В чем разница между отречением Апостола Петра и предательством Иуды? О предательстве Евангелие о предательстве

Скажи, как не предать Тебя, Господи?

Скажи, как не предать Тебя, Господи?

Время Великого поста - время сугубого покаяния верующих. В этом посту мы каемся не столько в том, что не удержались и посмотрели телевизор, или съели кусок колбасы, сходили в гости, мы каемся в том, что снова и снова предаем нашего Господа Иисуса Христа. Свое предательство Бога особенно сильно ощущаешь в эти дни поста, когда Церковь вспоминает путь Господа к Голгофе.

Вся Священная история рассказывает нам о предательстве, об измене и отступлении. Отступили от Господа, предали своего Отца Адам и Ева. Человеческая история началась с предательства родных: Каин предал брата своего Авеля. Отступали от Господа Цари Иудеи и Израиля; ученики Господа разбежались во время Его ареста, и не встали стеной, защищая Учителя пред римскими стражниками. Народ иудейский предал Господа, благочестивые иудеи, молящиеся и постящиеся, распяли Невинного и Безгрешного.

Даже апостол Петр в тот час искупления отвернулся от Господа, испугался, а как нам, слабым и немощным, неразумным и окаянным, не предавать, как нам не пугаться этого мира, как нам встать и стоять стеной за нашего Господа Иисуса Христа, когда придет наш час, когда встанет выбор перед нами? Скажи, как не предать Тебя, Господи?

Ныне предательство безбрежно заполнило нашу жизнь: предает власть свой народ и страну ради личных интересов, народ предает свою родину, мы предаем своих жен и мужей, предаем своих детей, мы предаем сами себя, давно уже не осознавая, что творим. Не знаю, многих ли мучает этот вопрос личного предательства Господа, но предо мной он стоит всегда, и я не знаю, что мне ответить самой себе. Ведь и каменный Петр клялся Господу в верности, а при первом же испытании не выдержал, и плакал потом всю свою жизнь, вспоминая отступничество, слезы пробороздили его лицо глубокими морщинами.

Почти два года назад состоялась встреча, которая позволила мне этот мучительный вопрос задать священнику. Нашим псковским батюшкам я его не задавала, постеснялась, но у священника Американской Православной Церкви отца Илии Готлинского спросила. Не только на этот, но и на все мои вопросы священник ответил честно и прямо. Поэтому, если у вас будет время, прочитайте это, довольно объемное интервью, может, и вы найдете для себя полезное.
р.Б. Наталья

Илия Готлинский, будучи выпускником Петербургской Духовной семинарии, получил предложение от Американской Православной Церкви приехать в США и служить, потому что растёт русская диаспора, священников не хватает, нужны священники с английским языком. Накопившиеся проблемы с гражданством оказались разрешимыми, и семья двинулась в США, думали, как говорит отец Илия, что временно, и вот уже более десяти лет живут в Америке.

В США нет единой Православной Церкви, есть отдельные православные юрисдикции: "Мы крайне разобщены", считает отец Илия. Автокефальная церковь в Православии - означает самостоятельная церковь, административно независимая от других церквей. В настоящее время существуют 15 автокефальных Православных Церквей. На первом месте в этой иерархии - Константинопольская Православная Церковь, на пятом - Русская Православная Церковь, самая многочисленная; на последнем, пятнадцатом месте - Американская автокефальная Православная Церковь.

Отцу Илие - 32 года, родился в Риге, окончил в 1996 году Санкт-Петербургскую семинарию, затем Свято-Владимирскую Духовную академию в США. Его жена, Юлия, петербурженка, тоже выпускница семинарии, регент. В семье священника есть маленькая дочь Софья. В сане отец Илия 10 лет, его рукополагал в Нью-Йорке Владыка Пётр (Лехулье), француз, католик, обращённый в Православие, рукоположенный когда-то митрополитом Никодимом (Ротовым) в Александро-Невской Лавре. Так сложилась ситуация при развале СССР, что семья Илии Готлинского не имела возможности ни вернуться в Россию, ни получить гражданство в Латвии. Он, рождённый в Латвии, до сих пор "не гражданин" этой страны, а матушка Юля - гражданка России. Сейчас они и их дочь - граждане США.
Идея отца Александра Шмемана, который создавал современную Православную Церковь в США, создать не Церковь греков, сербов, русских, американцев и т.п., а одну Американскую Православную Церковь, пока осталась нереализованной. Приходов у Американской Православной автокефальной Церкви в США около тысячи, более миллиона прихожан.
Отец Илия Готлинский - один из приходских священников этой Церкви.

- Обычный первый вопрос священнику, отец Илия, как пришли в Церковь, как пришли к Богу?

Не люблю плагиата, но отвечу плагиатом из отца Андрея Кураева: "Бог приводит". Подростком ходил в Михаилоархангельский храм Риги, подпевал на клиросе, мне позволяли читать, это было всего ничего, но я был тогда единственным ребёнком в храме, и это трогательные воспоминания. Были встречи с людьми, были книги, события, я пришёл в Церковь чуть раньше, чем появился массовый интерес - в конце восьмидесятых годов, а крестился в 1990 году.

- Что было такого интересного в церкви мальчику Илье?

Наверное, эмоциональное переживание и возможность самовыражения, которое было недоступно другим. Не желание выделиться, а найти какой-то уголок. Каждый ребёнок строит себе домик, и храм был для меня таким "домиком": свечечки горели, лампадочки. Но не было никакого руководства, нечего тогда было прочитать, чтобы духовно развиваться, никто не прилагал никаких усилий, чтобы меня воцерковить. Но, когда я заканчивал школу, для меня выбор уже не стоял, куда поступать и чем заниматься, конечно, духовная школа.

- Ваш статус сейчас?

Я - священник Американской автокефальной Православной Церкви. Эта Церковь возникла в 1970 году, получив автокефалию от Московской Патриархии, в связи с образованием русских приходов в Америке, а ведёт свою историю от 1794 года, когда русские монахи Валаамского монастыря высадились с преподобным Германом на Аляску. Но миссия с Аляски не была перенесена в Сан-Франциско до XIX века, и только епископ Тихон, будущий Святейший Патриарх, перенёс Русскую миссионерскую епархию непосредственно в США, в Нью-Йорк. Правда, основной контингент Православной Церкви в США исторически составляли не столько алеуты и аляскинцы, а выехавшие из Австро-Венгрии и западных губерний Российской империи в конце XIX века униаты-русины. Католики в Америке их не приняли по незнанию, им некуда было податься, и они перешли в Православие при епископе Тихоне. Тогда епископ Тихон с духовенством приняли несколько десятков тысяч в Православие, они-то и стали составлять основной костяк Православной Церкви в Америке. Все православные в Америке, за исключением греков, находятся под омофором Русской Православной Церкви.

События Первой мировой войны привели к исходу людей из Западной Европы и Востока, вследствие развала империй, к эмиграции в США, но эти приходы остались без епископского окормления. Митрополит Платон сначала пошёл на сближение с Церковью, которая стала называться вскоре Русская Православная Церковь за рубежом, но вследствие определенного мировоззренческого конфликта, митрополит Платон с приходами не присоединился к этой Церкви, митрополит сам возглавил приходы.
Но у вновь образованных приходов Американской Православной Церкви не было евхаристического общения с православными Церквями в США по причине непризнания такой Церкви. И когда отец Александр Шмеман приехал из Парижа в США, ситуация разрешилась, и православным приходам в США Московским Патриархатом была дарована автокефалия. Но ситуация непростая, потому что Константинопольская Церковь не признает автокефалию, и мы не можем участвовать в евхаристическом общении с греками, правда, это ограничивается пределами Северной Америки. На самом деле, неявный конфликт Константинопольской Церкви с Московским Патриархатом, это конфликт между славянским и эллинским миром - кто главный.

- Расскажите о Вашем приходе, храме, кто Ваши прихожане социально?

Я являюсь настоятелем Успенского храма в городе Бингамтоне (штат Нью-Йорк), построенном в 1915 году русскими людьми, его расписывали беженцы "первой волны" эмиграции, богомазы из Томска братья Задорожные. Большинство храмов в США расписаны в васнецовско-нестеровском сказочном стиле. Храм большой, вполне может вместить человек триста молящихся. Если говорить о социальном статусе моих прихожан, то я окормляю американский пролетариат.

- Значит, и в США тоже только бедные ходят в церковь?

Да, Вы знаете, я всегда мечтал служить на сельском приходе, теперь я понимаю, каким идеалистом я был, но Господь на молитвы отвечает искренне, и я оказался на сельском приходе в США, в городке с населением в 100 тысяч человек, в горах, очень красивом месте, именно здесь происходили все приключения индейцев Фенимора Купера. Жизнь городка Бингамтон сравнима с жизнью нашего небольшого райцентра: сонная, тихая, спокойная размеренная Америка, где ничего не происходит.

- Что представляет собой православный приход в США?

У нас 150 человек прихожан, это всё фиксируется документально, приход содержит священника. Большинство наших верующих - пожилые люди, ситуация демографическая достаточно сложная, потому что в городке делать нечего: "холодная война" закончилась, все заводы закрылись, и молодёжь уезжает в большие города. Половина магазинов, столь любимых американцами, закрыта, помещения сдаются в аренду, но их никто не арендует. Надо сказать, что в США по комфорту деревня не отличается от города - это большое преимущество американской жизни. Те же больницы, те же магазины, что в маленьком городке, что в большом. У некоторых моих прихожан прооперировано сердце, сделать такую сложную операцию в маленьком городке - не проблема, медицина в США находится на высочайшем уровне. Спонсорства в Церкви нет, потому что, если ты помогаешь одной церкви, то по закону должен помогать и другим, а это невозможно. В храме есть годовой бюджет, который формируется приходским советом, и приход выплачивает зарплату священнику. Я живу в доме с мебелью при церкви, все расходы по его содержанию берёт на себя приходской совет.

- Хватает зарплаты на жизнь?

Вполне, но должен заметить, что Православная Церковь, будь то Сербская, Украинская, Русская, всегда исторически небогатая, бедная, что в России, что в США. Но вот греки и арабы живут гораздо богаче.

- Как Вы изменились за годы жизни в США, Вы это чувствуете?

Могу сказать, что изменилась Россия. Россия, которую мы покидали, и Россия сейчас - две разные страны. Меня уже не очень понимают в России, с друзьями не очень получается, связи нет. Я поддерживаю отношения в большей степени с людьми, не от которых мы уезжали, а с которыми я встретился в течение своих поездок в Россию, с которыми у нас есть много общего, в частности, с псковскими священниками, протоиереем Иоанном Мухановым.

- Чем-то отличается автокефальная Американская Церковь от Русской Православной в обрядовой системе?

У нас служат на английском, потому что у нас нет русских, у наших прихожан есть славянские далекие корни, но русских нет. Но вот псковские священники, когда побывали на богослужении, очень удивились, как всё похоже, те же песнопения, те же мелодии, те же композиторы - это же славянская Русская Церковь, как ты её не переодевай, хотя мы служим по новому, григорианскому календарю.

- Как часто причащаетесь?

Все прихожане практически за каждой литургией, но, к сожалению, не соблюдается исповедальная дисциплина, исповедуются один раз в год - и это давняя общая практика Церкви в США. Нашим новым прихожанам я стараюсь объяснить, что так нельзя, и они стараются исповедоваться раз в месяц. Служим мы по воскресеньям и большим праздникам, в Великом посту служим чаще. Знаете, в Америке все живут как боги, и заняты тем, что поддерживают свой божественный статус, и если кто-то просто приходит помолиться - это уже большая заслуга. В этом надо жить, чтобы понимать, что это реальность, в которой мы находимся, а суды Божии, они разные. Что-то ломать и менять нельзя, это может привести к потери прихода. Думаю, что сохранять традиции Церкви времен упадка Византийской империи, это совсем не то, чем надо заниматься сейчас.

- Кто вас окормляет, кто глава вашей Церкви?

Есть епископ, который является предстоятелем Американской Православной Церкви - епископ Герман (Свайко), и я могу иногда позвонить ему и пригласить к себе на чай, а он может мне ответить: "Сейчас не могу, но на следующей неделе приеду". Нет большой дистанции, нет и панибратства. Но свободы у нас побольше, потому что всё миниатюрно, и мы ею не злоупотребляем.

- Вы любите своих прихожан, какие они?

Любить сложно, они другие, у нас разный менталитет, я ругаюсь с ними, потому что они все судят по своим американским стандартам, но и мы ведь тоже судим своими мерками, а так нельзя. Но есть люди хорошие, добрые, жертвенные. Мы с моей супругой учимся, и одна наша прихожанка, ровесница моей мамы, проверяет наши письменные работы, наш английский перед экзаменом, и мы можем звонить ей в час ночи, просим проверить, она не обижается, и делает это исключительно из любви к нам. Есть люди, которые нас недолюбливают, потому что мы из России. Есть и такие, которые не любят, потому что мы не делаем того, что они хотят, чтобы мы делали. У священника на американском приходе нет права руководить, давать советы, благословлять.

- Отец Илия, а разве православный мир не однороден, как же православный дух?

Я не считаю, что православный мир - это организованная структура или какая-то общность, общности все разные. В ничтожестве своем я на историческое развитие в большой обиде, потому что, как православный христианин, лишён своих заступников небесных, лишён своей истории.

- Объясните?

Вот, например, Церковь англо-саксонская, Церковь кельтско-ирландская, галльская, что мы о них знаем? Ничего. В то же время, если мы говорим о раннем ирландском монашестве V-VI веков, оно в своём подвижничестве, в своём духовном развитии, в своём Православии, которое может вдохновлять и укреплять в вере, приводить ко Христу, ничем не отличается от египетского, сирийского и палестинского, а, может, в чём-то превосходит. Тогда, давно, существовало единство, и люди смотрели на искреннюю проповедь, на искреннюю христианскую жизнь, а мы сейчас, как я думаю, ищем тех, которые похожи на нас, ищем некую точку удовольствия, пытаемся прикрепиться к тому, что похоже на нас и выглядит как мы. Ищем своего портрета в зеркале вместо того, чтобы искать правду Божию. Очень часто в православном мире мы ищем выкристаллизованную форму синодального периода, а это время упадка русского Православия.

- Сформулируйте, пожалуйста, как это Вы себе представляете?

Когда Церковь была превращена в государственный институт, когда исповедь и причастие были необходимы раз в год, потому что это было следованием царского указа, а Православие подразумевало политическую корректность и верность государству, тогда не было живой веры.

- Вы не думаете, что Православие было фундаментом Российского государства и укрепляло государство?

И к чему это привело? Когда отменили обязательное причастие, из ста причастников осталось 10-12 человек. Государство было бы гораздо сильнее, если бы из ста человек причащались 98, но по собственному желанию.

- Россия - православная страна?

Не бывает православных стран, христианских стран. Есть Царствие Божие на земле людей, ищущих правду. Мне бы очень хотелось видеть Православную Русь, но если бы Русь была православной, не случилось бы того, что случилось. Господь не наказывает так сильно и не попускает так много горести, Он просто констатирует факты. Если почитать евангельское повествование о Страшном суде, Господь или узнает нас, или не узнает, но Он не судит. Общность православных людей - это явление света Божьего в человеке, радость, единящий дух, единое исповедование, и никакой разницы ни в национальности, ни в цвете кожи, а одно стремление и желание быть с Тем, Кто действительно "единое на потребу". Мы спасаемся не Софией Константинопольской, а Христом, и этого нельзя забывать. Для меня все эти выводы - то, к чему я пришёл за время жизни на чужбине, когда приходится искать какие-то новые формы.

- В стороне от Русской Православной Церкви?

Я не могу быть русским, проповедуя американцам. Я должен быть прежде всего православным, иначе моя миссия, как священника, будет полностью провалена, потому что я должен приводить не к русскости, а ко Христу. Здесь, в России, я могу вспомнить Достоевского с его определением православного человека, Оптинских старцев, св. Александра Невского, а для них, в США, это не аргумент. Говорит апостол Павел, "будь всем для всех, чтобы некоторые спаслись". Помните, в своём послании Апостол употребил понятие "жертвенник неведомому Богу" для того, чтобы достучаться до людей.

У нас у всех разные дороги к Богу: есть дорога Русской Православной Церкви, есть дорога автокефальной Американской Православной Церкви, отец Илия?

Церковь едина и Её разделение на юрисдикции - это проклятие греха, а не критерий святости - это моё глубокое убеждение. И говорить, что есть русский путь к Богу и другие какие-то - неправильно, святость едина, потому что святость - это не человеческое достоинство, а проявление Божества в человеке.

- Но всё-таки мы разные и идём разными путями?

У меня на приходе есть люди, которые утренние и вечерние молитвы читают по-английски, не потому, что им не нравится славянский, а потому, что они пришли в Православие через чтение православной литературы, переведённой на английский язык, и они мыслят этими категориями, им так проще. Когда миссионеры уходили проповедовать, они же отказывались от всего своего. Безусловно, они приносили и своё, в чём выросли, но должны были стать плоть от плоти тех людей, к которым пришли со словом Божьим, чтобы им верили.

- Святитель Стефан Пермский...

Да сколько угодно: Герман Аляскинский, святые братья Кирилл и Мефодий, греки по происхождению, Герман Аляскинский проповедовал на языке алеутов.

- Вы внутри американской жизни или только в жизни своего прихода?

Трудно сказать, потому что одно от другого неотделимо. Все мои прихожане - американцы, они живут своими проблемами, и волей-неволей я сталкиваюсь с тем миром, в котором они живут. В то же время, по личным соображениям, мы в своей семье отказались от телевизора, не получаем газет. Когда мои прихожане рассказывают мне о каких-то новостях, я обычно не в курсе.

- А Интернет, батюшка?

Провожу непозволительно много времени, читаю российские и европейские новости, но не американские, потому что их система новостей, когда бесконечно рассказывается, что, например, у Тома Круза будет ребёнок, и обсуждается, каким способом этот ребёнок был зачат, или рассказывается о том, как погибли в Ираке три солдата... Я не сторонник войны в Ираке, но ребят мне жалко. У нас на приходе есть ветераны иракской войны, ребята изуродованные, к счастью, не физически, но психологические травмы очень серьёзные. Пока они играют в компьютерные "стрелялки", кажется, всё так здорово, а потом, в частности, мне приходится работать с людьми, для которых большая часть жизни уже закончилась из-за военных травм. Жизнь для них уже никогда не будет той же или лучше.

- Крестите, батюшка?

Где-то три раза в год, венчание, может быть, одно, в хороший год - два, а отпеваем человек пятнадцать в году.

- Почти так же, как на сельском приходе в России...

С приходом в 150 человек это довольно страшная статистика. Правда, несколько человек в год, двух-четырёх, принимаем в Православие. Бывает, что и ни одного. Когда служил на приходе в Баффало, ко мне стали ходить бакинские армяне, и я в течение года покрестил 25 человек, но им поначалу было непонятно, почему в Баку они жгли свечи в русской церкви, а здесь они ходят в русскую церковь, но батюшка не разрешает им ходить в армянскую. Для них это был серьёзный выбор, и когда я объяснил, что они ходят не в русскую церковь, а в православную, и выбор должен стоять не между армянами и русскими, а между православием и неправославием - все остались в нашей церкви.

Наши приходские батюшки вследствие, наверное, объективных причин живут обособленно, приход забирает много времени священника, особенно, когда храм восстанавливается. У Вас есть общение?

У нас семь православных приходов в городе, мы собираемся вместе, пьём кофе, чай, обсуждаем какие-то дела или кто-то устраивает праздничные обеды на приходе, и мы приходим все с матушками и детьми. С кем-то есть более личные добрые отношения, с кем-то нет таких отношений. Например, греки держатся очень неприветливо и обособленно, своим миром. Но вот в Великом посту устраивается служба Торжество Православия, когда в одном из храмов города собирается всё духовенство, служится Торжество Православия, читаются соответствующие службе молитвы, идёт процессия с иконами, воспоминается восстановление иконопочитания. Очень торжественно стоять перед престолом и с греком, и с сербом, и с арабом, и с американцем - мечта каждого православного, когда реально можно почувствовать единство, но только на Торжестве Православия.

- Епископы у вас служат?

Да, периодически.

Господь очень прямо сказал: "Не бойся, малое стадо, ибо Я победил мир", а мы переживаем, что нас мало. Вот и Вас волнует, что у Вас небольшой приход, но, наверное, православных и должно быть мало, это как соль, которая осаливает мир?

Логически это мнение можно довести до оправдания собственной лени и ничего неделания: кого Господь привёл, того Господь привёл. Когда святитель Николай Японский прибыл в Японию, там не было православных, когда он умер, там остались 40 тысяч православных. Сейчас в Японской Православной Церкви, может быть, тысяч шестьдесят, а прошло сто лет. Герман Аляскинский обратил Аляску, которая по территории больше Европы, и в каждом уголке Аляски были православные деревни.

- А что там сейчас происходит?

Спившиеся деревни. И если говорить о "малом стаде", то, к сожалению, человек мир победить не в состоянии, а личное исповедание зиждется на крови, а не на куполах со звёздами. У нас есть живые приходы, которые растут и развиваются, а есть и такие, которые вымирают, такова демография, но главное - не сдаваться.

Ощущение времени у мирян и у священников может быть разным, потому что священник более обособлен от мира, Вы согласны?

Как бы в мире, но не от мира. Церковь не может существовать отдельно от общества, её смысл быть в обществе, чтобы нести обществу свет истины Христовой.

- Но есть разница между вами, духовенством, и нами, мирянами, мы больше в мире и понимаем мир?

Если будет такое разделение, наша Церковь вымрет на наших глазах. Моя разница с вами, что я через молитву поставлен резать Хлеб и наливать в Чашу Вино. Нет отдельных правил для священника и отдельных правил для мирян, они все одинаковы. Сакрализация священного сана - это издержки церковной исторической традиции, к сожалению.

- Поэтому мы хотим, чтобы у престола стоял священник-святой?

Потому что мы движимы не Духом Божиим в этом, а личным примером человека.

- Какое сейчас время, отец Илия?

Время всегда последнее.

- Пожалуйста, объясните?

Если о времени сейчас, то оно сравнимо с последними временами Римской империи, когда Церковь может существовать только на личном примере людей верующих, отдельно каждого человека. Если вы привели хотя бы одного человека в год в храм, и из тех, кого вы привели, остался бы хотя бы один процент - у нас храмы были бы переполнены. Древняя Церковь разрасталась тем, что люди готовы были умереть за Христа, Церковь зиждется на крови мучеников. Но нами эта истина сейчас воспринимается метафорически: что значит кровь мучеников? Особенно на Западе это непонятно.

Однажды мой друг, он служит в спецназе, рассказал историю: как-то они шли за чеченцем, его окружили и предложили сдаться. Чеченцы со стороны федеральных войск кричали, что если он сдастся, то обещали ему сохранить жизнь. Этот чеченец отвечал: "у меня уже нет одной ноги, она в Раю". Через минуту, привязывая к телу гранату, он сказал: "И я там буду. Что вы можете мне предложить взамен?" За идею этот чеченец, враг, готов был положить жизнь, и это всех впечатлило. И мой друг спросил меня: почему православные так не поступают? Я привёл примеры Евгения Родионова, нашего воина-мученика и др., но в мусульманстве есть соответствие проповеди и образа жизни, и это привлекает.

В развращённой Европе растёт ислам, почему? Потому что люди устают от вседозволенности, им нужна какая-то дисциплина, не для того, чтобы ими командовали, а чтобы было во имя чего жить. Не во имя собственного живота, а во имя идеи. Поэтому безотносительно того, во что человек верит, любая верность своим принципам всегда привлекает. Если мы будем жить по принципам, соответствуя своей жизнью идеалам христианства, может, у нас и Церковь расти будет. Первые христиане тоже умирали за идею - за веру истинную. Если времена христианского мученичества не вернутся, если люди не будут готовы умереть за свои убеждения, не будут их отстаивать, то мы умрём. Пока же мы восстанавливаем внешнюю славу, а не внутреннее состояние. Мученичество Евгения Родионова и других говорит о том, что пока наша Церковь жива, но нельзя расслабляться, потому что мы всё-таки уделяем много сил и времени внешнему и собственному благополучию, чем "единое на потребу".

- То есть только Господь, только вера?

Знаете, одна женщина как-то спросила меня, а она не из тех, кто ходит в храм: "Ты веришь?" Меня это как-то "пробрало", я понимал, что она ожидает моего ответа: "Верю!" А меня её вопрос задел: как верю я, то есть, живу ли я верой? Одно дело проповедовать, а другое дело этим жить. Поэтому я не решился ей ответить, но для себя я пытался объяснить себе свою веру, что очень трудно сделать словами. Знаете, если бы нам сказали, например, пей стакан апельсинового сока каждый день, и ты не будешь болеть, проживёшь сто лет, мы никогда от этого стакана сока не отказались бы. А ведь есть лекарство вечности - молитва, общение с Богом, и мы этому не следуем. Так вот верим мы или не верим? Поэтому вопрос, который она мне поставила, для меня звучит всегда, когда я вижу, какую-то неадекватность своих слов и дела.

- А Вы, отец Илия, уверены, что Бога не продадите?

Я молюсь, чтобы подобное испытание меня минуло, и чтобы не я от Него отказался, а чтобы такое испытание не пришло ко мне. Потому что я не знаю, как я поступлю в какой-то жесткой определённой ситуации.

- Господь сейчас и не даёт такого мученичества?

Мы часто рассуждаем о священных предметах совершенно непозволительно, потому что никто не знает, как мы поступим в той или иной ситуации: и великие святые падали, и великие грешники становились святыми. Вспомните Сорок мучеников? Один воин-христианин отказался от мученичества, а другой, римлянин, гонитель, который ничего не знал о Христе, встал на лёд озера. Вот, пожалуйста, пример, кто сдаст Господа, а кто - нет. Мы не знаем, как мы поступим. Наличие православности, церковности и святости может быть выяснено только по страшном Втором пришествии Христовом. Думаю, на последнем Суде будет очень много людей, искренне и глубоко удивлённых тому, кто окажется по правую руку от Господа, а кто - по левую.

Существует внутренняя проблема верующего православного человека в этой относительности: можно быть человеком Церкви, причащаться, молиться, сожалеть о своих грехах, но не факт, что Господь поставит таких по правую сторону. Кто-то не православный, не ходит в храм, может, и не верующий человек, а Господь выберет его на Свою сторону?

Когда мы пренебрегаем своими ближними, мы забываем, что Господь был распят за тех, кем мы пренебрегаем, в той же самой мере, в которой Он был распят за нас.

Иуда Искариот - это тот самый предатель, из-за которого был распят Иисус Христос. Мало кто сомневается в самом факте предательства, однако предметом споров до сих пор является его причина.

Было ли предательство Иуды следствием его сребролюбия? Или же оно оказалось предначертано самим Небом? Ответы на эти вопросы богословы ищут до сих пор.

Грех имел место быть, ведь Иуда не просто совершил предательство, а отрекся от Господа, продав его за 30 серебренников из-за собственной алчности. Этот грех считается одним из самых страшных. Мы собрали все семь смертных грехов в одну статью, чтобы на Страстной неделе каждый мог позаботиться о своей душе.

Говоря о грехе сребролюбия, церковь не желает своим прихожанам неблагополучия. Именно у Бога стоит просить о финансовом благосостоянии, если вы попали в трудное положение. А важно при этом не впадать в мракобесие и не совершать ради денег неблаговидных поступков. Об этом и о многом другом рассказывают прошедшие через бедность люди , на своем примере убедившиеся в силе молитвы.

Корысть или происки дьявола

Итак, Иуда отрекся от Христа, однако почему он это сделал, не ясно до конца никому, кроме него самого и Бога. Никто из учеников Иисуса Христа и сам Иисус еще при жизни не знали, почему Иуда так поступил. В соответствии писанием, он предал своего учителя и Бога, потому что им овладели алчность и зло или же бес и дьявол. Уступив ему, Иуда поддался искушению и согрешил против своей веры.

По словам Матфея, Иуда предал Иисуса за 30 серебренников, что было в те времена целым состоянием, на которое можно было купить дом. Это свидетельство, тем не менее, оспаривается, так как встречается оно только в Евангелие от Матфея.

Поцелуй Иуды

В соответствии с Библией, Иуда договорился с первосвященниками и старейшинами, что поцелует того, кто именует себя Иисусом. Таким образом этот жест стал условным знаком для стражи, схватившей Христа. Сегодня «поцелуй Иуды» — это самый известный символ предательства.

Что случилось после с Иудой, тоже не до конца известно. По версиям учеников, он повесился, совершив третий грех — самоубийство. Есть и небиблейские версии, что Иуда прожил долгу жизнь и умер от страшной болезни. Но в любом сказании жизнь его весьма печальна, а конец ее безрадостен.

Великий пост посвящен смерти Иисуса и его страданиям. Страстная неделя отражает все события, предшествовавшие смерти Христа и его Воскресению. Именно поэтому весь пост праведные люди стараются вести скромный и смиренный образ жизни. Именно молитвами мы становимся ближе в Богу во время Страстной недели. Узнать тексты лучших молитв для Великого поста вы можете в другой нашей статье.

Замысел Небес

Никто из живущих людей не может даже предположить — была ли смерть Иисуса замыслом Отца нашего Небесного или это были стечения обстоятельств. Конечно, об этом может знать только сам Бог, и в этом мире нам не суждено узнать, что двигало Иудой.

Известно, что замыслом небес было спасение людей от греха. Более того, сам Иисус сказал, что он явит себя миру во второй раз, когда люди погрязнут во грехе и безверии. Это позволяет предположить, Иуда мог продать душу дьяволу, но предательство его все же нужно было и Небесам.

Вызывает вопрос и его последующее раскаяние. Ведь если он продал своего Учителя и получил желаемое, откуда этот запоздавший благородный порыв? А если им двигал дьявол, то почему Иуда все же вешается? Ответить на эти вопросы пока не возможно, и нас остается лишь заботиться от чистоте теперь уже наших душ.

В виду событий Страстей Христовых, к Пасхе священнослужители рекомендуют каждому проходить таинство причастия, чтобы встречать светлое время в душевной чистоте. Сблизиться с Богом поможет только крепкая вера и истинная любовь, чистейшим проявлением которой будет искупление грехов.

Лучше всего исповедаться в Чистый четверг. Подготовка к исповеди должна проходить в чтении молитв и посте. Советы церкви подскажут, как правильно исповедоваться и чего не стоит делать перед этим таинством. Будьте счастливы, верьте в Бога и не забывайте нажимать на кнопки и

27.04.2016 08:16

Каждый верующий человек слышал о смертных грехах. Тем не менее, не всегда приходит осознание что...

Спрашивает Рика
Отвечает Александр Дулгер, 23.12.2009


Мир Вам, Рика!

Вот ответ из моей любимой книжки:

"История Иуды - это история о печальном конце человека, которого Бог мог бы увенчать славой. Если бы Иуда умер накануне своего последнего путешествия в Иерусалим, он, возможно, был бы причислен к двенадцати и оставшиеся сожалели бы о нем. То отвращение, которое испытывают к нему люди на протяжении многих веков, объясняется его поступками в конце жизненного пути. Его характер был раскрыт перед всем миром не случайно. История Иуды - это предостережение тем, кто, подобно ему, обманывает священное доверие.
Незадолго до Пасхи Иуда подтвердил священникам свое обещание выдать им Иисуса. Было решено схватить Спасителя в одном из излюбленных им мест уединения, где Он размышлял и молился. После обеда в доме Симона Иуда имел возможность обдумать то, что собирался сделать. Но он не изменил своих намерений. Он предал Господа славы на поругание и смерть за тридцать серебренников - цену, которую давали за раба.
По натуре Иуда был очень сребролюбивым человеком, но все же не настолько низким, чтобы сделать подобное. Однако он поощрял в себе злой дух жадности до тех пор, пока она не стала основным мотивом его жизни. Любовь к деньгам победила в нем любовь ко Христу. Сделавшись рабом одного порока, он отдался сатане и стал способен на любой грех.
Иуда присоединился к ученикам, когда множество людей уже шло за Христом. Учение Спасителя трогало их сердца; они завороженно слушали Его в синагоге, на берегу моря, на склоне горы. Иуда видел, как больные, хромые, слепые устремлялись к Иисусу из городов и деревень. Он был свидетелем всемогущества Спасителя: умирающих клали к Его ногам, - и они поднимались. Иисус исцелял больных и одержимых бесом, воскрешал мертвых. Иуда сам являлся доказательством силы Христа: он признал, что учение Христа превосходит все, что случалось ему когда-либо слышать. Он любил великого Учителя и хотел быть вместе с Ним. Он стремился изменить свой характер и свою жизнь и надеялся добиться этого путем общения с Иисусом.
Спаситель не отверг Иуду. Он принял его в число двенадцати учеников. Он доверил ему работу благовестника и наделил силой исцелять больных и изгонять бесов. Но Иуда так и не смог полностью покориться Христу. Он не избавился от своих мирских устремлений и не победил любовь к деньгам. Хотя он и занял положение служителя Христа, но не покорил себя Божественному влиянию. Иуда считал, что может иметь обо всем собственное мнение и развивал в себе склонность осуждать и обвинять.
Ученики высоко ценили Иуду, имевшего огромное влияние на них. Да и сам он был высокого мнения о своих достоинствах и считал, что окружающие значительно уступают ему в рассудительности и способностях. Они не видят открывающихся возможностей, думал он, не пользуются обстоятельствами. Церковь никогда не будет преуспевать, если такие недальновидные люди станут руководить ею. Петр, по его мнению, слишком вспыльчив, он действует необдуманно. Иоанн, бережно хранивший сокровища истины, которые исходили из уст Христа, не имел в глазах Иуды деловых качеств. Матфей, прежняя работа которого приучила его к аккуратности во всем, слишком щепетилен, постоянно размышляет над словами Христа и настолько этим поглощен, что не способен оторваться от деталей и увидеть перспективу. Так Иуда оценивал всех учеников и льстил себе, полагая, что церковь часто оказывалась бы в растерянности и испытывала бы затруднения, если бы не его деловые способности. Иуда считал себя очень способным человеком, превзойти которого невозможно. В своих собственных глазах он был украшением всего дела Христова и всегда выставлял себя в таком свете.
Иуда не сознавал своих слабостей, и Христос поставил его в такое положение, которое могло бы помочь Иуде увидеть их и избавиться от них. Будучи казначеем, он был призван заботиться о нуждах учеников, а также помогать бедным. Когда в пасхальной горнице Иисус сказал ему: "Что делаешь, делай скорее" (), ученики подумали, что Иисус распорядился о покупке всего необходимого для праздника или милостыни бедным. Служа другим. Иуда имел возможность развить в себе бескорыстие. Но, ежедневно слушая Христа, будучи свидетелем Его праведной жизни. Иуда продолжал потворствовать своей алчности. Небольшие суммы денег, попадавшие в его руки, были для него постоянным искушением. Часто, оказывая Христу услугу или посвящая время благотворительным делам, он сам оплачивал себе этот труд из тех скудных средств, которые были ему доверены, причем находил достаточно предлогов для самооправдания. Но в глазах Божьих он был вор.
Часто повторяемые слова Христа о том, что Его Царство не от мира сего, оскорбляли Иуду. Он ожидал, что Христос в Своем служении будет следовать по определенному пути. Он думал, что их Наставник вызволит Иоанна Крестителя из темницы. Но Иоанна обезглавили. А Иисус вместо того, чтобы заявить о Своих царских правах и отомстить за Иоанна, удалился со Своими учениками в сельскую глушь. Иуда жаждал более решительных действий. Он полагал, что если бы Иисус не препятствовал ученикам. Его дело пошло бы гораздо успешнее. Он замечал возрастающую враждебность иудейских правителей и видел, что Христос пренебрег их требованиями знамения с неба. Его сердце было открыто для неверия, и враг внушал ему сомнения и подстрекал к возмущению. Почему Иисус так часто огорчал людей Своими словами? Почему Он предсказывал испытания и гонения для Себя и учеников? Иуда надеялся занять высокое положение в новом царстве, и именно это побудило его примкнуть к делу Христа. Неужели все надежды рухнут? Нельзя сказать, что Иуда не считал Иисуса Сыном Божьим, но сомнения одолевали его, и он пробовал как-то иначе объяснить великие дела Христа.
Вопреки учению Спасителя, Иуда постоянно стремился распространять представление о том, что Христос воцарится в Иерусалиме. Во время насыщения пяти тысяч он попытался осуществить эту идею. В тот раз Иуда помогал раздавать пищу голодным толпам. Ему дана была возможность увидеть, какую пользу он может приносить другим. Он испытал чувство удовлетворения, которое всегда сопровождает служение Богу. Он помогал больным и страждущим добраться ко Христу. Он видел, какое облегчение, какую радость приносила людям целительная сила великого Врача. Тогда у него была возможность постичь методы работы Христа. Но эгоистические желания ослепили его. Иуда первый воспользовался воодушевлением, которое охватило народ в связи с чудесным насыщением, он предложил - силой принудить Христа занять царский престол. Но лелеемые им надежды не сбылись, и он испытал горькое разочарование.
Беседа Христа в синагоге о хлебе стала поворотным моментом в истории Иуды. Он слышал слова: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (),- и понял, что Христос предлагал духовные блага, а не земные. Считая себя дальновидным. Иуда подумал, что Иисус никогда не обретет славы в этом мире и не поможет Своим последователям занять высокое положение. И он решил не сближаться со Христом, чтобы иметь возможность для отступления. А пока надо выжидать. И он ждал.
С тех пор он начал выражать сомнения, которые смущали прочих учеников. Он обращал внимание на кажущиеся противоречия учения Христа, на превратные его толкования, повторял аргументы книжников и фарисеев, оспаривавших слова Христа. Все малые и большие неприятности, все трудности и препятствия в распространении Евангелия Иуда истолковывал как аргумент против благой вести. Он отыскивал в Писании места, не имеющие никакой связи с теми истинами, которые проповедовал Христос. Эти выхваченные из текста слова озадачивали учеников и усиливали гнетущее их разочарование. Все это Иуда производил так хитро, что казалось, он поступает от чистого сердца. И когда ученики искали аргументы, чтобы доказать справедливость слов великого Учителя, Иуда незаметно направлял их мысли в другое русло. Так, надевая на себя маску богобоязненного мудреца, он превратно толковал идеи Иисуса, придавая Его словам совершенно иной смысл. Наущения Иуды возбуждали у учеников нездоровые страсти, честолюбивые стремления к превосходству. Тем самым он отвращал учеников от самого важного, над чем им следовало размышлять. Как правило. Иуда был зачинщиком споров о том, кто из учеников больший.
Когда Иисус объяснил богатому юноше, на каких условиях тот смог бы стать Его учеником. Иуда был недоволен. Он думал, что произошла ошибка. Если бы такие люди, как этот правитель, присоединились к верующим, они оказали бы материальную поддержку делу Христа. Никто не спросил моего совета, думал Иуда, а ведь я предложил бы много выгодных для этой маленькой церкви планов. Конечно, его принципы и методы в какой-то степени будут отличаться от методов Христа, но в деловой сфере Иуда считал себя мудрее Учителя.
И что бы Христос ни говорил Своим ученикам. Иуда всегда в душе с чем-то не соглашался. Под его влиянием закваска недовольства быстро делала свое дело. Ученики не понимали всего происходящего, но Иисус видел: сатана наделяет Иуду своими качествами, воздействуя через него на других учеников. Именно об этом за год до предательства Христос сказал: "Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол" ().
Однако открыто Иуда не возражал Иисусу, не подавая виду, что сомневается в учении Спасителя. До определенного момента он не позволял себе роптать. Но когда Мария помазала ноги Спасителя, Иуда проявил свою жадность. Когда же Иисус обличил его, он сильно озлобился. Уязвленная гордость и жажда мести разрушили все барьеры, и алчность, которую Иуда так долго лелеял, теперь полностью овладела им. Такое случается с каждым, кто упорствует во грехе. Если мы не ведем борьбу со своими пороками и не побеждаем их, сатана одолеет нас своими искушениями, и душа наша окажется в его полной власти.
Все же ожесточение, овладевшее Иудой, еще можно было преодолеть. Даже после того как он дважды согласился предать Спасителя, у него была возможность покаяться. Во время Пасхальной Вечери Иисус проявил Свою Божественность, показав, что знает предательский замысел Иуды. Он послужил Иуде с такой же нежностью, что и остальным ученикам. Но и этот последний призыв любви остался безответным. И тогда участь Иуды была решена. Ноги, которые омыл Христос, повели отступника по пути предательства.
Иуда думал: если Иисусу суждено быть распятым, то это неизбежно свершится, и его предательство ничего, в сущности, не изменит. Если же Иисус не должен умереть, то Он освободит Себя. В любом случае Иуда выиграет. Он думал, что совершил выгодную сделку, предав своего Господа.
И при всем том Иуда не верил, что Христос позволит арестовать Себя. Предавая Иисуса, Иуда хотел проучить Его. Он намеревался разыграть сцену перед Спасителем, чтобы впредь Тот оказывал ему должное уважение. Но Иуда не знал, что, предавая Христа, он предавал Его на смерть. Как часто, когда Спаситель говорил притчами, книжники и фарисеи были увлечены Его выразительными речами. И как часто они выносили приговор сами себе! Порой, когда истина пронзала их сердца, они исполнялись гневом и хватали камни, чтобы побить Христа. Но Он беспрепятственно удалялся от них. Он избежал стольких ловушек, думал Иуда, что, конечно же, не позволит схватить Себя и на этот раз.
Иуда решил проверить это. Если Иисус действительно Мессия, то народ, для которого Он так много сделал, соберется и объявит Его царем. Это раз и навсегда рассеет сомнения колеблющихся. Тогда все будут обязаны ему. Иуде, возведшему царя на престол Давида. И это даст возможность занять первое место рядом со Христом в новом царстве.
Лжеученик сыграл свою роль в поимке Иисуса. В саду, обращаясь к предводителям толпы, он сказал: "Кого я поцелую. Тот и есть, возьмите Его" (). В тот момент Иуда твердо верил, что Христос освободит Себя. Потом, если иудеи станут обвинять его, он скажет им: "Не говорил ли я вам, держите Его крепче?"
Иуда наблюдал, как - по его совету - Христа связали, но когда увидел, что Спаситель позволил Себя увести, он был потрясен. С тревогой он следовал за Ним из сада до места, где иудейские вожди намеревались судить Его. Иуда все время ждал, когда же Иисус поразит Своих врагов - предстанет перед ними как Сын Божий и превратит в ничто все их заговоры и всю их силу. Но проходил час за часом, а Иисус терпеливо сносил все оскорбления. Страх охватил предателя. Он ужаснулся, что предал своего Наставника на смерть.
Когда суд уже заканчивался. Иуда не смог более выносить угрызений совести. Внезапно в зале раздался хриплый голос, заставивший затрепетать все сердца: "Он невиновен, пощади Его, Каиафа!"
Высокорослый Иуда протискивался через испуганную толпу. Его лицо было бледным и измученным, крупные капли пота выступили на лбу. Бросившись к судейскому престолу, он швырнул к ногам священника те монеты, которые ему заплатили за предательство Господа, и схватил Каиафу за край одежды, умоляя освободить Иисуса, уверяя, что Он не совершил ничего достойного смерти. Каиафа сердито отмахнулся от него, но все-таки смутился, не зная, что сказать. Ведь были раскрыты все его тайные планы. Стало ясно:
правители Израиля подкупили одного из учеников, чтобы тот предал своего Наставника.
"Согрешил я, - снова закричал Иуда, - предав кровь невинную". Но первосвященник, к которому возвратилось самообладание, ответил с насмешкой: "Что нам до того? смотри сам" (). Воспользовавшись Иудой как своим орудием, священники в то же время презирали его подлость. Когда же он пришел к ним с покаянием, они оттолкнули его.
И теперь Иуда бросился к ногам Иисуса, объявляя Его Сыном Божьим, умоляя освободиться от уз. Спаситель не укорял предателя. Он знал, что Иуда не раскаялся. Его исповедание было вынужденным; он страшился осуждения и грядущего суда, но не чувствовал глубокой сердечной скорби от того, что предал безгрешного Сына Божьего и отрекся от Святого Израилева. Но Иисус не произнес ни единого слова осуждения. Он посмотрел на Иуду с состраданием и сказал: "На сей час Я пришел в мир".
В толпе начали удивленно шептаться. Люди с изумлением наблюдали, как снисходительно Христос отнесся к тому, кто предал Его. Снова им подумалось, что перед ними - не простой смертный. Но если Он - Сын Божий, рассуждали они, почему тогда не освободится от уз и не восторжествует над Своими обвинителями?
Иуда, видя, что все его мольбы напрасны, выбежал из зала, восклицая: "Слишком поздно! Слишком поздно!" Стать свидетелем распятия Иисуса было выше его сил. Отчаяние овладело им, и он повесился.
В тот же день немного позже по дороге от дворца Пилата к горе Голгофе бесчинствующая толпа вела Иисуса к месту распятия. Внезапно крики и вопли смолкли. На краю уединенной рощи люди увидели под засохшим деревом тело Иуды. Зрелище было самое отвратительное. Под тяжестью тела Иуды веревка, на которой он повесился, оборвалась, труп был обезображен падением, и его пожирали псы. Останки сразу же убрали, но в толпе теперь уже не смеялись. Лица побледнели, люди примолкли, задумались. Казалось, возмездие уже настигало тех, кто повинен в крови Иисуса."
(с) Елена Уайт "Христос - надежда мира" гл.76

С уважением,
Александр

Иуда Искариотский, предавший своего Учителя за тридцать сребреников, на все последующие столетия стал настоящим символом вероломства и предательства. Но ведь не было бы Иуды, не было бы и Креста, не было бы Воскресения и веры христианской. Значит, появление этого апостола среди других учеников Христа закономерно, без его участия история христианства не сложилась бы так, как должна была сложиться. Тогда почему мы проклинаем это имя, ставшее нарицательным? На этот вопрос отвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая в поселке Новопушкинское священник Алексий Талалаев.

– Попытка переосмыслить предательство Иуды не нова и продолжается многие столетия. Можно ответить на этот вопрос кратко, словами евангелиста Луки: Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается (Лк. 22 , 22). Когда мы говорим об Иуде, не надо забывать и другого апостола – Петра. Оба они предали Спасителя: один из-за сребролюбия, другой из-за страха потерять свою жизнь. Так или иначе, но оба отреклись от Христа, а ведь Петр искренне клялся в своей верности, говоря: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк. 22, 33). Апостол Петр не хотел и не думал отрекаться от Христа. Его поступок для него самого был страшным открытием бездны человеческой греховности, и он оплакивал его всю жизнь.

Господь предсказал отречение всех учеников, но продолжал считать их Своими. Вспомните, что апостолы пошли за Спасителем не потому, что уверовали в него как в Мессию. Это произойдет уже после Распятия и Воскресения, когда отверз им ум к уразумению Писаний, – сказано в Евангелии от Луки (24 , 45). Но они последовали за Христом, потому что он имел глаголы вечной жизни (Ин. 6 , 68). Иуда же, скорее всего, последовал за Христом в надежде быть распорядителем казны при царе земном, он был нечестивцем и вором, сознательно готовился к преступлению ради корысти. Он не просто предал Христа, он Его продал. И когда осознал свое предательство, то, опять же, сожалел не о Христе, а о том, что не получил желаемое. Ничего общего с покаянием не имеет то состояние, в которое впал Иуда после предательства, это было греховным отчаянием. Раскаяние же Петра было искренним и глубоким. Предание говорит нам, что апостол не переставая плакал об этом грехе так, что к концу жизни на его щеках появились бороздки от слез. Из Евангелия от Иоанна мы узнаём, как трижды Спаситель задает Петру вопрос: Любишь ли ты Меня больше, нежели они? - и трижды восстанавливает его в апостольском звании, говоря: Паси агнцев Моих (Ин. 21 , 15). Господь простил Своего ученика, как прощает всех, кто искренне кается, оплакивая свои грехи. Я думаю, что если бы покаяние Иуды было таким, как у Петра, он тоже был бы прощен. Но история не знает сослагательных наклонений.

Каков же вывод для нас, ныне живущих? Мало знать о Боге, нужно жить с Богом. Отречение Петрово, которое живет в каждом человеке, – это грех человеческой немощи, человек рождается с этой болезнью. А грех предательства за нечто материальное – это грех сознательного человеческого выбора. В последнюю ночь, когда ученики спросили Христа, кто Его предаст, он ответил: Т от, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сата на (Ин. 13, 26-27). И это знал Спаситель, задолго до предательства Иуды сказав ученикам: Один из вас диавол (Ин. 6 , 70).

Желающих погубить Христа было много, большинство кричали: «Распни, распни Его!». Но давайте перенесемся в наше время, ведь история Распятия Спасителя продолжается и сегодня. Разве в той толпе присутствующих на казне Христа нет нас с вами? Каждый раз, совершая грех, мы вновь и вновь распинаем Его. Пусть не физически, но духовно. Осуждая Иуду, мы должны помнить, что и сами своими грехами тоже причастны к этому предательству. Но Господь нас всех приемлет, ведь Он и за нас с вами молился на Кресте.

Записала Ольга Стрелкова

Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №550

В чем разница между отречением Апостола Петра и предательством Иуды?

Vladimir L. , France
13/02/2003

Батюшка, проясните, пожалуйста, такие вопросы.
Апостол Петр отрекся от Христа, покаялся и был прощен Господом.
Иуда Искариотский предал Христа, раскаялся, но удавился.

1) Одинаковая ли степень греха Ап.Петра и Иуды (с первого взгляда оба вроде предали);
2) Оба покаялись, но результат первого покаяния – прощение Господом, результат второго – удавление. В чем духовная разница таких вроде одинаково внешних покаяний, чтобы понять и каяться правильно?

Спаси Бог за пояснения.

Ответ отца Олега Моленко:

1) Грех отречения Петра и грех предательства Иуды Иск. – это близкие по тяжести, но разные по происхождению, направлению и духовному качеству грехи. Отречение Петрово, которое живет в каждом человеке (вот почему его нужно покаянием обнаружить и избавиться от него до смерти своей), – это грех человеческой НЕМОЩИ, а грех предательства и продажи (за нечто материальное) Христа – это грех человеческого ВЫБОРА. В этом принципиальное различие этих похожих грехов, которое и ведет к противоположным результатам.

Ап.Петр не хотел и не думал отрекаться от Христа. Он даже при всех остальных апостолах заверял, что если и все отрекутся, то он не отречется даже до тюрьмы и смерти. Это было искреннее желание и заявление, но по действию разгорячения. Господь предсказал отречение всех учеников, а о Петре, что отречется трижды, но Он не переставал считать их Своими. О предательстве Иуды Иск. Господь тоже предсказал, но назвал его диаволом. При этом Господь сказал, что только один из 12-ти предаст Его. Значит, Петр и другие были вне подозрения.

Когда кровь остыла, а опасность быть схваченным, вверженным в тюрьму и казненным стала для Петра реальностью, в нем (как и в каждом из нас) проявилась греховная немощь человеческого естества, предсказанная Господом, и он спонтанно отрекся СТРАХА ради. Это отречение опытно открыло ему бездну греховности человека, который уже сознательно выбрал Господа, исповедал Его Богом, все оставил ради Него и решил следовать за Ним. Это неожиданно обнаруженное Божиим попущением отречение показывает, что недостаточно человеку уверовать во Христа как в Бога и Спасителя своего (как это нелепо утверждают протестанты), недостаточно видеть Его чудеса и преображение, недостаточно самому идти по водам силою Божиею, недостаточно быть избранным в ученики и апостолы Самим Христом, недостаточно быть со Христом, есть пить с Ним, слушать Его, молиться с Ним, причащаться Его Тела и Крови (что Петр сделал на Тайной Вечери до своего отречения), недостаточно видеть святых Его в славе (Моисей и Илия на Фаворе), ибо все это не сохраняет от живущего в сердце человека БОГООТРЕЧЕНИЯ. Человек рождается с этой лютой болезнью, именуемой ГРЕХОПАДЕНИЕМ, корнем которой является БОГООТРЕЧЕНИЕ (ведь и первые люди Адам и Ева отреклись Бога, поверив сатане) на основании гордости. Наша задача –заповеданным Богом покаянием и даруемой за него благодатью Духа Святого постепенно исцелиться от этой лютой болезни и изжить свое богоотречение.

Иуда вынашивал планы предательства, искал удобного времени и набивал цену Безценному. Он не просто ПРЕДАЛ Господа в руки Его врагов, но ПРОДАЛ Его за деньги. Иуда действовал вполне сознательно и корыстно. Это был его сознательный выбор и проявление его отношения к Господу Богу. Писание говорит нам, что он был ВОР. А вор – это жизненный выбор. Это выбор богоборческой и человеконенавистнической идеологии и практики, основанной на ней. Воровство – это выбор гордеца-миролюбца, превозносящегося над другими, завистника, невера и нетерпеливца. От воровства один шаг до Бого- и человеко- убийства. Не случайно сатана назван в Писании отцом лжи, человекоубийцей и вором. Каков отец, таковы и дети его. Дополняя Писание, преподобный Нил Мироточивый Афонский в своих посмертных вещаниях сообщает нам, что Иуда Искариотский сожительствовал со своей матерью и убил своего отца. Так что это был вполне сформированный богоборец и нечестивец, т.е. дьявол, как его справедливо назвал Господь. А свойством дьявола является всяческое оправдывание себя с обвинением во всем Бога и совершенного убийства в себе способности к покаянию или к благому изменению.

Необратимость, безпокаянство и отверженность – вот несмываемая печать дьявола и дьяволов во плоти (таких как Иуда Иск., Юлиан Отступник, архиереи Анна и Каиафа, м.Сергий Страгородский, Алексий Симанский, Пимен Извеков, Алексий Ридигер и прочие главари современного отступничества). Не случайно этот тяжкий грех иудова предательства и отступничества духовенства отражается в Писании такими словами:

Иерем.7:
1 Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их.

Сердца у отступников, как каменные скрижали, а грех богоотступничества написан на нас железным резцом с алмазным наконечником, что говорит о неизгладимости этого греха и о необратимости этих богопредателей.

2) Соответственно разности происхождения грехов Петра и Иуды происходило у них и сожаление о соделанном поступке. Иуда именно СОЖАЛЕЛ, ЖАЛЕЛ, ДОСАДОВАЛ, ЗЛИЛСЯ НА СЕБЯ – именно так должно понимать слово "раскаивался" для Иуды – за совершенный им поступок. Ничего общего с истинным ПОКАЯНИЕМ эта досада на себя не имела. Это было греховное ОТЧАЯНИЕ, на которое подвиг его сатана, вошедший в его сердце по куску хлеба, принятому им из рук Господа. Преподобный Нил Мироточивый дополняет, что Господь нагибал дважды ветки дерева, на котором Иуда повесился, но Иуда перебрасывал петлю на следующую высшую ветку, пока с третьего раза не повесился окончательно. Этим удавлением он лишь обнаружил свое давнишнее духовное удавление, удавление от пристрастия к материальному и презрения к заповедям Божиим ("Не воруй", "не пожелай того, что у ближнего твоего").

На примере Иуды Искариотского мы видим, как опасно коснение в греховной страсти (у Иуды ведущая страсть сребролюбие) и в страстных помыслах. Такое коснение ослепляет человека, предает его в лапы бесов, а те доводят по действию страсти до Богопредательства (по возможности и по случаю) и затем повергают в отчаяние и окончательную погибель.

Покаяние во исправление и во спасение дает Бог, а раскаяние во отчаяние и в погибель дает бес.

При руководимом бесами раскаянии человек не кается в своем состоянии и не ищет милости Божией для выхода из него, но лишь СОИЗМЕРЯЕТ свой поступок или дело и цену его и, видя явное несоответствие, сильно огорчается и досадует на себя, приходит в отчаяние и, не терпя по гордости своей насмешки и надругательства над собой в виде этого несоответствия "цены" и "дела", накладывает на себя руки. Например, грабитель разработал тщательный план ограбления крупного банка, лелеет в мечтах иметь огромную сумму денег, идет, ведомый бесами, на дело, а его ждет подставка, или вместо денег обнаруживается "кукла", т.е. бумага, и он, раскаявшись от отчаяния, убивает себя.

Так было и у Иуды. Предавая Господа за 30 сребреников в руки искавших Его священноначальников иудейских, Иуда, ослепленный сребролюбием, полагал, что Иисуса лишь посадят на время в тюрьму, в крайнем случае "побьют немного". Он не предполагал, что его Учителя так быстро убьют позорной смертью на кресте. Когда бесы привлекают человека ко греху – они увеличивают приобретение (у Иуды – это деньги) и его важность, но оправдывают и умаляют сам грех. После соделывания греха, они умаляют приобретенное (Иуда вернул сребреники первосвященникам) и безконечно увеличивают размер содеянного греха и его тяжесть ("предал кровь невинную"), показывая Бога при этом немилостивым Судьей. Бесы и первосвященники легко обманули ослепшего от страсти Иуду, предав Господа на смерть. Это-то и сильно возмутило Иуду, почему он и ПОВЕРГ с гневом деньги на землю перед первосвященниками, укоряя их за обман в цене. Иуда не каялся за свой страшный грех, но сожалел о допущенном просчете в результате его поступка. Таким бывает Иудово раскаяние.

Совсем другое дело у Петра. Он согрешил по общечеловеческой немощи, проявленной в неожиданных и напряженных условиях. Господь попустил проявиться этой немощи у Петра. Для этого Он отнял Свою помощь и благодать. Это было особое промыслительное действие Господа, которым Он приуготовлял Петра в верховного Апостола. Это Богооставление было попущено для истинного смирения Петра, для опытного познания им глубины падения и греховности человеческого естества, изгнанного за эту болезнь из Рая. Без этого опытного самопознания не может быть в человеке твердого основания для смирения, нищеты духовной, истинного покаяния и плача, сострадания другим людям, познания величия и значимости искупительного дела Христа. Подобными богооставлениями Господь посещает душу каждого истинно кающегося подвижника, ибо цель у Господа – открыть нам наше истинное жуткое состояние и от лицезрения этой погибели привести нас к истинному покаянию, настоящему исповеданию Спасителя и Искупителя во Христе Иисусе, подлинному смирению, реальному очищению от греха и исправлению, исцелению души, благодарению Бога за Его домостроительство нашего спасения, состраданию к другим людям, с выходом из осуждения их.

Троекратность отречения, с усугублением греха на каждой ступени: "Не знаю...", "Клянусь, что не знаю...", "Клянусь Богом, что не знаю...", нужна была, чтобы довести человека до глубины познания живущего в нем греха. Без этого (т.е. видя малую степень греховности) человек не сможет истинно покаяться и горько плакать о своей удаленности от Бога. Удивительная картина: Петр физически стоит рядом с Господом, а духовно в сердце своем далеко от Него. Так бывает и с современными "православными", физически они бывают в церкви, в храмах, на святынях, а сердцем далеки от Бога и не знают даже о живущем в них отречении. Вот почему при случае они легко отрекаются, предают и продают Господа или Истину, Путь, Жизнь за какую-нибудь малостоящую временную вещь.

Господь, мерно попустивший Петру богооставление, Сам и выводит из него, обращая в истинное, непритворное и нелицемерное покаяние и даруя горький очистительный и единственно утешающий душу плач:

Лк.22:
61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
62 И, выйдя вон, горько заплакал.

Мы видим цепочку Божьих действий: предсказание Господа о троекратном отречении от Него Петром – богооставление, приведшее к проявлению скрытого внутри богоотречения, – обращение к согрешившему Петру – Божественный взгляд на Петра, приводящий его в сознание греха, – действие Божьей благодати, преодолевающее забвение Петра и напоминающее ему слова Господни (Писания), – исход Петра на деятельное покаяние – дарование покаянного очистительного плача.

Писание не доносит до нас, что было с Петром после этого, вплоть до восстановления его Господом в апостольском достоинстве во время трапезы, приготовленной Самим Господом. На этой беседе (Ин.20) выясняется, что Петр любит Господа, причем больше, чем остальные ученики (ибо Господь спрашивал – любит ли Петр больше них, а не вообще о любви к Себе, в чем Он не сомневался) и ссылается в этом на Самого Господа:

Ин.20:
15
16 Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. ...
17 Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Троекратное вопрошение Петра о том, любит ли он Господа было необходимо для троекратного заявления об этой любви со стороны Петра и о знании Господа об этой любви. Это троекратное свидетельство о любви нужно было для свидетельства троекратного покаяния Петра за его троекратное отречение от Господа. Посредством этого покаяния и плача Петр перешел от внешнего благочестивого отношения к Господу, в котором сильны порывы крови, разгорячения, ревность не по разуму и прочие подобные проявления ветхого человека, к внутреннему духовному отношению. Это соединение человека с Богом в один дух есть плод истинного покаяния (как перерождения в нового человека по Христу). В таком покаянии человек по-настоящему познает себя и своего Бога, смиряется пред Ним, становится поклонником Бога в духе и истине и начинает любить Господа Иисуса Христа, Бога Отца и Святого Духа от всего сердца, ума и крепости своей. Именно в таком покаянии происходит примирение человека с Богом, интимное личностное познание Бога человеком и человека Богом, взаимная любовь между Богом и человеком.

Потому-то Петр и опечалился, услыхав от Господа вопрос о любви в третий раз, что он испугался за достаточность своего покаяния. Ведь он-то знал из опыта своего, что Господь его простил, что они примирились, что Бог явил ему Свою любовь в ответ на покаянную любовь Петра. Для чего же Господь вопрошает так, как будто ничего этого не было? И преодолевая свою печаль от недоумения, Петр к третьему своему заявлению добавляет: "Господи! Ты все знаешь; " – напоминая Господу о их встречах любви на его покаянии. Этим Петр как бы говорит: Господи ты же все знаешь! Ты же знаешь как я безумно согрешил против Тебя, как опомнился, как каялся затем, как скорбел, как сокрушался, как горько плакал и рыдал, как терзался, как окаявал и поносил себя, как томился по Тебе, как обрел Тебя в покаянии, как Ты посещал меня, поддерживал и утешал, как Ты помиловал меня, как простил этот тяжкий грех и другие грехи, как исцелил душу мою, как мы примирились, как я возлюбил Тебя от всего естества и существа моего!

Дай же Господи и нам покаяние Петра, да познаем Тебя в плаче нашем, да примиримся с Тобой, да содружимся, да возлюбим Тебя от всего исцеленного существа нашего!

Должно знать и то, что кроме пути Иуды и пути Петра существует путь для редких из редких на земле людей – это путь любимейшего ученика Господа Великого Иоанна Богослова. Он (как и Пречистая Матерь Иисуса Христа) единственный из учеников не отрекся Своего Господа и не оставил Его до креста и погребения. Он раньше Петра уверовал в Его славное воскресение. Именно ему, а не Петру, Господь доверил опекать Свою Пречистую Матерь, усыновив его Ей с креста. Вот почему ошибочно мнение некоторых, которые утверждают, что Господь в лице Иоанна Богослова усыновил Богородице все человечество. Нет! Девственный Иоанн Богослов и Приснодева Мария – это особый духовный род. К этому роду принадлежали и великие русские святые: преподобный Серафим Саровский (о котором еще в отрочестве его Сама Матерь Божия, явившаяся с Иоанном Богословом сказала: "Сей нашего рода") и праведный пророк Иоанн Кронштадтский. Этому роду не лежит покаяние (хотя они иногда и пользовались им по смирению своему), ибо они из чрева матери своей избирают Господа (пример Предтечи Иоанна) и принадлежат Господу, извергая своим еще внутриутробным выбором отречение от Него.

Эти люди для нас дивны, чудны, прекрасны и непостижимы. Они не нуждались в покаянии. Они возлюбили Господа от чрева матери раз и навсегда. Их связь с Господом – это великая тайна. Каждый из них – это тоже великая тайна.

Нам же, порченых грехом, остается путь Петрового покаяния или путь крестного исповедания благоразумного разбойника.




Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.