Надбавка за вредность 4. Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда. Виды льгот сотрудникам, работающим на вредном производстве

Составить приказ о доплате за вредные условия труда работодатель обязан, если рабочее место сотрудника отнесено к 3 либо 4 классу опасности и это подтверждено специальной оценкой условий труда (сокращенно — СОУТ). Приказ чаще всего является одним из главных документов при формировании общего отчета после СОУТ. Эта документация относится к бумагам по охране труда.

Приведенный ниже бланк относится к внесению изменений в коллективные трудовые договоры. Такая форма используется чаще. Но его можно адаптировать и под один конкретный трудовой договор работника.

ФАЙЛЫ

Классы опасности рабочих мест

Бывает 4 класса опасности рабочих мест. Они пронумерованы в порядке возрастания:

  • Первый класс – оптимальный. Работник в таких условиях труда имеет возможность полностью восстановить силы во время отпуска. Такие условия труда никаким образом не влияют на здоровье.
  • Второй класс – допустимый. Есть негативные факторы, но их влияние никогда не выходит за рамки принятых нормативов. При осуществлении своих обязанностей в условиях допустимого класса опасности работнику никаких льгот и дополнительных доплат не полагается.
  • Третий класс – вредный. Может быть нанесен вред здоровью (рассматривается как краткосрочная, так и длительная перспектива воздействий условий труда).
  • Четвертый класс условий труда – опасный. Выполнение своих профессиональных обязанностей может повлечь возникновение у работника острых заболеваний. Также к ним относятся те условия, где сотрудник рискует своей жизнью.

Принципиально важный момент: если СОУТ не проводилось, то условия труда считаются теми, которые были при проведении последней аттестации рабочих мест.

Законодательная база

Все нюансы проведения СОУТ прописаны в Методике проведения, которая утверждена приказом Минтруда №33н от 24 января 2014 года. Он действует по сей день. Также оформление документации по этому вопросу регулируется Федеральным законом №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Он регулирует специальную оценку условий труда.

Сумма выплат

О конкретных цифрах доплаты за вредность говорится в 117 и 147 статьях Трудового кодекса (на последнюю даже есть ссылка в приведенном образце приказа). Однако там прописан только минимум. Сколько фактически доплачивать, решает конкретный работодатель. Но если работник трудится в условиях труда 3 или 4 класса, то ему полагается доплата в размере не менее 4% от закрепленного оклада или тарифной ставки.

Также для 3 и 4 категории положены дополнительные дни отпуска. Увеличивать их количество (как и увеличивать сумму надбавки) руководитель либо другое уполномоченное лицо организации вправе по своему усмотрению.

Никто не отменял 222 статью Трудового кодекса, согласно которой сотруднику выдается молоко. Но такая выдача может быть заменена (компенсирована) денежной доплатой.

Эту «молочную» тему можно почерпнуть из приказа Минздравсоцразвития №45Н от 16 февраля 2009 года. Большинство современных организаций, однако, отошли от этой формы компенсации неблагоприятных и опасных условий труда для работников и ограничиваются доплатой (в которую включается стоимость молока, если этого требует закон).

Сопровождающая документация

Помимо приказа, организации, которая имеет дело с вредными условиями труда своих работников, приходится оформлять целый ряд важнейших бумаг (если есть желание сделать все грамотно с юридической точки зрения). В их число включают:

  • Правила трудового распорядка. Этот документ также может называться как-то иначе (свободная форма). Главное, чтобы в учетной политике организации присутствовал локально-нормативный акт, регулирующий суммы доплат.
  • Дополнительные соглашения к трудовым соглашениям либо оформление новых соглашений для вновь принятых сотрудников. При этом изменения вносятся в несколько пунктов, включая и раздел «оплата труда» (это самая важная часть).
  • Расчетный листок. В нем отдельным пунктом должна проходить доплата за вредность, и отдельно – «молочная» компенсация. Иначе выплаченные суммы сложно будет отнести к этим статьям, а при проверках – доказать их существование.

Периодичность

Организация обязана проходить СОУТ (которая решает, к какой категории опасности относятся условия труда):

  • При открытии.
  • Если происходит расширение штата, появляются новые рабочие места.
  • Один раз в каждые 5 лет.

По итогам СОУТ должна предоставляться декларация в инспекцию по охране труда. Проверка условий труда – обязательная процедура для всех работников, кроме тех, кто выполняет свои обязанности удаленно либо работает на дому.

Что же касается пенсионного страхования, то Федеральный закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года подразумевает, что и пенсионные выплаты увеличатся.

Организация с такими условиями труда перечисляет дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд. Из размер определяется статьей 33.2 упомянутого Федерального закона.

Составные части приказа

Приказ, помимо стандартных реквизитов организации, даты и места подписания, включает в себя:

  • Ссылку на 147 и 372 статью ТК РФ. Вторая может быть заменена ссылкой на один из пунктов коллективного трудового договора.
  • Ссылку на рекомендацию представительного органа сотрудников (при наличии).
  • Перечень должностей, их условий труда.
  • Размер доплаты, которая положена каждому из сотрудников (при условии нахождения на определенной должности).
  • Перечень назначенных членов комиссии: ФИО, должности председателя, его заместителя и секретаря.
  • ФИО ответственного за обследование условий труда.
  • ФИО ответственного за разъяснение информации, которая содержится в документах по доплатам.
  • При необходимости – утверждение Положения об оценке условий труда, фиксация введения его условий.
  • ФИО и должность лица, которое контролирует выполнение приказа.

В самом конце – печать организации и подпись руководителя с расшифровкой, а также подписи ответственных лиц, упомянутых в приказе о доплате за вредные условия труда.

ФЗ «О специальной оценке условий труда»: Гарантии и компенсации работникам при вредных условиях труда

С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ«О специальной оценке условий труда».
Одновременно с данным законом были внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, включая Трудовой кодекс РФ, касающиеся гарантий и компенсаций для работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда (Федеральный закон РФ от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Если в случае проведения специальной оценки условий труда выявляются рабочие места, на которых условия труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, работник имеет право на следующие виды гарантий и компенсаций, предусмотренных законом:
Оплата труда в повышенном размере
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
Сокращенная продолжительность рабочего времени
Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов
Обеспечение лечебно-профилактическим питанием
Право на досрочное назначение трудовой пенсии
Проведение периодических медицинских осмотров
Данные виды гарантий и компенсаций предоставлялись работникам и ранее, однако, с 01.01.2014 года произошли существенные изменения в порядке предоставления ряда гарантий и компенсаций работникам при работе во вредных и (или) опасных условиях труда.
Для более детального понимания произошедших изменений необходимо рассмотреть предоставляемые законом гарантии и компенсации в отдельности.
I. Оплата труда в повышенном размере
До 01.01.2014 года в ст.147 Трудового кодекса РФ была норма, которая указывала, что минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
То есть, статья имела отсылочный характер.
На основании данной статьи Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливался Постановлением Правительства РФ №870 от 20.11.2008 и составлял 4%.
С 01.01.2014 года в ст.147 ТК РФ были внесены изменения, и теперь минимальный размер оплаты труда работников при вредных условиях труда (4%) содержится в Трудовом кодексе РФ (ст.147).
Как и ранее, конкретный размер повышения оплаты труда устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором.
Таким образом, при определении минимального размера оплаты труда при работе во вредных условиях труда в настоящее время достаточно руководствоваться ст.147 ТК РФ, если более высокий процент оплаты труда не установлен локальным нормативным актом работодателя либо коллективным или трудовым договором.
II. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
В вопросе предоставления данного вида гарантий с 01.01.2014 года произошли значительные изменения.
Если ранее минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска при работе во вредных и (или) опасных условиях труда составляла 7 дней (Постановлением Правительства РФ №870 от 20.11.2008) и не была связана с классом вредности, то теперь ситуация изменилась.
С 01.01.2014 г. ст.117 ТК РФ претерпела значительные изменения. Теперь в самой статье не только указана минимальная продолжительность дополнительного отпуска в размере 7 календарных дней, но и предусмотрено, что дополнительный отпуск предоставляется лишь работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии, что по результатам специальной оценки условий труда, условия труда указанных работников отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, то есть, к следующим классам вредности: 3.2, 3.3, 3.4 и 4.
При классе вредности 3.1 дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда не предоставляется.
Это не единственные изменения в ст.117 ТК РФ, связанные с дополнительным отпуском работников.
Так, трудовое законодательство теперь устанавливает, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Исходя из буквального толкования данного положения, следует, что продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска работника больше минимальной продолжительности отпуска, определенная данной статьей, может быть установлена при наличии минимум 2-х условий:
1) должно быть отраслевое (межотраслевое) соглашение, которое бы регулировало данный вопрос;
2) регулирование этого вопроса должно быть отражено в коллективном договоре.
Таким образом, с учетом новых реалий, профсоюзам необходимо будет не просто объединяться, но и наращивать свою численность, чтобы можно было принимать участие в заключении соглашений и коллективных договоров с учетом интересов работников.
Следует отметить, что с 01.01.2014 года трудовое законодательство допускает возможность замены дополнительных дней отпуска за работу во вредных условиях труда, превышающую 7 календарных дней, денежной компенсацией. Однако и здесь законодатель указал, что замена возможна в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
Таким образом, если отсутствует отраслевое (межотраслевое) соглашение и коллективный договор либо отсутствуют положения в данных документах, регулирующих порядок замены части дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую 7 календарных дней, то заменить часть дополнительного оплачиваемого отпуска не получится.
Очевидно, что в части предоставления дополнительных дней отпуска за работу во вредных условиях труда, произошли негативные изменения, ухудшающие положение работников по сравнению с ранее действовавшими положениями.
III. Сокращенная продолжительность рабочего времени
В части установления сокращенной продолжительности рабочего времени также произошли существенные изменения.
Так, сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) при работе во вредных и (или) опасных условиях труда с 01.01.2014 года устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. Ранее такого разграничения законодательство не предусматривало.
Таким образом, у работников, рабочие места которых отнесены к классам вредности 3.1 и 3.2, рабочее время составляет 40 часов в неделю.
Что касается установления продолжительности рабочего времени конкретного работника, то она определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, то есть, при таких же условиях, что и установление дополнительных дней отпуска конкретному работнику.
Продолжительность самого рабочего дня при работе во вредных условиях труда (классы: 3.3, 3.4 и 4) при 36-часовой рабочей неделе не может превышать более 8 часов в день, НО! Может быть увеличена до 12 часов в день; при 30-часовой рабочей неделе – не более 6 часов в день и может быть увеличена до 8 часов в день.
Стоит отметить, что увеличение продолжительности ежедневной рабочей смены возможно при соблюдении нескольких условий:
1) наличие отраслевого (межотраслевого) соглашения, регулирующего данный вопрос;
2) наличие коллективного договора;
3) письменное согласие работника, оформленное отдельным соглашением к трудовому договору.
При других условиях увеличение продолжительности ежедневной рабочей смены при работе во вредных и (или) опасных условиях труда трудовое законодательство не предусматривает.
Не менее важным является изменение трудового законодательство в части учетного периода при суммированном учете рабочего времени. Так, ст.104 ТК РФ с 01.01.2014 года предусматривает, что учетный период для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не может превышатьтрех месяцев.
Таким образом, трудовое законодательство в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, несколько ухудшило положение работников, поскольку устанавливает, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается только для классов: 3.3, 3.4 и 4.

Однако здесь же стоит обратить внимание, что все льготы и компенсации, которые были предоставлены работникам по проведенной ранее аттестации рабочих мест не могут быть снижены до момента проведения специальной оценки условий труда. А вот если гарантии и компенсации не были предоставлены по результатам аттестации рабочих мест по различным причинам, то они должны быть предоставлены хотя бы в минимальных размерах, установленных трудовым кодексом РФ.
Таким образом, до момента проведения специальной оценки условий труда за работниками сохраняются все ранее установленные по результатам аттестации рабочих мест гарантии и компенсации независимо от класса вредности.
IV. Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием. Право на досрочное назначение трудовой пенсии. Проведение периодических медицинских осмотров.
В связи с введением в действие с 01.01.2014 года Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменение в части предоставления указанных компенсаций и гарантий практически не произошло.

Российское законодательство стремится обеспечить безопасность трудящихся, однако не все виды деятельности могут быть безусловно безвредны для работников – в таких случаях законодательство предполагает дополнительные гарантии, в том числе и обязательную доплату за вредные условия труда. При этом правовое регулирование этого вопроса обеспечивается значительным числом нормативных актов, а непосредственный размер доплаты за вредные условия труда зависит от конкретного их класса. Проводится доплата за вредные условия труда на основании спецоценки.

Доплата за вредные условия труда – что это такое

Так как работники, которым приходится сталкиваться по своим рабочим обязанностям с факторами, оказывающими негативное влияние на их здоровье, защищены трудовым законодательством, на их работодателей возлагается обязанность обеспечивать определенные социальные гарантии в связи с повышенной опасностью или вредностью соответствующих видов деятельности. Одним из видов таковых гарантий выступает доплата за .

Таковая доплата начисляется дополнительно к окладу или тарифной ставке в виде строго фиксированных процентов. При этом работодатель обязан обеспечивать такие выплаты, а за нарушение нормативов может быть привлечен к ответственности. Если невыплата надбавки за вредные условия имеет место, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности. А в случае злостной неуплаты в корыстных целях – и к уголовной. Вне зависимости от причин, по которым трудящемуся не была начислена рассматриваемая доплата, работодатель несет полную материальную ответственность – как в виде обязанности оплатить всю сформировавшуюся задолженность, так и касательно выплаты дополнительных компенсаций. Они начисляются в соответствии с определенным процентом от ключевой ставки рефинансирования Центробанка РФ на сумму долга каждый день.

С точки зрения налогообложения, доплата за вредные условия труда, хоть и декларируется в качестве компенсации, относится к расходам на оплату труда работника. Соответственно, из нее, как и из основной заработной платы, взимается НДФЛ. Работодатель в свою очередь может относить данные компенсационные выплаты к расходам на оплату труда, которые будут уменьшать налогооблагаемую базу, если он является плательщиком налога на прибыль. Также, следует помнить, что данная доплата в полной мере учитывается при определении среднего заработка трудящегося.

Более подробно о том, что такое вредные условия труда, а также какие социальные гарантии предусматриваются для занятых в них сотрудников, можно прочитать .

Правовое регулирование доплаты за вредные условия труда – ТК РФ

Основным нормативным документом, соответственно которому обеспечивается функционирование системы доплаты за вредные условия труда, является ТК РФ. В частности, конкретные правовые нормы, рассматривающие данный вопрос, можно найти в положениях следующих статей этого документа:


Спектр статей ТК РФ, регулирующих деятельность во вредных условиях труда намного шире. Выше указаны лишь те нормативы, которые напрямую затрагивают вопросы обеспечения именно доплаты за вредность по условиям труда, а не каких-либо иных социальных гарантий.

Однако помимо ТК РФ, вопрос обеспечения доплат за вредность имеет отдельные механизмы правового регулирования, раскрытые в иных нормативно-правовых актах и документах. К ним можно отнести ФЗ №426 от 28.12.2013. Означенный документ регламентирует ведение специальной оценки, в рамках которой происходит фактическое присвоение тем или иным условиям рабочей деятельности конкретных классов опасности либо вредности.

Размер доплаты за вредные условия труда по классам вредности

Как уже было упомянуто ранее, конкретный размер доплаты за вредные условия труда напрямую зависит от установленного в ходе специальной оценки конкретного подкласса вредности. Доплата осуществляется с минимальным шагом в 4% для различных трудовых условий. То есть выглядит следующим образом:

  • 1 класс вредности – 4%
  • 2 – 8%
  • 3 – 12%
  • 4 – 16%.

Необходимо отметить, что предоставление работникам лечебно-профилактического , а также молока и молочных продуктов не относится к расходам на зарплату.

Начисляется доплата, как уже было отмечено ранее, на все категории выплат, прямо относящиеся к заработной плате. То есть – на оклад, тарифную ставку, процент от выработки, премии и иные виды платежей. Но вот на материальную помощь от работодателя либо также на иные платежи компенсационного характера, данные доплаты не распространяются.

Спецоценка как основание для доплаты за вредные условия труда

Проводятся доплаты за вредные условия труда по результатам проведенной на рабочих местах специалистами из аккредитованных центров проведения спецоценки. Данная процедура должна повторяться на территории предприятия регулярно, а сотрудники должны быть оповещены после каждой оценки об их конкретном классе вредности.

Если спецоценка определит условия труда как допустимые, но не оптимальные (2 класс вредности), то никакие доплаты такому сотруднику не будут полагаться, так как весь потенциальный ущерб для здоровья, согласно исследованиям, должен нивелироваться в течение положенного трудящемуся отдыха.

Проводить спецоценку в отношении новых рабочих мест следует в течение года с момента их появления. А для старых и уже проверенных мест, частота проверки составляет пять лет. Более подробно о процедуре специальной оценки и ее основных особенностях можно прочитать .

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда

С 1 января этого года специальная оценка условий труд ач. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) заменила аттестацию рабочих мест.

О том, какие гарантии и компенсации и в каком размере работодатель обязан предоставлять работникам «за вредность» до проведения спецоценки, читайте:

С этой же даты вступили в силу изменения в ТК РФ, которые обязывают работодателя предоставлять гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Что подтверждается результатами спецоценки, а не аттестации.

В связи с этим появилось мнение, что работодатель не обязан предоставлять гарантии по результатам аттестации и советским Спискам до проведения спецоценки. Так ли это?

Как предоставлять компенсации «за вредность» до проведения спецоценки

Если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест, то ее результаты применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций «за вредность »п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Как подтвердил Минтруд, результаты проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. Поэтому требования отдельных представителей контролирующих органов на местах о незамедлительном проведении спецоценки незаконн ыРазъяснение Минтруда от 07.03.2014 .

Изменить гарантии и компенсации «вредникам» в худшую сторону по сравнению с действующими по состоянию на 01.01.2014 нельзя до проведения спецоценк ип. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ) .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

“ До проведения работодателем специальной оценки условий труда работнику надо предоставлять те гарантии и компенсации, которые были предусмотрены до 1 января 2014 г. по результатам аттестации рабочих мест. При этом не имеет значения, когда с работником был заключен трудовой договор - до 1 января 2014 г. или после этой дат ы” .

Нельзя также до проведения спецоценки снизить уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых «вредникам» на основании советских Списков и других нормативных правовых актов СССР в части, не противоречащей ТК РФп. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ; Решения ВС от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 , от 04.06.2013 № АКПИ13-411 .

Что полагается работникам «за вредность» по результатам спецоценки

Теперь минимальные размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам «за вредность» прописаны прямо в ТК РФстатьи 92 , , , 219 ТК РФ . Ранее их устанавливало Правительств ост. 219 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) ; Постановление Правительства от 20.11.2008 № 870 .

Сразу скажем, что минимальные размеры гарантий и компенсаций не изменились. Однако по результатам спецоценки отдельные гарантии не положены не только работникам, занятым в оптимальных и допустимых условиях труда, как это было раньше, но и части «вредников».

Условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труд аст. 14 Закона № 426-ФЗ Повышение оплаты труд аст. 147 ТК РФ Дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ Сокращенное рабочее врем ястатьи 92 , 94 ТК РФ
Оптимальные (1 класс) Повышение оплаты труда по сравнению с нормальными условиями труда не производится Дополнительный отпуск «за вредность» не предоставляется Сокращение рабочего времени не производится
Допустимые (2 класс)
Вредные (3 класс):
  • <или> подкласс 3.1
Оплата труда повышается как минимум на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются локальным нормативным актом либо коллективным или трудовым договором
  • <или> подкласс 3.2
Предоставляется дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда
  • <или> подкласс 3.3
Продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (смену) (при 30-ча -совой рабочей неделе не может превышать 6 часов в день (смену)). Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть увеличена*:
  • продолжительность рабочей недели, но не более чем до 40 часов в неделю;
  • продолжительность ежедневной работы (смены): - при 36-ча -совой рабочей неделе - до 12 часов; - при 30-ча -совой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
Для этого с работником надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору
  • <или> подкласс 3.4
Опасные (4 класс)

* За работу свыше 36 часов работнику выплачивается отдельная денежная компенсация в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Компенсации работникам «за вредность» не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014, если спецоценка подтвердит, что у работника сохранились прежние условия труд ач. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . Это особенно важно в случаях, когда правила ТК меняются в худшую для работника сторону.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

“ По новым правилам ТК подклассы «вредности» 3.1 и 3.2 не дают работнику права на сокращенное рабочее время (36 часов)ст. 92 ТК РФ . При подклассе 3.1 не предоставляется дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ . Тем не менее если данные компенсации были установлены работнику по результатам аттестации, проведенной до 01.01.2014, и спецоценка подтвердит сохранение прежних условий труда, то компенсации должны предоставляться по-прежнем уч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ” .

До 01.01.2014 ТК РФ запрещал заменять дополнительный отпуск «за вредность» денежной компенсаци йст. 126 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) . Теперь замена частично возможна. Работнику за часть отпуска «за вредность» свыше 7 календарных дней можно выплатить деньги. Возможность такой замены должна быть прописана в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре. В последнем также должен быть указан размер компенсации. А с работником надо будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать на возможность замен ыстатьи 117 , 126 ТК РФ . Из чего можно исходить при определении размера компенсации?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Взамен дней дополнительного отпуска работнику надо выплатить средний заработок.

Сверх этого работнику надо также выплатить дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом (межотраслевом) соглашени и” .

Минздрав России

Теперь на вредных работах допускается увеличение продолжительности рабочей недели и рабочего днястатьи 92 , 94 ТК РФ .

Можно ли расценивать увеличение работы до 40 часов во вредных условиях как сверхурочную работу?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Согласно ТК РФ работа сверх 36 часов в данном случае не является сверхурочной. Поэтому при суммированном учете рабочего времени она должна учитываться по норме часов учетного периода. И в табеле учета рабочего времени ее нужно отражать как обычную работу. За такую работу, помимо оплаты за отработанные часы, нужно выплачивать дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом соглашени и” .

Минздрав России

Компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛп. 3 ст. 217 НК РФ . Можно ли освобождать от налогообложения денежную компенсацию, выплачиваемую работнику за работу во вредных условиях свыше 36 часов в неделю? В Минфине считают, что нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“ Несмотря на то что выплата работнику за работу свыше 36 часов в неделю названа в ст. 92 ТК РФ компенсацией, она таковой в смысле ст. 164 ТК РФ не является. По сути, это компенсационная выплата за работу во вредных условиях, входящая в оплату труда. Оснований для освобождения таких выплат от НДФЛ в ст. 217 НК РФ не установлен о” .

Если для «вредников» введен суммированный учет, то продолжительность учетного периода не может превышать 3 месяцев (ранее -1 года)ст. 104 ТК РФ .

Повышенные или дополнительные по сравнению с ТК РФ компенсации, как и раньше, можно самостоятельно устанавливать коллективным договором или локальным нормативным акто мст. 219 ТК РФ .

Сотрудники, которые осуществляют свою работу во вредных условиях труда, вправе получать доплаты за вредные условия труда, которые призваны компенсировать неблагоприятные эффекты условий труда на состояние здоровья работников.

Речь в данном случае идет о законодательно установленном правиле о повышенном размере зарплаты таких сотрудников (ч. 1 ст. 146 , ч. 1 ст. 147 Трудового кодекса РФ). Такое же правило действует и в отношении опасных работ.

Доплата за вредность по аттестации рабочих мест

Прежде всего компании следует учитывать, что доплата за вредность устанавливается для сотрудников только в том случае, если условия их труда были признаны вредными на основании спецоценки труда. Если же согласно спецоценке условий труда или заключению госэкспертизы условия труда считаются безопасными, то подобная доплата за работу во вредных условиях труда не может быть установлена, так как нет самих вредных условий (ч. 4 ст. 219 Трудового кодекса РФ).

При этом организации, в которой есть работники, трудящиеся во вредных условиях, нужно учитывать, что законодательство позволяет компаниям пока не проводить спецоценку условий труда, если с момента проведения аттестации рабочих мест не прошло пять лет (аттестацию можно было проводить до 01.01.2014, см. ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Если по результатам указанной аттестации было признано, что сотрудники трудятся во вредных условиях, право на доплату за вредные условия сохраняется у них до момента проведения компанией спецоценки.

Как рассчитать доплату за вредные условия труда

Действующее трудовое законодательство регулирует механизм расчета увеличения зарплаты за работу во вредных условиях труда, устанавливая минимальный размер повышения зарплаты за «вредную» работу. Минимальный размер такого повышения - четыре процента от оклада или тарифной ставки сотрудников, выполняющих соответствующую работу с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса РФ). На практике чаще всего это оформляется установлением доплаты.

Однако это не означает, что все работники-«вредники» должны получать именно такую доплату.

Во-первых, более высокий размер увеличения зарплаты может быть установлен в организации с учетом мнения представителей работников, например при принятии коллективного договора. Кроме того, более высокий процент можно установить как в трудовом договоре с конкретным сотрудником, так и в локальном нормативном акте организации, например в правилах внутреннего трудового распорядка компании (ч. 3 ст. 147 , ч. 3 ст. 219 Трудового кодекса РФ). Если сотрудник начал работать с вредными условиями труда уже после найма в организацию, то можно предусмотреть доплату в допсоглашении к ранее заключенному трудовому договору, не забыв также указать, что условия труда являются вредными.

Во-вторых, иные размеры могут быть установлены в отраслевых перечнях работ (в силу того, что продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78). Так, например, для работ по добыче угля, строительных или строительно-ремонтных работ установлены определенные размеры доплаты за вредные условия труда.

Размер доплаты за «вредную» работу должен также фиксироваться и в расчетном листке, так как ст. 136 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя извещать сотрудников в письменном виде о всех составных частях, из которых складывается заработная плата за соответствующий период.

Кроме того, также необходимо учитывать, что если сотрудники трудятся в северных регионах, то на доплату за вредные условия труда должен начисляться районный коэффициент (см. Постановление Минтруда России от 11.09.1995 № 49).

Ответственность за невыплату доплат за вредность

Ответственность за неправильный расчет и/или невыплату рассматриваемых доплат целиком и полностью лежит на работодателе. В этом случае организация несет ответственность как за невыплату зарплаты.

Иными словами, во-первых, сотрудники могут приостановить выполнение вредной работы в качестве меры самозащиты. Сотрудники вправе сделать это после пятнадцати дней задержки зарплаты и не работать до ее выплаты (в том числе не приходить на работу), достаточно просто письменно предупредить об этом руководителя. Отметим, что есть случаи, когда приостанавливать работу нельзя (ч. 2 ст. 142 Трудового кодекса РФ).

Во-вторых, организация может быть привлечена к материальной ответственности, что означает последующую выплату всей суммы зарплаты и процентов (1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день задержки — ст. 236 Трудового кодекса РФ). Во внутренних документах организации может быть установлен и более значительный размер процентов.

В-третьих, невыплата грозит привлечением к административной ответственности (предупреждение или штраф в соответствии с ч. 6 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Наконец, возможно привлечение и к уголовной ответственности первого лица организации в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности, принудительных работ или даже лишения свободы (



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.