Почему одним – все, а другим – ничего? Про замуж: почему одним все, а другим – ничего

Не спрашивали ли вы себя: почему иногда одним все, а другим ничего?

Отвечаю на вопросы читателей.

Анастасия, Киев

Все, о чем Вы пишете — понятно и доступно. И ты уговариваешь себя после очередного падения начинать заново, восстанавливаешь любовь и уважение к себе, стараешься находить мотивацию. Но потом садишься и не можешь найти ответы на многие вопросы. Звучит отвратительно, я знаю, но не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего? Почему ты хватаешься за любую возможность заработать и теплишь надежду внутри, что все получится, ну не может же не получиться, а другие живут совершенно другими категориями, для которых, например, «всего лишь 500 долларов сумка», «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать»… Понимаю, что все в наших руках, все будет, если захотеть. Только вот, а если нет?

Настя, что-то «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать» выбивается из линии вашего примера. Всего лишь 5-й раз в Альпы за сезон, на выходные на Олимпиаду, в Милан на шопинг, в Нью-Йорк погулять, ну и в Египет, да, можно на дайвинг тоже – это я понимаю, нормальная жизнь.

Ладно, шучу.

По существу.

Вопрос ужасный – это правда, и я на него отвечаю только потому, что вы, как говорит один мой знакомый, хоть чуть-чуть «отдупляете». То есть в какой-то мере понимаете, насколько это чудовищно - так думать.

Мне вот что интересно на самом деле: а отдаете ли вы себе в полной мере отчет, что:

Искренне недоумевая, почему «одним все, а другим ничего», человек намертво прибивает себя к доске бедности, а что еще хуже, вводит свою жизнь в колею извечной несправедливости?

Такое мышление – это дорога в ад при жизни, где вы будете вечно обделенной жертвой. И куда ни ткнись – ничего толком получаться не будет, потому что такова роль жертвы, а вы ее гордо несете изо дня в день, доказывая самому себе свою правоту.

Фундаментальный закон бытия, который я очень рекомендую усвоить, если хотите хоть малейших подвижек в своей жизни:

Жертва не может стать победителем. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Жертва не может быть безмятежно счастливой. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Если на вас маска жертвы, будьте готовы к соответствующему отношению со стороны реальности.

В этой позиции у вас только два пути:

1) продолжать играть отведённую роль или

2) снять маску жертвы и выбрать другую.

Еще раз. Некоторые думают, что линия трансформации выглядит так: Жертва – Творец.

А на самом деле схема такая: Жертва – Отказ от роли жертвы – Творец.

Между жертвой и творцом своей жизни есть промежуточный этап, когда человек снимает маску и выбирает другую роль. Это краеугольный камень для всех нытиков и обделенных судьбой.

К сожалению, очень часто я наблюдаю картину, в том числе и на своих программах, когда люди хотят перемен и даже делают первые шаги, не снимая с себя эту роль. Они хотят перемен, не изменив установки мышления и речи. А это не работает. Для реальности – это лишь еще одно подтверждение в ответ на вопрос: «Кто ты?». Если мыслишь, говоришь и действуешь как жертва – ты жертва. И точка. В мире сохраняется баланс, и несчастные остаются на своих местах.

Вы уточняли:

Не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего.

Нет. Не спрашивала. Никогда даже в голову не приходили такие формулировки. Меня волновали совсем другие моменты.

Как у некоторых людей получается то, что они делают?

Качество вашей жизни зависит от того, какие вопросы вы себе задаете.

Энтони Роббинс

Дело в том, что я не вижу разницы между собой и людьми, которые делают сумасшедшие штуки и много имеют. Поэтому меня всегда волновал только вопрос: «Как?»

Как кто-то смог написать мировой бестселлер или создать выдающийся интернет-проект? Как, имея троих детей, женщина успевает заниматься бизнесом или строить карьеру? Как кто-то создал бизнес с нуля? Как? Как? Как? И так далее и тому подобное по списку вопросов, которые меня волнуют.

И ответы находились. В биографиях, которых я перечитала большое количество, на сайтах, в книгах, в личных беседах, когда доводилось сидеть с масштабным человеком за одним столом.

Я знаю, как живут интересные мне писатели, например. Знаю, чего им стоит то, что они имеют. Их примеры меня учат, вдохновляют, поддерживают, дают ответы и подсказывают. У меня язык не повернется употребить слово «дается» в отношении плодов, которые они сейчас пожинают. Они это заслужили. Это результат упорного труда, умноженный на гибкий ум при достаточно высокой концентрации неудач, через которые человек проходит на этом пути.

Они рисковали, отказывались, уходили, неоднократно падали, пробовали без малейшей подсказки «получится или нет» и делали-делали-делали. Или, думаете, фраза «реализовать свой потенциал по максимуму» подразумевает что-то другое?

Мой любимый момент на программе «Быть творцом» — когда до некоторых участников окончательно доходит, что развитие качественного проекта подразумевает много часов работы в Интернете. И кто-то робко спрашивает: «Олеся, а сколько времени ты тратишь на работу сегодня».

Как правило, этот вопрос звучит онлайн, а в дни программ мой рабочий день доходит до 12 часов в буквальном смысле. В обычные дни - уже 8 часов, и это хороший показатель (раньше было и по 10). Часто еще и по субботам полдня.

«Ну, мне с офисной работой это не потянуть.»

У меня тоже была офисная работа. И блог тоже был, который я развивала. Тогда я работала 3 часа после работы и в выходные. Не отдыхала, а занималась блогом, потому что знала, что надо что-то менять. А что делали вы в выходные?

Нет, я не трудоголик и не фанатик. Я иду по пути сокращения активности только до любимых задач. Если мне для этого потребуется несколько лет, буду считать это отличным результатом. На проекте уже есть администратор, который взял на себя часть процессов, и, возможно, скоро я объявлю о новой вакансии. Шаг за шагом, от меньшего к большему, постараюсь создать ровно такую активность, которую хочу видеть, и она будет занимать ровно столько часов, чтобы хватало на все другие сферы жизни. Но это процесс, растянутый во времени, я это понимаю.

При этом у меня был и есть риск, что не получится. Он не проходит, даже с заметными результатами. Я просто иду через него. И становлюсь сильнее. Это, кстати, самое главное – способность идти через свои страхи и выходить из этих состояний новым человеком.

Есть те, кому удается упорный труд хотя бы частично компенсировать чистотой намерения – это, конечно, отдельная каста. Мой им поклон. Они добиваются того, чего хотят, играючи на непоколебимой силе веры. Но это своя история про тонкие вибрации и непривязанность к результату, и что-то мне подсказывает, что развивается она еще упорнее упорного труда… Справедливо отметить, что в абсолютном большинстве случаев это приходит с опытом, на начальном этапе почти никто из тех, кому по-настоящему «дается все», не обошел период труда, проб и ошибок.

Вселенная божественно справедлива. Поймите это. Если у вас толком ничего нет, значит, вы толком ничего не даете в этот мир. Это вопрос приложения собственной энергии через осознанную деятельность и осознанное мышление. Не больше и не меньше.

Давайте посмотрим на ваше сообщение еще раз. Я работаю со словом и для меня подбор определенных оборотов и фраз много значит. Вот выборка глаголов из пары ваших предложений. Размещаю последовательно, как и в письме.

Уговариваешь;
Начинать;
Восстанавливаешь;
Стараешься;
Находить;
Садишься;
Не можешь.

Боюсь, Настя, это ваша краткая биография. Чуть что, вы садитесь и начинаете причитать.

И чем быстрее вы прозреете и поймете, что этот мир не только божественно справедлив, но еще и фантастически прост в своем незыблемом правиле: «Что посеешь, то и пожнешь», тем легче вам будет получить все, что вы хотите. Чего я вам искренне желаю. В конце концов, избавление от невежества – это суть нашего движения. Никто не рождается сразу осознающим свои маски, но каждый способен прийти в это состояние по собственному выбору.

Одна просьба напоследок. Только не идите по пути урезания аппетитов, мол, не так уж и хотелось. Так делают очень и очень многие. Зачастую это путь серости. Не предавайте свои мечты! В том числе и очень светлое стремление реализовать свой потенциал по всем фронтам, которое сегодня так нелепо пробивается в этом условном «одним дается все».

Лучше начните такой интенсивный засев созидательной энергией из действий и мыслей, который непременно даст те плоды, о которых вы мечтаете. И не забывайте (особенно в применении к прошлому опыту):

Самая большая глупость в жизни – делать то же самое, рассчитывая на другой результат.

Раскопайте в себе способности. Они есть у всех. Что вы умеете делать хорошо? И развивайтесь, пробуйте, испытывайте, падайте-вставайте-падайте – это самый короткий путь интенсивного роста. А также включите уже, наконец, мысли на ту волну, на которой вы хотите жить.

Всякому имущему дано будет, а у неимущего отнимется и то, что имеет. (Евангелие от Луки 19:26)

Будьте имущими!

Ответ:

Только Аллах обладает всей властью, которой Он распоряжается так, как пожелает. И никто не может вмешаться в это. Творцом каждой частички твоего тела, всех органов и систем, является Аллах. Ты же ничего не дал Ему за это, чтобы что-то требовать!

Если ты за то, чем наделил тебя Аллах, что-то дал Ему взамен, то, возможно, и мог бы предъявлять претензии, говоря: «Дай мне не один глаз, а два, не одну руку, а две»; «Почему Ты дал мне не две ноги, а только одну!?». Тогда как ты ничего не дал взамен, чтобы иметь право предъявлять претензии.

Аллах Всевышний сотворил тебя из небытия, и сотворил человеком. Если обратишь внимание, то увидишь, что под тобой есть огромное количество живых существ, которые лишены тех благ, которыми наделил тебя Аллах.

И хотя некоторые люди, оказавшись в сложной ситуации, испытывают обиду, злобу и впадают в пессимизм, для многих других людей подобные события становятся причиной еще большего обращения к Аллаху. Если подобная ситуация становится для человека причиной обращения к Аллаху и причиной того, что другие люди извлекают из этого урок, то можно сказать, что это соответствует цели и мудрости. В каждом деле существует мудрость, ибо Аллах не совершает бессмысленных действий.

Некоторые люди, задающие этот вопрос, путают справедливость и равенство . В каждом объекте и событии во Вселенной господствует справедливость, а не равенство.

Мы видим, что между людьми существуют различия, и в том, что касается обладания мирскими благами. Таким образом, люди подвергаются испытанию, в котором проверяется их покорность предопределению и довольство тем, что они имеют. Существует очень много бедняков, успешно прошедших это испытание, и существует не меньше богатых людей, которые не смогли пройти его. Так как человек, недовольный тем, что ему предопределено, каким бы богатым он не был, может возжелать еще большего и проявить непокорность предопределению. И в то же время, сколько есть бедных людей, которые, глядя на тех, кто ниже их по уровню жизни, выбрали путь благодарности.

Если мы утратили способность оптимистично толковать происходящие события и смотрим на все исключительно негативно, если нашей душой завладели зависть и безудержное стремление к , если мы забыли, что такое довольство тем, что у нас есть, то это значит, что мы собственными руками разрушаем нашу жизнь. До тех пор, пока наша душа находится во власти этих чувств, мы не сможем обрести счастье, даже если станем обладателями самого большого богатства.

Islam-Today

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Не спрашивали ли вы себя: почему иногда одним — все, а другим — ничего? Отвечаю на вопросы читателей.

Анастасия, Киев:

Все, о чем Вы пишите, понятно и доступно. И ты уговариваешь себя после очередного падения начинать заново, восстанавливаешь любовь и уважение к себе, стараешься находить мотивацию. Но потом садишься и не можешь найти ответы на многие вопросы. Звучит отвратительно, я знаю, но не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего? Почему ты хватаешься за любую возможность заработать и теплишь надежду внутри, что все получится, ну не может же не получиться, а другие живут совершенно другими категориями, для которых, например, «всего лишь 500 долларов сумка», «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать»… Понимаю, что все в наших руках, все будет, если захотеть. Только вот, а если нет?

Настя, что-то «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать» выбивается из линии вашего примера. Всего лишь 5-й раз в Альпы за сезон, на выходные на Олимпиаду, в Милан на шопинг, в Нью-Йорк погулять, ну и в Египет, да, можно на дайвинг тоже - это я понимаю, нормальная жизнь.

Ладно, шучу.

По существу.

Вопрос ужасный - это правда, и я на него отвечаю только потому, что вы, как говорит один мой знакомый, хоть чуть-чуть «отдупляете». То есть в какой-то мере понимаете, насколько это чудовищно — так думать.

Мне вот что интересно на самом деле: а отдаете ли вы себе в полной мере отчет, что:

искренне недоумевая, почему «одним все, а другим ничего», человек намертво прибивает себя к доске бедности, а что еще хуже, вводит свою жизнь в колею извечной несправедливости?

Такое мышление - это дорога в ад при жизни, где вы будете вечно обделенной жертвой. И куда ни ткнись - ничего толком получаться не будет, потому что такова роль жертвы, а вы ее гордо несете изо дня в день, доказывая самому себе свою правоту.

Фундаментальный закон бытия, который я очень рекомендую усвоить, если хотите хоть малейших подвижек в своей жизни:

Жертва не может стать победителем. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Жертва не может быть безмятежно счастливой. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Если на вас маска жертвы, будьте готовы к соответствующему отношению со стороны реальности.

В этой позиции у вас только два пути: 1) продолжать играть отведённую роль или 2) снять маску жертвы и выбрать другую.

Еще раз. Некоторые думают, что линия трансформации выглядит так: Жертва - Творец.

А на самом деле схема такая: Жертва - Отказ от роли жертвы - Творец. Между жертвой и творцом своей жизни есть промежуточный этап, когда человек снимает маску и выбирает другую роль. Это краеугольный камень для всех нытиков и обделенных судьбой.

К сожалению, очень часто я наблюдаю картину, в том числе и на своих программах, когда люди хотят перемен и даже делают первые шаги, не снимая с себя эту роль. Они хотят перемен, не изменив установки мышления и речи. А это не работает. Для реальности - это лишь еще одно подтверждение в ответ на вопрос: «Кто ты?». Если мыслишь, говоришь и действуешь как жертва - ты жертва. И точка. В мире сохраняется баланс, и несчастные остаются на своих местах.

Вы уточняли:

Не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего.

Нет. Не спрашивала. Никогда даже в голову не приходили такие формулировки. Меня волновали совсем другие моменты.

Как у некоторых людей получается то, что они делают?

"Качество вашей жизни зависит от того, какие вопросы вы себе задаете".

Энтони Роббинс

Дело в том, что я не вижу разницы между собой и людьми, которые делают сумасшедшие штуки и много имеют. Поэтому меня всегда волновал только вопрос: «Как?»

Как кто-то смог написать мировой бестселлер или создать выдающийся интернет-проект? Как, имея троих детей, женщина успевает заниматься бизнесом или строить карьеру? Как кто-то создал бизнес с нуля? Как? Как? Как? И так далее и тому подобное по списку вопросов, которые меня волнуют .

И ответы находились. В биографиях, которых я перечитала большое количество, на сайтах, в книгах, в личных беседах, когда доводилось сидеть с масштабным человеком за одним столом.

Я знаю, как живут интересные мне писатели, например. Знаю, чего им стоит то, что они имеют. Их примеры меня учат, вдохновляют, поддерживают, дают ответы и подсказывают. У меня язык не повернется употребить слово «дается» в отношении плодов, которые они сейчас пожинают. Они это заслужили. Это результат упорного труда, умноженный на гибкий ум при достаточно высокой концентрации неудач, через которые человек проходит на этом пути.

Они рисковали, отказывались, уходили, неоднократно падали, пробовали без малейшей подсказки «получится или нет» и делали-делали-делали. Или, думаете, фраза «реализовать свой потенциал по максимуму» подразумевает что-то другое?



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.