Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин). Для ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Д.Фонвизин "Недоросль" Егэ по литературе фонвизин недоросль вариант

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Недоросль» Д.И. Фонвизин

Правдин (Митрофану ). А далеко ли вы в истории?

Митрофан . Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин . А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум . Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан . Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова . Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин . Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну ). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери ). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану ). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери ). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин . География.

Г-жа Простакова (Митрофану ). Слышишь, еоргафия.

Митрофан . Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,

Правдин . Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму ). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум . На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова . Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум . О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова . Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это??

Стародум . Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин . Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О гра-моте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Правдин . Что ж такое?

Скотинин . Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли во-рота?

Милон . Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.

Стародум (Милону ). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Укажите название господствовавшего в XVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д.И. Фонвизина.

2

Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинскии «Недоросль».

3

Герои "Недоросля" носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?

4

5

Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называется данная форма общения персонажей?

6

В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?

7

Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Анчар»* А.С. Пушкин

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

* Древо яда.(Прим. Пушкина.)

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

В начале стихотворения дается описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

11

Какой прием использует поэт в фразе «Анчар, как грозный часовой, стоит...»?

12

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь черный», «песок горючий» и т. п.)?

13

Укажите название стилистического приема, придающего стиху особую звуковую выразительность («И тот послушно в путь потек»).

14

Укажите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

Обязательно заполните поле фрагментом, если будете отвечать на 8-е или 9-е задание

«Недоросль» Д.И. Фонвизин

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это??

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О гра-моте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Правдин. Что ж такое?

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли во-рота?

Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.

Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

В чем заключается комизм \"экзамена\", устроенного для Митрофана?

Предложений: 0

В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И. Фонвизина?

Предложений: 0

Обязательно заполните поле произведением, если будете отвечать на 15-е или 16-е задание

«Анчар»* А.С. Пушкин

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе “Недоросль”, является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе.

Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых. До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу и жениться без получения образования.

За образование Митрофана – сына семьи Простаковых –

всегда отвечала мать, которая не смогла привить ему любви к знаниям, поскольку не обладала ею сама и не видела в них никакого проку. Госпожа Простакова знает только одну настоящую ценность в жизни – это деньги, ради которых она без зазрения совести готова пойти на любую подлость. При этом она проявляет излишнюю “заботу” о сыне. Неудивительно, что он пошел весь в мать, вырос ленивым, избалованным и необразованным. Митрофан являлся собирательным образом многих представителей “высшего света общества” в те времена, то есть не знал наук.

После же реформ Митрофану для виду приходится заниматься с учителями.

Учитель Митрофана Цифиркин в отчаянии говорит о своем ученике: “Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет”. Ключевой сценой, высмеивающей уровень образования дворянства в лице Митрофана, является сцена экзамена. Например, его умственное убожество проявляется в том, что он уверен, что слово “дурак” является прилагательным, “потому что оно прилагается к глупому человеку”. Да и учителя Митрофана во многом под стать своему ученику, особенно Вральман, бывший кучер, не имеющий к учительству никакого отношения.

Выполнение матерью любых капризов “дитяти” делают Митрофана грубым деспотом, невежественным крепостником. В этой связи Стародум говорит: “Невежда без души - зверь”. Митрофанушка-недоросль отличается жестокостью, властностью и грубостью и в отношении домашних. Манерой его речи с учителями является “лаяние”, по его словам один из учителей “гарнизонная крыса”, старая няня Еремеева – “старая хрычовка”. Митрофан растет крайне инертным человеком, его кормят, одевают и оберегают от опасности. По словам его матери: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит” Время от времени его озадачивает собственная несамостоятельность, однако ему всегда помогают мама, няня и учителя. При этом он вовсе не чувствует себя неполноценным или недостойным. Не обладая никакой добродетелью, Митрофан уверен, что все его желания и капризы должны быть исполнены в любой момент.

Таким образом, по мнению Д. Фонвизина проблема невежества и деспотизма аристократии принимает государственное значение, и только правильное образование и воспитание является источником спасения от грозящей обществу духовной и интеллектуальной деградации дворянства, ведь именно у них сосредоточена власть в государстве и от них зависит, к чему государство придет.


Другие работы по этой теме:

  1. Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, проблемы воспитания, 8 класс. Комедия Фонвизина “Недоросль” занимает определенное место в развитии драматургии. В период...
  3. Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения – “говорящие” фамилии, поэтому автор...
  4. Комедия “Недоросль” Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом “Недоросля” было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной...
  5. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене....
  6. В комедии “Недоросль” Денис Иванович Фонвизин изоб­разил галерею сатирических типов, чьи имена стали нарица­тельными. Одним из самых выразительных персонажей пьесы является шестнадцатилетний сын помещиков Простаковых...
  7. Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин. Его пьесы “Бригадир” и “Недоросль” до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы...

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 7

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне). Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною уходят.

(Д.И. Фонвизин "Недоросль")

В 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль".

В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.

В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?

В4. Установите соответствие между персонажами "Недоросля" и их высказываниями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму ("така дрянь", "обойми меня" и т.п.). Укажите этот вид речи.

В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

Есть имена, и есть такие даты, -

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, -

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

(А.Т. Твардовский, 1966)

В8. Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.

В9. "Есть имена и есть такие даты..." Какой приём использован в первой строке стихотворения?

В10. В словосочетании "славословья музыкою громкой" использовано средство художественной выразительности, в основе которого - перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

1) олицетворение

2) гротеск

3) инверсия

4) антитеза

5) анафора

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

В12. Каким размером написано стихотворение А.Т. Твардовского "...Есть имена и есть такие даты..."?

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?

С4. Чем близки стихотворению А.Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1. Что давало основание современникам А.С. Пушкина называть его "певцом дружбы"?

С5.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина?

С5.3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"?

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}


Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

«Всякий человек сам себя воспитать должен», - уверенно заявляет герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров. Он гордится своей «самоломанностью», тем, что, несмотря на «глухую жизнь» «отцов», которая его окружала, создал себя сам.

Писатель двадцатого века А. И. Солженицын был убеждён, что «главный узелок жизни» «завязывается в самые ранние годы».

Иными словами, и в двадцатом, и в девятнадцатом веках люди понимали, что воспитанием решается всё: и судьба человека, и его счастье – независимо от того, сам ли человек себя воспитывает или его воспитывают среда, быт, условия жизни.

А что думали о воспитании в восемнадцатом веке, в эпоху просвещённого абсолютизма? Не потеряли ли актуальность за двести с лишним лет представления о воспитании, которые тогда существовали?

Восемнадцатый век – это Фонвизин и его «Недоросль» - комедия, о которой сохранилось легендарное высказывание: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Знаменитый спор классицистов и сентименталистов о том, что в человеке должно цениться более и стоять на первом месте – разум или чувство, - в комедии разрешается словами Стародума: «Невежда без души – зверь».

Иными словами, ум человека должен быть просвещён, а сердце наполнено добром и милосердием.

В комедии соблюдаются основные законы классицизма. Действие происходит в доме помещицы Простаковой в течение суток. Конфликт комедии – борьба за Софью и её наследство. Отрицательные герои борются за наследство. Тарасу Скотинину по душе пришлись свиньи в деревушке Софьи. Недоросль Митрофан в женитьбе видит избавление от нудных уроков. Кто же не помнит знаменитого афоризма Митрофанушки: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Положительные герои борются за Софью, спасая девушку от жестокости и грубости Простаковых и Скотинина.

Само название комедии указывает на то, что в центре её находится проблема воспитания. До Фонвизина «недорослями» называли молодых пятнадцатилетних – шестнадцатилетних дворян, ещё не поступивших на службу. После появления комедии на сцене в 1782 году «недорослями» стали называть невежественных юнцов, не получивших образования и не желающих учиться.

Какие же представления просветительской эпохи о воспитании содержатся в комедии Фонвизина? Какими средствами они выражены? Проблема воспитания решается двояко. На примере отрицательных героев показывается, как не нужно воспитывать подрастающее поколение. На примере положительных героев читатели и зрители убеждаются в том, как нужно воспитывать человека.

Имя главного героя – Митрофан. В переводе с греческого языка оно означает «подобный матери». В воспитании недоросля Митрофанушки главенствующую роль играет властная помещица госпожа Простакова. Отец, безвольный и бесхарактерный, никакой роли в воспитании своего сына не играет. «При твоих глазах мои ничего не видят», - заявляет он грозной своей супруге. Он не в состоянии даже самостоятельно решить, «каков кафтанец Тришка сшить изволил». К «дядюшкиному сговору». Хитрый Митрофан быстро усвоил, «кто в доме хозяин». Рассказывая сон о том, как матушка «изволила бить батюшку», он жалеет не отца, а мать, которая «так устала, колотя батюшку».

Простакову заботит лишь физическое здоровье любимого чада, сытость его желудка, и она совершенно не задумывается о нравственном здоровье своего сына, о «насыщении» его души благородными и добрыми чувствами. Госпожа помещица убеждена в том, что науки и образование не нужны. «Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!» - всерьёз возмущается Простакова, увидев в руках Софьи письмо.

Почему же тогда своенравная помещица нанимает учителей для Митрофанушки? Она понимает, что век уж не таков: чтобы выйти в люди, надо знать грамоту. Но уроки Митрофанушки – соблюдение проформы, одна лишь видимость. Она легко отпускает сына на голубятню, следуя совету Вральмана: чтобы головушка «репёнка» не заболела. Итог таких занятий всем известен: дверь у Митрофана «прилагательна», потому что «приложена к своему месту». В ответе Митрофанушки есть своя логика и живой ум, но знаний по грамматике, увы, нет никаких.

В конце комедии неразумная, слепая, животная любовь матери к сыну получает свои «злонравия достойные плоды». Митрофан отталкивает мать, лишившуюся власти, и грубо говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Недоросля отправляют на службу – может, там чему – нибудь.

Вариант № 22351

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль».


Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.)

Г-жа Простакова . Как же это?

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, по­лу­чив­шее своё раз­ви­тие в ли­те­ра­ту­ре XVIII века, прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в пьесе Д. И. Фонвизина.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Приведённая сцена передаёт оживлённый раз­го­вор персонажей. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ная форма об­ще­ния ге­ро­ев ху­до­же­ствен­но­го произведения?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

По ходу дей­ствия пьесы да­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния и за­ме­ча­ния («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким тер­ми­ном они обозначаются?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Речь ге­ро­ев изоби­лу­ет сло­ва­ми и выражениями, на­ру­ша­ю­щи­ми ли­те­ра­тур­ную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Ука­жи­те этот вид речи.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Имена и фа­ми­лии ге­ро­ев дан­но­го эпи­зо­да несут на себе определённую смыс­ло­вую нагрузку. Как на­зы­ва­ют­ся такие имена и фамилии?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

В приведённой сцене со­дер­жат­ся све­де­ния о персонажах, месте и вре­ме­ни действия, опи­са­ны обстоятельства, имев­шие место до его начала. Ука­жи­те этап в раз­ви­тии сюжета, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны на­зван­ные признаки.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Что можно ска­зать о си­сте­ме вос­пи­та­ния в семье Простаковых?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей са­ти­ри­че­ски отоб­ра­же­ны нравы дво­рян и что сбли­жа­ет их с пье­сой Д. И. Фонвизина?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

«Быть зна­ме­ни­тым некрасиво», «Цель твор­че­ства - самоотдача». Как на­зы­ва­ют­ся такие ла­ко­нич­ные изречения, со­дер­жа­щие в себе фи­ло­соф­скую или жи­тей­скую мудрость, по­учи­тель­ный вывод? Ответ при­ве­ди­те в един­ствен­ном числе.


* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Ответ:

Назовите сти­ли­сти­че­скую фигуру, свя­зан­ную с по­вто­ре­ни­ем слова в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк:

И оку­нать­ся в неизвестность, И пря­тать в ней свои шаги...


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концовКак пря­чет­ся в ту­ма­не местность ...»)?


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Ответ:

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. По­че­му имен­но Соня Мар­ме­ла­до­ва смог­ла при­ве­сти Рас­коль­ни­ко­ва к при­зна­нию в со­вер­шен­ном преступлении?

С17.2. В каких про­из­ве­де­ни­ях русской ли­те­ра­ту­ры природные яв­ле­ния выступают как зна­ме­ния грядущих событий?

C17.3. В каких про­из­ве­де­ния русской ли­те­ра­ту­ры нашли от­ра­же­ние судьбы про­стых солдат и как с ними можно со­по­ста­вить героев А. Т. Твардовского?

C17.4. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2-3 произведений одного из поэтов.)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.





Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.