Советы майкла митчелла всем папам

Консультация для родителей

«Как приучить ребенка к труду ?»

Народная пословица гласит , яблоко от яблони далеко не падает . Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей , от их личного примера . Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того , кто сегодня должен готовить , убирать и стирать , то и приучить маленького ребенка к труду невозможно , так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей . А есть семьи , где родители с утра до вечера заняты работой , приучать ребенка работать им не хватает времени . Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям , взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому . Если родители учат одному , а сами поступают по-другому , то не стоит надеяться , что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком .

Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста . Сначала научите его убирать за собой игрушки . Детям не очень нравится это занятие , поэтому лучше делать это в первое время вместе . Для того чтобы ребенок знал , как и куда убирать игрушки , в детской комнате должен быть порядок . Для книг отдельная полка , для машин свой гараж , а для других игрушек коробка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок , тогда у него пропадет желание убирать совсем . Главное говорите ему слова "вместе " и "помогу ". Важно приучить ребенка , чтобы поиграв с игрушкой , он их ставил обратно на место , а не бросал их по комнате и брал другую . После того , как ребенок сложил свои игрушки , не забудьте его похвалить , скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей . Чем старше становится ребенок , тем больше поручений он может выполнить . Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь . Уже трехлетние малыши стараются делать все сами . Многие хотят самостоятельно застелить постель , одеться , мыть посуду или постирать свою одежду . Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку , у них не хватает терпения ждать , когда малыш медленно сделает то , чего они могут сделать сами за несколько минут . Поэтому они сами застегивают ему одежду , сами убирают игрушки , а посуду не доверяют ребенку мыть только потому , что он может что-то уронить или испачкать свою одежду .

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться . Даже если грязи после "уборки " ребенка стало больше , а жир только размазался по посуде после мытья , необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату , можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов . Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру , начиная с 5-6 лет, они отлично понимают , что интересного в работе мало . Поэтому , если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности , то выполнять домашнюю работу он не будет . Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу : наводить порядок на столе , убирать постель или мыть за собой посуду .

Несмотря на плохое поведение ребенка , старайтесь не злиться на него и не угрожать : "Немедленно убери все в своей комнате , иначе сегодня ты этого не получишь !" Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку , что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому . Например , в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате , в пятницу поливать цветы , а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной . Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует . Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе , занятий в музыкальной школе или в спортзале . Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод , кормить рыбок или других домашних животных , сходить за хлебом или молоком в магазин . Главное не то , что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко , выкинуть мусор , а важно научить ребенка к ответственности , аккуратности и трудолюбию . Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно . Лучше объясните ребёнку , что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе , так же как и вместе отдыхать и жить . Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит , в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни . Приучение ребенка к труду полезно не только родителям , оно необходимо для становления личности . Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком . А тот, кто не работал с детства , с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей , а потом на жену или мужа .

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека . Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив !

Ошибаются родители , которые думают , что пора трудового воспитания наступает , когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше . Вспомните : ваш сын или дочь трудились даже тогда , когда еще не умели вставать на ножки . С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке , как старательно сжимали свой еще слабый кулачок , пытаясь взять , удержать ее !
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда - его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.
Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца. Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее. Он осознает свои обязанности по отношению к окружающим людям, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.
Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка - поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.
На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку- это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке- домашние туфли.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку - например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель - поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.
Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой - закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.
Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.
На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,- не только дать им корм, но и почистить клетку.
Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан, будет делать сам!
Будьте для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

Привычный образ мамы в массовой культуре – замордованная домашними заботами женщина, орущие и лезущие везде дети. Как же наши предки рожали по 10-20 детей и управлялись с хозяйством без современных гаджетов? Все очень просто. Они знали, как приучить ребенка к труду , это было в русской культуре. Известно, что в 10-12 лет ребенок был полноценным работником, настоящим помощником.

Деятельность, а не лень — в природе человека

Лень подрастающего поколения стала притчей во языцех. Они не хотят выносить мусор, убираться в своей комнате, мыть посуду, ухаживать за домашними животными. В школьные годы их не заставишь учить уроки. А уж как жалуются на детскую лень учителя…

Почему же наши дети такие ленивые? Они что, из другого теста, чем 100 лет назад? Ответ прост. Как говорят психологи: после трех уже поздно .

Чаще всего лень вызвана неправильным воспитанием . В то время, когда ребенок мал, в 1,5-2 года, он искренне тянется помогать родителям во всех делах. Мы же гоним его, чтоб не мешался. Не хочется выполнять двойную работа, убираться после ребенкиной «помощи». Хочется сделать все быстрее, лучше, чище, без потерь продуктов, без порчи вещей.

Это большая ошибка. Да, его помощь в таком возрасте обходится нам дороже собственных усилий. Но надо понимать, что это необходимо для полноценного развития личности, для успеха в жизни.

Распространенная ошибка родителей – делать за малыша то, что он уже в состоянии сделать сам . Начиная с малого: одеться/раздеться, унести грязную посуду, собрать игрушки. Налить себе воды, попить.

Уже со вторым ребенком стараюсь придерживаться такой стратегии. Просит: пить. Говорю: иди, попей, твоя кружечка на столе. Обсикает вещи – пусть соберет, унесет в стирку.

Вспоминаю такую историю. Мальчик около 7 лет хочет пить. Взял в одну руку стакан, в другую – 5 литровую бутылку с водой. Пытается налить на весу. Ничего не получается. Просит помочь. Говорю ему: поставь стакан на стол и наливай. И ведь все получилось! Мужчина, который наблюдал за ситуацией, засмеялся: вот уж действительно помогла.

4 вещи, которые родитель никогда не должен делать за своих детей.

Тут надо следить за собой. Не хочется терять время, пока кроха неуклюже, но справится сам. Надо терпеть.

Ко всем советам, конечно, нужно подходить с разумением. Надо понимать, когда ребенок не делает что-то потому, что не успел еще все обдумать, понять, что нужно. Возможно, он флегматик, это особенность темперамента .

Другой вариант – элементарная усталость . Детям в течение дня нужно достаточное время для игр. Если малыш перегружен секциями или домашними обязанностями, ему нужно отдохнуть.

Детская мечта — повозиться с тестом

В старину умели воспитывать. А нам приходится учиться. Поэтому вот несколько советов:

  1. Самое главное – личный пример . Если дома бардак, мама неопрятная, сидит, уткнувшись в телефон, что ждать от малыша? Пусть видит, что все берется от родительского труда. И для порядка в доме и для вкусного ужина надо постараться.
  2. Не гнать от себя, принимать помощь . Если возможно, все делать вместе. Моем пол – дать тряпочку поменьше, пусть возюкает. То же с посудой. Когда готовишь, можно всегда дать задание по силам. Принести, ополоснуть, почистить лук или яйца можно уже в 1,5 — 2 года.

Когда кроха принимает участие в готовке, то есть это блюдо потом будет с гораздо большим аппетитом. Актуально для родителей малоешек. Больше советов .

  1. Хвалить . Убрались вместе, сказать, как красиво, чисто, как приятно в убранном помещении. Приготовит что-то малыш – попробовать и сказать, как вкусно.

Однажды пришлось читать пример о такой очень мудрой бабушке. Девочка пожарила сама несколько котлеток (бок-о-бок с бабушкой, конечно). Несколько черных бесформенных комочков. Бабушка, не дрогнув лицом, съела все и нахваливала. Ребенок сиял от гордости. Уверена, что при таком воспитании девочка вырастет настоящей хозяйкой.

А вот меня в детстве почти не звали готовить. До сих пор не люблю. Бедный мой муж.

Хотите, чтобы дочка готовила с удовольствием? Сделайте ей отличную

  1. Учитывать реальные возможности ребенка. В 4 года еще нереально прополоть в одиночку грядку морковки (а с мамой – запросто!) или почистить картошку. Если задание будет слишком тяжелым физически, слишком сложным, ребенок станет избегать такой работы, чтобы не столкнутся с неудачей. Психологи называют это «мотивация избегания неудачи». Так можно всю жизнь человеку испортить.

Если вы видите, что ребенок склонен к избеганию неудачи, предлагайте такие вещи делать вместе. Подчеркните, что вы только помогаете ему убирать игрушки, но убирается он сам.

Что может ребенок

Точно знаю, что все дети любят мыть посуду. Главное — не вспугнуть

В 1,5-2 года:

  • собрать игрушки;
  • принести, унести, подать;
  • убрать свою тарелку со стола;
  • помочь накрыть на стол к обеду;
  • поиграть с новорожденным младенцем несколько минут;
  • участвовать в уходе за домашним питомцем;
  • вытирать со стола;
  • ополаскивать, вытирать, относить помытую посуду;
  • вытирать пыль;
  • относить и выкладывать покупки;
  • садить крупные семена;
  • поливать.

Хорошее задание для этого возраста – перебрать горсть из 2 видов крупы. Развивает мелкую моторику, усидчивость, способствует развитию речи.

Как приучить ребенка к труду — не мешать!

В 3-4 года:

К перечисленному добавляется

  • мыть пол;
  • мыть посуду;
  • составить или протереть обувь;
  • месить, раскатывать тесто;
  • одеться, раздеться, почистить зубы;
  • ухаживать за домашним любимцем;
  • готовить несложные блюда.

Моя старшая дочка еще до 5-летнего возраста освоила несколько блюд. Сладкий чай с молоком. Бутерброд с маслом (хлеб порезанный). И вершина кулинарного искусства – омлет с сосисками.

Вместе с ребенком можно покрасить яйца на Пасху натуральными красителями.

Омлет с сосисками — вполне по силам в 4-5 лет

  • убирать в своей комнате;
  • сложить одежду на место;
  • постелить, заправить постель;
  • стирать некрупные вещи;
  • пришивать пуговицы;
  • присмотреть за малышом.

Кулинарное достижение моего ребенка: почистить, порезать и посолить огурцы. Почистить, потереть морковку.

Ребенок может съесть даже рагу из кабачков, если сам готовил его

  • погулять с собакой (если позволяет размер и воспитание животного);
  • сварить кашу или еще что-то несложное;
  • помогать с посадками на дачи;
  • выносить мусор;
  • ходить в магазин;
  • мыть окно, зеркало (не на высоте);
  • пылесосить.

Научить ребенка убираться будет легче, если предложить ему алгоритм. М ожно написать список или нарисовать схему, повесить на стене. А за основу взять несколько советов из .

Конечно, во многих случаях, особенно поначалу, требуется контроль, помощь мамы. Что-то будет сделано не идеально. Опасно критиковать такие вещи. Лучше похвалить за то, что на самом деле удалось.

С самого раннего возраста нужно следить за тем, чтобы у ребенка были посильные, но постоянные обязанности по дому. Только нельзя наказывать работой. Это не только обязанность, но и право, которое тоже нужно заслужить.

Не стоит платить за выполнение домашней работы. Ребенок привыкнет все считать на деньги, ему будет трудно научиться получать удовольствие от труда. А вот похвалить за реальное достижение всегда нелишне.

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.


Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.


Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

Наверное, никто не будет спорить, что детей постепенно нужно приучать к труду. Иначе, они вырастут пассивными, неумелыми, будут бояться жизненных трудностей и бытовые проблемы покажутся им сверхсложными задачами. И неважно, кого вы воспитываете – сына или дочь, любовь к труду нужно создавать по кирпичику и у тех, и у других.

Неправы бывают те родители, которые стараются оберегать детей от жизненных ситуаций, думая, что тем самым они проявляют заботу, продлевают детство и защищают от невзгод. Взваливая все на себя или на других членов семьи, такие родители, на самом деле, приучают детей к эгоизму, чувству особенности и собственной важности. Эти качества - плохие помощники в будущей жизни.


Мужская и женская работа

Также неправильно разделять домашнюю работу на мужскую и женскую . Мальчиков нужно учить готовить, стирать, гладить и убирать точно так же, как и девочкам нужно поручать несложный ремонт, вынос мусора и пр. Каждый человек должен уметь заботиться о себе сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Хорошо, если в жизни ему встретятся люди, готовые обеспечивать полный комфорт, ну а если вашему ребенку придется жить одному, то он не пропадет. Этим правилом должны руководствоваться все по-настоящему любящие родители.



Посильная помощь

Естественно, что не нужно перекладывать на детей всю домашнюю работу . Но посильная помощь должна всячески поддерживаться. Что можно поручить малышам, спросите вы? Оказывается, очень многое. Убрать за собой игрушки могут малыши самого раннего возраста. Главное, превратить эту задачу в игру и проявить немного терпения.

Понятно, что вначале дети не будут делать все самостоятельно. Но именно те родители, которые не жалеют сил на правильное воспитание , потом могут гордиться своими умелыми детьми. Конечно, можно все быстренько убрать самому, не тратя усилий на уговоры, это, безусловно, легче. Да только смысла в этом не будет. Ребенок привыкнет, что вы и так все сами прекрасно сделаете, зачем же ему напрягаться.

Играть можно по-разному. Можно собирать кубики, представляя, что вы везете их на склад или на будущую стройку. Кукол и мишек можно укладывать спать, а машинки отправлять не в коробку, а в гараж. Тогда сама суть уборки превращается в любимое занятие, ведь именно в это время мама или папа соглашаются, наконец, поиграть с малышом.

Еще дети младшего возраста с удовольствием поливают цветы, протирают влажной тряпочкой любые поверхности, с радостью моют в тазике посуду и овощи с фруктами, стирают платочки и носочки, намыливая их и выкручивая, возятся с тестом и перемешивают салаты. А если устроить между детьми простое соревнование, то уборка в доме превратиться в веселую игру.

Помощь по дому

Но запомните: помощь по дому должна вызывать только положительные эмоции. Известны случаи, когда чрезмерное усердие в приучении детей к труду, вызывало совершенное отвращение от всех домашних работ . Никогда не заставляйте ребенка помогать в виде наказания. Если его поведение было плохим, накажите лучше запретом смотреть мультики или лишите сладкого. Не возлагайте на детей слишком сложных заданий с проверками.

Даже если работа по дому выполнена некачественно, укажите на это в мягкой форме, не упрекая и не высмеивая. Старайтесь распределять обязанности справедливо. Если вы попросили ребенка убрать в квартире, а сами в это время отправились на развлекательную прогулку, то это вызовет обиду и протест против любых домашних работ. Лучше все делать вместе, либо справедливо распределять обязанности. Например: «Давай сейчас вместе уберем, а потом будем вместе отдыхать» Либо так: «Ты моешь пол, а я готовлю ужин» В этом случае, ребенок будет чувствовать, что вы видите в нем равного помощника, а не подневольного работника.

Еще один секрет, как приучить ребенка к труду.

Забота о родителях

Учите детей заботиться о родителях, младших членах семьи или о домашних питомцах . Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что все изначально заботятся о самом малыше. Взрослые привыкают опекать его, подавать и подносить. Они так вживаются в эту роль, что не могут опомниться и тогда, когда помощь давно нужна им самим. Но у ребенка и не может возникнуть желания заботиться о ком-то, если он привык, что предмет заботы – он сам.

И не обязательно ждать, когда вы сляжете или заболеете по-настоящему. Прививайте малышу мысль, что он может вам что-то принести, подать, укрыть и накормить вас и пр. Для этого можно тоже поиграть. Скажите ребенку, что теперь вы будете ребенком, а он взрослым, и малыш с удовольствием включиться в эту роль.

Доверяйте ребенку несложное приготовление пищи, мытье посуды, самостоятельные покупки в магазине, общение с продавцами . Вначале, это будет происходить под вашим присмотром, а затем ребенок научится делать это самостоятельно. Не бойтесь, что он что-то испортит или разольет. Будьте готовы к последующей уборке, к разбитой посуде и испорченной пище. Никогда не ругайте за это малыша, а мягко объясняйте, незаметно помогайте, направляйте. Поверьте, эти затраты стоят того!


Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.