Архангелы и их предназначение: список имен и их история. Сколько всего архангелов и какие у них имена

В христианской традиции ангелы – существа, близкие к Богу, через них Он может выражать свою волю людям, они – Его воинство. Архангелы, стоящие выше по рангу, тоже обладают сверхъестественными способностями, каждый имеет собственную зону ответственности, свою историю. Имена архангелов и ангелов вовсе не обязательно искать , ими верующие родители часто называют своих детей, надеясь, что небесный тезка будет охранять их на жизненном пути.

Ангельская иерархия

Существа, подобные ангелам, встречаются в мифологии многих народов, а многие ангелы, в чье существование верят христиане, также являются персонажами иудейских и мусульманских религиозных текстов. Упоминания о них часто встречаются в текстах религиозных деятелей, которые утверждали, что ангелы являлись им, чтобы изречь Божью волю, дать наставление или пророчество о будущем.

Ангелы наделены огромной силой и множеством возможностей, но никогда не используют их по собственному усмотрению, все их действия согласованы с Богом и никогда не противоречат Его воле. Кроме того, существует четкая иерархия, согласно которой ангелы, имеющие разные способности, подразделяются на разные чины. Всего существует девять ангельских чинов, которые составляют три триады.

Считается, что именно они ближе всего к Богу и должны нести Его любовь. Название этих существ происходит от древнееврейского слова, означающего «огненный». Серафимы описываются как существа с тремя парами крыльев и четырьмя ликами, что наталкивает на мысли об их мифологических корнях, так как они напоминают существ из ассирийской мифологии. Не исключено, что именно мифы народов Междуречья стали прародиной образа серафима.

Они столь же близки к Богу, обладают великой мудростью и всеми знаниями, которыми Бог считает нужным наделить других. Именно они должны нести свет знаний в мир, представляют второй чин после серафимов. Херувим упоминается как охранник Эдема, вооруженный пламенным мечом. Также встречаются упоминания о том, что Бог восседал на херувимах, используя их как средство передвижения.

Так в христианской традиции называют бесплотных духов, которые служат Богу в качестве трона. Кроме того, престолы способны помогать судьям и правителям принимать справедливые решения.

Принадлежат ко второй триаде ангельских чинов и представляют четвертый чин из девяти. Упоминания о господствах можно встретить во многих раннехристианских текстах, в которых они представлены как существа, способные усмирить страсти, возвысить дух над телом, помочь овладеть эмоциями.

Этих духов Бог использует, чтобы творить чудеса и даровать силу чудотворения тем, кто наиболее ему угоден.

Эти существа наделены способностью контролировать злые силы, отбивать их атаки и защищать от них людей, а также очищать мысли от зла.

Начала – это существа, по своим функциям схожие с ангелами-хранителями, но они оберегают не одного конкретного человека, а группу (например, в масштабе племени, нации, государства). Считается, что к каждому народу Бог приставил их, чтобы охранять, вразумлять, уберегать от необдуманных поступков, подсказывать верные и справедливые решения.

VIII. Архангелы

Архангелы считаются предводителями божественного воинства, они доносят волю Бога низшим ангелам, чтобы те сообщали ее людям. Архангелы несут просвещение, способствуют укреплению людей в вере. Наивысшим среди архангелов является Михаил.

Ангелы – духовные наставники для людей. К каждому человеку приставлен ангел, который наставляет его на верный путь, оберегает от невзгод, дурных помыслов. Именно они – глас нашей совести. Ангелы – самые близкие к людям существа, однако и они не действуют по своему усмотрению, ведь получают указания от Бога через его посланников.

Некоторые архангелы и ангелы, их деяния и влияние на культуру

Имена многих ангелов и архангелов известны нам не только благодаря вероучению, но и массовой культуре. Упоминания об их деяниях часто встречаются в религиозных текстах.

  • Азазель. Считается падшим ангелом, пустынным демоном. Имя этого ангела большинству известно благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита», ведь он стал прототипом Азазелло. Также фигурирует в качестве отрицательного персонажа в комиксах Marvel.
  • Ариил (также упоминается как Самуил и Ариэль). Архангел, покровительствующий людям, которых Бог наделил талантом. Он помогает музыкантам, художникам, писателям, поэтам, всем, в кого Бог вложил творческую искру. Также он оказывает помощь детям.
  • Варахиил. Архангел, несущий благословение тем, кто занимается добрыми и богоугодными делами. В иконографии его образ встречается довольно редко, на сохранившихся иконах часто изображается с цветком в руке.

  • Гавриил. В Ветхом Завете архангелу Гавриилу Бог раскрывает тайны будущего. Кроме того, именно Гавриил приносит Деве Марии весть о рождении Христа, а позже заблаговременно предупреждает ее о смерти. На иконах архангела изображают со свечой, цветущей ветвью или зеркалом.

  • Иегудиил. Один из архангелов в православной традиции. Считается, что он оберегает тех людей, которые доказали свою праведность усердными трудами как в физическом плане, так и в духовном. Также он подсказывает верные и справедливые решения власть имущим.

  • Михаил. Главный среди всех архангелов и наиболее почитаемый. Считается, что он выступает во главе божественного воинства, одержал победу над злыми силами. Именно Михаилу надлежит созвать души на Страшный суд, он же будет судить грешников. Поэтому Михаил также считается покровителем умерших. Несмотря на то, что в Ветхом Завете имена архангелов практически не упоминаются, имя Михаила всплывает не раз, что свидетельствует о его исключительной значимости.

  • Рафаил. По Книге Еноха Рафаил считается вторым архангелом после Михаила. Среди способностей Рафаила, упомянутых в религиозных текстах: изгнание демонов, исцеление. Считается, что Рафаила можно призвать на помощь любому человеку, если тот сам этого хочет и готов к духовному исцелению. Само присутствие архангела рядом избавляет от тревог и переживаний. Рафаила часто изображают с рыбой в руке. Этот сюжет – отсылка к Книге Товита, согласно которой архангел дал указание Товию изловить рыбу, а затем рассказал, как при помощи ее желчного пузыря вернуть человеку зрение.

  • Сатанаил (Сатана). Сатана – это имя нарицательное в своем изначальном значении, указывающее на того, кто всячески препятствует выполнению добрых дел. Сатана был сотворен херувимом, преисполненным мудрости, божественной любви и красоты. Но возгордившись своим совершенством, он пожелал сравняться с Богом, за что и был низвергнут на землю. любое обращение к падшему ангелу считается вероотступничеством. Гадания, различные магические действия, занятия оккультизмом, вера в суеверия, которые не признаются церковью, приравниваются к обращению к Сатане.

Имена архангелов и ангеловвстречаются в христианских, иудейских и исламских священных текстах. Это служит еще одним доказательством родства трех религий.

Как и любая другая, христианская религия характеризуется наличием своих традиций, зародившихся в далеком прошлом. Большую часть информации о православии можно найти в Священной книге. Среди всего прочего Библия наполнена немалым количеством молитв, что говорит о том, что люди обращаются в самых различных ситуациях к Господу. При этом обращение не всегда происходит напрямую, довольно часто в этом вопросе прибегают к архангелам.

Между тем существует определенная иерархия среди Божественных приближенных. Так выглядят ангельские чины:

  • Серафимы - шестикрылые существа, которые ближе всего расположились к Богу и соответственно имеют наивысший чин. Считается, что они способны побудить в сердце верующего сильнейшую любовь к Господу.
  • Херувимы - считаются заступниками, охранниками Небесной Книги Знаний. Основным предназначением является защита человеческого рода и постоянная мольба за души перед Богом.
  • Престолы - существа, которые помогают совершать правосудие.
  • Власти - субстанции, которые хранят ключи от клетки Дьявола. Могут с легкостью укротить бесов и избавить человечество от искушения.
  • Господства - существа второй триады, которые управляют ангелами, а также учат правильно управлять чувствами, дабы оградиться от ненужных и бесовских порывов.
  • Силы - так называемая каста ангелов, которые мгновенно исполняют волю Божью, проявляя при этом его силу и крепость.
  • Начала - легионы ангелов, которые доблестно стали на защиту религии. Они управляют вселенной и защищают ее от всего, что сотворил Господь.
  • Архангелы - считаются великими благовестниками, которые понимают и познают волю Творца, а также открывают миру пророчества.
  • Ангелы - самые близкие к человеку существа, которые призваны его охранять.

Архангелы и ангелы

Как и любой человек в повседневной жизни , архангелы и ангелы, классификация которых поражает, имеют ряд обязанностей. Для того чтобы ознакомиться со всем подробнее, нужно сначала определить, кто же такие архангелы и ангелы.

Итак, архангелами называют невидимые и бестелесные субстанции, которые полностью наполнены духовностью и поступают только лишь согласно воле Божьей. Именно они приходят на помощь верующим в сложных жизненных ситуациях.

Ангелы же считаются существами - бессмертными и бестелесными, которые имеют уникальную возможность принимать любой облик в зависимости от ситуации. Чаще всего предстают перед человеком в качестве мужчины. Согласно христианскому православию, ангелы имеют крылья и умеют летать. Также считается, что каждого человека с самого рождения и до окончания лет сопровождает хранитель в виде данного существа .

Основные отличия

Интересен тот факт, что каждый высший ангел имеет в своем подчинении не менее 12 ангелов. Это говорит о том, что высшие существа имеют более высокий чин. Именно поэтому все они имеют имена и особое назначение, в свою очередь, ангелы являются существами безымянными.

Для того чтобы заручиться поддержкой, нужно обязательно читать специальные молитвы. К ангелам же допустимо обращение простыми словами .

Всего в православии выделяют семь архангелов :

Стоит отметить, что женщины-архангела не существует, так как их всего семь, и все они мужчины .

Просьба о помощи

При обращении к архангелам нужно обязательно использовать молитвенное прошение, которое можно найти в Библии. При этом стоит помнить, что вне зависимости от того, к кому вы желаете обратиться, нужно вначале обязательно прочитать молитву архангелу Михаилу. Связано это с тем, что именно он является главным помощником Господа.

Православие имеет свои традиции, которые образовались еще в давние века. Кто такие архангелы и каково их предназначение можно понять, если изучить Святое Писание, которое и объясняет нам как все устроено. Но, даже опытные богословы не всегда способны расшифровать библейские тексты, поэтому давайте немного обратимся к основам и постараемся разобраться, кто же такие архангелы и в чем заключаются их функции.

Архангелы в православии

Во-первых, эти персонажи являются своеобразными «руководителями» простых . Каждый архангел имеет свое имя и функции. Посмотреть изображения данных персонажей можно на иконах. Художники часто пишут архангелов, уделяя отдельное внимание каждой детали образа, например, атрибутам (копье, меч, труба).

Православная вера говорит о том, что существует семь архангелов. Почему количество данных персонажей именно такое, Библия не говорит. В текстах есть лишь упоминание о том, что это ведомо лишь самому Богу. Главным считается архангел Михаил. Кроме него есть еще Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил.

Святые архангелы призваны не только защищать человека и наставлять его на путь истинный. Каждый персонаж имеет свои функции, которые и выполняет.

Архангелы и их предназначение в православии

Для того чтобы разобраться, что делают эти персонажи, обратимся вновь к библейским текстам. Именно они рассказывают нам и о подвигах архангелов, и об их облике, и о задачах, которые они выполняют. К сожалению, в ряде библейских текстов есть определенные «нестыковки», которые не дают нам более полно описать данных святых.

  1. Михаил выражает собой все дела божьи. Он изображается в белых одеждах и с копьем или мечом в руках. Согласно текстам, именно Михаил первым восстал на Люцифера. Поэтому, он изображается в таком воинственном облике. Кроме того, на иконах он часто попирает змея или чудовище, которое олицетворяет Люцифера.
  2. Гавриил является вестником божьих судеб. На иконах он изображен с зеркалом в руке, это символ того, что святой полностью передает смысл того, что является делами и мыслями Господа.
  3. Рафаил отвечает за помощь и исцеление. Согласно приданиям именно он излечил невесту праведника Товии.
  4. Уриил озаряет ум человека. На иконах он изображается с мечом в одной руке и с огнем в другой. Он способствует изучению различных наук.
  5. Селафиил занимает пост верховного служителя .
  6. Имя Иегудиил в переводе означает Божья хвала. Он защищает человека и поощряет тех людей, кто достоин этого.
  7. Варахиил выражает благословение Господне. Он изображается в розовых одеждах.

Таким образом, становится понятно, что каждый из архангелов божьих, отвечает за выполнение определенных задач. Если человек хочет попросить помощи и защиты, следует молиться определенному святому. Существуют специальные молитвы, при помощи которых можно обратиться к архангелу.

Как правильно попросить помощи архангела?

Для того чтобы попросить защиты или чего-либо у архангелов, следует произносить специальные молитвы. Священники рекомендуют пойти в церковь, найти икону, на которой изображен святой, отвечающий за ту сферу, помощь в которой необходима и поставить свечку. При этом надо произносить специальную молитву, текст которой можно найти в святых книгах, или спросить у священника.

Некоторые люди полагают, что обращаться к архангелам можно только в определенный день недели. Но это не так. Если случилось так, что появилась необходимость попросить помощи, прочитать молитву можно в любое время. Именно так говорят священники.

Арха́нгел (греч. αρχι- - «главный, старший» и άγγελος - «вестник, посланец») - в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин - ангелы, 2-й - архангелы, 3-й - начала). По другой, более древней классификации - в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) - существует семь Архангелов:
1.Уриил, властвующий над небесными светилами;
2.Рафаил, властитель мысли человека и его исцелитель;
3.Рагуил, подвергающий наказаниям мир светил;
4.Михаил, главный Архангел;
5.Сариил, начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех;
6.Гавриил, страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям;
7.Иеремиил, наблюдающий за воскресением мёртвых.

Видимо, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В "Книге Товит":"Я - Рафаил,один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого" (12,15). В Апокалипсисе:"семь звезд суть Ангелы семи церквей"(1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в 15 веке,это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482),имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме,затем в Неаполе. До конца 17 века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии,так и в агиографии-Великие Четье-Минеи свт.Макария 16 века,Жития святых Тулупова середина 17 века- нет.Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года.В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов:Михаила,Гавриила и Рафаила,только к тем именам,которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии.Только эти три имени есть в канонических книгах Библии.Имен:Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви,эти имена из откровения Амадея португальского.Первое имя-Варахиил встречается еще в иудейском апокрифе в "Книге Небесных дворцов"(между II и VIII/IX вв.)-14,17 глава"Бараки*эл(Варахиил), который управляет молнией", но Иегудиил имя,которое не встречается вообще нигде,кроме "откровения" Амадея.

Если верить исключительно словам Библии,то Михаил- архангел,Гавриил-ангел(согласно православной гимнографии-архангел), Рафаиил-ангел. Согласно неканоничной книге Библии "Третьей книге Ездры": Селафиил и Урииил являются только ангелами,и никак ни архангелами или херувимами или серафимами.

В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора, и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Архангел Михаил (ивр. מיכאל‎, Михаэ́ль - «Кто как Бог»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35);
спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

«Михаил Архангел, побеждающий дьявола»,
Рафаэль, 1518 год

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом».

Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её.
Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Иннокентий, архиепископ Херсонский

Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической - 8 мая и 29 сентября.

Архангел Гавриил (ивр. גבריאל - муж Божий). Упоминается в следующих библейских книгах: Дан.8:16, 9:21 и Лк.1:19, 1:26.

В Библии называется ангелом, но в предании христианской церкви выступает как архангел - один из высших ангелов. В Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Деве Марии в Назарете - о рождении Иисуса Христа. Считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа. По учению мусульман - от него пророк Мухаммед получил свои откровения и им же унесён на небо. На иконах изображается со свечой и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Память архангела Гавриила совершается в Православной церкви 26 марта и 13 июля (по юлианскому календарю).

Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой каменное зерцало». Это зеркало из зелёного ясписа (яшмы) с чёрными и белыми пятнами на нём, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Архангел Варахиил (благословение Божие) - в Библии не упоминается, известен только по преданиям.

В книге «Руководство к писанию икон» о нём сообщается: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном». Белые розы выступают символом благословения Божьего.

Поелику благословения Божии различны, то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.

Святитель Иннокентий Херсонский
Архангел Селафиил (Салафиил; ивр. שאלתיאל‎ - «молитва к Богу»). Упоминается только в неканонической книге Ездры (5:16).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил»

В «Руководстве к писанию икон» о нём говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся».

Архангел Иегудиил (хвала Божия). Это имя известно только по преданиям, в канонических текстах его имя не упоминается.

Имя архангела Иегудиила в переводе на русский язык означает «Славитель Божий» или «Хвала Божия». Руководствуясь этими переводами подобные эпитеты иконописцы помещали на его изображения. Так, в надписи на фреске Благовещенского собора говорится: «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам».

Иннокентий Херсонский пишет о нём: «Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию».

Архангел Рафаил (ивр. רפאל‎, Рэфа́эль - «исцелил Господь»). Упоминается только в неканонической книге Товита (3:16; 12:12-15). Рафаиил по-арамейски означает «Исцеление Божие» или «Врачевание Божие». Согласно еврейскому мидрашу, Рафаил вылечил боль, которую испытывал Авраам после того, как сделал себе обрезание. В исламе архангел Рафаил - тот, кто возвестит Судный день.

В «Руководстве к написанию икон» сообщается, что: «архангел Рафаил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран».

Архангел Уриил (ивр. אוּרִיאֵל‎ - «свет Божий, или Бог свет есть»). Упоминается в неканонической книге Ездры (3 Ездр. 4:1; 5:20).

Согласно преданию Православной церкви, святой архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По мнению православных богословов, Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невеж, а само имя архангела, соответствуя его особому служению, означает «Огонь Божий» или «Свет Божий».

По иконописному канону Уриил «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень».

Иннокентий Херсонский в своём сочинении об архангелах пишет об Урииле следующее: «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные».

Архангел Иеремиил (высота Божия). Упоминается только в неканонической книге Ездры (3 Ездр. 4:36.).

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора сообщает о нём следующее:

В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается ещё Архангел Иеремиил (высота Божия). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Исходя из значения имени (Иеремиил - «Высота Божия») богословы считают, что он посылается от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению и возвращению человека к Богу. Изображается он, держащим в правой руке весы.

1. Empore (Gesamt). Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013. Проверено 2 февраля 2013.
2. Дебольский Г.Е. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной церкви.том 1.1837 г. стр.98
3. Engel
4. Собор Архистратига Михаила. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
5. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
6. Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226.
7. Архиепископ Херсонский Иннокентий. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6
8. Фартусов В. Д. Указ. сочю С. 226
9. 1 2 Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 227
10. Иннокентий Херсонский. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996. С. 14
11. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 11-12
12. Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226-227
13. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 12
14. 1 2 Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226
15. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 10
16. Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1891. С. 63

Варахиил Гавриил Задкиил Иегудиил Иеремиил Иофиил Михаил Люцифер Рафаил Самуил (Ариэль) Селафиил Сихаил Уриил

Христианская иерархия ангелов

Первый лик
Серафимы Херувимы Престолы

Второй лик
Господства Силы Власти

Третий лик
Начала Архангелы Ангелы

В Сколько ангелов и архангелов и чем они отличаются

Об ангельской иерархии - архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе.

Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.

Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», - пишет свт. Иоанн Златоуст.


- Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?

Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений - не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

- Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?

Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.

Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?

В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.

- Кто такие Ангелы Хранители?

В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.

По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», - пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».

Беседовала Наталья Горошкова



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.