Самообразование примеры из жизни. Что такое самообразование. Хочешь от жизни большего

Самообразование - прекрасный способ оставаться в форме, повышать свой профессиональный уровень и просто быть более интересным собеседником. Поэтому многие люди всерьез задумываются над тем, с чего начинать самообразование. Увы, отсутствие силы воли в сумме с накопленными ошибками приводит к тому, что время тратится впустую, человек, еще недавно полный энтузиазма, расстраивается и бросает весьма полезное начало. Как же избежать подобных ошибок?

Ставим перед собой цель

Для начала нужно определиться с целью. Ни один человек не начинает самообразование просто так. Едва ли кому-то взбредет в голову просто так изучать особенности строения ганглия у крупных муравьев или склонение неправильных глаголов в ирландском языке. Большинство людей ищет ответ на вопрос: "С чего начинать самообразование?", в тот момент, когда понимает, что необходимо знать больше в какой-то определенной сфере.

Именно поэтому очень важно поставить перед собой цель, достигнув которой, вы сможете гордиться собой. Цель может быть самой разной: одному достаточно просто стать более интересным человеком с широким кругозором. А другому необходимо срочно выучить иностранный язык или основы юриспруденции, чтобы к концу года иметь возможность занять освободившееся место в компании.

Впрочем, не всегда человек, занимающийся самообразованием, стремится к столь сложным и высоким целям. Зачастую все значительно проще, например, научиться самому ремонтировать автомобиль, горный велосипед или компьютер. А может, и освоить основы кулинарного дела.

В любом случае вам нужна цель, чтобы было на что ориентироваться. Ее следует назначать в зависимости от того, чего же вы хотите добиться. Стать разносторонним человеком? Найдите топ-100 лучших мировых книг и прочтите к концу года (хотя бы следующего) все те, которые еще не читали. Хотите выучить иностранный язык? Решите, к какому моменту вы должны свободно читать на нем, а к какому - общаться с другими людьми. Давно мечтаете научиться готовить? Значит, до конца месяца приготовьте десять новых блюд, а до конца года освойте целую сотню.

Цель не обязательно должна быть глобальной, она может быть и небольшой, главное, чтобы она была достижимой. Ведь достижение поднимет вашу самооценку, позволит поверить в свои силы.

Создаем план

Многих людей интересует, с чего начать самообразование. План, а точнее его составление, является важнейшим этапом, фундаментом, без которого все помыслы просто рухнут и не будут воплощены в жизнь.

Конечно, вершиной вашего плана должна стать цель, выбранная перед тем, как приступать к самообразованию. Но ее достижение - очень сложный и долгий процесс. Невозможно вот так сразу добраться до самой вершины горы. Нужно делать привалы, и желательно назначить их места самостоятельно.

Хотите знать устройство двигателя автомобиля? На одной неделе изучите устройство карбюратора. На следующей - уделите внимание коробке передач и так далее. В результате через несколько недель вы сможете с закрытыми глазами рассказать о том, как устроен двигатель, как он работает.

То же самое и с языками. Например, каждый день вы должны изучать по 5 новых слов, а раз в неделю - новое правило. Такая нагрузка кажется (да и является) очень небольшой. Но представьте себе, что будет через год: зная почти 2 тысячи новых слов и 50 правил, вы уже без труда сможете общаться с обычным носителем этого языка, пусть и не на профессиональные темы.

Тот же принцип действует, если вам интересно, с чего начать самообразование юриста. Возьмите за правило изучать по десять статей в день. Не обязательно дословно, главное помнить их номер и смысл.

И самое важное - график составляется для вашего удобства. Но выбиваться из него нельзя, ведь именно самодисциплина является единственным способом получить пользу от самообразования. Любая прокрастинация, утверждения типа "сегодня не буду делать, зато завтра сделаю двойную норму", хотя и оправданы в некоторых случаях, чаще всего просто является началом конца. Ну а забросив самообразование на полпути, не стоит надеяться, что оно принесет пользу.

Ищем единомышленников

Некоторые эксперты ответят на вопрос: "С чего начинать самообразование?", довольно оригинально: с поиска единомышленников. Они не обязательно должны быть рядом физически. Знакомства в Интернете (сегодня существует множество специализированных форумов) также помогут. Причем это касается любого человека. Неважно, какую цель имеет самообразование - формирование начал экологической культуры дошкольников или же обучение виртуозной резьбе по дереву.

Без единомышленников изучать новое значительно сложнее. Ведь большинство людей скорее будет смеяться над вашими попытками стать лучше, сами-то они наверняка таких попыток никогда не предпринимали и не предпримут. А вот человек, с которым можно поговорить на новую общую тему, всегда поддержит.

Если же вы начали изучать новое одновременно, появляется еще и соревновательный эффект: каждому хочется обойти товарища, показать, что он лучше справляется с поставленной задачей.

Наконец, очень эффективный прием: пообещать единомышленнику "не сходить с трассы". Перед собой всегда можно оправдаться, почему вы не приготовили новое блюдо или не выучили слова, как планировали. А обманывая другого человека, вы всегда будете испытывать дискомфорт. А значит, постараетесь не допускать этого.

Выбираем время

Если продолжать тему "С чего начать самообразование человеку", то ни в коем случае нельзя обойти стороной выбор оптимального времени. Не стоит надеяться, что вы станете читать нужную литературу или слушать лекции тогда, когда будет время. Это заранее провальный путь. Времени не будет никогда, можете поверить. Всегда найдется какое-нибудь неотложное и крайне важное дело.

Поэтому решите, что каждый день (или только в будни) вы будете читать или слушать подобранные книги во время пробежки, поездки на работу или с работы, один час перед сном. Очень важно не выбиваться из этого графика. Со временем обязательно появится желание отложить дело или дать себе небольшую поблажку. Пойдете на поводу у своей лени - можете сразу бросать самообразование, значит, это не для вас.

Плюсы

Преимущества, какие дает человеку самообразование, вполне очевидны. Но расскажем коротко о них.

Во-первых, вы получаете возможность не подстраиваться ни под кого. Вы занимаетесь самообразованием тогда, когда время есть у вас, а не у преподавателя и группы учеников.

Во-вторых, всегда можно корректировать курс, игнорируя те сферы, которые вам не очень интересны или уже знакомы. Это экономит много времени.

В-третьих, вы сами задаете себе темп. В группе учитель подстраивается под среднего или даже самого слабого ученика. Но ведь вы не такой? А значит, именно ваше время будет использоваться нерационально. Если же вы обучаетесь сами, то сможете притормозить на теме, которая сложна для вас и, наоборот, ускориться, изучив несколько тем, если все дается необычно быстро.

Используем Интернет

Рассказывая, с чего начать самообразование взрослому человеку, нельзя не упомянуть об Интернете. Ведь это не просто куча социальных сетей и сайтов с интересными фактами или фотографиями котиков. Это безграничная копилка знаний, где собрана вся мудрость человечества. Главное, ее найти.

Подберите нужные вам книги. Многие из них можно скачать с бесплатных сайтов или купить за символическую стоимость в несколько десятков рублей. Это гораздо легче, чем искать узкоспециализированную литературу в небольшом городке, платить сотни или даже тысячи рублей.

Не стоит игнорировать вебинары. Либо бесплатно, либо за несколько сотен рублей вы получаете возможность пообщаться с экспертами в интересном вам деле, задать им вопросы, получить исчерпывающие ответы.

Не забываем повторять

Повторение - мать учения. Об этом помнят все, но на практике применяют лишь те, кто добиваются успеха. При первом прочтении большинство людей запоминает примерно половину материала, и львиная доля этой информации вскоре забудется. Если же через какое-то время перечитать интересный вам материал, то усвоится уже до 90-95 % информации, а риск забыть что-то резко снизится.

Составьте подходящее расписание. Например, 20-25 % времени, выделенного на самообразование, надо уделять повторению пройденного материала. Кому-то может показаться, что глупо тратить столько драгоценного времени, за которое можно усвоить дополнительную важную информацию. Но помните: вы ведь работаете на себя. А значит, весь важный материал должен запоминаться, а не читаться и тут же забываться. Здесь не будет экзамена, после которого бесполезные знания можно забыть. Вы сами составляете программу и знаете, что все данные, прочитанные (прослушанные или просмотренные) вами, должны усвоиться если не навсегда, то на многие годы.

Научитесь скорочтению

Если вам интересно, с чего можно начать самообразование, то в первую очередь получите этот бесценный навык. Сегодня существует большое количество действительно работающих методик. Да, чтобы научиться читать целую страницу за считанные секунды, придется потратить несколько недель или месяцев. Зато в результате вы сэкономите гораздо больше времени, буквально глотая книги, а не читая их строку за строкой.

Заключение

Теперь вы знаете, с чего начинать самообразование, поэтому наверняка сможете добиться своей цели. Ну а приведенные выше советы позволят сделать обучение еще более эффективным, а также избежать наиболее распространенных ошибок.

Готовы стать лучше в новом году?

Не помечтать, о том, как вы станете лучше. Не порассуждать на эту тему. И даже не построить планы. А именно стать?

Многие успешные предприниматели признаются, что самые их успешные вложения – это инвестиции в знания. Билл Гейтс, Элон Маск, Уоррен Баффет, Робер Кийосаки… Этот список можно продолжать и продолжать.

Однако самообразование – это не только для бизнеса. Если вы хотите быть лучшим в чем угодно – в спорте, в музыке, в науке – вам просто необходимо учиться, тренироваться и вкладывать время, силы и энергию в свое развитие.

Вас впечатляют чьи-то достижения? Вам под силу их повторить и даже превзойти.

И сегодня я расскажу, как это сделать. Начнем…

«Самообразование не для меня…»

Я не раз слышал от своих знакомых, что самообразование не для них. Почему? Просто они «не могут себя заставить» заниматься, учиться, читать, смотреть видео-уроки и т.д. У вас тоже такая проблема?

Тогда ловите маааленький секрет. Используйте его, и вам больше никогда не понадобится «заставлять» себя.

Что за секрет? Задайте себе 1 ключевой вопрос : «Зачем?». Зачем вам самообразование?

Но тут есть важный момент. Вопрос нужно не просто задать, а раскрутить это «зачем» до самых четких и понятных мотивов. До того, что имеет для вас реальную ценность.

Приведу пример. Зачем мне заниматься самообразованием?

Потому что так я смогу получать самые актуальные знания из лучших источников.

Зачем?

Чтобы совершенствоваться в своем деле.

Зачем?

Чтобы быть впереди конкурентов/Оптимизировать бизнес-процессы/Предложить лучшие решения клиентам…

Зачем?

Чтобы развивать и масштабировать бизнес.

Зачем?

Чтобы росла прибыль.

Зачем?

Чтобы купить квартиру/Поехать отдыхать с семьей/Исполнить какую-то свою давнюю мечту…

Это не единственный сценарий ответов на «Зачем?». У вас могут (и должны!) быть свои причины. Ведь помимо возможности получать самые актуальные знания, самообразование дает еще массу преимуществ :

  • Возможность самостоятельно организовывать свое обучение.

Это особенно удобно для , у которых вечно нет времени. В отличие от классического образования, самообразование дает вам полную свободу действий. Вы можете обучаться где угодно и когда угодно. Слушать аудиокурсы, пока едете куда-то. Читать книгу, пока ожидаете встречи. Смотреть вебинар, уютно устроившись на диване с чашкой чая.

  • Возможность обучаться у лучших в своем деле.

Вы сами можете выбрать себе наставника. Купить книгу автора, которого считаете экспертом в своей нише. Пойти на тренинг к тому, кто уже достиг выдающихся успехов там, где вы только начинаете. Лично для меня это огромный плюс. Я ценю знания практиков. Тех, кто уже сделал то, что я планирую сделать, набил свои шишки, и теперь может рассказать мне, что делать, а чего делать не стоит.

  • Возможность сформировать крутое окружение.

Если вы решитесь посетить живые тренинги или онлайн-обучение, которое подразумевает общение между участниками, вы можете завести массу знакомств с людьми, цели которых резонируют с вами. Это дает мощный заряд энергии и мотивацию к действию. Кроме того, обучаясь, вы можете найти себе наставника, партнера, сотрудника или клиента. Ценно? Очевидно, что да.

  • Возможность обучаться бесплатно .

Это огромный плюс для тех, кто только начинает и имеет ограниченный бюджет. Сейчас вы можете получить массу знаний и перенять мощнейший опыт абсолютно бесплатно.

Где искать информацию?

Если раскручивая свое «зачем» вы все же пришли к выводу, что самообразование вам необходимо, возникают новые вопросы. Где обучаться? Как? У кого? Я для себя выделяю несколько видов источников, из которых черпаю информацию.

Книги

Самое простое, что вообще можно придумать. Выберите ведущих авторов в направлении, которое вас интересует, либо тех, чей подход вам наиболее близок. Я рекомендую составить для себя перечень книг, которые вы хотите прочесть, чтобы не прыгать с пятого на десятое (а это частая ошибка тех, кто загорается идеей самообразования). Если у вас совсем мало времени, вот прям совсем-совсем, на помощь придут аудио-книги. Их также масса, причем в свободном доступе. Скачивайте и случайте, пока едете в транспорте, занимаетесь в зале, кушаете… Да когда угодно. Главное – желание, а время найдется всегда.

Не знаете, с чего начать? В этом видео вы найдете несколько рекомендаций:

Вебинары

Еще одна отличная возможность получить знания ведущих экспертов, не выходя из дома. Единственное, что важно, — это выбрать спикера, который действительно донесет до вас ценность, а не потратит ваше время впустую.

Без ложной скромности скажу, что наши вебинары всегда отличаются высочайшим качеством информации. Наши ученики часто отмечают, что даже на наших бесплатных тренингах получают больше знаний, чем на многих платных событиях. И такая высокая посещаемость нашей последней серии вебинаров говорит сама за себя:

Онлайн-курсы и образовательные ресурсы

Сегодня многие ведущие мировые вузы предоставляют возможность пройти обучение онлайн. И, кстати, часто абсолютно бесплатно. Единственная сложность – самые мощные курсы практически всегда на английском языке. Однако, даже если у вас не слишком высокий уровень, не отказывайтесь от обучения. Субтитры облегчат восприятие информации, плюс это отличная возможность прокачать свой английский.

Где найти качественные курсы? Вот несколько достойных вариантов:

  • edX — Курсы от ведущих мировых университетов;
  • Coursmos - Подборки компактных курсов для тех, у кого совсем мало времени;
  • Coursera - Также курсы от преподавателей известных университетов со всего мира;
  • Khan Academy - Масштабная база видео-уроков более чем на 20 языках. Кстати, уроки можно смотреть независимо от выбранного курса.

И, конечно, наша , которая ежедневно пополняется новыми мощными статьями:)

Живые события/тренинги

Иногда я слышу, что все эти тренинги – это чистой воды обман, «выкачивание денег» и никакого результата они на самом деле не дают. Вы тоже «того же мнения»? Тогда это видео для вас:

На самом деле, такие мероприятия, помимо знаний, еще и очень заряжают. Когда вы знакомитесь с людьми, результаты которых сильно выше, чем ваши, это буквально выталкивает вас с места и заставляет расти. Проверено нашими учениками:)

План самообразования

Если вы дочитали до этого момента, значит, настроены весьма серьезно. Поэтому давайте не будем терять времени и прямо сейчас вместе составим ваш план самообразования на 2016 год.

1. Выберите направление

А что вы, собственно говоря, хотите изучать? Прекрасно, если у вас разносторонние интересы. Но в деле самообразования это может вам только навредить.

Да, интернет открывает практически безграничные возможности, и не хочется их упускать. Столько книг еще не прочитано, столько курсов не пройдено… У меня у самого в списке десятки книг, и список этот только растет. Не потому, что я медленно читаю, а потому, что слишком много интересного вокруг:) Но если вы всерьез решили заняться самообразованием, стоит сознательно ограничить себя. Поэтому я рекомендую начать с выбора одного-двух направлений, которые вам наиболее интересны и необходимы.

2. Подберите материалы

Тут все понятно. Выбрав направление, подберите необходимые вам образовательные материалы: книги, тренинги, курсы – все, что вам кажется важным и ценным.

Главная сложность на этом этапе – выбрать, у кого обучаться . Думаю, определиться с наставником вам поможет это видео Олеся. Оно об обучении интернет-бизнесу, но при желании эти советы можно применить в любой другой сфере:

3. Составьте расписание

Нет, не как в школе: 1-й урок, перемена, 2-й урок… Но занятия должны быть регулярными, ведь от хаотично полученных кусков информации толку мало. Поэтому просмотрите свое расписание и подумайте, куда вы можете включить чтение, когда есть возможность слушать/смотреть курсы. Для событий, которые проходят в строго определенное время, например, тренингов или , лучше заранее забронировать место в своем списке дел.

4. Начинайте обучение

Нашли сильные материалы и составили план? Тогда смело стартуйте! Но на этом этапе важно понять – просто знания ничего не стоят. Вы увидите эффект от ваших занятий только если начнете внедрять то, что изучили.

Как применять полученные знания? Узнайте из этого видео:

5. Замеряйте результаты

Результат – это единственный показатель того, что вы развиваетесь и идете вперед. Если нет результатов, вам стоит пересмотреть свою систему самообразования. Поэтому я рекомендую регулярно отслеживать результаты своих занятий.

И напоследок…

Я оставил для вас мощный мотивационный пинок:) Если вы все еще сомневаетесь, просто прочитайте, а лучше выпишите и разместите на видном месте эту фразу:

«Образование поможет выжить. Самообразование приведет вас к успеху.»

Джим Рон.

Действуйте!

Кликайте «Мне нравится», если эта статья была полезной и мотивировала вас на саморазвитие!

Хотите, чтобы ваш бизнес развивался на автопилоте? Олесь расскажет, Читайте прямо сейчас!

Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.

Самообразование - это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.

Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, несмотря на то, что самообразование - процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков, даже помыслов.

Современная ситуация характеризуется тем, что все больше и больше людей во всем мире, стремятся продолжить свое образование и развитие и после окончания университета. В большей степени это стремление определено внешними обстоятельствами. Жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности проникает информатика и информационные технологии. Чтобы овладеть этим, необходимы новые знания и навыки работы. Научно технический прогресс требует повышения общеобразовательного и профессионального уровня. С каждым днем усложняется и социальная жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Происходит развитие политической жизни, демократических принципов и политического плюрализма, развиваются различные формы собственности, а новые приобретают межгосударственные связи. Все эти изменения нуждаются в осмыслении и оценке каждым. Это возможно лишь с помощью соответствующих систематизированных знаний и работы над собой.

Другой причиной стремления к обучению, как считают психологи, является присущее любому человеку стремление к самосовершенствованию, причем часто даже не осознанное.

Справедливости ради, необходимо отметить, что указанные выше причины не являются единственными. Любой человек, может начать процесс самообразования, мотивируясь иными потребностями. Вообще американский исследователь М. Ш. Ноулз группирует побуждения к самообразованию по 6 основным направлениям:

1. профессией и карьерой;

2. развитием собственной личности;

3. домашней и семейной жизнью;

4. использованием свободного времени;

5. здоровьем;

6. коллективной (общественной) жизнью.

Саморазвитие также имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим сначала достоинства:

1. нет четкой привязанности к графику, поэтому саморазвитием можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности;

2. самостоятельность при выборе содержания и методов обучения в зависимости от личностных особенностей, требований профессии и желания.

С другой стороны и имеет место существенные недостатки:

1. может быть затруднен доступ к необходимым источникам информации;

2. не всегда можно положиться на организованность, ответственность;

3. лимитировано установление обратной связи, то есть критической оценки результатов действий обучающегося;

4. очень часто из-за сложности предмета изучения необходима помощь квалифицированного специалиста.

Итак, социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс и личностные особенности мотивируют многих постоянно обучаться и развиваться в той или иной форме.

Саморазвитие менеджера -- это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

· личностного развития (личностного роста);

· интеллектуального развития;

· профессионального (квалификационного) развития;

· поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие -- это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

Ш внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

Ш способность к саморазвитию;

Ш понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

o организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте -- от корпоративной культуры предприятия;

o доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

o методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности и способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие . Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности -- процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

видеть свои недостатки и ограничения;

анализировать их причины в собственной деятельности;

критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.

Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств -- путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.

Первое -- формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе -- развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье -- устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.

Условия совершенствования. Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.

Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым -- бюрократическая.

Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.

Первый из них -- время для занятия саморазвитием. Второй ресурс -- доступ к информации. Третий ресурс -- методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.

Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.

Современный мир - это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны.

Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом - потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.

Что такое самообразование?

Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения.

Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс - от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Самообразование в педагогике

Педагогика - это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания.

В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом?

Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.

Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям.

План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.

Попытки регламентации самообразования

Ни одно специализированное учебное заведение не сумеет дать молодым специалистов максимально важные темы по самообразованию. Во-первых, это крайне индивидуализированный и субъективный процесс; во-вторых, не существует стандартного набора тем, спектр которых охватывал бы всю глубину и разнообразие современного мира. Такие понятия, как «самообразование по ФГОС» и «обязательные курсы повышения квалификации», знакомы каждому педагогу. Но, несмотря на наличие норм, регламентов и внешнего контроля, процесс профессионального самообразования остается личным выбором каждого.

Педагогические вузы акцентируют внимание на том, насколько важно и необходимо постоянное самообразование учителя. Однако, навыки и умения, необходимые для организации этого процесса, не закладываются во время лекций и семинаров по педагогике и методике преподавания. Умение составить план по самообразованию воспитателя или учителя приходит с опытом работы, а также в процессе анализа собственной деятельности, сравнения ее с работой коллег и изучения новинок в сфере методологии.

Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину - стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко.

Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.

Психологическая функция самообразования

Каждые несколько лет мозг должен получать «встряску», сознание должно выходить за рамки привычного, и зоны комфорта должны расширяться. Именно таким образом человек сохраняет свою активность на высоком уровне, именно в этом заключается ценность постоянного развития. Самообразование - это действие, поддерживающее познавательные процессы человека в постоянном тонусе.

Психологическая функция самообразования состоит в том, что этот процесс создает ряд препятствий, поддерживающих человеческий мозг и сознание в состоянии бдительности и готовности. Такой человек обладает гораздо большей профессиональной и личностной ценностью для макро- и микросоциума.

Необходимость самосовершенствования

Самообразование — это составной процесс самосовершенствования, который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа. Момент, когда человек осознает возможность и необходимость стать лучше, является основным побудителем работы над собой - процесса, длиною в жизнь.

Самосовершенствование - это самостоятельный, осознанный процесс развития нравственных, интеллектуальных и физических качеств путем постоянной работы над собой, постановки и решения новых проблем, выполнения более сложных задач и формирования лучшей версии себя - той, которая сможет не только ориентироваться, но и максимально проявлять себя в быстро изменяющемся мире.

Самосовершенствование ведет за собой повышение самооценки, расширение зоны комфорта, личностное и профессиональное развитие. Существует ряд профессий, представители которых не мыслят эффективного выполнения обязанностей без постоянного процесса самообразования. Медики, педагоги, психологи, юристы и многие другие профессионалы нуждаются в постоянном саморазвитии как личных, так и профессиональных качеств.

Личностный рост

Способность к саморазвитию, самообразованию и постоянному личностному росту является залогом формирования успешного человека, основными чертами которого будут ответственность, самостоятельность, уверенность в своих силах и настойчивость в достижении целей. Именно такие личности особенно ценны для общества и пользуются огромным успехом во всех сферах жизнедеятельности.

Психологи характеризуют человеческую личность как сумму трех составляющих - эмоциональной, познавательной и поведенческой. Личностные качества оцениваются по тому, насколько развита каждая из трех составляющих. Фактически это то, что человек знает о себе и об окружающем мире, что он чувствует, и как он это выражает и использует.

Постоянный личностный рост особенно важен в педагогике. Учителя, воспитатели детских садов и преподаватели вузов готовят к жизни будущие поколения, и делают это, не только передавая определенный набор знаний и навыков, но и собственным примером и жизненным опытом. Преподаватель, способный практически продемонстрировать преимущества саморазвития и самообразования, влияет на мировоззрение своих учеников гораздо сильнее и глубже.

Профессиональный рост

Каждый профессионал на определенном этапе своей карьеры оказывается на перепутье, где его ждет указательный камень, описывающий три возможных пути его профессионального развития:

  • самосовершенствование;
  • стагнация;
  • адаптация.

Путь самосовершенствования самый трудный, на нем множество препятствий, трясин и неожиданных поворотов, но именно он способен привести идущего к наиболее полной самореализации, раскрытию и использованию своего потенциала.

Путь адаптации - проторенная дорога, ведущая из пункта А в пункт В, с определенным количеством ям, кочек и крутых поворотов. В результате в пункт В прибывает достойный профессионал среднего уровня, ориентирующийся в пути по дорожным знакам и сборнику правил.

Путь стагнации - ровная изолированная тропа, ведущая по кругу. Фактически, стагнация - это застой. Мозг стремится затратить минимум энергии и автоматизирует привычные действия до такого уровня, когда что-либо новое или непривычное воспринимается в штыки.

Самообразование воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, методистов и даже чиновников в сфере образования должно всегда идти по пути самосовершенствования.

Что нужно для самообразования?

Чтобы получить ощутимые результаты от процесса самообразования, саморазвития и самосовершенствования, нужны, в первую очередь, желание и сила воли. Однако этим ряд необходимых предпосылок, личных качеств и требуемых действий не отграничивается.

Для успешного процесса необходимы внешние и внутренние стимулы. Среди внешних профессиональных побудителей могут быть:

  • конкуренция;
  • профессиональные требования;
  • общественное мнение;
  • карьерный рост;
  • финансовое вознаграждение.

Внутренними профессиональными и личностными стимулами, мотивирующими самообразование учителя, являются:

  • профессиональные амбиции;
  • интерес и преданность делу;
  • творческий подход;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • потребность в новых знаниях и опыте.

Среди личностных качеств и навыков, необходимых для успешного процесса самообразования, стоит выделить:

  • умение видеть и оценивать конечный результат процесса;
  • настойчивость и скрупулезность;
  • любознательность;
  • умение планировать и оценивать процесс самообразования;
  • способность мыслить критически и аналитически;
  • развитые процессы восприятия и переработки новой информации.

Мотивация

Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация.

Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала - процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию.

«Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» - это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.

Мотивационные приемы

Для поощрения продолжительной познавательной, психологической и физической деятельности используются мотивационные приемы, разделяющиеся на две группы, - стимулирование и принуждение самого себя. К приемам самостимулирования относятся:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • внушение.

Самопринуждение разделяется на:

  • осуждение;
  • запрет;
  • приказ.

План самообразования учителя необязательно должен быть изложен на бумаге, но, тем не менее, необходимо строго и неукоснительно следовать его пунктам. Для поддержания мотивации важна отчетность. Если человек способен давать самому себе объективный отчет о проделанной работе, усвоенных знаниях и полученном опыте, это само по себе является отличным стимулом к продолжению деятельности.

Самообразование — это неотъемлемая часть педагогической деятельности, потому что учитель является не только носителем знаний, но и личным примером. Знания и эрудированное мнение педагога не должны ограничиваться его предметом и академическими знаниями в общем, а покрывать всю сферу возможных интересов его учеников.

Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие.

Что есть саморазвитие, способы и цели

Продвижение профессиональной, духовной деятельности связана с многогранностью знаний из множества ресурсов. Но для того, чтобы все понимать, нам необходимо постоянно учиться.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Если вы хотите достичь желаемых целей на рабочем месте, которые позволят гордиться собой, важно понимать пути постижения навыков:

  1. Принимайте все изменения в жизни и работе, связанные с человеческим прогрессом, социально-экономическим положением и популярными тенденциями общества.
  2. Постоянно работайте над собой. Совершенствуйтесь, впитывайте новые знания, поддерживайте высоко установленную планку, усваивая современные технологии.
  3. Используйте любые способы самообразования и саморазвития, совершенствуя личность.

Самообразование — один из методов развития, подразумевающий самостоятельное воспитание самого себя.

Потребность в саморазвитии появляется с появлением чувства неудовлетворенности собственных навыков с тягой к новым познаниям в профессиональной сфере, бытовой жизни и окружающего вида.

Всего существует четыре способа самообразования:

  1. Бытовой опыт подразумевает социальное самообразование.
  2. Познавательный опыт направлен на осознание всего окружающего нас.
  3. Потребность в самореализации меняет структуру личности в стремлении к личностному идеалу.
  4. Профессиональное развитие повышает социальную значимость и компетенцию в трудовой сфере.

Среди целей саморазвития можно выделить три главных аспекта:

  1. Самоцельное образование, возникающее на основании какой-либо деятельности, которая создает фундамент для освоения информации а психологии, эзотерике, музыке, интернете и других сферах жизни.
  2. Попутное развитие провоцирует тягу человека к новым технологиям, которые помогают развивать текущую сферу деятельности в будущем.
  3. Целенаправленное развитие подразумевает человеческое саморазвитие в определенной сфере деятельности, находя средства для реализации поставленных задач и достижений основных целей.

Самообразование на разных жизненных этапах

С первых дней жизни мы испытываем тягу ко всему новому и неизвестному, уваивая информацию гораздо быстрее взрослого возраста. Самообразование и саморазвитие постигаются как игра. Многие родители делают ошибку, насильно заставляя ребенка изучать, читать и писать, однако такие действия не верны. До возраста десяти лет мы не способны воспринимать серьезную информацию, осознавая мир, как нечто веселое и доброе.

В школьные годы мы начинаем самостоятельно получать знания — большое значение в этом играют домашние задания. Такой метод не всегда правильный — человек должен постигать новое и стремиться к развитию, а не решать «тоннами» одинаковые примеры — если человеку тема непонятна, то и двадцатый пример не поможет. Самообразование и саморазвитие нельзя ограничивать школой — интересы школьников взрослым неинтересны. Очень важно развивать творческий потенциал, вовремя заметив тягу к необычным профессиям.

При наступлении юношеского возраста и поступлении в ВУЗ, человек приступают к изучению любимого дела, расширяя кругозор за счет новых знаний. Институты и университеты — лучшие места для саморазвития человека, где каждый из нас постигает науку в удобной форме, не ограниваясь школьными рамками. Приветствуется изучение дополнительных материалов, самодеятельность и научные труды. В этом возрасте наш мозг наиболее адаптирован к изучению выбранной профессии и постижению посторонних навыков — студенты занимаются музыкой, играют в КВН, стаят пьесы и прочее.

Взрослый человек не должен останавливаться на достижении результатов в университетские годы. Вам свойственно постигать новые знания до конца жизни в самых разных профессиях. Уровень самообразования отражается не только в вас, но и в ваших окружающих — чем умнее вы, тем образованнее и ваше окружение. Чем больше знает преподаватель аудитории, тем больше знаний унесут с собой будущие специалисты. Профессионалы следят за новыми направлениями собственной деятельности, дабы не терять хватки и быть на шаг впереди конкурентов.

Самообразование или менторство?

Менторинг, или наставничество — способ обучения кого-либо в целях повышения эффективности подопечных. Данный процесс подразумевает передачу собственных знаний и навыков наставника малоопытным новичкам в персональной, групповой и коллективной формах. Однако, для достижения желаемого уровня самообразования и саморазвития, приветствуется персональный менторинг. По своей сути, наставничество состоит из двух лиц:

  • Менти или протеже развивается только в основных сферах деятельности.
  • Ментор или учитель, эксперт в основных сферах деятельности менти.

Понятие Ментора ведет нас в древнюю Грецию, где одноименные герой давал советы простым смертным о лучшей жизнедеятельности.

Менторы и менти могут стать альтернативой самообразованию, благодаря объективному взгляду со стороны Ментора на карьерный путь менти. Ученик, в свою очередь, становится более дисциплинированным, общаясь с наставником в приятной, дружеской беседе, расширяя профессиональные и личные стороны.

Для компании плюсы менторства заключаются в создании комфортной среды для работы сотрудников, обеспечив обмен профессиональной информацией. Кроме того, компания наблюдает процесс развития полезных кадров и удерживает их на рабочем месте, благодаря теплым межличностным отношениям.

С другой стороны, многое зависит от расположенности ученика к учителю и способности менти осознавать учения Ментора. Наибольшее значение имеет грамотный подход Ментора, от которого в будущем зависит успех обучения. Если наставник не обладает достаточными лидерскими качествами и знаниями дела, самообразования окажется полезнее. Сегодня на большинстве предприятий работа начинается со стажировки, которая напрямую зависит от наставника. Разумеется, многое зависит и от ученика и его желания развиваться. Но, правильным решением многих фирм стало бы предоставление выбора сотрудникам – самообучение, либо менторство. Однако, всегда стремитесь на курсы повышения квалификации – плохому там не научат.

Как самообразование влияет на человека?

Процесс самообразования и саморазвития предусматривает увеличение багажа знаний и навыков человека, совершенствуя профессиональный уровень личности. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необхордимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как составляющие процесса обучения. Останавливать внимание стоит на значимых деаталях, которые делают вас умнее. Каждый человек чувствует потребность в регулярном получении знаний. Главное — стараться познать максимум информации, не останавливаясь на простых физических потребностях. Такой процесс самообразования способен делать из простых людей великих ученых и теоретиков. Никогда не снижайте планку собственной подготовки, при возможности поднимая ее выше. Современный период характеризуется небывалыми переменами в жизни человека — великие революции и смена государственного строя граничит с потрясающими научными открытиями. В эпоху перемен на первое место выходят способности человека к самообразованию и адаптации к окружающему миру. Постоянный личностный рост, неудовлетворенность достигнутым и совершенствование мира делают нас умнее, опытнее и образованнее.

Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке

Какими качествами должен обладать каждый из нас, дабы не отставать от общества?

  1. Самообразование культурного, духовного мира — стремление к внутренне богатой личности делает нас лучше, и позволяет добиваться результатов.
  2. Учитесь отбирать из общей массы наиболее полезное — будущее за эффективными технологиями и методами работы с ними. Многогранность интересов и умение различать возможности общества позволят вам подняться на ступень выше в постижении духовного саморазвития.
  3. Безудержное развитие профессиональных навыков и регулярное самообразование двигают вас к достижению целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что постижение нового, неуемная тяга к знаниям, чтение книг и просмотр телевидения характеризуется необходимостью саморазвития. Когда вы просыпаетесь, завтракаете и включаете компьютер, первым делом смотрите новости о событиях в мире в политической, экономической, коммерческой и научной сферах жизни. Тем самым, демонстрируя необходимость в самообразовании. Главное — развиваться в правильных направлениях, обогащая собственную личность и окружающий мир. Но, процесс познания не должен упираться в достижении определенных результатов — чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваше положение в обществе, таким образом, самообразование влияет на человека.

Каждый человек для собственного самообразования и саморазвития получает потоки новой информации. Но, мы по-разному усваиваем данные, зависимо от обстоятельств и способов получения информации. Многое зависит от человеческих каналов восприятия — не все равномерно развито.

Каждый человек, читающий данную статью, обладает четырьмя органами чувств — слухом, зрением, сенсорикой и обонянием, где глаза и уши принимают гораздо больший поток данных. Однако, выделяется один, наиболее развитый канал, который индивиду свойственно использовать чаще остальных, принимая больше информации, чем остальные. Только не думайте, что другие не требуются — в человеке все гармонично. В институте это хорошо видно — одни меньше слушают и больше пишут, другие наоборот — все запоминают в голове, не фиксируя информацию на бумаге; третья категория лиц чертит таблицы и знаки.

Все потому что у нас есть несколько видов восприятия информации:

  • Визуальное восприятие
  • Слуховое, или аудиальное
  • Тактильное
  • Вкусовое
  • Обонятельное

Отсюда вытекает вывод о подаче информации в отдельных формах, удобных человеку:

  1. Метод восприятия информации органами чувств — оптико-акустическая и оптически-осязательная формы.
  2. Форма технической однородности — цветовой, акустический, текстовый методы.

Таким образом, поскольку любая подача информации имеет определенную форму, восприятие разными индивидами данного потока происходит разными способами, что разделяет человечество на несколько категорий:

  1. Визуалы — индивиды, воспринимающие поток данных через глаза.
  2. Аудиалы воспринимают большинство информации ушами.
  3. Кинестетики склонны к восприятию информации через движения, осязание, обоняние и другие подобные чувства.

Дискреты анализируют, думают и воспринимают данные путем логического осознания — знаки, цифры, логические доводы, теории и прочее. Разумеется, данная категория наименее многочисленна. Самому молодому поколению данная форма восприятия мира вовсе неизвестна.

Как ускорить процесс самообразования?

Самообразование и саморазвитие напрямую зависят от процесса обучения личности — это и есть основной способ ускорения развития человека. Самообучение и познание этикета способствуют лучшему усвоению информации.

В разные периоды личностного роста характерен возраст — не стоит пытаться его увеличить, иначе произойдет сбой и неполноценность развития. Также, большая нагрузка может притупить способности человека и желание к развитию. Потому, очень важно соблюдать этапы развития личности. Ежедневно мы принимает физиологические, физические и психологические изменения, независимо от возраста. Дабы правильно воспринимать жизненные изменения, осознайте законы развития личности, значение кризисов и соединение всех процессов бытия в один вектор саморазвития.

Также, при интенсивном развитии личности учитывайте соотношения биологического и социальных факторов. Физическое развитие всегда отображает умственные показатели, потому для лучшего усвоения информации уделяйте внимание своему телу. Походы в тренажерный зал, ежедневные домашние упражнения и утренние пробежки стимулируют умственное развитие.

Для лучшего самообразование старайтесь прогнозировать жизнь — кризисам и депрессиям свойственно понижать нашу активность, порой ударяя в самых неожиданных местах. Старайтесь предусмотреть негатив в вашей жизни.

Отдых — еще одна немаловажная деталь самообразования и саморазвития. Уделяйте круглосуточно не менее 10 часов отдыха, не читая книг, не смотря телевизор и не находясь в интернете. Таким образом, вы простимулируете естественное ускорение личностного роста — чем больше и лучше вы отдыхаете, тем эффективнее работаете. Старайтесь находиться в тишине, по мере возможности убирать раздражающие факторы и давать мозгу отдохнуть. Вы забудете о психических расстройствах и других заболеваниях организма — здоровое тело означает здоровый дух.

Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития

Основным отличием самообразования от повседневного процесса обучения — отсутствие наставника, учебного заведения, методики и прочего. Именно в процессе самообразования происходит саморазвитие таким, каким вы хотите его видеть, выбирая сферы изучения, исходя из собственных желаний. Вы составляете порядок действий, и следуете ему, не слушая никого со стороны. Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.

В процессе самообразования практические советы остаются советами, потому как именно Вы выбираете путь саморазвития путем обогащения внутреннего мира. Ставьте конкретную цель, понимайте чего вы хотите добиться, и действуйте. Такой процесс самообразования способствует максимальному саморазвитию. Составьте график обучения, включив наиболее приемлемые источники развития. Безусловно, Всемирная паутина обладает всем, но старайтесь постигать печатную продукцию, заниматься научными исследованиями. Документальное кино и аудио-файлы благотворно влияют на самообучение и саморазвитие. Обязательно переносите теорию в практику, развивайтесь как духовно, так и физически. Таким образом, роль самостоятельного образования для человеческого саморазвития сложно переоценить — все, что мы читаем, слушаем или смотрим, развивает наш мозг, способствуя развитию духовного мира. Процесс самообразования не прекращается никогда, всю жизнь ваша личность наполняется новой информацией, без которой человек пребывает в неведении и деградирует.

Выводы

Учеными давно доказано — для надлежащего саморазвития человека, ежедневно необходимо читать несколько газет, журналов, около сотри страниц научных исследований, и столько же литературного текста. Самостоятельное образование — это творческий труд, расширяющий личность, обогащая внутренний мир, выступая двигателем прогресса, превращая репродуктивные исследования в полезную практику. Отсюда выходит, самообразование — механизм развития культуры и науки для каждого человека. Читайте книги, пишите стихи, следите за экономическими показателями, не стесняйтесь постигать новое — расширяйте собственный кругозор. Самообразование и саморазвитие — ключ к постижению нашего мира и всего сущего.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.