Пчелиный воск для дерева рецепт. Как вернуть красоту дереву с помощью воска: виды, характеристики и способы нанесения. Недостаток использования воскового состава

Немецкий техник Винфрид Мюллер протестировал продукцию 13 крупнейших европейских производителей масел и восков для дерева. Представляем сокращенный вариант статьи, опубликованной на сайте www.wikidorf.de .

Введение

Начало тестирования оказалось простым: большая часть продукции проявила себя практически одинаково, поскольку основным компонентом было одно и то же натуральное масло – льняное. Однако чем дальше, тем более заметны были отличия.

Путаница возникла как только речь зашла о составе: некоторые продукты напоминали краску или лазурь. Твердое масло одного производителя было похоже на лазурь от другого производителя и на масло с воском от третьего. Если подходить строго, разные составы пришлось бы и называть по-разному – но нам нужно узнать только то, что можно ожидать от продукта, поэтому излишняя детализация не требуется.

Виды покрытий

Обычно древесину защищают двумя способами:

  • пропитывают маслом – тогда волокна не смогут поглощать воду и грязь;
  • покрывают защитным слоем (лаком, воском или краской).

Но сейчас на рынке есть много гибридных вариантов – поэтому необходимо смотреть, впитывает древесина покрытие или же оно образует на ней защитный слой. Во втором случае нам нужно знать, насколько надежной будет защита.

При нанесении воска защитный слой получается мягким, можно поцарапать даже ногтем. Поэтому воск больше всего востребован в качестве заполнителя волокон древесины для защиты от воздействия влаги.

Тонкий защитный слой образует масло, в составе которого есть воск (особенно твердый), смолы и сушащие вещества.

Растворитель

В последние годы производители все больше предлагают продукты на водной основе. Вероятно, эта тенденция сохранится, поскольку такие составы меньше загрязняют окружающую среду. Но у покрытий на водной основе есть и недостатки.

  • распределяются неравномерно;
  • долго не хранятся;
  • при нанесении быстро сохнут, что увеличивает их расход.

В этом отношении я отдаю предпочтение продуктам на основе растворителей, на которые у меня нет аллергии, или натуральному маслу . Последнее требует больше времени для обработки, но и более долговечно, чем лак или синтетическая краска. Это нужно иметь в виду – хотя не стоит забывать: долговечность во многом зависит и от способности древесины впитывать состав.

Еще один аспект: обзоры различных составов могут быть полезными только в том случае, если они не поверхностные. К сожалению, часто в обзорах ограничиваются лишь несколькими средствами, тогда как для полноценного сравнения необходимо рассмотреть все известные бренды, широко доступные в продаже.

Обзор масел и восков

Продукция Kreidezeit

С 1987 года компания производит экологически чистую продукцию из природного возобновляемого сырья. Составы основаны на традиционных рецептах, адаптированных к сегодняшним требованиям.

В каталоге компании около 200 продуктов – их разрабатывают и производят в самой компании (кроме цветных пигментов).

Твердое масло PureSolid

В составе: льняное и тунговое масла и канифоль. Не содержит синтетических растворителей. Масло вышло на рынок в 2006 г.

Может ли этот состав без растворителя проникать глубоко в дерево? Опыт его применения на буке показал, что да. Во время теста (60 минут, 20 °С) древесина впитала около 130 г/м² масла. Производитель рекомендует PureSolid для покрытия столешниц и деревянных полов: к сожалению, протестировать масло на поверхностях, подверженных сильному износу, к примеру пол, не удалось.

При необходимости масло можно разбавить скипидаром, что имеет смысл при работе со смолистой древесиной (сосна, лиственница, ель).

Масло можно нагреть на водяной бане до 60 °С для горячего нанесения , что, впрочем, нужно не всегда.

Масло впитывается достаточно долго – перед втиранием излишков стоит подождать минимум 45 минут.

Поверхность, обработанная маслом PureSolid, становится блестящей, особенно если дважды натереть ее мягкой тряпкой (например, белым падом).

В целом состав легко наносится, с ним смогут работать даже новички.

Твердый воск Kreidezeit

В составе: льняное и древесное масла, пчелиный и карнаубский воск и скипидар в качестве растворителя. По консистенции воск напоминает твердый мед.

Работать с материалом легко, но важно наносить тонким слоем. Если сделать наоборот, то при испарении растворителя толстый слой воска станет липким.

Через 4–6 часов после нанесения воска поверхность нужно отполировать; если сделать это раньше, то пад будет прилипать, то же самое возможно и при нанесении толстого слоя воска. Конечный результат: шелковистая на ощупь поверхность с легким блеском, на котором, увы, видны даже небольшие повреждения. Само покрытие прочное.

Внимание! Воском не покрывают деревянные детские игрушки.

Карнаубская восковая эмульсия Kreidezeit

Это продукт для ухода за вощеным и промасленным полом. Он состоит в основном из водно-эмульгированного карнаубского воска (из листьев пальмы сopernicia cerifera).

Это средство для ухода, которое можно добавлять в воду для мытья пола (3 столовые ложки на 8–10 литров). Поскольку воск не обладает очищающим эффектом, то сильно загрязненный пол сначала вымойте с чистящим средством. Если пол обработан маслом или воском совсем недавно, лучше обработать его восковой эмульсией перед тем, как начать по нему ходить.

Продукция Natural

Компания Natural – это небольшой семейный бизнес в Австрии, который специализируется на изготовлении натуральных красок с 1976 года. Компания является членом зарегистрированной ассоциации производителей натуральных красок ENAV, в которую также входят: Auro, Beeck"sche Farbenwerke, Naturhaus, Leinos, Livos и Biofa.

Винфрид Мюллер: «То, что мне нравится все больше и больше при работе с натуральными маслами – их запах. Это может вызвать привыкание»

Твердое масло для дерева

Это классическое масло для обработки, которое содержит твердое вещество и растворитель в соотношении примерно 1:1. Масло хорошо впитывается и имеет приятный аромат – в составе есть изоалифаты (растворители с низкой токсичностью) и масло апельсиновой корки.

Состав постепенно проникает в поры древесины и долго сохнет. Испытания на буке показали, что древесина хорошо пропиталась и для второго покрытия потребовалось очень мало масла, но сохло оно также долго.

Состав подходит для детских игрушек. Из-за простоты технологии нанесения и обработки с маслом могут работать и новички. Для сильно нагруженных поверхностей (пол, столешница) компания рекомендует паркетное масло, так как оно еще более прочное.

Натуральное паркетное масло

Продукт напоминает твердое масло для дерева, но растворителя в нем содержится меньше: соотношение растворителя и твердых веществ примерно 2:3.

Масло высыхает достаточно долго (60–90 минут); при использовании тонкого слоя через полчаса после нанесения на поверхности состава образуется полимерная пленка. В этом случае требуется либо добавить еще масла, либо удалить супернатант (надосадочный слой) уже через 10–15 минут. Важно не упустить момент.

В основном масло используют для обработки полов, но оно рекомендуется и для столешниц.

Масло для финишной обработки

Это масло наносят на промасленную поверхность. Оно легко образует полимерную пленку и делает поверхность более упругой. После полировки поверхность становится шелковисто-глянцевой – и это при том, что в составе масла нет воска.

Масло образует довольно твердую поверхность (не царапается ногтем), что скорее всего связано с высоким содержанием смол (канифоль и дамар). Оно хорошо подходит для обработки древесины хвойных пород.

Запах мягкий, слегка напоминающий апельсин. Важно хорошо встряхнуть банку перед применением, стоит помешивать и при работе: смолы быстро образуют осадок. На вощеных поверхностях использовать не рекомендуется.

Финишное масло подходит для обработки поверхностей, которые нуждаются в особой защите. Также его можно использовать вместо натурального масла-лазури для временной защиты поверхности.

Винфрид Мюллер: «Хотя масло используется только как отделка по уже обработанной поверхности, я применил его как единственную обработку древесины. Это хорошо подходит для нормально нагруженных поверхностей (при нанесении в два слоя)».

Масло не проверено на пригодность для обработки детских игрушек!

Натуральная лазурь для дерева

Лазурь может использоваться как красящее масло: в этом случае она подчеркивает структуру поверхности. Но важно отметить: не всякая древесина подходит для обработки лазурью – красящие пигменты могут неравномерно проникать в поры твердой древесины. Например, бук после обработки становится пятнистым.

Есть вариант: можно наносить покрытие очень тонким слоем. В этом случае лазурь (очень жидкая и хорошо впитывающаяся) хорошо распределяется.

При внутренних работах лазурь тоже лучше не наносить толстым слоем, так как разные участки поверхности будут по-разному блестеть. Кроме того, лазурь – не очень твердая; ее отполированную поверхность легко повредить.

Другой вариант использования лазури на твердых породах дерева – грубая шлифовка (Р120).

На торцах строений использовать лазурь следует с осторожностью: так как в этих местах состав впитывается лучше, чем на обычной поверхности. Это может привести к глубоким изменениям цвета на краевых поверхностях.

Сушка с образованием полимерного слоя занимает немного больше времени, чем в случае с маслом. Полностью обработанная поверхность высыхает только через 1–2 недели.

Натуральное масло для обработки террасы

Это масло – бесцветное или пигментированное – предназначено для наружной обработки древесины. Поскольку оно быстро высыхает, то идеально подходит для террас, настилов и садовой мебели.

Снаружи, как правило, имеет смысл использовать пигментированные масла. Здесь играет роль визуальный аспект, хотя некоторые породы древесины, обработанные бесцветным маслом, тоже довольно красивы.

Однако пигменты всегда обеспечивают защиту от ультрафиолета, хотя и в меньшей степени, чем специальные присадки.

Натуральное масло для обработки террас проникает в древесину как обычное, но образует на поверхности твердый тонкий слой из-за содержащихся в его составе природных смол.

Через 20–30 минут после нанесения масло необходимо снова распределить по поверхности равномерным тонким слоем. После высыхания она приобретет характерный блеск. В естественных условиях сушка продолжается около недели, после чего рекомендуется обработать поверхность вторым слоем. Для обновления покрытия достаточно покрывать древесину одним слоем масла.

Новички любят покрывать поверхность слишком толстым слоем, руководствуясь принципом «Много – не мало!». В данном случае это неверно: избыток масла придется удалять с поверхности тряпкой или одеждой (это как повезет), а само покрытие долго останется липким.

Продукция Osmo

Продукция Osmo заметно отличается от обычных масел и восков: при ее использовании практически всегда на поверхности дерева получается полимерный слой. В отличие от других производителей Osmo использует в своих продуктах не льняное и тунговое, а масла подсолнечника, сои и чертополоха. В составе также бывает канделильский и карнаубский воск, парафины; в качестве растворителя – уайт-спирит.

Osmo пытается совместить натуральность продукта и хорошие свойства, поэтому в составе иногда можно найти отнюдь не «беспроблемные» химические соединения, например 2-бутаноноксим (запрещен к производству в Канаде как потенциальный канцероген). Впрочем, это вещество быстро испаряется после обработки и не содержится в покрытии после полимеризации. Также в последние годы (по состоянию на 2015 г.) в продукции компании отмечается содержание сорбентов на основе солей кобальта, что подвергается критике со стороны Ökotest.

Используемые производителем масла не такие качественные, как льняное, но Osmo каким-то образом сумело сделать качественные покрытия на их основе. Их преимущество – отсутствие сильного запаха.

Масло с твердым воском Osmo

Osmo Hard Wax Oil – это самый известный продукт компании Osmo. Обработка им столешниц, полов, других поверхностей, которые подвергаются постоянному воздействию, оказалась очень эффективной. Часто Osmo Hard Wax Oil рассматривается как альтернатива классическому маслу по способу нанесения.

Его наносят на поверхность очень тонким слоем. Высыхает оно достаточно быстро без втирания. Для нанесения лучше использовать кисть с искусственным волокном, щетина будет для масла слишком грубой.

Очень важно хорошо перемешать масло перед началом работы! Не следует допускать образования избытка масла на поверхности, чтобы не испортить естественный рисунок дерева.

Шлифовать поверхность между нанесением слоев не нужно, но если после первой сушки деревянные волокна остаются шершавыми, их можно сгладить мелкозернистой наждачной бумагой (Р320-400).

Винфрид Мюллер: «Несмотря на то, что масло сохнет относительно быстро, я все равно буду осторожен с поверхностью в течение первых двух недель после нанесения финишного слоя».

Поверхность после обработки стала приятной и гладкой на ощупь. Образовавшаяся поверх дерева пленка – прочная и эластичная. К тому же она устойчива к влаге: даже после того, как на обработанной поверхности оставили на сутки разлитую воду, пятен не образовалось.

Мелкие детали лучше обрабатывать другим способом: нанести масло тонкой мягкой тканью в несколько слоев (от 3 до 6 – в зависимости от того, какая нагрузка предполагается на поверхность). Блеск в этом случае будет матовым.

Масло Osmo Hard Wax Oil, в отличие от большинства продуктов, защищает древесину преимущественно на поверхности: для бука характерна глубина проникновения покрытия на 0,1–0,5 мм (обычно для масла этот показатель составляет 1–4 мм). Из-за этого повреждения и глубокие царапины нужно обрабатывать еще раз.

Используемый растворитель – это бензин с ароматическими соединениями. Обработанная поверхность сильно пахнет особенно в первые недели, а затем запах практически не чувствуется.

Если требуется масло для покраски древесины, в линейке производителя есть цветное масло с твердым воском. После его нанесения рекомендуется обновлять покрытие бесцветным составом или декоративным воском.

Перед использованием масла древесину необходимо отшлифовать абразивом с зернистостью не менее Р150. Для мебели из дерева лиственных пород этот показатель следует увеличить до Р180–240.

После обработки и полировки покрытия тонкий слой воска становится довольно твердым, но важно учитывать: если слой масла будет больше рекомендованного, слой останется мягким даже спустя годы.

Иногда в интернете появляется информация, что обработанное покрытие может испортиться, если поставить на него горячую чашу и т. п. Результаты теста (чашка с кипятком стояла час на обработанной поверхности) показали, что никаких следов на древесине не осталось.

В 2009 году был разработан состав Osmo Hartwachsöl Pure, который практически не содержит растворителей (менее 1 %). Способ обработки им древесины будет отличаться, потому что состав более вязкий по сравнению с рассматриваемым маслом.

В составе масла есть белые пигменты, но в результате цвет получается довольно сдержанным. Наносить масло следует тонким слоем не больше 2–3 раз.

Тестирование состава на сосне и буке показало хорошие результаты. Масло наносили дважды, после каждого слоя полировали поверхность.

Масло с низким содержанием воска Osmo

Состав довольно жидкий, по консистенции напоминает воду. В отличие от многих других продуктов Osmo это масло глубоко проникает в древесину и не образует на поверхности защитный слой. Через 30 минут после нанесения состав следует полностью стереть с поверхности.

Тестирование показало, что бук впитывает около 100 г/м² состава за 30 минут. За это время масло проникает довольно глубоко в поры древесины и придает материалу небольшой желтоватый оттенок.

Технология обработки простая: вряд ли что-то получится сделать неправильно. Масло не липнет, если вытереть его остатки после обработки.

Состав масла примерно такой же, как у других масел Osmo: подсолнечное, соевое и сафлоровое масла, карнаубский и канделильский воски, парафин, осушители, полисилоксаны (на основе диоксида кремния), 2-бутанон оксим, деароматизированный уайт-спирит.

Лазурь Osmo для нанесения в один слой и прозрачная лазурь

Винфрид Мюллер: «Реклама утверждает, что для защиты древесины вполне достаточно нанесения такой лазури в один слой. Я очень скептически настроен и думаю, что это «ленивый компромисс». Конечно, потребуется меньше времени на обработку дерева, если наносить покрытие в один слой, и результат – вполне приемлемый.

Но есть и проблема: всегда найдется поверхность, которую случайно не обработали должным образом, и один слой не закроет всех изъянов, а покрытие в два слоя решит эту проблему. Поэтому я считаю, что покрытие с хорошими защитными свойствами всегда наносится в 2–3 слоя. Все остальное – не более чем рекламные обещания».

Лазурь предназначена как для внутренних, так и для внешних работ (кроме окон – для них нужно покрытие с более толстым защитным слоем). После первого нанесения эффект едва заметен, если только древесина впитывает состав не целиком: в этом случае на поверхности остается прозрачный слой. После нанесения второго слоя на поверхности в любом случае остается атласный блеск.

Благодаря жирно-жидкой консистенции лазурь хорошо пропитывает древесину. В местах, где на дереве есть смола, сначала образуется блестящая поверхность, но она после выветривания становится матовой.

После обработки прозрачной лазурью на поверхности остается матовый блеск, в остальном она ничем не отличается от однослойной лазури.

Продукция Livos

В 2003 г. в компании с оборотом около €4 млн работали 55 сотрудников. Сейчас продукция компании – одна из самых продаваемых на рынке натуральных красок и масел.

Производители не используют сушащие вещества на основе солей кобальта. Из растворителей чаще всего применяют изоалифаты, несмотря на то, что эти вещества являются нефтепродуктами, они практически не вызывают аллергии. В некоторых продуктах компании, наряду с этанолом и водой, апельсиновое масло и скипидар.

Обычно масла Livos – жидкие по консистенции с осадком из-за содержащегося в них небольшого количества воска. Когда обработанная маслом Livos древесина высыхает, она приобретает равномерный шелковый блеск.

Натуральное масло Koimos 196

Koimos 196 особенно интересно для тестирования, поскольку в нем нет ни солей кобальта, ни растворителей. Это хорошая альтернатива для людей, которые страдают аллергией или чувствительны к химическим веществам.

Винфрид Мюллер: «Это масло так же хорошо, как и другие? Я думаю, что при его использовании придется идти на компромиссы. Во-первых, масло сохнет довольно долгое время. Практические испытания показали, что через 8 часов после нанесения его на стеклянную пластину оно все еще оставалось жидким. Через 24 часа оно было довольно мягким. Окончательно масло полимеризовалось только через 4 недели.

Второй момент: даже после высыхания масло остается намного мягче, чем Kunos Arbeisplattenöl или натуральное масло Kunos».

Поскольку масло содержит воск, оно хорошо поддается полировке; второй слой покрытия фактически полировкой и является – после нанесения его на поверхность очень тонким слоем (около 3 г/м 2) древесину необходимо отполировать мягкой тканью, белым падом или специальной машинкой.

Масло для паркета Livos Koimos 277

По составу паркетное масло Livos Koimos 277 практически не отличается от предыдущего состава.

Для пола, на который оказывают серьезные нагрузки, стоит использовать масло с более прочной защитной пленкой – по крайней для нанесения финишного слоя. Расход масла достаточно небольшой – около 30–40 г/м².

Жидкое масло Livos Kunos 243

Это масло подходит для обработки столешниц, подоконников, а также для работ в ванных комнатах.Оно устойчиво к длительному воздействию воды, а наличие в составе воска делает возможной полировку до блеска.

Начиная с 2012 г. (с партии №21281), в состав не добавляют апельсиновое масло, теперь его можно использовать и аллергикам.

Для обработки древесины достаточно 3-х слоев. Второй и третий наносятся соответственно через 12 и 24 часа после первого. Полностью масло высыхает через месяц после финишного покрытия.

Расход его при нанесении в 3 слоя примерно 65–100 г/м 2 . Для последующего восстановления покрытия достаточно минимума, примерно чайной ложки на м 2 .

Натуральное масло Livos Kunos 244 для высоконагруженных поверхностей

Livos Kunos 244 – это универсальное масло в ассортименте Livos. Оно подходит для обработки любых поверхностей: пола, мебели, столов (в том числе из мультиплекса), детских игрушек.

Однако это масло из серии Classic, поэтому у людей, чувствительных к химическим веществам, может возникнуть аллергия (это касается обработки, а не последующего использования).

Натуральное масло бывает бесцветным или пигментированным в разных цветах. Бесцветное масло почти не отличается от Kunos 241 по составу, по технологии обработки и по цене.

Древесину с маленькими порами перед обработкой нужно отшлифовать. Испытания на буке показали, что при тонкой шлифовке (Р180) пигменты не окрашивают древесину, а при шлифовании абразивом Р120 цвет хорошо виден.

После полировки на поверхности дерева образуется тонкое защитное покрытие с шелковисто-глянцевым блеском.

Масло для мебели Livos Darix 297

«Дарикс» очень похож на цветное масло, но оно подходит и для тонкой работы, чтобы добиться большего количества вариантов окраски. Поверхности, испытывающие высокие нагрузки, после первоначальной обработки бесцветным маслом нужно обработать еще и маслом «Дарикс». Это защитит цветные пигменты от истирания.

Как и в случае с Livos Kunos 244, важна предварительная обработка: плотные породы дерева медленно впитывают пигменты. Тестирование показало, что при обработке абразивом Р120 цвет получился лучший, чем после Р180. Конечный результат также зависит от цвета дерева.

Прямое сравнение с лазурью компании Natural: Natural наносится тоньше и сильнее окрашивает древесину. Вы можете полностью удалить супернатант, но цвет все равно будет хорошо выражен.

После первой обработки и высыхания супернатант выравнивают тканью или сухой щеткой. Для нанесения второго слоя достаточно протереть поверхность тканью, смоченной в составе.

Продукция AURO

Компания AURO расположена рядом с «Ливосом» и занимается производством натуральных красок. После того, как Герман Фишер – основатель Livos – оставил в начале 80-х годов свой пост, он через некоторое время основал AURO. Сегодня он все еще работает в AURO Aktiengesellschaft. В 1992 году его признали «экоменеджером года» (Capital/WWF).

В последние годы для снижения количества растворителей в маслах, лаках и красках было разработано множество продуктов на водной основе. Этот переход был не всегда легкий. Опыт показывает, что некоторые продукты на водной основе дают отнюдь не самые лучшие результаты, но при этом они не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Очевидно, что развитие будет продолжено в этом направлении.

AURO воздерживается от использования нефтехимического сырья. В качестве растворителя, если в нем есть необходимость, используют апельсиновое масло.

Твердый воск AURO № 171

По консистенции твердый воск от AURO – пастообразный, чуть мягче засахарившегося меда. В составе – только натуральные масла и воски .

После нанесения состав необходимо оставить на час, а затем отполировать, пока он еще мягкий. Разгладить сухой щеткой или тканью поверхность и удалить лишний воск. Если поверхность была уже обработана маслом или воском, достаточно нанести тонкий слой и оставить его без последующей полировки. Толстый слой будет долго сохнуть и будет липким в течение длительного времени.

Получившийся защитный слой достаточно твердый и прочный, но для столешниц его использовать не стоит из-за чувствительности воска к высокой температуре –дажегорячая чашка оставит на столешнице следы.

Твердый воск AURO № 171 подходит для нагруженных поверхностей и даже необработанной древесины. Благодаря содержащимся в нем маслам поверхность дерева становится менее восприимчивой к влаге, чего не бывает при обработке чистым воском.

Через сутки поверхность высыхает, но все еще не до конца. Окончательно воск затвердевает через 3–4 недели.

Внимание: в открытой банке на воскебыстро образуется пленка. Следует закрывать емкость с воском, чтобы избежать доступа кислорода к составу.

Масло AURO для нанесения в один слой № 109

Состав продукта – масло льна, тунга и расторопши. В масле нет никаких смол, и его могут использовать люди с аллергией на канифоль.

Консистенция у масла довольно вязкая; за полчаса при нанесении первого слоя на буковую поверхность впиталось от 30 до 60 г/ м² (при температуре 20 °С).

После нанесения масло следует оставить на 30 минут, а затем удалить надосадочную жидкость, так как через час начнется поверхностная полимеризация и супернатант будет трудно удалить. А если на покрытие падает прямой солнечный свет, то полимеризация будет происходить еще быстрее.

Полностью масло высыхает только через месяц, что весьма долго, но это компенсируется хорошим конечным результатом.

Твердое масло для дерева AURO PurSolid № 123

Это масло подходит для обработки поверхностей, подвергающихся повышенным нагрузкам: пол, мебель, рабочие поверхности. В его составе – льняное, тунговое и чертополоховое масла. Смолы, как и в прошлом случае, не используются, что важно для аллергиков.

По консистенции масло напоминает AURO № 109, но менее склонно к полимеризации в течение часа. Проблема, впрочем, остается: если процесс «захвата» уже начался, удалить супернатант будет крайне сложно: не помогает даже добавление свежего масла.

Впитывается масло в поры древесины дольше, нои расход получается значительно большим: 150 г/м² – с полировкой и 132 г/м² – без полировки. При нанесении второго слоя расход минимален – около 5 г/м 2 .

Окончательно масло затвердевает через 2–4 недели после нанесения финишного слоя. Запах от него полностью выветривается через 6–8 недель.

В масло можно добавлять растворитель (до 20 %), но производитель заверяет, что для большинства древесных пород это совсем необязательно. Возможно, это потребуется для обработки пород, в которых много смол (сосна, лиственница).

Стоит отметить: масло хоть и медленно сохнет, но если оставить банку открытой на несколько дней на поверхности образуется желеобразная пленка.

Опыты на буке, ели, сосне, павловнии, дубе, ясене и грецком орехе дали хорошие результаты.

Твердая грунтовка AURO № 127

Грунтовка с водным растворителем подходит для предварительной обработки древесины перед нанесением воска AURO № 187 или отделки пола составом AURO № 267. В ее состав входят масла льна, рицина, подсолнечника, рапса, канифоль, минеральные наполнители, бораты и несколько добавок.

Тест на буке показал, что первоначальный цвет древесины почти сохранился: грунтовка не проникает только в самый верхний слой древесины и делает ее нечувствительной к влаге и грязи. После нанесения масла дерево следует обработать сухой щеткой, чтобы грунтовка полностью проникла в древесину.

Через 24 часа поверхность хорошо просохлаи ее можно обработать абразивом. Достаточно использовать наждачную бумагу Р180–240, мягко протирая поверхность. Не следует шлифовать дерево слишком сильно: защитный эффект грунтовки в этом случае будет потерян.

Продукция Biopin

Biopin Biopinкрупнейший производитель натуральных красок в Европе; не в последнюю очередь это связано с привлекательными ценами.

Часть продукции Biopin содержит в качестве растворителя воду: вы можете почти полностью отказаться от других растворителей, это хорошо повлияет на экологию, но может затруднить процесс работы с материалами.

Многие продукты Biopin разработаны до 2009 года, в них в качестве растворителя использовали апельсиновое масло. После того, как его признали «раздражающим и экологически опасным веществом», состав продукции был изменен. Сейчас Biopin не использует апельсиновое масло и перешла к применению изоалифатов.

Натуральный твердый воск

Обычно воск применяется для уже промасленной поверхности. Консистенцией похож на крем, по запаху напоминает лимон.

Обеспечивает дополнительную защиту уже обработанной поверхности. Процесс нанесения очень прост:достаточно нанести воск и втереть его мягкой тканью.

Первоначальная сушка занимает от 10 до 30 минут, полировать покрытие можно через 3–6 часов. Воск относительно мягкий, поэтому им следует обрабатывать поверхности, которые не подвергаются сильному воздействию.

Масло для обработки столешниц

Это масло имеет очень низкую вязкость, поэтому может проникать глубоко в древесину. Измерение, выполненное Винфридом Мюллером, показало соотношение: около 60 % растворителя и около 40 % твердого содержимого. Ранее в качестве растворителя использовалось апельсиновое масло, с 2009 г. – изоалифаты.

Для нанесения первого слоя нужно много состава, потому что он глубоко проникает в поры древесины. Второй слой наносится более экономно, поэтому при работе в два-три слоя (а именно так и рекомендуется использовать масло) расход получается небольшим.

И бук, и ель показали хорошее насыщение древесины уже после второго слоя, но для таких нагруженных поверхностей, как столешница, рекомендуется работать в три слоя.

Масло легко и быстро наносится, его избыток лучше удалить тряпкой: при нанесении состава тонким слоем на поверхности быстро образуется пленка; слишком толстый слой затруднит процесс высыхания. Если есть сомнения, лучше нанести слишком тонкий слой, чем слишком толстый.

После обработки поверхности нужно подождать 15–30 минут (производитель рекомендует 15 минут) и вытереть тканью оставшееся на дереве масло.

Масло для обработки мебели

Состав масла примерно такой же, как у масла для столешниц, но в качестве дополнительных ингредиентов указаны смолы.

Оно подходит для любых пород древесины из Европы, фактически является универсальным средством для обработки дерева.

После нанесения маслом поверхность нужно оставить на 10 минут (так утверждает производитель), а затем удалить супернатанты. Тестирование на дереве показало, что даже спустя час масло не полимеризуется и его легко стереть.

Во время нанесения второго слоя масло продолжает сильно впитываться древесину. Общий расход его составляет до 150–200 г/м 2 , но при своевременном удалении супернатанта расход будет колебаться от 50 до 80 г/м 2 – в зависимости от породы дерева.

Масло сохнет достаточно быстро: уже через 3 – 5 часов оно затвердевает (в отличие от 12–24 часов у других масел) и можно наносить второй слоя.

Всегда открывайте банку только на короткое время, чтобы масло сохранялось дольше. Никогда не наносите состав непосредственно из банки, если только не собираетесь использовать ее целиком в ближайшее время.

Твердое масло

Состав продукта в принципе остается неизменным: льняное и тунговое масло, изоалифаты в качестве растворителя, смола. Соотношение растворителя и твердых веществ – примерно 55 к 45.

Чем тоньше слой, тем быстрее он становится липким (через 10–20 минут после обработки). Если вы не успели удалить надосадочный слой, можно растворить полимерную пленку в свежем масле.

После полировки поверхность приобретает шелковисто-глянцевый блеск. Поскольку в масле содержится достаточно много смол, защитный слой образуется уже после двух покрытий.

Для работы с маслом нужна ткань без ворса; бумажные полотенца не подойдут.

Новичкам работа с маслом может показаться сложной, но опытные пользователи оценят все его достоинства.

Масло с твердым воском

В составе: льняное и тунговое масло, изоалифаты в качестве растворителя. Дополнительные свойства маслу придают канифоль и карнаубский воск.

После обработки древесины на ее поверхности появляется восковая пленка, которая в первые несколько дней остается очень мягкой. Затвердевание занимает примерно 1–2 недели: до этого момента поверхность остается липкой.

Полировка воска, который не успел высохнуть, затруднительна: через 12 часов после нанесения работа тканью не принесла никаких результатов. Спустя неделю та же поверхность после полировки дает красивый шелковисто-глянцевый блеск.

Продукция Leinos

С 1986 г. Leinos был одним из ведущих производителей натуральных средств для обработки дерева. Тем не менее компания Leinos GmbH обанкротилась в 2007 году, и изготовлением продукции под ее маркой сейчас занимается Reincke Naturfarben GmbH из Buxtehude.

Почти все продукты гипоаллергенны, но ряд пропиток содержит скипидар и апельсиновое масло, которые способны вызвать аллергию. В остальных случаях в качестве растворителя используется изопарафин.

Масло для внутренних работ Leinos

Этот недавно разработанный продукт компании предназначен для обработки деревянных поверхностей преимущественно в общественных местах, торговых точках. Масло образует прочную защитную пленку на поверхности древесины – вероятно, из-за использованных ингредиентов: поликонденсата мочевины и полисиликатных наночастиц.

Перед нанесением масло необходимо хорошо перемешать, поскольку оно содержит взвешенные твердые вещества, которые быстро растворяются. Удалить надосадочное вещество необходимо в промежутке 20–45 минут после нанесения. Через 5–8 часов можно наносить второй слой.

Окончательно оно затвердевает, как показало тестирование, приблизительно через 2–5 дней.

Основная проблема состава – оно неустойчиво к воздействию влаги: на поверхности возникают пятна, что особенно заметно на буке и сосне.

Древесное красящее масло Leinos

Жидкое масло, которое смешано с красновато-коричневым пигментом. Оно по-разному проявляет свои свойства на различных породах дерева: на бук, например, оно ложится с теплым красновато-коричневым оттенком.

Перед обработкой необходимо обязательно провести тестирование – ведь в случае неверного выбора цвет древесины может испортиться.

Состав и способ нанесения ничем принципиально не отличаются от прошлого состава. Важно знать, что при работе с любым пигментированным маслом его необходимо хорошо перемешать перед использованием.

Красящие масла иногда выявляют невидимую ранее структуру древесины – в том числе ее дефекты и царапины. Для того чтобы результат не разочаровал, необходимо уделить особое внимание подготовке поверхности.

Продукция Naturhaus

Компания Naturhaus ориентирована на использование возобновляемого и натурального сырья. Компания известна как поставщик материалов для обработки больших круизных судов, таких как Queen Mary II – одно из крупнейших пассажирских судов в мире.

Твердое масло Naturhaus High Solid

Это твердое масло практически не содержит растворителей: в нем мало апельсинового масла (менее 5 %). Тем не менее есть сушащие вещества – соединения кальция, циркония и кобальта.

Масло легко наносить; длительный срок полимеризации надосадочного слоя (около часа) позволяет легко удалить супернатант.

За час работы расход масла на буке составил 84 г/м 2 ; при нанесении второго слоя – около 10–20 г/м 2 . Время высыхания около 12 часов; полная сушка занимает несколько недель.

Там, где поверхность подвержена серьезному износу, производитель рекомендует предварительно нанести на нее грунтовку твердым маслом.

Твердый воск Naturhaus для внутренних работ

Близкий по консистенции к мази твердый воск Naturhaus имеет в составе карнаубский и пчелиный воски, льняное масло. Он не содержит растворителей.

Через 1–2 часа после нанесения воска поверхность следует отполировать: в это время воск еще мягкий и полировка будет легкой.

Воск затвердевает довольно медленно: придется подождать 2–3 дня, прежде чем он станет твердым. Производитель говорит о 12 часах, но это слишком мало. Полностью воск затвердевает через 7 дней.

Воск в банке часто полимеризуется на поверхности, если не перекрыть к нему доступ кислорода.

Продукция PNZ

PNZ работает на рынке более 20 лет и с 1994 года все больше переключается на продукты, не содержащие растворителей.

Особенность заключается в том, что большинство масел PNZ для дерева основаны не на льняном или тунговом масле, а содержат масло чертополоха, мака, ореховое и рапсовое, подсолнечное и соевое масла.

С одной стороны это обеспечивает отсутствие горьковатого запаха от льняного масла. С другой – использованные компоненты значительно труднее применять и получать при их использовании хорошие результаты.

Цветное масло PNZ

Это не классическое древесное масло, а скорее масляная краска на водной основе. Производитель указывает, что часто достаточно одного слоя: для масла на водной основе это весьма неплохой результат.

Поверхность высыхает довольно быстрой: уже через час цветное масло обычно уже подсохло. Шлифовка, полировка и удаление супернатанта невозможны. Масло подходит как для внутренних, так и для внешних работ.

Твердый воск PNZ

Это продукт из масличного воска, который проникает в древесину на очень небольшую глубину, а на поверхности защитный слой. Он предназначен для использования на поверхностях, которые подвергаются сильному износу: это деревянные полы и столешницы.

Из-за чуть густой консистенции он подходит и для древесины с крупными порами: даже в этом случае расход остается довольно низким. Однако поверхность должна быть гладкой, поэтому после высыхания необходимо полировать покрытие под давлением.

Через 10–30 минут после нанесения необходимо удалить супернатант. Осадок на поверхности энергично протирают тряпкой. Окончательная полировка проводится через сутки после финишного покрытия. Результат при правильном применении: однородная шелковисто-глянцевая поверхность.

Начинающим не стоит использовать такой состав; необходимо хотя бы попробовать работать воском на небольшом участке перед тем, как приступать к работе.

И главный момент по составу – водонепроницаемость. Испытания на буке показали, что недолгое воздействие воды никак не воздействует на поверхность. Длительный тест (1 час) показал катастрофические результаты: вода проникает в древесину, которая начинает сильно разбухать. На поверхности остаются уродливые матовые пятна. Если такое воздействие возможно крайне редко, это не критично: можно сделать хороший частичный ремонт – отшлифовать поверхность и нанести состав заново.

Масло для обработки древесины PNZ

Состав продукта остается практически неизменным: льняное, ореховое, подсолнечное, маковое, рапсовое, тунговое и чертополоховое масла. Это обеспечивает практически полное отсутствие запаха, который свойственно пропиткам на основе льняного и тунгового мала или содержащим растворитель.

С другой стороны масло высыхает долго – полное затвердевание происходит через 7–10 дней после нанесения. Покрытие остается относительно мягким даже после этого срока. Оно гораздо мягче, чем после обработки другими маслами – даже относительно мягким чертополоховым. Тестирование показало, что покрытие даже при небольшом давлении легко царапается ногтем.

Несмотря на то, что рекомендуемая сфера использования – деревянные полы, такое масло не подойдет для обработки высоконагруженных поверхностей в качестве финишного покрытия – только как грунтовку, поверх которой наносится твердое масло или воск.

Древесный воск PNZ

Продукт на водной основе, который больше напоминает восковую лазурь . На обработанной поверхности формируется вязкопластическая защитная пленка с шелковым блеском.

Результаты нанесения первого слоя не впечатают: воск практически полностью впитывается в древесину и не дает блеска. Второй слой после полировки дает легкий шелковистый блеск.

В инструкции сказано, что состав хорошо подходит для обработки влажных помещений: обработанная поверхность обладает хорошими водоотталкивающими свойствами. Тест показал, что даже через 8 часов вода это не проникает в древесину. Окрашивающая жидкость оставила едва заметное пятно на дереве через 4 часа.

Древесный воск PNZ чувствителен к нагреву: достаточно горячей чашки для кофе, чтобы повредить поверхность. Поэтому материал подходит для обработки столов и столешниц весьма условно.

Продукция Volvox / Ecotec

Volvox / Ecotec – производитель натуральных красок, который работает на рынке с 1989 г. Это относительно небольшой производитель в Люденшайде.

Твердое масло Volvox

Классическое масло, в котором около 60 % твердых веществ и примерно 40 % растворителя (изопарафины). В масле содержатся профилактические средства для кожи, (возможно оксимон бутанона, которого избегают многие другие производители натуральных красок).

Высохшее масло – среднее по твердости: царапина образуется, даже если сильно надавить на защитный слой ногтем.

Продукция Dick GmbH

Компания много лет специализируется на изготовлении высококачественных инструментов; производство масел и красок для нее – смежная сфера. При этом продукты представляют собой 100 % натуральные масла.

Китайское тунговое масло Lignea

Тунговое масло содержится в большинстве пропиток, которые мы рассматривали выше, но в данном случае это чистое масло, которое обычно высыхает на отлип за неделю или даже быстрее без сушащих присадок.

У масла довольно сильный запах, который иногда описывают как «запах жареной картошки». Он очень стойкий и при нехватке кислорода будет появляться даже через много лет, поэтому внутренние поверхности шкафов и комодов обрабатывать тунговым маслом не рекомендуется.

В жидком состоянии тунговое масло может раздражать кожу, поэтому при работе с ним надевайте защитные перчатки.

Шведское льняное масло Linolja

Чистое льняное масло выпускается предварительно окисленным или необработанным. «Предокисление» происходит путем отбеливания его на солнце; оно засыхает на поверхности без сиккативов в течение короткого времени (1–3 дня).

Высыхание необработанного масла займет более от 1 до 4 недель, что без сиккативов непрактично. Считается, что шведское льняное масло высыхает быстрее.

Маковое масло

Масло мака также является полностью высыхающим; оно популярно, потому что оно не имеет желтого оттенка и потому хорошо подходит для обработки древесины светлых пород: клена, береза. Он высыхает намного медленнее, чем льняное масло.

Маковое масло редко используется производителями натуральных красок: его технические свойства не столь хороши, как у льняного или тунгового масла.

Масло мака, имеющееся в продаже, является безопасным и может использоваться даже в продуктах питания. Но категорически не рекомендуется наливать на сковородку масло из банки, если хочется пожарить котлет.

Масло камелии Sinensis

Масло камелии - это невысыхающая жидкость со слегка ореховым запахом. В Японии оно испокон веков используется для ухода за ножами и оружием. Для обработки поверхности древесины не следует использовать масла, которые не высушиваются. Исключением являются кухонные доски, которые регулярно смазывают маслом (например доски из адамового дерева).

Продукция Erzgebirge Steinert

Компания Erzgebirge Steinert не специализируется на производстве натуральных красок, но в ее каталоге есть масла, разработанные и производимые Livos. С этим и связан тот факт, что они так сильно напоминают эти масла как по составу, так и по техническим характеристикам.

Продукция Biofa

Производство натуральных красок Biofa было основано в конце 70-х годов. Сведения об ингредиентах являются полностью открытыми, так что потребитель может сам решить, каким рискам он подвергается. Это особенно важно для аллергиков.

В последние годы компания разработала несколько продуктов без растворителей и без воды, которые, тем не менее, просты в использовании.

Масло для рабочих поверхностей Biofa 2052

Масло без растворителей содержит немного микролакса, который оседает на дно. Поэтому перед использованием состав необходимо встряхнуть или перемешать. Запах довольно слабый, немного напоминает ореховый.

Обработка выполняется, как обычно: через 20-30 минут нужно удалить супернатант. Масло проникает в древесину весьма сдержанно: тест на отшлифованном буке в течение часа показал, что расход составит 46 г/м². Второй слой почти не впитывается – менее 3 г/м².

В целом, следует обрабатывать древесину в 2–3 слоя. В зависимости от того, хорошо ли древесина впитывает масло, даже второй слой после застывания можно легко полировать тканью. Первый слой следует наносить с помощью кисти, чтобы на поверхности было достаточно масла.

Состав масла отнюдь не бесспорный: кроме льняного, тунгового и рицинового масла, в нем есть сложный эфир канифоли, микролакс, сушилки на основе солей кобальта, циркония и марганца.

Оно подходит для обработки столешниц, может использоваться и как универсальное масло для мебели.

Воск – это устойчивое органическое вещество, обладающее хорошей покрывающей и защитной способностью. Он не разлагается под действием влаги, солнца, химических реагентов. Воск для дерева – это материал, обеспечивающий долговременную сохранность изделий в неизменном виде. Средство имеет природное происхождение и не выделяет вредных испарений в окружающее пространство.

Свойства

Восковые вещества относятся к простым липидам, представляют собой сложные эфиры высших органических кислот и высших одноатомных спиртов. В природных восках, помимо основного сложного эфира, присутствуют в небольших количествах парафины, ароматические соединения, пигменты, свободные кислоты.

В зависимости от источника получения воски могут отличаться составом, оттенками светлых бежевых или желтоватых цветов, пластичностью, некоторыми физическими свойствами. Общая особенность всей восковой группы – большая стойкость к разрушению, поэтому они могут служить защитой для дерева. При археологических работах во внутренних и наружных слоях грунта находят античные изделия с покрытием из воска, не претерпевшим изменений за тысячелетия. Существует разные источники получения воска, в качестве основных средств при деревообработке применяют продукт пчеловодства, а также некоторые сложноэфирные смеси растительного происхождения.

Восковые составы обладают следующими достоинствами:

  • повышают защиту от микробов и грибков;
  • увеличивают стойкость к воде;
  • формируют красивую, блестящую пленку на дереве;
  • укрепляют структуру древесины,
  • улучшают тактильное восприятие изделий;
  • сохраняют естественное тепло.

Среди недостатков восковой обработки главными являются относительная легкоплавкость, неустойчивость к действию алкогольных напитков, от которых на поверхности могут оставаться пятна.

Обратите внимание! Обрабатывать кухонные деревянные поверхности восковыми составами нецелесообразно.

Нужно также учитывать, что детали, подвергающиеся активному трению (например, подлокотники) через некоторое время могут терять защитную поверхность. В таких случаях покрывать составом придется повторно.

Покрывать дерево воском можно в промышленных или домашних условиях. Для пропитки применяют составы из нескольких компонентов, в зависимости от соотношения которых масса может иметь жидкую, мягкую, твердую консистенцию.

Средства для вощения идеально распределяются и закрепляются на новых деревянных изделиях. Если предстоит обработка ранее покрывавшегося дерева чистым воском или его смесью с маслом, то поверхность нужно хорошо подготовить.

Виды

Современные технологии позволяют обеспечивать рынок большим ассортиментом средств различной консистенции, оттенков, плотности, вязкости. В основе всех композитов содержится один или несколько сложных эфиров высших кислот и спиртов, представляющих собой пчелиный воск. Часто в составе можно увидеть карнаубские виды воска. К базовым компонентам в процессе производства добавляют растительное масло (оливковое, льняное), эфирные экстракты хвойных деревьев, древесные смолы, олифу. Потребность в последнем компоненте возникает не всегда. Если в рецептуру входит растительное масло, склонное к высыханию, тогда олифа образуется самопроизвольно. Необходимость вводить ее изначально отпадает сама по себе.

Консистенцию выбирают с учетом текстуры поверхности, количества и глубины трещин, наличия микроповреждений. При большом количестве мелких царапин маленькой глубины оптимальным будет жидкое средство, которое часто называют масло-воском (масловоск). Оно содержит большое количество натурального растворителя, поэтому часто внешне похоже на обычный вязкий лак.

Обратите внимание! Если имеются глубокие трещины, сколы, следует наносить твердый восковой продукт.

Удобна в применении мягкая, как мастика, масса, которая предлагается в ассортименте с большим выбором цветов. Можно подобрать состав, максимально подходящий к интерьеру комнаты, гармонирующий с декоративными текстильными элементами.

Восковые средства для дерева фасуют в тару различной емкости, что позволяет пропитывать площади разных размеров единожды купленным товаром. Главное, правильно рассчитать расход. Для обработки маленьких участков дерева имеет смысл купить воск в виде карандаша.

Как правильно делать вощение

Любое благое дело можно испортить бестолковым исполнением, и нанесение воска не является исключением. Для вощения дерева в домашних условиях понадобятся незамысловатые инструменты: наждачные полотна, нож, щетка с жесткими волокнами, кисточка, суконные лоскуты.

Очистка поверхности

Если деревянное изделие уже было в эксплуатации, на нем имеется слой старого покрытия, нужно скрупулезно очистить поверхность. Сначала проводят обработку растворителем. Толстый слой лака, краски нужно хорошо пропитать органической жидкостью, тогда остатки можно будет удалить быстро и легко.

После обработки растворителем нужно подождать, пока он испарится, протереть поверхность теплой водой, хорошо просушить очищенную древесину.

Если остатки все-таки имеются, их снимают ножом, зачищают наждачной бумагой. Из глубоких трещин кусочки удаляют жесткой щеткой. Когда поверхность будет подготовленной, гладкой, можно начинать непосредственно процесс вощения.

Нанесение

Распределяют воск только на полностью сухое дерево. Делать это удобно суконными лоскутами, начиная с центральной плоской части, заканчивая углами, сложными фигурными элементами. При работе с жидкими составами можно использовать обычные малярные кисточки. Важно учесть, что пропитывание древесины всегда должно проводиться по направлению волокон. Если состав втирать перпендикулярно главной оси дерева, он будет плохо наноситься, закрепляться и в перспективе может очень быстро отслоиться.

По окончании распределения воска по всей поверхности дерева ему нужно дать возможность хорошо высохнуть. В теплом, сухом помещении на это потребуется минимум час, в других условиях слой может сохнуть несколько часов. Проверить полноту высыхания можно аккуратным касанием на незаметном участке, который можно покрыть где-нибудь на нижней части изделия специально для этих целей.

По окончании высыхания невпитавшееся лишнее средство следует удалить легким протиранием тканью. Можно выровнять поверхность до идеального состояния специальными мягкими валиками.

Полировка

Для формирования красивой декоративной поверхности процедуру можно проводить дважды. После обработки дерева маслом и воском многие ответственные мастера приступают к финишной полировке покрытия, которая особенно хорошо смотрится на паркете.

Полировать дерево лучше специальным устройством с электроприводом. Времена полотеров, которые делали это ногами и специальными тканями, давно прошли. Вращающийся вал, подключенный к электродрели, поможет справиться с задачей быстро и результативно.

Чаще всего дереву стараются сохранить натуральный вид, поэтому покрывают прозрачными или светлыми восковыми составами. Некоторые заказчики хотят увидеть цветные покрытия, что понятно и вполне выполнимо. Для тонирования, легкого окрашивания подбирают цветные воски, учитывая породу дерева и цвет, который хотят получить. К темному дубу подбирают коричневые или черные средства. На сосне, кедре хорошо смотрятся золотистые цвета. Если покрывают красное дерево, что в повседневной практике случается нечасто, выбирают красноватые оттенки восков.

Самодельный восковой состав для дерева

При желании средство можно сделать своими руками в домашних условиях, рецепты хорошо известны, никаких трудностей процесс приготовления не представляет.

Нужно взять одну часть пчелиного воска, разломать его на мелкие кусочки, аккуратно расплавить на водяной бане, влить в теплую массу две части скипидара. Запах при этом будет ощущаться сильный и специфический, но он натуральный, безвредный для всех, за исключением некоторых аллергиков.

Если смесь получилась слишком жидкая, до момента застывания в нее можно добавить дополнительные кусочки пчелиного или карнаубского воска. Последнее вещество имеет растительное происхождение, стоит немного дороже, потому что этот вид пальмы не растет в нашей стране. Принято считать, что карнаубская добавка способствует образованию более прочного защитного слоя.

Промышленный или самостоятельно правильно сделанный качественный воск защитит и улучшит внешний вид изделий из дерева.

Воск, мастика, масло – традиционные материалы, используемые нашей мастерской при реставрации антикварной мебели.

При реставрации вощение дерева, полировка мебели, пропитка дерева маслом, смесями воска со скипидаром, канифолью, другими смолами, позволяют подчеркнуть красоту, цвет, текстуру ценных крупнорпористых пород дуба, ясеня, каштана. Состав для вощения можно приобрести готовый, либо изготовить самому из пчелиного воска, очищенного скипидара (пинена), канифоли.

Вощение - один из способов полировки мебели. К его преимуществам относиться:

1. Всегда быстрый положительный эффект.

2. Простота нанесения.

3. Что бы нанести мебельный воск на дерево не требуется специальных навыков, как при работе с шеллачными политурами.

4. Современные восковые мастики удобны, безопасны, облагорожены приятными отдушками с запахом пчелиного мёда, хвойного леса, лимона, цветочных ароматов, свежести.

5. Возможность быстро, без специальных навыков, придать экспозиционное состояние повреждённому лаковому антикварному покрытию.

К недостаткам относится:

1. Воск на мебели из натурального дерева постоянно впитывается пористой древесиной, либо быстро стирается от прикосновений. Полировка тускнеет. Вещи требуют бережного ухода, постоянного обновления. Особенно столешницы, выступающие декоративные накладки, фасады, резьба.

2. Частое употребление мастики, создаёт трудно удаляемый слой загрязнений из налипшей пыли. Этим объясняется тёмный, почти черный цвет древних фасадов шкафов, буфетов, спинок кроватей, горок.

3. Заполняя щели, поры дерева места деформированной склейки или полости отслоившегося шпона, вощение препятствует и удорожает проведению реставрационных работ. Снятие вощения – длительная кропотливая работа, так как для лучшего проникновения клея, лака, пропиток в волокна древесины склейка, укладка шпона, покраска производятся по расчищенной древесине. Убрать воск с мебели смывками или растворителями практически невозможно. На помощь приходит универсальная цикля. Аккуратно, всего несколько микрон, снимает реставратор слой вощёной древесины до чистой поверхности. Убрать без нанесения вреда – задача, подвластная профессиональному реставратору.

Вощение производиться в случаях, когда вещь изначально была рассчитана именно на отделку воском . Пропитка дерева воском, маслом для мебели обусловлена типом, стилем, временем исполнения экспоната. Вощение мебели – самая простая недорогая полировка. Сравнить цены на различные отделки удобно по прайсу (см. окончание статьи).

С помощью густой мастики получается быстрый визуальный эффект, при осуществлении предпродажной подготовки. Чем активно пользуются продавцы европейских предметов интерьера шкафов, буфетов, столов, столиков, комодов, тем самым делая дороже предстоящую полную реставрацию за счет усложнения будущей расчистки.

С целью получения желаемого оттенка мебели, мастики тонируются пигментами. Стоимость их колеблется от 100 рублей до нескольких тысяч за одинаковое количество препарата. Это объясняется разным качеством продукта, (воск пчелиный или его заменители) брендом, способом продажи.

Вощение было популярно ещё со времена расцвета Древнего Египта. Таковым был и остаётся в Англии. Со времён правления Якова I до наших дней. Объясняется это довольно просто. В Англии всегда высоко ценился дуб, а вощение наиболее выигрышно смотрится именно на этой ценной породе древесины.

Лишь распространение полирования шеллачной политурой вызванное модой на красное дерево, сократили масштабы вощения. Начиная с XIX века мебельщики, практически повсеместно, перешли на лакировку шеллаком.

Скипидар, воск, канифоль – компоненты мастики для вощения

Основой любой мастики для реставрации мебели из дерева лежат три составляющие. Растворитель, порозаполнитель, блескообразователь. Основные составляющие мастики для мебели из деерева, это скипидар, воск, канифоль. Колличеством скипидара регулируется густота. Наличие канифоли придаёт просность, блеск, долговечность.

ВОСК - это ряд веществ, по своим свойствам близких к пчелиному воску. По химическому составу представляет собой сложные эфиры жирных кислот, простых одноосновных спиртов.

ВОСК ПЧЕЛИНЫЙ наиболее распространённый, всем известный. Добывается из сот, которые пчелы заполняют своим мёд. Встречается двух видов: желтый (сырой), белый (очищенный). Сырой обычно желтого цвета, различной интенсивности. Обладает приятным медовым запахом. Очищенный плавлением в воде и отбеленный на солнце или химическими веществами, - белого цвета нежных оттенков. Его часто фальсифицируют стеарином, церезином, салом, и др. Применяется пчелиный продукт для производства политур, лаков, аппретур (состав для отделки кож), мастики для натирания полов, сургучей и т. д.

ВОСК КАРНАУБСКИЙ выделяется на поверхности листьев особого вида пальм, тропических регионов Америки. Особенно распространённой в Бразилии. Различают несколько сортов. Высшие сорта светло-желтого почти белого цвета, хрупкие, растворимые эфиром. Мало растворимы холодным спиртом. Применяется для изготовления отделочных материалов, свечного производства, обувных кремов, косметических средств.

ШЕЛЛАЧНЫЙ ВОСК получается при приготовлении белёного шеллака. Как побочный продукт при производстве лаков широко используется до наших дней. Имеет цвета от светлого желтого, до шоколадного. Применяется для изготовления кремов для обуви, даёт хороший глянец. Ни вода, ни холодный спирт не является его растворителем.

ВОСК ЯПОНСКИЙ называется «воском» условно. Это жир растительного происхождения, добывается из мякоти, семян, стеблей, Японских, Китайских, Корейских масличных культур. Растворяется горячим спиртом, эфиром, бензином. Применяется при производстве отделочных материалов, средств ухода за мебелью, обувью, косметике.

ОЗОКЕРИТ И ЦЕРЕЗИН (земляной или горный воск) продукт естественной утраты нефтью большинства летучих веществ, ископаемый парафин, отличающийся от полученного заводским путём парафина аморфной структурой. Озокерит и получаемый из него путём очистки церезин находил широкое применение в производстве полировочных мастик для вощения, обувных кремов, косметике. Хорошо очищенный церезин имеет белый или желтый цвет.

ПАРАФИН получается главным образом из нефти. Очищенный парафин белого цвета, без вкуса, запаха, жирный на ощупь. Сорта различаются по температуре плавления. Для косметических целей применяется легкоплавкий (температура плавления 38-40 градусов), для технических целей более тугоплавкий (52-62 градуса). Парафин широко применяется для изготовления свечей, в спичечном производстве, изготовления прозрачных бумаг, для консервирования дерева, мяса, фруктов, овощей. Как изолирующий материал, аппретура.

При реставрации полировки готовая мастика (смесь с измельченной канифолью разведённая скипидаром) легко наносится на очищенное дерево. Затем реставратор кистью, щеткой, или грубой тканью, равномерно распределяет отделку по всей площади, заполняя небольшие поры. Получается мутная, влажноватая поверхность. Через некоторое время растворитель испаряется, поверхность высыхает. Дерево готово к полировке. Приступают к натиранию волосяной щеткой, а затем суконкой. Лёгкими скользящими движениями протирают плоские, резные, точеные поверхности. Чем тщательнее полировать тем более блестящими они получаться.

Вощение даёт хороший результат реставрации при соблюдении нескольких простых правил, так сказать секретов старых мастеров.

1. Перед вощением чистого дерева обязательно покройте его один или два раза раствором жидкой политуры.

2. Если необходимо нанести более одного слоя мастики, необходимо каждый хорошо просушивать при комнатной температуре.

3. Наносить маленькими порциями хорошо растирая по всей поверхности.

4. Окончательный вид больше зависит от тщательности полирования, чем от толщины слоя.

Вощение отделка красивая. Она приятна в работе. Особенно, если мастика дополнена всевозможными отдушками в виде запаха мёда, ореха или какими-то фантазийными композициями ароматов. Единственный недостаток - её недолговечность и липкость. Из-за налипшей пыли экспонат приобретает неряшливый вид. С определённой периодичностью столы, фасады, комоды и шкафы необходимо тщательно очищать и переполировывать.

Текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Конечно сейчас существует масса химических морилок и лаков на разной основе. У них есть свои достоинства, но есть и существенные недостатки, главный из которых ненатуральность и токсичность. Есть ситуации, когда лаки и морилки вообще неприемлемы. Например при изготовлении деревянных ложек или посуды.

Натуральный пчелиный или растительный воск 1) безвреден для здоровья, 2) подчеркивает красоту и проявляет текстуру дерева, оно становится ярче, выразительнее, слегка темнеет и приобретает благородный золотистый оттенок, 3) поверхность дерева, обработанная вощением становится водоотталкивающей и устойчивой к царапинам, к тому же она дышит в отличие от покрытия лаком, 4) дерево приобретает благородный матовый блеск, который не режет глаза, 5) имеет превосходный запах.

Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой . Простейшая пропитка – растительное масло, лучше конечно льняное. Им обрабатывают изделие в несколько приемов. После каждой пропитки изделию дают подсохнуть, затем шлифуют.

На основе льняного масла часто готовят пропиточные составы на травах и корнях (корень дягиля, лопуха, девясила, калгана). Дубильные вещества, содержащиеся в растениях переходят в масло и при обработке дерева укрепляют его поверхностные слои.

Вот рецепт приготовления мятного масла, которое обладает очень приятным легким ароматом:

100г высушенных измельченных листьев мяты засыпают в стеклянную емкость, заливают 0,5 л растительного масла, взбалтывают и отправляют на 2 недели в темное место. Затем его процеживают и используют.

После дерево обрабатывают восковой мастикой. Простейшая восковая мастика готовится из воска и скипидара в соотношении 2:1 или же масла и воска в соотношении 2:1 (это для пищевых изделий). Вот еще рецепт, как приготовить восковую мастику:
Берем 100г воска, 25 г истолченной канифоли и 50г очищенного скипидара.

На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль. После растворения воска постепенно добавляем скипидар. Я добавляю еще немного прополиса, он укрепляет дерево и придает дополнительный аромат. Снимаем все с огня, переливаем в жестяную баночку и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной:

Ей натирают изделие и втирают куском суконки или шерсти до тех пор, пока ткань перестанет липнуть и появится блеск.

Иногда в мастику добавляют живицу или вишневую камедь.

Помимо пчелиного воска часто используют , который получают из листьев бразильской пальмы. В жаркое время она выделяет воск, который покрывает поверхность листа и защищает от потери влаги.

Карнаубский воск имеет более высокую температуру плавления, поэтому он устойчивей пчелиного. Но и раза в 3 дороже.

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Процесс вощения дерева в последнее время завоевал особую популярность. Давайте разберемся, это модный тренд или необходимость? Древесине, на протяжении её использования, требуется защита от пагубного влияния окружающей среды или биологических организмов. В этом помогают лаки и морилки, но они содержат много химических элементов, выделения в воздух которых не желательно для дыхательных путей человека. Лучше воспользоваться альтернативным вариантом – воском пчелиного или растительного происхождения.

Пчелиный воск для вощения дерева

У такого воска, достаточно положительных качеств:

  • Абсолютная безопасность для организма человека;
  • Подчёркивает древесную текстуру и придаёт ей матовый золотистый оттенок;
  • Деревянная поверхность имеет водоотталкивающие свойства;
  • Восковое напыление способно «дышать» и не препятствовать насыщению воздуха натуральным запахом дерева.

Как подготовить поверхность перед вощением?

Перед вощением поверхность необходимо подготовить. Если есть возможность,то её необходимо тщательно отшлифовать. Далее на деревянный предмет наносится слой пропитки. В качестве пропиточного раствора можно использовать смеси приготовленные в домашних условиях.

Из чего состоит пропитка для вощения древесины?

Пропитка состоит из 100гр. сухих листьев мяты, полулитра растительного масла, по 10гр. – дягиля и лопуха. Смешиваются все компоненты воедино и оставляются на две недели для насыщения, а далее наносятся на поверхность валиком или ватным тампоном. Когда пропитка проникнет внутрь волокон, поверхность можно вощить специальной восковой мастикой.

Мастика для вощения: как приготовить?

Также, можно использовать специальную мастику для вощения, которую можно приготовить в домашних условиях. Для этого нужны простые ингредиенты, а именно: 50мл скипидара, 100гр. воска, 25 гр. канифоли. Перемешивать все ингредиенты нужно в металлической посуде методом её подогрева на паровой бане. Для начала постепенно растворяются воск и канифоль, а далее к ним добавляется скипидар. После образования однородной массы, её оставляют на время для остывания. В холодном состоянии, мастика будет выглядеть, как жиле. После этого она наносится на поверхность с помощью кусочка шерсти, втирать её следует до появления на предмете лёгкого блеска. После проведения всех процедур, древесина будет надежно защищена и прослужит не один десяток лет.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.