Освоение среднего урала. История образования уральских гор

Освоение Урала началось еще в XVI в., когда солепромышленники Строгановы организовали добычу соли в Предуралье (Пермская область). Для защиты своих владений от набегов аборигенов Строгановы наняли казачью дружину под командованием Ермака. Два года дружина Ермака обороняла строгановскую вотчину. В 1582 году весной Строгановы снабдили отряд Ермака всеми необходимыми припасами, включая и оружие, для похода в Сибирь через Урал. Пройдя с боями по Туре, Тавде и Тоболу, отряд Ермака взял в октябре 1582 г. столицу сибирского хана Кучума, город Кашлык. После разгрома сибирского ханства Московское государство начало активное хозяйственное освоение как Приуралья, так и основной территории Урала и далее - Зауралья.
Быстрому заселению Урала во второй половине XVII в. способствовала церковная реформа: скрываясь от властей, гонимые приверженцы "старой веры" селились в местах труднодоступных, а таковым был тогда Урал с его дремучими лесами, горами и многочисленными реками, озерами. Туда же в конце XVII в. были сосланы Петром I бунтовщики. Так возникали, развивались поселения на Урале. Ермаково городище - это место, где сейчас расположен крупнейший город Урала Нижний Тагил.

Первоначально освоение Урала носило сельскохозяйственный характер, в основном животноводческого направления, охотных и рыбных промыслов. На базе этого далее началось создание горнозаводской промышленности, при обнаружении месторождений железной руды. В 1697 г. начальник сибирского приказа А. Виниус порадовал Петра I известием об открытии в Уральском кряже "зело доброй железной руды". Почти одновременно началось строительство двух заводов, Невьянского и Каменского, давших в 1701 г. первый чугун. В 1702-1704 гг. вошли в строй еще два казенных завода: Утусский и Алапаевский. Для сооружения и оборудования Уральских предприятий привлекались тульские, каширские и иностранные мастера. В 1702 г. Петр I даровал тульскому оружейнику Демидову невьянский литейный завод, со всеми льготами по налогообложению. Тогда Петру I было крайне необходимо оружие для войны со шведами. Это оружие Демидов исправно поставлял русской армии. Используя предоставленные государем льготы, Демидовы, расширяя металлургическое производство, построили еще несколько десятков заводов и вскоре стали крупными промышленниками.

Развитие горнозаводского комплекса на Урале было бы невозможным без образования делового центра. В 1723 г. был заложен г. Екатеринбург. Основатели города - два выдающихся деятеля России - Татищев В. Н. и уроженец Голландии В. И. Геннин. В Екатеринбург были переведены из г. Тобольска органы управления горнозаводской промышленностью. Металлургическое производство в новом городе не получило развития. Успешно работали в Екатеринбурге Монетный двор, гранильная и механическая фабрики.
К середине XVI в. горнозаводская промышленность Урала достигла расцвета, уступая по выплавке металла лишь Швеции. Высококачественное уральское железо имело широкий сбыт за границей, даже в Англии. Особенно ценили иностранные покупатели железо демидовской марки "Старый соболь". Но во второй половине XVIII в. строительство казенных (т.е. государственных) заводов почти прекратилось, ранее построенные вместе с приписанными к ним рабочими были за бесценок скуплены великосветской знатью. Однако непомерным выколачиванием денег титулованные владельцы разорили заводы, и те были снова возвращены под управление государства. На рубеже XVIII-XIX вв. развитие горнозаводской промышленности замедлилось. Сказалось и оскудение топливно-сырьевой базы, и ущерб, нанесенный восстанием Пугачева, и конкуренция на внешнем рынке со стороны более дешевого английского металла, выплавлявшегося на коксе. В связи с истощением близлежащих месторождений руды и вырубкой лесов многие заводы закрылись или сократили производство.
Правительство России, обеспокоенное экономическим спадом в горнозаводской промышленности Урала, приняло все меры для улучшения положения. С этой целью на Урал были направлены для изучения ситуации ревизоры, а также две научные экспедиции Академии наук. В состав экспедиций входили геологи, естествоиспытатели, этнографы. Кроме того, на горно-металлургические предприятия Урала были направлены десятки специально нанятых государством Российским инженеров из: Швеции, Англии, Франции, Германии, Бельгии, которые помогали внедрять современные технологии, обучали рабочих новым профессиям. Эту же цель - знакомство с зарубежным оборудованием и работой на нем специалистов - власти преследовали, отправляя российских инженеров и техников за границу.
Металлургическая промышленность Урала, из соображений Обороноспособности, принадлежала государству. А золотопромышленность в первой половине XIX в. стала частной - большая часть золото-платиновых приисков была роздана частным арендаторам. Благодаря такой политике государства Российского Уральские золотопромышленники активно занимались строительством зданий и различного рода архитектурных сооружений - от жилых до административных.

К концу XIX в. на Урале уже было развито индустриальное металлургическое производство, правда, в небольших масштабах. Потому что дальнейшее развитие металлургии и всего горнорудного комплекса Урала сдерживалось отсутствием надежной круглогодичной транспортной связи как внутри этого района, так и с другими районами России. Вплоть до конца 1870-х гг. Урал располагал лишь гужевым и водным транспортом. Грузовые караваны по реке Чусовой отправлялись только в короткий период половодья. При этом множество барок с грузом разбивалось на извилистом фарватере реки о береговые скалы, а вся продолжительность сплава длилась от полутора до трех месяцев. Поэтому местные власти и предприниматели настойчиво добивались строительства на Урале железных дорог.
В 1878 г. вошла в строй первая железная дорога - Уральская Горнозаводская - от Перми до Екатеринбурга через Нижний Тагил. В 1885 г. железную дорогу проложили дальше на восток, до Тюмени. Соединение Урала с общероссийской сетью произошло в конце XIX в. - была проложена ветка Екатеринбург - Челябинск. А в 1909 г. железнодорожная магистраль Екатеринбург - Кунгур - Пермь обеспечила прямой выход в центральные районы страны. Были проложены железные дороги меридионального направления: Богословская, Тавдинская и Западно-Уральская, введенные в эксплуатацию в 1906 и 1917 гг.
Развитие сети железных дорог на Урале значительно стимулировало дальнейшее развитие всего хозяйственного комплекса этого региона, начала развиваться средняя и мелкая промышленность, в частности, деревообрабатывающая, химическая, пищевая, текстильная. Появились машиностроительные предприятия по производству локомобилей, станков, горношахтного оборудования. Стали активно развиваться по всему Уралу и кустарные промыслы, которые наполняли рынок: сельскохозяйственным инвентарем, мебелью, посудой, одеждой и обувью. Кустарные промыслы давали средства к существованию тем, кто не был занят на рудниках и заводах, и тем, кого столыпинская аграрная реформа выгнала из деревни.
Общее бурное строительство на Урале повлекло за собой и развитие художественных промыслов; интерьеры зданий украшались скульптурой и каминами, вазами и светильниками. Резчики по камню на Екатеринбургской гранильной фабрике были полностью загружены заказами. Изделия уральских мастеров-камнерезчиков пользовались большим спросом как в России, так и за рубежом, особенно ценились изделия из малахита и лазурита, так называемая "русская мозаика".
"Русская мозаика" - это технология облицовки крупных изделий тонкими, подобранными по рисунку пластинками, наклеенными специальной мастикой на матрицы из металла или другого материала. Многие работы, выполненные в этой технике уральскими мастерами, находятся в Эрмитаже, в других музеях нашей страны и за рубежом. Все это делалось с применением малахита - ценного поделочного камня-минерала класса карбонатов, имеющего на срезах и полированных плоскостях очень красивый, причудливый рисунок с разнообразными цветовыми оттенками от ярко-зеленого, голубовато-зеленого до темного, иногда буро-зеленого. Уральские мастера применяли малахит для ювелирных и декоративно-художественных изделий - бус, ваз, вставок - для облицовки колонн, столешниц, настенных панно и т. п.
Урал славился также своими мастерами художественного литья из чугуна. Начиная с XVIII в. на многих уральских заводах создавали художественные изделия из чугуна: решетки, плиты, посуду, статуэтки и т. д. Наиболее успешно чугунное литье развивалось на Каслинском заводе, где искусство формовки и филигранной отделки достигло максимального совершенства. К предметам домашнего обихода, оградам, склепам, бюстам добавились ажурные решетки каминов, подсвечники, канделябры, ларцы и многое другое. Как признанный лидер художественного литья, Каслинский завод в 1860 г. был удостоен малой золотой медали на выставке Вольного экономического общества.
Художественное литье высокого качества изготовливалось и на заводах Нижнетагильского округа, где в 30-60 гг. XIX в. особенно прославился своими бронзовыми статуями и чугунными памятниками крепостной скульптор и литейщик Ф. Ф. Звездин. В Пермской области Урала, где преобладало деревообрабатывающее производство, широкое развитие получило в те годы искусство резьбы по дереву. Резьбой по дереву пермские мастера украшали не только предметы крестьянского быта, фасады изб, но и иконостасы в храмах и часовнях. Самобытный характер пермской деревянной скульптуры позволяет понять, как взамен языческих идолов местное население создавало фигуры Христа в виде простого крестьянина, коми-пермяка, татарина, русского.
На Южном Урале, в г. Златоусте работали металлурги-оружейники, чья булатная и высококачественная орудийная сталь пользовались большим успехом не только в России, но и за границей. Урал всегда считался кузницей русского оружия, его орудиями, снабжались армии Петра I, Суворова, Кутузова. Уральские оружейники вносили большой вклад в победы русских армий.
С развитием сети железных дорог на Урале начался рост населения, как городского, так и сельского, правда, этот рост был неравномерным. К концу XIX в. в Пермской губернии прирост населения был равен 42 %, Оренбургской - 23,2 %. Прирост населения городов, особенно тех, которые оказались вблизи железных дорог, был значительно выше, чем в сельской местности: в г. Перми - 3,7 раза, в Екатеринбурге - 2,6 раза. С постройкой уральских железных дорог в городах значительно оживилась торговля, и концу столетия уже насчитывалось более 850 торговых заведений. Произошли изменения и в социальном составе. Значительно выросло количество купцов, мещан, рабочих крупных заводов, а также мастеровых людей, занятых в промыслах, мелких кустарных и ремесленных мастерских. Для обслуживания нужд уральских железных дорог были созданы железнодорожные мастерские, куда принимались в основном квалифицированные рабочие и специалисты.
Одновременно набирала силу и местная буржуазия, причем большинство ее составляли владельцы уральских горных, металлургических заводов, рудников и приисков. Особенность уральской буржуазии состояла в том, что она владела не только заводами, рудниками и приисками, но и землей, их окружающей, то есть промышленники одновременно были помещиками. По данным статистики 90-х гг. XIX в. уральские горнопромышленники были крупными землевладельцами. Например, если при всех 262 металлургических заводах России числилось 11,4 млн десятин земли, то 10,2 млн десятин из них принадлежали 111 уральским заводам.
Еще одна особенность состоит в том, что большинство из крупнейших уральских помещиков проживало в столице России, они играли не последнюю роль в правительстве и придворных кругах, оказывая значительное влияние на принятие необходимых законов, указов и т. д. С ними активно сотрудничали бельгийские, французские, английские и немецкие фирмы. Это способствовало втягиванию уральской промышленности в систему международных монополий.
Значительную часть крупной уральской промышленной и торговой буржуазии составляли выходцы из купцов и деревенских богатеев, сколотивших огромные капиталы, но не имевших того положения в обществе, которым пользовались часто третировавшие их монополисты. Несмотря на все различия и разногласия, местная буржуазия вынуждена была идти по пути объединения сил перед лицом встающих перед ней проблем и трудностей. Правительство России поощряло такие действия и в ряде случаев брало на себя инициативу. В результате в ноябре 1880 г. был созван съезд уральских горнопромышленников в Екатеринбурге.
Уральские горнопромышленники активно содействовали созданию на Урале учебных заведений. Были открыты мужские гимназии в Перми, Уфе, Екатеринбурге, Оренбурге, Троицке. Открываются также, по инициативе и на средства торгово-промышленных кругов Урала и при поддержке земств и других властей, реальные училища в Екатеринбурге, Перми, Красноуфимске, Сарапуле. Кроме того, было открыто уральское горное училище, которое давало среднее техническое образование. В конце XIX в. были отрыты несколько частных горных училищ и штейгерская школа. Горнопромышленники Урала понимали, что без образованных людей-работников невозможно дальнейшее развитие их предприятий. Меценатами, или, как сейчас говорят, спонсорами вышеперечисленных мероприятий были уральские промышленники и купцы А. А. Железнов, Г. Г. Казанцев, П. Ф. Давыдов, Зотовы, Нуровы, Баландины, Тарасовы и др.

Каждый день приносит новые знания, начисто ломающие парадигму истории и науки, точнее псевдоистории и псевдонауки. Многие знания человечества оказываются ложью. Такое уж сейчас время. Закончилась эра Тьмы и Земля стремительно приближается к окончанию Великого Перехода к новой эре - эре Света.

Принято считать, что мы - русские нация молодая. Четыре тысячи лет назад уже построены египетские пирамиды, процветали великие цивилизации в разных частях света, а у нас еще ничего толком и не начиналось. Ни культуры, ни письменности, ни государства почти до IX века. Такое прошлое придумали нам немецкие псевдоисторики в XVIII веке.

Так и поныне твердят все учебники истории, так и поныне маниакально гундят нам церковные, а вслед за ними и политические деятели. Так и поныне считают 74% россиян. До принятия христианства славяне были дикими пещерными варварами. Все, что противоречит этой догме принято уничтожать либо игнорировать. Но уже не получается. По швам трещат все их догмы.

Горная странаГоры Урала довольно своеобразны. От невысоких зазубренных гребней в долины спускаются каменные реки - нагромождение огромных глыб, чуть отшлифованных водой; суровыми часовыми стоят вдоль стремительных рек и на вершинах разрушенных гор останцы - ветхие скалы причудливых форм. Есть места в сердце Уральских гор, где при взгляде на высокие скалы, острые гребни, камни, отвесные речные берега создаётся впечатление грандиозности и неприступности. Однако, чаще всего эти горы невысоки. Преобладают низкогорья и среднегорья. Это плавные лесистые увалы, волнами уходящие в синие дали. В горах и на равнинах Урала можно встретить колоритное разнообразие ландшафтов. Здесь и тучные, распаханные степи Южного и Среднего Приуралья, и голубые тундры, и «альпийские» пики Полярного Урала, и волнистые таёжные равниныСеверного Предуралья, и рыжие степные увалы Оренбургской области. По западному склону Южного Урала поднимаются Уникальные липовые леса, под пологом которых разрослись сказочные травы, В Сибирском Зауралье разбросаны тысячи озёр, окружённых бронзовыми сосновыми борами. Необычайно красивы горные луга Южного и Среднего Урала - пёстрые, приветливые. Ландшафт Прикамья суров. Могучая бурая Кама течёт мимо однообразной тёмно-зелёной еловой тайги и красных глинистых обрывов. Чусовая - сказочная река, знаменитая своими «камнями» - гигантскими скалами причудливых форм. Кунгурская ледяная пещера-дворец привлекает тысячи людей своей глубокой тишиной, фантастическими узорами изо льда, колоннадой сталактитов и сталагмитов…

Велико значение Уральской горной страны и как индустриального района России. Ещё в XVIII веке слава Урала гремела на весь мир. Его тогда называли железным. Но Урал с таким же основанием можно было назвать и медным, и золотым, и платиновым. Здесь также, кроме чёрных, цветных и драгоценных металлов, давно известны драгоценные камни и камни-самоцветы. Это зелёные изумруды, кроваво-красные рубины, фиолетовые аметисты, голубые топазы, золотистые бериллы. Уральские цветные камни (малахит, яшма, орлец, мрамор) украшают памятники русского зодчества и современные сооружения, например залы Московского метрополитена. О сказочных богатствах Урала ярко и красочно рассказал в своих сказках о хозяйке Медной горы писатель П. Бажов.

Уральские горы - волшебный мир. Давайте на правах гостей подробнее познакомимся с владениями «Хозяйки Медной горы».

«Каменный пояс» земли русскойУ античных авторов Уральские горы именовались РифейскимиПожалуй, никакие другие горы России не имеют столько названий. У античных авторов Уральские горы именовались Рифейскими. «Каменный пояс русской земли», «Камень», «Земной пояс» - так называли Урал до XVIII в. Название «Урал» появляется в работах знаменитого русского историка и географа В. Н. Татищева и вытесняет все прежние названия. Название «Урал» появляется в XVIII в работах В. Н. ТатищеваУрал - рубеж Европейской и Азиатской частей России. Уральские горные цепи встают перед глазами грядами невысоких хребтов и кряжей, одетых тайгой. Лишь несколько вершин достигают высоты 1500 м над уровнем моря (самая высокая - гора Народная - 1895 м). Горы протянулись более чем на 2000 км от знойных степей Казахстана до ледяного Заполярья, с прилегающими к горным хребтам равнинными пространствами. Ширина горного массива - от 50 до 150 км.Высочайшая вершина всего Урала - гора НароднаяГоры состоят из нескольких цепей, которые тянутся параллельно друг другу в меридиональном направлении. Хребты разделены продольными межгорными понижениями, по которым текут реки. Поперечные долины расчленяют эти цепи на отдельные хребты и массивы. Только одна главная цепь гор почти не прерывается речными долинами. Она и образует водораздел между реками, текущими на Русскую и Западно-Сибирскую равнины.История освоения УралаДревними обитателями Урала были башкиры, удмурты, коми-пермяки, ханты (остяки), манси (в прошлом вогулы), местные татары. Их основными занятиями были земледелие, охота, рыбная ловля, скотоводство и бортничество. Общение коренных народов с русскими уходит в глубь веков. Ещё в XI

Формирование рельефа любого участка Земли происходило, прежде всего, под влиянием внутренних сил Земли — тектонических напряжений. Они способны объединить или разделить континенты, создать горы на месте равнин, опустить горную страну ниже уровня океана. Процессы эти идут по "геологическим часам" — десятки и сотни миллионов лет. На созданный тектоникой рельеф начинают действовать другие силы Земли: гравитация, солнечная радиация, ветер, вода, лед. За тысячи и миллионы лет они способны если не разрушить, то основательно уменьшить высоту гор, заполнить впадины материалом разрушенных пород, создать гряды холмов, ущелья и овраги. В процессы выветривания горных пород, создание отдельных мелких форм рельефа вносят свой вклад живые организмы — бактерии, растения.

Формирование современного рельефа Южного Урала началось еще в мезозойскую эру, около 160 млн. лет назад. Разрушающиеся Уральские горы заполнили своим материалом впадины, находящиеся у их подножий. У восточных отрогов Южного Урала 70-37 млн. лет назад плескалось море. Западный берег этого моря проходил приблизительно по линии Кунашак-Челябинск-Троицк. Береговая линия была извилиста и изобиловала заливами. Море было теплым, мелководным, с ровным дном, полого опускавшимся к востоку.

В четвертичное время возобновившиеся тектонические движения вызвали рост сглаженных выветриванием Уральских гор. За последние 700 тыс. лет они поднялись на 200-400 м. На западном склоне Урала рост гор вызвал глубокое врезание рек в ранее разработанные днища, а на восточном — "развернул" русла малых и средних рек, текущих до этого в меридиональных долинах, на широтное направление (Уй, Миасс, Увелька и т. д.).

В последние сотни тысяч лет Южный Урал остается тектонически стабильным регионом. Но медленное поднятие (до 8 мм/год) продолжается. В сегодняшнем рельефе Южного Урала с запада на восток выделяются: 1) Уфимское плоскогорье; 2) собственно Уральские горы (Уральский кряж); 3) Зауральский пенеплен (плоская, местами слабовсхолмленная равнина). К востоку Зауральская равнина переходит в широкую Западно-Сибирскую низменность — равнинную страну с многочисленными болотами и озерными впадинами.

Как было уже сказано, Уральские горы очень древние и сильно разрушены. По существу, это только сохранившееся основание былых гор. Все, что когда-то было скрыто на большой глубине, теперь оказалось почти на поверхности. Полезные ископаемые Южного Урала отличаются богатством и разнообразием видов. Здесь известны огромные месторождения большинства металлов, ценнейшие залежи драгоценных камней и неисчислимые запасы всевозможного минерального сырья, простое перечисление которых заняло бы очень много места.

Интересно и то, что многие ученые склонны полагать, что в древности Урал был выше, чем Гималаи (современные и самые высокие горы на Земле)!

Человек на Урале

Человек появился на Урале в эпоху палеолита. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) возникают первые постоянные поселения людей. Благодаря обилию торфяников сохранились следы ряда древнейших поселений — около Шигирского озера (в окрестностях Невьянска), у Горбуновского озера (около Нижнего Тагила), найденные археологами предметы сохраняются в музеях области.

В эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) здесь возник один из древних металлургических центров. Следу древних горных работ позволяли позже заново открывать ряд перспективных месторождений. К началу нашей эры южная зона заселялась древнетюркскими племенами (предками татар), а горно-таежная — финноугорскими (предками хантов и манси).

Экономическое и культурное общение коренных народов Урала с русскими уходит вглубь веков. Еще в XI веке новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Они вели здесь меновую торговлю, взимали дань с жителей верхнекамских и территорий на северо-западе Урала.

В XVI в. новгородский путь заменяется более коротким московским путем, который шел от верховьев реки Вишеры волоком через Уральский хребет на Лозьву и далее по Тавде в Иртыш. Около 1590 г. на реке Лозьве был сооружен городок Лозьвинск, четыре года спустя ниже устья реки Пелым тоже возник городок. Этим было положено начало заселению русскими Северного Зауралья.

В 1957 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым был проложен новый, более удобный и короткий путь от Соликамска на реку Туру (который получил название Бабиновская дорога). Там, где новая дорога сходилась с Турой, был заложен город Верхотурье, ставший центром освоения не только Урала, но и Сибири. Здесь была устроена таможня, взималась таможенная пошлина в 10% со всех провозимых товаров. На протяжении всего XVIII века этот город был главным экономическим центром Зауралья.

Уже в XVIII веке на Среднем Урале производилась выплавка железа, которая велась сыродувным способом (то есть, в горнах с применением ручных мехов). Одним из первых кустарных заводов стал Ницинский (основан в 1630 г. на реке Нице возле современного Ирбита). В 1699 г. было начато строительство казенного Невьянского чугунноплавильного и железоделательного завода. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова.

Уже в 30-х годах XVIII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялась большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от месторождений руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения — заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVIII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.

В начале XVIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым начал изучать и описывать природу, быт и хозяйство Среднего Урала, под его руководством проводились поиски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги. Татищев выбрал место для строительства будущего Екатеринбурга.

Екатеринбург стал главной точкой нового Сибирского тракта, который пересекал Урал в самой суженной и пониженной части. Прошедший здесь во второй половине XVIII века путь способствовал дальнейшему экономическому развитию этой горнозаводской территории. В XIX веке была сооружена горнозаводская железнодорожная линия Екатеринбург — Нижний Тагил и далее на Пермь а после постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени образовался сплошной железнодорожный путь от бассейна Камы до бассейна Оби. Улучшение транспортных связей способствовало дальнейшему развитию промышленности, дальнейшему заселению территории.

В период революционных событий 1917 года Екатеринбург, который был в то время лишь уездным городом пермской губернии, стал главным политическим центром Урала. Именно здесь в 1918 г. содержалась в заключении и была расстреляна царская семья. В послереволюционные годы Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал развиваться как крупнейший пролетарский центр Урала и фактически экономическая и политическая столица всего региона.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.