История происхождения глиняной посуды древних славян. История деревянной посуды. Горшок для топления масла

Посуда древних славян

Древние славяне никогда не пользовались словом «посуда». Оно заменялось иным – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была довольно различной и адаптированной для готовки в печи.

Посуда для кушанья. Как, правило, вся изготавливалась из дерева. Гораздо позже появилась возможность её создавать для яства еще из стекла, олова и в, том числе, и серебра. Для водянистой и полужидкой еды, такой процесс был не очень удобен.В следствие этого, выдумали миску. Она проворно заняла своё место среди кухонной утвари, став, безусловно, непременной для супов, каш, бульонов.

Миски изготавливались довольно большущих объемов, дабы из нее имела возможность есть вся многочисленна семья.

Приём пищи – это время, когда за столом собирались все от мала до велика. Со временем появляются «индивидуальные» миски - чашки. Чашка имела возможность быть глиняной или же древесной. Не считая прямого предназначения, ее воспользовались для гаданий, ритуалов, приворотов, заговоров на самочувствие.

Готовили еду в горшках. Лепили горшки изначально женщины. Потом появились мужчины мастера-гончары. Горшки из глины обязательно обжигались для крепости. Посуда эта была обычной и незаменимой и для простого люда, и для повелителя, зажиточного хозяина или князя.Это были сосуды округленной формы, которые великолепно переносили длительное время нахождения в печи. При этом нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон.

Раскрашивали эти предметы обихода природными красителями. Алый, кофейный, темный-коричневый – вот традиционные цвета славянского гончарного искусства.. Горшок временами декорировали росписью орнаментами.

Гусятницей называлась посуда, приготовленная из глины, для изготовления вторых яств (мясо, запеканка). По сущности это была сковорода с маленькими стенами, или низкими бочками, округлая.

Изготовление такой посуды сохранилось в традициях мастеров и по сегодняшний день. Но гораздо реже воспроизводятся изделия славян другого направления.

Канопка – посуда, напоминающая нынешнюю кружку.

Кашник- горшок с одной ручкой. В нем поджаривали еду или же подавали. Очень похож на современный ковшик.

Кисельница – это чашка, имеющая огромную вместительность, а еще носик. Назначение ее ясно из наименования.

Корчага - большой сосуд, изготовленный из глины. Функций у корчаги было довольно большое количество. В ней разогревали воду, варили пиво и квас, спиртные напитки (брага). В том числе и одежку возможно было в ней кипятить! По форме данная посуда напоминала горшок или же кувшин, в обязательном порядке была ручка. Корчаги, в коих варили пиво, сберегали квас или же воду, было особеннопо хозяйски приспособлены. Имелось отверстие; его затыкали пробкой. Размер корчаги мастерили по усмотрению и необходимости: от 6 литров до 24.

Крынкой именовался сосуд из глины, в котором сберегалось молоко, а еще его очень часто использовали в сервировке стола. Кринку ставили на стол на время всей трапезы. Особой чертой данной посуды было расширенное высокое «горло». Расчёт, прежде всего был на удобство пользования - комфортно удерживать. Такая форма посуды ещё и длительно сохраняла качества продукта. Например, молоко не скисало быстро, а оставалось длительное время свежим и холодным.

Когда же начинались процессы прокисания, то появлялся в горлышке крынки густой слой сметаны. Его снимали ложкой.

Кувшины тоже пришли в Россию от древних славян. Производили их из глины, стекла или же металла. Кувшин походил на малую бочку, но имел ручку и носик. Интересно вспомнить о кувшине-крупнике. В него возможно было вместить пуд какой-нибудь крупы или же иного сыпучего продукта.

Кубышкой именовали кухонную утварь. Было явно видно сходство с ковшиком или же солонкой. Обязательной была крышечка. Делали кубышки гончары, как и всю глиняную посуду на гончарном круге.

Латка – своеобразная сковородка, в которой поджаривали (тушили, парили) овощи. Обязательно закрывали крышкой. А материалом для такой посуды была глина. Ткань – глина. Латка имела крышку.

Каждая хозяйка пекла хлеб. Для опары использовали посудину большую Звали её – опарница.

Отличалась круглая конфигурацией, высотой полметра была. Хлеб пекли сразу на несколько дней, потому и объём такой нужен был большой. В противовес ей была Плошка – низенький широкий сосуд из глины.

Особо ценился и оберегался от порчи каждой хозяйкой Подойник. Это особая посуда для дойки. Резали из дерева, лепили из глины, много позже- меди. Горлышко у подойника было довольно широким, был носик. По форме он напоминал кувшин или же ведро, крышки у него не было. Как ясно из наименования, в него доили молоко.

Черепушка функционально представляла вместилища для специй, солений или же салатов. Изготавливали на гончарном круге.

Не всякое дерево славяне брали на изготовление посуды. Чаще других липу, рябину, березу. Считалось, что это дерево наиболее полезно и благодатно для здоровья, древесина подходит для всех видов кушаний и не портит их вкуса. Вырезали искуссно и просто ложки, миски, плели берестяные солонки... Деревянная посуда была дешевле глиняной и ценилась потому меньше. Сырьё было дешёвым и естественным. Не нужно было особых приспособлений для его обработки.

Многие элементы кухонного быта древних славян можно считать прародителями современной посуды. Хотя, современные хозяйки и сейчас не отказывают себе в удовольствии иметь на кухне глиняный кувшин или деревянные расписные черпаки и ложки.

Древняя расписная посуда-глиняная и деревянная с резьбой использовалась в семьях не каждый день. Её подавли на торжества, свадьбы, праздники. Интересно, что многие рисунки росписи носили ритуальный характер. Очень много было росписей связанных с растениями: цветами, листьями, деревьями. Мудрость Вселенной и сила Природы отражалась древними славянами и в этом творчестве.

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

Рис. 3. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Рис. 2. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Керамика и посуда из другого материала

Праславянская керамика пока еще неизвестна, так как до сих пор не удалось определить, что является собственно славянским в доисторических культурах Центральной и Восточной Европы.

Ясной и определенной представляется нам славянская керамика лишь в находках IX–XI веков, к которым новейшие исследования присоединили и более древний период VI–VIII веков. Все, что относится к более раннему периоду, совершенно неопределенно, и нет смысла рассматривать здесь теории, приписывающие славянам различные древние культуры, а вместе с ними и различные виды керамики.

Славянская керамика X и XI веков весьма интересна, хотя и несложна. Как правило, это хорошо обожженная посуда, сделанная на кругу в форме горшков (иные формы, например форма кувшина с суженным горлом, встречаются редко) без ручек, с отогнутым венчиком, под которым наносился характерный орнамент в виде ряда повторяющихся горизонтальных прямых или волнистых полос или ряда врезанных косых линий, точек и кружков. Чем моложе посуда, тем отогнутый венчик более развит и сильнее профилирован. На дне, как правило, имелись гончарные клейма. Когда в археологии говорят о славянской керамике, то имеют в виду тип, называемый городищенским; название дано ему немецкими археологами, так как он, как правило, встречается в культурных слоях древних славянских городищ. Действительно, такой тип керамики всегда встречается там, где в X и XI веках обитали и строили свои городища славяне, на всем пространстве от Майна и Заале и от Савы и Дуная до Оки и Ладожского озера на севере России.

Рис. 92. Ранняя славянская керамика VI–VIII вв. 1 - Варин; 2 - Мистельбах; 3 - Богоева (Бачка); 4–6 - Форде; 7 - Нойендорф; 8 - Ст. Жуков (Волынь); 9 - Ростково (Плоцк); 10–12 - Гнёздово; 13 - Лёсниг около Стшелина на Эльбе; 14 - Объезерце (Оборник); 15 - Шванн (Мекленбург); 16 - Тшебоул (Чехия).

Рис. 93. Основные типы славянской городищенской керамики 1, 4 - Михельсдорф; 2 - Бобзин (Мекленбург); 3, 9, 11 - Желенице (Чехия); 5 - Сязнига, Приладожье; 6 - Пушта Селип (Новоград); 7 - Гнёздово; 8 - Немчице (Моравия); 10 - Село Новое (Владимирская губ.); 12 - Билейо Брдо; 13 - Роуднице.

Однако чрезвычайно интересно, что этот славянский тип был в сущности не чем иным, как украшенной волнистым орнаментом римской посудой, широко распространенной в северных римских провинциях от нижнего Дуная до Рейна. Очевидно, славянам приходилось общаться с римлянами на пограничных территориях у Дуная, когда там в I–IV веках употреблялся этот тип керамики, который и был заимствован славянами. Общеславянское распространение он получил позднее в результате процесса замены и вытеснения местной родственной по форме керамики новым излюбленным типом. Древняя славянская керамика, которую мы встречаем в находках VI–VIII веков, также имеет форму высокого горшка, но без отогнутого венчика; волнистый орнамент встречается на ней еще редко, зато обычен горизонтально-линейный орнамент и часты пояса различных скошенных и перекрещенных отрезков линий, расположенные под горлом. С этой керамикой мы познакомились в последнее время по хорошо исследованным находкам в Германии и также в России.

Рис. 94. Образцы клейм на днищах славянских сосудов из Чехии и России 1–6 - Желенице; 7 - Мельник; 8–16 - Гнёздово; 17 - Тверская губ.; 18–22 - Левый Градич; 23–29 - Часлав; 30–34 - Кралов Градец; 35 - Часлав.

Из посуды, изготовленной из другого материала, следует в первую очередь упомянуть рога для питья, сделанные из турьего рога и часто окованные серебром, затем металлическую посуду, которая встречается редко и о которой мы уже говорили выше, и, наконец, стеклянную посуду, встречающуюся в отдельных случаях и ввозившуюся с чужбины, так как до X века славяне не изготовляли стеклянных вещей. Единичным явлением были также упомянутые источниками чаши из человеческих черепов, иногда окованные серебром или золотом. Для этой небольшой по размеру посуды было много славянских терминов (гърнъ - горшок; sъs?dъ - сосуд; чьбанъ - жбан; латы - широкий сосуд; чрепъ - черпак; кубъ - кубок; гротъ - заостренная книзу посуда) и иноземных (лагъвь - из лат. lagena - бутылка; чьбъръ - из нем. zwibar; zubar - ушат (чан); кръчагь - из тур. kor?ag - кувшин; блюдо - из готск. biups - широкая посуда, блюдо, чаша; миса - из готск. mes и лат. mensa - миска; чаша - из иранск. ?ise; kony - из нем. kanne - кувшин; krina - из греч. ????? - миска).

Рис. 95 и 96. Турий рог из Черной могилы у Чернигова и его серебряная оковка

Все большие сосуды изготовлялись обычно из дерева; они либо выдалбливались из цельного чурбака, либо делались из отдельных клепок, стянутых обручами, или из древесной коры, при этом посуду изнутри всегда хорошо смолили, чтобы она не пропускала воду. Бондарные и смолярные ремесла были широко распространены. Формы и названия этих больших сосудов были различными. Славянскими названиями являлись: дежа (бочка), ведро, оковъ (бадья), коръ (корец, четверть), лукно (лукошко), кадьлбъ (kadlub - чан); иноземными названиями были: бъчьвь, бъчька (be?va, be?ka - бочка) из нем boteche или греч. ??????? (отсюда ремесленник называется бечваръ ); кадь (k??) из греч. ?????; къбълъ (kbel) нем. k?bel; нъштвы (necky) из нем. nuosk и др. Из этих сосудов более всего употреблялись деревянные, окованные железом ведра с железной ручкой. Эти вещи постоянно сопутствовали славянским погребениям X–XII веков.

Рис. 97. Окованные деревянные ведра из славянских погребений 1 - Гнёздово; 2 - Вел. Горица; 3 - Волынь; 4 - Шелаг; 5 - Заколаны; 6 - Островяны, оковка ведра.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

автора Аникович Михаил Васильевич

Посуда Как ни трудно представить себе теперь, но керамическая посуда, даже самая примитивная, появилась на Земле сравнительно недавно. Ее широкое распространение знаменует собой начало «нового каменного века» - неолита, причем древнейшие глиняные горшки стали лепить и

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Древнейшая керамика Строго говоря, называть керамику «обожженной глиной» не совсем верно. Керамика - это первое созданное человеком искусственное вещество, отсутствующее в природе. Да, основу его составляет глина, но по своим главным свойствам оно существенно

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Керамика Уже в глубокой древности появились глазурованные глиняные изделия. Наиболее древние глазури представляли собой ту же глину, которая шла на производство гончарных изделий, но тщательно растертую, видимо, с поваренной солью. В более позднее время состав глазурей

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Серебряная посуда Посидоний пишет и о том, что в распоряжении пирующих было множество разнообразной посуды из серебра. Мы уже цитировали стихи тирана Крития, прославлявшего бронзовые изделия и «фиалы тирренов, покрытые золотом»{557}. Фиалы - это небольшие плоские чаши с

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

Просто посуда… В Саккаре, в подземных помещениях ступенчатой пирамиды Джосера (построенной, по традиционной версии, самой первой из всех) было найдено множество сосудов и чаш, датируемых периодом Первой и Второй династий. Некоторые чаши, если судить по надписям на них,

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Другого народа у нас нет Для иллюстраций к этой книге искал я икону одного русского святого, преподобного Петра. Человека своеобразной, но и не такой уж необычной, по тем временам, судьбы. На мой взгляд. Во всяком случае, в письменных источниках нет никаких свидетельств,

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Столовая посуда и приборы Столовая посуда для пищи и питья в старину называлась «суды». Читаем в «Домострое»: «Суды и порядня всякая чиста бы была и в счете, а ставци и блюда, и лошки, и ковши, и братины по лавке и по избе не валялися… в чистом месте лежало бы, опрокинуто ниц.

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Керамика Известнейший археолог-американист Майкл Ко считает, что именно гончары Наска создали лучшую полихромную декорированную керамику Нового Света. Изготовление этих глиняных сосудов было доведено до совершенства. Мастера использовали при росписи по шесть-семь

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Другого народа у нас нет Для иллюстраций к этой книге искал я икону одного русского святого, преподобного Петра. Человека своеобразной, но и не такой уж необычной, по тем временам, судьбы. На мой взгляд. Во всяком случае, в письменных источниках нет никаких свидетельств,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Керамика майя Общие сведения Когда какой-то народ переходит к земледелию, он начинает нуждаться в емкостях для варки растительных продуктов. Кроме того, земледельческий народ располагает свободным временем, которое он может использовать для изготовления полезных

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Глина и керамика Предметы из глины относятся к одним из самых прочных археологических находок, но гончарное дело является сравнительно недавним открытием. С древнейших времен люди использовали шкуры животных, корзины из коры, скорлупу страусиных яиц и дикие тыквы для

Из книги «Веселие пити» автора Казаченко Б

По напитку и посуда Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Керамика Производство керамических изделий - неотъемлемая часть хозяйственного облика любой развитой неолитической культуры оседлых земледельцев. Керамика к тому же представляет собой наиболее массовый материал, находимый при археологических раскопках

Из книги Великое перерождение народов автора Добролюбский Андрей Олегович

Выбор материала Для такого рода «экспертизы» нами здесь избраны археологические сведения о погребальных памятниках кочевников Северо-западного Причерноморья - степной зоны от Южного Буга до Дуная. Эта территория является западным окраинным участком Великого

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Посуда Первая посуда у славян, как и у других народов, была из камня, костей, дерева, потом из шкуры и глины. С тех пор как люди начали строить и обустраивать себе жилище, они вместе с другим необходимым инструментом и вещами изготовляют посуду. Со временем некоторая посуда

Для современного человека так естественно приступая к обеду, завтраку или ужину использовать для приема пищи ложку, вилку, нож, пищу класть в тарелку, а напитки наливать в кружку или стакан. И это только основные предметы повседневного столового обихода, которые сопровождаю нашу обычную трапезу. И мы даже не задумываемся о том, как и когда появились они на нашей кухне.

Начнем с самого простого ножа. В традиционной русской кухне нож начал использоваться очень давно. Наши предки не делали различия между ножом боевым, охотничьим или столовым. Просто у каждого русича был свой нож, который носился за поясом или за голенищем сапога (носили только мужчины) и использовался по мере необходимости. Специальные столовые ножи появились только в 16 веке, но по своему внешнему виду эти ножи не отличались от боевых или охотничьих: такие же острые и тяжелые. Существует поверье, что первый нож с закругленным концом приказал изготовить Наполеон, который опасался нападения заговорщиков во время званого обеда.

Ложка, как и нож, в русской традиционной кухне применяется с незапамятных времен. Самое древнее упоминание о ложке обнаружено в «Повести временных лет», где говорится, что это привычный и совершенно необходимый для еды инструмент. В повести говорится о том, что дружинники князя Владимира стали сетовать на то, что едят они ложками деревянными, а не серебряными. И мудрый князь приказал отковать им ложки, ибо за золото и серебро настоящей дружины не купишь, а с хорошей дружиной и золото, и серебро всегда добыть можно.

Наши предки изготовляли для ножей ножны, а для ложек – специальные футляры. Однако значительно чаще ложку, как и нож, носили за поясом или голенищем. Представьте себе такого богатыря со столовым набором за голенищем. Но что тут поделаешь – что было, то было.

И если сегодня мы говорим о ложке столовой, чайной или десертной, то в традиционной русской кухне ассортимент ложек был значительно шире: разливная, межеумок (простая широкая), бутырка, бурлацкая, боская (продолговатая и тупоносая), полубоская, тонкая, белая, носатая и другие.

Традиционная русская кухня не знала вилки. Точнее, будет сказать, что многие века в русской кухне вилка не использовалась. Это один из столовых приборов который появился на русской кухне всего каких-то триста лет назад. Наши предки брали отрезанные куски рукой или «чем было способнее».

Первыми применять вилку начали аристократы во времена Петра I. По существующему преданию, царский денщик был обязан носить с собой деревянную ложку, столовый нож и вилку, и выкладывать столовые приборы и тарелки царя – в те времена даже аристократы редко пользовались вилкой и царь старался привить культуру питания. Справедливости ради необходимо сказать, что в Европе вилка, в тот период, применялась не часто.

Вилки были кованные двузубые. И очень дорогие. Возможно, по этой причине простой русский народ начал пользоваться вилкой на кухне только в 19 веке.

А теперь поговорим о тарелках. Миски русской кухне, как и ложки, известны с давних времен. Миски были глиняными или деревянными. Это у крестьян. Состоятельные граждане, купцы и аристократы использовали на кухне миски из золота и серебра. Несколько позже появились миски сделанные из железа. Русские миски не предназначались для индивидуального пользования, поэтому имели достаточно большие размеры, т.к. из одной такой посудины ела вся семья.

Существовали даже правила этикета, которые предписывали, как нужно есть из общей миски. Например, культурный человек должен был вытереть свою ложку, прежде чем черпать еду, т.к. не всем может понравиться есть еду, если кто-то опускает в неё ложку прямо из своего рта. Сомнительный совет: только представьте себе семью, где все по очереди вытирают ложки… Чем или как вытирают? Салфетки на русской кухне появились значительно позже.

Но вернемся к тарелке. Всё-таки миска – это не тарелка. Начнем с того, что тарелка предназначена для индивидуального пользования. Так вот, настоящие тарелки появились на Руси в середине 16 века. А широкое распространение получили только сто лет спустя. И то, только у наиболее состоятельной части населения. Простой народ еще долго использовал миски: они стали меньше размером, из них начали кушать индивидуально, но это были ещё миски, а не тарелки.

Русская кухня много веков главным сервировочным сосудом сделала керамический горшок. Горшки были разного размера и формы, и использовались как современная кастрюля, и как баночка для специй (а специи в русской кухне очень любили – Читайте «Традиции русской кухни»), и как контейнер для сыпучих и жидких, и т.д. В горшках и горшочках варили щи, супы и каши, тушили мясо и рыбу, делали сладости и масло, кипятили воду. Соответственно, и размеры у горшков были самые разные – от многоведерных корчаг до малышей ёмкостью в 200-300 грамм.

Различались горшки и по своему внешнему виду. Русская кухня всегда была не только вкусной и сытной, но и красивой. Те горшки, в которых пища подавалась на стол, украшались орнаментами и рисунками. Наиболее интересны горшки, которые делали в давние времена. Чем совершеннее становилось гончарное мастерство, тем реже мастера наносили на горшки орнаменты. Те старинные горшки имели необычайную прочность, а если случалось, что горшок давал трещину, то его не выбрасывали, а оплетали берестой и использовали для хранения сыпучих, специй и круп.

Существует мнение, что наши далекие предки если только вареное, пареное и печеное, а жареную пищу не употребляли. Якобы, даже посуды такой не было на русской кухне. Ещё раз предлагаю вам прочитать статью «Традиции русской кухни», и там вы найдете описание блюд, которые описываются, как сковородные. Именно сковороды, как мы знаем их сегодня, появились на русской кухне значительно позже.

Традиционная же русская сковорода была… керамической!!! По форме она напоминала кастрюлю, которая расширялась вверху. Называли такие сковороды латками. У латки была полая ручка, в которую вставлялась деревянная рукоять. Согласитесь, просто аналог современной сковороды – керамика со съемной ручкой.
Однако с течением времени сковородки начали делать из чугуна.

А теперь давайте поговорим про скатерть. Этот предмет на русской кухне совсем не новичок. Первое письменное упоминание, из сохранившихся, в котором упоминается скатерть, датируется 1 150 годом. Это «Смоленская грамота».

А теперь давайте вспомним столовые предметы, которые предназначались для напитков. По моему мнению в этой посуде русская кухня конкурентов не имеет: кубки, рога, братины, чары и чарки, стопки и стаканы, и, конечно же, ковши.

Ковши – это вообще отдельная история: черпаки, скобкари (с двумя ручками), наливки (маленькие ковши), ополовники и ещё, огромное количество разновидностей ковшей.

А в заключении статьи необходимо вспомнить о таком традиционно русском столовом предмете, как самовар. Традиция чаепития появилась в России относительно недавно – чуть больше трехсот лет назад.

А этот «водогрейный для чаю сосуд с медною трубой» появился… нет, не в Туле. Первый тульский самовар сделал мастер Лисицын в 1778 году. А на Урале самовары стали делать с 1740 года. И у нашего русского самовара были предшественники в Европе. Правда, русский самовар и его европейский аналог, похожи только по названию.

Не буду заниматься критикой, а обращу ваше внимание только на один интересный факт. Вам доводилось пить чай из настоящего самовара? Не из электрического! Из настоящего русского самовара? Всё дело в том, что в русском самоваре вода прогревается равномерно, а не бурлит снизу вверх. В результате, содержащиеся в воде соли, накипь, механические частицы оседают на дно самовара, а не взбалтываются. Соответственно, в чай весь этот «мусор» не попадает. Наши предки были мудры.

Обязательным атрибутом русского самовара был поднос.

Ну вот, пожалуй и всё о традициях русской кухни.

Надеюсь, мне удалось вас убедить, что русская кухня имеет свои глубокие традиции не только в приготовлении блюд, но и в использовании кухонного инвентаря и посуды. Это часть русской культуры, которая сегодня благополучно забывается.

Старинная посуда привлекает нас своим разнообразием, необычностью, красотой. Она приоткрывает нам занавес над жизнью древних народов, ведь в нее вложено сколько фантазии, творчества, души. Такую посуду сейчас можно увидеть в музеях, на выставках, у коллекционеров или ценителей старинных вещей.

Старинный чайник

Посуда из дерева

Старая посуда в давние времена изготавливалась в основном из дерева. Русские мастера создавали настоящие произведения искусства. Посуду украшали резьбой, росписью, узорами, рисунками. Чаще всего для ее создания использовали березу, осину, ель, корневища. Посуда из капа - нароста на дереве - считалась самой дорогой.

Виды древней посуды из дерева:

  • ковш;
  • хлебница;
  • солоница;
  • братина;
  • кубки;
  • ставцы;
  • ложки.

1) Старинные ковши.

В давние времена ковш считался праздничной посудой, украшением стола. Его использовали для питья, в нем подавался мед, пиво, квас. На Севере изготавливали ковши-стопкари. Их делали из корня дерева в форме чаши с двумя рукоятями. Последние были выполнены в виде водоплавающей птицы. Для подачи напитков использовали большие и средние ковши, а для распития использовали маленькие ковши.

В Тверской губернии были популярны ковши-конюхи. Их изготавливали из корневища дерева. По форме напоминали чашу с загнутыми внутрь краями. На носу ковша изображали голову коня.

Маленькие ковши - налевки - использовали для того, чтобы налить напитки из ковшей-стопкарей. Их подвешивали на большие ковши. Делались в форме ладьи с круглым дном.

Все ковши расписывали узорами, украшали резьбой, орнаментами.

Старинный ковш

2) Хлебница.

Поскольку хлеб всегда почитали, хранили его в коробках-хлебницах. Их изготавливали из луба, что защищало продукт от плесени и очерствения.

3) Солоница.

Для хранения соли использовали солоницы в форме стульчика или уточки. Ее украшали резьбой, узорами, росписью. Сейчас старинная солоница относится к антиквариату и очень ценится.

4) Плошки.

Широкая, продолговатая посуда с небольшими краями называлась плошкой. В них подавали жареные, запеченные блюда, а также караваи, пироги. В современном мире плошка известна как сковородка.

5) Ендова и кубки.

Одним из сосудов для питья была круглая чаша, которая называлась ендовой. Их вытачивали на станке, а носик делали вручную. Позже начали изготавливать кубки, которые использовались во время праздников. Это очень красивая посуда, разукрашена росписью, резьбой, необычными рисунками. Ендовы делали из дуба, липы, березы, клена, а более дорогие изготавливались из капа.

6) Ставцы.

Ставцы вытачивали на станке. Этот тип посуды представлял собой две чаши, одна из которых служила чашей или тарелкой. В них подавали фрукты и овощи.

Старинные ложки очень красивые, они разукрашены рисунками, орнаментами, резьбой. Отличались мотивами и формами в зависимости от региона. Каждая ложка имела свое назначение и название:

  • Ложка-лужица предназначалась для причастия. Ее изготавливали с крестом на рукоятке.
  • Межеумок - это простая ложка средней величины.
  • Бутырка. Самая крупная, бурлацкая ложка. Ею перемешивалось большое количество еды.
  • Баская ложка была разукрашена красиво, празднично.

Наиболее дорогими были чайные, сливочные, горчичные ложки, а также сделанные из клена и фруктовых деревьев.

Посуда из глины

В конце IX – начале Х века в Древней Руси начался гончарный период, появилась посуда из глины. Она изготавливалась с помощью гончарного круга в форме овала, конуса или цилиндра. Из глины делали: кувшины, ложки, горшки, чашки, крынки, миски.

Кувшины делали продолговатой формы с носиком. Они использовались для хранения молока и других кисломолочных продуктов.

Утварь для холодца и заливной рыбы также делали из глины. Ее изготавливали разнообразной формы, украшали цветной глазурью и рисунками. Последние были не только сбоку, но и на дне посуды.

В глиняных кашниках готовили кашу и подавали ее на стол. Глиняные сковородки называли латками. В специальных корчагах из глины готовили квас, а хранили его в бочках из дерева.

Для церковных праздников использовали специальные кувшины с горлом, а для кутьи предназначался горшок сферической формы.

Глиняная посуда

Разнообразие старинной посуды

Посуда из стекла не пользовалась популярностью. В начале ХХ века начали изготавливать медную и чугунную посуду, а также стаканы из цинка.

Знать использовала фарфоровую посуду, чайные сервизы. Постепенно ассортимент посуды расширился. Появились ухваты, корчаги, квашни, бочонки и прочее. Еще позже были построены целые заводы, которые создавали разнообразную фарфоровую и фаянсовую посуду.

С XIII века появились наборы столового серебра. Они очень ценились, были предметом роскоши, передавались из поколения в поколение. Серебряная посуда украшалась узорами, фамильными надписями. Такая посуда была многообразной, интересной. Каждая ложка имела свое назначение, их отдельно изготавливали для варенья, меда, кофе, соли, чая. Предметы сервиза украшали листиками, фигурками, узорами.

Посуда из серебра считалась символом богатства, хорошего вкуса, изящества.

Старинная посуда своеобразна, каждая имеет свою историю, в зависимости от региона, стран она отображает дух, творчество, фантазию древнего народа. Современные люди не перестают восхищаться искусством изготовления старинной посуды, рисунками, тонкой работой и необычными, оригинальными росписями.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.