паук, медведьМуравей, кузнечик, червячок, снегирьБожья коровка, волк, лиса, заяц.
7. Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет »
Дети держат «бабочку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.
8. Игра «Сосчитай насекомых». Воспитатель кидает ребенку мяч и предлагает сосчитать до 5.
- Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
9. Сюрпризный момент. Встреча с художником. Рисование насекомых(коллективная работа).
10. Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что вам запомнилось?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Приложенные файлы