История создания я воспитан природой суровой. Урок литературы "Анализ стихотворения Н.Заболоцкого " Я воспитан природой суровой". Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия - это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике - «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступает в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватывает поэта. Он увлекается подражанием то Блоку, то Есенину. С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сближается с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска, эти моменты не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада. Участие в этой группе помогает поэту найти свой путь. Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1926 году. Эта книга имела шумный и даже скандальный успех. Читателей буквально ошеломили поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика. В 1938 году его репрессируют по ложному обвинению и отправляют работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В 1930-1940-е годы Заболоцкий пишет «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро» и др. В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Работает над переводами грузинских поэтов, посещает Грузию. В 1950-е выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые делают его имя широко известным. В 1957 году он побывал в Италии. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его больное сердце остановилось навсегда.

“Я воспитан природой суровой…” Николай Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая

лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющие и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс ко всему, Николай Заболоцкий весьма скептически воспринимал работу своего отца, считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием промышленности.

Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и вдохновения.

В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение “Я воспитан природой суровой…”. В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам. Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки “Я воспитан природой суровой”, тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть “одуванчика шарик пуховый” или же “подорожника твердый клинок”, чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как “государство ромашек”, раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, “запрокинув лицо в небосвод”. Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой. Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.


Другие работы по этой теме:

  1. Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Каким вы себе представляете героя стихотво­рения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим...
  2. Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть...
  3. В тяжёлые и страшные 30-ые годы прошлого столетия в поэзию явился Николай Алексеевич Заболоцкий. Его творчество можно охарактеризовать как философское описание жизни и человеческих взаимоотношений....
  4. В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который...
  5. Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней...
  6. Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже...

«Я воспитан природой суровой…» Николай Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…»

Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющие и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс ко всему, Николай Заболоцкий весьма скептически воспринимал работу своего отца, считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием промышленности.

Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и вдохновения.

В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение «Я воспитан природой суровой…». В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам . Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки «Я воспитан природой суровой», тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть «одуванчика шарик пуховый» или же «подорожника твердый клинок», чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как «государство ромашек», раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, «запрокинув лицо в небосвод». Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой . Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.

« Я воспитан природой суровой…».

(Природа и человек

В творчестве

Н. Заболоцкого).

«Я - человек, часть мира,

его произведение.

Я - мысль природы и ее разум…»

Н. Заболоцкий

Задачи: сделать анализ стихотворения, воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: портрет Заболоцкого, рисунки учащихся к стихотворению, учебник по литературе, магнитофон.

Ход урока :

1. Оргмомент.

2. Слово учителя:

- Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и тишину ночи- услышал и, затаив дыхание, слушает тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, рассматривая поэтические образы лирики Н. Заболоцкого.

Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос как решает в своем творчестве Н. Заболоцкий тему природы и человека? Каков лирический герой его произведений?

(оформление тетрадей)

3. Беседа:

- Любите ли вы природу? В чем это проявляется?

Как вы думаете, почему одни любят природу, оберегают животных, а другие- нет?

Часто ли вы бываете на природе? Как проходят такие прогулки?

Приходилось ли вам наблюдать природные явления?

4 Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой».

Нелегкой была жизнь поэта. Много тяжелых испытаний послала ему судьба. Но душа его из-за этого не ожесточилась, а напротив, читая его стихи, мы, читатели, в строках поэта ощущаем любовь, доброту, покой…

Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником (под музыку)

Анализ стихотворения по плану:

    Картины и образы

    Мысли и чувства

    Художественные изобразительно- выразительные средства

    Интонация

    Черты лирического героя

    Тема

    Идея

    Восприятие

Подведение итогов:

Тема: взаимоотношения человека и природы.

Основные картины: человек, растения, ручей, небо, поля.

Обращение к рисункам: кому наиболее удалось передать авторские картины стихотворения?

Чтение учебника на стр. 83, обращение к эпиграфу.

Итак, мы увидели, что Н. Заболоцкий любит родную природу, впрочем, как и любой другой русский поэт, русский человек. Будем же и мы любить и беречь нашу Землю.

5. Итоги. Оценки. Домашнее задание. (Выучить наизусть стихотворение)

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

В последние годы жизни Николай Алексеевич Заболоцкий создал целый ряд стихотворений, ставших впоследствии хрестоматийными. Произведение «Я воспитан природой суровой» — гимн природе и взгляд на место человека в мире.

Стихотворение написано в 1953 году. Его автору — 50 лет. Жить ему оставалось только 5 лет. Поэт много пишет после периода молчания, когда, из опасений за свою свободу, он больше занимался переводом. Все созданное в это время войдет в его очередной прижизненный сборник, четвертый по счету. Стихотворение по духу и форме напоминает .

По жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф, композиция одночастная, единая. Лирический герой — сам автор.

Первая строка не отсылает читателя к детству поэта под Казанью, где он рос. Школу воспитания «природой суровой» он прошел в Хабаровском крае, куда был сослан по обвинению в антисоветской агитации. Именно там поэт научился ценить каждую былинку, видеть красоту в простоте, среди природы чувствовать себя свободным, не бояться за свою жизнь так, как приходилось бояться среди людей. Его манит спокойствие и цикличность природы. Даже в ее кратковременных явлениях он видит отблеск вечности.

Эпитеты: очарованных трав, беспредельных полей, светящейся пыли. Метафоры: запрокинув лицо в небосвод, подорожника твердый клинок, заливая лучами. Олицетворение: ручей, задыхаясь, поет. Сравнение: жизнь как пыль. Кульминационная метафора: жизнь текла сквозь листы. Повтор слов усиливает зримость этого образа.

Аллегория: государстве ромашек. Поэт ощущает таинственную жизнь цветов, в которой есть место и порядку, и законам, и общим для всех целям. В описанном пейзаже можно узнать не только север, но и приметы средней полосы России. Одуванчик в чужих краях — тот же, что и растет у дома близких сердцу людей. Дума поэта глубока, много в ней горечи и потерянности. Он надеется излечиться от боли и горя среди трав и звезд. Лирический герой хотел бы проникнуть в думы вековых деревьев, научиться у них принимать жизнь. Возможно, эта «ночь до утра» нужна ему и для того, чтобы выплакаться.

Поэт и переводчик Н. Заболоцкий после многих лет ссылки и почти полного запрета на творчество, сумел вновь возвысить свой поэтический голос. За несколько лет до смерти он пишет стихотворение «Я воспитан природой суровой», навеянное размышлениями о прошедшей жизни.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.