Старшая группа рассматривание картины на тему насекомые. Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Насекомые". Лексико-грамматические игры и упражнения

Участники проекта:

    Воспитанники подготовительной группы

    Воспитатели ДОУ

    Родители

    Музыкальный руководитель

    Учитель биологии

Актуальность темы:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

    формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

    Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;

    Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

    Воспитание бережного отношения к природе.

    развивать эмоциональную отзывчивость;

    развивать коммуникативные навыки;

    формировать навыки исследовательской деятельности;

    закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

    развитие творческих способностей, речи, мышления.

Вид проекта: групповой (коллективный).

Длительность: среднесрочный (июнь-август).

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Ожидаемый результат:

    Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.

    Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

    Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых

    Развитие умения рассуждать, наблюдать.

    Развитие речи у детей, активного словаря.

    Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (организационный) этап:

    Определение темы проекта;

    Формулировка цели и определение задач;

    Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

    Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).

    Составление плана основного этапа проекта

2. Основной этап:

Планируемая деятельность по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

    Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;

    Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»

    Составление рассказов о насекомых.

    Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

    Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

Познавательное развитие

    Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть - целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;

    Просмотр видео - фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;

    Экскурсия в школу в кабинет биологии;

    Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);

    Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

    Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

    Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)

    ООД «Насекомые»;

    Конструирование книжек - малышек;

    Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);

    Проведение КВН «Загадочный мир насекомых».

Речевое развитие

    Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;

    Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;

    Составление описательных загадок про насекомых;

    Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;

    ООД «Ох, уж эти бабочки»;

    ООД «Бабочка»;

    Сочинение стихов и сказок о насекомых.

    Чтение произведений:

К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Художественно-эстетическое развитие

    ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;

    ООД по лепке «Бабочка на листочке»;

    ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;

    Рисование по трафарету;

    Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;

    Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;

    Оформление книжек - малышек;

    Пение песен и частушек о насекомых;

    Разучивание танца «Порхающие цветочки»;

    Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;

Физическое развитие

    Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;

    Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;

    Артикуляционная гимнастика «Оса»;

    Гимнастика для глаз «Стрекоза»;

    Релаксация под звуки природы;

    Физкультминутка «Сороконожка»;

    Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;

    Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;

    Стихи с движениями «Прогулка»

Работа с родителями

    Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.

    Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).

    Оформление информационного стенда.

    Проведение консультации по темам:

    • «Как учить с детьми стихи дома»;

      «Расскажите о насекомых»;

      «На природу с ребенком».

    Подготовка детей ко II Всероссийскому конкурсу прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

    Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».

    Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).

    Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.

    Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

    Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».

    Оформление папки - передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».

3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).

Продукт проектной деятельности:

    Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.

    Книжки - малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.

    Альбом «Удивительный мир насекомых».

    Мультимедийная презентация.

    Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

    Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).

Презентация проекта:

    Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении) с презентацией работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.

    Презентация проекта на педагогическом проекте.

Выводы по проекту:

    Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

    В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

    По результатам проекта было выявлено, что:

    • Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

      У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;

      У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

    На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

    Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

    В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

    Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 64 с.

    Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

    Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

    Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Совре-менное дошкольное образование.- 2008.- № 5

    Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" - современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.-2006.-№ 3

    Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 192 с.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 128 с.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 144 с.

    Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015. - 176 с.

    От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

    Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.

    Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2008

    Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь-ников//Дошкольное образование.-2004.-№ 11

    Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.-2008.- (Библиотечка "Первого сентября").

    Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.-2004.-№ 11; № 12.- (Рабо-таем по программе "Наш дом - природа").

    Экологические проекты с детьми - реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.-2004.-№ 12 2.

    Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образо-вание.-2008.-№ 19. № 23; 2009.-№ 5; № 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КВН «Загадочный мир насекомых»

Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.

Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.

Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.

Оборудование:

музыкальное сопровождение: балалайка, аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление сцены: заголовок КВНа, картинки насекомых; эмблемы, дипломы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».

Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в зал.

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём КВН «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

В той стране - благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Приветствие капитанов команд:

«Бабочки»

Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

Впереди нас ждёт успех,

«Кузнечики» умнее всех.

Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.

«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:

а) Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:

а) Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

б) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Воспитатель:

А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Задания для команды «Кузнечики»

а) Пошла…на базар и купила самовар.

Б) Приходите…я вас чаем угощу!

В) Приходили к мухе….

Приносили ей сапожки.

Г) Приходила к Мухе

Бабушка -…

Задания для команды «Бабочки»

а) Вдруг какой-то старичок…

б) Вдруг откуда-то летит

Маленький….

В) Прибегали…

Зажигали огоньки.

Бегите по дорожке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.

Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».

Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.

(Представление книжки - малышки «Порхающие цветы»).

Воспитатель: А также дети нашей группы приняли участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

(Презентация работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.)

Музыкальная пауза.

Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова.

Песенка бабочек

Ах, как легка
Жизнь мотылька!
Легче пушинки
И ветерка!
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Мы не вздыхаем,
Не унываем,
Дружно порхаем
И напеваем:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Песенка наша
Так коротка,
Но ведь она
Смысла полна
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Так не вздыхайте
Не унывайте,
Дружно порхайте
И распевайте:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Воспитатель:

Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.

«Бабочки»

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.

Воспитатель:

Вопрос для зрителей:

Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых шесть ног, а у паука - восемь)

«Кузнечики»

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(Кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Подвижная игра: «Кто быстрей?»

Приглашаются по три участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.

Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).

Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.

Воспитатель:

А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?

Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.

Извините меня, пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?(Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)

Воспитатель:

Следующий конкурс - эстафета «Муравейник».

На одном конце зала два обруча с кеглями. На другом конце два свободных обруча. Дети « строят муравейник» на другом конце зала, передавая кегли из рук в руки.

Воспитатель:

А сейчас следующее задание: «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки).

Выходят по 2 человека из каждой команды.

Воспитатель:

Конкурс «Четвертый лишний». Выходят по 2 человека из каждой команды.

«Кузнечики»

(Пчела, муравей, бабочка, божья коровка)

Лишний - муравей, так как он не летает.

«Бабочки»

(Комар, стрекоза, муха, паук)

Паук - так как это не насекомое.

Воспитатель:

Музыкальный конкурс «Частушки». Дети исполняют частушки.

Красным, синим, желтым цветом

На лучах цветы цветут -

Много меда этим летом

Пчелы в улья принесут.

Мухи в дождик не летают,

Мухи в дождик отдыхают,

Не боятся муки скуки,

Берегут здоровье мухи.

Рано утром паучок

Сеть повесил на сучок.

Сеть повесил и молчок:

Ловит муку паучок.

Комары - комарики,

Рыжие сударики:

Всюду вьются и толкутся.

И откуда же берутся?

Стрекоза - охотница

За добычей гонится.

Поскорее, мошки,

Уносите ножки!

Поздним вечером сверчок

Не ложится на бочок,

А на старой лесенке

Сочиняет песенки.

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Не дает спокойно есть,

Так и хочет на нос сесть.

Воспитатель:

На этой веселой ноте мы заканчиваем наш КВН.

Урожай, в саду снимая

Насекомых вспоминая,

Им спасибо говорим,

И за всё благодарим.

Ведь с утра до поздней ночи,

Опыляли все цветочки,

Крылья, лапки не жалели,

Помогали, как умели!

Воспитатель:

А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!

В конце КВН жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников КВН.

Конспект НОД "Насекомые" Старший возраст

воспитатель: Бровкина М.А.

Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи :

1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;

2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;

3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;

4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);

5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.

6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.

Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную, увидишь жизнь!

О ком это стихотворение?

Ответы детей: О насекомых.

Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?

Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.

Загадки:

1. Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

2. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь. (Жук)

3. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион. (Муравей).

4. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

5. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится, медком. (Пчела)

6. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (Кузнечик)

7. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

8. Одежды не шью,

А ткать всегда тку. (Паук)

9. Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт. (Божья коровка)

10. Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)

Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:

Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.

Физминутка:

Я большая стрекоза.

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела

Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:

Жук, пчела, муравей, кошка;

Слон, бабочка, шмель, гусеница;

Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;

Паук, светлячок, саранча, кровать.

Игра назови ласково:

Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.

Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.

Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Насекомые»

Старшая группа

Воспитатель: Бровкина М.А.

Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи :

  1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
  2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
  3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
  4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
  5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
  6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть:

Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.

Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную, увидишь жизнь!

О ком это стихотворение?

Ответы детей: О насекомых.

Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?

Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.

Загадки:

  1. Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь. (Жук)

  1. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион. (Муравей).

  1. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

  1. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится, медком. (Пчела)

  1. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (Кузнечик)

  1. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

  1. Одежды не шью,

А ткать всегда тку. (Паук)

  1. Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт. (Божья коровка)

  1. Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)

Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:

Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.

Физминутка:

Я большая стрекоза.

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела

Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:

Жук, пчела, муравей, кошка;

Слон, бабочка, шмель, гусеница;

Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;

Паук, светлячок, саранча, кровать.

Игра назови ласково:

Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.

Игра «Найди дорожку к другу»:

Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.

Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.


(С использованием нетрадиционной техники рисования)

Программное содержание:

  • способствовать систематизации и обобщению знаний о насекомых;
  • активизировать речь воспитанников;
  • развивать художественные навыки при выборе цветового решения в нетрадиционной технике оттиск поролоном;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать композиционные навыки.

Материалы и оборудование:

Слайды с изображением бабочек и других насекомых, заготовки из бумаги, поролоновые губки, блюдца с водой, акварель, кисти, цветы с вопросами викторины, поляна для выставки работ.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
  • Изучение моделей насекомых.
  • Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми.
  • Чтение произведений, где героями являются насекомые.

Музыкальное сопровождение:

Аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение (на интерактивной доске – подходящий пейзаж).

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.

2. Беседа.

О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом?

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)

- Чем питаются? (Некоторые - листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики - древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)

- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – палочник, гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)

3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишняя бабочка, потому что она не является вредителем.
  • Лишний жук, потому что он не живет колониями.
  • Лишняя оса, потому что она защищается при помощи жала.

Воспитатель:

4. «Назови сложным словом»

  • У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
  • У жука длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
  • У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.

5. Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(Дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.)

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(Дети останавливаются, трясут одной ногой.)

Каждой лапкой потрясу!

(Трясут другой ногой.)

5. И потопаю потом

(Дети топают ногами.)

Ой, какой от лапок гром!

6. Игра-викторина.

Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ фишка). На интерактивной доске слайд-шоу, н-р: изображение муравейника в лесу, после того, как дети называют ответ, на экране выбегает муравей, и так каждый вопрос. Каждый вопрос на ромашке, которыми, отвечая, украшается полянка.

  • Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
  • Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
  • Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми.)
  • Где у кузнечика уши? (На ногах.)
  • Какой стадии в развитии бабочки не хватает? (Куколка.)
  • На кого охотится божья коровка? (На тлей, щитовок.)
  • Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)
  • В каком произведении героями являются насекомые: муха, кузнечик, пчела, комар и др.? («Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)

Ребята, в каких произведениях встречаются насекомые?

Ответы детей.

Раздаётся музыка, и в группу «влетает» бабочка.

Здравствуйте, ребята!

Я Бабочка -красавица,

В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала…

Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

Но пока я порхала, мои подружки –бабочки разлетелись… И я осталась совсем одна.

Бабочка-красавица, не расстраивайся, мы с ребятами нарисуем для тебя полянку с бабочками. Ребята поможем нашей гостье?

Сегодня мы будем рисовать бабочек, используя поролон.

Воспитатель показывает поэтапно, как выполняется рисунок. (Лист складывается пополам, на линии сгиба рисуется туловище бабочки, затем с одной стороны яркие крылья, вторая половина листа смачивается при помощи губки водой, и рисунок складывается; в завершении обводится контур крыльев.)

Физминутка «Бабочка».

Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять! считаем пальчиком

За день, за два и за месяц… прыжки на месте

Шесть, семь, восемь, девять, десять считаем пальчиком

Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка).

После завершения работ, воспитанники выставляют своих бабочек на поляну с ромашками.

Вы молодцы, ребята! Замечательно потрудились! За ваше старание я угощу вас сладкими подарками!!! Спасибо вам!!! (Улетает.)

Воспитатель:

А мы оживим нашу чудесную поляну…Закройте глаза и подуем… (На экране анимация бабочки на такой же полянке летают.)

Интегрированное занятие в старшей группе №5 на тему «Насекомые»

Цели: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Актуализация словаря по теме «Лето». Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые».Развивать связную речь, координацию речи с движением. Развивать наблюдательность и логическое мышление. Развивать эстетическое восприятие. При создании коллективной работы воспитывать любознательность. Закреплять навыки рисования. Учить петь выразительно, развивать способность откликаться на музыку. Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение.
Материал: демонстрационный материал, картинки с изображением насекомых, муз.диск с записью «Звуки леса», костюмы героям: бабочка, медведь, шапочки-пчелки, бабочки на нитке, сделанные детьми, ватман, фломастеры, мяч.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, их толкование, рассматривание иллюстраций о весне, лете.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Воспитатель объявляет тему и предлагает детям отправиться в путешествие по лесу.
-А пока мы с вами будем идти, вы мне расскажете, какое сейчас время года?(весна).
-Какое время года наступает после весны?(лето).
-Назовите три месяца лета. Лепестки собирай и приметы называй. (Дети называют приметы и собирают цветок из лепестков)
2.Тематическая беседа. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот поэтому они и называются «насекомые»- от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло.(весна, лето). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных, есть и полезные – опыляют растения, дают мед, воск и шелк.
3.Отгадывание загадок. Воспитатель загадывает и выставляет картинку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
Сюрпризный момент. Появляется бабочка. Бабочка рассказывает, что больше всего бабочек бывает в мае и июне. Перелетая с листа на лист, мы откладываем яички, из которых появляется гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа – превращение гусеницу в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветки и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
Воспитатель просит, чтобы бабочка загадала еще загадку о насекомых.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит – стрекочет(стрекоза)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит (комар)
Целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает (муха)
- Муха – это очень вредное насекомое, так как на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему надо всегда закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может(муравей)
- Муравей – полезное насекомое. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
4. Песня «Не обижайте муравья».
5. Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Появляется медведь.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки Собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
6. Игра «Четвертый лишний»Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.Бабочка, жук, паук, медведьМуравей, кузнечик, червячок, снегирьБожья коровка, волк, лиса, заяц.

7. Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет »
Дети держат «бабочку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.
8. Игра «Сосчитай насекомых». Воспитатель кидает ребенку мяч и предлагает сосчитать до 5.
- Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
9. Сюрпризный момент. Встреча с художником. Рисование насекомых(коллективная работа).
10. Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что вам запомнилось?

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


Приложенные файлы



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.