Русская изба: ковчег среди лесов. Русская изба. Типы изб Что такое изба пятистенок

Типы жилых построек Русского Севера

«В XVII-XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего рассвета к середине XIX века. Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением, декоративным убранством. Народные мастера тонко учитывали и отражали в архитектуре жилища особенности природного окружения и планировку северных деревень. При общности типовых архитектурно-композиционных приемов каждая изба несла печать индивидуальности и отражала внутренний мир ее владельца». 2

Простейшим типом крестьянского жилья является изба, состоящая из утепленной клети (собственно избы) и небольших сеней, защищающих вход от непогоды. Подобные постройки характерны для беднейшей части русского крестьянства. Часто такие постройки обходились без двора, так как в таком хозяйстве отсутствовала лошадь и крупно рогатый скот. Владельцы такого жилья занимались в основном отхожими промыслами или работали на более зажиточных крестьян.

Примером такой избы может послужить изба начала XIX в. потомственных крестьян-сплавщиков леса по Сухоне, принадлежавшая Е.А. Ершовой в селе Ястреблево Великоустюжского района Архангельской области.

Дом Е.А. Ершовой в селе Ястреблево. Великоустюжский район. Вологодская область

Квадратная в плане изба на невысоком подклете срублена из бревен толщиной 25-30 см. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок представляет собой бревенчатый накат, смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол сделан из колотых пластин, тщательно пригнанных друг к другу. Большая глинобитная печь на деревянном помосте (опечке) поставлена в углу около входной двери, устье печи обращено к передним окнам. Около печи устроен «голбец»- дощатый короб, прикрывающий лестницу в подполье. От печи к стенам идут полки из брусьев (воронцы). Между печкой и боковой стенкой настланы полати, вдоль стен тянуться лавки. В переднем углу расположен обеденный стол и божница. Напротив устья печи в «бабьем куту» прикреплен к стене стол-шкафчик, для приготовления еды и хранения посуды.

Примером дальнейшего развития крестьянской избы может послужить дом из Вологодской области построенный в 60-е г. XIX в.

Дом А.И. Соколовой в деревне Скребино. Чарозерский район. Вологодская область

Дом принадлежал семье крестьянина средняка, которая занималась земледелием и скотоводством. В доме значительно увеличена дворовая часть, где устроены хлева, омшаники и стойла для лошадей, коров и мелкого скота.

Сам дом относится к простейшему типу четырехстенных изб, но в отличии от дома в селе Ястреблево, в нем увеличено количество и размеры окон. Пространство у печи отгорожено дощатой перегородкой, в интерьере применена художественная обработка деталей внутренней обстановки.

Примыкающий к сеням двор расположен на одной линией с избой и находится под одной крышей. В нижней части двора находятся помещения для домашних животных, верхней части хранится зимний запас кормов для скота.

Подобный комплекс дома и двора позволял крестьянину вести хозяйственный работы в ненастную погоду не выходя на улицу.

Наиболее древней постройкой (1812 г.) в Новгородской области является дом П.И. Лепина в селении Сытинка Валдайского района.

Дом П.И Лепина в селе Сытинка. Валдайский район. Новгородская область

Сруб дома состоит из двух одинаковых по высоте частей: верхней избы и нижней - подзыбицы, в которой хранили хлеб, овощи, имущество. Каждое из помещений имело самостоятельный вход. Из избы двери вели в сени, соединенные внутренней лестницей с небольшим крыльцом. Из подзыбицы, вход был расположен прямо на улицу в центре главного фасада.

Деление дома на два этажа подчеркивалось небольшим навесом - прикроем. Это своеобразный элемент в новгородском жилом деревянном зодчестве. Прикрой прикрывал нижнею часть сруба от дождей, оставляя сухим помост перед входом в подзыбицу и дрова для растопки печи, здесь же ставили скамейку для отдыха хозяев. Прикрой состоял из дощатого навеса, опиравшегося на кронштейн или вертикальные стойки. Он мог опоясывать избу с трех сторон, только по фасаду или прикрывать участок от двери избы до подзыбицы.

Наиболее развитую форму прикрой получил при опоре на стойки, что позволяло увеличить вынос крыши, устроить галерею с парапетом и украсить опорные столбы резьбой, что обогащало композиционный облик построек.

Подобные галереи прослеживаются археологами в Новгороде в слоях XIII века.

Особенность изб Волдайского района является большое количество окон и размер оконных проемов. Высота окна доходила до 1,15 м при ширине 76-80 см, что значительно превышало размеры окон в других областях Росси. Это связано с близостью Новгорода, где стекло раньше всего вошло в употребление и потребность увеличения естественного освещения в связи с господствующей здесь пасмурной погодой.

Примером более сложной, трехчастной планировки избы может служить дом Н.И. Бибина в селении Село Каргопольского района Архангельской области. Здесь за сенями появляется дополнительное помещение - горница.

Дом Н.И. Бибина в селе Село. Каргапольский район. Архангельская область

Дом построенный в 1860 году, состоит из избы, сеней и горницы, поставленных на высокий подклет. Большой двухэтажный двор охватывает жилые помещения с двух сторон. Первый этаж используется для содержания скота, второй для хранения запасов сена, куда вел бревенчатый помост - «взвоз».

Примыкающая к сеням горница предназначалась для жилья в летнее время. Подклет имел самостоятельный вход, но не с улицы, как в Новгородской области, а из подсенья. Изба делилась на две половины массивными, соединенными между собой шкафами. В одной половине находилась русская печь, полавник (стол для приготовления еды) и был сосредоточен весь хозяйственный инвентарь - это была половина хозяйки. Во второй половине стоял стол для еды, лавки, кровать, это была чистая половина избы. Здесь ели, выполняли домашние работы: ткали, пряли, ремонтировали упряжь, принимали гостей.

Пятистенок

Развитие другого типа крестьянского жилища избы-пятистенка обуславливалось необходимость увеличения для крестьянской семьи количества жилых помещений. Часто в одном крестьянском дворе проживало от 10 до 20 человек, поэтому для расширения жилой площади к основному срубу избы присоединяли дополнительные помещения.

В наиболее благоприятном положении оказались черносошные крестьяне северных областей, избежавшие крепостного закабаления, обладавшие более крепким хозяйством и наличием лесоматериала. Именно поэтому Русский Север явился родиной наиболее развитых типов крестьянских домов и местом их широкого распространения.

Первые пятистенки датируемые второй половиной XVIII в. представлены на рисунке.

Развитее избы-пятистенка в северных селениях

1-дом. В селе Верховье Прионежского района Архангельской области. Жилой комплекс состоял из избы, двух горниц, сеней с чуланом и двора расположенных на одной оси под общей двухскатной кровлей.

Изба построена в 1765 г. в конструкцию сруба введены две поперечные стенки. Одна из них находится в центре постройки и служит опорой для пола и печи. Вторая значительно смещена в сторону и отделяет от жилого помещения - заулок, предназначенный для хранения и помола муки, заготовки пищи. Прием смещения печи из угла к средней части задней стены, характерный для Прионежья, способствует выделению заулка в хозяйственную комнату, освещенную самостоятельным окном.

2-дом. Из села Брусенец Тотемского района Вологодской области. Изба построена во второй половине XVIII в. и представляет собой уже завершенный в своем становлении новый тип крестьянского дома - пятистенок. Вместо одного помещения в передней части дома образовались два - изба и горница, изолированные друг от друга.

Свет в избу проникал через одно косящатое и два волоковых окна, горница освещалось одни косящатым окном на фасаде и двумя с боковой стороны.

Печь в отличии от Прионежских изб в домах бассейна Северной Двины, ставилась в угол, а между печью и дверью располагали голбец с лестницей в подполье.

Для конструктивной прочности значительно увеличившегося фронтона были ведены две поперечные бревенчатые стенки. Они образуют дополнительное помещение для жилья в летний период - «вышку». Появление вышки вызвало к жизни балконы с ограждением в виде фигурных балясин и резных колонн.

3-дом. Дом Деревцова в селе Кодима Верхнее-Тоемского района Архангельской области (1816 г.). Жилая часть избы состоит из двух помещений, расположенных по переднему фасаду: черной избы с горницей (теперь там поставлена русская печь) и зимней избы с окнами по боковому фасаду. Большой двухэтажный двор примыкает к избе сзади и находится под одной крышей с жилой частью.

Характерным типом окончательно сформировавшегося дома-двора с пятистенком может послужить дом А.В. Попова в селе Кузьминское Тарногского района Вологодской области и дом С.А. Уваева в селе Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области.

Дом-двор А.В. Попова в селе Кузьминское. Тарногский район.

Вологодская область

Дом был возведен на рубеже XVIII-XIX веков Кузьмой Панфиловичем Поповым.

Дом Попова представляет собой развитый жилой комплекс, состоящий из пятистенной избы, избы-зимовки, трех холодных клетей «на повите» (втором этаже двора) и светелки на чердаке.

Пятистенок С. А. Уваева в селении Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области отличается функциональной целесообразностью системы планировки, цельность композиционного замысла, богатством архитектурных форм.

В основе планировки дома лежит традиционная схема расположения жилых и хозяйственных срубов. Впереди - изба, затем подсобные помещения (клети, чуланы) и скотный двор. Все постройки связаны между собой сенями, переходами, лестницами и находятся друг за другом на одной продольной оси и укрыты общей двухскатной кровлей. Из внутреннего убранства можно отметить отделение части избы напротив устья печи.

Дом Уваева имеет богатый резной декор, как внутри дома, так и снаружи. Строил и украшал дом мастер Емельян Степанов со своей артелью.

Дом-двор С. А. Уваева в селе Мытищи. Юрьевецкий район. Ивановская область

Расположение пятистенка длиной стороной на улицу когда три стенки выходят на фасад дома характерно для районов Севера и Верхнего Поволжья.

В Новгородской области пятистенные избы ставились к улице узкой стороной. Например дом П.П. Ковалева в селении Чистово Мстинского района Новгородской области.

Дом-двор П.П. Ковалева в селе Чистово. Мстинский район. Новгородская область

Двойня и шестистенок

Кроме четырех стенной и пятистенной избы в русском народном зодчестве получил широкое распространение третий тип крестьянского жилища - шестистенок. Конструктивную основу этой постройки составляет связь шести капитальных стен (две расположены параллельно улицы и четыре перпендикулярно). Особенность планировки шестистенка заключается в наличии трех изолированных помещений по передней линии застройки дома. Двор расположен позади дома, на одной продольной оси с жильем.

Шестистенная изба была преимущественно распространена в северных районах. Однако ее разновидности можно встретить в Новгородской, Костромской и Ярославских областях.

Путь развития шестистенка можно проследить при сопоставлении ряда построек. Прежде всего, это изба-двойня сложившаяся еще в древнерусском зодчестве.

Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общие сени и крышу В одном помещении располагалась изба, с тремя окнами по фасаду и двумя на боковой стороне. Печь в избе стояла у входной двери и была отодвинута от боковой стены. Здесь находился ручной жернов для помола муки и крупы, отсюда и название «жернов угол». Остальная планировка традиционна: вдоль стен лавки, над дверь полати, в красном углу иконы. Подобная планировка избы характерна для всех мезенских и пинежских построек. Вторе помещение холодная клеть - летняя горница.

Наличие двух смежных бревенчатых стен в избе-двойне плотники объясняли стремлением сделать жилище более долговечным. Они полагали, что одна бревенчатая стена, разделяющая теплое и холодное помещение, скорее загнивает, так как конденсирует в себе влагу, которая не может испариться из-за отсутствия движения воздуха в соседнем помещении. Две стены с промежутком между собой обеспечивали естественное проветривание. Не случайно между этими стенами со временем стали устраивать волоковое окошко, а впоследствии и косящатое. Увеличивающиеся расстояние между срубами позволяло создать дополнительное помещение в доме. Вначале это был холодный чулан, а затем теплая изолированная комната. Продольные бревна стен при этом удлинялись и конструктивно связывались между собой.

Со временем горница получила одинаковые размеры с избой и то же количество окон по главному фасаду. Главный фасад четко членился поперечными стенами по всей высоте на три части. Центральную ось подчеркивали балконы, дверные проемы, спаренные окна и высокие крыльца с длинными маршами лестниц. Так постепенно формировался новый тип крестьянского жилища - шестистенок.

Изба-двойня в северных селениях

Формирование из избы-двойни дома с заулком

Избы шестистенки в северных селениях

Шестистенная изба Севера при общей конструктивной системе имеет две основных разновидности. Первый тип шестистенка имеет три жилых помещения расположенных в передней части дома, сенями, идущими в поперечном направлении и отделяющими жилье от двора, и крыльцами, устроенными с боковой стороны. Во втором типе изба и горница расположены также, но между ними вместо заулка сделаны сени. Перемещение сеней на продольную ось здания существенно изменило его облик за счет устройства на фасаде парадного крыльца.

Перемещение главного входа и высокого крыльца с парадной лестницей с боковой стороны на уличный фасад здания значительно обогащало пластическую выразительность постройки, позволяло зодчему создать сильный объемно пространственный центр всей композиции дома.

Шестистенки с крыльцом на центральном фасаде

Дома с подобными планировками расположены в районах Северной Двины, Костромской области и в Коми АССР

Дом кошелем

Изба кошелем характеризует новый, отличный от других тип крестьянской застройки. «Кошел» («кошевник», «кошма») - термин, широк распространенный в народном быту. Этим словом обозначают и крупный плоты из бревен и дров, и длинные телеги, и широкие сани-розвальни, и вместительные корзины, и мешки. В крестьянском зодчестве он представляет жилые постройки с огромной площадью двора, превышающего габариты обычной избы в два-три раза и примыкающего к избе с боковой стороны.

Изба и двор составили единую и неразрывную плоскость переднего фасада. Один из скатов кровли делался длиннее другого, что делало ассиметричным композицию фасада. Жилая часть дома могла состоять из избы-клети, избы-двойни, избы пятистенка или шестистенка.

Дома кошелем встречаются в низовьях Печоры и Верхнем Прикамье, на побережье Белого моря, но наибольшее распространение дом кошелем получил на островах Онежского озера.

Дома Печеры и Прикамья имеют конструктивно монолитный сруб, покрытый равными скатами кровли, придающими симметрию всему объему. Жилые срубы имеют незначительные габариты и стоят на низких подклетах. Количество окон на главном фасаде колеблется от двух до трех. Дома не имеют балконов, обходных галерей, высоких крылец и богатых резных наличников.

Дом М.С. Чупровой в селе Усть-Цильма. Коми

Развитие дома кошелем в Печерских селениях

Тяжелые условия жизни Печерских крестьян, неурожаи, объясняют простоту и суровость местной крестьянской архитектуры.

На берегах Белого моря и Северной Двины наряду с земледелием, велась добыча соли, руды, смолы, ловля рыбы, развивалось судостроение, различные ремесла и промыслы. Поэтому местные жители могли себе позволить построить шикарные дома и богато их украсить.

Бурный экономический подъем Заонежья приходится на начало XVIII в. и связан с деятельность Петра I, который организовал здесь добычу руды и основал металлургические заводы.

Заонежские деревни, возникшие вокруг погостов, состояли из небольших групп построек. Многочисленные лагуны и проливы отделяли их друг от друга, а иногда от полей, лугов и лесов. Лодка в этих местах была единственным средством сообщения, на ней возили хлеб, сено, ловили рыбу, перевозили скот, ездили в церковь.

Большое количество изб этих деревень, несмотря на разнообразия внутренних планировок, и декоративного оформления относятся к домам кошелем.

Развитие дома кошелем в Заонежье

Жилые помещения заонежских домов не имеют перегородок, полатей и голбцев у печи, поэтому они кажутся необычайно большими и свободными.

Дома кошелем наиболее архаичный тип дома в Карелии, дома более позднего времени состоят из четырехстенной избы или пятистенка с расположением двора позади жилья, такая постройка называется дом-брусом.

Такая планировка жилья облегчала ремонт крыши и увеличивала высоту второго этажа хозяйственной части.

Двухэтажные здания

Двухэтажные избы не представляют собой самостоятельного типа жилых построек. В большинстве случаев в обоих этажах повторяется планировка одноэтажного крестьянского жилища.

Двухэтажные дома возводила в основном зажиточная часть крестьянства. Они требовали больше материала и были значительно дороже в строительстве и эксплуатации.

По свидетельству путешественников трех-четырех этажные постройки были в Москве в XVI-XVII вв., а жилые срубы дворца в Коломенском достигали шести этажей.

Среди жилого крестьянского двухэтажного жилья можно выделить узкие срубы-башни, которые являлись дополнительным жильем и ставились рядом с основным домом.

Дом А.И. Ореца в городе Печеры. Псковская область

Вторым типом является обычный крестьянский дом (четырехстенок, пятистенок, шестистенок), с двумя этажами.

Дом Н.А. Зуева в селе Опалиха. Чкаловский район. Нижегородская область

Обычно на первом этаже располагали избу с тяжелой глинобитной печью, а на втором этаже устраивали холодные горницы, иногда с белой печью или с легкой «голландского» типа.

Дом в селе Едома. Лешукунский район. Архангельская область

Дом М.И. Бурмагиной в селе Бредовицы. Виноградовский район. Архангельская область

На Русском Севере существовало два способа рубки домов: в первом случае дом строил сам хозяин при помощи родственников и соседей, это так называемее - «помочи». Или приглашали специальные плотничьи артели. Стоимость дома колебалась в зависимости от сложности от 30-500 руб.

Усадьбы

На севере преобладали усадьбы с закрытыми дворами - дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором. Первый этаж хозяйственного двора занимал скотный двор, второй этаж поветь - сеновал. Срубы конюшен не были связаны со вторым этажом, который опирался на специальные столбы, что позволяло своевременно менять загнившие срубы конюшен.

В зависимости от расположения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» - это дом с однорядной связью, покрытый двухскатной симметричной крышей. Дом и хозяйственная часть имеют одинаковую ширину и расположены по одной оси.

Дом - двор «брусом» Юрова из деревни Криуля. Вологодская область.

Разновидностью данной постройки является «брус с уширенным сараем», в данном случае хозяйственная часть шире жилой, в образовавшемся углу устраивают взвоз на поветь. Такие усадьбы были характерны для Каргопольского района.

Дом-двор с уширенным двором Попова из деревни Погост. Каргопольский район. Архангельская область

«Глаголь» - хозяйственная часть в таких домах расположена с боку и позади жилой, в плане напоминает букву «Г».

Дом-двор «глаголем» Царевой Е.И. из деревни Пырищи. Новгородская область

«Кошель»- в этом случае жилая часть и двор стоят рядом и покрыты общей ассиметричной двухскатной крышей. Один скат крыши над жилой частью более крутой, над хозяйственной более пологий. В плане кошель образует почти правильный квадрат. Название «кошель» пошло от большого берестяного короба (дом Ошевнева).

Дом - двор «кошелем» Ошевнева из деревни Ошевнева. Карелия

«Т - образная связь» - представляет собой жилой дом, состоящий из двух срубов соединенных сенями. Длинной стороной дом выходит на улицу, а хозяйственный двор примыкает к противоположной стене к сеням. Такой дом имеет в плане букву «Т». Распространены были подобные дома в Каргополье.

Дом- двор с «Т»- образной связью Пухова из деревни Большые Халуи. Каргопольский район.

Архангельская область

«Двухрядная связь» - дом и двор в этом случае стоят параллельно друг другу.

Дом-двор двухрядная связь Кириллова из деревни Киселево. Каргопольский район. Архангельская область

К дому-двору сбоку иногда пристраивался невысокий сруб «зимней» или «скотной» избы. Здесь готовили еду для скотины и держали ее в сильные холода.

Дом с зимней избой Болотовой из деревни Королевская. Вологодская область

Кроме дома-двора в крестьянскую усадьбу входили амбары для хранения зерна и одежды (обычно от 1 до 3-х) и ледник для хранения различных продуктов питания. Амбары ставили «на глазах» перед домом или за деревней где они создавали «амбарные городки». Кроме амбаров в состав усадеб входили гумно, овин, баня, располагались они в стороне от жилья. В коллективном пользовании крестьян были мельницы, кузницы, общественные амбары - магазеи. Границы между усадьбами не выделялись, обычно обносили изгородью все поселения для защиты от скота.

Эпилог

Крестьянский деревянный дом как бы всем своим видом указывает, что человек, вмешиваясь в природу, вносит нечто новое, не похожее на природную первозданность и вместе с тем не порывает с ней окончательно.

Русская деревня своей рукотворностью резко контрастирует с нерукотворным ландшафтом, но в тоже время неотделима от него.

В доме построенном в соответствии с вековыми традициями, эргономика и эстетика не противостоят друг другу, а естественно сочетаются.

Наши предки всегда увязывали свой дом с окружающей средой, отсюда и кажется, что изба будто бы выросла из земли, так хорошо она вписывается во всеобщий ансамбль, который никто не планировал, просто каждый строитель с уважением относился ко всему созданному до него, это необходимое условие культуры строительства, от которого нельзя отступать.

Строители призвав свой собственный опыт и опыт многих предыдущих поколений, всегда стремились к тому, чтобы людям было удобно жить в построенном ими доме. Учитывалось все. Например, большое значение предавалось тому, как будет падать свет из окна, когда женщины сядут ткать и прясть. В зависимости от этого были избы - «пряхи» и избы - «непряхи».

Красивой считалась та изба, где планировка и обстановка давали возможность удобно работать и отдыхать.

Все предметы домашнего обихода являются всего лишь фоном для раскрытия самого человека. Взять хоть гладкие поверхности бревенчатых стен: теплая, светлая текстура сосновых бревен, красивый, но нейтральный фон который не поглощает человека, а выделяет его.

Человек оживляет собой постройку, вносит в нее смысл и содержание он ее душа.

Сейчас старые традиционные формы уходят или даже ушли в безвозвратное прошлое, но не стоит полностью отрекаться от традиций которые проверенны вековой народной мудростью (опытом). Однако «традиция это процесс, она должна все время находится в развитии в условиях постоянно меняющейся жизни». Не стоит держаться за старину там где она окончательно изжила, но нужно все же прислушиваться к ее отголоскам.

«Любое соприкосновение с традиционным народным искусством учит вкусу и такту-мере и соразмерности, гармонии в жизни и обществе». (В.Г. Смолицкий).

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX- начало XX века). - Архангельск: Правда Севера, 2005.- 312 с.: 290 ил.

Тысячу лет стоит Русь, раскинувшись от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников, сохраняются до сих пор. Сейчас вновь популярными становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках. Тянет людей к истокам, из каменных и пыльных душных городов поближе к природе, лесу и речке...

Название русского дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа". В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

По количеству стен в избе, избы подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Русская изба чаще всего была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»).

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Пятистенка

Современная пятистенка

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Четырехстенка

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. - стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в сарай-дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или обветренным уличными сквозняками.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это«брус».

Типичный "глаголь"

А вот этот тип дома - шестистенок с заулком, причем заулок здесь служит сенями («изба с продольными
сенями»).

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы.

Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом». На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле. Так как избы были почти все «курные», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма.

На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения. Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки»,

либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному".

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В новое жилье первой должна войти кошка.

На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В народных поверьях считалось, что домовой и домашний кот являются родственниками. Когда домовой исчезает из дома, то кот выполняет его функции. Такое народное поверье заставляло всех жителей деревенских домов обзаводиться котами. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

Обносился весь двор с постройками оградами различных устройств. Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался «заплотом» а из таких же вертикальных бревен — «частоколом». Оба эти вида изгороди нередко называли «тыном». Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — «осёки», либо из редких горизонтальных жердей — «прясло».

Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались - верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запорошило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета , на улице сугробы в человеческий рост - не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться, но идти никуда особо и не нужно, разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму.

В подклете - бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющего навоза и соломы.


А в самой избе о морозе и вовсе не помнится - жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат малыши на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…

Самые древние русские избы - до XIII века - строили без фундамента , почти на треть зарывая в землю, - так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен . До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да, и дверей не было, а небольшое входное отверстие – только бы протиснуться - прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.

Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений - сеней и жилой комнаты, или шестистенка , когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной на-двое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени.

Крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.

По сути, северная изба - это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве, а во времени - от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов - всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно.

Северная изба строилась в два яруса. Нижний - хозяйственный , там скотный двор и хранилище припасов - подклет с погребом. Верхний - жильё людей, горница, от слова горний, то есть высокий, потому что наверху. Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут.
С крыльца дверь ведёт в сени - просторный тамбур, он же - переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же - дверь в горницу. Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь - неровён час набьёшь шишку о притолоку.

Просторный подклет находится под горницей, вход в него - со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен - венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку - прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей.

Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба внутри, как океанское судно : за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу.

В одиночку такой дом не построишь, потому в северных сельских общинах избу для молодых - новой семьи - ставили всем миром. Строили все селяне: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.

Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно - горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.

Главное место хозяйки - напротив печи, называется кут. А узенькое пространство за печкой - закут. Отсюда и пошло выражение «ютиться в закутке» - в тесном углу или крохотной комнатушке.

«В горнице моей светло…» - поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.

Долгое время в сельских, да, и в городских избах печи клали без труб . Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям - как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. Хотя печь топили хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными.

Печные трубы на крышах сельских домов появились только в XV-XVI веках , да, и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причиной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы - Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами .

Позднее в избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда, стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки , удобные своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века.

Печь — самое тёплое спальное место - лежанка , принадлежащая по традиции самым старшим и самым младшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка - полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей. Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало.

Почему детей на Руси наказывая, ставили в угол?

Что сам по себе на Руси означал угол? Каждый дом в старину был маленькой церковью, в котором имелся свой Красный Угол (Передний Угол, Святой Угол, Божница), с иконами.
Именно в этот Красный Угол родители ставили своих детей чтобы они молились Богу за свои проступки и в надежде, что Господь сможет вразумить непослушного ребёнка.

Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица - действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила большая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от задней стенки печи.

А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку.

Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца - два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом, да, и еду надо готовить, семью кормить! Детишки, понятно, помогают чем могут, так исстари повелось.

У мужчин зимой забот меньше, чем весной, летом и осенью. Хозяин дома - кормилец - трудится без устали всё лето от зари до зари. Пашет, косит, жнёт, молотит на поле, рубит, пилит в лесу, строит дома, рыбу добывает и лесного зверя. Как хозяин дома наработает, так и будет жить его семья всю зиму до следующей теплой поры, потому зима для мужчин - время отдыха. Конечно, без мужских рук в сельском доме не обойтись: починить то, что нуждается в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить хлев, сделать сани, и устроить выездку лошадям, семью свозить на ярмарку. Да, в деревенской избе много дел, требующих крепких мужских рук и смекалки, что ни женщине, ни детям не по силам.

Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени.

В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев.

Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде. Такими и предстают они перед многочисленными экскурсантами, приезжающими в Великий Новгород и Архангельск.
***
Клеть - прямоугольный однокомнатный бревенчатый дом без пристроек размером чаще всего 2×3 м.
Клеть с печкой - изба.
Подклет (подклеть, подызбица) - нижний этаж здания, расположенный под клетью и используемый в хозяйственных целях.

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально деревянная резьба, как и древнерусская вышивка, носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу , морские волны, изображали животных — коней, лебедей, уточек или причудливое переплетение растений и диковинных райских цветов. В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался , но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.

Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева, украшающего дом. Причем, в различных областях существовали совершенно различные стили деревянной резьбы для оформления домов. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены прорезной резьбой, а также её разновидностью — резной декоративной деревянной накладной.

В старину, в различных районах России, и даже в разных деревнях резчики использовали определенные виды резьбы и элементов орнамента. Это хорошо заметно, если рассматривать фотографии резных наличников изготовленных в 19 и начале 20 веках. В одном селе традиционно использовали определенные элементы резьбы на всех домах, в другом селе мотивы резных наличников могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населенные пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах. Изучение старинной домовой резьбы и наличников в частности, даёт этнографам много материала для изучения.

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в соседних сёлах. Началось повсеместное смешение стилей деревянной резьбы. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Может быть это и не так уж плохо? Современные города и посёлки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора.

Борис Руденко. Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/21349/ (Наука и жизнь, Русская изба: ковчег среди лесов)

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор - как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей? По поводу уж совсем первобытных - я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который "хранила женщина" пока мужчина бегал за мамонтом. Но вот появилось железо - человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище - четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую. И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).

Начало 1960х.

В нашей богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
"Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7—10 аршин , с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. "

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть - расщеплённые деревянные дощечки, фактически "деревянная черепица". На фото внизу можно увидеть, как та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.

Если кого-то смущает фраза "белая изба", то поясню, что были ещё "чёрные избы" (курные избы) - без дымохода и топились они "по-чёрному", когда дым застилал комнату и настежь открывалась дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало - конечно, не совсем таких как на картинке))

Мне раньше было непонятно выражение "изба-пятистенка" . Что это такое? В нашей деревне пятистенок почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной - как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины - у капитальной смежной стены.

В этом случае - одна половина служит кухней и столовой, а другая - чистая половина - гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу - там, похоже, даже "семистенка" какая-то - 3 внутренних стены).

Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны - "четырёхугольная клеть", но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж всякий старался, как мог.

фото: http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением "в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном".

Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё - полати, лесенки, ступени, кладовочки - "около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины." (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец -
это и есть конструкция при печи и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как внизу на рисунке.

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не достаёт до потолка - чтоб по верху циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой - это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -"перёд" - всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: "Проходите на перЁд".

http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

"В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать." (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу - перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В церковные праздники перед иконами зажигают лампаду - масляный светильник с фитилём.

Так как главное богатство крестьянской семьи - дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки у них в семье была плетёная люлька - возможно, такая как на фото.

фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять, "патреты" висели в рамках, картинки на стене, над столом - лампочка (ранее - висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу - вот в такой раме висело у нас зеркало - помню его с раннего детства. А отыскалось она в прошлом году - я спасла его, можно сказать: в деревне со "старьём" не церемонятся - всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала - оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на древней амальгаме Его можно было рассматривать как произведение искусства...

Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка с железными же трубами, ведущими к дымоходу русской печи.

Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили печь на ней картошку - приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину - и ждали. Такой вот был гриль...

Позади каждого крестьянского дома — двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас - мостом ). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота до появления электричества был тёмен, зимой - холоден. Он разгораживался на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) "комната" с дверью. У овец хлев был попроще - отгорожен досками: они ж в "стае", у них - шерсть - им тепло...




Если владельцы дома, где сохранился "двор" 60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19 столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец », состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что с 1876 в нашем краю перешли на керосиновые лампы.

фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про "лучниушку и коптилки" вспомнили в революцию - керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась "электрификация"- как бонус к Советской власти (помните: "Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?)
Не застала я уже и керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато нашла артефакт.

Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот снимок 50х годов - так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.


фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже - занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.

В эти годы появился знаменитый советский радиоприёмник Звезда" , дизайн которого "содрали" с французского " Excelsior-52 " выпуска 1952 года . Что называется: почувствуйте разницу - на фото вверху наша "Звезда" , а внизу - французский "Excelsior".

Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала "Радионяню", "Театр у микрофона", именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка)) Телевизора у них так и не появилось - он им был попросту не нужен.

"Деревни "по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе."(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома — в нашей округе были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же - древесины было много - легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят - в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про "зимовки" я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут:
"Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка — обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается." (Из краеведческого очерка 1922)

История русского дома - избы. Изба - это дом из сруба. Какие бывают срубы, как рубятся и из какого леса.




Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...
Название русского дома "изба " происходит из древнерусского "истьба ", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет..." . Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа ". В древненемецком "stubа " означала "теплое помещение, баня".

Еще в "Повести временных лет... " летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника - главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей - отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками - клетями. Клеть - неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища - обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

Первые белокурные избы , согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":
"… Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! ".... По количеству стен в избе, дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такиеизбы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Изба-крестовик - это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному - вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы . На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Основное требование к строительному материалу было привычным - сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке...
Статья с сайта компании



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.