Умк конфликтология в педагогическом процессе. Предмет педагогической конфликтологии, его особенности и структура. Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы общения, то сделайте шаг к преодолению конфликтов. Итак

Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.

Как социально-психологическое явление свойственен практически всем сферам жизнедеятельности человека. Исходя из этого, практически все отрасли научного познания в той или иной мере связаны с конфликтологией. Эта связь носит взаимный характер. Конфликтология, являясь самостоятельной научной дисциплиной, особенно тесно связана с теми областями знаний, на базе которых она, собственно, и образовалась, - с социологией и психологией.

Конфликтология как наука пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых других наук, если это помогает в изучении конфликтов.

Конфликтология как наука использует :

  • Теоретические модели;
  • Данные;
  • Приемы;
  • Методы.

С одной стороны другие области научного знания дают конфликтологии фактический материал, а с другой - являются точкой приложения ее концепций.

Социально-гуманитарные науки: Фактический материал >> << Точка приложения конфликтологических концепций: Конфликтология

Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:

  • дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию.;
  • Математики - математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;
  • Психология - изучение конфликта с точки зрения противоречивости функционирования психики человека;
  • Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.

Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированных философией.

Методологические принципы:

  • Принцип развития;
  • Принцип единства теории, эксперимента и практики;
  • Принцип системного подхода;
  • Принцип конкретно-исторического подхода;
  • Принцип объективности;
  • Принцип всеобщей связи.

Охарактеризуем эти принципы более подробно.
В соответствии с принципом развития конфликтология рассматривает конфликт с диалектических позиций как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. И не только от простого к сложному, но и наоборот. В процессе изучения конфликта выявляются основные тенденции его эволюции. При его длительном непрерывном развитии анализируется переход от одних форм к другим, как правило, ОТ простых к более сложным. Такой анализ позволяет делать более точные и долговременные прогнозы возможных вариантов его развития и результата. Таким образом, конфликт не есть что-то постоянное, это динамично развивающееся многообразное, системное, неповторяющееся явление. Но процесс развития конфликта идет в соответствии. С определенными общими закономерностями. Эти закономерности как раз и позволяет выявить учет принципа развития.

Принцип всеобщей связи требует при изучении конфликта выявлять максимальное количество как внутренних связей конфликта, так и внешних, связывающих его с другими социальными и психическими явлениями и процессами. При этом конфликтология опирается на основные законы и парные категории , выполняющие методологическую роль при изучении конфликта.

Основные законы диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей;
  • Закон отрицания отрицания;
  • Закон перехода количественных изменений в качественные.
  • материя-движение;
  • качество-количество;
  • сущность-явление;
  • причина-следствие;
  • необходимость-случайность;
  • содержание-форма;
  • единичное-всеобщее;
  • время-пространство.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики . Исходя из этого принципа, конфликтология рассматривает конфликт любого уровня с точки зрения оптимального соотношения его теоретической и практической компонент. Несоблюдение требований данного принципа приводит к снижению эффективности вырабатываемых ею практических рекомендаций.

Исходя из требований принципа системности , конфликтология рассматривает конфликт как системное явление. Любой конфликт включает: соответствующие компоненты, эти компоненты между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и функционируют в соответствии с определенными тенденциями и закономерностями.

В соответствии с принципом конкретно-исторического подхода конфликтология подходит к рассмотрению конкретного конфликта с учетом конкретных исторических, временных и социальных условий, в которых он возникает, развивается и разрешается.

Принцип объективности требует от конфликтологии как науки рассматривать конфликт в большей степени минимизируя влияние субъективных факторов, как личностных, так и групповых.

Тесная взаимосвязь конфликтологии с социологией и психологией обусловлена тем, что она рассматривает конфликт как социально-психологический феномен, как результат противоречивости функционирования человека, как форму социального взаимодействия людей. Зародившись почти одновременно в недрах социологии и психологии как самостоятельная наука, ей свойственны две новые традиции: психоаналитическая и социально-психологическая.

Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.

Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту. Такая попытка еще в 1920 году была предпринята российским математиком Г.Ф. Гаузе. В развитии отношений конфликтологии и математики можно выделить ряд этапов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА :

  • 1-й ЭТАП 1920-1933 гг. (Г.Ф. Гаузе);
  • 2-й ЭТАП 1940-1974 гг. Математическая теория игр Модель «рефлексивных игр» (В.А. Лефсвр, Т. Саати, В. Крапивин и др.);
  • 3-й ЭТАП 1975-1985 гг. Применение математических моделей в решении частных проблем экономики, спорта;
  • 4-Й ЭТАП 1986 г.- настоящее время. Создание программного продукта для использования ЭВМ в моделировании конфликта.

Однако человеческие конфликты настолько сложны, разнообразны и специфичны, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для математического описания, делают их мало-информативными. Достаточно эффективно математические модели зарекомендовали себя при моделировании масштабных конфликтов. В частности, Т. Саати на математической модели американско-вьетнамской войны доказал необходимость вывода американских войск из Вьетнама еще до ее окончания.

В экономике, спор те, поенном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.

Таким образом, выделившись в относительно самостоятельную отрасль научного знания, и на сегодняшний день тесно взаимосвязана не только с социальными науками, но и с естественными.

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, направленное на изучение природы и причин педагогических конфликтов. Суть этого направления заключается в теоретических рекомендациях, призванных разрешить конфликт наиболее целесообразным образом. Педагоги различают понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация". Конфликтная ситуация представляет собой предвестие конфликта. Сам конфликт пока только зреет, но его можно предотвратить. Разрешить противоборство интересов можно, разумеется, уговорами, обещаниями, угрозами. Но во всех случаях без использования специальных психолого-педагогических знаний конфликт будет сохранять свою конфликтогенную опасность.

В известной мере конфликт является неизбежным следствием нормального процесса обучения. Важно понимать, что само слово не должно иметь пугающего негативного смысла. Без обострения интересов, столкновения разных точек зрения обучению грозит застой: нс следует загонять конфликты вглубь. Конфликты могут возникать в учебно-воспитательном процессе и носить эмоциональную окраску. Поводом для конфликта нередко оказывается инцидент. Для разбора конфликта важно учитывать объективные и субъективные факторы. Учителя далеко не всегда имеют возможность использовать все ресурсы для обучения. Важно при этом понимать и общее социально-экономическое положение учителей, и особенности обучения в конкретном регионе, районе, поселке.

Конфликты часто имеют субъективный характер. Источником разногласий и противоборства может оказаться элементарная психологическая неграмотность. Например, участники конфликта не учитывают знания, которые дает юнгианская психология. Основной постулат последней ясен – мы все разные. Однако есть в ней и другой, не менее важный смысл. Каждый человек считает, что его восприятие мира является нормой, а все остальные оценки ситуации можно считать чуть ли не патологией. Допустим, мыслительный типаж по Юнгу, как правило, неплохо рассуждает, мыслит логически, но его эмоциональный мир недифференцирован. В то же время эмоциональный типаж обладает тонкими переживаниями, но не всегда способен рассуждать последовательно и аргументированно. Он следует за эмоциями.

Юнгианская типология не оценивает людей отрицательно. Она просто показывает, что не следует требовать от человека того, что он выполнить не в состоянии. Надо учитывать психологические особенности каждого типажа. Невнимание к психологической природе учителя или ученика может служить причиной для иррационального конфликта, который не получит благоприятного разрешения.

При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что с помощью возмездия можно предотвратить повторение поступка. Однако всегда ли при этом учащийся осознает связь между поступком и наказанием? Нередко он обращает внимание лишь на кару, которая вызывает в нем гнев, озлобленность, стыд и страх.

Процесс обучения, безусловно, чреват коллизиями. Здесь возникают различные типы конфликтов: между преподавателями и учениками, между студентами, внутри педагогического коллектива. Разнообразны и сами конфликты, их природа и смысл. Объективной основой разногласий может служить нивелирование образования, которое отмечено еще Ясперсом. "С нивелирующим массовым порядком, – писал он, – исчезает тот образованный слой, который па основе постоянного обучения обрел дисциплину мыслей и чувств и способен откликаться на духовные творения. У человека массы мало времени, он нс живет жизнью целого, избегает подготовки и напряжения без конкретной цели, преобразующей их в пользу; он не хочет ждать и допускать созерцание; все должно сразу же дать удовлетворение в настоящем; духовное стало сиюминутным удовольствием" .

В современном образовании, которое претерпело за последние годы ряд преобразований, естественно, есть почва для конфликтов. В современных стандартах образования появились новые понятия, да и прежние обрели во многом иной смысл. Вполне понятно, что перестройка сознания – процесс длительный и мучительный. Вот почему в педагогической среде нередко возникают конфликты, рождаются противоборствующие тенденции, развертываются разногласия.

Конфликты требуют разрешения. Это вовсе не означает, что любое противостояние должно вылиться в смертельную вражду. Существует множество способов предупреждения и разрешения конфликтов. Прежде всего, важна культура толерантного воспитания. Толерантность – терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Толерантность – один из демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. Толерантность – важный признак общей и педагогической культуры.

В системе культурно-мировоззренческих универсалий все большее место занимают глобализация, цивилизация, плюрализация, ненасилие и наконец согласие . Согласие давно функционирует в человеческом опыте. Однако оно явно не осознавалось в столь важном качестве. Идея согласия возникла еще в античной философии. Изначальное употребление термина "консенсус" (consensus), означающего "согласие", фигурировало в контексте "согласие для всех". Древнеримский философ Цицерон использовал "консенсус" в смысле "согласия в правовой сфере" как необходимого условия существования и сохранения Римской республики. Идея согласия ориентирована на цивилизованное разрешение противоречий, является надежным, испытанным средством преодоления социально опасных конфликтов.

Одна из главных задач в любом противостоянии - выяснить подспудные первопричины конфликта, поэтому в начале пути к соглашению, приемлемому для всех сторон, лежит осмысление интересов и потребностей каждой из них, причем как очевидных, так и в первую очередь завуалированных. Очевидные потребности и интересы – это то конкретное, о чем заявляется во всеуслышание, как, например денежные суммы или определенные условия достижения соглашения. Но эти потребности вторичны. В основе же позиций того или иного участника конфликта лежат его глубинные потребности, неочевидные побудительные мотивы, проявляющиеся как тайные желания, страх, беспокойство, тревога и надежды. Именно такие, скрытые, интересы и есть те общечеловеческие, первичные потребности, которые являются по большей части первопричиной любого конфликта.

Вряд ли можно удовлетворить одновременно все конкретные потребности участников конфликта, однако удовлетворение их скрытых, глубинных чаяний часто вполне достижимо. Даже сама попытка миротворца "копнуть глубже", чтобы вскрыть эти не очевидные, не лежащие на поверхности интересы дает больше вариантов возможного урегулирования спора. Традиционно конфликты рассматриваются как явления однозначно отрицательные, которых следует по возможности избегать. Во всяком конфликте есть победители и побежденные, а проигрывать не любит никто. Люди, воспринимающие конфликты исключительно с позиции противопоставления "победитель – побежденный", часто склонны не замечать, недооценивать или игнорировать множество подспудных факторов, которые лежат в основе разногласий. Участники конфликта нередко стараются сгладить острые углы, чтобы не оказаться в положении проигравшего, либо в стремлении навязать все-таки свою точку зрения менее болезненными способами.

Педагогические конфликты и способы их разрешения

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и педагоги перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Можно по-разному относиться к конфликту. В обыденной человеческой жизни отношение к нему негативное. И это психологически можно понять: люди слишком устали от бесконечных конфликтов, войн, проблем и стрессов. Нормальный здоровый человек желает жить в спокойном, безоблачном мире, в ладу с собой и окружающими. Однако конфликты существовали всегда и, к сожалению или к счастью, существуют и будут существовать в дальнейшем.

Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна.

По мнению ряда исследователей, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками. Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «пусковым механизмом», порождающим развитие событий. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.

Рассмотрим причины школьных конфликтов. При всем их разнообразии, можно прийти к определенным представлениям о наиболее распространенных причинах.

По мнению специалистов, ими являются:

Недостаточное умение педагога прогнозировать поведение детей на учебном занятии.

Действительно, учитель, планируя занятие, даже при богатейшей интуиции не может предсказать возникающие ситуации. Неожиданные поступки могут не только прерывать план урока, но и вообще привести учебный процесс к срыву. Это порождает раздражение и желание скорее решить проблему, чтобы вернуться к намеченному плану. При таком ходе событий объективно учитель должен быстро реагировать, располагая недостатком информации о причинах происходящего. Это не может не приводить к ошибкам, выбору неадекватного поведения и несоответствующих обстановке педагогических приемов; учитель оценивает, как правило, не отдельный поступок ребенка, а его личность. Такие личные оценки влияют и на самооценку ребенка, формируя отношение к нему со стороны других людей (учителей и сверстников).

Стремление педагога сохранить социальный статус, руководствуясь своим представлением о том, что предстало делать учителю, а что не позволительно или унизительно. Сохранить свой авторитет иногда для учителя оказывается более важным, чем последствия конфликта для детей.

Часто оценка педагогом ребёнка строится на субъективном восприятии его поступка и недостаточном понимании его мотивов, индивидуально-типологических особенностей, условий и проблем в семье.

Нередко педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится наказать, считая, что излишняя строгость не повредит. Конечно, такие педагогические установки свойственны учителям, которые придерживаются авторитарного стиля общения с детьми.

Определенные ситуации конфликта порождаются мерой несовместимости различных личных качеств (характера, темперамента) учащихся и учителя.

Неординарное поведение ученика тоже может выступить причиной конфликтного отношения со стороны учителя.

Отдельные черты личности учителя могут быть источником ряда конфликтов (например, общая конфликтность в общении с людьми, неадекватные формы реагирования в проблемных ситуациях: раздражительность, соперничество, неумение искать компромисс и сотрудничать и т.д.)

Причиной педагогических конфликтов может быть недостаточная профпригодность учителя, незнание основ конфликтологии, отсутствие необходимых коммуникативных способностей, зависимость от собственных проблем и настроения. Учителя нередко в силу низкого профессионализма оказываются в плену ошибочных педагогических заблуждений, упрекают детей, употребляют резкие слова, переходят на личность, высмеивают перед классом. Общеизвестные рекомендации по педагогическому такту далеко не всегда применяются на практике.

В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы:

1. Конфликты между учителем и учеником.

2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).

3. Конфликты между учителем и родителем (родителями).

4. Конфликты между детьми.

5. Конфликты в педагогическом коллективе.

6. Внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.

При этом по содержанию все эти конфликты могут быть деловыми или личными. В конфликтологии педагогические конфликты принято делить по основе содержания ситуации их возникновения на конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношений.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или при плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и учителей начальных классов, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину.

Конфликт поведения . Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми – в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие.

По типу поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода:

1) изменить ситуацию;

2) изменить отношение к ситуации;

3) измениться самому.

Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х. Килмен. Они различают следующие стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации:

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется учителю несущественной, не достойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных, на его взгляд, задач. С другой стороны, она же может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Даже если учитель отстраняется от конфликта, игнорирует его, скорее всего, из опасения конфронтации, вероятна ответная реакция учащихся в виде того же ухода от возникшей проблемы, что исключает возможность влияния педагога на ход развития ситуации, совместной выработки решения. Иногда выбор учителем именно такой стратегии является попыткой наказать учащихся или изменить их отношение к конфликту, однако подобные действия редко приводят к позитивным результатам. Существуют различные формы ухода от конфликта:

молчание;

демонстративное удаление ученика из класса;

отказ от проведения урока (как вариация – «обиженный уход»);

затаенный гнев;

депрессия;

игнорирование конфликтогенов со стороны учащихся (слов, жестов, действий);

переход на сугубо формальные отношения, показное безразличие; ведение урока «сквозь скрежет зубов» и т. д.

Эта стратегия достаточно распространена, в том числе и среди педагогов. В ее основе лежит механизм «вытеснения», описанный в психоанализе. Аналогично тому, как человек старается вытеснить из сознания все беспокоящее, непонятное, пугающее, вызывающее резко отрицательные эмоции, так и в своей реальной жизни он пытается уйти от необходимости решения сложной проблемы с непредсказуемыми последствиями, от риска, напряжения, беспокойства.

2. Противоборство («выиграть/проиграть»). Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей, и интересов другой стороны. Применение такой стратегии может дать положительные результаты при организации учителем различных конкурсов, соревнований или в случае какой-либо острой ситуации, когда учитель должен навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако при разрешении межличностных конфликтов стратегия противоборства приводит обычно к негативным последствиям, и тогда противостояние приобретает деструктивный характер («победа любой ценой»). Предпочтение этой стратегии объясняется подсознательным стремлением многих учителей обезопасить себя (боязнь потерять авторитет, власть над учащимися, проявить слабость и т. д.). В соответствии с названной стратегией учителями используются следующие тактические приемы: угрозы, запугивание наказаниями, которые будут отменены, если ученики согласятся с требованием учителя; настойчивые убеждения; выставление негативной отметки; задержка ученика после уроков, высмеивание ученика перед другими и т. п. Особый интерес представляет тактика чередования приемов по принципу «плохой и хороший полицейский». В этом случае один работник школы (учитель, завуч, директор) по отношению к конкретному ученику использует угрозы, резкую критику, различного рода наказания, а другой – напротив, пускает в ход личное обаяние, упрашивает, уговаривает принять выдвинутые условия. Эти две роли могут быть совмещены и в одном лице.

При реализации второй стратегии следует учитывать, что ее эффективность крайне низка, наиболее вероятный результат ее применения – эскалация конфликта. В психоанализе стратегия противоборства соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни мышления и поведения (жажда мести, агрессия, стремление к превосходству, к власти над людьми, эгоизм и др.).

3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта учителя могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника (представителя администрации, родителя, другого учителя или ученика и др.).

Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли (в этом случае возможны ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости (может привести к эскалации конфликта). Данная стратегия обычно используется, когда учителя либо не уверены в собственных силах, либо безразличны к учащимся и результатам своего труда (так называемый попустительский стиль руководства), либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей.

Компромисс требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющих прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон, их взаимных уступок. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон, что называется, «по справедливости». Однако в реальной ситуации кому-либо из противников, как правило, приходится идти на большие уступки, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временной мерой, поскольку ни одну из сторон практически не удается удовлетворить полностью. Чаще всего в качестве компромисса используется так называемый нулевой вариант, или «статус-кво», когда конфликтующие стороны возвращаются на исходные позиции. Привлечение в качестве посредника представителя администрации в редких случаях приносит позитивные плоды в деле урегулирования школьных конфликтов. Учителя, прибегнувшие к этой тактике, в большинстве своем теряют авторитет в глазах учащихся, представляются им некомпетентными, слабыми, не способными самостоятельно решать проблемы. Однако в системе учитель – родитель – ученик посредничество может оказаться плодотворным.

4. Сотрудничество. Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для этой стратегии характерны стремление к сближению позиций, целей и интересов, нахождение наиболее приемлемого для учителя и учащихся решения, выработка которого укрепляет и улучшает взаимоотношения с учениками, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Для реализации данной стратегии следует:

определить интересы и потребности всех участников;

предпринять возможные действия по их удовлетворению;

признать ценности других, равно как и свои собственные;

стремиться к объективности, отделяя проблему от личности;

искать творческие неординарные решения;

не щадить проблему, щадить людей.

Стратегия сотрудничества в большей мере соответствует в психоаналитической теории механизму сублимации (в широком смысле). Если человек сможет энергию своих негативных эмоций и инстинктивных стремлений (возмущение, гнев, обида, жажда мести, превосходство, агрессия и т. д.) направить на поиск и реализацию общих идей, интересов, ценностей, то он достигнет на этом пути максимального эффекта.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

Правило 1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Например:

«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» - оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а, следовательно, не знает, что нужно изменить.

«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» - высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.

Правило 2.

Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.

Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.

Правило 3.

Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

- чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;

- резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

- повторяющиеся упреки: «Если бы не ты…»;

- решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»

- угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

Правило 4.

Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».

Правило 5.

Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя - не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6.

Демонстрируйте модели позитивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент - анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу -выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели достичь.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций .

Именно поэтому от педагогического такта учителя , умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ученике, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является утверждение: «Понимание - начало согласия».

В конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.

Раскрывая связь конфликтологии с другими науками, важно показать не только ее роль и место в становлении ее как относительно самостоятельной теории, но и в том каким образом каждая из наук выполняет свою методологическую функцию по отношению к конфликтологии. Прежде всего конфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией, политологией, историей, экономикой.

Организационно-социологическое направление в развитии конфликтологии тесно переплетается с рядом управленческих дисциплин: управлением поведением, организационным поведением, управлением персона­лом и т.д. Общим у этих направлений выступает объект рас­смотрения - поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов.

Связь конфликтологии с другими науками раскрывается в следующих двух аспектах.

Первый аспект заключается в том, что опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Такими принципами являются: принцип всеобщей связи, развития, системного подхода; личностного подхода; социально - деятельностного контекста.

Второй аспект проблемы состоит в творческом исследовании других наук.

Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируют решение многих психологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности, проблем общения, взаимоотношений, социально-психологического климата и многих других.

Специфика конфликтологии за­ключается в том, что она больше внимания уделяет причинам формирования и развития противоречий в системе отношений индивидов и групп, их перераста­ния в конфликты, изучает пути предупреждения и ме­тоды управления возникшими конфликтами.

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге. В 1993 году

Ключевые слова

Конфликтология - наука, изучающая появле­ние, развитие и разрешение конфликтов.

Противоречие - взаимодействие противопо­ложных, взаимоисключающих сторон объекта или сис­темы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, являясь источником самодвижения и разви­тия.

Предметом конфликтологии как науки является изучение общих закономерностей возникновения, развития и завершения социальных конфликтов.

Тема 2. Различие социологического и психологического подходов к анализу конфликтов. Основные понятия конфликтологии. План

1.Различные психологические и социологические подходы к анализу конфликтов.

    Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

    Субъект и объект конфликта.

    Виды, функции, стадии и границы конфликтов.

Проведенные исследования и анализ литератур­ных источников свидетельствуют, что:

Конфликты неизбежны, они существовали всегда и будут существовать столько, сколько существу­ет общение людей между собой;

Конфликты имеют позитивные и негативные функции (последствия); для снижения отрица­тельных последствий необходимо уметь правиль­но выявлять причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния;

С развитием рыночных отношений и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуа­ции, которая, при неправильном управлении, мо­жет перерасти в серьезный конфликт.

Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и внутренние установки, мысли, чувства, то есть психология людей.

Работы по психологической тематике в отношении конфликтологии сосредоточились главным образом на исследовании внутриличностных, душевных конфликтах, на исследовании межличностных противоречий. Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов . Чувства тревоги, дискомфорта могут стать настолько сильными в результате конфликта, что смогут являться источником неврозов и стрессов.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

Карл Юнг (1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов – 2 психотипа: интраверты и экстраверты. Современная психология разработала и другие направления психологии, учитывающие внутренний мир людей в конфликтных ситуациях. Эрих Берн (1902-1970) создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: все люди разделяются на 3 типа по своей психике.

ребенок;родитель;взрослый.Один человек всю жизнь остается ребенком, другой всю жизнь видит вокруг только детей, поучает всех вокруг, для этого типа характерно стереотипное мышление, третий тип – рациональное мышление, анализ реальных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают, когда начинают взаимодействовать два одинаковых типа (ребенок – ребенок и т.д.)

Причины отставания конфликтологии в СССР . В СССР конфликтологии не было, так как исходная для науки о конфликте идея о неустранимости конфликта была неприемлема, противоречила марксистским идеям. Существующие в стране острые конфликты утаивались, но скрывать их становилось все труднее, так как конфликты становились все сложнее. Главным был конфликт между большинством народа и партийной элитой (номенклатурой).

В середине 50-х гг. ХХ века, когда в западном обществе наука о конфликтах стала одной из влиятельных наук, в СССР стали появляться первые работы по социальному конфликту, но в целом конфликтология оценивалась как антагонистическая, буржуазная наука.

К началу перестройки некоторые советские социологи стали признавать западную конфликтологию, но пренебрежительное отношение к конфликтологии до сих пор.

После начала перестройки оказалось, что общество охвачено конфликтами (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня). В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии. В настоящее время написано около 2500 работ по проблемам конфликтологии, которые широко используются, возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций до суда. Началось преподавание в ВУЗах страны дисциплины «конфликтология», проводятся конференции с участием отечественных и зарубежных ученых.

Понятие конфликта и конфликтной ситуации Различия людей во взглядах, несовпадение вос­приятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из уча­стников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, но далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту.

Под конфликтом понимается активные взаимно направленные действия каждой из сторон для реализа­ции своих целей, интересов, окрашенные сильными эмо­циональными переживаниями.

Цель конфликта : нацеленность на эскалацию конфликта или сотрудничество, видимые и скрытые цели, достижения одностороннего выигрыша или взаимной выгоды, стремление к компромиссу и консенсусу или превосходству.

Конфликтогены – непосредственные действия (или бездействия), которые могут привести или привели к конфликту.

Существует достаточное количество определений понятия «конфликт», начиная от словаря русского язы­ка до теоретических исследований отечественных и за­рубежных специалистов в области конфликтологии.

В «Словаре русского языка» понятие «конфликт» разъясняется как «столкновение противоположных сто­рон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор».

В настоящее время сложилось два подхода к по­ниманию конфликта . При одном из них конфликт опре­деляется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широк. При таком подходе конфликты возмож­ны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противопо­ложных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов. Здесь предполагается, что субъектом кон­фликтного взаимодействия может быть либо отдельное лицо, либо группы людей.

Конфликтная ситуация - это необходимое, но не обязательное условие возникновения конфликта. Некоторые конфликты могут возникнуть сразу, без кон­фликтной ситуации. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед предстоящим сокращением, определение кандидатуры на престижное повышение квалификации.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

Значимость ситуации для участников конфликт­ного взаимодействия;

Препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности, воспри­ятие одним из участников);

Превышение уровня личной или групповой тер­пимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.

Объективные причины конфликтов существуют независимо от воли и желания участников взаимодей­ствия (ограниченность ресурсов, подлежащих распре­делению, различия в целях, методах деятельности, взаимозависимость заданий и т.д.), но они превращают­ся в истинные причины конфликта данных субъектов только при условии, что делают невозможным конкрет­ной личности, группе реализовать свои интересы.

Конфликтные ситуации, существующие в значи­тельном количестве, переходят в конфликт лишь при нарушении баланса интересов участников взаимодейст­вия и при определенных условиях. Конфликтная си­туация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инци­дент.

Инцидент (повод) - это активизация действий одной из сторон, которая ущемляет, пусть да­же неумышленно интересы другой стороны. В качестве инцидента могут выступать и действия третьей сторо­ны. Например, высказывания коллеги, когда у вас со­стоялся сложный разговор с начальством.

Инцидент может возникнуть случайно, независи­мо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции); либо как ре­зультат неграмотного взаимодействия (не учета психо­логических особенностей другой стороны).

Конфликтная ситуация может определяться объ­ективными обстоятельствами, а может быть создана намеренно одной из сторон для достижения определен­ных целей в будущем.

В конфликтной ситуации уже проявляются воз­можные участники будущего конфликта - субъекты, а также объект конфликта.

Субъектами конфликта является часть участни­ков конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оп­понентов) конфликта могут выступать отдельные лич­ности (руководители, сотрудники), группы, подразде­ления, организации. Следует подчеркнуть, что субъек­ты должны иметь возможность действовать от своего лица, т.е. защищать свои собственные интересы, а не быть средством в реализации чьих-то интересов. Другая часть участников этого взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами.

Важной составляющей любого конфликта являет­ся объект конфликта, т.е. то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противо­действие, получение чего одним из участников полно­стью или частично лишает другую сторону возможно­сти добиться своих целей. Например, ресурсы, право собственности, право принимать решения, новая долж­ность.

Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие.

Под предметом кон­фликта подразумевается объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, со­вместимости).

Следует отметить, что для возникновения кон­фликтной ситуации не обязательно наличие объекта конфликта , конфликт может начаться и без него. Пло­хое настроение, неприязнь к коллеге по работе, не вос­приятие индивидов друг с другом может послужить при­чинами конфликта без четко выраженного объекта. На первый взгляд кажется, что людям нечего делить, одна­ко это не снижает уровня конфликтного взаимодейст­вия и сложности его урегулирования.

Причины конфликта:

1 уровень – объективные, социальные причины (экономические, материальные, политические, властные, духовные, религиозные). Объективные причины – это перекосы в экономике, недостатки управления, его неэффективность, духовная, религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм. Объективные причины, связаны с нехваткой ресурсов (материальных, властных, нехватка престижа и т.д.).

2 уровень – психологические, субъективные причины.

Наиболее общей причиной конфликта является социальное противоречие (межличностное, межгрупповое).

Социальные конфликты – результат не только объективных причин, но и психологии людей (следствие воли, сознания людей).

1. Педагогическая конфликтология: особенности

Особенности педагогических конфликтов:

Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

2. Структура педагогического конфликта

Конфликты в педагогической деятельности, как и социальные конфликты, имеют общую структуру. Структурными компонентами педагогических конфликтов являются конфликтная ситуация, участники конфликта, объект конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации и конфликтное взаимодействие. Конфликтная ситуация в педагогике предшествует конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта с их отношениями и характеристиками (М. Р. Битянова, Н. М. Вереникина). Конфликтная педагогическая ситуация представляет собой совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, благодаря чему ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Конфликтной ситуации предшествует инцидент. По мнению М. Р. Битяновой, инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях. Инцидент является неосознанным фактом и выступает как повод к конфронтации. Инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие, которое проявляется в поведении субъектов (культура конфликтного поведения субъектов). В педагогической конфликтологии под конфликтующими сторонами подразумевают субъектов конфликта. Ими могут быть отдельные личности или группы лиц (учащиеся, педагоги, педагогические коллективы, администрация, родители). Объектом педагогического конфликта служат различия в системе ценностей, ресурсы или статус, по поводу которых этот конфликт происходит. Под предметом педагогического конфликта подразумеваются материальные образования, с ним связанные.

3. Динамика педагогических конфликтов (этапы, процессы)

К динамическим характеристикам конфликта относят этапы развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Этапы развития конфликта : 1) возникновение предконфликтной ситуации или объективной конфликтной ситуации; 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); 4) разрешение конфликта. Конфликт как процесс имеет три стадии: латентная стадия (предконфликтная ситуация); стадия открытого конфликта; стадия разрешения (завершения) конфликта. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в динамике конфликта выделили ряд периодов и этапов. Латентный период (предконфликтная ситуация) состоит из следующих этапов: ● возникновение объективной проблемной ситуации. В ее основе лежат объективные причины, которые являются предпосылкой возникновения конфликтов; ● осознание объективной проблемной ситуации. На данном этапе происходит восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, т. е. с искажениями; ● попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание конфликтной ситуации сторона- ми, вовлеченными в конфликт, ведет к разрешению ее неконфликтными способами: убеждение, разъяснение, просьба, информирование противостоящей стороны. На данном этапе один из участников ситуации может уступить, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт; ● возникновение предконфликтной ситуации. Ситуация может восприниматься как предконфликтная, т. е. восприятие угрозы каким-то общественно важным интересам, причем действия оппонента не рассматриваются как реальная угроза. Открытый период, или конфликтное взаимодействие (собственно конфликт), составляют следующие этапы: ● инцидент: происходит первое столкновение сторон, попытка одной стороны решить проблему в свою пользу. Конфликт может развиваться как чередование конфликтных столкновений – инцидентов; ● эскалация: интенсификация противостояния участников конфликта. Этот этап связан с началом открытого конфликтного взаимодействия: эмоциональным напряжением (аффективное реагирование); переходом в общении от аргументов к претензиям и личным выпадам; углублением противоречий; применением насилия; снижением значимости первичных разногласий по поводу предмета конфликта; увеличением числа участников. Эскалация конфликта характеризуется сужением когнитивной сферы, т. е. переходом к более примитивным формам отражения реальности; вы- теснением адекватного восприятия другого образом врага; ● сбалансированное противодействие: снижение интенсивности противостояния. Происходит осознание, что продолжение конфликта силовыми методами не даст результата, но действия по достижению согласия участниками еще не предпринимаются; ● завершение конфликта: осуществляется поиск путей выхода из конфликта и переход от конфликтного противодействия к решению проблемы и прекращению конфликта. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

4. Типы педагогических конфликтов (проблемы типологии типы)

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: 1. Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.2. Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться, совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником. 3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

5. Факторы возникновения и развития педагогических конфликтов

К межличностным конфликтам между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком) относят педагогический конфликт. Следовательно, педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах, образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами. Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.

Ребенок, начиная с первого класса, находится под жестким прессингом со стороны учителей и школы в целом. Рабочий день у него начинается с боязни опоздать в школу и страха перед грозящими за это санкциями, затем он может подвергнуться аналогичным наказаниям за забытую тетрадку, учебник, циркуль, сменную обувь и другие аналогичные провинности. Кроме этих "предварительных страхов", не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу, в ходе самого урока ребенка преследуют чисто "учебные страхи" (неправильно ответить, что-либо забыть, сделать ошибку, быть вызванным к доске, оказаться в смешном положении, получить неудовлетворительную отметку и т.д.). Поэтому он практически постоянно находится в состоянии достаточно сильного нервного возбуждения, что уже само по себе создает конфликтную ситуацию. По представлению К. Левина, частоту конфликтов в группе определяет "уровень напряжения", в котором существует человек или группа. К конфликтам также приводит наличие "внешних барьеров", которые не позволяют человеку покинуть неприятную ситуацию. В роли внешних барьеров в школе выступают обязательность посещения учебных занятий, строгая регламентация учебной деятельности и поведения школьника. Степень напряженности и вероятность конфликта определяются также готовностью сторон к принятию позиции партнера. В практике школы именно учитель, как более опытный и подготовленный коммуникатор, должен воспринимать, понимать и объективно оценивать позицию ученика.

Известно, что только понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии. Исходя из рассмотренных взглядов на природу конфликтов, можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Объективные причины педагогических конфликтов: Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка. Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним). Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.). Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей"). Зависимость ученика от учителя. Необходимость оценивания учащихся учителем. Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах. Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми. Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни. Социальная нестабильность.

К субъективным причинам относятся: Психологическая несовместимость учителя и ученика. Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм). Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика. Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований. Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей). Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса. Чрезмерная загруженность учителя или ученика. Вынужденная бездеятельность ученика. Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе. Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.

Конфликт в школе - это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников. При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты (особенно в сфере межличностных отношений), вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.

Конфликтная педагогическая ситуация характеризуется резким обострением возникших противоречий вовзаимодействиях педагога и учащихся, возросшей степенью напряженности межличностных отношений, представляет собой потенциальный конфликт. Конфликты классифицируются по отношениям статуса участников: вертикальные (между учителем и учащимися, родителем и детьми) и горизонтальные (между учащимися); по степени проявления: открытые или скрытые; по степени интенсивности: ярко выраженные и стертые; по причинам: порожденные объективными и субъективными причинами; по времени действия - затяжные и кратковременные, по значению: конструктивные и деструктивные.

Таким образом, педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предлагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания.

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем видеэти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов;отсутствие коммуникативнойкультуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способоврешений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их вконтексте педагогическойдеятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативнойкультуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социальногостатуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежелиправилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действияучителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников,повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми кличному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявивсвою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся онивызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учениюрезко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями. Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск иобнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

6. Основные конфликтогены педагогических конфликтов

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Например, вызывают конфликт:

□ незаслуженные или унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»);

□ негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы такие...»);

□ настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести;

□ указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец - алкоголик!»);

□ решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем - для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);

□ неуместная ирония, сарказм;

□ ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых - «выпустить пар».

Конфликтогены - это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника. Определены (И. С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см, схему 89, с. 192).

Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения:

□ не употреблять конфликтогенов;

□ не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;

□ делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (готовность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии).

Типы конфликтогенов
Конфликтогены превосходства: □ проявления возрастного, ста­тусного, позиционного превос­ходства учителя (угроза, замечания, критика, насмешка, сарказм, прямые обвинения и т. п.); □ снисходительное отношение к ученику, проявление высоко­мерия, напоминание об оказан­ном благодеянии; □ навязывание своего мнения, позиции; □ намеренные или непредна­меренные нарушения этики, обман и т. п. Конфликтогены агрессив-ности: □ непреодоленная природная агрессивность; □ привьгчка к проявлению ситуативной агрессивности (плохое самочувствие, непри­ятности, ответная реакция на конфликтоген) Конфликтогены эгоизма: □ эгоцентризм; □ отсутствие эмпатии; □ корысть и т. п.

Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М. М. Рыбакова и др.). Так, у подростков это потребность в самовыражении и самоутверждении, «чувство взрослости», усиление половой идентификации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факты негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, разные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т. п.). Далее идут конфликты, обусловленные неправильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики.

Конфликтогены юношеского возраста - это переживание своего «Я» какиндивидуальной целостности, неповторимости, непохожести надругих людей, потребность в самопознании; рост социальной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориентиров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви идругие.

Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассниками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т. п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; публичные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т. п.).

7. Профилактика педагогических конфликтов

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент - женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов. Участниками конфликта могут быть:Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).Родители.Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

1. Воспитатель - воспитатель. Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Старший воспитатель - воспитатель . Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель - воспитатель.

3. Заведующий - старший воспитатель . Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

4. Администрация - воспитатель . Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Воспитатель - родитель . Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

6. Родитель - Администрация . Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье. Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего детского сада я использую следующие методы работы: I. Изучение педагогического коллектива. II. В зависимости от полученных результатов совместно со старшим воспитателем, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом:

1. Развитие сплоченности коллектива: совместные мероприятия; мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы; тренинг.

2. Работа с личностными проблемами: направление к специалисту; тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.); подключение администрации с разрешения.

Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными: 1. Объективно оценивать труд своих подчиненных. 2.Проявлять заботу, по отношению к ним. 3.Не злоупотреблять официальной властью. 4.Эффективно использовать метод убеждения. 5.Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными. 6.Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность). 7.Предупреждать и устранять межличностные конфликты.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.