Если ребенок боится отвечать на уроке. Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога. Как помочь ребенку

БОЮСЬ ОТВЕЧАТЬ У ДОСКИ

«Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске - сразу все из голове вылетает... Мычу что-то невразумительное Руки, ноги, как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Тут вообще все забываю... Не представляю, как буду экзамены сдавать». С такими жалобами школьники часто обращаются к психологу. И это естественно. Ведь ответ у доски - это выступление, почти такое же, как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика (одноклассники), и критик (учитель). Причем это не просто выступление, а выступление на отметку, выступление, где проверяются твои знания, умения. Ну как тут не волноваться?

Но вот что интересно. Ситуация эта (ответ у доски) - для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. у одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в воду - и весело, и страшно» Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться, и, наконец, третья сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный урок.

С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, насколько хорошо он вообще знает и понимает тот ют иной предмет, с тем, насколько ой уверен в своих силах. Однако иногда бывает и так. Ты действительно хорошо знаешь урок и когда, на перемене товарищ попросил объяснить трудный вопрос ~ ты легко сделал это, а вот вызвали тебя отвечать, - и ты вдруг с ужасом убеждаешься, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то единое, быстро и сильно бьется сердце. Если это повторяется часто(и учитель, естественно, оценивает твои ответы не слишком высоко), то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам и, выходя отвечать, заранее будешь готов к тому, что всегда ответишь хуже, чем выучил. Появится неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с товарищами («Они только делают вид, что дружат со мной, а сами за глаза смеются»).

Для того, чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски.

Давай попытаемся разобраться, что происходит, когда ты выходишь отвечать. «Ясно, что, - ответишь ты, - волнуюсь и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как себя вести, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться. Психологи в таких случаях говорят, что человек чувствует, что у него не хватает средств, чтобы справится с ситуацией. И чем больше он хочет добиться успеха, тем сильнее волнение и страх. Есть такие ситуации, справиться с которыми особенно трудно и вместе с тем особенно важно. Эти ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют «стрессовыми» (от английского слова stress – напряжение). Ответы у доски и особенно на экзаменах – тоже своего рода стрессовые ситуации. Справляться с ними можно научиться. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.

Начнем с подготовки уроков.

Во-первых, надо правильно готовить уроки.

Но почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная урок, ты волнуешься и не можешь его рассказать? Все дело в том, что когда ты готовишь урок и когда отвечаешь его, ты чувствуешь себя по-разному. Психолог сказал бы, что ты находишься в разных эмоциональных состояниях. Учишь урок ты дома, сидя (а то и лежа) в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая у доски, стоишь напряженный, взволнованный. Из психологических исследований известно, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (например, учит уроки) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать информацию из памяти (вспоминать). Следовательно, надо постараться сблизить эти разные состояния.

Прежде всего для этого надо научиться воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях. Постарайся себе очень четко, во всех подробностях представить, что ты чувствуешь, переживаешь, когда совершенно спокоен, и что, - когда сильно напряжен. Очень хорошо, если ты попробуешь описать состояния. Затем в течение нескольких дней читай отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи, воображая себя то в том, то в другом состоянии. Только трать на это упражнение не больше 10 минут в день. Когда ты научишься легко его выполнять, можешь перестать его делать. Возвращайся к нему изредка, перед особенно трудными ситуациями, тогда, когда тебе особенно трудно овладеть своим состоянием.

При подготовке уроков, выучив домашнее задание, обязательно пересказывай его (даже если тебе кажется, что ты все очень хорошо знаешь). Отвечай так, как если бы это было в классе (т.е. представляя себя в классе, отвечающим у доски). Лучше всего пересказывать урок перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя целиком). Рассказывая, следи за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Если ты занимаешься вдвоем с товарищем, то рассказывайте друг другу, но зеркалом при этом все равно пользуйтесь. Пусть он сядет сзади тебя так, чтобы, смотря в зеркало, ты видел не только себя, но и его. Следи за его реакцией. Потом в классе во время ответа снова смотри на него. Конечно, рассказывать урок можно не только товарищу, но и маме, брату. Важно, чтобы с помощью зеркала ты мог следить и за собой и за реакцией слушателя.

Когда тебе особенно трудно отвечать, готовя урок, воспользуйся советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумывай мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайся представить все, что будет происходить, - возможные реплики учителей и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи» и т.п. Представляя, старайся вообразить, что ты будешь переживать, чувствовать в этих ситуациях, как будешь себя вести. Причем представляй ситуацию во всех вариантах, во всех возможных последствиях и реши, как лучше держаться, лучше вести себя во всех случаях (задают дополнительный вопрос, кто-то кидает ехидную реплику и т.п.). очень полезно представить, как вели бы себя в этой ситуации те из твоих одноклассников, чьи ответы у доски тебе особенно нравятся, а также те, чьи ответы, по твоему мнению, никуда не годятся. Обдумай все это после того, как урок уже выучен и пересказан, и ты убедился, что хорошо его знаешь. Но не трать на это много времени (не больше 5-7 минут).

Учи наизусть план ответа, и, отвечая в классе или пересказывая урок дома, старайся придерживаться этого плана. Всегда, когда это возможно, готовь для ответа «изюминку», которой ты мог бы порадовать учителей и удивить одноклассников (дополнительный материал, интересный пример, оригинальное решение задачи и т.п.). Найди для нее самое подходящее место в плане ответа.

Приготовив урок, постарайся дать себе отчет, на какую отметку ты можешь рассчитывать (учти при этом, что на отметку часто влияет не только то, как ты выучил урок сегодня, но и твои старые знания по этому предмету). Причем имеется в виду именно «твердая» отметка, тот минимум, на который ты можешь рассчитывать. Запиши эту отметку.

Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывал урок дома.

Формулируй цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должен рассказать (например, «Я должен рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»).

Отвечая, старайся говорить спокойно, четко, следи за своим голосом, за тем, как держишь руки. Дело в том, что по голосу можно судить о твоих переживаниях и чувствах. Например, у космонавтов, находящихся на космическом корабле, основной контроль за их эмоциональным состоянием осуществляется по голосу. Но голос (также как и жесты) не только «выдает» наше состояние, но может и влиять на него – успокаивать, придавать уверенность. Поэтому, если ты будешь стараться говорить уверенно, то можешь и почувствовать себя более спокойно. Если тебе задают дополнительный вопрос, не пугайся. Постарайся точно понять, о чем спрашивает учитель. Поняв это ты, если знаешь материал, сможешь правильно ответить на вопрос. Только не торопись говорить, что ты не знаешь. Лучше предупреди учителя, что тебе надо немного подумать.

Не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Если неправильно ответил, ошибся в решении задачи, постарайся возможно полно поправить это. Если твою ошибку заметили учителя и одноклассники, а сам ты не смог ее исправить, запомни ее и проанализируй дома.

Некоторым помогает, когда они при ответе как бы «играют роль» – «логика», «эрудита», «романтика» и т.п., причем меняют роли от урока к уроку, от предмета к предмету.

После ответа (лучше дома). Постарайся проанализировать, что было в твоем ответе хорошего, что плохого. Прежде всего подумай, правильно ли ты сформулировал цель ответа и сумел ли достичь ее. Постарайся сначала не думать про полученную отметку и уж тем более не впадай в уныние, если получил отметку ниже той, на которую рассчитывал (помнишь, ты записал ее). Раздели листок на две части. В одной части (поставь сверху +) пиши, что в ответе, с твоей точки зрения, было хорошего. В другой (наверху поставь -) – что плохого. Когда это сделаешь, посмотри на листок и поставь себе отметку так, как поставил бы ее другому человеку. Сравни ее с той отметкой, которую ты записал ранее, и с той, которую поставил учитель, и постарайся понять, за счет чего получилось расхождение. Если отметка ниже той, на которую ты рассчитывал заранее, постарайся понять, в чем конкретно твои недостатки и постепенно ликвидируй их. Если выше – проанализируй, за счет чего ты добился успеха, и постарайся закрепить эти сильные стороны. В следующий раз при подготовке ответа уделяй особое внимание своим сильным и слабым сторонам, стараясь максимально использовать сильные и свести к минимуму слабые.


Многие родители хотят, чтобы их дети в школе были самыми умными, смелыми и востребованными. Но иногда им приходится столкнуться с ситуацией, когда ребенок не отвечает на уроках в школе , стесняется и замыкается.

Причины молчания школьника у доски

  • Некоторые дети бывают очень ранимы, и поэтому кажутся стеснительными. Они боятся быть осмеянными, показаться глупыми, что-то сказать или сделать не так. Такие школьники, даже прекрасно зная материал, боятся поднять руку и выступить перед классом.
  • Если ребенок имел негативный опыт ответа у доски, в следующий раз он может захотеть быть незамеченным учителем на уроке. Ученик может стать неуверенным в себе, думать, что никогда не сможет хорошо и интересно ответить, что он хуже остальных.
  • Если ребенок находится в конфликтной ситуации с учителем, не понимает его и боится, успешно работать в такой напряженной ситуации он не сможет.
  • Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не сп0особны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

Как помочь ребенку?

Очень важно не отпускать на самотек сложившуюся ситуацию. Ребенку необходима поддержка и помощь близких, ведь походы в школу могут стать для него постоянным стрессом.

Конечно, готовиться к урокам следует начать вместе с ребенком. Все устные ответы нужно хорошо проговорить, попытаться предугадать возможные вопросы и подготовить к ним логичные и компетентные ответы. Отрепетировать монолог ученику следует несколько раз: как перед членами семьи, так и самостоятельно.

Для точного успеха ребенка при ответе у доски, постарайтесь вместе с ним найти дополнительную, интересную и запоминающуюся информацию по заданной теме. Школьник не только лучше запомнит материал с интересными подробностями и хорошо ответит домашнее задание. Он всегда сможет поднять руку и дополнить ответ своего одноклассника, что всегда приветствуется учителями.

Не запугивайте и не наказывайте молчащего ребенка, который боится по каким-то причинам отвечать. Постарайтесь выстроить с ним доверительный диалог и понять причину страхов. Объясните, что тоже были школьниками и боялись. Разбор ситуаций, основанных на личном примере, бывает довольно эффективен. Дайте ребенку понять, что он не один такой. Он должен знать, что даже в случае неудачного ответа он не станет плохим или нелюбимым, а совершенные ошибки можно и нужно исправить.

Как избежать этой проблемы дальнейшем

  • Чтобы страхи ученика постепенно прошли, следует не забывать хвалить его, замечая и отмечая даже самые маленькие успехи, вдохновлять на новые свершения.
  • Обязательно родители должны выстроить диалог с учителем, объяснить ему индивидуальные особенности ребенка и попросить быть к нему более внимательным.
  • Не забывайте какое-то время контролировать процесс обучения, проверяя готовность ребенка к ответу, оказывая любую помощь в подготовке и лучшем усвоении материала.
  • Если ребенку не помогли предложенные варианты решения проблемы, необходимо обратиться к школьному психологу для оказания ребенку специализированной помощи.

«… Тебя сегодня спрашивали по физике? Ты вчера мне весь параграф замечательно рассказывал. Обидно, ведь мог получить заслуженную пятёрку!
- Нет, я не отвечал.
- А ты поднимал руку? Ты же действительно знал материал!
- Если бы меня вызвали к доске и спросили еще что-нибудь, а я бы не смог ответить. Наоборот, хорошо, что «пронесло»».

Наверное, многие родители не раз огорчались из-за того, что ребенок, зная учебный материал, старается не отвечать на уроке, пока учитель не спросит его. Бывает, что насыщенный интересными фактами реферат или доклад также остаётся без внимания педагога и одноклассников. Почему же ребенок, вместо досады, разочарования и обиды, испытывает облегчение, а в другой раз, также предпочитает «отсидеться» за партой, чем блестяще ответить, рассказать много полезного для ребят и получить заслуженную хорошую отметку?

Причин, которые вынуждают ребенка боятся отвечать на уроке, может быть несколько. Вот две основные: стеснение и страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, даёт достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

С 9 лет ребенок может стать крайне застенчивым, очень переживая из-за внешних изменений, меняющегося голоса. Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Не уверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи замечательно подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится сконцентрироваться, интересно рассказать или ответить на вопросы.

Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться неуспешным и получить негативную оценку не только учителя, но и одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку именно в этот раз подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Если ребенок чувствует свою компетентность, если пользуется уважением ребят, он гораздо меньше переживает о том, что будет выглядеть глупо в той или иной учебной ситуации. Дети, которые не боятся отвечать и задавать вопросы на уроке, более свободны в общении как школьном, так и за пределами школы.

Менее способные ребята реже проявляют инициативу на уроках, так как считают себя «недостаточно умными и развитыми». Задача родителей помочь такому ребенку отыскать тот учебный предмет или ряд предметов, в которых он будет чувствовать себя успешным, вместе разобраться в слабых и сильных сторонах ребенка и стараться оказывать максимальную поддержку в «не дающихся» предметах. Ведь учебная мотивация складывается не только из интеллектуальных способностей ученика или того, насколько интересно учитель даёт учебный материал. Здесь важна и личная заинтересованность ребенка и родителей, и его внутренняя самооценка и самоуважение, которые способствуют формированию желания раскрывать и дополнять уровень своих знаний.

Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?

Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке , практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.

В такой ситуации необходима помощь не только ребенку , но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.

Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках .

Причины могут быть следующими :

1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку , то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках .

2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.

4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка . Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

5. Проблемы с развитием устной речи : неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует , замыкается, становится неуверенным и молчаливым.

6. Незнание, непонимание учебного материала.

Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом , можно :

Разрешить ребенку отвечать не устно , а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;

Предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков ;

При недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами , планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться ;

- использовать прием : ответы «на ушко» , если у учителя с учеником доверительные отношения.

Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом , а двигайтесь к этому постепенно : пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки , например : кто думает так же, поднимите руку.

Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.

Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку , можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.

При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.

Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.

Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка , можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов» .

Публикации по теме:

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.