Погребение умерших согласно традиции Православной Церкви. Обряд запечатывания молитва Для чего печатают землю на похоронах

Приехала подруга (намного старше меня) из другой области и рассказала следующее:
10 октября у неё умерла мачеха. Мачеха была не просто атеистка, а, как я понимаю, то, что раньше называли "воинствующая атеистка". Её хоронили без церковных обрядов - похороны организовывала её племянница.
14 октября был церковный праздник Покрова. Подруге моя, придя в церковь, решила, что над мачехой задним числом всё равно нужно провести отпевание, "чтоб ей на том свете было хорошо, она, наверное, теперь мучается из-за отношения к церкви". Рассказала ситуацию священнику. Священник спросил, была ли она вообще крещёная. Сиё, конечно, было неизвестно. Тогда спросил хотя бы год рождения. Узнав, что 1924, сказал, что "тогда крестили всех" (а я вот, например, так не думаю))))). Разрешил отпевать, то есть произвести обряд над горстью земли, принесённой в церковь с её могилы. (интересно, что в их области обряд отпевания называется "запечатать" - у меня это слово ассоциировалось с тем, как будто пытаются запечатать могилу, чтоб покойник оттуда не встал. Я вообще первый раз такое название слышу, и предположила, что это их местный диалект, она же стала утверждать, что это везде во всех областях так называется. Опять же повторюсь, что задумала она это из ЛУЧШИХ побуждений, а не чтоб мачеха с того света не пришла -))))
На следующий день, правда, в церкви ещё потребовали справку о причине смерти - отпевание вскоре и фактически втихую после похорон, их видимо, насторожило, захотели удостовериться, что будут отпевать не самоубийцу (кто не знает, в христианстве это исключено). Справку и землю с могилы она им принесла, обряд над землёй совершили.
В тот же день (то есть 15 октября, девять дней после смерти не прошло, душа или что там остаётся от человека ещё на земле, ходит рядом) пошла она на могилу мачехи, чтоб доделать обряд. Был сильнейший дождь. На кладбище - вообще никого. Пришла она на могилу и сказала: "Здравствуйте, Нина Григорьевна! Я знаю, что вам не понравится то, что я сейчас сделаю, но я иначе не могу". Сняла венки, три раза, как научили в церкви, крестообразно посыпала на могилу принесённую землю с молитвою "Святый боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас." Запечатала, значит. Положила венки и цветы обратно. И пошла ещё проведать могилу отца. Дождь, точнее, ливень, продолжался. На кладбище кроме неё никого не было. От могилы отца пошла к выходу. До конца кладбища оставалось всего метров 30. И тут она услышала у себя за спиной звук, напоминающий глухое злобное рычание. Она остановилась и замерла от ужаса. Постояв, всё же смогла обернуться и посмотреть. Никого! Ни человека, ни собаки! Такое же пустое кладбище и сильнейший ливень. И только услышала, как зашуршала сухая листва - как будто под чьими-то шагами? Услышала, отметила, потом сообразила - КАКАЯ СУХАЯ ЛИСТВА? Всё кругом мокрое!!! Сообразив, побежала с кладбища. По дороге домой её спрашивали - что случилось - говорить ей не хотелось. Дома никого не было, сидеть одной было страшно, пошла к знакомым. Те её тоже сразу спросили - что случилось? Такое у неё лицо было! Рассказала. Они ей сказали, что это "не душа мачехи возмущалсь, а злые силы, которые её уже хотели себе забрать, а ты не дала". После этого она неделю не спала (я себе такое вообще не представляю) - "была в нервном напряжении". Хотя бывает, что людям кажется, что они ночь вообще не спали, а со стороны видно, что спали, как сурки и ничего не слышали - у меня такое было.
На всякий случай поясняю, что у подруги моей с головой всё в порядке, ничего не потребляет, и даже пить и курить бросила шесть с половиной лет назад.

Я ей, как могла, объясняла, что она, вообще-то, плохо сделала, что это личное право человека - как ему умереть и быть похороненным, и если б я была на месте её мачехи, я б ей дома все стены нецензурными словами исписала - говорят же, что будто надписи появляются сами по себе:-)))Мачеха, правда, была культурная))))

Когда я вечером пересказала эту историю своей матери, она тоже сказала, что моя подруга "для себя это сделала, а не для мачехи, это ОНА так решила, что будет лучше".
В общем, пишите, кто что думает по этому поводу, подруге я обещала, что все мнения ей перескажу (интернета у неё нет).

» Обычаи, поверья, традиции, ритуалы

Обычаи, обряды, традиции, приметы

Верить или не верить в приметы, соблюдать или не соблюдать обряды и традиции каждый решает для себя сам, но не доводите соблюдение до абсурда.

Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие застает нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказывается, не все так просто. Порой люди используют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно проводить человека в последний путь.

В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или не рыдать.

В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто‑нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».

Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

Не часто, но все‑таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы с нечистыми. Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой - с мыльной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

Желательно, чтобы омовение происходило в светлое время суток - от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

После омовения умершего одевают в новую светлую чистую одежду. Обязательно надевают крест на умершего, если у него его не было.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Родным и близким нельзя делать гроб.

Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их.

Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.

На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.

Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машинально не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока в доме покойник, не следует мести пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).

Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.

Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели - отгоняет нечистую силу.

Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разрешайте этого, не причиняйте себе вред.

Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь.

В течение трех дней над умершим читают Псалтырь.

Псалтырь читают непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.

В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

Бывает, что вместо подсвечника используют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кормить птицу или скот.

Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ.

Следите, чтобы под покойника не положили чьи‑нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где‑нибудь подальше сжечь.

Иногда по незнанию некоторые сердобольные мамы кладут фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вовремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.

Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто‑нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начинает болеть.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто‑то и начинает завязывать узлы на тряпках, объясняя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.

Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей.

При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб - бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое - чтобы получился правильной формы крест).

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.

Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, подержитесь за его ноги.

Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делают для наведения порчи.

Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому‑либо.

При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.

После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.

Хоронить покойника с музыкой - не по‑христиански, хоронить следует со священником.

Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязательно сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.

Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что‑нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети или взрослые по неосторожности не выпили из этого стакана или не съели чего‑нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто‑то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Существует и такой вид порчи: в гробу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в ведро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем используют для наведения порчи.

Вот еще один вид порчи, в которой присутствуют несовместимые вещи - смерть и цветы.

Один человек дарит другому букет цветов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле.

Если у кого‑нибудь из вас умер близкий или родной человек и вы по нему часто плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.

Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.

Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что‑нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто‑то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие телами, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Святого.

Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвование на церковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Если вам на пути встретилась похоронная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.

Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы - этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

Если берут землю для «печатания» покойника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из‑под ног.

Когда кто‑нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из‑под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.

Умершего человека не оставляйте одного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.

На том месте, где в доме лежал покойник, необходимо положить топор, чтобы больше в этом доме долго не умирали.

До 40дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

Ни в коем случае не надевайте на покойника свой нательный крестик.

Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.

Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40дней.

Нельзя, чтобы слезы капали на покойника. Это тяжелый груз для усопшего.

После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.

Когда из дома выносят покойника, смотрите за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.

После выноса покойника из дома старый веник следует тоже унести из дома.

Перед последним прощанием с покойником на кладбище, когда поднимают крышку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.

Гроб с покойником, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо к выходу.

Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии.

Ни в коем случае не слушайте тех людей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в которой обмывали покойника.

Если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

Когда поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (впереди) субботу или воскресенье.

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читают молитвы за усопших, не совершают по ним панихиды.

Поминать усопших Православная церковь разрешает со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи).

Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов - постной, в мясоед - скоромной.

Не следует поминать усопшего спиртными напитками. Поминки - это дни скорби.

Нельзя жечь свечи на могиле усопшего перед памятником, а только перед крестом или иконой. Устанавливать на могиле памятник - обычай не православный.

Нельзя отпевать самоубийцу, но милостыню за него можно подавать, не называя имени умершего.

Не хороните покойника после захода солнца.

Посещайте кладбище до 12часов дня.

Какой дорогой пришли на кладбище, той же и возвращайтесь.

Возле умершего нельзя спать.

Во время похорон не бросайте в могилу деньги - сами себе сделаете вред.

Закапывая могилу, нельзя передавать лопату из рук в руки, надо втыкать ее в землю.

Во время поминок рюмки и чашки ставят на тарелку.

В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

С кладбища ничего не уносите домой.

После похорон не разрешайте чужим людям принимать у вас ванну.

Если у вас дома находится покойник, то никогда и никому ничего не давайте взаймы.

На могиле самоубийцы нельзя ставить крест.

Землю с могилы родственников и близких вам людей ни в коем случае не держите у себя дома.

Когда у вас в селе покойник - нельзя петь, в противном случае у вас будут проблемы с головой.

Во время похорон нельзя грызть семечки - будут болеть зубы.

После того, как покойника вынесли за ворота из дома, сразу же необходимо их закрыть.

Если покойника начинает распирать в гробу, то на его живот положите узелок с солью. Затем эту соль выбросьте в туалет.

Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

Если у вас умер единственный ребенок, а одежды для него купили на много лет вперед, то продайте эту одежду.

В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для внутренней обивки гроба.

Одним из самых больших грехов считается самоубийство. От самоубийц следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (поражение электрическим током, утопление в воде, отравление пищей и пр.). Сюда же относят самоубийства, совершенные в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя.

Для того, чтобы провести отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно получить письменное разрешение правящего Архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при совершении разбоя или грабежа. Жертвы бандитского нападения сюда не относятся.

Днями особого поминовения усопших считаются пять вселенских суббот:

1.Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших неестественной смертью (войны, потопы, землетрясения).

2.Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49‑й день после Пасхи). В этот день поминают всех усопших благочестивых христиан.

3.Родительские - 2‑я, 3‑я, 4‑я суббота Великого поста. Вместо ежедневного поминовения умерших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая церковь рекомендует совершать усиленное поминовение в эти три субботы.

Чистые родительские дни:

1.Вторник Фоминой недели. Этот день в русском народе назван Радоницей. Это девятый после Пасхи день.

2.11сентября, в день Усекновения головы Святого Иоанна Предтечи (полагается строгий пост).

3.Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8ноября - Днем великомученика Дмитрия Солунского.

Молитва по смерти прощальная

Господь Иисус Христос Бог наш, иже божественныя заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тожде творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, во веки веков. Аминь.

материал с сайта www.blamag.ru

Главная страница » Обычаи, поверья, традиции, ритуалы

Как правильно похоронить близких

О ЗАОЧНОМ ОТПЕВАНИИ

Иногда отпевание в храме бывает физически невыполнимым; тогда вершается отпевание на дому или же, если нет возможности пригласить священника на дом, то в ближайшем храме усопшего отпевают заочно.

После прощания с усопшим на кладбище (перед тем, как забить гроб), закрыв усопшего покровом или белым полотном, крестообразно посыпают его землей. Для этого полученную в храме освященную землю разделяют на три приблизительно равные части и с пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» троекратно посыпают тело крестообразно, строго соблюдая правильность креста - от головы к ногам и с правого плеча на левое. Если умерший соборовался, то на покров также поливается оставшееся соборное масло с пением «Аллилуиа» (3 раза).

Если православного христианина уже погребли без отпевания, и через какое-то время, иногда через годы, родственники все же хотят отпеть умершего, тогда в церкви опять- таки заказывается заочное отпевание. Полученная по отпевании освященная земля крестообразно с пением «Трисвятого» посыпается на могильный холм.

Если земля, полученная в храме, не будет доставлена на могилу в день отпевания, не надо бояться заносить ее домой. Страх этот - суеверный: земля освящена в церкви и относиться к ней требуется, как к святыне. Хранят ее в подобающем д ля святыни месте, обычно в святом углу за иконами.

О ПРЕДАНИИ ТЕЛА ЗЕМЛЕ

При выносе гроба с телом из храма после отпевания поется ангельская песнь «Трисвятое». Гроб выносят так, чтобы лицо умершего было обращено к выходу (ногами вперед). Если священник сопровождает гроб с почившим до могилы (что теперь, к сожалению, бывает редко), то на кладбище совершается последняя лития и обряд предания тела земле.

Могила и надгробие христианина должны быть устроены просто и скромно. Их цель - показывать иным христианам, что здесь погребен их собрат по вере, и сохранить для потомков имя его. Могила - это место будущего воскресения, поэтому относиться к ней надо с благоговением. Она должна содержаться в чистоте и порядке.

Могила устраивается так, чтобы при опускании гроба лицо умершего было обращено к востоку, в знак того, что он идет от запада жизни к востоку вечности, и в знак веры в Воскресение Христово. Глубина могилы должна быть не менее 180 сантиметров. Делаемые в некоторых случаях боковые подкопы для гроба, якобы облегчающие покойнику тяжесть от давления земли, Церковь считает суеверием. То же самое относится и к устроению перекрытия из досок или кирпичного свода над опущенным в могилу гробом.

Из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения холмом. Христианская Церковь, приняв и сохранив этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Честным и животворящим Крестом Господним, молчаливым проповедником блаженного бессмертия и воскресения. Крест устанавливают в ногах погребенного, как бы перед лицом его.

Крест делается из любого долговечного материала, он обязательно должен быть восьмиконечным и правильной формы. В православной России наиболее часто употребляют деревянный восьмиконечный крест с укрепленными сверху него двумя ложечками в виде крыши, так называемый «голубец». Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда чист, ухожен и, если необходимо, покрашен. На кресте помещается фамилия, полное имя и отчество умершего, а также даты его рождения и смерти. Обращаясь ко кресту, будут приносить молитвы приходящие на могилу люди, поэтому допускается помещать на кресте небольшую иконку, но ни как не фотографию умершего. Если на кресте изображено Распятие, то той стороной, где Распятие, крест должен быть обращен к лицу покойного. Не приличествуют могиле христианина дорогие монументы и надгробия.

Веруя в конечное воскресение, христиане чуждаются возрожденного в нашем веке языческого обычая трупосожжения (кремации), ведущего к полному уничтожению тела, имеющего в себе явный образ геенны огненной.

При опускании тела в могилу снова поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь, перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Таким образом тело предают земле в знак покорности Божию определению: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3,19). Для совершения заупокойных молитв на кладбище лучше приносить с собой икону или Крест с изображением Распятия Господня.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Молитва за усопших - самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Священное Предание указывает дни, которые православные христиане особенно должны посвящать памяти усопших. Это в первую очередь третий, девятый и сороковой дни по кончине. Третины совершают в честь того, что умерший был крещен во имя Отца и Сына и святого Духа - Бога, единого в Троице, а также в честь трехдневного Воскресения Иисуса Христа. На третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь, обвиняя в грехах, совершенных ею по их наущению. Когда в третий день бывает в церкви поминовение, душа получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби и благую надежду. В этот же день она возносится на небеса для поклонения Богу.

До девятого дня душе показывают красоты рая, а в остальное до сорокового дня время - мучения и ужасы ада. В девятый день в церкви необходимо совершить поминовение для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.

Только на сороковой день назначается душе место до воскресения и Страшного Суда. Сорок дней - время, когда решается судьба души умершего, поэтому в это время возможны благоприятные изменения в состоянии его души.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УМЕРШИХ

Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением за литургией (обедней), когда частицы, изъятые из священных хлебов за живых и умерших, погружаются в кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся за Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего мы не можем сделать для усопших, особенно в те сорок дней, когда душа следует по пути к вечным селениям.

Святая Церковь постановила творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться об отпевании, а затем о сорокоусте, т.е. о сорокодневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности можно заказать сорок обеден в нескольких храмах. Как сделать это? Прийти в церковь до начала службы и заказать обедню о - упокоении или сорокоуст (назвать полное имя умершего). После обедни можно отслужить панихиду; молитва будет действеннее, если поминающий сам покается и причастится.

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОЛИТВЕННОЙ ПОМОЩИ УСОПШИМ

Не будем ослабевать в молитве за умершего и после сорока дней после его кончины - даже по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды, хотя бы она по своим делам и была осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого страшного суда. Господь ждет, чтобы грехопадения такого человека старались восполнить его близкие, совершая богоугодные дела, которых сам умерший не успел совершить при жизни. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая годовщина смерти. День Ангела, т.е. день памяти святого, имя которого носил умерший, а так же день рождения. В эти дни хорошо заказать поминовение на литургии, отслужить панихиду.

Милостыня также облегчает загробную участь покойного. Даже если по ошибке милостыня будет подана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Но вообще надо стараться подавать тем, кто в этом действительно нуждается. Таких немало среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Древний и всеобщий обычай христианский - жертвовать на храмы и монастыри.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе дух Христов не помогут никакие молитвы живущих еще братий. О ВСЕЛЕНСКИХ

РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТАХ

Дни вселенского (всеобщего) поминовения умерших получили название родительских суббот.

1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого Поста.

2. В Великий Пост поминовению усопших посвящаются вторая, третья и четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные литургии, ни поминальные трапезы, совершение панихиды в сороковой день не отлагается.

3. Троицкая суббота - день перед праздником Пятидесятницы. В этот день с особой благотатной силой Божия Церковь дерзает молиться о праведных и грешных и даже «о еже во аде держимых».

4. Вторник Фоминой недели (второй недели по Пасхе), - Радоница. В этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших ближних радостною вестью о Воскресении Христовом.

5. 11 сентября /нового стиля/, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи (полагается строгий пост) совершается поминовение православых воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.

6. Димитриевская суббота совершается за неделю перед 8 ноября (нового стиля), днем великомученника Димитрия Солунского. Также, как и предыдущая, она посвящена, в первую очередь, поминовению павших воинов.

В эти дни отслужите о своих близких заказные обедни, помолитесь за панихидой (общим молебным пением за умерших), а дома читайте 17 кафизму из псалтири, помяните умерших за трапезой.

В дни всеобщего поминования усопших хорошо посетить могилы ближних, следует напомнить, что за несколько дней до родительской субботы необходимо навести порядок на могилке, поправить крест, обновить и покрасить оградку, убрать мусор. Этим недопустимо заниматься в сам день поминовения. В этот день лучше просто посидеть около могилки, вспомнить умершего, помолиться о нем. Хорошо отслужить на могиле литию. В день Радоницы ни в коем случае не надо класть крашеные яички на могилы - это языческий обычай. Нельзя распивать на кладбище спиртные напитки, и уж тем более недопустимо лить водку в могильный холм.

Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

(Окончание следует...)

Из кн. “Как умереть по христиански?”

Жизнь и смерть - две неразрывные составляющие земного существования человеческой души. У разных народов сложились определенные правила погребения, бережно передаваемые из поколения в поколение. По христианским обычаям усопших предают земле, в день погребения на могиле ставится деревянный восьмиконечный крест, возлагаются цветы. Когда убирают венки с могилы после похорон и нужно ли это делать? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на церковные каноны и народные традиции.

Крест как символ нетленности души

По христианским обычаям крест следует ставить в ногах усопшего, чтобы лицо покойного было обращено к распятию. Этим правилом часто пренебрегают, устанавливая крест в головах. Нередко нарушается еще один церковный канон - прикручивание к кресту фотографии умершего родственника. Так делать не нужно, достаточно повесить табличку с именем и датами рождения/смерти.

У православных крест является традиционной формой надгробия, стремящаяся вверх макушка указывает на небеса - место пребывания освободившейся от бренного тела души. По сложившимся традициям, на могилу возлагают цветы и ставят похоронные венки в дань памяти и уважения к покойному.

Какие цветы лучше, живые или искусственные?

Поддержание порядка на кладбище - аспект не столько духовный, сколько социальный. Согласитесь, что умершему абсолютно неважно, как выглядит его могила. Это нужно живым - чтобы было куда прийти в минуты скорби или радости, попросить совета или получить благословение. Вопроса, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, не должно было существовать в принципе. Во всяком случае, до середины прошлого века такой проблемы не возникало.

Всё дело в том, что по христианским обычаям могилы украшались живыми цветами, срок жизни которых недолог. Поэтому их убирали в течение первых нескольких дней. Очищать место погребения от ненужных деталей, приводить его в надлежащий вид можно и нужно в любое время. Так считает большинство священнослужителей. Более того, по канонам церкви, искусственные цветы, пришедшие сегодня на смену живым, - символ лжи и лицемерия.

Привязка к сороковому поминальному дню

В советское время, когда особо не соблюдались, появилась традиция возлагать на могилы цветы, изготовленные из легкой ткани или бумаги. Сегодня похоронные венки делают из пластика, что значительно продлевает срок их службы. Эти поминальные атрибуты могут находиться под открытым небом без ущерба своему внешнему виду несколько месяцев и даже лет.

Люди, глубоко верующие, на вопрос, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, обычно отвечают: к сороковому дню после захоронения. В действительности, строгих церковных правил на этот счет не установлено.

Можно объяснить справедливость данного утверждения сложившимся в православии обычаем по истечении 40 дней после похорон приглашать священника на могилу усопшего для свершения заупокойной службы. Весьма желательно, чтобы к приходу батюшки здесь было красиво и чисто прибрано. Но повторимся: никаких запретов на наведение порядка в местах захоронения раньше этого срока не существует.

Как ухаживать за могилой

Уход за могилами, по мнению священнослужителей, должен осуществляться регулярно, по мере необходимости. Убирать увядшие цветы, заменять пришедшие в негодность венки, подправлять осыпавшуюся землю - это можно делать в любое время. Таким образом живущие отдают дань уважения умершим, показывают окружающим и в первую очередь себе, что в их сердцах не угасает память и любовь к ушедшим.

Когда убирают венки с могилы после похорон, в случае оседания почвы, ее подправляют лопатой, придавая холмику правильную форму. Поверхность можно обложить зеленым дерном, высадить вокруг многолетние цветы. Хорошо приживаются и не требуют постоянного ухода хризантемы, цинии, бархатцы, нарциссы, ландыши. В таком случае отпадает необходимость в использовании искусственной атрибутики.

Куда девать пришедшие в негодность венки

При каждом кладбище существуют специально отведенные места для складирования подобных предметов, являющихся в конечном итоге бытовыми отходами, подлежащими утилизации. Во многих странах постепенно отказываются от использования искусственных венков, так как переработка пластика требует дополнительных затрат и наносит вред экологии.

Представьте себе огромное городское кладбище, где ежедневно производятся сотни захоронений. Естественно, когда убирают венки с могилы после похорон, образуются целые завалы ненужных поминальных атрибутов, которые потом вывозятся на свалку. В сельской местности отслужившие свой срок венки попросту сжигают где-то поблизости. Выделяющийся при этом едкий запах пластика не только загрязняет окружающую среду, но и нарушает благостную атмосферу внутри деревенского погоста.

В какие дни нельзя убираться на кладбище

Согласно церковным уставам, запрещается делать уборку, красить ограды, сажать цветы и деревья на могилах во все воскресные дни, а тем более в православные праздники. Такие действия считаются грехом и высказыванием неуважения к церкви.

Кроме того, существуют определенные периоды, когда вообще не следует ходить на кладбище. К таким относятся:

  • Святочные дни (с 7 по 20 января).
  • Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота.
  • Пасха и последующая за ней Светлая седмица.
  • Дни двунадесятых праздников.
  • Любые воскресные дни.

Навещать усопших обычно начинают с Радоницы (родительского дня), приходящейся на вторник спустя шестнадцать дней после Пасхи.

А нужен ли памятник?

Православная церковь осуждает любые излишества при обустройстве мест захоронения. Но поскольку многие из нас не относят себя к глубоко верующим, на протяжении последних нескольких десятилетий сложился обычай устанавливать на могилах памятники. Как правило, такие монументы изготавливают из мрамора или гранита, отливают из различных видов металла. Часто можно слышать в ответ на вопрос, когда ставить памятник после похорон, утверждение: не раньше, чем через двенадцать месяцев. Почему так?

Некоторые объясняют это необходимостью выдержать срок в 1 год, после которого любые манипуляции на могиле усопшего не смогут его потревожить. Согласно народным поверьям, через 12 месяцев душа покойного окончательно покидает наш мир. Вполне возможно, что в таких рассуждениях присутствует какое-то рациональное зерно. Заглянуть за грани вечной темноты еще никому не удавалось.

Что интересно, в мастерских по изготовлению тяжелых надгробий вам скажут то же самое. Только основание будет более приземленным, без привязки к загробной мифологии. Итак, когда ставить памятник после похорон? Только тогда, когда почва на могиле полностью уплотнится, даст окончательную усадку. На этот процесс в большинстве случаев требуется не менее одного года. В противном случае металлическая или каменная конструкция может встать неровно, перекоситься, упасть или деформироваться из-за движения почвенных слоев.

Крест памятнику не помеха

Теперь мы знаем, куда и когда убирают венки с могилы после похорон. Но вот с установленными при погребении крестами, согласно православным обычаям, следует обращаться бережно. Даже если вы решили увековечить память умершего родственника в мраморе или бронзе, крест нужно оставить на месте. Монумент в таком случае устанавливается либо рядом с крестом, или на противоположной от него стороне.

В отдельных случаях крест можно уложить рядом с могилой или, по согласованию со священнослужителем, сжечь в церковной печи. Думается, что при любом раскладе не так уж и важны внешние проявления уважения к усопшим. Главное - душевное родство и память, живущая в нашем сердце.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.