Митрополит иларион. Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (Капрал Игорь Алексеевич)

Эту очень показательную сектантскую статью мы хотим привести для примера истинной мотивации неопротестанских сект, идущих на сотрудничество с отдельными (и, слава Богу, единичными!) православными "прогрессивными" архиереями. Которые ради "сотрудничества" с лицемерными и лукавыми сектами доходят то того, что маргинальные неопротестантские секты готовы называть термином "церковь" "как знак уважения к их самоназванию". Но им-то это только надо! Чтобы еще более авторитетно заниматься прозелитизмом среди русских. Чтобы потом, тыкая в глаза православным апологетам "любезности" единичных (!) иерархов, пытаться заткнуть апологетам рот: "Как вы можете называть нас сектами?! Нас на самом высоком уровне называют братьями и наши организации церквями, и ведут с нами диалог и сотрудничество".

Митрополит Волоколамский Иларион Алфеев, председатель Отдела внешних Церковных связей Московской Патриархии

И так, православные туземцы, читайте, как нас учат правильно сажать кукурузу…

***

К вопросу о роли евангельских христиан в России

Представьте себе, что какая-то организация, занимающаяся помощью развивающимся странам, решила послать агронома в Латинскую Америку, чтобы он научил местное население более эффективно выращивать кукурузу. Получив все необходимое, наш агроном направляется в столицу страны и просит руководителей сельского хозяйства направить его туда, где он более всего нужен.

Поезжайте в отдаленное селение, где до сих пор выращивают кукурузу старыми методами – говорят ему в сельскохозяйственном департаменте.

По прибытию в это древнее индейское поселение американец-агроном встречает местных жителей и пытается как-то объяснить им через переводчика, который приехал с ним из столицы, что их методы возделывания кукурузы устарели.

Вскоре появляются старейшины этого поселения и заводят разговор с "американо".

Что вы хотите?

Я хочу научить ваших людей получать высокие урожаи кукурузы, у вас тут устарелые методы и низкие результаты.

Как долго вы выращивали кукурузу?

Пятнадцать лет. Я получал отличные урожаи.

А знаете ли вы, что наши предки первыми начали выращивать кукурузу около 4 тысяч лет назад? Чему вы можете нас научить?

Уезжать иностранцу нельзя, у него - план и бюджет. Поэтому он поселяется в домике на краю селения и начинает усиленно думать, как помочь в выращивании кукурузы людям, у которых есть свое чувство гордости, своя иерархия власти и которые не очень жалуют "американос".

Взрослые как обычно слишком заняты и не могут тратить время на болтовню с иностранцем, так что вскоре этот иностранец заводит некоторые знакомства среди детей. Через несколько месяцев один из местных мальчишек уже сносно говорит по-английски и помогает иностранцу как переводчик, за что получает жвачки, шоколадки и другие мелочи.

Настал день, когда иностранец и его мальчик-переводчик пошли поговорить с вождем поселения. Они хотели объяснить вождю, как можно получать более высокие урожаи кукурузы. Немного послушав, вождь раскритиковал иностранца, сказав, что его подход ухудшит духовную атмосферу, разрушит устои и культуру, изменит экономический уклад, и к тому же все это потребует огромных материальных затрат.

Скорее всего, вождь увидел в иностранце угрозу своей власти и авторитету, но выслать докучливого гостя из поселения он не мог…

Погоревав немного, агроном решил действовать по-другому. К следующему сезону он расчистил и разработал небольшой участок земли рядом с общинным полем. Там он посеял кукурузу и начал выращивать ее с применением доступных прогрессивных технологий. Осенью его кукуруза выглядела заметно лучше, чем кукуруза на большом поле общины.

Как-то вечером к агроному зашел один из молодых членов совета вождя и попросил рассказать, как иноземец получил такой хороший урожай. Через мальчика-переводчика агроном объяснил ему всю технологию выращивания. Молодой член совета вождя в чем-то согласился, в чем-то - нет. Он попросил новых сортов семян у американца, и тот с радостью поделился с ним семенами.

На следующий год племя решилось начать применять некоторые элементы новой технологии: лучшие семена, лучшая подготовка почвы и т. д. Это не замедлило сказаться на урожае! С годами племя стало применять все больше элементов новой технологии.

Кто смог внести изменения? Иностранец? Нет! Мальчик-переводчик? Нет! Один из местных лидеров, открытый к новому!

"Американские агрономы" на с "молодым туземным лидером, готовым принять новое". Второй справа - лидер томской секты "Церковь Прославления" - его секта ведет активнейший прозелитизм среди православных христиан Томска, им перекрещено уже сотни и сотни православных...

Теперь рассмотрим эту модель в условиях России.

Община – это Россия. Общинное поле – это духовное поле России, преимущественно основанное на православии. Агроном – это иностранные миссионеры, а мальчик-переводчик - верующие из евангельских церквей. Небольшое поле на краю общинного поля православия – это евангельские церкви, учебные заведения и миссии. Один из местных лидеров, открытый новому – прогрессивная часть руководства Русской православной церкви.

Как духовно "обустроить" Россию? Могут ли это сделать иностранные миссионеры? Нет! Им не доверяют, их боятся как конкурентов, они не понимают местную культуру и делают много ошибок, нередко применяя неоколониальный подход.

Могут ли изменить ситуацию мальчики-переводчики, то есть евангельские верующие и их руководители? Нет! Евангельские верующие не обладают необходимой для этого властью и авторитетом в российском обществе.

У евангельских христиан был шанс стать сколько-нибудь влиятельной силой на духовном поле России в начале 90-х. В те годы с помощью миссионерских организаций евангельские верующие вышли из замкнутого пространства церковных стен и стали активно и успешно проявлять инициативы на различных общественных поприщах. Но к третьему тысячелетию их влияние пошло на убыль – общество не восприняло евангельских верующих как своих, и стало их отторгать.

Этому было много причин, отметим лишь некоторые из них:

1. Относительно российских евангельских церквей необходимо признать следующее:

Евангельские христиане не смогли преодолеть свое закрытое мышление:

Отрицательно сказался недостаток знаний и видения.

Слишком сильны оказались законнические традиции, фактически воспрепятствовавшие вхождению в церковь новообращенных, непосвященных в церковную субкультуру.

В свою очередь евангельские церкви не пожелали исследовать сложившиеся местные обычаи и не были готовы считаться с устоями многовековой русской культуры. Вместо этого делались попытки привнести элементы западной культуры без учета российской ментальности.

2. Анализируя деятельность западных миссионеров, к сожалению, нельзя не отметить ущерб, нанесенный проявившимися в их работе неоколониальными методами и подходами, таким как: самодовольный патернализм, руководство сверху – вниз, односторонняя подотчетность, недоверие к местным церковным лидерам, уверенность в своем превосходстве и тому подобное.

Очевиден недостаток знаний, видения и понимания культуры и истории развития России. Обнаружилась слабая способность или нежелание уважать местную культуру, так как попытки привнести элементы западной культуры без должной контекстуализации воспринимаются как неуважение. Например, западные миссии посылали молодых, слабо подготовленных верующих учить учителей общеобразовательных школ христианской этике на курсах повышения квалификации.

Выявилось непонимание глубоких корней христианства, традиции, духовного наследия православия, вылившееся в поверхностное критиканство.

3. Немаловажную роль в недоверии к миссионерам сыграла внешняя политика США, которая привела к тому, что большинство россиян отвернулось от американцев, разочаровалось в них, стало безразлично или критически относиться к американцам и их основной форме религии - протестантизму. Наиболее негативную реакцию вызвали бомбежка Югославии (200 древних православных церквей взорвали косовары) и военные действия в Афганистане и Ираке.

США для достижения власти и контроля над миром нередко применяют сомнительные методы. В своих подходах они все более похожи на Советский Союз, одержимый идеей мирового господства. Потеря политического авторитета США в глазах русского народа лишила протестантских миссионеров морального права учить россиян поступать хорошо, в то время как американское правительство допускает сомнительные методы достижения демократии.

Все вышеперечисленные причины привели к тому, что в восприятии людей большинство из того доброго и положительного, что было сделано западными и местными евангельскими христианами в России, было сведено к нулю.

В настоящее время большинство россиян отвергают "религиозную пропаганду" западных и местных евангельских христиан. Надежда на то, что число евангельских христиан значительно возрастет, в сложившейся ситуации очень мала. Вероятнее всего, в наши церкви и учебные заведения будут приходить в основном дети верующих родителей и та небольшая прослойка населения, которой свойственно противиться официальной идеологии.

Так как же все-таки можно духовно "обустроить" Россию?

Сколько-нибудь значительные изменения на религиозном поле России может проводить и проводит прогрессивная часть руководства Русской православной церкви - тот самый "местный лидер, открытый новому".

Что же делать "западным агрономам", то есть миссионерам и "мальчикам–переводчикам", то есть местным протестантам, которые составляют около одного процента населения России?

Бог использует церкви и миссии евангельских христиан как модель, чтобы обновить и активизировать Православие.

Евангельским христианам нужно продолжать разрабатывать "опытные участки", то есть основывать и укреплять церкви, учебные заведения и другие служения, которые служили бы моделями, примерами для основного религиозного поля России – Православия! Вероятнее всего таких "модельных" церквей, школ и служений, ввиду сложившегося отношения к протестантам в России, будет немного. Становится очевидным, что протестанты не смогут привлечь к вере широкие слои населения и таким образом развиваться экстенсивно, то есть вширь. История развития государства российского не дает нам основания для таких надежд: русские всегда с опаской относились к попыткам западной религиозной экспансии и ревностно защищались от таких попыток.

Но попытки обновить православие отдельными прогрессивными идеями и подходами, позаимствованными на западе, нередко приносили положительные плоды (хотя были и отрицательные результаты).

Евангельские христиане, отвергнув себя и свои амбиции, призваны озаботиться тем, как сделать, чтобы больше россиян пришли к спасительной вере в Иисуса Христа, неважно в "нашей" церкви или в какой-то другой. При этом более эффективным представляется интенсивный путь развития евангельского христианства в России. Не вширь, а вглубь, не количеством, а качеством.

Поэтому очень важно чтобы эти "модели" были действительно высокого качества. Они должны показывать образцы результативных форм и методов церковного служения и благовестия. Важно также, чтобы вся практическая работа была основана на глубоком и верном библейском богословии. И тогда обязательно найдутся прогрессивные лидеры из рядов православия, которые захотят перенять некоторые элементы и церковного служения и даже богословия.

Кстати, этот процесс уже давно идет! Приведу несколько примеров.

Евангельские христиане основали и активно развивают служение летних христианских лагерей – теперь уже появилось немало и православных лагерей.

По примеру евангельских церквей в православных церквах начинают появляться скамеечки для тех, кто не может отстоять всю службу в храме.

По просьбам прихожан священники больше проповедуют и разъясняют Писание и аспекты христианской жизни и церковного устройства.

С начала 90-х евангельские христиане использовали средства массовой информации – радио, телевидение, печатные издания, Интернет, книги. Теперь уже православные гораздо активнее используют эти средства, нередко вытесняя евангельских христиан из этой области.

Причем православные переняли у евангельских христиан и многие элементы формата радио- и телепередач, оформления Интернета. Теперь на телевидении мы нередко видим не просто записи православных богослужений, а интересные проповеди, программы, диалоги, рассказывающие не столько о традициях, сколько о Христе и спасении по Его благодати.

Православные церкви переняли у евангельских христиан также и идею воскресных школ, работу в малых группах для взрослых, молодежную работу.

В последнее время вышло немало книг и учебников для православных читателей и православных учебных заведений. Под православной обложкой в них нередко можно встретить материалы, переработанные из протестантских источников.

С начала перестройки, как известно, протестанты старались активно благовествовать в учебных заведениях, армии, тюрьмах, на средствах транспорта и в других общественных местах. Теперь уже православные руководители активно развивают программы обучения в школах, открывают факультеты в вузах, основывают храмы в армии, тюрьмах, на транспортных магистралях и гораздо шире распространяют свою печатную и другую продукцию через торговые сети.

Православные переняли у протестантов и методы работы с наркоманами, алкоголиками ("12 шагов"), с женщинами, решившимися на аборт. Не всегда они это делают лучше, чем протестанты, но в целом результаты их усилий оказываются более действенными! Почему? Потому что россияне им гораздо больше доверяют! Православные – свои для россиян, а протестанты – чужие. И этим многое объясняется.

Несмотря на малочисленность, евангельские христиане и в целом протестанты играют очень важную роль в духовной жизни России. Евангельские церкви и служения не просто являются местом благовестия, спасения и духовного возрастания людей. Более важная роль протестантского сообщества в Россию состоит в том, что оно являются каналом, через который поступают новые знания, опыт, методы и формы служения, выработанные в западном христианстве. Из этого благословения российское православие может почерпнуть полезное для развития и дальнейшего расширения Царства Божьего на русской земле.

***

В 2005 году создан Межконфессиональный комитет по проблемам ВИЧ/СПИДа. Вы знаете, что к конфессиям стараниями митрополита Кирилла были отнесены такие секты как баптисты, адвентисты , пятидесятники и неопятидесятники ?

***

15 мая 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион принял руководителя отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов В.К. Власенко.

В ходе встречи обсуждались вопросы взаимоотношений между православными и баптистами в России, возможность сотрудничества в некоторых сферах социальной работы, а также была подтверждена общая точка зрение на необходимость защиты христианских ценностей.

***

9 июля 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей̆ Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион принял глав и представителей ряда протестантских церквей России.

Со стороны гостей во встрече участвовали: председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) С.В. Ряховский, председатель Союза церквей евангельских христиан А.Т. Семченко, первый заместитель председателя, управляющий делами РОСХВЕ К.В. Бендас, заместитель председателя Западно-Российского союза церкви христиан-адвентистов седьмого дня О.Ю.Гончаров, координатор проектов в социальной сфере Консультативного совета глав протестантских церквей В.В. Самойлов.

В ходе состоявшейся беседы обсуждались различные формы развития взаимоотношений между православными и протестантами в России, в частности говорилось о перспективах работы возрожденного в 2008 году Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК). Также был затронут вопрос о ходе реализации многолетнего межконфессионального проекта по профилактике и борьбе с ВИЧ/ СПИДом.

***

Примечание МС. Не хорошо как-то получается, мы им о искренне о Православии как бы свидетельствуем, показываем американо, что мы не злые, белых людей не едим, сектами никого не обзываем, уважаем их, а оказывается это они почитают нас за малограмотных, не умеющих кукурузу сажать! Надо было все-таки тогда этих белых американо зажарить и съесть всех вместе, и сами сыты были, и разом бы от всех надоедливых "агрономов" избавились...

***

10 января 2010 года в Москве состоялся детский рождественский праздник, организованный совместно приходом святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Российским союзом евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ).

Идея проведения совместного утренника для детей из православных и баптистских семей возникла во время встречи председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона и руководителя отдела внешних церковных связей РСЕХБ пастором В.К.Власенко, которая состоялась 15 мая 2009 года. Целью проведения подобного мероприятия является обмен опытом в деле воспитания детей в духе традиционных христианских духовно-нравственных ценностей.

Перед собравшимися в православном храме детьми выступили заместитель председателя ОВЦС иеромонах Филипп (Рябых), глава отдела внешних церковных связей РСЕХБ пастор В.К.Власенко и настоятель храма святых бессребренников Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. Они подчеркнули, что Рождество Спасителя несет для верующих во Христа великую радость, которая должна служить еще одним побуждением строить свою жизнь по заповедям Евангелия. Затем детям был показан кукольный спектакль на христианские темы.

***

21 декабря 2010 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча заместителя председателя ОВЦС игумена Филиппа (Рябых) с председателем Российского союза евангельских христиан-баптистов А. В.Смирновым и руководителем ОВЦС Российского союза евангельских христиан-баптистов В.К. Власенко.

В ходе встречи стороны кратко проинформировали друг друга о положении дел в Православной Церкви и в общинах христиан-баптистов России, обменялись мнениями по ряду насущных общественно-религиозных проблем. Наряду с этим обсуждались перспективы развития сотрудничества в рамках Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии, а также вопросы, связанные с преподаванием религии в российских школах. Стороны отметили общность позиций по социально-этическим проблемам, а также подчеркнули необходимость защиты христианских ценностей в современном обществе.

***

7 февраля 2011 года в Нью-Йорке состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с руководителями ведущих протестантских учебных заведений Северо-Восточного региона США.

Во встрече приняли участие доктор Тони Карнс, один из ведущих авторов журнала "Christianity Today"; доктор Пол ДеВри, ректор Нью-Йоркской духовной школы; пастор Чарльз Хаммонд, декан кампуса Наякского колледжа, помощник пастора общины "Бруклинская скиния"; доктор Деннис Холлинджер, ректор Богословской семинарии Гордона-Конуэлла (шт. Массачусетс); доктор Дэвид. У. Миллер, руководитель инициативы "Вера и Труд" в Принстонском университете; доктор Стэнли Оукс, канцлер и основатель Кингс-колледжа в Нью-Йорке; а также члены делегации, сопровождающей председателя ОВЦС.

***

6 апреля 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона с руководителем ОВЦС Российского союза евангельских христиан-баптистов В.К.Власенко.

В ходе встречи обсуждался широкий круг вопросов взаимодействия между православными и баптистами в России, в частности, перспектива возобновления двухсторонних богословских собеседований, сотрудничество в международных христианских организациях, перспективные направления работы Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии.

***

8 ноября 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча главы ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона с председателем Российского Союза евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) А.В. Смирновым, руководителем ОВЦС РС ЕХБ В.К. Власенко, заместителем председателя РС ЕХБ Р.С. Волошиным, старшим пресвитером по Северо-Западному Федеральному округу В.К. Сипко и председателем Московского объединения церквей ЕХБ М.И. Чекалиным.

***

Вселяет надежду, что все так плохо нашем "королевстве", начиная с 2012 года и доныне, мне не удалось найти случаев встреч "молодых туземных лидеров, готовых к принятию нового" с "иностранными агрономами".

Возможно наши старые консервативные "туземные вожди" смогли вразумить экуменистическую "молодежь"? Тем более что ни один из "иностранных агрономов" так и не принял в результате проведенных диалогов спасительное Православие, между тем все они получили большие преференции в своем прозелитизме среди православных христиан. Они получили бесценный аргумент при вербовке наших братьев и сестер говорить, что мы такая же "Церковь Христова" как Православная Церковь, "только еще лучше"…

***

Примечания

1. На с "иностранными агрономами", митрополит Иларион указал: "непременным условием успешного межконфессионального диалога и сотрудничества является отсутствие прозелитизма"

О активном прозелитизме томской неопятидесятнической секты "Церковь Прославления", лидер которой Олег Тихонов присутствовал на этой экуменистической встрече (в самом отрицательном значении этого слова), читайте тут:

  • "Бог с ними?" - расследование о сектантской наркологической псевдореабилитации в Томске - Марк Подберезин
  • О истинной Церкви, сектах, и псевдореабилитации наркозависимых в пятидесятнических сектах (пока отдельные церковные иерархи любезничают с сектами, священники на местах с горечью сталкиваются с плодами непротестантских сект) - протоиерей Алексей Бервено

Митрополит Илларион (Алфеев) возомнил о себе, что он выше Суда April 4th, 2017

«Именами палачей нельзя называть улицы и площади. Имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах» митрр Илларион

Не слишком ли много на себя взял отче? Не согнётся ли спина под тяжестью багажа?

***
ИА Красная весна
Перезахоронить тело Владимира Ленина было возможно сразу после краха Советского Союза, теперь этот вопрос может быть решен только после наступления по нему общественного согласия, об этом заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

Митрополит продемонстрировал жесткую позицию по отношению к деятелям революции: « Именами палачей нельзя называть улицы и площади. Имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах. Памятники этим людям не должны стоять на наших площадях. Мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение ».

Однако при этом митрополит Илларион подчеркнул, что сегодня никто не хочет «разбередить старые раны, взбудоражить наше общество, спровоцировать раскол ». Он заявил: «Я бы сказал, что мы с этими решениями опоздали уже на четверть века. Их надо было принять тогда сразу же. Когда памятник Дзержинскому с площади Дзержинского убирали (в 1991 году — прим. ИА Красная Весна), тогда же надо было и вынести тело Ленина из мавзолея. Если этого не сделали тогда, то сейчас нужно дождаться того момента, когда вокруг этого вопроса в обществе будет согласие» .

Напомним, что 12 марта Архиерейский синод РПЦЗ обратился с посланием, в котором призвал убрать мавзолей Владимира Ленина с Красной площади и убрать его памятники с площадей страны.

Через несколько дней, 16 марта, с официальным заявлением выступил первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Александр Щипков . Щипков назвал идею перезахоронения Ленина несвоевременной. Тогда он заявил следующее: «Его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями. Но мы можем ставить вопрос о перезахоронении не ранее, чем прекратится кампания по декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве. И впоследствии, ставя этот вопрос, мы обязаны исходить исключительно из религиозных, а не политических соображений» .
***
Напомним так же, что о. Илларион (Алфеев) принадлежит к сообществу исповедников проекта «Бутовский полигон », жертвы которого уже четверть века как с апломбом анонсированы, но так и не найдены.
Куда спешит
митрополит?

=Arctus =

Recent Posts from This Journal


  • Клим Жуков про статью Владислава Суркова "Долгое государство Путина"


  • Сергей Лобовиков. Певец русской деревни (98 фото)

    Нет на его фотографиях ни репинских членов Государственного совета, ни серовских дам и особ императорской фамилии, ни куинджиевских поэтичных…


  • Живопись вьетнамской художницы Тран Нгуен (18 работ)


  • Хелависа (Мельница) - Дороги


  • "При Сталине отправляли в лагеря ГУЛАГа за опоздание на работу"

    При Сталине отправляли в лагеря ГУЛАГа за малейшее опоздание на работу. Разбираемся правда или ложь. Предметом большинства разговором на эту…

  • Как изменить отношение к Нестору за 7 минут? Лжеистория СССР

    Про СССР на Ютубе мы слышали всякое. Но Дудь, Варламов, Kamikadzedead и прочие Itpedia с их антисоветской псевдоисторической истерией кажутся…


  • Где был подлинный «голодомор» и кто его организовал?

    Обвинения в «голодоморе» — излюбленный конек украинской антироссийской пропаганды. Якобы Советский Союз, который современным…

Вознесение опустилось на Нью-Йорк облаками белоснежной вишни и сирени. Манхэттен расцвел. Вернувшаяся из паломничества по континентам в лиловом облачении из веток сирени пребывала в Знаменском синодальном соборе на перекрестке Ист 93-й улицы и Парк Авеню. Это здание в середине 50-х годов прошлого столетия подарил перебравшемуся из Европы Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви благотворитель Сергей Семененко. Второй Предстоятель Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) когда-то помог юноше с документами на выезд. Господин Семененко вырос, стал банкиром и вернул «долг».

Пятый первоиерарх - Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, говорят, согласился занять высший в Церкви пост при одном условии - жить он останется в дорогом его сердцу Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле на севере штата Нью-Йорк.

В мае 2008-го русское зарубежье еще переживало кончину . Еще никто не знал, что через полгода не станет и . Прибывший из Австралии первый заместитель почившего иерарха архиепископ Иларион (Капрал) остановился в гостевой комнате Синода. Спустя два дня он будет избран на пост Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви, а на Вознесение состоится интронизация, которую в зарубежье называют старым русским словом - настолование. Секретарь Синода выйдет с мантией и белым клобуком. Прозвучит троекратное « Аксиос!»

Из полученной в синодальных кулуарах информации о новом первоиерархе журналистов больше других привлечет одна, которую и поставят в заголовок: «Добрый человек из Нью-Йорка». Автор слегка переиначил фразу, которая действительно имела место быть: до отъезда в Австралию владыку Илариона, тогда епископа Манхэттенского, и правда называли «добрым человеком… из Манхэттена». Говорят, что безработные и бездомные выходцы из России часто находили приют и помощь через владыку Илариона.

В отцветает вишня и скоро распустится сирень. Пасху 2013 года митрополит Иларион отслужил в Нью-Йорке при « Путеводительнице» русского рассеяния, и вскоре после Светлого Христова Воскресения отметит пятилетие в должности предстоятеля.

Ваше Высокопреосвященство, пять лет Вы возглавляете Русскую Зарубежную Церковь в составе единой Русской Церкви. Что, на Ваш взгляд, дали эти годы единения?

Оглядываясь назад, я думаю: с чего же начать? Могу говорить о ежегодном, можно сказать: возвращении на свою историческую родину нашей Путеводительницы - Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы и ее паломничествах по разным епархиям России, Украины, Казахстана, а в этом году святой образ впервые отправится во Владивосток и Японию.

Могу рассказать о преподавателях, монахах, священниках, которые приехали из России, Украины, обогатив наши православные традиции. И этот обмен продолжается и расширяется. О сотнях студентов и молодых людей, которые ежегодно отправляются в Россию и бывшие страны СНГ не только для встреч со своими ровесниками, но и реально потрудиться - восстанавливать русские святыни на Соловках и в Тихвине.

Мог бы рассказать об изданиях, отснятых фильмах, возвращенных архивных документах. О всезарубежных съездах, совместных молодежных паломничествах… О заключенных браках и уже родившихся в этих семьях детях на разных континентах. Да обо всем этом вы сами можете почитать в Интернете. Но всего этого не могло быть без нашей совместной молитвы у Престола Божия, духовного обогащения евхаристическим единством с Церковью-Матерью, ее епископатом, духовенством, мирянами. Как у всех людей, у нас могут быть разные взгляды по некоторым вопросам. Важно, что единство нашей Церкви существует исключительно на основе и чистоты. И потому восстановление молитвенного общения Русской Церкви, пять лет которого мы отмечали в прошлом году, мы считаем событием историческим и за последние десятилетия самым главным.

- Вы сами часто приезжаете и служите в Отечестве, молитесь у родных святынь?

Гораздо больше святынь я посетил, когда был викарием в Нью-Йорке и епархиальным архиереем в Австралии. Сейчас только во время официальных церковных мероприятий нам удается послужить где-нибудь в Москве или Подмосковье, а раньше я имел возможность ездить по святыням России, Украины вместе с нашими паломниками из разных стран. В первый раз, епископом Манхэттенским, я приехал в Россию в 1990 году и за два месяца паломничества - июнь и июль - посетил Валаам и Санкт-Петербург, Киев и Почаевскую лавру, где познакомился с наместником архимандритом Онуфрием, нынешним митрополитом Черновицким и Буковинским. Тогда же впервые встретился со своими родственниками на Украине. У меня всегда было желание узнать больше о семейных корнях, о своих двоюродных братьях и сестрах, но я не надеялся, что моя мечта когда-нибудь сбудется. Со временем познакомился и с другими своими родными в России, с помощью генеолога из Санкт-Петербурга узнал о родственниках до десятого колена.

- Владыка, а как Ваша семья оказалась за пределами Родины?

Сам я родился уже в , а мои родители - в деревне Обениже Волынской губернии. Это маленькое село существует и по сей день в пределах нынешней Украины. Когда Волынь отошла к Польше, власти стали проводить политику ополячивания: в школах заставляли учить польский язык, в церкви старались ввести новый календарь.

Тогда отец предложил маме эмигрировать в Канаду, которой нужны были рабочие руки для освоения целинных земель. Там родились мои братья и сестры и я, самый младший. Дома мы говорили на двух языках - украинском и английском, а русский я освоил позже, когда приехал учиться в семинарию в Джорданвилль, в США. Как и большинство иммигрантов, мы вели «двойную» жизнь - канадскую и русскую, богатую традициями и духовным наследием, и никогда не разделяли наш народ на русских и украинцев: все считали себя одним народом.

Родители были людьми грамотными, но, как и все приезжие, постоянно жили в нужде: наша ферма едва позволяла сводить концы с концами, и отец постоянно искал работу.

Летом я помогал родителям на ферме: лет с восьми вместе с отцом трудился на косилке и сеновязалке. Потом уже часто самостоятельно работал на тракторе и комбайне, а лет с двенадцати стал управлять автомобилем. Как любому ребенку, монотонная работа мне надоедала, но когда подрос - благодарил родителей за то, что они с детства дали мне возможность познать труд и усвоить цену трудолюбия.

- За какие еще черты характера Вы благодарны родителям?

За гостеприимство, честность, скромность в повседневной жизни. Родители всегда довольствовались малым и простым, были добры и гостеприимны, и для меня такой стиль жизни тоже стал естественным.

- А кто повлиял на Ваш выбор принять монашество и стать священником?

Большое впечатление производили на меня церковные богослужения. К нам часто приезжал совершать службы архиепископ Пантелеимон (Рудык), находившийся под омофором Московского Патриархата. Наша ферма располагалась не так далеко от городка Спирит-Ривер, что в переводе с английского означает «Духовная река». Среди украинских ферм стоял Троицкий храм, но постоянного священника в нем не было. Духовенство разных юрисдикций по очереди приезжало к нам служить и исполнять требы.

Облик архиерея меня сразу поразил. Шестилетний , я смотрел на него как на небожителя. Приходя домой, я собирал иконы и свечи и любил играть в «батюшку». Когда мне было лет восемь, в лесу, рядом с домом, я устроил «свою» потаенную церковь: украсил ее иконами и молился там.

Подростком я любил слушать религиозные передачи по канадскому радио, выписывал православную церковную литературу, журналы и книги. Владыка Пантелеимон иногда дарил мне то иконы, то книжечки и приговаривал: «Ты будешь батюшкой». Все годы учебы в гимназии я сердцем чувствовал, что это только подготовка к семинарии и священству.

В городе Эдмонтон я познакомился с епископом Русской Зарубежной Церкви Саввой (Сарачевичем), человеком высокой духовной жизни и необыкновенной доброты. Рассказывал ему о своем желании учиться в семинарии, а владыка вдохновлял меня своими рассказами о монашестве.

По его благословению я и приехал в Америку, в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Это было в ноябре 1967 года. Среди живописных ферм, лесов и озер стояла заснеженная обитель с прекрасным златоглавым храмом и большим братским корпусом - частичка Святой Руси. Первое время мне пришлось очень нелегко. Я даже заунывал, написал письмо владыке Савве и просил забрать меня к себе в Канаду - послушником. Но он ответил, что если у меня есть стремление стать настоящим монахом, то я должен остаться в семинарии и с терпением переносить все испытания. После его ответа у меня стало спокойно на душе.

Когда обучение подходило к концу, мне уже никуда не хотелось уезжать, настолько я полюбил обитель, монастырскую братию, ректора нашей семинарии архиепископа Аверкия (Таушева), у которого в последние годы его жизни нес послушание келейника. Это был человек глубокой веры и необыкновенной эрудиции. Нас поражала чистота его души и добродушие.

По окончании семинарии я немного преподавал, но в основном трудился в монастырской типографии: набирал статьи сначала для англоязычного журнала «Православная жизнь», а потом и для «Православной Руси» на русском языке. Так у меня развивался опыт и наборщика, и корректора, и редактора.

Вы стали одним из самых молодых епископов Зарубежной Церкви - Манхэттенским, потом была и Новая Зеландия, спустя 15 лет - снова Нью-Йорк. Но уже не тот, что был в конце XX столетия. Век минувший - целая эпоха в истории Зарубежной Церкви. 90 лет она окормляла русских, которые, в стремлении сохранить веру, куда бы ни приезжали, везде первым делом строили храм. Изменилась ли сейчас миссия РПЦЗ? Какие задачи стоят перед Церковью в наши дни?

Мы и сейчас стараемся сохранять то, что нам удалось построить за эти десятилетия: храмы, приходы, миссии и общины на четырех континентах, поддерживать и окормлять верующих.

У нас большой фронт пастырской и миссионерской работы в США. Сегодня мы наблюдаем уже пятую волну эмиграции, поэтому опыт миссионерской работы, накопленный в русском зарубежье, востребован и в наши дни. Почти в каждом городе Америки есть русские православные люди, которые нуждаются в духовном окормлении, в общине и священнике. Московский Патриархат, согласно Томосу об автокефалии Православной Церкви в Америке, не имеет права создавать новые приходы на территории США. Наша Церковь не связана такими обязательствами, но нам финансово нелегко строить новые церкви. С помощью Божией, однако, постепенно собираются общины, они находят средства и строят храмы. Среди прихожан много новообращенных - бывших католиков, протестантов, иезуитов, даже сектантов, которые в поисках Истины обращаются к Православию и становятся активными и ревностными членами нашей Церкви.

Если посмотреть на богослужебную практику приходов Зарубежной Церкви, то богослужения в большинстве совершаются на церковнославянском языке и по юлианскому календарю, тогда как большинство Патриарших приходов служат по-английски. Значит ли это, что русское зарубежье старается хранить русский язык?

Пока еще в большинстве наших приходов служат по-церковнославянски, а русский язык, действительно, сохраняется как язык проповеди и общения внутри церковной общины. Любопытно, что потомки первых волн хранили знание русского языка, а дети тех, кто приехал из России 10-20 лет назад, часто не говорят на родном языке. Но в целом, конечно, происходит естественная ассимиляция, что характерно для всех национальностей на территории страны. И если по-русски многие еще говорят, то из среднестатистических русских американцев мало кто грамотно пишет (я не имею в виду тех, для кого русский язык является профессией). И только по имени или фамилии можно узнать, что эти люди имеют русские корни. В церковь они приходят обычно раз в год - на Пасху. Православные женятся на инославных, и в таких семьях дети часто не воспитываются так, как нам хотелось бы.

В отличие от Восточного побережья, на западе США и в Австралии эмиграция более поздняя, много переселенцев из Китая, и потому там больше держатся русских традиций и языка.

- Приходские школы не спасают положение?

Они необходимы, важны, но в целом охватывают небольшой процент русских детей. Кроме школьников мы должны не упускать из виду и молодежь. Меня радует, что наши священнослужители активно участвуют в проектах синодального молодежного отдела: организуют совместные с российской молодежью съезды, поездки по святым местам России, Украины. Возвращаются молодые люди полные впечатлений, многие находят свою вторую - и что важно: православную - половину. Особенно радостно, что молодежное миссионерство пошло на места - в приходы. Нынешним летом в рамках проекта «Тихвин» молодежь из столицы штата Нью-Йорк Олбани второй раз отправится трудиться в женский монастырь под Санкт-Петербургом.

Одновременно с миссионерской работой в традиционных местах проживания русской диаспоры мы стараемся основывать приходы и там, где люди ищут свет истинной веры, - в странах не православных и даже не христианских.


- Как вы добрались до этих стран?

Это не мы их нашли, а Господь нам их направил. Первыми были гаитяне. Еще епископом Манхэттенским в 1990-е годы я ездил служить в Порт-о-Пренс, где была основана православная община. Тогда там был всего один приход и двое священников. Интересно, что сегодня все священники на Гаити по профессии учителя: и служат, и детей учат. Двое студентов из Гаити обучаются в семинарии Московского Патриархата во , и желающих поступить в семинарию уже достаточно.

Две общины Зарубежной Церкви - в Доминиканской республике: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Серафима Саровского. Доминиканские прихожане - это, в основном, русские жены доминиканцев, как и в соседней Коста-Рике. Наш местный священник до рукоположения учился в Советском Союзе, поэтому говорит по-русски, служит по-испански и по-церковнославянски.

Иеромонах Герман (Кастро) служит в местечке Камуала (Никарагуа), окормляя местное население, и мы надеемся устроить православный храм в Манагуа для наших соотечественников.

Совсем недавно священник Петр Джексон, до принятия Православия сам много лет бывший протестантским миссионером в Южной Америке, вместе со своей супругой матушкой Стиляной вернулся из Гватемалы, где они посетили несколько тысяч новообращенных народности майа. Проанализировав отчет, я благословил отца Петра участвовать в устройстве в Гватемале православной семинарии (Греческой митрополии), которая будет готовить духовенство для более чем 300 новых православных приходов в стране, где в настоящий момент ждут священника.

Уже около десяти лет православная миссия РПЦЗ действует в Индонезии. Настоятель архимандрит Даниил (Бьянторо) перевел православное богослужение на местные языки - индонезийский и явский.

- Недавно Вы рукоположили священников и для общин в Пакистане…

До Пакистана сам я не доехал: все-таки решил прислушаться к предостережению об опасности пребывания в данный момент в стране православных иностранцев, поэтому троих пакистанцев рукополагать прошлось в Шри-Ланке. А в Пакистан служить ездит из Австралии отец Адриан Августос. - вторая по численности мусульманского населения страна в мире после . Христиан там всего около 4 процентов: половина из них католики, другая половина - англикане.

Сам благочинный и духовный наставник пакистанской общины иерей Адриан (до крещения - Вишал Августос) родился на севере Индии в городе Лакнау, учился в католической школе. Разочаровавшись в католичестве, ушел в Англиканскую церковь, но разницы между ними не нашел и начал узнавать по Интернету о Православии. Написал мне, и у нас завязалась переписка. Так как в Индии нет православной церкви, я предложил ему приехать в Австралию и пожить на приходе, чтобы проникнуться православным духом. Еще до приезда Вишал много узнал о Православии. В Сиднее я крестил его с именем Адриан, он молился в наших храмах, поступил на богословские курсы. После моего избрания первоиерархом он приезжал в Нью-Йорк и вскоре был рукоположен в сан диакона, а теперь служит священником в Австралии. В будние дни, как и многие наши священники, отец Адриан трудится на светской работе - в отделе по работе с клиентами одного из банков Сиднея.

В первую свою поездку в Пакистан отец Адриан крестил 174 человека, во время визитов в Пакистан и по Интернету ведет пастырские курсы для новорукоположенного духовенства, а местное духовенство ведет катехизаторские курсы для взрослых прихожан, занятия в воскресной школе для детей. В Пакистане уже рукоположены три местных священника. Иереи Иосиф, Антоний и Кирилл до перехода в Православие учились в католической семинарии.

Недавно отец Адриан приобрел участок земли под строительство храма, создал Миссионерский фонд помощи новым христианам, на счет которого поступают пожертвования на строительство церкви в Саргоде.

Среди крещенных им недавно есть иранцы и афганцы. В Индии ревностные в вере христиане также основали общины, проводят катехизаторские интернет-курсы для желающих присоединиться к Православию и ждут священника. В таких отдаленных от православного мира странах большую помощь оказывает Интернет, который дает возможность найти необходимую справочную и контактную информацию, читать богословскую литературу и творения святых отцов.

- Некоторые критики говорят о поспешности рукоположения новообращенных в священный сан…

Этой зимой я ездил в , познакомился с обстановкой в целом и с представителями этих общин. И я своими глазами видел, как эти люди серьезно, трепетно и усердно готовятся к серьезному шагу в своей жизни: одни - к крещению, другие - к принятию сана. Люди эти горят, как свечки, среди чуждого им по духу мира. Если общине не дать вовремя священника, не начать служить литургию, никто не может знать, что ждет этих людей. Если они просят дать им Воды Живой, мы не можем и не должны отказывать.

К тому же мы сами более 90 лет живем среди инославного окружения, и у нас, в Зарубежной Церкви, есть опыт принятия инославных в Православие. Поэтому когда Господь посылает задачи, я не смею сказать Ему: «Нет». Когда люди хотят присоединиться к Церкви, иметь миссионерскую общину, я всегда стараюсь идти им навстречу, потому что наш долг - исполнять повеление Спасителя: «идти, научить и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Сколько времени Вы проводите в поездках, если учесть, что остаетесь еще и правящим архиереем Австралийско-Новозеландской епархии?

Наша Восточно-Американская епархия занимает территорию от штата Мен и границы с Канадой до Центральной Америки (Никарагуа, Пуэрто-Рико, Доминиканская республика и Гаити). В год стараюсь посетить как можно больше приходов, но пребывание в каждом месте из-за плотного графика приходится сводить к минимуму. К тому же у нас не прерывается традиция всегда совершать архиерейские богослужения на приходах в престольные праздники. Попеременно на одних приходах служу сам, на других - два моих викарных епископа.

Владыка, всем известен более демократичный, чем в России, стиль жизни и организация быта архиереев за границей…

За рубежом мы не располагаем финансами для содержания постоянного штата: секретарей, келейника, обслуживающего персонала. Как правило, зарубежные архиереи о своем быте чаще всего заботятся сами: водят , готовят, стирают…

- В Нью-Йорке Вы не изменяете своим привычкам и можете быстро приготовить обед?

Естественно. Люблю готовить супы на скорую руку. Часто сам «сочиняю» блюда. Не люблю долго сидеть за обедом: сам приготовлю, быстро перекушу и снова за работу.

Но при необходимости наши прихожане всегда готовы помочь. На приходах всех континентов и церковные старосты, и члены церковных советов, сестричества работают безвозмездно и сами жертвуют на нужды храма. Да и большинство священников и матушек у нас в небольших приходах в будние дни часто трудятся на светской работе как простые миряне.

Владыка, сейчас часто пишут о различных увлечениях монашествующих. На Ваш взгляд, подобает ли монаху иметь хобби? Если да, то чем увлекаетесь Вы?

Строго говоря, монаху лучше особо не прилепляться ни к чему, а иметь прилежание к молитве. Но я всю жизнь любил и собирал книги. В Австралии мечтал сделать мою библиотеку, собранную за 40 лет, основой для епархиальной богословской библиотеки. Большую библиотеку удалось собрать и систематизировать в Синодальном здании в Нью-Йорке, в нее вошли книги из собраний некоторых архиереев.

Нашим семинаристам я всегда советую, во-первых, пока молоды, больше читать, особенно богословскую литературу и творения святых отцов, потому что с годами времени на чтение будет оставаться все меньше.

- А что советуете во-вторых?

Быть внимательными к каждому человеку, не стараться убегать от людей: быть «всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых», - так писал апостол Павел. Если кто-то думает, что быть добрым, вежливым, заботливым можно научиться с годами, когда станешь старше, то скажу: это редко у кого может получиться. К этому следует приучать себя с детства, с юности. А главное, помнить, что цель нашей жизни не в материальном благополучии и внешнем счастье, а в приобретении благодати Божией и подготовке к вечной жизни, и для этого, прежде всего, собирать следует сокровища духовные, которых у нас никто никогда не отнимет.

- Владыка, как Вы относитесь к тому, что у Вас, Предстоятеля Церкви, и поныне сохраняется р епутация доступного и доброго «человека из Манхэттена»? Очень многие наши соотечественники помнят, как еще в начале 1990-х получали от Вас помощь, добрый совет, поддержку при устройстве в новой стране

Помню, что еще в советские времена, а особенно после падения коммунистического режима, много русских иммигрантов стало приезжать в Нью-Йорк. Молодые люди приходили и просили крестить их; многие не знали английского языка и обращались с просьбами помочь им заполнить те или иные документы. До этого я не был сведущ в работе с иммиграционными бумагами, но очень скоро научился… Но разве можно этим гордиться? Ведь доброта - это и есть требование Христовой заповеди, ибо «на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч. 15: 3). Да и древние святые отличались добротой и гостеприимством, и нам подобает следовать их примеру.

Латвиец Илларион Гирс вырос и родился в Риге. Получив там образование, вскоре состоялся как профессиональный юрист. После 4-х лет в крупной юридической фирме, открыл свое дело, география его практики была обширной, из Риги он летал по зарубежным делам в более чем, десяток стран.

И все бы ничего, если бы не гражданская позиция Гирса по отношению к русским латвийцам и независимый взгляд на историю своей родной страны. С 2011 года открыто включился в общественную жизнь страны, и быстро стал одним из первых лиц русского протестного движения в Латвии, выступив главным юристом и зампредом латвийской партии «За родной язык!» и товарищества «Русская Заря».


С каждым годом демонизация его личности в латвийских СМИ усиливалась - дошло до того, что председатель правящей в Латвии партии публично признавала его угрозой национальной безопасности, а глава МВД Латвии признался, что Илларион является одним из тех общественных лидеров, подавлением которых занимается подведомственная ему полицейская спецслужба.


За 4 года его общественно-политической борьбы ему в Латвии попытались вменить 7 преступлений, пять из них одновременно, что является пока ещё непревзойдённым антирекордом современной Латвийской Республики по отношению к русскому общественнику.

Илларион задумывался об эмиграции ещё до занятия активной политикой в Латвии, неонацистские черты в ней его не устраивали. Россия, Канада, Австралия и Новая Зеландия, смотрел тогда в направлении этих стран для переезда. В Россию душа звала, но сюда было страшнее всего, рассказал он: «Здесь сложно встать на ноги. Для эмигранта это суровая страна».

Поход в политику был его попыткой сделать Латвию принципиально лучше, для себя и своих земляков, но сил не хватило, и он признаёт, что оказался ниже своей задачи. Под давлением обстоятельств и в полном согласии со своими товарищами по борьбе, летом 2016-го года он уехал.

Будучи русским идеалистом, отправился в Россию. Приехав, Илларион Гирс попросил здесь политического убежища и получил его. Скоро исполнится ровно год, как он живет и работает в Москве. О том, какой Россия оказалась на самом деле, а также об отношениях Латвии с Россией, он рассказал в следующем ролике:

Илларион Гирс - один из тех иностранных граждан, кто попросил в России политического убежища. В прошлом году в Латвии на правозащитника завели уголовное дело за его гражданскую позицию по отношению к русским латвийцам и независимый взгляд на историю своей родной страны. Не надеясь на справедливое судебное разбирательство, в прошлом году Илларион решил уехать. Выбор пал на Россию.


За год жизни в Москве латвиец понял, что настоящая Россия и та, какой ее рисуют на Западе, разительно отличаются друг от друга.

Например, главное противоречие в отношении Запада к России и ее народу, как к варварам, Илларион нашел в русской культуре и достижениях науки:

Как такое может быть, чтобы варвары брали такие высоты: в музыке, живописи, скульптуре, науке. Есть такой парадокс.

В самой Латвии, откуда Гирс уехал, активно продвигают идею, что, после усиления напряженности с Евросоюзом и США, Россию «лихорадит» так, что ее граждане оказались за чертой бедности, а санкции ударили настолько, что экономика вот-вот рухнет:

В Латвии не распространяются такие комичные истории, как на Украине, что в Москве по итогам санкций начали есть ежей, которых ловят на подъезде к городу. Но культивируется, что Россия чуть ли не трещит по швам из-за санкций. Но любой здравомыслящий человек понимает, что это не так.

С другой стороны, Илларион не отрицает, что санкции повлияли на нашу экономику:

Санкции, естественно, оказали определенное сдерживающее влияние на развитие России. Но есть и положительные моменты. Заходишь в магазин и видишь, что импортозамещение так или иначе работает. Это видно в продуктах, в их качестве.

Другой миф, культивируемый латвийской властью и местными СМИ, это так называемая «российская агрессия»:

Для этого есть много причин. Помимо того, что кто-то получает на этом свою выгоду, они еще таким образом сохраняют свой режим. Потому что пока люди запуганы, они не будут думать о смене. Хотя на самом деле оснований для смены власти полно в Латвии.

Недобрососедское отношение к России, по мнению Иллариона Гирса, приведет только к одному:

Обнищание народа. В прежние советские времена Латвия была витриной республики, а сегодня это вторая беднейшая республика в Европейском Союзе. Это объективная картина. Сейчас, когда Россия вывозит грузовые потоки из Латвии, переориентируя их на свои порты, что я считаю правильным, потому что негоже это - кормить ту страну, государство, режим, который на тебя нападает. Неправильно. Если они кусают руку кормящую, надо убрать эту руку.

Катастрофические экономические последствия для Латвии можно проследить уже сейчас:

В Латвии всё плохо, кроме экологии. Да и то не заслуга нынешнего правящего режима латышской этнократии, так как ликвидировали всю промышленность и нечем загрязнять. А если без юмора, то действительно всё ущербно. Латвия за последние четверть века потеряла более четверти населения. Не было никакой чумы, войны.

В качестве сравнения латвиец вспомнил депортации во времена СССР:

Латышский истеблишмент любит ставить в укор Советскому Союзу и России, как преемнице СССР, депортации сталинские. Но то, сколько принудительно депортировал из Латвии ныне правящий режим латышской этнократии, советской власти и не снились такие масштабы. Ведь значительная потеря населения произошла не из-за смертности, а именно из-за нужды: люди уезжают в поисках работы, ее просто нет внутри страны.

Причины кроются и во внешнем влиянии на Латвию, ведь на сегодняшний день государственный суверенитет страны, по словам Гирса, всего лишь пустые слова:

В мировой политике Латвия сегодня не субъект. Фактически она - объект. Игровая фигура в игре сверхдержав. В первую очередь, США и России. Но сегодня фактически Латвия - это 51-й штат Америки. Если бы их пригласили присоединиться, то весь истеблишмент был бы за. Независимость, демократия - это все громкие слова, которые хоть и прописаны в латвийской конституции, но фактически при внимательном взгляде понятно, что это не так.

Фактически Латвия независимой и не была ни разу. Как только вышла из Советского Союза, тут же направилась в другой. В НАТО и Евросоюз. Весь суверенитет делегирован. Единственное, в чем у них осталась свобода - это в их отношении к русским. Дискриминировать русских. Вот что они могут, это право им пока еще дают.

Наряду с этим, абстрагируясь от отношения к власти, Илларион не устает повторять, что любит свою родную страну:

Я люблю Латвию. Это моя малая родина. Отъезд оттуда был нелегким. Но вместе с тем, приехав в Россию, я не чувствую себя на чужбине, потому что это моя большая родина. Так сегодня сложилось, что с малой пришлось перебраться на большую. Думаю, что это историческое недоразумение. Все наладится, режим латышской этнократии исчерпает себя, на самом деле, уже есть признаки этого.

14 декабря 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Халеева.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить об изучении иностранных языков, для чего это нужно и нужно ли, в частности, церковному человеку, священнослужителю. У меня в гостях – доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Халеева. Здравствуйте, Ирина Ивановна.

И. Халеева: Здравствуйте, Владыка. Спасибо большое, что пригласили меня на Вашу передачу. Этот вопрос по-прежнему актуальный и чрезвычайно важный. Мне бы хотелось услышать Ваше просвещенное мнение относительно роли и места лингвистики, иностранных языков, а значит, и коммуникации, в богословском дискурсе и церковном мире. Вопрос не праздный, поскольку я не первый год знаю Вас как чрезвычайно образованного человека − не только как композитора и музыканта, но и известного во всём мире богослова. Я знаю, что Вы владеете английским и другими иностранными языками на таком же уровне, как владеете родным русским языком. Поэтому у меня к Вам вопрос (а потом и я на него отвечу, как сама понимаю): все ли священники Московского Патриархата владеют иностранными языками, и почему это может быть так значимо именно для священнослужителя?

Митрополит Иларион: Священнослужитель в наше время – это не просто человек, который должен уметь покрестить, повенчать и отпеть, но и публичная фигура. Это человек, который должен общаться с людьми, в том числе и разных национальностей. Ни один священник не застрахован от того, что к нему придёт на исповедь человек, не владеющий русским языком. Конечно, от священнослужителя нельзя требовать, чтобы он владел всеми возможными иностранными языками, — это нереально. Но ведь неслучайно во всех духовных семинариях преподаются сегодня иностранные языки − не только древние, на которых мы читаем Священное Писание или творения святых отцов, но и новые языки, на которых мы разговариваем. И неслучайно мы сегодня требуем, чтобы все священники имели, как минимум, семинарское образование, а это значит, что для каждого нашего священника нормой должно стать владение хотя бы одним иностранным языком. Конечно, от нормы до реальности есть некоторое расстояние, и зачастую у семинаристов возникает вопрос: «А зачем мне вообще английский язык? Я что, буду на нем с бабками в деревне разговаривать?»

Но, во-первых, на мой взгляд, сам такой подход ошибочен, потому что сегодня ты служишь в деревне, а завтра можешь оказаться в городе, сегодня ты общаешься только с узким кругом людей, а завтра тебя могут пригласить на телевидение. У нас есть священники, которые служат за рубежом, и если у тебя есть возможность говорить на иностранном языке, то открывается дополнительное миссионерское поле.

Но самое главное (я это могут сказать по своему опыту), что каждый новый язык – это не просто набор слов и понятий, а совершенно новый мир, это литература, это способность формулировать мысли, причем совершенно по-иному, чем мы это делаем на своем родном языке. Таким образом, открывается еще один горизонт. Каждый новый язык – это возможность погрузиться в новую культуру, расширить свой кругозор. В конечном итоге, я по своему опыту могу сказать, что изучение иностранных языков влияет и на то, как мы подходим к своему языку. Мы совершенно по-другому начинаем говорить по-русски, когда владеем иностранными языками.

И. Халеева: Спасибо большое, Владыка. Можно следующий вопрос?

И. Халеева: Как раз начну с этого. Учебное заведение, ректором которого я являюсь, носит название «Московский государственный лингвистический университет». Лингвистика в нашем случае означает обучение, как минимум, двум языкам по всем направлениям подготовки. Наши студенты овладевают пятью языками (тремя неживыми и двумя современными). И шестой − это родной, русский. Поэтому я вижу огромную значимость знания языков.

Лет двадцать назад моей светлой мечтой было, чтобы студенты университета имели представление о теологии. Вам знаком наш университет, и Вы знаете, что мы, слава Богу, благодаря Патриархии и лично Вам отреставрировали храм святой равноапостольной Марии Магдалины. Теперь в нем совершаются службы…

В этой связи у меня вопрос. В образовательный стандарт по теологии входит много специальных дисциплин, в том числе такие курсы, как патристика, теория библеистики. На каком языке нужно изучать, например, труды отцов Церкви, если мы говорим о патристике? Насколько мне известно, в XIX и XX веке Русская Православная Церковь вынуждена была прибегать к переводам с немецкого, французского, английского языков. Может быть в то время не владели иностранными языками или владели в недостаточной степени, поэтому нужно было сделать более доступными эти тексты для более широкой публики… С этой точки зрения, насколько правы мы, изучая по тем направлениям, по тем дисциплинам, которые я обозначила, не переводы текстов, а первоисточники?

Митрополит Иларион: Я должен сказать, что в дореволюционных духовных семинариях и академиях уровень изучения языков был гораздо выше, чем сейчас. Парадоксально, но это факт, который очень легко доказуем. Достаточно, скажем, обратиться к диссертациям студентов того времени и увидеть, сколь широким спектром иностранных источников они пользовались. Считалось само собой разумеющимся, что святых отцов надо читать на языке оригинала, что Новый Завет следует изучать на греческом языке, а Ветхий Завет − на древнееврейском или арамейском языке. Соответствующие курсы, причем на очень высоком уровне, проводились в духовных академиях и семинариях, как и курсы новых языков. В этом плане то, что мы пытаемся делать сейчас в Общецерковной аспирантуре, где я являюсь ректором, в наших духовных академиях, в Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в Российском православном университете, – это попытка восстановить традиции, которые у нас были утрачены.

А для чего это нужно? Прежде всего, для работы с источниками, потому что Священное Писание, действительно, было написано на конкретных языках. Мы не можем до конца понять смысл тех или иных слов Священного Писания, тех или иных фрагментов, если не ознакомимся с ними в оригинальном источнике. Только оригинальный язык, причем владение этим языком не просто на уровне чтения со словарем, а на таком уровне, который дает возможность оценить контекст, в котором появился тот или иной текст, историческую ситуацию, бытование этого текста в рукописной традиции, − то, что мы называем лингвистикой в широком смысле слова − даёт возможность качественно и профессионально подходить к священному тексту. Здесь мы говорим о науке, что именуется библейской критикой и занимается изучением того, как тот или иной текст передавался из поколение в поколение − сначала при помощи рукописи, а потом печатных изданий. Эта наука получила широкое и всестороннее развитие в XIX − XX веке, развивается и сейчас. Опять-таки, без знания древних языков, а также без знания новых языков, на которых написаны научные труды по библейской критике, мы не можем адекватно воспринимать священные тексты, компетентно их толковать.

Если вернуться к теме иностранных языков, то я хотел бы задать Вам вопрос: какой основной метод их изучения (давайте возьмем живые языки) используется в вашем университете? Мне, к сожалению, почти не довелось изучать языки на такой стабильной, университетской основе. Какой метод у вас употребляется и какой считается, скажем так, наиболее эффективным?

И. Халеева: Если говорить о специалистах – выпускниках нашего университета, то для них необходимы углубленное изучение, погружение в сами основы языка, культуру, ментальность. У нас в университете существует научная теория, которая называется «теория вторичной языковой личности». Мы не ставим перед собой задачу из русского сделать англичанина, немца, грека и так далее, но стараемся в высшей степени развить его вторичное языковое и концептуальное сознание. Это чрезвычайно важно, и, наверное, на церковном поле это еще более важно.

Мы стараемся, не допуская коммуникативных сбоев, через самостоятельную работу, с помощью новых технологий держать студентов в этом постоянном погружении. Языковая среда набирается с течением времени, от занятия к занятию. Важна именно ментальность, я имею ввиду погружение в умственный мир, в сознание партнёра по иноязычной коммуникации.

Митрополит Иларион: Теория вторичной языковой личности для меня до настоящего момента была неизвестна.

И. Халеева: Я Вам пришлю свою книгу.

Митрополит Иларион: Спасибо. Но мне кажется, что я сам изучал языки в соответствии с этой теорией, по крайней мере так, как Вы ее сейчас изложили, потому что для меня, скажем, английский был не просто языком, а среда, в которую я действительно погрузился, вплоть до того, что когда я на этом языке читал и писал, то начинал на нем и думать. Для меня вопрос перевода уже не стоял, то есть я осваивал именно эту среду.

Вы прекрасно знаете, что язык – это не просто набор слов, а, прежде всего, способ самовыражения, идиоматика, то есть знание различного рода сочетаний слов, которые, как правило, в разных языках совершенно не совпадают друг с другом. Более того, почти у каждого слова, если только оно не относится к бытовым предметам (например, стул или стол), есть спектр понятий, который только частично может совпадать в разных языках. Поэтому наложение одного языка на другой может быть лишь очень приблизительным.

Отсюда и возникают проблемы, связанные с переводом, в том числе переводом священных текстов, так что никогда один и тот же священный текст не будет совершенно одинаково восприниматься людьми, читающими его на разных языках.

Думаю, подводя итог нашей беседы, мы с Вами согласимся и надеюсь, с нами будут согласны также телезрители, что в нынешних условиях глобального мира, когда почти для каждого из нас открыта возможность посещения других стран, общения с людьми иных культур, иностранные языки являются очень большим богатством. Я надеюсь, что наши телезрители, в том числе и верующие, которых среди них очень много, будут особо внимательно относиться к тому, чтобы дать полноценную возможность изучать иностранные языки своим детям. Ведь, как показывает опыт, именно в детском и юношеском возрасте языки усваиваются, во-первых, легче всего, а во-вторых, безболезненно.

Но в то же время хотел бы предостеречь наших телезрителей от такого увлечения иностранными языками, которое иной раз приводит к забвению своего собственного языка. Так, порой родители отправляют своих детей заграницу, в иноязычную школу, а потом они не могут вернуться обратно на родину, поскольку перестают нормально и естественно говорить на родном языке. Я думаю, что наша общая задача заключается в том, чтобы уберечь детей от этих крайностей, дать им возможность полноценного развития, но при этом сохранить их для нашего Отечества.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.