Интенсивность деструктивного поведения. Деструктивное поведение: как проявляет себя Человек Неразумный. Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Понятие девиантного и деструктивного поведения. Суицидальные проявления и защита от них. Проституция как социальная проблема. Заболевания, передающиеся половым путем.

ВИЧ-инфекция как биолого-социальная опасность.

Как утверждают психологи, современный человек в течение года имеет столько же контактов с другими людьми, а возможно и такое же количество стрессов, как человек в начале века имел за всю жизнь. В условиях нарастающего темпа жизни, увеличения количества стрессов многие люди стремятся уйти от реальной действительности в мир иллюзий, что создает почву для различного рода девиаций и зависимостей.

Понятие девиантного и деструктивного поведения

Девиантное поведение - поведение человека, нарушающее норму, выходящее за пределы некой области, описывающей средние значения признака. И как следствие этого - искажение духовных ценностей личности и асоциальное, противоправное, аддиктивное поведение, а также проституция, беспризорность, суицид и др.

Аддиктивное поведение - это один из видов девиантного поведения с формированием устойчивой зависимости в стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния . Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Различают аддиктивное поведение фармакологического (алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение) и нефармакологического (игромания, интернет-зависимость, сектантство, клептомания) характера. Оно представляет серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только для самих зависимых, но и для окружающих.

Причины девиантного поведения. В последнее время в России сохраняется неблагополучие в сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; высоко число разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; фиксируется ухудшение здоровья детей, их питания, быта, досуга; жестокое обращение с детьми; насилие над ними; детская безнадзорность; преступность и социальное сиротство; растущая детская смертность. Все это ухудшает положение подростков и молодежи, делает их наименее защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных перспектив в будущем. Проблема девиантного поведения молодежи приобретает масштабы национальной трагедии. По мнению некоторых специалистов, такая тенденция через несколько лет может привести к необратимому процессу разрушения генофонда.

Выделяют следующие причины, приводящие к девиантному поведению:

I. Внешние (общественные):

1) социальное неравенство: низкий, подчас нищенский уровень жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.;

2) морально-этический фактор: низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, проституции, увеличении насилия и правонарушений;

3) окружающая социальная среда, которая нейтрально относится к девиантному поведению; недостатки социально-культурной сферы, неустроенный досуг. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

II. Внутренние (личностные):

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;

2) неудачи в учебе или на работе, разочарование в людях;

3) низкий уровень умственного развития, препятствующий правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий;

4) неудовлетворенные социальные потребности, которые создают внутренний конфликт личности и ведут к формированию аномальных потребностей;

5) недостаток самостоятельности мышления, большая внушаемость;

6) низкая познавательная активность, обеднение духовных потребностей.

В профилактике девиантного поведения необходимо сотрудничество власти с общественными организациями, системами образования и здравоохранения. В таблице 6 представлены основные направления профилактики девиантного поведения.

Таблица 6

Характеристика направлений профилактики девиантного поведения

Направления профилактики

Задачи

Пути реализации

Педагогическое

Формирование установок на здоровый образ жизни

Работа на уроках и внеклассная работа

Психо-гигиеническое

Коррекция направленного воспитания и ранних аномалий развития личности

Индивидуальная психологическая и педагогическая работа с трудными детьми и подростками

Санитарно-гигиеническое

Повышение санитарной грамотности и культуры здоровья на всех возрастных уровнях

Антиникотиновая, противоалкогольная и противонаркотическая пропаганда сре-ди школьников, родителей и окружающих людей

Медико-социальное

Работа с детьми группы риска, т.е. с детьми и подростками, употребляющими ПАВ

Оздоровление микросоциальной среды, выявление мотивов приобретения вредных привычек, ранняя постановка на учет и включение в группы наблюдения у нарколога

Административно-правовое

Насильственное пресечение распространения ПАВ среди детей и подростков

Система ограничений и запретов, вытекающих из принятых законодательных актов

Экономическое

Обеспечение национальной безопасности

Система государственных мероприятий, уменьшающих экономическую зависимость бюджета от игорного бизнеса, продажи алкоголя и табачных изделий

Большую роль в профилактике девиантного поведения могут сыграть средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению, сегодня телевидение и пресса зачастую пропагандируют асоциальный образ жизни: употребление пива, курение, беспорядочные половые связи и т.п. С другой стороны следует отметить появление социальной рекламы, направленной на профилактику девиантного поведения, пропаганду здорового образа жизни.

Деструктивное поведение. Деструктивное поведение по отношению к девиантному - регрессивная, негативная форма девиантного поведения, связанная с разрушением субъектом структур как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). Деструктивное поведение - это поступок, направленный на разрушение внешних структур и выстраивание собственного, отличного от других, структурного образа (идентичности). Деструкция начинается с выхода за пределы нормы, с девиации, но не обязательно девиация должна превратиться в деструкцию, поскольку девиация может уточнить, расширить и обогатить содержание нормы в своей позитивной форме.

Деструктивность по Фрейду выступает в виде отрицательного отношения человека к самому себе или к другим и соответствующего этому отношению поведения. Э. Фромм полагает, что глубокой деструктивности по отношению к другим людям нет у тех, у кого мало враждебности по отношению к самому себе. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм рассматривает деструктивное поведение в виде отклика человека на разрушение нормальных человеческих условий бытия. Деструкция социальных отношений порождена ситуацией, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои потребности, в результате чего возникают деформированные стремления и влечения.

Ц. П. Короленко к основным типам деструктивного поведения относит аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутическое.

Целями внешне деструктивного поведения могут являться:

Уничтожение другого человека: убийство (индивидуальное или массовое, которое может осуществляться в ходе войны), каннибализм;

Разрушение социума или определенных общественных отношений: террористический акт, революция, государственный переворот;

Разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм), а также природной среды.

Таким образом, деструктивное поведение охватывает совокупность таких сфер как социальные отношения (социальная позиция, роль, профессия, семья) и физиологические (индивидные) основания самого субъекта (здоровье). В этом случае деструктивное поведение описывает широкий круг феноменов, зачастую признающихся самостоятельными поведенческими реакциями: различные формы делинквентных действий (корыстные, насильственные действия) алкоголизм, наркомания, суицидальную активность и прочие особенности.

ГЁспжоп о гп я

пш»&т€»наш»згш&юшлж&г€* пот&жшфнпя

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Доктор философ, наук, профессор В. Б. Куликов, канд. психол. наук К. В. Злоказов

^альский юридический институт, г. Екатеринбург Деструктивное поведение как самостоятельная область исследования. Современные юридические, психологические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые формы активности личности через понятия «девиантное», «деструктивное», «дезадаптивное» поведение. В ряде работ данные понятия подменяют друг друга, выступают в виде синонимов, что не способствует расширению теоретико-методологического знания. Таким образом, первоочередной задачей выступает разграничение содержания каждой дефиниции.

Деструктивное поведение рассматривается как форма активности личности, вызывающая разрушение функционирующих структур. Это может быть как целенаправленная деятельность, связанная с неприятием любой социальной конструкции, так и психологическая реакция на любую совершенную социальную либо личностную конструкцию, Целостность или позицию. Деструктивное поведение зачастую относят к традиционным понятиям психиатрии, хотя сегодня о деструктивности следовало бы говорить и в широком психологическом аспекте. Рассмотрим соотношение понятий «деструктивность» и.«девиантность».

В отличие от определения деструктивного, дефиниция «девиантное поведение» базируется на понятии «норма». Э. Дюркгейм под девиантным поведением рассматривает поведение человека, нарушающее норму, т. е. некую область, описывающую средние значения признака. Деструктивное поведение по отношению к девиантному - регрессивная, негативная форма девиантного поведения, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). Деструкция начинается с выхода за пределы нормы, о девиации, но не обязательно девиация должна превратиться в деструкцию, поскольку девиация может расширить и обогатить содержание нормы в своей позитивной форме. Например, наличие развитых математических, логических, художественных, иных способностей у современных детей: заставляетизменять существующую систему образования. Но значительное отклонение от нормы, когда девиация выходит за пределы нормы, тогда, собственно, и возникает деструкция, в плоскости отношений которой уже не объективно существующая норма, а носитель этой нормы - структура. Таким образом, деструкция связана с понятием «структура» Также, как и девиация с понятием «норма» ,-

Деструктивное поведение, как и любой вид целенаправленной активности субъекта, базируется на мотивационно-смыс-ловой, ценностной, регуляторной и характерологической сфе-

рах личности. Существование в структуре определяет сущность личности: личность существует ради структуры и сама является особого рода структурой. Она реагирует и оценивает другие структуры вне себя, но именно благодаря другим структурам она себя и обнаруживает как структурное целое.

Деструкция в отношении других явлений - это одновременно способ обнаружения собственной структурированности либо идентичной остальным людям, либо принципиально отличной от других (в отношении полной свободы или несвободы). Таким образом, деструктивное поведение - это форма поступков личности, направленная на разрушение внешних структур и выстраивание собственного, отличного от других, структурного образа (идентичности).

Деструктивное поведение личности - это дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями субъекта, имеющий форму поступков или реакций. Поступок предполагает осознанную, целенаправленную форму активности, выступающую противоположностью реакции - компульсив-ной, аффективной форме деструктивного поведения. Дезадаптивность деструктивного поведения проявляется в разрушительном характере действий, результатом которых выступает уничтожение структуры. Характер деструктивного поведения определяется отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, а также развитием личности, приводящими к дезадаптации в обществе.

История исследования деструктивного поведения. Исследование деструктивного поведения является сложной междисциплинарной задачей, находящейся в проблемном поле широкого круга наук о человеке. На протяжении всей истории человеческой мысли проблема деструктивного поведения привлекала к себе внимание исследователей. Философскому осмыслению категорий этики, свободы воли и нравственности, естественно-научному объяснению патологических проявлений личности посвящены работы Платона, Гиппократа, Аристотеля. Философское наследие античности способствовало выявлению нескольких подходов к деструкциям личности. Морально-нравственные аспекты деструктивного поведения разрабатывались в философских школах стоиков иэпи-курейцев (IV в. до н. Э,). Творчество древнегреческих мыслителей способствовало формированию идеала гармоничной личности, «в полноценной жизни которой сливаются разумное и чувственное» (20): Естественно-научное направление исследования отклоняющегося поведения в работах Авиценны, Аверрореса, Галена позволило сформулировать предположения о зависимости индивидуального сознания от культурных форм общественной жизни, психического от биологической (как основы), темперамента как формально-динами-ческой структуры организации психической жизни. К проблематике психопатологий и психических расстройств, взаимосвязи соматических и психических болезней обращались уже в средние века. Проблемам причин отклоняющегося поведения личности посвящены работы видных ученых-богословов П. Абеяра и Ф. Аквинского (3).

Исследованию психологических аспектов деструктивного поведения - особенностей эмоциональной сферы, симптоматики истерии, депрессии и неврозов посвящены работы философов и психологов эпохи Возрождения Б. Телезио, X. Уарте, Р. Гоклениуса (2). К вопросам потребностей, мотивов и ценностей человеческого существования обращаются философы эпохи Просвящения Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Естественно-научное направление исследований особенностей отклоняющегося поведения прослеживается в творчестве Дж. Локка, Э. Б. Кондильяка, Дж. Беркли. РаботыИ. Канта, Г. В. Гегеля, Л. Фейербаха способствуют формированию единого философско-теоретического основания как этико-нравственной проблематики отклоняющегося поведения, так и методологического аппарата исследования девиаций (5). Во второй половине XIX в. и на всем протяжении XX в. исследование детерминант деструктивного поведения в философии реализуется в широкой области научных школ. Отклоняющееся поведение рассматривается в аспекте антропологии (М. Шеллер, А. Гален, М. Плесснер, Э. Ротхакер и др.), иррационализма (Ф. Ницше,

А. Шопенгауэра), экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдегерр).

Работы Э. Дюркгейма послужили началом разработки социального аспекта исследования деструктивного поведения (9). Изучению детерминант, факторов и форм отклоняющегося поведения в социологическом направлении исследований также посвящены работы Р. Мертона, П. Уорсли, Т. Парсонса и других исследователей. Аномия, по Мертону, особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов(14,13-26). Он считает, что причиной девиации является несогласованность между культурными целями, выдвигаемыми обществом (стремление к богатству, власти, успеху, выступающее в качестве установок и мотивов личности), и средствами, которые оно предлагает для их достижения. В работах Т. Парсонса рассматриваются проблемы социальной нормы, социального контроля; П. Уорсли видит связь абсолютных норм с культурными нормами, исследуя проблему относительности норм и отклонений. Н. Дж. Смелзер делает акцент на теории социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля.

В России социологические исследования форм отклоняющегося поведения: преступности, алкоголизма, наркомании и суицидов - начались в конце 60-х - начале 70-х гг. научными работами В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского А. Г. Здраво-мыслова, В. Н. Кудрявцева, И. В. Маточкина (5, 8-10).

Изучение биологических факторов деструктивного поведения предпринято в работах Ф. Гальтона, Ч. Ломброзо, У Шелдона, Р. Кречмера и последователей. Основным детерминантом склонности к преступности, по мнению Ч. Ломброзо, были наследственно-биологические факторы, подкрепленные воздействием окружающей среды. Так, к анатомо-физио-логическим признакам «прирожденного преступника» Ломброзо относит неправильную, безобразную форму черепа, раздвоение лобной кости, малую зазубренность краев черепных костей, асимметрию лица, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли и другие признаки.

Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что деструктивное поведение не имеет прямой связи с конституционально-биологическими свойствами, но формально-динамическими предпосылками выступают индивиду аль-но-типологические свойства личности (на уровне свойств темперамента или характера).

В настоящее время биопсихические факторы отклоняющегося поведения являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных авторов: В. Ф. Асинкритова, Б. С. Братуся, П. Б. Ганнушкина, В. А. Гурьева, Б. В. Зейгар-ник, К. Леонгард, А. Р. Лурии, А. Е. Личко, А. А. Реана, X. Ремшмидта, В. Я. Гиндикина и др. Исследование влияния

психопатий в связи с проявлениями деструктивного поведения личностью реализовано в исследованиях М. О. Гуревича, О. В. Кербикова, В. А. Семке; рассмотрение особенностей деструктивного поведения и депрессивных состояний предпринято в работах Ф. Б. Березова, О. П. Ветроградова, В. А. Воробьева, В. М. Дильмана, А. Б. Смулевича, В. Н. Синицкого.

Психологическое исследование сущности деструктивного поведения, форм и факторов, его обусловливающих, разворачивается с момента появления психологии как науки. В психоаналитическом подходе к пониманию детерминант деструктивного поведения (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Ф. Перлз,

В. Райх, А. Адлер) рассматриваются влияние неосознаваемых побуждений - мотиваторов, непосредственно воздействующих на жизнь и деятельность человека.

Деструктивность, по Фрейду, выступает в виде отрицательного отношения человека к самому себе или к другим и соответствующего этому отношению поведения. 3. Фрейд рассматривает деструктивность как одно из двух основных влечений, противостоящее конструктивному (жизнеутверждающему) Эросу (инстинкту жизни, любви и созидания). Деструктивность в определенной мере свойственна всем людям, различие касается главным образом ее объекта: другие ли это люди или сам носитель деструктивности. По А. Адлеру, причиной деструктивного поведения выступает субъективное ощущение беспомощности и отчужденности от общества.

А. Камю считал причинами деструктивного поведения мотивы борьбы за абсолютную власть: «если для животного высшей ценностью является сохранение жизни, то для человека куда более важно признание ценности его жизни другими людьми» (10,263).

Э. Фромм полагает, что глубокой деструктивности по отношению к другим людям нет у тех, у кого мало враждебности по отношению к самому себе. Деструктивность является следствием блокировки плодотворной энергии, препятствий на пути к развитию, когда человеку не удается реализовать свой потенциал. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм рассматривает деструктивное поведение в виде отклика человека на разрушение нормальных человеческих условий бытия. Он исходит здесь из тезиса о первичности психических процессов, которые во многом определяют структуру социальных институтов (17).

Автор исследует процесс слияния неповторимого, экзистенциального склада личности и конкретного социального фона, оказывающего воздействие на индивида, преображающего его потребности, вырабатывающего социальные характеры, подчеркивая тем самым, что проблема деструктивности должна рассматриваться с биосоциальной точки зрения. Деструкция социальных отношений порождена ситуацией, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои потребности, в результате чего возникают деформированные стремления и влечения. Фромм выделяет характерные психологические механизмы, которые создают основу каждого классифицированного им типа ориентации - мазохистского, садистского, деструктивного и конформистского. Люди, одержимые мазохистскими тенденциями, стремятся не утверждать себя, не делать того, чего им хочется самим, а подчиниться действительным или воображаемым приказам внешних сил. Часто они попросту не способны испытывать чувство «я хочу», чувство собственного «Я». Жизнь в целом они ощущают как нечто подавляюще сильное, непреодолимое и неуправляемое (17).

Концепция поисковой активности предполагает, что деструктивное поведение - следствие неразрешенной поисковой активности. Чем в большей степени поисковая активность находит выражение в адекватном и продуктивном поведении, тем меньше шансов для деструктивной агрессивности. Это означает также, что недостаточно подавить агрессивное поведение угрозой наказания, необходимо предоставить человеку альтернативную возможность для самореализации, для осуществления поискового поведения. Без такой альтернативы

подавление агрессивности может привести к депрессии или психосоматическим заболеваниям.

Выделяют два вида личностной преобразующей активности: творческое поведение, создающее новую среду, и разрушение - дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду (16).

Содержание и формы деструктивного поведения. В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка. И. В. Лысак указывает, что целями внешнедеструктивного поведения могут являться:

Уничтожение другого человека: убийство (индивидуальное или массовое, которое может осуществляться в ходе войны), каннибализм;

Разрушение социума или определенных общественных отношений: террористический акт, революция, государственный переворот;

Разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм), а также природной среды (13).

Ц. П. Короленко к основным типам деструктивного поведения относит аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутичес-кое. Проявление субъектам таких форм поведения неизбежно приводит к дезинтеграции как интрапсихической (Я-концеп-ция и самоотношение, когнитивная и мотивационно-смысло-вая сфера) так и экстрапсихической (межличностные и профессиональные отношения) сфер (11).

Исследователи В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают деструктивное поведение субъекта в качестве попытки восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой. Согласно этой концепции, индивиды, имеющие пониженный уровень субъективного контроля, прибегают к разрушению объектов физической среды для его восстановления. В серии лабораторных экспериментов Оллен и Гринбергер показали, что разрушение предметов действительно повышает у субъекта ощущение контроля над средой. Другие исследования косвенным образом подтверждают теоретическое положение данной модели. Рассматривая оставление надписей и рисунков в качестве одного из видов разрушения среды, Р. Рубек и Р. Патнаик установили на выборке студенческих общежитий одного из университетов Индии, что в общежитиях, на стенах которых обнаружено меньше граффити, знаков и объявлений, проживают индивиды, в большей степени убежденные в своей способности контролировать среду. М. Шварц и Дж. Довидио, изучая связь личностных характеристик с нанесением надписей и рисунков на стены, использовали сходную характеристику локуса контроля, т. е. степень, в которой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий (интернаты) или управляемую внешними силами (экстерналы). Они обнаружили, что те, кому свойственно оставлять надписи, чаще имеют экстернальный локус контроля, нежели те, кто не рисовал на стенах и партах. По П. Ричардсу, школьники с ощущением меньшей самоэффективности несколько чаще других сообщают о разрушении школьной и внешкольной собственности (цит. по: 15).

Необходимо отметить, что рассмотрение культурных и субъективно-психологических детерминант представляется перспективной сферой дальнейшего исследования в области психологической диагностики, коррекции и профилактики деструктивного поведения.

Современные проблемы деструктивного поведения. Современная ситуация, сложившаяся в органах внутренних дел, показывает чрезвычайную актуальность исследования проблемы деструктивного поведения. Факты проявления агрессии, грубости, эмоциональной несдержанности, равноду-

шия, попустительства и безответственности сотрудников милиции во многом обусловлены деформирующим влиянием условий профессиональной деятельности. По данным социологического опроса, проведенного ВНИИ МВД России (4), наблюдается общая негативная картина оценки сотрудниками милиции своей профессиональной деятельности и условий ее осуществления. Среди опрошенных отмечается высокий уровень неудовлетворенности социально-бытовыми условиями службы и перспективами служебного роста. Наиболее значимыми факторами, негативно влияющими на результативность деятельности органов внутренних дел в 2003 г., являются проблемы кадрового характера, обусловленные слабой материально-технической обеспеченностью (74,0%); выполнением сотрудниками несвойственных функций (40,0%); некомплектом кадрового состава (39,0%) и слабым его подбором (31,0%)); несоответствием интенсивности милицейского труда штатной численности подразделений (25,0%). Чрезмерную загруженность непрофильными поручениями отмечает каждый второй сотрудник штабов, подразделений по работе с личным составом, по борьбе с организованной преступностью, инспекции по делам несовершеннолетних и службы участковых милиционеров.

Другим немаловажным фактором, обусловливающим отклоняющееся поведение, является недостаточность надежных гарантий правовой защиты сотрудников и низкий уровень обеспеченности материально-бытовыми условиями. Более трети опрошенных испытывает в связи с исполнением служебных обязанностей постоянное чувство тревоги за себя и своих близких. Половина респондентов не удовлетворена жилищными условиями (55,0%)), уровнем медицинского обслуживания и обеспечением путевками (51,0%), организацией досуга (51,0%).

Заслуживает внимания проблема социально-экономического положения сотрудников ОВД. Адаптация к существующим условиям прохождения службы нередко сопровождается у них попытками использования своего служебного положения в личных целях для поиска дополнительного заработка, не всегда законного. Отсюда, ослабление дисциплины, недобросовестное отношение к службе, нарушения законности или морально-этических норм. По сообщению пресс-служб МВД России, в 2005 г. общее количество правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, возросло по сравнению с 2004 г. на 46,8%о и составило 44 735 случаев. К уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены 28 592 сотрудника органов ОВД. Среди милиционеров чаще всего закон нарушают сотрудники самой многочисленной службы по охране общественного порядка (около 13 тыс. фактов в 2005 г.) и уголовного розыска (более 4 тыс.) в списке правонарушений. Отмечается снижение положительных оценок деятельности подразделений среди различных категорий аттестованного состава сотрудников ОВД (старшего и среднего начальствующего состава, рядового состава). Из выявленных за 2005 г. правонарушений, допущенных сотрудниками ОВД по Санкт-Петербургу, 90 приходится на младший состав, 583 - на представителей среднего звена и 282 - на старший начальствующий состав. Среди 78 сотрудников милиции, привлеченных к уголовной ответственности, 12 - представители руководящего состава в звании не ниже подполковника (4).

Не менее остро стоит вопрос алкоголизации и наркомании в системе органов внутренних дел. Статистика не дает полного представления о масштабах употребления алкоголя и наркотиков сотрудниками милиции, однако некоторые социологические исследования дают серьезные основания считать, что проблема достаточно остра. Исследования, проведенные на кафедре психиатрии Военно-медицинской академии, показывают, что хронический стресс создает предпосылки для формирования алкоголизма и наркомании, которая в мирных условиях реализуется далеко не всегда. По мнению специалистов, около 30,0%о участников военных действий в Афганис-

тане и более 70,0% воевавших в Чечне находятся в состоянии так называемого посттравматического синдрома, который характеризуется приступами страха, тревоги, повышенной агрессивностью и вспышками гнева (6,282).

Совокупность рассмотренных фактов свидетельствует о напряженном положении в структуре органов внутренних дел. В связи с неукомплектованностью кадрового состава, низким профессионализмом, некомпетентностью, несоответствием интенсивности милицейского труда штатной численности подразделений, социально-экономическим положением формируется стрессовый фон, способствующий профессиональной деформации личности, «депрофессионализации», что проявляется в деструктивном поведении сотрудников.

Осуществление сотрудниками ОВД профессиональных обязанностей непосредственное, приводит к истощению психологических ресурсов внутреннего мира личности, нервно-психической напряженности и, как следствие, различным отклонениям в эмоциональной и личностной сфере - базовыми предпосылками деструктивного поведения.

Неизбежным следствием профессиональной деятельности выступают проблемы профессиональной деформации личности. Это результат негативного воздействия на личность информации, сопровождающей профессиональную деятельность, социальных отношений, проблем, зависимостей в служебной иерархии, которые преломляются в субъекшо-объект-ных характеристиках среды, ситуации, поведенческих актах подчиненных и руководителей, а также результат норматив-но-объектной и субъектной детерминации личности в конкретный момент жизнедеятельности.

«Воздействие экстремальных факторов боевой обстановки, минно-фугасной войны, различных террористических актов и связанные с ними физическое и психическое перенапряжение являются источником развития состояний психической дезадаптации, формирования негативных изменений личности сотрудников. Пессимизм и недоверие к другим, потеря смысла жизни, конфликтность, агрессивность, поиск новых приключений, алкоголизм и другие негативные явления - вот лишь некоторые характеристики стрессогенных расстройств, возникающих после экстремальных событий», - из интервью заместителя Министра внутренних дел России генерал-пол-ковника Соловьева Е. газете «Щит и меч» (19).

Выполнение сотрудниками ОВД служебных обязанностей в экстремальных условиях: требующих повышенного нервно-психического напряжения; характеризующихся депривацей жизненных потребностей, глубокими эмоциональными переживаниями, влияющими на экзистенциальные сферы (личностные ценности, смыслы) приводит к формированию стрессовых, фрустрационных и кризисных реакций.

Основные выводы. Феномен деструктивного поведения должен быть подвергнут дальнейшему комплексному теоре-тико-методологическому анализу в целях уточнения и обогащения области теоретического знания о форме, содержании, причинах и условиях социально неприемлимых форм поведения. Что позволит сформировать единый методологический подход к психологической диагностике разнообразных проявлений деструктивного поведения, психологической коррекции агрессивных, суицидальных, делинквентных форм поведения сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. -1984. - Т. 5. - № 5.

2. Антология мировой философии: в 4 т. / ред.-сост. и автор вступит, статьи И. С. Нарский. - М., 1971. - Т. 3: Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в.

3. Антология средневековой мысли: Теология и философия Европ. средневековья: в 2 т. - СПб., 2001. - Т. 1.

4. Аналитический обзор. - М., 2004.

5. Афанасьев В. С., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. -СПб., 1995.

6. Девиантность и социальный контроль в России. - СПб., 2000.

7. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. - М., 1994.

9. Закалюк А. П., Коротченко А. И., Москалюк Л. И. Допре-ступное поведение и механизм совершения преступления при нарушении критичности пограничного характера // Проблемы изучения личности правонарушителя. - М., 1984.

10. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтарь. - Минск, 1998.

11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. - Москва-Екатеринбург, 2000.

12. Кудрявцев В. Н. Социальное и биологическое в антиобщественном поведении// Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.

13. Лысак И. В. Человек - разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. - Таганрог, 1999.

14. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура// Социс. - 1992. - № 3.

15. Скороходова А. С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал.- 1998. - № 1.

16. Современная западная социология: словарь. - М., 1990.

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.

18. Харитонова И. В. Дизадаптивные проявления у людей с различным типом темперамента при эмоциональном стрессе: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1997.

20. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1985.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ УГРОЗ ПОТЕРПЕВШИМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Р. Е. Токарчук

Омская академия М ВД России

В теории и практике уголовного права одним из факторов, влияющих на квалификацию насильственных хищений, является психическое отношение к насилию участвующих сторон, и не только насильника (субъективная сторона преступления), но и психическое отношение потерпевшего. В зависимость от психического отношения потерпевшего к деянию поставлена оценка интенсивности так называемого «психического насилия». В наше время психическое отношение потерпевшего нельзя отнести ни к одному из признаков состава преступления, что рождает проблемы при квалификации насильственных хищений, а также вопросы об обоснованности учета психического отношения к ним потерпевшего.

Так, в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» указано, что если: «... завладение имуществом соединено с угрозой применения насилия, носившей неопределенный характер, вопрос о признании в действиях лица грабежа или разбоя необходимо решать с учетом всех обстоятельств дела: места и времени совершения преступления, числа нападавших, характера предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективного восприятия угрозы (выделено нами. -Р. Т.), совершения каких-либо конкретных демонстративных действий, свидетельствовавших о намерении нападавших применить физическое наси-

Скорее всего, каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом: "Как реагировать на деструктивное поведение другого и как с таким деструктивным жить?"

Во-первых, с разрушительным деструктивным можно не жить! Или, учиться жить с ним рядом, на дистанции. Причём, находить нужную для вас, безопасную дистанцию по отношению к этому. Как говорится - «быть вовне», а «не внутри».

А во-вторых, не принимать на свой счёт! Ведь "отвратительно разрешительное" исходит от другого человека, и может быть, это для него единственно возможный способ установления взаимодействия в данное время и другого он проявлять, в силу своих внутренних ограничений, не может. Его многолетний опыт жизни привёл к этому. И это имеет отношение не к вам, а к этому человеку. Если это понять, то можно не реагировать и не брать на свой счёт, или меньше реагировать.

И, конечно, не забывайте взглянуть на свою личную историю жизни, на свои действия, а порой и бездействия, благодаря которым может разворачиваться деструктивное поведение другого в нашем пространстве. Вот это уже зона вашей ответственности. Иногда опасно сохранять примиримость и терпимость в сообществе людей, где непримиримость и нетерпимость возведены в принцип существования.

Желательно прояснять для себя - как Вы потворствуете проявлению "отвратительного" в вашем пространстве. Идеальный мир построить невозможно. Да, Вы и сами знаете. Хотя не исключено, что мечтаете об этом. Тогда, что же со всем этим делать? И можете ли Вы повлиять на реальность?


1. Расстаньтесь с иллюзией, что можно изъять конфликты из вашей жизни.

И чем скорее Вы это сделаете, тем быстрее перейдёте к новым действиям. Внутренне разрешив конфликтам быть в вашей разнообразной действительности, Вы освободите ту часть энергии, которая затрачивается на удержание вашего напряжения и возмущения.

Уточняю, что разрешить "быть" конфликтам - это понимать неизбежность данного вида взаимодействия, как части реальности.

2. Не зависайте в проблемной для вас ситуации дольше, чем нужно.

Да, расстроились! А кто не расстроиться при деструктивном поведении, направленном на вашу личность?Поскорее растождествляйтесь с ситуацией.

В противном случае вся ваша энергия уйдёт на активное сопротивление "противнику", либо на удержание колоссального напряжения и внутренние диалоги с ним, если вы не готовы вступить в открытую борьбу. И у вас не останется сил для продуктивных действий по выходу из патологичных взаимоотношений.

3. Отделите зону своей ответственности от зоны ответственности другого человека.

Не поддерживайте "производство" деструктивного поведения по отношению к себе. Вы можете отвечать за своё поведение. За поведение другого взрослого человека Вы не несёте ответственности, как бы он вас в этом не убеждал. В вашу зону ответственности может входить ваше желание урегулировать деструктивность взаимодействия, а также желание приложить столько усилий, сколько можете, чтобы повлиять на происходящее.

4. Если нет возможности повлиять на ситуацию, то выходите из проблемного взаимодействия.

Либо отдалитесь на нужную вам, достаточно безопасную дистанцию.

5. По возможности, нарабатывайте опыт и приобретайте навык переводить деструктивные отношения в отношения, похожие на человеческие.

И последнее. Напоминайте себе и другим, что необходимо не только нуждаться и требовать человеческих отношений, но и "производить" эти самые человеческие отношения.

Деструктивность – термин, который образован от латинского слова destructio, что в переводе обозначает разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо. В психологии этот термин обозначает отрицательное отношение человека, которое он направляет на некие внешние объекты (вовне), либо, как вариант, на самого себя (внутрь), а также поведение, которое соответствует указанным взглядам.

Деструктивность: общее

Доктор Зигмунд Фрейд считал, что деструктивность является обычным свойство абсолютно любого человека, и считал, что вся разница только и заключается в том, на что направлено это явление. Эрик Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» уверен, что деструктивность, направленная вовне, является лишь отражением то, что направлена внутрь, и таким образом получается, что если деструктивность личности не направлена на самого себя, то и на окружающих она исходить не может.

Человеческая деструктивность являет собой следствие того, что личность попросту блокирует выход плодотворной энергии, видя различные препятствия на своем пути развития и самовыражения. Именно из-за неудачи в сложном деле самореализации и возникает это патологическое явление. Интересно, но личность остается несчастной даже после достижения целей.

Деструктивность и ее направленность

Как уже говорилось выше, деструктивность может быть направлена вовне и внутрь. Рассмотрим примеры того и другого типа.

Проявлениями деструктивного поведение направленного вовне можно считать следующие факты:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • разрушение социума, неких общественных отношений (война, террористический акт);
  • разрушение ценных предметов, например, памятников и произведений искусства (вандализм);
  • разрушение естественной среды (экологический терроризм, экоцид).

Негативные последствия в данном случае прежде всего коснутся именно внешнего объекта, а не самого человека.

К проявлениям деструктивного поведения, направленного внутрь, или аутодеструкции, можно отнести:

  • любое злоупотребление психически активными веществами (токсикомания, алкоголизм, наркотическая зависимость);
  • суицид (умышленное физическое убийство самого себя и саморазрушение личности);
  • зависимость патологическая нехимическая: интернет-аддикция, гэмблинг (страсть к азартным играм), и т.д.

Проявлений может быть много и все они несут определенный вред, какие-то более крупный, какие-то менее.

Деструктивность и деструктивное поведение

Деструктивное поведение являет собой тип разрушительного для человека поведения, которое характеризуется существенными отклонениями от существующих психологических и даже медицинских норм, в результате которого сильно страдает качество жизни человека. Личность перестает критически пересматривать и оценивать свое поведение, возникает непонимание происходящего и когнитивное искажение восприятия в целом. Как итог снижается самооценка, возникают разного рода эмоциональные нарушения, что приводит к социальной дезадаптации, причем в самых крайних проявлениях.

Деструктивность сама по себе присутствует абсолютно в каждом человеке, но проявляется только в сложные, тяжелы, возможно, переломные моменты жизни. Часто это случается с подростками, у которых к проблемам возрастной психики прибавляется еще учебная нагрузка и сложные взаимоотношения со старшим поколением.

В некоторых случаях возможны также деструктивные изменения личности, которые заключаются в разрушении самой структуры личности либо, как вариант, неких отдельных ее компонентов. Встречаются самые разные формы этого явления: деформация мотивов поведения, деформация потребностей, изменения характера и темперамента, нарушения волевого управления поведением, неадекватная самооценка и проблемы в общении с окружающими.

В современной психологии, начиная со второй половины XX в., проблема отклоняющегося поведения подвергается комплексному анализу в русле культурно-исторической, феноменологической, экзистенциальной и гуманистической психологических традиций и многих других отечественных и зарубежных школ. Однако проблема факторов и форм деструктивного поведения, способов психологической диагностики, коррекции и профилактики остается по-прежнему актуальной.

Современные юридические, психологические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые формы активности личности через понятия «девиантное», «деструктивное», «дезадаптивное» поведение. В ряде работ данные понятия подменяют друг друга, выступают в виде синонимов, что не способствует расширению теоретико-методологического знания. Таким образом, первоочередной задачей выступает разграничение содержания вышеуказанных понятий.

Деструктивное поведение рассматривается как форма активности личности, вызывающая разрушение функционирующих структур. Это может быть как целенаправленная деятельность, связанная с неприятием любой социальной конструкции, так и психологическая реакция на любую совершенную социальную либо личностную конструкцию, Целостность или позицию. Деструктивное поведение зачастую относят к традиционным понятиям психиатрии, хотя сегодня о деструктивности следовало бы говорить и в широком психологическом аспекте.

Деструктивное поведение понимается нами как дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями субъекта, имеющий форму внешних действий - поступков. В психологическом смысле деструктивное поведение характеризуется отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, а также развитием личности, приводящими к дезадаптации в обществе.

Социально-психологическая дезадаптированность личности, в первую очередь, выражается в неспособности к разрешению собственных потребностей и притязаний. С другой стороны, личность, имеющая нарушения психологической адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из значимых признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимы для их разрешения.

Литературные данные свидетельствуют о наличии обобщенно трех условных областей анализа психики и ее проявлений, заключающих в себе специфические факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение. В связи с этим необходимо выделить три направления исследования психологических проблем:

· изучение характерологических и конституционально-биологических особенностей личности;

· исследование саморегуляции личности;

· анализ особенностей ценностно-смысловой сферы личности.

Выделение данных групп не исчерпывает все возможные варианты детерминант деструктивного поведения, но является иллюстрацией междисциплинарных и межпарадигмальных различий, сложившихся в психологии в настоящее время.

1. Конституционально-биологические свойства и характерологические особенности личности следует считать тем внутренним фактором, внутренним условием, без которого невозможно формирование психического как «живого процесса». Реакции субъекта на деструктивное воздействие социальных факторов профессиональной деятельности зависят от степени выраженности акцентуации характера, психотипологических предпосылок развития. Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует формированию личностной и поведенческой изменчивости в конституциональном пространстве от психологической нормы – акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995). Как отмечает Ц.П. Короленко, адаптация человека к экстремальным условиям во многом определяется существующими у него высшими адаптивными психофизиологическими уровнями. Применение тех или иных адаптационных стратегий обусловлено в большой мере особенностями психического склада человека. Указанные психологические особенности во многом связаны с физиологическими характеристиками. По выражению Ю. А. Александровского, индивидуально-типологическое своеобразие человека зависит от особенностей его нервно-психической деятельности, сочетания врожденных и приобретенных свойств.

В качестве одного из возможных механизмов, связывающих физиологические особенности индивида с его устойчивостью к стрессу, рассматривается индивидуальный профиль межполушарной асимметрии. Так, в условиях хронического стресса, обусловленного экстремальными климатогеографическими условиями, показатели психоэмоционального напряжения у лиц с относительным доминированием правого полушария оказались в 1,5 раза ниже, чем у обследованных с левополушарным преобладанием, а показатели тревожности и агрессивности - в 2 раза ниже.

Социально-стрессовые, экстремальные факторы, деструктивно влияющие на конституционально-типологическую основу личности, приводят к снижению функциональной активности индивидуального барьера психической и психологической адаптации, истощают психобиологические резервы личности. Общим результатом является неустойчивая адаптация «пограничной» личности во внешней среде, проявляющаяся не только личностными и поведенческими аномалиями, но и патологическими формами деструктивного поведения, пограничными психическими расстройствами. О. А. Рогожиной экспериментально показано, что у представителей пограничной, деструктивно-направленной личности под влиянием деструктивных факторов внешней среды легче и быстрее формируются состояния конституциональной психологической декомпенсации, что приводит к выраженной аномальной личностной изменчивости, т. е. регистрируются аномалии по вектору «норма-патология». В случае сверхзначимых и жизнеопасных экстремальных воздействий наблюдается формирование пограничных психических расстройств невротического уровня, свидетельствующие не о постепенной конституциональной изменчивости, а о скачкообразном переходе к вектору «здоровье-болезнь».

2. Исследование саморегуляции личности и совокупности ее составляющих. Стрессовые условия профессиональной деятельности, требующие навыков саморегуляции в когнитивной, эмоциональной, волевой сферах выступают значимыми предпосылками к формированию деструктивного поведения человека. Невротические состояния, являющиеся предвестником пограничных, в клинической психиатрии рассматриваются как варианты единого психогенного заболевания - синдрома психической дезадаптации, связанные между собой многочисленными переходными и смешанными формами. Актуальность исследования механизмов психологической регуляции и саморегуляции личности, способствующих гармоническому разрешению противоречий, не вызывает сомнений. В отечественной психологии концептуальные подходы изучения саморегуляции связаны с исследованиями С. Л. Рубинштейна, 1989; А. В. Петровского, 1995; В. И. Селиванова, 1992; Г. С. Никифорова, 1989; Л. Д. Столяренко, 1997; Н. М. Пейсахова, 1997; С. А. Шапкина, 1998; А. А. Крылова, 1999; В. Н. Куницына, 1999; Е. П. Ильина, 2000 и др. Саморегуляция личности - стержневое, системное, многоуровневое образование, функционально присутствующее на различных уровнях анализа психического и проявляющееся в ходе всей человеческой жизнедеятельности. Саморегуляция представляет собой системно организованный процесс, внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Критерием эффективности саморегуляции В. И. Моросанова полагает развитость звеньев структуры осознанной саморегуляции. К индивидуально-типическим, или стилевым особенностям саморегуляции автор относит два уровня звеньев регуляции:

1. Индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегулирования, таких как планирование, моделирование, программирование и оценка результатов. Основные линии индивидуальных различий заключаются в дифференцированной развитости этих процессов или в различиях индивидуального «профиля» регуляции.

2. Стилевые особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев системы саморегуляции и являются одновременно регуляторно-личностными свойствами (например, самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность). Последние могут быть как предпосылками создания стиля регуляции в силу их системного характера, так и новообразованиями в процессе его формирования. При выраженности внутриличностной конфликтности у испытуемых с высокой степенью осознанной саморегуляции наблюдается использование способов неосознаваемой саморегуляции (психологических защит), причем с преобладанием более зрелых их видов. Исследования показали, что если человек при высоком индивидуальном уровне саморегуляции прибегает к средствам интрапсихической защиты, то таковыми будут: рационализация, позволяющая находить при помощи интеллектуальных операций доводы в пользу самооправдания или дискредитации внешней ситуации, а также изоляция, при которой характерно отделение аффекта от интеллекта. При менее развитой общей саморегуляции у испытуемых наблюдаются: проявление ригидности, мешающей своевременно менять цели и способы их достижения соответственно требованиям реальной ситуации, механизмы идентификации (с сильным другим) и проекции (приписывание другим людям своих вытесненных чувств).

3. Исследование мотивационно-смысловой сферы и направленности личности. Следует отметить, что важнейшим индикатором уровня развития личности является возможность опосредования, регулирования собственного поведения. В основе механизмов саморегуляции лежит трансформация смысловых систем, прежде всего, ценностно-ориентационной сферы. Поэтому понимание регулятивных механизмов личностного функционирования непосредственно связано с анализом своеобразия иерархии и динамики ценностных структур деструктивно-ориентированной личности, которое носит дезадаптивный характер и лежит в основе различных форм нарушения личностной регуляции поведения. По мнению А. Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром. Типологии личности или характера на основе различий в ценностных ориентациях в отечественной (как, впрочем, и в зарубежной) психологии конструировались преимущественно на основе направленности на какую-либо доминирующую ценность или группу ценностей. При наличии высокой мотивации совершения противоправного поступка личность внутренне уже готова к антиобщественному акту с нарушением всех социальных норм. Искажение мировоззренческой позиции, наличие так называемой антиобщественной установки, тесно связанной и с деформацией ценностных ориентаций личности, служит важным показателем склонности лица к деструктивному поведению. Наиболее отвечающим современным представлениям является понимание криминогенного значения психических аномалий, которые в основном состоят во взаимодействии с социально приобретенными особенностями, облегчающими совершение правонарушения. При этом личностные аномалии выступают в качестве внутренних условий, а не причины совершения противоправных действий. Криминогенность и деструктивный характер поведения субъекта определяется не какими-либо их врожденными индивидными свойствами, а особенностями их смысловой сферы, ведущими к нарушениям мотивации поведения. Системы ценностных ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном счете определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека. Мотивационно-смысловая сфера деструктивной личности, по мнению В. В. Лунеева, «... сдвинута от общественного к личностному, от социального к индивидуальному, от объективного к субъективному, от культурного к естественному (витальному), от духовного к материальному, от внешнего к внутреннему, от должного к желаемому, от устойчивого к ситуативному, от перспективного к сиюминутному, от рационального к эмоциональному» .



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.