Корабль самсон. Что помешало спасти "титаник". Неоказание помощи поневоле

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости

"Титаник" тонул отнюдь не в одиночестве. Как известно сейчас, рядом с ним в ту злополучную ночь находились другие суда, которые видели сигналы, подаваемые с лайнера, - однако ни одно из них не оказало помощи.

Злополучный сосед

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года на небольшом расстоянии от "Титаника" оказался грузопассажирский пароход "Калифорниан", который шел из Лондона в Бостон. Вечером 14 апреля корабль начал встречать плавучий лед, о чем добросовестно сообщал в эфир.

В 23.00 "Калифорниан" окончательно завяз в ледяном поле и из-за тяжелой ледовой обстановки лег в дрейф. После этого его капитан Стенли Лорд попробовал в очередной раз связаться с находящимся неподалеку "Титаником", чтобы предупредить лайнер об опасности. Радист "Титаника" в хамской форме оборвал своего коллегу Сирила Эванса с "Калифорниана", заявив, что ему мешают поддерживать связь с материком.

В 23.30 вконец вымотавшийся Эванс выключил приемник и, получив разрешение начальства, пошел спать. До утра "Калифорниан" остался без радиосвязи. Через 10 минут "Титаник" врезался в злополучный айсберг. В 0.15 эфир взорвался сигналом "CQD MGY 41.46N 50.24W" - лайнер просил о помощи, сообщая координаты. Услышать его на "Калифорниане" уже не могли.

Однако лайнер оттуда увидели. В 0.45 капитан "Титаника" Смит, оценив всю критичность положения, отдал приказ стрелять красными (аварийными) сигнальными ракетами, в надежде, что их кто-нибудь да заметит.

Приказ был выполнен - за одним исключением. В комплекте судового имущества "Титаника" аварийных красных ракет не оказалось. Стрелять пришлось обычными белыми, используемыми для привлечения внимания в обычной обстановке.

Серии белых ракет были замечены с борта дрейфующего во льдах "Калифорниана", но понять, что они означают и кому принадлежат, Лорд и его старшие офицеры не смогли.

В начале второго часа ночи для очистки совести капитан Лорд приказал посигналить в направлении непонятного судна прожектором, но ответа не получил, после чего дальнейшие попытки связаться с таинственным незнакомцем прекратил. В 2.20 "Титаник" разломился и затонул.

О том, что происходило буквально рядом, экипаж "Калифорниана" узнал только в 4.30 - когда радист вышел на вахту, включил рацию и снял с растревоженного ночного эфира поток переговоров спасателей. Корабль домчался до места гибели и встретил там лайнер "Карпатия", поймавший-таки один из радиосигналов бедствия, но находившийся слишком далеко и начавший спасать людей только в 4.10 утра.

Неоказание помощи поневоле

По возвращении в Штаты капитан "Калифорниана" Стенли Лорд попал в переплет. Ему предъявили, ни много ни мало, умышленное неоказание помощи людям, терпящим бедствие в море.

В основу обвинений положили свидетельство кочегара Уильяма Ферта, заявившего, что той ночью он выходил на палубу подышать свежим воздухом и отчетливо видел тонущий освещенный "Титаник", которому даже не попытались помочь. Следствие не заинтересовал очевидный для всех членов команды "Калифорниана" факт: единственный свидетель Ферт был в крайне плохих отношениях с капитаном.

Карьера Стенли Лорда была разрушена. Неоказание помощи терпящему бедствие в море - едва ли не самое кошмарное преступление, которое только может вообразить себе мореплаватель.

Капитан Лорд сопротивлялся до конца. Уже в 1962 году, на смертном одре, он в присутствии нотариуса запротоколировал свое последнее заявление: "Я, Стенли Лорд, готовясь предстать перед высшим судьей, находясь в здравом уме и твердой памяти, стоя на пороге вечности, вновь заявляю, что невиновен в гибели несчастных людей на борту "Титаника".

Как выяснилось, ему не хватило каких-то считанных месяцев жизни для того, чтобы добиться реабилитации в глазах общественности.

Исключенный третий

История вполне логичного бездействия "Калифорниана" - не самый драматический момент в событиях той ночи. Рядом с гибнущим "Титаником" находилось еще одно судно, которое видело лайнер и которое видели с него.

В деле "Калифорниана" не стыковалась с реальностью ровно одна деталь. Опрос выживших людей с "Титаника" позволял непреложно утверждать, что после аварии мимо лайнера действительно проходило какое-то судно, не обратившее внимание на сигналы терпящих бедствие.

Следствие, недолго думая, посчитало, что это и был корабль Стенли Лорда, а значит, вина капитана доказана. Но ведь "Калифорниан" всю ночь пролежал в дрейфе и не мог никуда идти! Значит, на сцене был кто-то еще?

Как выяснилось уже много позже, там действительно проходил корабль "Самсон", промышлявший нелегальным ловом тюленей в американских водах. Заметив топовые огни на мачтах "Титаника" и пускаемые им сигнальные ракеты, команда "Самсона" посчитала, что их пытается настичь корабль береговой охраны США.

Основания на то у них были. Ведь, напомним, "Титаник" запускал ракеты белого цвета, а не красного, и в том контексте это было логично воспринято, как требование остановиться для досмотра.

Погасив огни и отвернув в сторону, "Самсон" скрылся в ночи. Вернувшись в исландский Рейкьявик, экипаж узнал историю "Титаника". Долго складывать два и два не пришлось: браконьеры поняли, что своим поспешным бегством они фактически бросили более двух тысяч человек на произвол судьбы.

Заговор молчания сложился тут же. Формально моряки были ни в чем не виноваты: сигналов бедствия им не подавали. Однако ни один уважающий себя моряк не станет такое о себе рассказывать - во избежание обратиться в презираемого всеми парию. Тем более, что гнусная травля Стенли Лорда была у всех перед глазами.

Капитан "Самсона" Хендрик Несс молчал все эти полвека. Он видел, как уничтожали Лорда, делая его главным виновником трагедии "Титаника". Как демонстративно не замечали просчетов капитана Смита, судовладельца Брюса Исмея, строителей лайнера и множества других людей, чьи частные недочеты и некомпетентность свились в цепочку невероятных совпадений, приведших к гибели полутора тысяч человек.

Несс и Лорд умерли почти одновременно, в 1962 году. Но незадолго до этого племянник Несса, по-хозяйски роясь в бумагах находящегося при смерти дяди, нашел судовой журнал "Самсона" и личный дневник самого капитана, где была подробно изложена история той ночи.

Племянник попробовал добиться от Несса публикации материалов, а когда это не вышло - "слил" сенсацию в прессу. Под давлением общественности 84-летний старик согласился дать интервью норвежским репортерам.

К сожалению, этого запоздалого признания уже не застал Стенли Лорд - человек, первым предупредивший "Титаник" о возможной встрече с айсбергом.

В кузнице не было гвоздя

Если бы Эванс не выключил свою радиостанцию, а из-за сложной ледовой обстановки подежурил бы еще час, люди с "Титаника" были бы спасены. Но у смертельно уставшего радиста не было ни одной весомой служебной причины и далее оставаться у передатчика. Особенно после того, как его только что, грубо говоря, послали подальше, когда он попробовал по-доброму предостеречь коллег.

Если бы "Титаник" стрелял красными ракетами - и "Самсон", и "Калифорниан" были бы рядом уже через несколько десятков минут и сняли бы людей с гибнущего лайнера. Но красных ракет, будто нарочно, на борту "непотопляемого" гиганта не было.

И словно для того, чтобы подчеркнуть этот факт вопиющего разгильдяйства, судьба подсунула "Титанику" в соседи двух вполне благонамеренных капитанов Лорда и Несса, вся вина которых состояла лишь в том, что они просто не сумели понять в ночи, чего хотел от них тонущий корабль, лишенный штатных средств аварийной сигнализации.

В 1930 году «Амур» стал учебным кораблем ленинградских осоавиахимовцев. На его борту приобщались к военно-морскому делу будущие Герои Советского Союза командир подводной лодки Евгений Осипов, командир катера-тральщика Иван Ларин, летчик-торпедоносец Николай Афанасьев.

Перед войной «Амур» снова был призван на флот, стал плавучей базой катеров. Затоплен 28 августа 1941 года, чтобы закрыть доступ гитлеровским кораблям в таллинскую гавань.

Вступил в строй в 1909 г. Водоизмещение - 2926 т, длина - 91,4 м, ширина - 14,0 м, углубление - 4,4 м. Мощность машин - 5000 л. с. Скорость - 17 узлов. Дальность плавания - 3200 миль. Вооружение: 5 - 120-мм, 2 - 75-мм орудия, 8 пулеметов, 324 мины. Экипаж - 322 чел.

«Забияка», эскадренный миноносец.

Эсминец пришел из Гельсингфорса (ныне г. Хельсинки в Финляндии) в Петроград за два часа до штурма Зимнего. Он высадил на набережную Невы десант - 135 вооруженных матросов. По предложению большевиков был сформирован отряд из команды корабля, командиром назначили Г. И. Левченко, будущего заместителя наркома ВМФ СССР.

Отряд с «Забияки» одним из первых ворвался в Зимний дворец.

1 ноября по приказу Военно-морского революционного комитета поднялся вверх по Неве и стал у с. Рыбацкого для охраны подъездных путей к столице.

В 1919 году матросы «Забияки» участвовали в обороне Петрограда от белогвардейских полчищ генерала Юденича.

В декабре 1922 года в память пламенного революционерам. С. Урицкого, убитого эсерами в Петрограде в 1918 году, корабль получил имя «Урицкий».

В августе 1933 года эсминец совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север. В период Великой Отечественной войны прошел, участвуя в боях, около 70 тысяч миль, отконвоировал 370 транспортов, отбил 115 атак авиации и подводных лодок.

В одном из походов на нем побывал и ветеран корабля адмирал Гордей Иванович Левченко.

Вступил в строй в 1915 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

«Самсон», эскадренный миноносец.

В октябрьские дни семнадцатого года корабль стоял в Гельсингфорсе на ремонте. Вечером 24 октября на «Самсон» поступило распоряжение Центробалта: идти в столицу на помощь Петроградскому Совету. Офицеры запротестовали: механизмы разобраны, эсминец не готов к плаванию.

- «Самсон» выполнит свой долг перед революцией! - заявил судовой комитет.

За ночь матросы сделали то, что офицеры считали невозможным: ввели машины в строй. На борт «Самсона» поднялись 130 вооруженных десантников, корабль взял курс на Питер. Между мачтами колыхалось полотнище «Вся власть Советам!».

Войдя в Неву, эсминец нацелил орудия на Зимний. Десантники и часть команды направились на помощь революционным войскам. А трое матросов во главе с большевиком Георгием Борисовым пошли в Смольный. Они передали президиуму II Всероссийского съезда Советов письмо Центробалта. От имени ста тысяч моряков Центробалт заявлял, что Балтийский флот «поддержит борьбу съезда за власть всеми своими вооруженными силами».

Среди участников штурма Зимнего был матрос с «Самсона» Василий Купревич, впоследствии выдающийся советский ботаник, академик и президент Академии наук Белорусской ССР, Герой Социалистического Труда.

После гражданской войны эсминец получил имя «Сталин». В 1936 году совершил переход Северным морским путем во Владивосток. В 1945 году участвовал в войне с империалистической Японией.

Вступил в строй в 1916 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

«Верный», учебный корабль.

«В Петрограде восстание, - сообщили из Кронштадтского Совета на учебный корабль «Верный», стоявший в Биорке, что южнее Выборга. - Предлагается срочно выйти в столицу, поддержать рабочих…»

На борт корабля поднялись две роты матросов учебно-артиллерийского отряда. 25 октября в 12 часов 20 минут «Верный» направился в Питер. Контрреволюционно настроенный командир корабля и несколько эсеров пытались под разными предлогами задержать «Верный» в пути, но матросы, руководимые большевиком Федором Кузнецовым-Ломакиным, сломили сопротивление врагов революции. В 20 часов 15 минут «Верный» вошел в Неву и стал у набережной Васильевского острова. Десант матросов корабля штурмовал Зимний.

В 1924 году корабль переименован в «Ленинградсовет». Многие годы на корабле проходили практику курсанты военно-морских училищ.

В период Великой Отечественной войны защищал Таллин, участвовал в героической обороне Ленинграда.

Вступил в строй в 1896 г. Водоизмещение - 1287 т, длина - 62,3 м, ширина - 11,0 м, углубление - 4,4 м. Мощность машин - 612 л. с. Скорость - 11,1 узла. Дальность плавания - 1900 миль. Вооружение: 4 - 75-мм, 2 - 47-мм, 2 - 37-мм орудия, 1 торпедный аппарат. Экипаж - 191 чел.

«Зарница», яхта.

В 1917 году ее экипаж дважды выполнял революционные задания в Петрограде. 4 июля корабль вошел в состав флотилии транспортов и катеров, на которых кронштадтские матросы прибыли в столицу для участия в демонстрации рабочих и солдат, проходившей под лозунгом «Вся власть Советам!».

25 октября «Зарница» пришла в Петроград с десантом вооруженных моряков. Высадив его на берег, яхта превратилась в госпитальное судно: на ней находилось более полусотни врачей и санитаров из Кронштадтского морского госпиталя и фельдшерской школы для оказания помощи раненым участникам вооруженного восстания. На мачте яхты был поднят флаг Красного Креста.

После взятия Зимнего дворца отряд моряков «Зарницы» охранял дворец и находившиеся в нем художественные ценности. На ее борт перешел штаб морских частей Кронштадта, действовавших в Петрограде.

Яхта участвовала в гражданской войне.

В 1921 году переоборудована в тральщик. Очищая голубые дороги для торгового флота, корабль (ему присвоили новое имя - «Змей») уничтожил множество мин, поставленных интервентами в Финском заливе.

В начале Великой Отечественной войны «Змей» тралил вражеские минные заграждения. Героически погиб в конце июля 1941 года, подорвавшись на мине при выполнении боевого задания командования.

Вступил в строй в 1914 г. Водоизмещение - 245 т, длина - 39 м, ширина - 6 м, углубление - 3 м. Мощность машин - 375 л. с. Скорость - 10 узлов. Дальность плавания - 500 миль. Вооружение: 1 - 45-мм орудие. Экипаж - 30 чел.

Тральщики № 14 и № 15.

«Окружить и отрезать Питер, взять его комбинированной атакой флота, рабочих и войска… - такова задача, требующая искусства и тройной смелости», - писал В. И. Ленин осенью 1917 года.

Ленинское указание выполняли многие корабли Балтийского флота разных классов. И среди них тральщики № 14 и № 15. В прошлом это были волжские буксиры «Лебедянь» и «Вольск», водившие караваны по реке и Каспию. В 1915 году в один день их призвали на военную службу, перевели на Балтику, вооружили артиллерией и тралами, дали бортовые номера.

Двум тральщикам срочно перейти в Петроград, - сказал ему Павел Дыбенко. - Быть в боевой готовности.

Узнав о предстоящем походе в столицу, механик «Четырнадцатого» сбежал. Его место занял матрос машинист Сорокин. 24 октября оба корабля были в Неве. В ночь на 25 октября «Пятнадцатый» сопровождал крейсер «Аврору» в его переходе от Франко-русского завода до Николаевского моста.

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович

«Самсон», эскадренный миноносец.

«Самсон», эскадренный миноносец.

В октябрьские дни семнадцатого года корабль стоял в Гельсингфорсе на ремонте. Вечером 24 октября на «Самсон» поступило распоряжение Центробалта: идти в столицу на помощь Петроградскому Совету. Офицеры запротестовали: механизмы разобраны, эсминец не готов к плаванию.

- «Самсон» выполнит свой долг перед революцией! - заявил судовой комитет.

За ночь матросы сделали то, что офицеры считали невозможным: ввели машины в строй. На борт «Самсона» поднялись 130 вооруженных десантников, корабль взял курс на Питер. Между мачтами колыхалось полотнище «Вся власть Советам!».

Войдя в Неву, эсминец нацелил орудия на Зимний. Десантники и часть команды направились на помощь революционным войскам. А трое матросов во главе с большевиком Георгием Борисовым пошли в Смольный. Они передали президиуму II Всероссийского съезда Советов письмо Центробалта. От имени ста тысяч моряков Центробалт заявлял, что Балтийский флот «поддержит борьбу съезда за власть всеми своими вооруженными силами».

Среди участников штурма Зимнего был матрос с «Самсона» Василий Купревич, впоследствии выдающийся советский ботаник, академик и президент Академии наук Белорусской ССР, Герой Социалистического Труда.

После гражданской войны эсминец получил имя «Сталин». В 1936 году совершил переход Северным морским путем во Владивосток. В 1945 году участвовал в войне с империалистической Японией.

Вступил в строй в 1916 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

Из книги Мое кино автора Чухрай Григорий Наумович

Самсон Однажды – это было еще в Киеве, Марк Семенович был тогда на выборе натуры – к нам зашел коренастый, небольшого роста старик.– Здравствуйте, я Самсон. Самсон Донской. Вы не знаете, где Маркуша?– Он на выборе натуры. Вернется часа через два, – сказал я и предложил

Из книги Человек проходит сквозь стену [Правда и вымысел о Гарри Гудини] автора Грэшем Уильям

12 Молодой Самсон Наступление весны внесло новую надежду в самые отчаявшиеся сердца, даже в артистов эстрады. Как заметил Чосер, весна - время, когда люди стремятся к паломничеству. Весна 1890 года не была исключением. Несколько американцев устремились в страны Старого

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

КАМЕНОТЁС САМСОН СУХАНОВ Первая встреча Бетанкура с Самсоном Сухановым случилась весной 1812 года и произвела на испанца удручающее впечатление. Перед ним стоял человек высокого роста; лицо его обезображивал глубокий узкий шрам от верхней части лба до шеи, он прорезал всю

Из книги Удивительный Самсон. Рассказано им самим... и не только автора Храмов Игорь В

Новый Самсон Ученик Засса - Тревор Барнет, долгие годы выступавший как Новый Самсон, живущий теперь в самом центре Лондона на исторической рыночной площади Шепперд Макет, - тоже вначале развел руками: «ничего не сохранилось», но рассказал о Зассе много интересного. Он

Из книги Океан. Выпуск тринадцатый автора Баранов Юрий Александрович

ПРИЛОЖЕНИЕ А У.А. Пуллума к книге «Удивительный Самсон, рассказано им самим», Лондон, 1925 г. «СИЛАЧИ И

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ Б У.А. Пуллума к книге «Удивительный Самсон, рассказано им самим», Лондон, 1925 г. УДИВИТЕЛЬНЫЙ САМСОН Пояснения к его трюкам и

Из книги автора

«Забияка», эскадренный миноносец. Эсминец пришел из Гельсингфорса (ныне г. Хельсинки в Финляндии) в Петроград за два часа до штурма Зимнего. Он высадил на набережную Невы десант - 135 вооруженных матросов. По предложению большевиков был сформирован отряд из команды

Из книги автора

«Деятельный», миноносец. «Миноносцы должны войти в Неву около села Рыбацкого, - отстукивал телеграф слова Предсовнаркома В. И. Ленина в Гельсингфорс, где находился Центробалт, - чтобы защищать Николаевскую дорогу и все подступы к ней».Военно-морской революционный

November 23rd, 2017

Здравствуйте уважаемые
Мы тут недавно с Вами вспоминали о символах Революции (ну, или октябрьского переворота- если Вам так угоднее),важнейшим и главным среди которых до сих пор является крейсер "Аврора". И это не совсем справедливо. Точнее-совсем несправедливо. Ибо никакого залпа (напомню - этим термином называется одновременный выстрел 2 и более орудий) канониры крейсера не давали, а произведенный холостой выстрел большого влияния на ход восстания не оказал.

Но главное, как то затерто и забыто то, что окромя "Авроры" в тот день в акватории Невы находилось еще 10 (!) боевых кораблей. К 19 часам 25 октября 1917 года по заранее составленной диспозиции между Николаевским мостом и до Морского канала заняли свои места: эскадренные миноносцы «Забияка» , «Самсон» , сторожевой корабль «Ястреб» , минные заградители «Амур» и «Хопер» , тральщики № 14 и № 15, учебное судно «Верный» , яхта «Зарница» , линейный корабль «Заря Свободы».
Почему же так случилось? Наверное, потому, что "Авроре" повезло, а вот другим кораблям-не очень.

Самым крупным и мощным кораблем этой революционной эскадры был линкор «Заря Свободы ». Переименован он так был только в мае 1917, а до этого носил гордое имя «Император Александр II». Спущен на воду он был 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889-го, а фактически — летом 1891 года. Это был эскадренный броненосец типа "Александр II".

Достаточно мощный корабль- главный калибр был представлен двумя 305-мм орудиями Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров и массой 51,43 т, установленных в барбетной установке в носовой части корабля. Средний калибр был представлен четырьмя 229-мм и восемью 152-мм орудиями.

Прославился продолжительнейшим 61 месячным зарубежным походом, но в реальном бою не был ни разу. 25 октября корабль перешёл в Петроград, чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом. Не повезло....

Эскадренный миноносец «Забияка » прожил долгую и славную жизнь. По сути - эскадренный миноносец типа «Орфей». Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии.


Сражался в Первую мировую (участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе), Финской и Великой отечественной войне (водил Северные конвои. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолёта).


В 1950 году переклассифицирован в учебное судно. Погиб в результате испытания ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года утонул.
Дважды менял название. С 31 декабря 1922 года именовался «Урицкий», с 6 марта 1951 года — «Реут».

Брат-близнец "Забияк" по наименованию "Самсон " был спущен на воду 23 мая 1916 года, вступил в строй 21 ноября 1916 года. Во время Первой мировой войны «Самсон» нёс дозорную и конвойную службы, осуществлял минные постановки на коммуникациях противника, обеспечивал и прикрывал минные постановки других сил флота в Балтийском море, принимал участие в Моонзундской операции.

В 1936 году совершил по Северному морскому пути переход во Владивосток, где был зачислен в состав Тихоокеанского флота. В августе 1938 года участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан и боевой деятельности подводных сил флота в период Великой Отечественной войны.

В 1951 году переоборудован в плавказарму, а в 1956 году передан для разделки на металл.
С 31 декабря 1922 года носил название «Сталин», с 17 декабря 1946 года снова стал «Самсон», а с 16 июня 1951 года ПКЗ-37

Учебное судно «Верный» спущено на воду 28 ноября 1895 года. Длина — 68, ширина — 12, осадка — 4 м. Водоизмещение — 1287 тонн. У корабля была одна паровая машина мощностью 612 л. с., четыре котла. Скорость хода — 11 узлов. Запас угля — 132 тонны. Дальность плавания полным ходом — 1300 миль, экономическим (8 узлов при трех действующих котлах) — 1900 миль.

Вооружение: восемь 75-мм орудий, два — 47-мм и два 37-мм орудия, пулемет. Радиостанция. Экипаж — 191 человек.
Судно использовалось для практической подготовки матросов и унтер-офицеров артиллерийской специальности.


После 1918 года и до 1928 года служило плавбазой для подводных лодок. За это время его дважды переименовывали. В 1923 году он стал «Петросоветом» по причине того, что над ним взял шефство Петроградский Совет. A когда Петроград переименовали в Ленинград, то и судно с 1 января 1925 года стало называться «Ленинградсоветом».

Затем использовалась для штурманской практики слушателей параллельных классов и курсантов военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Были и зарубежные походы.
Пережило войну, активно работая на оборону, а в 1949 году судно было разделано на металлолом

Яхта "Зарница" была спущена на воду в 1914 году. Длина — 39, ширина — 6, осадка — 3 м. Водоизмещение — 245 тонн. Паровая машина мощностью 375 л. с., один котел. Скорость хода — 10 узлов. Запас угля — 25 тонн. Дальность плавания около 500 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие. Экипаж — около 30 человек. Забавно, что этот корабль часто путают с Яхтой Его Императорского Высочества Государя наследника и Великого Князя Михаила Александровича. Но это совсем другой корабль, пусть название и совпадает.

Весной 1918 года она участвовала в очень важной операции — разрушении форта Ино.
В 1921 году ее переделали в тральщик и переименовали в "Змея".
"Змей" честно работал весь довоенный период и героически погиб в районе пролива Соэла-Вяйн в Балтийском море к конце июля 1941 года подорвавшись на мине.

Сторожевой корабль "Ястреб " вступил в строй в 1900 г. По сути своей это пароход, и его первое наименование «Боре-II». Водоизмещение — 1150 т, длина — 57,9 м, ширина — 8,8 м, углубление — 4,9 м. Мощность машин — 1222 л. с. Скорость — 12 узлов. Дальность плавания — 1000 миль. Вооружение: 2 — 105-мм орудия. Экипаж — 60 чел.

Первоначально обслуживал туристско-экскурсионную линию между финскими портами Або и Ханко и столицей Швеции Стокгольмом. С началом 1 Мировой мобилизован в Балтийский флот.
В конце лета 1919 года «Ястреб» зачислили в Ледокольно-спасательный отряд. Зиму 1919/20 года он стоял в Петрограде под парами, отапливая несколько других судов. В кампании 1920 года использовался как база отряда. Затем работал как тральщик.
Некоторое время он находился в составе Балтийского пароходства, а затем был передан в Черноморско-Азовское пароходство для коммерческого использования. Так переход «Ястреба» с Балтики на Черное море был первым рейсом советского судна вокруг Европы.


После пограничная служба, работа во Вторую мировую, а затем опять демобилизация-и приписка к Мурманскому государственному пароходству. Пароход-ветеран еще полтора десятка лет трудился на нелегких морских путях Севера. Вот такой вот славный путь.
Несколько раз переименовывался. Соответственно «Ястреб» — «16 октября» — «Ястреб» — «ПС-49» — «Ястреб».

Минный заградитель «Амур» был спущен на воду в 1907 году. Длина — 98, ширина — 14, осадка — 5 м. Водоизмещение — 3600 тонн. Две паровые машины общей мощностью 5306 л. с., двенадцать котлов. Скорость хода — 17 узлов. Запас угля — 670 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1600 миль, экономическим (12 узлов при восьми действующих котлах) — 3200 миль. Вооружение: девять 120-мм орудий, четыре пулемета, 323 мины. Радиостанция. Экипаж 322 человека.

Это судно строили именно как минный заградитель, а не переделывали его с гражданских, поэтому и получил он свое название в память о другом военном корабле -минном заградителе «Амур», совершившем немало славных дел во время обороны Порт-Артура и погибшем там в 1904 году.
Во время Первой мировой войны «Амур» принимал участие в большом количестве минно-заградительных операций. Особенно памятна операция в районе острова Борнхольм. В результате минирования здесь погибли, подорвавшись на минах, немецкие пароходы «Кенигсберг» и «Бавария», тральщики «Т-47» и «Т-51».

В 1923 году его чуть не списали - уж очень в плохом состоянии он был, без присмотра почти 3 года. Но энтузиасты и любители корабля смогли отстоять и восстановить его. Снова вошел в состав флота и стал боевым кораблем.
Его затопили в Таллине в 1931 году, посчитав возврат в Кронштадт нецелесообрзным.

Минный заградитель " Хопер" первоначально звался пароход «Константин». Он был спущен на воду в 1866 году. 25 августа 1915 года мобилизован в Балтийский флот в качестве посыльного судна. Длина — 65, ширина — 9, осадка — 3 м. Водоизмещение — 1100 тонн. Две паровые машины общей мощностью 710 л. с. Скорость хода — 10,5 узла. Запас угля — 57 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1100 миль, экономическим (9,5 узла) — 1300 миль. Вооружение: два 47-мм орудия, два 37-м орудия. Радиостанция. Экипаж — 75 человек.

В начале 20 века пароход принадлежал Балтийской конторе Восточно-Азиатского пароходства и был приписан к порту Рига. Обслуживал он грузопассажирские линии между портами Латвии и Эстонии. Перед началом первой мировой войны «Константин» в основном ходил между Ригой и Аренсбургом (Кингисепп), но иногда совершал рейсы и в заграничные порты.
В 1920 году был переименован в "Триангулятор" и окончательно списан в 1924

Тральщик № 14 известен первоначально как буксир «Лебедянь». Он спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 14. Длина — 38, ширина — 6, осадка — 2 м. Водоизмещение — 140 тонн. Две паровые машины общей мощностью 477 л. с., два котла. Скорость хода — 10 узлов. Запас нефти — 40 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1680 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие, два пулемета. Экипаж — 34 человека.

Буксир «Лебедянь» построен в Гельсингфорсе по заказу частных лиц. Затем его провели на Волгу по Мариинской речной системе. Он работал в ее нижнем течении, иногда выходя в Каспийское море. В ходе первой мировой войны буксир был мобилизован и зачислен в списки Балтийского флота как тральщик № 14. В 1915-1917 гг. он участвовал в боевых действиях: тралил мины, ставил их. В мае 1916 года, например, он ставил мины на передовой минно-артиллерийской позиции.

После революции его переименовали в "Фугас", а в 1924 году списали.

Очень похож был на предыдущий корабль и Тральщик № 15 , который первоначально назывался буксир «Вольск». Он был спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 15. Длина — 39, ширина — 6, осадка — 2 м. Водоизмещение — 135 тонн. Три машины общей мощностью 450 л. с., два котла. Скорость хода — 13 узлов. Запас нефти — 60 тонн. Дальность плавания — 1800 миль. Вооружение: одно 47-мм орудие, один пулемет. Экипаж — 35 человек.

«Вольск» строился в Выборге по заказу Восточного общества товарных складов. Также как «Лебедянь» был переведен по Мариинской системе на Волгу. Так же, как и «Лебедянь», он работал в нижнем течении реки.
Списали его окончательно в 1928 году.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.