Виды зависимых крестьян. Категории зависимых крестьян в киевской руси. Крестьянство Южной Италии

Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы - колонов (coloni, ingenui), литов и рабов-сервов (servi, mancipia). Большинство зависимого крестьянства в каролингской феодальной вотчине составляли колоны. Они не утратили полностью личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственном пользовании, и были ограничены в распоряжении этим наделом. Основную массу колонов этой эпохи составляли потомки ранее свободных крестьян - как франкского, так и галло-римского происхождения. Глава 2 Capitulare de villis: «Чтобы с людьми нашими хорошо обращались и чтобы никто не доводил их до разорения»

С течением времени они все больше теряли личную свободу и сливались с литами и посаженными на землю рабами в одну массу лично зависимых крестьян.

Рабы (сервы), жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела (mancipia non casata), и рабы, сидевшие на земле (servi casati). Первые жили и работали на барском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они имели или приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы (сервы), наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно не отчуждались без земли и по своему фактическому положению были уже не рабами, а лично зависимыми крестьянами.Глава 57 Capitulare de villis «Если кто из сервов захочет показать что-либо на своего начальника по нашему делу, пускай путей ему к нам не заграждает…….». В отличие от колонов они находились не только в поземельной, но и в полной личной зависимости от феодала. В большинстве своем сервы были потомками зависимых людей позднеримского и меровингского времени - рабов, колонов и др.

Промежуточное положение между колонами и сервами занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании.

В зависимости от того, кому первоначально принадлежали крестьянские наделы (мансы) - колону, литу или серву, - они назывались свободными, литскими или рабскими (mansi ingenuiles, mansi lidiles, mansi serviles). Однако в IX в. рабские или литские мансы часто попадали в руки колонов, и наоборот. При этом повинности, которые крестьяне должны были выполнять в пользу феодала, определялись не столько правовым положением самого держателя, сколько характером манса (свободного, литского или рабского).

Грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались и они все больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести повинности в пользу сеньора - выполнять барщину и платить оброк.

Тяжелее всех была барщина сервов, составлявшая обычно не менее трех дней в неделю.Глава 8 «Образцы описей земель церковных и королевских»: «…… Рабских мансов занятых 19, из них каждый ежегодно платит поросёнка 1, кур – 5, яиц – 10. Кормит 4 господских поросят; справляет половину оранки; работает 3 дня в неделю; ставит подводу; даёт коня. А жена его изготовляет кусок сукна и кусок полотна; готовит солод и печёт хлеб». Сервы выполняли при этом особенно трудные работы. Колоны также работали на барщине, но основной ее формой у них была не недельная, а поурочная барщина, при которой они обязывались обработать в пользу помещика определенный участок земли и собрать с него урожай, выполнять извозную повинность, рубить лес и т.п.

С начала IX в. наблюдается тенденция к росту размеров барщины и у колонов. Все зависимые крестьяне обязаны были платить сеньору, кроме того, и оброк, большей частью в натуральной форме - зерном, мукой, вином, пивом, домашней птицей, яйцами, ремесленными изделиями. Иногда оброк взимался в денежной форме (например, поголовный сбор - capaticum) с лично зависимых крестьян. Однако денежная рента не имела большого распространения.

В южных областях преобладали вотчины, более мелкие по размеру. Домен занимал в них меньше места, с чем связана была и относительно небольшая барщина, зато дольше сохранял значение рабский труд на домене. При относительно значительной прослойке свободных крестьян-аллодистов положение зависимых - колонов, манципиев, вольноотпущенников - сохраняло больше поздне-античных черт, присущих рабскому состоянию, чем на Севере. В силу природных условий: горного ландшафта, теплого климата, допускавшего разнообразие возделываемых культур, - система открытых полей с чересполосицей и принудительным севооборотом на Юге не была распространена. Здесь господствовали компактные домен и крестьянские наделы, на которых велось поликультурное земледельческое хозяйство (возделывались одновременно зерновые, виноград, оливки и др.), а также было развито скотоводство.

Большая часть французского крестьянства подвергалась тяжелой феодальной эксплуатации. (Крепостной) серв находился в личной, поземельной и судебной зависимости от сеньора, т.е. собственника сеньории (так обычно называлось во Франции феодальное поместье), в которой он жил. Как лично зависимый человек серв платил поголовное обложение (capaticum), так называемый брачный побор (forismaritagium), если он вступал в брак со свободным лицом или с сервом других сеньоров, посмертный побор, т.е. побор с наследства (manus naortuus, inortuarium), чаще всего в виде лучшей головы скота. Наконец, с серва сеньор мог требовать неограниченных повинностей и платежей (произвольная талья).

Как наследственный держатель земельного участка крестьянин обязан, был работать на сеньора: отбывать (как правило, не менее трех дней в неделю) полевую барщину, выполнять строительные, транспортные и другие повинности, уплачивать натуральный и денежный оброки, в ту пору сравнительно небольшие. Как зависимый в судебном отношении крестьянин должен был вести свои тяжбы и судиться в курии (поместном суде) сеньора, за что с него взимались судебные поборы и штрафы. Затем он уплачивал сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и другие пошлины и поборы. Так как сеньор имел монопольное право на мельницу, печь и виноградный пресс (так называемые баналитеты), то крестьяне обязаны были молоть зерно на его мельнице, печь хлеб в его печи и давить виноград на его прессе, уплачивая за пользование натурой или деньгами.

Часть крестьян сохраняла личную свободу (вилланы), но при этом находилась в поземельной, а иногда и в судебной зависимости от феодала.

Окончательное оформление феодальных отношений сопровождалось ростом эксплуатации. К старым повинностям в пользу сеньора прибавлялись все новые и новые. Дополнительную плату крестьяне вносили помещику за пользование лесами, водами и лугами, раньше принадлежавшими крестьянской общине. Поборы феодалов и разорявшие хозяйство постоянные феодальные войны делали жизнь крестьян крайне необеспеченной.

Голодовки представляли собой обычное явление, и смертность от голода была очень велика. В случае неурожая или других стихийных бедствий, неизбежных при низкой сельскохозяйственной технике того времени, населению неоткуда было ждать помощи.

Система управления вотчиной.

Основным средством производства и основным видом богатства, как уже упоминалось ранее, в доиндустриальных обществах являлась земля. При феодализме земля в виде крупной собственности находилась в монопольном распоряжении феодалов, сосредоточивших в своих руках военную, политическую и религиозную функции. Наиболее важная особенность феодальной земельной собственности – это реализация её при посредстве мелких производителей – крестьян, которым феодал отдавал землю в держание. Крестьянин, таким образом, не являлся собственником обрабатываемой им земли, но лишь её держателем на определённых условиях, вплоть до права наследственного держания. Его экономическая зависимость от феодала выражалась в виде ренты, то есть работы или платежей в пользу феодала. Однако на земле, отданной ему в держание, крестьянин вёл самостоятельное мелкое хозяйство, имея в собственности дом, скот и, что особенно важно, орудия труда. Без крестьянских рук земля феодала являлась мёртвым капиталом, в то же время самостоятельное ведение своего мелкого хозяйства и наличие в собственности орудий труда сообщало крестьянину известную экономическую автономность. Последнее обстоятельство породило такую особенность в функционировании экономической системы феодализма, как внеэкономическое принуждение, то есть насилие над личностью производителя. Наделённость земельных собственников политической властью в больших или меньших размерах – судебной, финансовой, административной, военной – обеспечивала им возможность осуществлять внеэкономическое принуждение.

С утверждением вотчины как главного социального и хозяйственного организма феодального общества, крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавив собственным административным и судебным аппаратом её политико-юридические функции. Контроль за соблюдением законов, ответственность перед сеньором за ведение хозяйства вотчины, все эти обязанности ложились на плечи управляющего поместьем. Управляющий – это представитель интересов сеньора перед крестьянством, а также представитель интересов крестьянства перед сеньором. Капитулярий о поместьях, в приципе, обращение сеньора к своим управляющим, инструкция для ведения вотчинного хозяйства.

Если в VI-VII вв. решающую роль в складывании крупной феодальной собственности и установлении крестьянской зависимости играли королевские пожалования, то в VIII-IX вв. более важным фактором этих процессов становится разорение массы крестьянства и втягивание его в поземельную зависимость от крупных феодалов даже без активной роли государства. Теряя землю, крестьянин часто вскоре терял и свою личную свободу.

Разорению и втягиванию крестьянства в зависимость способствовала в немалой степени и дальнейшая концентрация в руках отдельных крупных землевладельцев политической власти, служившей им орудием внеэкономического принуждения. Короли, будучи не в силах препятствовать этому процессу, вынуждены были санкционировать его путем специальных пожалований. Такие пожалования появились еще при Меровингах, но широкое их распространение относится к каролингскому периоду. Сущность их заключается в том, что особыми королевскими грамотами должностным лицам - графам, сотникам и их помощникам - запрещалось вступать на территорию, принадлежащую тому или иному магнату, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их должностным лицам. Такое пожалование называлось иммунитетом (от латинского immunitas - неприкосновенность, освобождение от чего-либо).

Обычно иммунитетные права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей земле судебной властью; имел право взимать на территории иммунитета все поступления, которые до этого шли в пользу короля (налоги, судебные штрафы и иные поборы); наконец, он являлся предводителем военного ополчения, созываемого на территории иммунитетного округа. Юрисдикции иммуниста обычно подлежали иски о земле и другом имуществе и дела о мелких правонарушениях не только лично зависимых, но и лично свободных жителей его владений. Глава 4 Capitulare de villis: «Если люди наши учинят нам какой-либо вред воровством или другими проступками, пусть то полностью возместят; кроме того по закону получат наказание бичиванием, исключая чкловекоубийство и поджоги, за что следует штраф. По отношению к другим людям пусть удовлетворяют их претензии по закону; за вред же учинённый нам, как мы сказали, подлежат бичеванию. А свободные люди, проживающие в наших фисках или поместьях, если в чём провинятся, пусть отвечают по их закону; и что уплатят в качестве штрафа, пусть идёт нам, будет ли то скот или иное.» Высший уголовный суд обычно оставался в руках графов, хотя некоторые иммунисты присваивают себе также и права высшей юрисдикции.

Иммунитетное пожалование чаще всего лишь оформляло те средства внеэкономического принуждения, которые феодал в качестве крупного землевладельца присваивал себе обычно задолго до получения пожалования. Располагая судебно-административными и фискальными полномочиями, иммунист использовал их для приобретения все новых земельных владений, усиления эксплуатации и укрепления зависимости своих крестьян, в том числе и еще лично свободных. В каролингский период иммунитетное пожалование часто распространяло власть иммуниста на землю и людей, до этого не находившихся под чьей-либо частной властью.

Росту политической самостоятельности феодалов немало способствовало и развитие вассальных отношений. Вассалами первоначально назывались свободные люди, вступившие в личные договорные отношения с крупным землевладельцем, большей частью в качестве его военных слуг - дружинников. В каролингский период вступление в вассальную зависимость часто сопровождалось пожалованием вассалу бенефиция, что придавало ей характер не только личной, но и поземельной связи. Глава 10 Capitulare de villis говорит: « Чтобы старосты (maiores) наши, лесничие, конюхи, ключники, десятники, сборщики пошлин и прочие служащие несли работы по запашке поля и давали поросят за свои мансы; взамен же ручных работ пусть хорошо справляют свои должности. Если же кто-либо из старост имеет бенефиций, пусть посылает за себя заместителя, чтобы он выполнял за этот и ручные работы и прочую службу». Вассал обязывался верно служить своему господину (сеньору), становясь его “человеком” (homo), а сеньор обязывался защищать вассала.

Заключение

Исследуя вотчину каролингской эпохи (конец VII - середина IX) можно сказать, что:

Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным хозяйством. Основная масса крестьян находится в той или иной форме зависимости от земледельца и подвергается эксплуатации с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину. Господствует натуральное хозяйство; обмен незначителен, ремесло только начинает отделяться от сельского хозяйства. Преобладает отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства. Широко также распространяется натуральный оброк с крестьян, находившихся в более легкой зависимости. Денежная рента развита ещё слабо. В целом в каролингскую эпоху в Европе наблюдается подъём экономики и развитие производительных сил (активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которых воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития). Развивается ремесло, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных занятий, и обмен. Характерной чертой социально-политических отношений, была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство – сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем – сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы.

В наиболее тяжёлом положении находились лично зависимые крестьяне. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебно-административном отношении и подвергались особенно тяжёлой эксплуатации. В категорию таких крестьян постепенно вливались и бывшие рабы (сервы). Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. Такие данные мы почерпнули опираясь на источники социально-экономической истории каролингского периода «Капитулярий о поместьях» и «Образцы описей земель церковных и королевских».

Полиптик (полиптих ) (от греч. poly - много и ptyche - складка, дощечка) - опись имущества и доходов, прежде всего церковных (монастырских) владений (писцовые книги) эпохи Каролингов, рисующая картины устройства поместья. Является одним из важнейших источников по аграрной истории Раннего Средневековья. В полиптике указывалось количество господской, то есть монастырской, земли (пашен, лугов, виноградников, лесов, пастбищ и т. д.), а также угодий, строений, мельниц и т. п.; давались перечни крестьянских держаний, с указанием местонахождения и причитающихся с них повинностей, а также имён и социального статуса держателей и членов их семей. Полиптик редко составлялся во владениях светских сеньоров.

Известный полиптик аббата Ирминона - писцовая книга Сен-Жерменского аббатства около Парижа, основанного в 543 г. и к моменту составления полиптика (нач. IX в.) успевшего стать крупным земельным собственником. Назван по имени аббата Ирминона (умершего ок. 825 г.), при котором аббатство развило на своих землях интенсивную хозяйственную деятельность. Полиптик аббата Ирминона, как и другие источники - Реймского аббатства св. Ремигия (845 г.), св. Мавра (868 г.), представляет собой описание поместий монастыря с перечнем зависимых держателей и их повинностей. До нас дошла часть текста, состоящая из 25 описей отдельных поместий, описывающих бенефициальные земли. Полиптик аббата Ирминона позволяет составить представление о всей системе хозяйства крупного поместья эпохи Каролингов и о процессе втягивания крестьян в зависимость.

Зависимые крестьяне

Зависимые крестьяне - общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма . Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы , защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка , торговые площади для ярмарок, складские помещения и т. д. Зависимое крестьянство пришло на смену рабству античности . Основное отличие лично зависимого крестьянина (крепостного) от раба был тот факт что за первыми было признано право на жизнь , то есть за убийство крепостного феодал (или помещик) должен был теоретически понести уголовную ответственность по закону , хотя на практике крепостные, особенно в Российской империи, были фактически равны рабам. Положение зависимого крестьянства варьировало по странам и регионам Европы, а также эволюционировало в зависимости от временного периода. На смену зависимым крестьянам и феодалам с распространением капитализма в ХVII-ХIХ веках пришли наёмные рабочие и капиталисты .

История

На территориях бывшей Римской империи и в Византии зависимое крестьянство развилось из промежуточного сословия - так называемых колонов поздней античности , которые в отличие от рабов были полусвободными арендаторами батраками , заселявшими окраины империи (Галлия , Испания). В средневековой Испании и Латинской Америке они стали именоваться пеоны . В германских и славянских землях, не знавших долговременного рабства, зависимость крестьян возникала в результате имущественно-ресурсного расслоения общества, а также под влиянием соседних (романских и восточных) регионов. Не все крестьяне средневековой Европы были зависимы от феодалов. Так в Византийской Анатолии жили военные крестьяне акриты . При этом рабство в средневековой Европе также было распространено во многих городах, хотя и в меньших по сравнению с классической античностью размерах. В целом, в X-XII вв. в Западной Европе сложились два главных класса средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы. Каждая группа имела свой образ жизни, своё мировоззрение и свое положение в обществе.

Различия положения по странам

В некоторых северных странах с хуторским типом ведения хозяйства (Норвегия, Исландия) зависимые крестьяне не сложились как класс вообще. В каждой стране и даже регионе, где феодализм укрепился, зависимые крестьяне именовались по-разному. Из положение также сильно варьировало. Так в Англии, заселённой германцами в VI веке, крепостничество (в российском понимании этого слова) было крайне слабым и личные формы зависимости крестьян начали исчезать уже в ХII-ХIII веках, полностью ликвидировавшись к ХV веку. Во Франции, знавшей классическое римское рабство, различные формы крепостничества сохранялись гораздо дольше - до конца ХVIII века. В российской историографии зависимые крестьяне стали известны как крепостные . Интересно что в русские земли крепостничество пришло гораздо позже и соответственно отступило позже чем в Западной Европе.

Этноязыковая стратификация

В ряде регионов, экономико-социальные роли феодальной формации чётко разделились по этноязыковому признаку: так католические венгры и мадьяризованные валахи составили класс помещиков и горожан Трансильвании, а православное романоязычное население было законодательно низведено до положения зависимого крестьянства. После падения Римской империи именно германцы составили основу военно-феодальной верхушки бывших провинций империи. В Прибалтике раздел также произошёл по линии германские рыцари-христиане с одной стороны балты (финно-угры)-язычники с другой. Этнические немцы также составили класс феодалов в славянских Чехии, Моравии, Словении, Померании, Пруссии и романской Швейцарии, поляки - на Украине, Белоруссии, позднее, в Литве и Латгалии; англичане - в Ирландии; шведы в Финляндии.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зависимые крестьяне" в других словарях:

    В Русском государстве XII XVIII вв. зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и нёсшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 удельные крестьяне. * * * ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ДВОРЦОВЫЕ… … Энциклопедический словарь

    Категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVII века, находящаяся в феодальном владении православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона… … Википедия

    Феодально зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12 15 вв.).… … Википедия

    Феод. зависимые крестьяне в России, принадлежавшие царю и лицам царской фамилии. Земли, населенные Д. к., назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феод. раздробленности на Руси (12 15 вв.), когда князья были не только… … Советская историческая энциклопедия

    Феодально зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые Д. к., назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12 15 вв.). Основной… …

    Категория феодально зависимого населения владений православной церкви в России с 11 в. до середины 18 в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита… … Большая советская энциклопедия

    В Русском государстве XII XVIII вв. феодально зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 г. удельные крестьяне … Юридический словарь

    В Русском государстве 12 18 вв. феодально зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 удельные крестьяне … Большой Энциклопедический словарь

    ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в 12 18 вв. зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и нёсшие в их пользу различные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 удельные крестьяне.

Крестьяне | Категории зависимого крестьянства

Однако уровень несвободы крестьян очень сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.

Таким образом, все крестьяне подразделялись на две группы:

  • поземельно зависимые крестьяне;
  • лично и поземельно зависимые (так называемые сервы или вилланы ).

Документы

Так как по естественному праву каждый должен родиться свободным, но по некоторым обычаям и кутюмам, с незапамятных пор установленным и доселе в нашем королевстве хранимым, а также случайно за проступки предков множество нашего простого народа впало в состояние серважа и разные [другие зависимые] состояния, что весьма нам не нравится; мы, принимая во внимание, что королевство наше незвано и слывет королевством франков, и желая, чтобы действительное положение вещей соответсвовало [этому] названию и чтобы положение народа было исправлено нами с началом нашего нового царствования, по обсуждении с нашим великим советом повелели и повелеваем, чтобы повсюду в королевстве нашем, поскольку это в нашей власти и власти преемников, наших, такие состояния несвободы приведены были к свободе и чтобы всем тем, кои-либо по происхождению, либо по давности, либо вновь в силу браков или в силу проживания на несвободной земле впали в состояние серважа, дана былы на добрыхи приличных условиях свобода. И ради того, чтобы простой народ наш не терпел более ни обид, ни вреда от сборщиков, сержантов и других служащих, которых прежде посылалипо делу о мэнмортах и формарьяжах, как это бало до сих пор и что весьма нам не нравится, а также ради того, чтобы и другие сеньоры, владеющие лично зависимыми людьми, по примеру нашему, привели их к свободному состоянию, мы, вполне полагаясь на верность и испытанную мудрость вашу, настоящей грамотою поручаем и приказы- ваем вам отправиться в Санлисский бальяж и его ведомство, а также во все местечки, города, общины и к отдельным лицам, кои будут требовать у вас вышеназванной свободы, с тем, чтобы договариваться и условливаться с ними относительно извест- ных выкупов, которыми мы были бы достаточно вознаграждены за выгоды, кои с названного состояния [серважа] могли посту- пить нам и преемникам нашим, и давать им, настолько это касается нас и преемников наших, общую и постоянную свободу, как выше сказано и как более добротно мы вам о том устно говорили, объявляли и поручали. И даём по совести обещание за нас и за преемников наших, что утвердим, одобрим, соблюдаем и повелим соблюсти и оградить всё, что вы сделаете и обещаете в названных случаях, и грамоты, кои вы выдадите по делу о договорах, выкупах и о даровании свободы городам, общинам, местечкам или отдельным лицам, мы тотчас же утвердим и будем выдавать наше на то [разрешение] всякий раз, как будут они о том просить нас... Дано в Париже, в третий день июля, в год от воплощения господа 1315.

"Хрестоматия по истории средних веков", под ред. Н.П. Гра- цианского и С.Д. Сказкина, т. II, М., Учпедгиз, 1950, стр. 45-46.

В IX веке было образовано государство Киевская Русь . Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Киевскую Русь считают раннефеодальным государством – феодальные отношения в этот период только зарождаются, формируются два основных класса: феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Основную массу населения составляли крестьяне.

Можно выделить следующие категории зависимых крестьян:

1) холопы – рабы;

2) закупы – крестьяне, взявшие ссуду и до возвращения долга, работающие на своих кредиторов;

3) рядовичи – крестьяне, работающие по договору;

4) смерды – крестьяне, вышедшие из общин под власть князя, а также переселенные на земли князя, представители освобожденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить оброк и участвовать в военных походах.

Также существовали независимые крестьяне , которые вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.

Класс феодалов составляли: великий князь, представители старшей дружины князя, бояре, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси назывался «Правда Русская». Создана в 1072 году. С 1068 по 1072 разработано новое законодательство под названием «Правда Ярославичей». Это законодательство дополнило старую «Русскую правду», которая не отвечала требованиям развития общества. Кровную месть заменили штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране.

Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое Русью в период княжения Владимира I. Монастыри и церковь были крупными землевладельцами, собиравшие огромные подати с живших на церковных землях крестьян.

Хозяйство Киевской Руси имело преимущественно натуральный характер, главной отраслью являлось земледелие. К XII веку появились более совершенные орудия труда (плуг, бороны), начинают применять трехполье.

Высокого уровня достигло ремесло. Широкое распространение получил гончарный промысел.

Возникли новые формы ремесленного производства, которые были характерны только для Руси – артели и подряды. Строительство городских стен, башен, укладка мостовых выполнялись артелями.

В XI-XII веках ремесло начинает переходить на стадию товарного производства. Ремесленники продавали изделия торговым людям, которые везли их в отдаленные районы.

В Киеве насчитывалось 8 рынков, каждый из которых был специализированным.

Большое значение для Руси имела и внешняя торговля . Киевская Русь находилась на транзитных торговых путях. Торговый путь из Азии в Северную Европу вел по Волге и Днепру к Балтийскому морю. Это позволяло русским купцам торговать на азиатских и европейских рынках.

Развитие торговли привело к возникновению денежной системы.

Изначально на Руси деньгами служили скот и дорогие меха. Использовались золотые монеты из Византии и арабских стран, серебряные западноевропейские монеты, в основном, во внешней торговле.

С конца X в. на Руси начали чеканить свою монету.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало концентрации больших денежных сумм в руках купцов, которые начали активно заниматься ростовщичеством. Под влиянием народных волнений княжеская власть пыталась ограничить ростовщичество.

Великий князь Владимир Мономах в 1113 г. издал «Указ о резах», который запрещал ростовщикам устанавливать размеры годового процента свыше 50.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.