Правление царевны Софьи. Кратко. Царевна софья - запрещенная правительница

С. НИКИТИН, эксперт-криминалист и кандидат исторических наук Т. ПАНОВА.

Прошлое предстает перед нами и в виде хрупкой археологической находки, пролежавшей в земле несколько столетий, и описанием события, случившегося когда-то давно и занесенного на страницу летописи в тишине монастырской кельи. Мы судим о жизни людей средневековья по великолепным памятникам церковной архитектуры и по незатейливым предметам быта, сохранившимся в культурном слое города. И за всем этим стоят люди, имена которых далеко не всегда попадали в летописи и другие письменные источники русского средневековья. Изучая русскую историю, невольно задумываешься о судьбах этих людей и пытаешься представить себе, как же выглядели герои тех далеких событий. В силу того, что светское искусство на Руси зародилось поздно, только во второй половине XVII столетия, мы не знаем подлинного облика великих и удельных русских князей и княгинь, церковных иерархов и дипломатов, купцов и монахов-летописцев, воинов и ремесленников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Но иногда удачное стечение обстоятельств и энтузиазм исследователей помогают нашему современнику словно воочию встретиться с человеком, жившим много столетий назад. Благодаря методу пластической реконструкции по черепу в конце 1994 года был восстановлен скульптурный портрет великой княгини Софьи Палеолог, второй жены великого московского князя Ивана III, бабушки царя Ивана IV Грозного. Впервые за последние почти пять столетий появилась возможность вглядеться в лицо женщины, чье имя нам хорошо известно по летописным рассказам о событиях конца XV века.

И давние события невольно ожили, заставляя мысленно окунуться в ту эпоху и взглянуть на саму судьбу великой княгини и на эпизоды, связанные с нею. Жизненный путь этой женщины начался между 1443-1449 годами (точная дата ее рождения неизвестна). Зоя Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина XI (в 1453 году Византия пала под ударами турок, а сам император погиб при защите столицы своего государства) и, рано осиротев, воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы. Это обстоятельство и решило судьбу представительницы некогда могущественной, но угасающей династии, утратившей и свое высокое положение, и все материальные богатства. Папа Павел II в поисках пути усиления своего влияния на Русь предложил овдовевшему в 1467 году Ивану III заключить брак с Зоей Палеолог. Переговоры по этому поводу, начавшиеся в 1469 году, затянулись на три года - против этого брака резко выступил митрополит Филипп, которого не вдохновляла женитьба великого князя на гречанке, воспитанной при дворе главы римско-католической церкви.

И все же в начале 1472 года послы Ивана III выехали в Рим за невестой. В июне того же года Зоя Палеолог в сопровождении большой свиты отправилась в долгий путь на Русь, в "Московию", как называли иностранцы тогда Московское государство.

Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки - серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет. 10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань - так называли тогда русские источники современный город Таллинн, но прибыл туда лишь через одиннадцать суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.

Однако заключительный переход был несколько омрачен. Дело в том, что папский представитель Антонио Бонумбре вез в голове обоза большой католический крест. Весть об этом дошла до Москвы, что вызвало небывалый скандал. Митрополит Филипп заявил, что если крест ввезут в город, то он немедленно покинет его. Попытка открытой демонстрации символа католической веры не могла не беспокоить и великого князя. Русские летописи, которые умели при описании щекотливых ситуаций находить обтекаемые формулировки, на этот раз были единодушно откровенны. Они отметили, что посланец Ивана III, боярин Федор Давыдович Хромой, исполняя поручение князя, просто-напросто силой отнял "крыж" у папского священника, встретив обоз невесты за 15 верст от Москвы. Как видим, жесткая позиция главы русской церкви в отстаивании чистоты веры тогда оказалась сильнее традиций дипломатии и законов гостеприимства.

Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября 1472 года, и в тот же день состоялся обряд венчания ее с Иваном III. Так в русскую историю вошла византийская принцесса, гречанка по происхождению, Зоя Палеолог - великая русская княгиня Софья Фоминична, как стали называть ее на Руси. Но этот династический брак не принес Риму ощутимых результатов ни в решении религиозных вопросов, ни в привлечении Московии в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью. Проводя вполне самостоятельную политику, Иван III увидел в контактах с итальянскими городами-республиками лишь источник передовых идей в различных областях культуры и техники. Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Какое-то время Софья Палеолог поддерживала связи со своей семьей. Дважды в Москву с посольствами приезжал ее брат Андреас, или Андрей, как называют его русские летописи. Приводило его сюда прежде всего желание поправить свое материальное положение. И в 1480 году он даже выгодно выдал замуж свою дочь Марию - за князя Василия Верейского, племянника Ивана III. Однако жизнь Марии Андреевны на Руси сложилась неудачно. И виновата в этом оказалась Софья Палеолог. Она подарила своей племяннице драгоценности, которые когда-то принадлежали первой жене Ивана III. Не знавший об этом великий князь собирался, оказывается, одарить ими Елену Волошанку, жену своего старшего сына Ивана Молодого (от первого брака). И в 1483 году разразился большой семейный скандал: "...восхоте князь великий дарити сноху первой своей великой княгини саженьем, и просил у той второй княгини великой римлянки. Она же не даст, понеже много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала, и много...", - так, не без злорадства, описали многие летописные своды это событие.

Разгневанный Иван III потребовал от Василия Верейского вернуть сокровища и после того, как последний отказался сделать это, хотел заключить его в тюрьму. Князю Василию Михайловичу ничего не оставалось, как вместе с женой Марией бежать в Литву; при этом они едва ушли от посланной за ними погони.

Софья Палеолог допустила очень серьезный промах. Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища. Летописи и в дальнейшем допускали не очень доброжелательные отзывы в адрес великой княгини Софьи. Видимо, иноземке было трудно постигать законы новой для нее страны, страны со сложной исторической судьбой, со своими традициями.

И все же приезд этой западноевропейской женщины в Москву оказался для столицы Руси неожиданно интересным и полезным. Не без влияния великой княгини-гречанки и ее греко-итальянского окружения Иван III принял решение о грандиозной перестройке своей резиденции. В конце XV - начале XVI века по проектам приглашенных итальянских зодчих был перестроен Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата и Казенный двор в Кремле, построены первый каменный великокняжеский дворец, монастыри и храмы в Москве. Многие из этих построек мы сегодня видим такими же, какими они были при жизни Софьи Палеолог.

Интерес к личности этой женщины объясняется еще и тем, что в последние десятилетия XV века она принимала участие в сложной династической борьбе, развернувшейся при дворе Ивана III. Еще в 1480-е годы здесь складываются две группировки московской знати, одна из которой поддерживала прямого наследника престола князя Ивана Молодого. Но он умер в 1490 году, в возрасте тридцати двух лет, и Софья хотела, чтобы наследником стал ее сын Василий (всего в браке с Иваном III у нее было двенадцать детей), а не внук Ивана III Дмитрий (единственный ребенок Ивана Молодого). Долгая борьба шла с переменным успехом и закончилась в 1499 году победой сторонников княгини Софьи, испытавшей на этом пути немало трудностей.

Скончалась Софья Палеолог 7 апреля 1503 года. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки сей обители были разобраны в 1929 году, и саркофаги с останками великих княгинь и цариц перевезли в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог позволили специалистам воссоздать ее облик. Работа была проведена в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим только, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик, имеющихся сегодня в арсенале российской школы антропологической реконструкции, основанной М. М. Герасимовым.

Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокой - около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет и что греческая принцесса... Здесь хотелось бы остановиться и вспомнить о деонтологии - науке о врачебной этике. Наверное, необходимо ввести в эту науку и такой раздел, как посмертная деонтология, когда антрополог, судебно-медицинский эксперт или патологоанатом не вправе сообщать широкой общественности то, что ему стало известно о заболеваниях умерших - даже и несколько веков назад. Так вот, в результате исследований останков было установлено, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики.

Пластическая реконструкция (автор - С. А. Никитин) была осуществлена с помощью мягкого скульптурного пластилина по оригинальной методике, проверенной на результатах многолетней оперативной работы. Изготовленная затем в гипсе отливка была тонирована под каррарский мрамор.

Вглядываясь в восстановленные черты лица великой княгини Софьи Палеолог, невольно приходишь к мысли, что только такая женщина и могла быть участницей тех сложных событий, о которых мы рассказали выше. Скульптурный портрет княгини свидетельствует о ее уме, решительном и сильном характере, закаленном и сиротским детством, и сложностями адаптации к непривычным условиям Московской Руси.

Когда перед нами предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясно, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.

Недавно у исследователей возникла интересная идея - сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то, что создала сама природа - черепа двух этих людей. И тогда было проведено исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько много было выявлено совпадений. Их можно видеть на фотографиях (стр. 83).

Сегодня именно Москва, Россия, располагает уникальным портретом-реконструкцией принцессы из династии Палеологов. Попытки обнаружить прижизненные живописные изображения Зои в молодые годы в музее Ватикана в Риме, где она когда-то жила, успехом не увенчались.

Так, исследования историков и экспертов-криминалистов дали возможность нашим современникам заглянуть в XV век и ближе познакомиться с участниками тех далеких событий.

Царевна Софья Алексеевна

Софья Алексеевна — старшая дочь царя Алексея Фёдоровича Романова и Марии Ильиничны Милославской. Правила Московским государством с 1682 по 1689 годы. Носила титул «великая государня, благоверная царица и великая княгиня»

«царевна Софья, ученица Симеона Полоцкого, личность умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило ее умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, стремление искать ответы на эти вопросы вне терема» (С. Ф. Платонов «Полный курс русской истории»)

Краткая биография царевны Софьи

  • 1657, 17 сентября — рождение
  • 1666, 27 августа — у Софьи родился брат Иван, будущий царь Иван V
  • 1669, 3 марта — смерть матери Марии Ильиничны Милославской
  • 1671, 22 января — отец Софьи царь Алексей Михалович вторично женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной
  • 1672, 30 мая — родился сын А. М. Романова и Н. К. Нарышкиной Пётр, будущий император Пётр Первый
  • 1682, 27 апреля — смерть брата Софьи, царя Фёдора Алексеевича
  • 1682, 29 мая — Софьи стала правительницей Московии, регеншей при малолетних царях Иване (14 лет) и Петре (10 лет)
  • 1689, сентябрь — Софья отстранена от власти Петром
  • 1689, осень — Софья отправлена в ссылку в подмосковный Новодевичий монастырь, но в монахини не пострижена
  • 1697, март — заговор против Петра Первого бояр Соковнина, Пушкина, стрелецкого полковника Цыклера, который назвал Софью, соучастницей
  • 1698, март-июнь — стрелецкий бунт в пользу Софьи (с подавлением бунта стрельцов пытали и под пытками ими было показано участие Софьи)
  • 1698, 21 октября — Софья насильно пострижена в монахини
  • 1704, 3 июля — смерть Софьи в Новодевичьем монастыре

Воцарение Софьи Алексеевны

Царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив наследников. По неписанным правилам продолжателями династии должны были стать братья Фёдора и Софьи Иван, сын Марии Ильиничны Милославской или Пётр, сын Натальи Кирилловны Нарышкиной. За Ивана стояли приверженцы и родственники семьи Милославских, в том числе Софья. За Петра — родственники и приверженцы семьи Нарышкиных, в том числе патриарх Иоаким. В закулисной борьбе сначала первенствовали Нарышкины. и патриарх и Боярская дума провозгласили царем Петра под опекой его матери Н. К. Нарышкиной. Милославские не смирились с поражением и с помощью стрельцов (бунт 15-17 мая 1682 года, вошедший в историю под название Хованщина) 26 мая заставили Боярскую думу провозгласить первым царем Ивана V, вторым Петра I с тем, чтобы правление поручено было, по молодости царей, Софье Алексеевне

Правление царевны Софьи Алексеевны

«главными деятелями правления Софьи были князь В. В. Голицын и думный дьяк Шакловитый. Первый был начальником Посольского приказа, главным правительственным деятелем во внешних сношениях Москвы и во внутреннем управлении. Второй был начальником стрелецкого войска и главным стражем интересов Софьи»

  • 1682, 5 июля — в Грановитой палате Кремля религиозный диспут между представителями действующей доктрины и раскольниками

«Диспут вызвал уличные беспорядки, на самом диспуте спорили долго и … не пришли ни к какому результату. Тем не менее раскольники провозгласили победу. Масса московского населения, с напряженным вниманием ожидавшая исхода диспута, была введена в немалый соблазн рядом скандалов и отсутствием твердой власти, не смогшей поддержать порядка, и неизвестностью – где же церковная истина? Правительство же было смущено тем, что в этот день ясно увидело, как ненадежно стрелецкое войско; стрельцы оскорбляли Софью, когда она вмешивалась в диспут, поддерживали раскольников и слушались обожаемого ими Хованского гораздо более, чем повиновались правительству.

После диспута у Софьи стало две заботы: лишить раскольников стрелецкой поддержки и обуздать Хованского, который мог злоупотреблять привязанностью стрельцов. Первого Софья скоро достигла. Увещаниями и подачками она склонила стрельцов отстать от расколоучителей. Одного из них казнила (Никиту Пустосвята), других сослала. Не так легко было свести счеты с Хованским. Прямо сместить Хованского Софья боялась, потому что это могло раздражать стрельцов и повести к новым беспорядкам. Терпеть же его во главе военной силы казалось невозможным, Хованский вел себя дурно: льстил стрельцам, уронил дисциплину; ходили слухи, что грозил устранить Милославских от власти, …завладеть царством для себя и для сына»

  • 1682, 20 августа — Царская семья от греха покинула Москву и поселилась селе Воздвиженском. Туда был вызван Хованский
  • 1682, 17 сентября — решение Боярской думы Хованский и его сын казнены

«Суд, приговор и казнь последовали в один и тот же день, внезапно, неожиданно. Очевидно, Софья боялась помехи со стороны стрельцов; боясь их волнения, она 17-го же сентября известила их грамотой, что Хованские казнены, и прибавляла, что на самих стрельцах царского гнева нет. Но стрельцы не поверили. Они думали, что за Хованским наказание постигнет и их. Поэтому они подняли бунт; по слухам, ожидая нападения на Москву царских войск, они привели город в осадное положение и приготовились к вооруженной защите.

Это заставило правительство удалиться в Троицкую Лавру (бывшую первоклассной крепостью того времени) и собирать дворянское ополчение из городов. Военные приготовления правительства показали стрельцам их собственную слабость, невозможность сопротивления и необходимость покориться. Через посредство оставшегося в Москве патриарха просят они прощения у Софьи. Софья дает им прощение с одним условием: стрельцы вполне должны повиноваться начальству и не мешаться не в свое дела»

  • 1682, 8 октября — окончание стрелецкого бунта
  • 1682-1687 — возобновление и окончание строительства Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку
  • 1684, май — на встрече с послами Ватикана Софья «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха и приверженцев старины и истинной веры
  • 1684, лето — подписан Московский протокол о дополнении и исправлении Кардисского мира со Швецией
  • 1684, 10 августа — Договор о посольском церемониале с Данией
  • 1685, 7 апреля — приняты так называемые «Двенадцать статей» - закон Московского государства, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев, начиная смертной казнью сожжением живьём, заканчивая заточением в монастыри, битьём батогами, лишением имущества
  • 1686, 6 мая — «Вечный мир» с Польшей

«польский король Ян Собесский согласился на вечный мир, по которому навеки уступил Москве все, что она завоевала у Польши в XVII в. (важнее всего Киев). Этот мир 1686 г. была очень крупной дипломатической победой, которой Москва обязана была В. В. Голицыну. Но по этому миру Москва должна была начать войну с Турцией и Крымом, ей подчиненным»

  • 1687, февраль-июнь — неудачный поход московских войск под водительством Голицына против Крыма
  • 1687, сентябрь — в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия — первое в России высшее учебное заведение
  • 1689, февраль-май — второй неудачный поход Голицына против Крыма

«Неудача второго Крымского похода 1689 г, возбудила общее недовольство и дала удобный повод к действиям против Софьи повзрослевшего Петра. Летом 1689 года он начал показывать Софье свою власть. В июле запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья, напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр не задумался арестовать на время стрелецкого начальника Шакловитого…. Отношения к началу августа 1689 года стали до того натянуты, что все ждали открытого разрыва… Он произошел 7 августа.

Вечером Софья собрала в Кремле значительную вооруженную силу. Говорят, что ее напугал слух о том, что в ночь с 7 на 8 августа Петр с потешными явится в Москву и лишит Софью власти. Стрельцов, призванных в Кремль, волновали в пользу Софьи и против Петра несколько преданных правительнице лиц. Видя военные приготовления в Кремле, приверженцы царя дали ему знать об опасности. Но они преувеличили опасность и сообщили Петру, что на него с матерью стрельцы «идут бунтом» и замышляют на них смертное «убийство». Петр прямо с постели бросился на лошадь и с тремя провожатыми ускакал из Преображенского в Троицкую Лавру.

В следующие дни, начиная с 8 августа, в Лавру съехались все Нарышкины, все бывшие на стороне Петра знатные и чиновные лица; явилась и вооруженная сила – потешные и Сухарев стрелецкий полк. С отъездом Петра и его двора в Лавру настал открытый разрыв. Из Лавры Петр и руководящие им лица потребовали от Софьи отчета в вооружениях 7 августа и присылки депутаций от всех стрелецких полков. Не отпустив стрельцов, Софья отправила к Петру патриарха Иоакима как посредника для перемирия. Но преданный Петру патриарх не вернулся в Москву. Петр вторично потребовал представителей от стрельцов и от тяглых людей Москвы. На этот раз они явились в Лавру наперекор желаниям Софьи. Видя, что сопротивляться Петру невозможно, что в стрельцах нет поддержки, Софья сама едет к Троице мириться с Петром.

Но ее возвращают с дороги именем Петра и угрозой, если она приедет к Троице, обойтись с нею «нечестно». Возвратясь в Москву, Софья пробует поднять стрельцов и народ на Петра, но терпит неудачу. Стрельцы сами заставляют Софью выдать Петру Шакловитого, который был казнен 11 сентября. После выдачи Шакловитого добровольно явился в Лавру и В. Голицын, ему от Петра была объявлена ссылка в Каргополь (позднее в Пинегу) за самоуправство в управлении и за нерадение в Крымском походе»

Царевна Софья

Софья Алексеевна Романова (рожд. 17 (27) сентября 1657 г. — смерть 3 (14) июля 1704 г.) — царевна, правительница-регентша Российского царства. Дочь и его первой жены - Марии Ильиничны Милославской.

Ранние годы. Характер

Все чаще придворные и многочисленные няньки замечали непокладистый и дерзкий характер Софьи. Когда же о тяжелом нраве 7-и летней царевны донесли государю, тот не только не рассердился, но и велел заняться серьезным воспитанием дочери, наняв для этого самых лучших наставников и учителей. Так, к 10-ти годам девочка смогла освоить грамоту, чтение, науку, историю и иностранные языки.

Слухи о необыкновенной царевне распространялись за пределами дворца, а царь гордился дочерью и даже, вопреки всему, начал брать ее в свои поездки по стране. Перед умом и мудростью юной принцессы преклонялись приближенные, о ее эрудированности и проницательности рассказывали небывалые легенды, а мужчины, казалось, даже перестали придавать значение тому, что молодая девушка не могла похвастаться правильными чертами лица и статной фигурой. Наоборот, она была немного полноватой, с резкими, угловатыми движениями и крепким, далеко не женским телосложением. Вместе с тем в мужчинах Софья вызывала искреннее любопытство и симпатию, но ее сердце молчало.

Предыстория прихода к власти

Воспитателем ее был Симеон Полоцкий. Софья никогда не была замужем и не имела детей. Единственной ее страстью было желание властвовать. После смерти на царство был избран (1682 год). В результате чего возвышался род Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра I Натальи Кирилловны. Род Милославских, родственников первой супруги царя Алексея Михайловича, во главе которого была царевна Софья Алексеевна, воспользовался происходившими тогда волнениями стрельцов, чтобы истребить главных представителей рода Нарышкиных и парализовать влияние на государственные дела Натальи Кирилловны. В результате чего стало провозглашение 23 мая 1682 года двух царей, Иоанна и Петра Алексеевичей, которые должны были править совместно, при этом Иоанн оставался первым царем, а Петр - вторым.

1) Царь Алексей Михайлович (1629-1676); 2) Царица Мария Милославская (Ю. Рябцев)

Регентство

29 мая, по требованию стрельцов, за малолетством обоих царевичей, правительницей государства провозгласили царевну Софью. С этого времени и до 1687 года она сделалась по сути правительницей государства. Попытались даже провозгласить ее царицей, но она не нашла сочувствия среди стрельцов.

Усмирение бунтов

Первым делом Софья усмирила волнение, поднятое раскольниками, которые, под предводительством Никиты Пустосвята, начали добиваться восстановления «старого благочестия». По велению Софьи, главных предводителей раскольников схватили; Никиту Пустосвята казнили. Против раскольников приняли суровые меры: их начали преследовать, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению.

Софья продолжила борьбу с «расколом» и на законодательном уровне, приняв в 1685 году знаменитые «12 статей», на основании которых были казнены тысячи раскольников.

После раскольников были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого приказа, князь Хованский, пользовавшийся большой популярностью среди стрельцов и показывавший на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению к боярам, но и к Софье, был схвачен и казнен. Стрельцы смирились. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Шакловитый.

Царица Наталья Кирилловна показывает взбунтовавшимся стрельцам живого и здорового царевича Ивана

Внешняя, внутренняя политика

Софья Алексеевна заключила с Польшей выгодный для России «Вечный мир» и Нерчинский договор с Китаем. Россия получила навсегда Киев, Смоленск, но за это Россия взяла на себя обязательство начать войну с Крымским ханством, потому как крымские татары подвергали опустошению Речь Посполитую (Польшу). Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии.

1687 год — князь В. В. Голицын повел русское войско в поход на Крым. Армия дошла до притока Днепра, тем временем татары подожгли степь, и русским ничего не оставалось как повернуть назад.

1689 год — Голицын отправился во второй поход на Крым. Русское войско дошло до Перекопа. Однако взять его не смогли и бесславно вернулись. Эти неудачи нанесли сильный удар по престижу правительницы Софьи. Многие приверженцы царевны потеряли веру в нее.

1687 год — в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – это первое светское высшее учебное заведение в России. 1755 год — она была преобразована в Императорский Московский университет.

Арест царевны Софьи (К. Вещилов)

Потеря власти

1689 год, август — в Москве произошел переворот. К власти пришел Петр, а царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь; оттуда она не переставала различными возможными путями поддерживать связь со стрельцами, которые были недовольны своей службой. Жизнь Софьи в монастыре вначале была спокойной и даже счастливой. При ней жили кормилица и горничные. С царской кухни ей присылали хорошую пищу и разные лакомства. К Софье допускали посетителей в любое время, она имела возможность по желанию прогуливаться по всей территории монастыря. Только у ворот стоял караул из верных Петру солдат.

1698 год — когда Петр находился заграницей стрельцы подняли восстание, с целью, поручить правление снова царевне Софье. закончился неудачей, главари были казнены. Петр вернулся из-за границы. Казни возобновились.

Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов (И. Репин)

Монашеский постриг

После личного допроса Петра, Софья Алексеевна была насильно пострижена в монашество под именем Сусанны. За ней установили строгий надзор. Более тысячи стрельцов казнили, 195 из них царь велел повесить перед окнами сестры в Новодевичьем монастыре. Тела казненных, для острастки, провисели всю зиму.

Сестра Софьи, Марфа, была пострижена под именем Маргариты и была отослана в Александровскую слободу, в Успенский монастырь. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре. Сестрам запрещалось видеться с ней кроме Пасхи и храмового праздника в Новодевичьем монастыре. Еще на протяжении пяти лет длилось ее заточение в монастыре под неусыпным надзором стражников. Умерла царица Софья в 1704 году. Была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Большинство историков сходятся во мнении, что бабушка , великая княгиня Московская Софья (Зоя) Палеолог сыграла огромную роль в становлении Московского царства. Многие считают её автором концепции «Москва – третий Рим». А ещё вместе с Зоей Палеологиней появился двуглавый орёл. Сначала он был семейным гербом её династии, а потом перекочевал на герб всех царей и российских императоров.

Детство и юность

Зоя Палеолог появилась на свет (предположительно) в 1455 в Мистре. Дочь деспота Морейского Фомы Палеолога родилась в трагическое и переломное время – время падения Византийской империи.

После взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом II и гибели императора Константина, Фома Палеолог вместе с женой Екатериной Ахайской и детьми сбежал на Корфу. Оттуда он перебрался в Рим, где был вынужден перейти в католицизм. В мае 1465 года Фома умер. Его смерть случилась вскоре после кончины супруги в том же году. Дети, Зоя и её братья – 5-летний Мануил и 7-летний Андрей, переехали в Рим уже после смерти родителей.

Воспитанием сирот занялся греческий учёный, униат Виссарион Никейский, служивший кардиналом при папе Сиксте IV (это он стал заказчиком знаменитой Сикстинской капеллы). В Риме греческую принцессу Зою Палеолог и её братьев воспитывали в католической вере. Кардинал позаботился о содержании детей и их образовании.

Известно, что Виссарион Никейский с позволения папы оплачивал скромный двор юных Палеологов, в который входили прислуга, врач, двое профессоров латинского и греческого языков, переводчики и священники. Софья Палеолог получила довольно солидное по тем временам образование.

Великая княгиня Московская

Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.

Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.

В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын . Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.

После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.

В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.

Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.

Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты и , неизвестные поэмы .

Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере

В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.

Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.

Личная жизнь

По всей видимости, личная жизнь Софьи Палеолог с великим князем Иваном III сложилась удачно. В этом браке родилось немалое потомство – 5 сыновей и 4 дочери. Но безоблачным существование новой великой княгини Софьи в Москве назвать сложно. Бояре увидели то огромное влияние, которое жена имела на супруга. Многим это не понравилось.

Василий III, сын Софьи Палеолог

Поговаривают, у княгини были плохие отношения с наследником, рождённым в предыдущем браке Ивана III, Иваном Молодым. Более того, есть версия, что Софья причастна к отравлению Ивана Молодого и дальнейшего отстранения от власти его супруги Елены Волошанки и сына Дмитрия.

Как бы там ни было, Софья Палеолог оказала огромное влияние на всю дальнейшую историю Руси, на её культуру и архитектуру. Она была матерью наследника престола и бабушкой Ивана Грозного. По некоторым сведениям, внук имел немалое сходство со своей мудрой византийской бабушкой.

Смерть

Скончалась Софья Палеолог, великая княгиня Московская, 7 апреля 1503 года. Муж, Иван III, пережил супругу лишь на 2 года.

Уничтожение могилы Софьи Палеолог в 1929 году

Похоронили Софью рядом с предыдущей женой Ивана III в саркофаге усыпальницы Вознесенского собора. Собор разрушили в 1929 году. Но останки женщин царского дома сохранились – их перенесли в подземную палату Архангельского собора.

Царь Алексей Михайлович был женат два раза. Когда он женился в первый раз, родня царицы, Милославские, вошли в силу; а когда царица умерла, и царь взял другую жену, Нарышкину, то на первое место к нему стали Нарышкины. В 1676 году после его смерти на престол сел старший его сын, Фёдор, и Милославские опять вошли в силу и почёт. Поэтому, когда царь Фёдор умер, и патриарх благословил на царство малолетнего Перта, приходилось править матери его, Наталье Кирилловне Нарышкиной, и Нарышкины становились на место Милославских. Милославские стали думать, как бы дело поправить и не дать царице Наталье управлять царством. За это взялась молодая царевна, Софья Алексеевна, дочь царя Алексея от Милославской, первой царицы.

Детство Софьи оборвалось в десять лет, когда умерла её мать, весёлая хлопотунья Марья Ильинична. Со смертью матери ушла и любовь отца, с каждым днём отдалявшегося от детей. Вскоре Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне - дочери небогатого дворянина Нарышкина, воспитывавшейся в семье любимца царя - боярина Артамона Матвеева, который считался в то время чуть ли не самым просвешённым и передовым человеком всея Руси. По дворцовым палатам ходили упорные слухи, что "опоил боярин царя батюшку, одурманил, чародействам принудил на девке Наталье жениться" 2 1 Николаева А. «Первая феминистка земли русской» - «Эхо планеты» 1995 (июнь) стр. 4

2 Петрушевский А. «Рассказы про старое время на Руси» - Ярославль ТОО «Лилия» 1994 , разбрасывались письма, в которых доброжелатели предостерегали царя. Однако к молодой царевне Алексей Михайлович привязался всей душой, совсем ослабилась его забота о болезненных детях первой своей жены. Тем более что после слабенького Ивана, наконец-то принесла ему Наталья здорового и крепкого сына, Петра. Так Софья оказалась без любви и внимания со стороны отца.

Выделяясь среди хилых и болезненных братьев и сестёр, крепким здоровьем и статью Софья получила по тем временам образование, совершенно немыслимое для женщины: под руководством опытного наставника мономаха Семёна Полоцкого она выучилась читать и писать, одолела Закон Божий, а также всяческую элитную премудрость. Дивясь способностям своей юной ученицы, Семён сочинил в её честь "вирши" где нахвалял её премудрость. Согласно легенде, в год появления кометы "хвостушки", так называли её в народе, мономах составил гороскоп царевны, пообещал ей, что вознесётся она на "высоту небывалую". "Разве есть путь на Руси, на котором женщина может вознестись и прославиться" 1 1 Николаева А. «Первая феминистка земли русской» - «Эхо планеты» 1995 (июнь) стр. 5 , усомнилась Софья. Рассказал ей в ответ Семён историю Тульхерии Августы, дочери греческого кесаря Аркадия, которая после смерти отца стала править греческой империей вместо своего брата, скорбного главою. В последствии, Софья не раз вспоминала о греческой правительнице, "поверяя её судьбою собственную жизнь, да видно, и из сходного семени на Руси другие совсем цветы вырастают".

"Начитанность ли излишняя с малых царевнину душу растревожила,- ведь всё зло на Руси, как водится, от вредных книжек проистекает,- да только своё несоответствие царскому терему, где подрастало девять незамужних царевен, Софья начала ощущать, лишь только себя осознавать стала". 33 Валишевский К. «Пётр великий» - Москва СП «Икпа» 1990 Жизнь московских царевен казалась ей хуже, чем девушки-простолюдинки которая до замужества, в родительском доме пользовалась хоть какою свободой. Чем выше в ту пору было общественное положение родителей девушки, тем более стеснялась её свобода. Царевны же коротали свой век настоящими отшельницами. Кроме патриарха, духовника да близких родственников (исключительно пожилого возраста), ни один мужчина шагу не мог ступить в их терема. В дворцовые церкви царевны переходили из терема крытыми переходами. Да и в самой церкви ничей нескромный взгляд их не мог коснуться, ибо положено им было становиться в особых тайниках, за занавесью из цветной тафты. Из кремлёвских хором царевны выезжали редко, а коль и случалось такое, то возили их обычно ночью. Царевен не звали ни на один из праздников, проходившем в царском дворце. Лишь при погребении отца или матери могли они идти по улице пешком, да и то в непроницаемых покрывалах и заслонённые "запонами" - суконными полами, которые несли вокруг них сенные девушки.

Отрочество Софьи проходило в атмосфере жестокой грызни двух кланов - Милославских и Нарышкиных. Умная, не по годам развитая царевна, с юности научилась разбираться в теремных интригах, постигла коварную науку тайной междоусобицы, которая прорвалась на поверхность в день, когда Царь Алексей Михайлович покинул земную обитель. От того кто из его детей получит власть, зависело какой клан возьмёт верх. Истовый "нарышкинец" Артамон Матвеев хотел посадить на престол маленького Петра - вместо старшего всех царёвых сыновей царевича Фёдора, однако именно тогда состоялся политический "дебют" Софьи, закулисными интригами сумевшей разбить замыслы опытного игрока Матвеева. В 1676 году государем стал её единокровный брат Фёдор, моложе царевны тремя годами, больной, слабый, да и к тому же податливый её влиянию.

Под видом ухаживания за больным братом, Софья приучила бояр своему постоянному присутствию на докладах, сама привыкла прислушиваться к разговорам о государственных делах, мало-помалу принялась участвовать в них, а потом и вовсе стала решать вопросы по личному усмотрению. На царских докладах и повстречала она "дуга сердечного" князя Василия Васильевича Голицына - "человека не старого, лет всего лишь сорока, ума обширного и с лица пригожего". 55 Толстой А.Н. "Пётр Первый" - Москва "Художественная литература" 1981 г. Это в послепетровской России женщинам, втиснутым в "басурманские" корсеты, да нахлобучившими на головы "чужие волоса", модно стало заводить любовников. Теремных же затворниц суровый "Требник" предостерегал не то что от любовной связи - слов - то на Руси ещё таких не знали, а от подмигивания мужчине и от "наступания оному на ногу". Софья, натура страстная и кипучая, против тогдашних обычаев любви своей не таила и отношения её с князем скоро стали известны последней теремной посудомойке. В правление брата Фёдора вошла Софья в пору своего цветения. Влекло, однако, Софью к Голицыну не одна только страсть: как опытный царедворец, он помогал разобраться в хитросплетениях "мужского" боярского мира. Это он надоумил Софью отправить в ссылку Матвеева, изрядно ослабив нарышкинскую партию.

Прожив 20 лет и 11 месяцев отдал богу душу царь Фёдор. Политическим амбициям Софьи был нанесён серьёзный удар. Она была близка к отчаянию - впрочем она и в самом деле любила брата. Когда его хоронили, она с открытым лицом шла до церкви, в очередной раз шокировав московское общество столь дерзким поступком: "негоже было царевне появляться на людях да ещё в голос плакать". Страсти во дворце накалились до предела. Милославские и Нарышкины, не скрывая взаимной ненависти, вступили в новую фазу борьбы за российский трон. "Вот как неожиданно умер царь наш Фёдор - молвила в толпу Софья, возвращаясь из церкви, - отравили его, видать враги наши". 4 4 Криворотов В. "Вехи. Взлеты и падения особого пути России" - "Знание - сила", №8,9 1990г Народ был поражён её словами.

Выборными людьми, случайно собравшимися в Москве в конце 1681 года совсем по другому делу, из двух братьев Ивана и Петра, на престол был выбран сын царицы Натальи Пётр. Провозглашение его состоялось 27 апреля. Править, очевидно, должна была его мать и вызванный из ссылки воспитатель её Артамон Матвеев.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.