Стадии развития личности по эриксону кратко. Психология развития человека. Стадии развития по Эриксону. Стадии развития личности по Эриксону

Ведущие виды деятельности

«Нормальный» человек для Д.Б. Эльконина - это человек, который обладает автономностью сознания, индивидуальностью и спонтанностью, необходимыми для осуществления внутренних законов психического развития.

В более поздних работах отечественных психологов в периодизацию психического развития проникли идеи А.Н. Леонтъева о ведущей деятельности, то есть той форме активности, которая определяет развитие ребенка в конкретный период . Сегодня считается, что периодизация Д.Б. Эльконина и уточнение ее А.Н. Леонтьевым связаны с общей психологической концепцией Л.С. Выготского. Новый тип деятельности , лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван«ведущим».

В современной психологии есть и другая исследовательская позиция, я бы назвала ее позицией наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э. Эриксона, которая представлена в его периодизации жизненного цикла человека.

Э. Эриксон находит черты «нормального» человека, его обобщенный образ в характеристиках зрелой личности, которые позволяют ему, ориентируясь на этот образ, искать истоки ее организации на предшествующих стадиях жизни.

Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый человеком образ самого себя и форму поведения, соответствующую окружающему миру.



Э. Эриксон выдвигает положение о том, что в самой природе человека существует потребность в психосоциальной идентичности.

Идентификация , по Э. Эриксону, интегративный центр личности, определяющий ее целостность, систему ценностей, социальную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, вырабатывает механизмы психологической защиты, формирует самоконтроль.

Среди качеств зрелой личности Э. Эриксон выделяет индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. Через воспитание человеку передаются ценности и нормы общества.

В теории Э. Эриксона, как и у Д.Б. Эльконина, присутствует идея о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Развитие личности представляется как непрерывный процесс формирования новых качеств. Каждое из новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе, к миру.

Переход от одной личностной целостности к другой Э. Эриксон называет кризисами - временем усиливающейся уязвимости и одновременно возрастающего потенциала человека . Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфичес­кие возможности для реализации этой энергии.

Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития личности (таблица 2). На каждой из них человек должен осуществить выбор между возможными полярными отношениями к миру и к себе. На каждой стадии развития есть новый конфликт, который влияет на появление новых качеств личности, который дает материал для возрастания силы человеческой личности при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе становится источником ее слабости. По мнению Э. Эриксона, ускорение или относительная задержка на какой-то стадии окажет видоизменяющее влияние на все позднейшие стадии.

Восемь стадий, описанные Э.Эриксоном, не представляют собой шкалы достижений. Личность человека постоянно противостоит различным опасностям существования, в том числе и «негативным» чувствам, на протяжении всей жизни.

Он перечисляет основные сильные качества личности , считая их постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из психологических стадий: близость против одиночества: групповое объединение и любовь; производительность против застоя: производство и забота .

Стадии развития человека (по Э. Эриксону)

Стадия Базовый конфликт Пояснения Приобретения
А Орально-сенсорная Вера и надежда против безнадежности Решается, можно ли доверять этому миру вообще, есть ли в нем опора Уверенность
B Мышечно-анальная Автономность против стыда и сомнений Стыд и сомнения ставят ребенка в зависимость от других людей, способность к собственному контролю помогает развить автономность Сила воли
C Локомо-торно-генитальная Инициативность против вины Желание действовать соотносится с общественными нормами и собственными возможностями; если действия не соответствуют нормам, появляется чувство ви­ны Целеустремленность
D Латентная Трудолюбие против неполноценности Ребенок стремится овладеть но­выми навыками и знаниями; в случае неудачи у него возникает чувство неполноценности Новые знания и умения
Е Пубертатная (подростковый возраст) Индивидуальность против ролевого смеш Ответы на вопросы: кто я? Каков я? Чем я похож на других людей и чем я от них отличаюсь? Уста­навливаются критерии идентификации и происходит выбор социальных ролей Верность
F Ранняя юность Близость против одиночества Формирование интимных (близких) отношений или изоля­ция от людей Любовь, эротика
G Взрослость Производительность против застоя Стремление либо к творчеству и развитию своей личности, либо к покою и стабильности Способность заботиться
H Зрелость Личностная целостность против отчаяния Подведение итогов прожитой жизни. В результате – покой и удовлетворение или недовольство собой и страх смерти Устойчивость, умудренность

Стадия А. Для Э. Эриксона связана с формированием первого уровня идентичности и первых, самых глубинных механизмов психологической защиты - механизма проекции, то есть приписывания окружающим своих свойств и механизма интроекции - «вбирания» внутрь внешних источников, особенно образов родителей. Биологическим условием перехода на следующую стадию является созревание мышечно-двигательной системы, позволяющей ребенку иметь относительную автономность от взрослого.

Стадия В. Ставит ребенка в условия выбора - обрести уверенность в себе или сомневаться в себе, стыдиться себя. Этот выбор осложняется требованиями взрослых и их отрицательными оценками ребенка. Э. Эриксон говорит о «глазах мира», которые ребенок ощущает на себе как присутствие осуждающих взрослых. Переживание нового содержания выбора приносит ребенку овладение теми формами поведения, которые способствуют формированию психосоциальной идентичности.

Стадия С. Характерное поведение ребенка на этой стадии - активное вторжение вопросами, действием. Действия начинают регулироваться идеальными целями, ценностями. Ребенок уже способен к самонаблюдению, саморегуляции, у него формируются моральные чувства. Развитие интеллекта, способность к сравнениям дают ребенку огромный психологический материал для идентификации себя по половым признакам и соответствующего этим признакам поведения.

Стадия D. Связана со вступлением ребенка в школьную жизнь, а это качественно новые социальные связи с миром. Это важное время для формирования социальной и психологической полноценности - адекватного отношения к труду. Появляется важнейшее чувство идентичности себя с каким-то видом труда, с результатами и процессом производства вещи или мысли. Дети осваивают, по словам Э. Эриксона, «технологический этнос культуры».

Стадия Е. Происходит поиск подростком нового чувства целостности и индивидуальности. Это уже осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с переживаниями, связанными с физиологическим созреванием организма, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Чувство собственной идентичности, внутренней индивидуальности связано с перспективой карьеры, то есть целостности, имеющей значение для себя и для других.

В поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и руководства (управления) обществом.

Стадия F. На этой стадии общество требует от человека определения в нем своего места, выбора профессии, то есть самоопределения. В то же время происходит возмужание, изменение внешнего облика, что существенно меняет представление человека о себе, перемещает его в другие демографические и социальные группы.

Формирующееся чувство пределов долга перед другими людьми становится предметом того этического чувства, которое характерно для взрослого. В это время юный взрослый, экспериментируя, ищет место в обществе, и общество признает за молодыми людьми право поиска, обеспечивая его соответствующими социальными нормами. Человеку требуется много собственных сил и помощи со стороны общества, для того чтобы подняться на уровень самодетерминации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой в период юности.

Стадия G. На стадии взрослого, по мнению Э. Эриксона, зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою значимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботится и кем руководит. Для него понятие производительности связано не только с количественными характеристиками жизни человека, но, прежде всего, с заботой о порождении и воспитании нового поколения. Эта деятельность требует от человека продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других сферах жизни) не могут заменить производительности.

Стадия Н. Характерной чертой человека на этой стадии Э. Эриксон считает появление качества индивидуальности, которая обеспечивает человеку его целостность и неповторимость, смелость быть самим собой.

Для человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится основой для переживания своей целостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее, которые отличают любовь к жизни от страха смерти.

В этом смысле практический психолог может не углубляться в теоретические сложности понятия «нормальный человек», а выбрать для себя какую-то схему развития или построить собственную и работать в соответствии с ней. Его работа будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жизненной стадии находится человек, с которым он работает. Это даст ему возможность более четко ориентироваться в содержании его проблемы, учитывая соотношение проявления индивидуальности и общей схемы жизненного развития.

Современная практическая психология в виде психотерапевтической и консультационной деятельности накопила большой эмпирический (практический) материал, который может быть представлен с точки зрения проблем ребенка на разных возрастных этапах. Учитывая вышесказанное, необходимо обсуждать и пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевтическую практику помощи современному ребенку и его семье.

Эгани Коуэн построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы человека (таблица 3). В ее первой колонке «Жизненные стадии» отмечено естественное возрастное изменение человека, «Ключевые системы» позволяют более содержательно обсуждать социальное окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи развития» связаны с выживанием человека и достижением счастья. «Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимости от характера решения жизненных задач (с использованием ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса.

Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
3. Раннее детство (около 3- 5 лет) . Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение. Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.


Э.Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э.Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б.Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э.Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, - это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, - важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

4.Гуманистическая психология . Сущность теорий личности этого направления, состоит в том, что личность рассматрива­ется как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизне­деятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического на­правления личность является неким психологическим образованием, которое от­носится не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Это течение начало развиваться в 30-е гг. XX в. и получило свое наибольшее развитие в 50-60-е гг. Оно оказало большое влияние на развитие социальной пси­хологии. Психологи все больше стали интересоваться личностью как «эмпириче­ским Я» и внутренней структурой личности.

Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдист­ским концепциям. Представители этого направления резко возражали против по­ложения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удо­вольствию, либо тенденцией к агрессии, либо к защите от общества. Они отверга­ли положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источ­ника поведения врожденные альтруистические мотивы.

Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс.

Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на паци­енте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к дру­гу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контак­та. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности - единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще­ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек­ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. В дальнейшем идея Роджерса о недирективной терапии переросла в психологическую теорию недирективного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой также должно быть недирективным.

Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория само­оценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. Однако формирование самооценки не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, при­нять ли оценку окружающих либо остаться при своей, иными словами, обесцени­вать себя либо других. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка, т. е. здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врожденных качеств.

Таким образом, у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности опреде­ляется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека - это самоак­туализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На глав­ный вопрос его теории - Что такое самоактуалнзация? - Маслоу отвечает: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, ко­торые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них - добро, истина, порядочность, красота, справедливость, со­вершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Суще­ствование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоян­ного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, пре­одоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или от­ступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодо­ление препятствий. Самоактуализация - это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сде­лать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

По мнению Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, она входит в при­роду человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доб­рожелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация - это одна из врож­денных потребностей. Кроме этой потребности Маслоу выделяет в структуре лич­ности еще несколько основных: потребность продолжения рода; потребность в пи­ще; потребность в безопасности; потребность в защите; потребность в истине, доб­ре и др.

5. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности проис­ходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек - существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окру­жен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Пер­вый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель­ностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассмат­ривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полу­ченного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть раз­личным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса - индивиду­ализации.

Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, напри­мер в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим инсти­тутом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близ­ких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Следует отметить, что социализация может носить как регулируемый, целе­направленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Акцентируя внима­ние на возможности именно одновременного существования социализации и как целенаправленного и как нерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с по­мощью следующего примера. Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе при­обретаются важные знания, многие из которых (особенно по гуманитарным дис­циплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваи­вает не только материал урока и не только социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в боль­шинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педаго­гом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и пред­принимаются определенные шаги для ее выполнения.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответству­ющим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социа­лизация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, ко­гда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заклю­чается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности - это негативная черта, которая должна быть компенсирована процес­сом социализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматри­вать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности чело­века, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в процессе социализа­ции и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе про­цесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, ста­новясь источником индивидуализации личности.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социали­зация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с опре­деленной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завер­шается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс - инкультурация. Если социализация - это усвоение социального опыта, то инкультурация - это про­цесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продук­ты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между дан­ными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой куль­туры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.

Поскольку мы коснулисьвопроса о соотношении социализации и индивидуа­лизации, то невольно подошли к проблеме самоактуализации личности - одной из центральных проблем теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потреб­ности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализа­ции является центральной или по крайней мере чрезвычайно значимой для мно­гих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство иссле­дователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообраз­ных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкрет­ной цели или определенного социального статуса.

4. Социально-психологическая концепция развития личности ребен­ка и подростка (Петровского).

Чем же обусловлено развитие личности индивида в онтогене­зе? Детерминантой развития личности является деятелъностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы высту­пает как фактор развития личности в группе.

В соответствии с концепцией персонализации индивид харак­теризуется потребностью быть личностью (т.е. оказаться и оста­ваться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью (т.е. совокупностью индивидуаль­ных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

Наилучшие возможности реализации указанной потребности создает такая группа, в которой персонализация каждого - усло­вие персонализации всех.

Развитие личности в относительно стабильной группе. В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента - в трудовой коллектив, призывника - в армейское подразделение или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах - в его долговременности и целостности - от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни че­ловека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Мера стабильности этой среды различна. Только условно мы можем принять ее как постоянную, неизменяющуюся.

Существует возможность построения модели развития лично­сти при вхождении ее в относительно стабильную социальную среду (см. рис.). В этом случае развитие личности в ней под­чинено психологическим закономерностям, которые с необходи­мостью воспроизводятся почти независимо от специфических характеристик той общности, в которой оно совершается - и в первых классах школы, и в новой компании, и в производ­ственной бригаде, и в воинском подразделении они будут более или менее идентичными. Этапы развития личности в относи­тельно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адап­тация, индивидуализация и интеграция.

Рис. Модель развития личности в группе: П - по­требность «быть личностью»; С - способность «быть личностью»; И - исходный уровень развития; Р - результат развития, достигнутый на данной фазе; сплошная жирная стрелка - просоциальное развитие; пунктирная стрелка - асоциальное развитие.

Первая фаза становления личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответ­ствующими формами и средствами деятельности. Принеся с со­бой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производ­ственные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одни­ми более, другими менее успешно) за счет субъективно пережи­ваемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе». Субъективно - потому что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сферы других людей, имеющих значение именно для них, а не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного инди­вида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень. Итак, первая фаза - адаптация .

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, перво­начально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваи­вающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись наконец с труд­ностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. В максимальной степени реализуя в связи с этим потребность быть идеально представленным в сво­их приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (к при­меру, начитанность, спортивные успехи, «бывалость» в отношени­ях между полами, смелость, граничащую с бравадой, особую ма­неру в танцах и т.д.), интенсифицирует поиск в этой референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию. Это вторая фаза - индивидуализация.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сло­жившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и зна­чимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демон­стрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импо­нируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. - с другой.

Став членами производственной бригады, вчерашние школь­ники, пройдя адаптацию, на второй фазе становления своей лич­ности стремятся найти пути обозначения своей индивидуаль­ности, своих особенностей, к которым окружающий вни­мательно присматривается. В результате эти выявившиеся поло­жительные отличия (смекалка, трудолюбие, юмор, самоотвержен­ность и т.п.) принимаются и поддерживаются - происходит интеграция личности в общности. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соот­ветствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация лич­ности и группы всегда так или иначе происходит.

Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказы­вается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению харак­теристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития. Нередко последнее сопровож­дается принятием соответствующих воспитательных мер, обеспе­чивающих эффективную адаптацию молодого человека, которая, очевидно, не была ранее успешно осуществлена и завершена.

Итак, третья фаза - интеграция личности в общности. В рам­ках этой фазы в групповой деятельности у индивида скла­дываются новообразования личности - черты, которых не было не только у него, но и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить зна­чимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент ста­новления личности в ее важнейших проявлениях и качествах - здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в устой­чиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него скорее всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в про­должение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации. Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пы­таясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессив­ность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Значительные изменения, подчиненные той же последователь­ности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. Руководитель, в силу тех или иных обстоя­тельств лишившийся своей главенствующей роли, вынужден иной раз в той же общности пройти вновь фазу адаптации, найти в себе силы и средства для активной индивидуализации и быть интегрированным в общности за счет того позитивного вклада, который способствует ее развитию и его собственному развитию как личности.

В связи с тем, что у человека на протяжении его жизни многократно меняется социальная ситуация развития и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность, адаптация или дезадаптация, индивидуализация или деиндивидуализация, интеграция или дезинтеграция множество раз воспроизводятся, а соответствующие новообразования закреп­ляются, у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.

Итак, источником развития и утверждения личности высту­пает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функцио­нирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе, шире - в системе общественных отношений.

Развитие личности в изменяющейся среде. Социальная среда, в которой существует и изменяется личность, лишь относительно стабильна, и сама находится в состоянии постоянных изменений и развития. Она поворачивается новыми и новыми гранями и включает человека во все новые и новые ситуации, новые группы, вообще в новые обстоятельства жизни. Например, сравнительно плавно протекающее развитие личности в условиях старших клас­сов школы претерпевает изменение при переходе в производ­ственную бригаду или воинское подразделение.

Принятый в одной референтной группе, человек оказывается не интегрированным, отвергнутым в другой, в которую он вклю­чается после или одновременно с первой. Ему снова и снова приходится утверждаться в своей личностной позиции. Таким образом, завязываются узлы новых противоречий, усложняющих процесс становления личности, в крайних своих проявлениях приводящие к невротическим срывам. Помимо этого, сами рефе­рентные для него группы находятся в процессе развития, образуя динамическую систему, к изменениям которой индивид может приспособиться только при условии активного участия в воспро­изводстве этих изменений. Поэтому наряду с внутренней динами кой развития личности в пределах относительно стабильной социальной общности надо учитывать объективную динамику раз­вития тех групп, в которые включается личность, и их специфиче­ские особенности, нетождественность друг другу.

Личность развивается в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Характер и особенности развития личности задаются уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована.

Личность ребенка, подростка, юноши развивается в резуль­тате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, доминирующие на разных возрастных ступе­нях, и, таким образом, развитие личности определяется процес­сом развития группы, в которой она интегрирована.

Особенности интеграции индивида в общностях разного уров­ня развития подчинена специфическим для данных групп зако­номерностям, и перенос их на группы иной степени развития не может не привести к серьезным теоретическим ошибкам и невер­но принятым практическим решениям. Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде называют периодами развития.

Возрастная периодизация развития личности. Приведенные вы­ше теоретические основания позволяют понять процесс возраст­ного развития личности.

Педагогика, и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3), детсадовский (4-6), младший школьный возраст (6-10), средний школьный возраст (11-15), старший школьный возраст (16-17).


Возрастная периодизация Эриксона - это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивида".

Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

  • Обозначение периода;
  • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки "радиус значимых отношений");
  • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
  • В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.

    Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее;

Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями ("virtues").

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.


Младенчество

От рождения до года - первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия.

Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от неё. Главный ритуал - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка.

Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка.

В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: “Я сам” и “Я - то, что я могу”.

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст

Третий период - "возраст игры", от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится "Я - то, что я буду".

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события.

Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением "атаковать" задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель.

На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины.

Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

Четвертый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры.

В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин "трудолюбие", "вкус к работе" отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: "Я - то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.

Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность

Пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека:

"Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности.

Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни". Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека?

Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения.

Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Интимность (достижение близости) - как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе - к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.

Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса "интимность/изоляция" - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

Избегание опыта близости из боязни "потерять независимость" приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема - выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя.

"Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким.

В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота.

Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы - их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения.

Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет - это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз.

Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Литература и источники

https://www.psysovet.ru

Стадии развития личности в процессе социализации по Эриксону подразумевают зарождение разных личностных качеств на протяжении всей жизни, начиная с раннего младенчества и заканчивая глубокой старостью. В статье мы рассмотрим восемь стадий созревания личности, а так же узнаем, какие опасности они в себе несут.
Создателем теории стадий психосоциального развития является немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон. Именно по его теории работают многие современные психоаналитики.

В своих учениях Эриксон выделил сразу восемь важных стадий развития личности, на каждой из которых основной упор идёт на раскрытие собственного “Я”. Эрик ставит значимость людского Эго на первый план, отталкиваясь от него и развивая свою теорию.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Стадии развития личности в процессе социализации

Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.

И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.

Стадии развития личности по Эриксону

Если рассматривать более подробно каждую стадию развития личности по Эриксону, то легко заметить стоящий на каждом этапе взросления конфликт, разрешение которого позволяет особи перейти на новую ступень.
1. Младенчество;
2. Раннее детство;
3. Дошкольный возраст (возраст игры);
4. Школьный возраст;
5. Юность;
6. Молодость;
7. Зрелость;
8. Старость.

Младенчество

Данная стадия определяется с самого рождения ребенка до достижения одного года. На протяжении этого времени важно привить малышу чувство полного доверия, которое станет залогом его психического здоровья и личностного формирования.

На этом этапе ориентиром доверия будет выступать мать ребенка, с которой он находится на протяжении всего времени. Здесь важно показать вашему чаду, что он находится в безопасности, и вы его не бросите. Именно в этот период зарождается узнавание “своих” и “чужих”.

При правильном воспитании чувства доверия у малыша, он не будет закатывать истерики, плакать и переживать при кратковременно отсутствии материи, так как будет подсознательно уверен в её возвращении.

Раннее детство

Ступень раннего детства определяется с одного года до трёх. На данном этапе происходит формирование воли, поэтому родителям важно обучить своё чадо минимальным навыкам самостоятельности: проситься в туалет или самому ходить на горшок, самостоятельно кушать уже приготовленную еду, умываться и одеваться.

Здесь важно не перегнуть палку с чрезмерной опекой. Малышу необходимо научиться самодисциплине или же самоконтролю. Для этого придётся дать не много свободы своему ребёнку, но, конечно же, в рамках дозволенного.
В период раннего детства можно часто услышать такие фразы, как “Я сам”, “Я могу” и “Я умею”. При правильном разрешении конфликта такой стадии, личность усваивает себе понятия воли и контроля над собой.

Дошкольный возраст

“Возраст игры” базируется с трёх до шести лет. В него входит яркий конфликт чувства вины и инициативности. Такой возраст подразумевает в себе познание человеческих взаимоотношений, приобщение к трудовой деятельности, подражания и самоидентификации.

На этом этапе особа задаётся вопросом: “Кто я?” и “Кем я буду?”. Возраст подразумевает посещение детского сада и контакты со сверстниками. Также эта стадия подразумевает пробу индивидуума в трудовой сфере в форме игры или представления. Поощрение инициативности станет наиболее удачным решение конфликта.

Школьный возраст

В период с шести до двенадцати лет происходит переход дитя в новую для него сферу – школу, а также познание ответственности и трудолюбия. Ребёнок обучается самостоятельному труду, систематичности и получает награду или поощрение за свои положительные заслуги.

Также на данной ступени жизни важно привить трудолюбие, так как в дальнейшем это станет ориентиром для самосовершенствования личности. Такое качество можно помочь усвоить путём поощрения трудов школьника, помощи в рукоделии и заряде вдохновения в творчестве.

Опасность такой стадии заключается в том, что вместо похвалы особа может получить обвинения в баловстве или же не получить должной поддержки, в таком случае у школьника разовьётся чувство неполноценности и не уверенности в себе. В таком случае, его ответ на вопрос: “Способен ли я?” окажется отрицательным, что негативно отразиться на дальнейшем его развитии.

Юность

Юность – самая неординарная и опасная стадия развития личности по Эриксону. Приходится она на подростковый этап с двенадцати до двадцати лет. Бушующие гормоны и нравы подростка подталкивают его бросить вызов своим близким, да и всему обществу в целом.

Подросток познаёт новые роли в социуме, пробуя себя в них и сталкиваясь с различными не знакомыми требованиями. На плечи юных персон ложится большая ответственность в выборе направления для собственного будущего. В это время стоит провести полный анализ своих навыков, талантов и уже полученных знаний, для того, чтобы определить по какому пути стоит развиваться в дальнейшем.

Сложен этот возраст ещё и тем, что в организме юных особ происходят как физиологические перестроения, так и психологические. Из-за всех этих перемен, подросток вынужден принять на себя большой груз ответственности в самоопределении и завоевании статуса в обществе.

Опасность заключается в наивном поведении подростков, так как они начинают мыслить стереотипами и идеалами своей возрастной группы. Поддаваясь влиянию окружающих, они становятся более зависимыми от их мнения.

Юность является переходом от детства к взрослому существованию. И именно в это время выходом из кризисной ситуации станет увеличение уверенности в себе, подчинение общественным устоям и нравам. Не принятие порядков, установленных обществом, приводит к разочарованию и неопределенности. Не способность совершить выбор и не видение своего будущего приводят к тому, что подросток замыкается в себе, чувствует вину и бесцельность.

Молодость

С двадцати до двадцати пяти лет начинается формальное знакомство с взрослой жизнью. То есть, происходит вступление в брак, ведение собственного быта, получения профессии, а так же первая интимная близость, являющаяся доказательством взаимности отношений.

Вовлечённость в любовные отношения подразумевает в себя прохождение всех предыдущих стадий развития личности по Эриксону:

  • Без привитого чувства доверия человек сам не сможет никому довериться.
  • Уверенность в себе важна для того, чтобы не бояться подпустить других к себе.
  • Безвольной и замкнутой особе будет сложно позволить себе эмоциональную близость с кем-либо.
  • Отсутствие любви к труду приведёт к пассивным отношениям с партнёром, а не понимания собственного предназначения к внутреннему разладу.

Совершенная близость возможна лишь тогда, когда партнёр способен на доверительные отношения. Беспрекословное доверие между партнёрами означает правильное развитие на этапе молодости.

Решением кризиса на данной стадии станет любовь. Она поможет познать чувство доверия и близости, что приведёт к совершенным отношениям между партнёрами. Опасностью будет являться избегание опыта сближения с кем-либо, либо беспорядочные контакты. Всё это приведёт к глубокому одиночеству и саморазрушению.

Зрелость

На жизненном пути с двадцати шести до шестидесяти четырёх лет наступает зрелость. В этот момент наступает острая необходимость творческой самореализации . Собственное “Я” проявляется в чрезмерной отдаче себя семье, работе, обществу. Когда дети достигли подросткового возраста, а жизненное предназначение найдено, как и постоянная работа, то возникает ярко выраженный интерес к общечеловеческим ценностям и окружающему миру. Здесь настигают мысли о будущих поколениях, о своём наследии. Осуществляется навязчивая забота о подростках, помощь в их становлении и созревании.

Проблемой этого этапа выступает не желание отпускать детей во взрослую жизнь, сверхконтроль. Некоторые наоборот начинают уделять всё свободное время себе, интересам и увлечениям, начинают сосредотачиваться на том, что нравится им. Если же жизнь в этом возрасте стала бесцельной, то здесь встаёт вопрос о кризисе среднего возраста.

Старость

Начало старости приходится на шестьдесят – шестьдесят пять лет. С её наступлением возникает внутренний конфликт цели и бесцельного существования. Так как на последней стадии полное здоровое психосоциальное созревание завершается, то наступает либо принятие себя таким, какой ты есть, либо отторжение. Основные трудности и решения закончились, теперь приходит осознание мудрости и полноценной зрелости.

Неприятностью такого этапа становятся непрерывные сожаления о том, что мы не успели сделать, появляется страх скорой смерти и ощущение безнадежности и конца. Наилучшим решением станет осознание судьбы и её принятие.

По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

Кризис трех лет.

Кризис трех лет (впервые был описан Э. Келер в работе «О лич-ности трехлетнего ребенка») привлекал внимание В. Штерна, Ш. Бюлер. Однако интерпретация кризиса трех лет носила преимущественно негативный характер, рассматривалась как «болезнь» роста. В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, кризис рассматривался в его позитивном значении – формировании принципиально новой системы социальных отношений ребенка с миром с учетом его возрастающей самостоятельности. За каждым негативным симптомом кризиса Л.С. Выготский учил видеть позитивное достижение – новообразование, отражающее возросшие возможности ребенка. Д.Б. Эльконин называл кризис трех лет кризисом самостоятельности и эмансипации от взрослых.

В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребенка. Первая - стремление принять участие в жизни взрослых и распад прежней совместной предметной деятельности, уже освоенной ребенком. Вторая - утверждение самостоятельности через возможности осуществления самостоятельных намерений и действий - «Я сам!». В предкритической фазе можно наблюдать ряд симптомов, свидетельствующих о выделении ребенком себя как самостоятельного субъекта: острый интерес к своему изображению в зеркале; заинтересованность своей внешностью и тем, как он выглядит в глазах других. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу и неуспех. Кризис трех лет относится к числу наиболее острых по поведенческой симптоматике. Ребенок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Прежние воспитательные методы терпят фиаско, поведение почти не поддается коррекции. Период кризиса трех лет очень труден как для взрослого, так и для самого ребенка

Ранний возраст завершается кризисом «Я сам!» - рождением субъекта как автономной личности с самостоятельными намерениями, целями и желаниями, воплощенными в системе Я (Л.И. Божович) и личном действии (Д.Б. Эльконин). В основе лежит достижение ребенком нового уровня автономии и самостоятельности, что ведет к переходу в эпоху детства.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.