Шапка гробокопателя печерская лавра. Преподобный марк печерский, гробокопатель. Православный Церковный календарь

После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории Российской Империи, которая отработала отведенный ей срок -5 сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Государственная дума Российской империи - законосовещательное, позже - законодательное учреждение Российской империи . Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи . Всего было 4 созыва Государственной думы.

Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя. Кадеты при выборах в IV Государственную Думу провели несколько «левых» демаршей, выдвигая демократические законопроекты о свободе союзов и введении всеобщего избирательного права. Декларации буржуазных деятелей демонстрировали оппозиционность правительству.

Правительство мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их по возможности незаметно и сохранить или даже усилить свои позиции в Думе, а тем более недопустить ее сдвига «влево».

Стремясь иметь в Государственной Думе своих ставленников, правительство (в сентябре 1911 его возглавил после трагической гибели П.А.Столыпина В.Н.Коковцев) воздействовало на выборы в тех или иных регионах полицейскими репрессиями, возможными махинациями вроде ограничения числа избирателей в результате противозаконных «разъяснений». Оно обратилось к помощи духовенства, предоставив ему возможность широкого участия в уездных съездах в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. Все эти ухищрения привели к тому, что среди депутатов IV Государственной Думы было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики; рудники, торговые предприятия, дома и др.). К интеллигенции принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы – Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством.

По национальной принадлежности почти 83% депутатов в Государственной Думе 4-го созыва составляли русские. Были среди депутатов и представители других народов России.

Там присутствовали поляки, немцы, украинцы, белорусы, татары, литовцы, молдаване, грузины, армяне, евреи, латыши, эстонцы, зыряне, лезгины, греки, караимы и даже шведы, голландцы, но их доля в составе общего корпуса депутатов была незначительна. Большинство депутатов (почти 69%) были люди в возрасте от 36 до 55 лет. Высшее образование имела примерно половина депутатов, среднее – немногим более четверти всего состава членов Думы.

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем – П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

дипломная работа

§ 4. Четвертая Государственная Дума (1912 - 1917 гг.)

Осенью 1912 г. проходящие выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Она оказалась еще более правой, чем предыдущая. Правые и националисты получили 186 мест, октябристы - 100, кадеты и прарессисты - 107. Кадеты попытались организовать оппозиционное демократическое движение и направить его деятельность в конституционное русло. Основные требования: изменение избирательного закона, реформа Госсовета, создание "ответственного министерства". Председателем Думы был избран М.В. Родзянко.

Первая мировая война вызвала новый кризис парламентаризма в России.24 июля 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. С июля 1914 г. по июнь 1915 г. правительство приняло 285 чрезвычайных указов.26 июля 1914 г. Государственная Дума вынесла правительству вотум доверия. В Думе прозвучали призывы к гражданскому миру, единению общества для отпора врагу. Кадеты и октябристы пообещали поддержку правительству, трудовики призвали подчинить интересы революции интересам обороны страны. Только социал-демократы осудили политику правительства, не приняли участия в утверждении военного бюджета и призвали использовать войну для революционного свержения самодержавия.

Однако уже в июле-августе 1915 г. Дума вновь подвергла правительство критике. Поражения на фронте, влияние Распутина и императрицы Александры Федоровны на решение государственных дел сплотили оппозицию. В августе-сентябре 1915 г. большинство депутатов Государственной Думы (236 депутатов из 442) объединились в Прогрессивный Блок. В него вошли и "Крайне правые и крайне левые", включая правых националистов, меньшевиков, трудовиков, октябристов, кадетов. Программа блока предусматривала создание "министерства доверия", изменение приемов управления, признание свободы вероисповеданий, пересмотр законов 1890 и 1892 г. о земствах, политическую амнистию, подготовку закона об автономии Польши и т.д., иными словами, Дума стремилась сохранить гражданский мир на основе возврата к либеральным реформам и трансформации России в конституционную монархию.

Однако, Николай II не уступил Думе. Успехи на фронте летом 1916 г. послужили поводом для возврата к старым способам управления: были прерваны заседания Думы, запрещены земские съезды, принят закон об усилении полицейского надзора.

В то же время в правительственных кругах усилилось противоборство различных группировок, что определило противоречивость и непоследовательность проводимой политики. С осени 1915 г. сменилось 4 председателя Совета Министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра.

4 ноября 1916 г. лидер кадетской партии П.Н. Милюков на заседании Думы обвинил правительство в измене и подготовке сепаратного мира с Германией, он потребовал передачи Думе законодательных полномочий. Милюкова поддержало большинство Думы. Публикация речи Милюкова была запрещена цензурой, но ее текст мгновенно распространился по стране. Новейшая история Отечества ХХ век / Под ред. Киселева А.Ф. / М.: Владос, с. 98-102.

Кризисное состояние страны и надвигавшаяся революция заставили правые круги отказаться от парламентской борьбы и вступить на путь заговора. В декабре 1916 г. великий князь Дмитрий Павлович, князь Юсупов, депутат-националист В. Пуршикевич совершили убийство Распутина. В парламентских, промышленных и военных кругах распространение получил план отречения от престола Николая II в пользу сына или брата Михаила. Одновременно окружение царя настаивало на разгоне Государственной Думы. Дума обвинялась в том, что способствовала росту революционных настроений. Поэтому с началом массовых выступлений против самодержавия в середине февраля 1917 г. император издал указ о роспуске Государственной Думы, ее депутаты 27 февраля создали Временный Комитет Государственной Думы, на основе которого вскоре будет создано Временное правительство.

В целом IV Государственная Дума представляла собой орган, умеющий исходя из ситуации в стране, лоббировать свои интересы для решения государственных и общественных дел. Ограниченная в своих полномочиях Дума естественно пыталась расширить их, стать главным органом, учитывая опыт прежних Дум, она выбрала наиболее оптимальный вариант - действовать исходя из ситуации в стране и авторитета других органов (в частности, правительства). Поэтому в начале войны, когда исполнительная власть имела большие возможности, Дума не стала ей перечить и пошла на сближение.

В условиях же неудач на фронте, тяжелого положения в стране и потери авторитета ведущих органов, Дума стала очень быстро набирать силу, что конечно же вело к ее разногласиям с царизмом. Но все же полной власти, чтобы управлять государством, они не достигли.25 февраля 1917 г. Дума была распущена.

Значение первых Государственных Дум России для современного парламентаризма очень велико. Благодаря своему возникновению они заложили первые основы будущего демократического парламента. Выборность законодательного органа, наличие избирательного закона, представительность народных масс, законодательная инициатива, разделение депутатов по фракциям - все это и многое другое дала современному парламенту России Государственная Дума Российской империи.

Глава II. Особенности советского парламентаризма 1920 - 1991 гг.

Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации

государственный власть президент полномочие Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Он призван выражать интересы местностей...

Понятие Государственной Думы впервые относится к периоду первой российской революции 1905-1907 гг. Революционные события начала 1905 г. заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общества. 18 февраля 1905 г. был опубликован царский манифест...

Государственная Дума в России: история создания, правовое определение, механизмы её формирования и функционирования

В постсоветский период попытки приспособить Конституцию РСФСР 1978 г. к новым политическим реалиям, сложившимся в российском обществе в конце 1980-х -- начале 1990-х гг., успехом не увенчались. Более того, изменения, внесенные в нее...

Государственная Дума Российской Федерации. Правовое регулирование наследования. Схема "Механизм государства"

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Согласно статье 95 действующей Конституции Российской Федерации, Государственной Думой принято считать - нижнюю палату Федерального собрания Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Начиная с 6 созыва...

Государство и право в начале XX века

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей...

Законодательные полномочия субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. ст. 95-97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах...

История парламентаризма в России в ХХ – начале XXI вв.

Вместе с Манифестом о роспуске II Государственной Думы было опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал...

Конституционное право России

При определении числа депутатов Государственной Думы учитывались российский опыт и практика других государств. От достаточно громоздкого Съезда народных депутатов РСФСР, состоящего из 1068 народных депутатов...

20 февраля 1906 года вышел акт об учреждении Государственной Думы, в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение избирательных положений, утверждение государственного бюджета...

Основные государственные законы 1906 года

В июне 1912 года изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью выплачивали владельцы предприятий; для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы"...

Государственная Дума Российской империи -- законосовещательное, позже -- законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи (о нем сказано выше)...

Становление парламентаризма в России

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49% всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую...

Статус Федерального Собрания Российской Федерации

Третья государственная дума

Третья государственная дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум...

О времени, когда подвизался блаженный Марк

О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия. По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не только для упражнения в молитве, но и для погребения усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но не желая получать ее на земле; ибо когда кто-нибудь принуждал его взять какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным.

Аскетические подвиги преподобного

Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течения всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост; так как и Сам Господь сочетал пост с молитвой; поэтому преподобный даже воду пил умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой праведной мерой. Таким образом он окончательно победил исконного врага рода человеческого «похотствующего на дух», умертвил плоть свою, и не только заключением, но и трудом и оковами, воздержанием от сна и голодом, не только безмолвием в тёмной пещере, но и копанием земли, и железным опоясанием, бдением и постом. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным, так что не боялся смерти, а скорее смерть боялась его гласа, как трубы архангельской, ибо преподобный отец наш Марк получил от Господа такую силу чудотворения, что и мёртвые слушались его повеления, как это и было засвидетельствовано многочисленными чудесами.

Чудеса по молитвам преподобного

Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер и не было для погребения его другого места, кроме того, которое вырыл Марк. Мёртвого принесли в пещеру и с трудом могли уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:

— Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.

Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мёртвому:

— Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.

При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.

Пещеры Киево-Печерской лавры

Иное чудо

Прп. Марк

В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтёр его по обычаю губкою, а потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом блаженного пещерника Марка.

Блаженный же ответил ему:

— Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.

— Отче, — ответил пещернику брат, — я уже обтёр губкою его мёртвое тело; кому же ты велишь мне сказать это?

— Ты видишь, что место еще не готово, — снова сказал ему Марк, — и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.

Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братью совершающей обычное пения над умершим. Тогда он сказал умершему:

— Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.

Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мёртвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему: » — Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.

Брат, вернувшись, передал всё это ожившему; тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руки Божии, и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мёртвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.

Преподобные Марк, Иоанн и Феофил

Братия Иоанн и Феофил

В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть.

Посмертное чудо прп. Иоанна по молитвам прп. Марка

Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:

— Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!

Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:

— Прости меня, брат, я согрешил.

Затем, обратившись к умершему, сказал:

— Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.

И тотчас по слову блаженного мёртвый встал и лёг на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас.

Послушание преподобного

Раскаяние Феофила

Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения: » -«Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, — говорил он, — молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.

Но блаженный ответил ему:

— Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мёртвых — дело Божие; а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.

Покаянный плач

Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрёт и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келлию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудит его отведать вкусной пищи: слёзы его день и ночь служили ему хлебом (Пс.41:4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:

— Не знаю, доживу ли до вечера.

Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:

— Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восставши утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?

И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течения многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слёз лишился зрения.

Пророчество преподобного

Преподобный Марк

Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:

— Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими.

Фееофил же со слезами ответил ему:

— Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мёртвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.

— Не скорби, брат, — ответил ему преподобный Марк, — что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирения твое плотское высокоумие, ибо «сердца сокрушенного и смиренного» (а не хвалящегося старшинством) «Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.

Кончина прп. Марка

Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший.

Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный и медный крест, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьёт святую воду из этого честного креста,- все получают чудесное исцеление, вернее, чем от каких-либо врачебных вод.

Крест прп. Марка

Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:

— Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Явление Ангела

Явление Ангела

Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:

— Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слёз?

И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила. исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.

— Вот слёзы твои, — сказал при этом Ангел, — которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отёр рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слёзный, дабы сеявший на земле со слезами, пожал на небе с радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мощи прп. Марка в Ближних Пещерах

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 1

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 8

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Посмертная слава преподобных Марка, Феофила и Иоанна

Наместник Лавры Митрополит Павел (Лебедь) надевает шапку прп. Марка

В Киево-Печерской лавре регулярно проводят особые молебны с надеванием на молящихся шапки преподобного Марка Гробокопателя.
Много веков назад подвижник Киево-Печерского монастыря искапывал для почившей братии могилы в пещерах, чем и заслужил прозвище.

А когда отошел ко Господу сам, то оказалось, что его мощи стали чудотворными. Мощи святого почивают в Ближних пещерах, а шапка, которую носил преподобный, используется во время молебнов о здравии. Многие верующие свидетелствуют, что шапка исцеляет их от головной боли или заболеваний нервной системы. А незамужние девушки верят, что если сходить на семь служб подряд, то встретишь своего суженого. Так это или нет, нам не ведомо, но думается, что Господь- сердцеведец во благовремение посылает каждому то, что полезно для спасения его души.

Святой Марк подвизался в XI-ХII вв. в Киево-Печерской обители. Жил он в пещере и занимался копанием могил.

Пещерные могилы тогда представляли собой небольшие отверстия в стене пещеры. Тела усопших монахов клали в такие углубления по обеим сторонам пещерного коридора. Для того чтобы выкопать могилу, необходимо было изрядно потрудиться - сделать лакуну необходимого размера, вынести из пещеры землю. Долгие годы Марк нес это послушание ради братии.

За особо строгую подвижническую жизнь преподобный Марк получил от Бога удивительный дар - власть над смертью. В Киево-Печерском патерике приведены несколько историй, свидетельствующих об этом.

Так, однажды преподобный рыл очередную могилу и по усталости не успел расширить ее до необходимого размера. Как раз в тот день почил один из братьев. Монахи пришли хоронить его и не нашли другой могилы, кроме неоконченной. Едва вместив мертвеца в узкое отверстие, иноки стали роптать на Марка, потому что на мертвом нельзя было ни одежд поправить, ни елея на него возлить. Тогда преподобный повелел покойнику: «Брат, могила тесна - окропись ты сам. Возьми елея и возлей на себя». Мертвый послушно приподнялся, взял елей, возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, поправил на себе одежды, лег - и вновь упокоился. Все окружающие были поражены.

В другой раз также умер один брат, а готовой могилы не было. К Марку пришел монах и спросил, где похоронить преставившегося. Марк ответил: «Пойди, скажи умершему брату, что грешный Марк просит подождать до завтра, пока я приготовлю ему место». Монах послушался преподобного и пошел в храм, где как раз совершали заупокойное богослужение по усопшем. Встав напротив мертвеца, он произнес: «Брат Марк просит подождать до завтра, пока он приготовит тебе место». Какой же ужас оковал всех, когда мертвец открыл глаза! Он лежал с открытыми глазами и дышал, не вставая и ничего не говоря.

На следующий день инок снова пошел к Марку спросить о могиле. «Да, место готово. Передай брату, что он теперь может умереть», - ответил Марк. Монах пошел к ожившему и передал слова подвижника. Как только он закончил говорить, оживший вновь испустил дух.

Еще одна история. Были в монастыре два брата-монаха, с детства очень любящие друг друга. Им удалось уговорить Марка выкопать им общую могилу, чтобы лежать там после смерти вместе.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте».

Однажды Феофил, старший брат, отлучился из обители. Младший в это время заболел и скоропостижно скончался. Феофил, возвратившись, много скорбел. Поплакав, он пришел в пещеру посмотреть, где положили усопшего. Обнаружив, что брат лежит на верхнем месте, Феофил с возмущением упрекнул Марка: «Я старше его, а ты положил его на моем месте!» Пещерник попросил прощения у Феофила и сказал умершему: «Брат! Поднимись и ляг на нижнем месте». На глазах у всех мертвец встал и лег там, где ему было указано.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте». Преподобный ответил: «Ты и должен был воспользоваться своим старшинством, и теперь же и положен был бы здесь. Но ты еще не готов предстать пред Господом. Иди, позаботься о своей душе, и скоро будешь лежать в этой пещере. Воскрешать же мертвых есть дело Божие, а я человек грешный».

Феофил с рыданиями возвратился в свою келью. Он раздал все до последней рубашки и стал ожидать смерти. Никто не мог остановить его плача, и никто не мог убедить его поесть чего-то вкусного и сладкого. Монах морил себя голодом, молился и плакал, ожидая кончины. Он так изнурил свое тело, что можно было перечесть его кости. От постоянного плача он ослеп.

Однажды преподобный призвал Феофила и сказал ему: «Молись обо мне, я умираю». Тот был потрясен. «Или возьми меня с собой, или даруй мне зрение», - просил он. Но Марк открыл ему, что слепота была попущена Богом ради его духовного преуспеяния, и прозревать ему не полезно. Впрочем, Гробокопатель также предрек слепцу: «За три дня до преставления своего ты прозришь». В тот же день Марк умер.

Разлука со старцем стала для Феофила источником еще больших скорби и слез. Когда он плакал, то ставил перед собой сосуд, в который капали слезы. За годы плача он наполнил сосуд до самого края. Однажды во время молитвы ему явился ангел, который сказал: «Ты хорошо молишься, но зачем хвалишься слезами?» После этих слов ангел показал Феофилу сосуд еще больший, полный влаги. Оказалось, то были слезы, пролитые Феофилом, но не попавшие в сосуд. Они либо упали на землю, либо были отерты рукой, но ангел хранитель собирал каждую покаянную слезинку, не потеряв ни одной.

После ангельского видения Феофил прозрел и через три дня отошел к Господу. И Феофила, и его брата положили рядом с преподобным Марком.

Власть над смертью, какую имел преподобный Марк, безусловно, поражает нас. Но как бы удивителен ни был этот дар, он представляет собой реализацию той возможности, которую Христос дал всем нам. А именно.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть.

Апостол Павел писал, что Христос пришел «...избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству » (Евр. 2, 15). Здесь апостол замечает важную вещь: смерть является не только следствием греха первого человека, но и причиной греха - если говорить уже о нашей с вами жизни.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть. В блуде и чревоугодии, любостяжании и сребролюбии, гордости и тщеславии мы подсознательно бунтуем против смерти и как бы пытаемся упрочить свое существование ложными способами.

Мы пытаемся преодолеть смерть, найдя жизнь, но ошибаемся, потому что ищем жизнь не в Боге, а в грехе. Мутная сладость греха дает нам мнимое переживание яркости бытия. А после греха мы неизбежно понимаем, что сделались теперь еще мертвее.

«Поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами - страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство грех у», - говорил об этом свт. Иоанн Златоуст.

«Смертность - это своего рода болезнь, порождающая страх, который в свою очередь служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый стремится выйти победителем за счет своего ближнего: в этом и состоит суть греха, который есть обратное любви, то есть отдачи всего ближнему », - писал прот. Иоанн Мейендорф.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы».

Получается интересная картина. Результат первородного греха есть наследственная смертность, но она, в свою очередь, также родит грех. Грех и смерть взаимно порождают друг друга! Получается порочный круг, в котором безысходно пребывал человек до прихода Христа. Но смерть и воскресение Спасителя разорвали этот круг и подарили человеку возможность выйти из «системы» - жить вне рабства греху и смертности.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы». Вообще святость всегда есть отчаянный прорыв в небеса, буквальное исполнение слов апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым » (1 Кор. 3, 18). И каждому, кто вышел из «системы», Бог дает качества, которые являют новизну этого человека, принадлежность его к иному миру, к Царству Небесному.

Преподобному Марку Господь дал видимую и явную власть над злейшим врагом человечества - смертью. Христос может делать такие подарки, потому что Он победил смерть и способен подарить Свою победу. Подобно тому, как в древности цари подводили своих малолетних детей к связанным и поверженным врагам, и дети наступали ногой на обезвреженного папой неприятеля. Победа отца принадлежала и им - папа подарил им ее.

Также и Христос дарит нам Свою победу над смертью. Без Него мы - беспомощные дети. С Ним - победители диавола, греха и смерти. И насколько мы раскроемся перед Христом, насколько дадим Ему место в нашем сердце, насколько позволим Ему действовать в нашей жизни - настолько мы будем способны воспринять Его победу, Его силу и Его благодатные дары.

Преподобный Марк - один из тех, кто дерзнул выйти из «системы» греха. Все отцы, лежащие мощами в лаврских пещерах - новые люди, в которых Христос вложил какое-то новое качество Своего Небесного Царства. И они способны научить нас, жителей 21-го века, этой новизне.

Потому мы и ходим туда, в полумрак киевских пещер, к мощам преподобных - подышать воздухом новой жизни, приобщиться к Царствию Божьему, приобрести силы для того, чтобы выйти из «системы» и нам. Мы ходим туда, чтобы научиться побеждать смерть не лжебытием греха, а подлинной жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Святой Марк да помолится Христу в день своего преставления, чтобы мы нашли подлинную жизнь там, где она действительно есть - в Боге.

Помолись о нас, отче Марко! Чтобы у нас получилось все то, чего Бог хочет от нас.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.