Традиционное оружие. Оружие индейцев северной америки Оружие североамериканских индейцев

Традиционное оружие

Степные индейцы имели довольно разнообразное вооружение. В ближнем бою использовались ножи, палицы, дубинки, кистени, копья. Цель на расстоянии поражали главным образом из лука. Однако применялись и копья, и метательные томагавки - топорики, которые вместе с огнестрельным оружием поставляли индейцам европейские торговцы. Предки степных индейцев использовали в древние времена копьеметалку и духовую трубку, но так как степная культура сформировалась, когда индейцы уже познакомились с огнестрельным оружием, то необходимость в неэффективных и архаических видах вооружения полностью отпала. Совсем другое дело лук и стрелы.

Лук и стрелы

Почему лук сохранил свое значение? Во-первых, ружья хоть и были доступны, но стоили дорого, к тому же индейцы не могли их чинить и, естественно, производить. Хороший же лук мог сделать практически каждый воин, не говоря уже о профессионалах, которые изготовляли на заказ высококачественные и красивые луки и стрелы. Лук имел и другие преимущества. Для него не требовалось пуль, пороха, капсюлей; не уходило много времени на перезарядку. По стреле было несложно определить, чей выстрел достиг цели. Стрелы могли использоваться не один раз. Кроме того, выстрел из лука бесшумен, что зачастую очень важно, особенно на охоте и в «партизанской» войне, которую вели индейцы. Стрелы можно было посылать из укрытия по высокой и длинной дуге, чтобы они падали сверху.

Если в открытом бою лук использовался наравне с ружьем, то на охоте индейцы неизменно отдавали предпочтение луку и стрелам. Обычно индейский лук был небольшим - 1 метр или чуть больше. Простой деревянный изготовляли из ясеня, вяза, тиса, кедра или орешника. Иногда такой лук укреплялся сухожилиями, проложенными вдоль его плечей. Более сложный, комбинированный лук состоял из деревянной основы и роговых накладок, также укрепленных сухожилиями. Для этих накладок применяли полосы, отщепленные от лосиных рогов, распрямленные рога горного барана или китовый ус, который выменивали у отдаленных племен западного побережья. Самый прочный и мощный лук делали целиком из рога. При изготовлении составного лука индейцы использовали клей, сваренный из бизоньих или оленьих копыт. Часто лук обматывали сыромятной кожей, иногда на него надевали, как чулок, шкуру гремучей змеи. Отделка и украшения были самыми разнообразными - цветная ткань, мех горностая, иглы дикобраза, раскраска и прочее.

Тетивой обычно служили сухожилия, взятые с позвоночника бизона.

Стрелы были разной формы - в основном это касалось наконечников, тупого конца стрелы и выреза для тетивы. Длина стрелы выбиралась индивидуально, как правило, она равнялась длине руки владельца - от подмышки до кончиков пальцев.

Наконечники первоначально изготовляли из камня или кости; позднее индейцы научились вырезать их из листового железа. Наконечники имели треугольную форму, изредка ромбовидную. Стрелы для охоты на птиц или белок были без наконечников - этих мелких существ поражал просто мощный удар, от которого дробились кости.

Для стабилизаторов применялись подрезанные перья. Их всегда было три, и располагались они равномерно относительно друг друга. Каждый индеец мог раскрашивать стрелу на свой вкус - это помогало безошибочно определять владельца, но существовали и раскраски, присущие какому-то определенному племени. Например, стрелы Чейеннов имели три волнистые линии, нанесенные по всей длине от перьев до наконечника.

1. Форма обычного (неукрепленного) деревянного лука

Вид сбоку, спереди и сечения.

2. Сечения луков:

б) Навахо (с сухожилиями)

г) Сиу (с рогом и сухожилиями)

д) Чиппева

е) Не-Персе (с сухожилиями)

ж) Тонкава, Арапахо

з) Шошоны (с сухожилиями)

и) Пуэбло

к) Пайюты (рог)

3. Изготовление лука из рога:

а) рог горного барана:

б) рог оленя;

в, г) склеивание лука (вид сверху и сбоку);

д) окончательный вид.

4. Плетение тетивы из сухожилий

5. Крепление тетивы на верхнем и нижнем концах лука

6. Формы концов лука:

а) Сиу, Арапахо

б) Чейенны

в) Хидатса

7. Формы кожаных нарукавников для защиты от ударов тетивы

8. Схема, показывающая упругость у луков разной конструкции в положении без тетивы

Контуром показано положение с тетивой:

а) обычный деревянный лук;

б) деревянный лук с двойным изгибам и малым качествам сухожилий;

в) лук укрепленный большим количеством сухожилий;

г) рог горного барана, сухожилия;

д) лук из рога - упругие плечи и не гнущиеся «уши».

9. Различные формы луков

Воин Тетон-Сиу экипирован луком и стрелами, томагавком, ножом, щитом и палочкой для ку. 1870-е годы

1. Варианты крепления наконечников:

а) каменный; б) железный; в) костяной

2. Стрелы: а) Чейенны, б) Сиу; в, г) Апачи

3-6. Наконечники стрел

3. Костяные наконечники.

4. Деревянные концы стрел для охоты на птиц или белок.

5. Каменные наконечники.

6. Железные наконечники (Тетон-Сиу).

7-8. Хвосты стрел

7. Хвосты стрел с вырезом для тетивы (вид с двух сторон): а) Чейенны; б) Баннок; в) Кэддо; г, д) Сиу; е) южные равнины.

8. Варианты расположения стабилизаторов (вид с торца).

Колчан для стрел и чехол для лука изготовляли из меха выдры или бизоньей кожи. Обычно их скрепляли вместе и носили за спиной над правым плечом. Когда отправлялись на войну, стрелы иногда укладывали» наконечниками» вверх, чтобы беспрепятственно и быстро их достать. Порой при стрельбе индейцы пользовались нарукавником, который защищал запястье от ударов тетивы.

КОЛЧАНЫ ДЛЯ СТРЕЛ И ЛУКОВ:

1. Чейенны (вторая половина XIX века)

2. Ассинибойны (вторая половина XIX века)

3. Кроу (1833 год)

Вот некоторые характеристики индейского лука. Чейеннский: длина - 114 см, натяжение - 51 см, дальность выстрела - 150 м, сила, необходимая для натяжения - 30,5 кг. Апачский: длина - 104 см, натяжение - 56 см, дальность выстрела - 110 м, сила для натяжения - 12,7 кг. Однако всё это довольно приблизительно - индейский лук имел множество вариантов, даже в одном племени у этого оружия бывали существенные различия.

Вот пример, нагляднее цифр показывающий мощность индейского лука. Во время охоты на бизонов хорошим считался охотник, сразивший огромное животное двумя-тремя стрелами. Великолепный результат - убить бизона одним выстрелом. Но случалось - выпущенная индейцем стрела прошибала насквозь одного бизона, вонзалась в другого и таким образом убивала обоих. Под такой выстрел мог попасть и враг…

Копье

С распространением огнестрельного оружия копье, в отличие от лука, утратило свое былое значение. Впрочем, его всё еще применяли и на войне, и при охоте на бизонов. С практической точки зрения наиболее удобным оставалось прямое копье. Оно имело длинный и тонкий наконечник из металла или кости - например, из бизоньего ребра, иногда как наконечник использовали армейский штык. Копья с крючкообразным концом или копья-луки также использовали в бою, но чаще они служили ритуальными атрибутами. Почти все копья имели богатую отделку и множество украшений - перья, мех, ткань, скальпы. Поэтому такое оружие в основном использовали не для метания, а как пики.

1, 2. Богато украшенные копья выдающихся воинов (Манданы).

3. Различные формы наконечников: а, в-е - Сиу; б - Черноногие; ж, з) ассинибойны.

Палицы

Племена северных равнин использовали, можно сказать, реликтовое оружие - каменные палицы, камень, по форме напоминающий заостренное с обеих сторон яйцо, крепился петлей из кожи к деревянной рукоятке, также обтянутой сыромятной кожей. Иногда вместо камня применялись рога бизона. Нередко палицы богато отделывались - ручку обматывали бисером, украшали бахромой, скальповыми прядями, перьями. Украшенная палица становилась непременным атрибутом военных танцев. Тетон-Сиу почти всегда носили подобное оружие, которое даже считалось знаком этого племени. То же относится и к Ассинибойнам.

Другая разновидность каменной палицы скорее напоминала кистень. Шарообразный камень целиком обтягивался кожей, она же покрывала рукоятку, причем так, чтобы камень висел свободно. Эти палицы были распространены преимущественно на южных равнинах. Существовал вариант, когда деревянная рукоятка отсутствовала, а кожа, обтягивающая камень, переходила как бы в ремень и заканчивалась петлей для руки.

1. Схема изготовления палицы из камня, дерева и кожи

2–5 Различные варианты каменных палиц

6-8. Необычные формы каменных палиц

Например, 6 - палица-кистень: камень, целиком обтянутый кожей.

9. Каменная палица

10. Палица из рогов бизона

Дубинка

Пожалуй, только индейцы, особенно степные, обладали таким разнообразием (по форме и размерам) дубинок - встречались и вовсе причудливые. Самая древняя и примитивная - вполне соответствует нашему представлению о дубинке вообще, на этом её описание можно закончить. Более совершенную форму имела дубинка, состоящая из круглой или плоской рукояти и шарообразного навершия, куда часто вставляли костяной или каменный шип либо металлический наконечник. Нередко её украшали медными гвоздями, резьбой, перьями, инкрустировали перламутром.

Особую группу составляли так называемые прикладные дубинки. Очертаниями они повторяли ружейный приклад - отсюда и название. Их использовали в рукопашном бою. Часто прикладные дубинки утяжелялись и украшались гвоздями с большими выпуклыми шляпками. Этим оружием можно было без труда размозжить голову и переломать кости. Нередко индейцы вставляли в такую дубинку несколько лезвий ножей или наконечник копья. У попавшего под удар подобной штуковиной оставалось немного шансов выжить. Прикладные дубинки иногда использовались и как метательное оружие.

Существовали у различных военных обществ и своеобразные, порой замысловатые по форме, дубинки, служившие эмблемами или знаками отличия.

Различные виды деревянных дубинок

1, 2, 4 - используются металлические шипы или наконечники; 3 - шарообразный набалдашник сделан из камня.

5 - Манданы, 1830 г.

6, 7 - Понка, Сиу, 1830 г.

9 - дубинка из рога; 8, 10, 12 - Сиу; 11 - Юго-Запад

13 - металлические шипы

14 - Пауни, 1820 г.

15-17 - Сиу, 1880 г.

18 - равнины, XIX век

Томагавк

Томагавк-топорик стал самым излюбленным оружием индейцев от Новой Англии до Тихоокеанского побережья. Вот уж чисто индейское оружие и непременная деталь образа индейца вообще. Мы видим индейца с томагавком на старинных фотографиях и на живописных полотнах, на киноэкране и в детских комиксах. Что же это за оружие?

Само слово «томагавк» в переводе с алгонкинских языков первоначально означало боевую дубинку или палицу. Позднее то же название закрепилось за топориком европейского производства, который и завоевал сердца индейцев. Европейцы наладили массовый выпуск самых разнообразных топориков, пользовавшихся большим спросом. Существовало три основных вида: испанский в форме уменьшенной алебарды, французский, лезвие которого напоминало лепесток, и английский небольшой топорик - он-то и стал самым популярным среди индейцев степей. Томагавки делали из стали или из бронзы, продавали с рукояткой и без неё.

Секрет популярности томагавка заключался в его универсальности. Он был удобен и в ближнем бою, и на расстоянии - индейцы метали его с необычайной ловкостью, поражая цель на расстоянии до 20 метров. И еще одно важное достоинство томагавков - большинство из них можно было использовать как курительную трубку. С противоположной стороны лезвия находилась металлическая чашечка, куда набивали табак. Отверстие, выходящее из чашечки, соединялось с отверстием в рукоятке, которая в результате становилась мундштуком. Когда индейцы сами изготовляли ручки для трубок-томагавков, использовались породы дерева с мягкой сердцевиной. Рукоятки трубок-томагавков зачастую украшались мехом, гвоздиками-заклёпками, бисером, инкрустацией, резьбой. Метать подобный томагавк было не очень-то удобно, но для нанесения смертельных ударов он вполне годился.

Трубка-томагавк прочно вошел не только в военную, но и в духовную жизнь индейцев - они делали даже традиционные Священные Трубки из красного миннесотского камня в форме томагавка.

ТОМАГАВКИ:

1. Сиу (Брюле). Вождь Железная Нация с трубкой - томагавком. К томагавку привязана сумка для трубки.

2. Кайова. Томагавк вождя Пинающей Птицы.

3. Чейенны. Томагавк вождя Маленького Волка.

4. Сиу (Брюле). Томагавк вождя Большого Солдата. 1830-е годы.

5. Сиу (Миннеконджу). Томагавк вождя Большой Ноги.

6. Хидатса. Томагавк украшен мехом горностая и скальпом. Вождь Прокладывающий Дороги, 1834.

7. Пауни.

9 Церемониальный томагавк, декорированный заклёпками и бисерными украшениями.

10. Флатхеды. Томагавк вождя Красной Совы.

11. Флатхеды. Томагавк Джона Делавара.

12. Манданы. Томагавк вождя Мато-Топы (Четыре Медведя). Рукоятка украшена бисером, весь томагавк выкрашен красным. 1833.

13. Сиу (Тетон). Рукоятка украшена заклепками. 1875–1880 гг.

14. Разрез трубки-томагавка.

15. Ассинибойны. Рукоятка обмотана мехом.

16. Оседжи. Рукоятка обшита красным сукном.

17. Пауни. Длинный Пес с трубкой-томагавком, 1869

18. Сиу (Хункпапа). Лезвие трубки-томагавка с гравировкой, изображающей паутину, что связано с громом и молнией, 1860 г.

19. Кри. Трубка-томагавк, украшенная орлиным пером, голубым сукном, бусами, медными заклёпками и мексиканской монетой 1897 года.

1-4. Церемониальные томагавки (равнины)

5. Тип томагавка, характерный для «фермеров» прерий

6. Топор (Сиу)

К моменту расселения в степях, и окончательному формированию равнинной культуры, индейцы уже пользовались металлическими ножами европейского производства. До этого они изготовляли ножи из кремня, которые были довольно хрупкими и, конечно, не могли конкурировать с ножами белого человека.

Иногда индейцы сами приделывали рукоятки к стальным лезвиям, используя кость или дерево. Нож носили в ножнах, чаще на поясе, иногда на шее.

И еще любопытная, но не совсем понятная деталь - индейцы затачивали лезвие ножа только со стороны одной плоскости. Тем не менее индейские ножи были так же остры, как европейские, заточенные с обеих плоскостей.

1. Кремневый нож

Первым делом шкуру бизона клали над ямой с раскаленными камнями и лили на них воду. Над паром располагалась самая толстая часть бизоньей кожи, находившаяся в области шеи. Кожа сморщивалась и уплотнялась, становилась еще толще и прочней. Затем со шкуры удаляли скребком шерсть и вырезали будущий щит. Это был круг диаметром приблизительно 50 см или больше. Далее с помощью камней выравнивались все морщины и неровности. Потом шла самая важная часть церемонии - освящение и разрисовывание щита. Для этого приглашались выдающиеся воины, которые во время совершения таинства курили Священную Трубку и пели Священные Песни. Иногда разрисовывался сам щит, но чаще рисунки наносились на отдельный кусок тонкой кожи антилопы и ею обтягивали щит. Пространство между щитом и покрышкой набивали шерстью бизона или антилопы или перьями ястреба и орла. Считалось - это улучшает защитные качества. С внутренней стороны прикреплялись полоски из шкуры выдры, служившие ручками.

На щите могли изобразить Солнце, Луну, звезды, Птицу Грома, бизона, медведя или других животных, с которыми связывалась сверхъестественная сила. Краски выбирались самые священные - красная, черная, сине-зеленая, желтая. Что изображать, решал шаман или сам владелец - обычно это подсказывал вещий сон. Кроме рисунков, щит могли украсить перьями, чучелами мелких зверьков или частями тела животных покрупнее (медвежьими когтями, хвостом бизона и прочим), сукном, бубенцами, мешочками с целебными снадобьями и многим другим. Все это придавало силу щиту и должно было остановить вражеские стрелы и пули. И действительно, толстый и тяжелый щит оказывался надежной защитой от стрел, а умелый воин, держа его под углом или вращая, умудрялся уберечься и от пуль, заставляя их рикошетить. Конечно, это касалось пуль, выпущенных из гладкоствольного кремневого ружья.

Однако главная сила щита заключалась не в толщине, а в магической силе. Самые могущественные щиты не имели вообще никакой основы - они состояли из тонкого обруча и натянутых на него в виде паутины кожаных ремешков. Говорят, подобные щиты «из ничего» не пропускали ни стрелы, ни пули. Но их было немного - например, у Сиу только четыре.

Владелец щита соблюдал множество табу, чтобы сохранить его силу. Скажем, днем щит висел на треноге или шесте лицевой стороной к солнцу. К вечеру его заворачивали в одеяла или заносили в типи. Щит не должен был касаться земли, если же это происходило, он подвергался длительной церемонии очищения. Некоторые Чейенны имели особые щиты, в центре которых была нарисована Птица Грома, а по краям четыре черных пятна. Каждый воин, обладавший таким щитом, должен был съесть кусочек сердца врага.

1. Изготовление щита:

а) нагревание над раскаленными камнями шкуры бизона;

б) разметка щита;

в) щит с покрышкой;

г) собранный щит вид сзади.

2. Щит Ассинибойнов, 1830-е годы .

3. Чейенны.

4–5. Кроу.

6. Кайова.

7. Сиу.

8. Сиу. Паутинный щит, сплетён из кожаных ремешков, натянутых на обруч. На щите укреплены 9 маленьких колец с «паутиной» (такие кольца применяются для ритуальной игры, призывающей бизонов), семь из них обернуты мехом выдры. Красный пух на орлиных перьях, укрепленных внизу, символизирует войну, зеленый пух на верхнем ряду перьев означает мир.

Потеря щита считалась великим несчастьем. За свою жизнь индеец мог изготовить не более четырех щитов.

Такое же большое значение, как щит, в индейской военной атрибутике имели только Священная Трубка, Скальповая Рубаха и Священный Головной Убор.

В бою индейские воины пользовались традиционным индейским оружием: копьями, томагавками, ножами, боевыми булавами. Огнестрельное оружие они стали использовать гораздо позже. Исторически самое старинное из названного оружия - это, бесспорно, копьё (оно имело обычно обсидиановый наконечник; иногда наконечник был из кремния).

Метательное оружие индейцев

До того как североамериканские индейцы начали пользоваться копьем, они, очевидно, использовали, как когда-то мексиканские индейцы, «атлатль»- приспособление для метания дротиков. Это была короткая дощечка, в которой был вырезан желоб для дротика с тяжелым каменным наконечником. Стабильность оружия обеспечивала каменная гиря, укрепленная на задней стороне «атль-атля».

Холодное оружие индейцев

Во времена прихода белых самым привычным индейским оружием стали военные булавы. Ирокезские воины использовали два типа деревянных булав: для обороны увенчанные тяжелым деревянным шаром; для нападения - шар заменял заостренный рог. Индейцы прерий использовали для булавы каменные шары.

Ручка булавы у них была обмотана кожей, так что военные булавы не были теми популярными «военными топорами», которые индейцам были известны уже давно.

Белые «создали» для них оружие, ставшее, так сказать, национальным оружием индейцев - знаменитый томагавк. Томагавки, поставляемые из европейских стран, сильно различались по форме. Томагавком индейцы научились владеть в совершенстве, вскоре он стал их любимым оружием.

В Северной Америке существовали такие племена, представители которых не употребляли лук и стрелы даже во время охоты. Одно из таких племен белые начали называть «санз арк» - дословно «без луков», «те, у которых нет луков».

Помимо копьев, военных булав, томагавков и луков, индейские воины пользовались иногда ножами. Металлические лезвия были известны до прихода белых только индейцам северо-западного побережья Северной Америки, которые в оборонительных боях жителей Нового Света почти не участвовали.

Остальные группы североамериканских индейцев изготовляли лезвия ножей из природного материала. Самым интересным из этих ножей был бобровый нож алгонкинских племен северо-востока Северной Америки, лезвием которого был бобровый зуб. Рукоятка ножей делалась обычно из дерева, камыша, кремня или кости.

Огнестрельное оружие индейцев

Первое огнестрельное оружие к североамериканским индейцам попадает только в начале восемнадцатого века. Главными поставщиками были представители компании, торгующих мехами. Особенно широкий обмен мехов на огнестрельное оружие развернула в то время известная «Хадсон Бэй Компани» среди индейцев сегодняшней Канады. Позднее продажа огнестрельного оружия индейцам была радикально ограничена.

Они заполучили его у отдельных торговцев, чаще всего опять-таки в обмен на шкурки. Свое вооружение индейские воины пополняли и из военных трофеев Так что, несмотря на многочисленные запреты, некоторые племена сумели за два-три поколения «перевооружиться».

Например, в сообщении об ассинибойнах, датированном 1809 годом, отмечается, что это племя, которое в то время насчитывало 1880 становищ с двумя тысячами боеспособных воинов, имело на вооружении 1100 единиц огнестрельного оружия.

Но с ростом количества огнестрельного оружия возрастала и потребность в боеприпасах.

И поскольку у индейцев изъять оружие практически было невозможно, американцы с начала XIX века стремились продажу им боеприпасов свести к минимуму.

Каждая унция пороха, каждый патрон имел для индейцев цену золота. Индейские воины добывали боеприпасы различными способами. Нападением на вражеские обозы, а в дни мира вновь путем тайного обмена на меха.

Некоторые даже предлагали одиноким белым своих жен на одну или несколько ночей.

Доспехи индейцев

На традиционно индейское военное дело повлиял и другой «дар белого человека» - лошадь. Животное, которое, собственно, создало индейцев прерий, оказавшихся потом для американской армии самым твердым орешком.

Но еще раньше прерийных индейцев лошадей от испанцев получили индейские жители Аризоны, Техаса, Нью-Мехико. Первыми наездниками стали апачи. По примеру испанцев они начали одевать своих коней в кожаные «доспехи» ( , к слову, долго использовали такие кожаные «доспехи» и для собственного предохранения.

Вообще же индейские воины предохранялись в бою щитами из кожи, индейцы северо-запада пользовались сделанными из дерева шлемами). Апачи, имеющие, таким образом, лучшее снаряжение для войны, сумели потом, как рассказывает иезуит Масне в своем сообщении от 1691 года, победить все соседние племена.

Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой индейцами-тлинкитами - одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья Северной Америки. Русские называли их колошами (колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную плашку - калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. "Злее самых хищных зверей" , "народ убийственный и злой" , "кровожаждущие варвары" - в таких выражениях отзывались о тлинкитах русские первопроходцы. И на то у них были свои причины.

Выразительное описание внешности тлинкита дал в конце XIX века архимандрит Анатолий (Каменский): "Аляскинский индеанин, или тлинкит, высок ростом, нередко шести футов, имеет длинное, почти круглое туловище, сильно развитую грудь и руки, несколько вогнутые в коленах наружу ноги, как у истых наездников степи. Впрочем, на кривизну ног могло не мало влиять постоянное сидение в узкой лодке. Походка медленна и некрасива с покачиванием в стороны… Безобразие нижней части тела скрашивается верхнею – головой, обыкновенно прямо и гордо сидящей на толстой шее поверх широких могучих плеч. Лицо типичного индеанина выразительно, сильно очерчено и подвижно. В большинстве случаев лицо кругло и безбородо, но встречаются нередко лица продолговатые, сухие, с орлиными хищными носами… Если бы не цвет кожи, слегка отливающий медью, иногда статного индеанина или индеанку трудно было бы распознать и отличить от европейца" .

К концу XVIII в. тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра. Скалистые материковые берега этих мест изрезаны бесчисленными глубокими фьордами и заливами, высокие горы с вечными снегами и ледниками отделяли страну тлинкитов от внутриматериковых районов, где обитали атапаски, а дремучие, в основном хвойные леса покрывали, словно косматой шапкой, многочисленные гористые острова. Страна тлинкитов делилась на территориальные подразделения - куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов), принадлежавших к двум большим фратриям племени - Волка/Орла и Ворона . Эти кланы - киксади, кагвантан, дешитан, тлукнахади, текуеди, нанъяайи и т.д. - нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе. Численность тлинкитов к началу XIX в. составляла, вероятно, более 10 000 человек.

Селения тлинкитов включали в себя от четырёх-пяти до двадцати пяти больших дощатых домов, стоящих чередой вдоль берега моря или реки фасадами к воде. Дома имели каждый своё имя ( Дом Касатки , Дом Звезды , Дом Костей Ворона и пр.), которое зависело от родового тотема, местоположения, размеров. При постройке или перестройке дома приносились человеческие жертвы - под его опорными столбами закапывались тела убитых рабов. Фасады и внутренние перегородки украшались резьбой, перед входом иногда ставились тотемные столбы.
Достаточно далеко, как и у многих других племён Северо-Западного Побережья, зашло у тлинкитов социальное расслоение общества. В каждом куане имелись свои люди высокого ранга, анъяди , простолюдины - тлинкит или канаш-киде , и рабы. Власть вождей, однако, была невелика. Важным фактором для определения статуса человека служили благородство происхождения и богатство, которое раздавалось на устраиваемых им потлачах - церемониальных пиршествах с раздачей подарков. Уважением и весом в обществе пользовались также шаманы и мастера ремесленники (например, резчики по дереву). Несмотря на свою воинственность, отмечаемую всеми ранними путешественниками и исследователями, тлинкиты вовсе не были примитивными дикарями-грабителями. То был народ не только воинов, но и охотников, рыбаков, ремесленников, торговцев. Куаны, населённые соперничающими кланами, соединялись между собой прочными торговыми связями. Главную же роль в жизни тлинкитов играл морской промысел. Вся их жизнь, как и жизнь прочих прибрежных племён, была тесно связана с морем и полностью зависела от него.

Каждый мужчина-тлинкит постоянно готовился к войне и подготовка эта велась с самого раннего детства. Уже с трёхлетнего возраста тела мальчиков закалялись ежедневными купаниями в холодной воде, а периодические порки приучали их терпеливо переносить боль. "Когда дитя начинает говорить, - отмечает К.Т.Хлебников, - то родственники его, дяди и другие, имеют обязанность каждое утро купать его в речной или морской воде, не взирая ни на какие морозы, до тех пор, пока привыкнет терпеть холод… Дядя, исполняя обыкновение, за непослушание и крик сечет розгами" . В сказании об акойском герое Дахкувадене говорится, что "в то время полагали, что ледяная вода делает храбрым и сильным" , и поэтому дед купал мальчика в море до тех пор, пока "тело его не коченело, словно у мертвеца" . Дакхуваден плавал в ледяной воде, спал без одеяла и в результате "стал сильным, как скала" . Кроме того, "чтобы показать свою храбрость, укрепить тело и дух" , взрослые мужчины также подвергали себя бичеванию, а иногда даже наносили себе во время купания в морской воде раны острыми камнями.

Труды практически всех исследователей, записки путешественников и собственные родовые предания тлинкитов свидетельствуют о том, что война занимала в их жизни одно из важнейших мест. Однако при этом, как верно подметил Дж. Т. Эммонс, в истории тлинкитов нам практически неизвестны внешние войны , в которых весь народ мог бы сражаться против общего врага. Война всегда оставалась частным делом того или иного клана, куана или, в крайнем случае, коалиции нескольких из них. Клановые истории полны описаний резни, кровной мести, войн с другими кланами среди которых лишь иногда встречаются сообщения о стычках с соседями – эскимосами-чугачами, индейцами хайда и цимшиан.

Война обычно вырастала на почве кровной мести, а вызывал её ряд причин: убийство (зачастую на почве ревности), за которое не было уплачено достойной виры; оскорбление и ранение в ссоре; вторжение в чужие охотничьи угодья и спор из-за добычи; походы предпринимались также с целью грабежа и захвата рабов (в основном на юг) или для защиты своих торговых интересов (как это было в 1851 году, когда чилкатские кагвантаны разорили английской форт Селкирк в верховьях Юкона).

Межклановые войны могли быть остановлены лишь при достижении равновесия потерь или же путём уплаты выкупа за ещё неотмщённых погибших. Жизнь вождя равнялась нескольким жизням людей иного общественного положения.

Хотя тликинтское общество и не создало прослойки профессиональных воинов или военных предводителей, каждый тликинт был превосходно снаряжен для битвы.

Самым распространённым среди тлинкитов оружием и неотъемлемой принадлежностью каждого мужчины был кинжал . Он постоянно носился в ножнах из жёсткой кожи, которые вешались на шею на широком ремне. На ночь его клали у постели. Оружие это так и называлось чиханат - "справа от меня, всегда наготове" или "вещь под рукой" . Изначально кинжалы были каменными. Затем камень сменили медь и железо. Позднее появились кинжалы типа гватла (от gwala - "ударить" ) с одним лезвием и резным тотемным навершием, но ранние кинжалы имели по два клинка – нижний, колющий, и верхний, более короткий, режущий. Находящаяся между ними рукоять обматывалась полоской кожи, коры, или шнурком из человеческих волос. Также она снабжалась длинным шнурком, который дважды обматывался вокруг запястья. Кроме того, воин пропускал средний палец в развез на конце этого ремня – таким образом боевой нож намертво крепился к руке и его невозможно было вырвать даже у убитого.

Капитан Этьен Маршан, побывавший в Ситке в 1791 г., так говорит о вооружении тлинкитов: "Тхинкитанайаны (tchinkitanayans) все вооружены металлическими кинжалами 15 или 16 дюймов длинной, от двух с половиной до трех шириной, завершающиеся острием, обоюдоострыми – это оружие они наиболее тщательно хранят и с удовольствием чистят и полируют; гренадер не более гордится своей саблей, чем тхинкитанайан своим книжалом: он носит его на заплечном ремне в кожаных ножнах и никогда не бывает без него ни днем, ни ночью" .

К оружию ближнего боя относились также копья и палицы . Палицы, изготовлявшиеся из дерева, камня, кости и даже металла, применялись тлинкитами сравнительно редко. Уже в начале XIX в. они переходят в разряд фамильных реликвий. Согласно устным преданиям, увесистые дубинки с резными каменными навершиями носились вождями скрытно под одеялами и использовались при внезапном нападении на личных врагов. Распространенным был тип палицы в виде кирки (так называемый slave-killer ),представлявший собой церемониальное оружие вождей для ритуального умерщвления рабов. Это оружие состояло из слегка изогнутого отполированного каменного острия, насаженного на деревянную ручку или вправленного в нее. Гораздо чаще, чем на войне, дубинки применяли в морском промысле.

Копья использовались равно и на войне, и на охоте (особенно медвежьей). Оба вида этого оружия представляли собой листовидный наконечник, металлический или каменный, прикрепленный к древку длиной в 6 – 8 футов. Подобные копья не метались, но вонзались в противника в рукопашной схватке. При умелом использовании это было грозное оружие. В коллекции Дж . Т . Эммонса находилось копье, которым в бою ситкинцев со стикинцами был нанесен удар такой страшной силы, что оно прошло сквозь одного стикинца и пронзило другого, стоящего позади.

Подобно копью, лук также использовался и на войне и на охоте, но на войне гораздо реже. Это объясняется отчасти тем, что тлинкиты обычно нападали на противника на рассвете, когда эффективность стрельбы из лука была минимальной. К тому же тликинтские воины предпочитали рукопашную схватку, в которой не было места для луков и стрел. Известны, однако, факты применения этого оружия во время "морских битв" на каноэ, когда для защиты от стрел был разработан целый ряд специальных манёвров. При стрельбе лук держался горизонтально - также, возможно, чтобы удобнее было целиться с борта каноэ.Позднее, однако, лук был быстро вытеснен широким распространением огнестрельного оружия, которое закупалось у европейских и американских морских торговцев.

Еще при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. тлинкиты еще не применяли ружей, то уже в 1794, согласно рапорту Е.Пуртова и Д. Куликалова, у якутатцев было "множество… ружей, а снарядов, как то пороху и свинцу сколько есть неизвестно" . Ю.Ф. Лисянский сообщает, что в его время тлинкиты уже практически оставили лук, заменив его огнестрельным оружием. Оружие это получалось с европейских торговых судов в обмен на шкуры морских выдр (каланов). Для XIX в. наиболее типичным оружием такого рода является мушкет Компании Гудзонского Залива. Для него отливались свинцовые пули, но он мог стрелять и галькой. Известны и медные пули. Ружье называлось "уна" ( "нечто стреляющее" ) или "хан уна" ( "военное ружье" ).

Воин, вооруженный мушкетом, должен был иметь при себе порох, пыжи, пули, а позднее и капсюли. Заряды хранились в особой корзинке или кисете из птичьей шкурки. Порох и капсюли помещались в сумочку из кишок. Использовались и пороховые рога. В коллекции, собранной Дж. Т. Эммонсоном, имеется мерка для пороха из рога горного козла, вырезанная в виде орла. Она имеет "линию, размечающую внутри уровень 4-х драхм – полновесный заряд для охотничьего ружья 12-го калибра или легкий заряд для 10-го калибра. Ремешок, на котором она держалась, проходил через клюв орла" .

Известны и случаи использования тлинкитами пушек ( "анту уна" - "ружье внутри города" ), как приобретенных у европейских купцов, так и захваченных у русских. Широко применялись на Северо-Западном Побережье мушкетоны , стрелявшие картечью. Благодаря своим конструктивным особенностям, они были весьма эффективным оружием в ближнем бою, особенно против превосходящих сил неприятеля. Большой популярностью пользовались они у морских торговцев: опасаясь внезапного нападения индейцев, они помещали на реи матросов, вооруженных мушкетонами.

Тело тлинкитского воина было надёжно защищено против всех видов известного ему оружия, за исключением пушек. К числу санке’т , доспехов, относились: деревянные шлем и забрало ( "воротник" ), дощатые деревянные кирасы, наголенники и наручи, рубахи-безрукавки из толстой кожи, боевые плащи из сложенных вдвое лосиных шкур, а позднее еще и "куяки", усиленные металлическими полосами.

Шлем вырезался из древесного узла или корня, изображая собой лицо человека или морду животного, раскрашивался или покрывался шкурой, украшался инкрустацией из меди и раковин, пучками человеческих волос. Шлем одевался на голову поверх меховой шапки и крепился под подбородком кожаными ремешками. Шею и лицо до уровня глаз покрывал воротник-забрало, который поддерживался на месте петлёй или продолговатой деревянной пуговицей, зажатой в зубах воина.

Кираса имела несколько разновидностей. Она изготовлялась из дощечек или комбинации дощечек и палочек, которые скреплялись вместе и оплетались тонко скрученными нитями сухожилий. Отдельные части доспехов скреплялись кожаными связками. Нагрудник имел внизу V-образный выступ для защиты живота и гениталий.Руки от запястий до локтевого сгиба защищали наборные деревянные наручи. Такие же дощатые наголенники прикрывали ноги от колен до подъёма ступни.

Деревянные доспехи могли носиться в сочетании с кожаными. Кожаные рубахи-безрукавки достигали бедра, а иногда спускались и ниже колен. Они состояли из одного или нескольких слоёв шкур морского льва, лося или карибу. Многослойными бывали и боевые плащи. Подобные доспехи изготовлялись из сложенной вдвое шкуры, в которой сбоку прорезали отверстие для левой руки, а верхние края скрепляли, оставляя отверстие для головы. Защищённая левая сторона подставлялась врагу в бою, особенно во время поединка на ножах. Внешняя поверхность расписывалась тотемными символами. В 1870 г. американским этнографами на Ситке были приобретены два своеобразных "жилета" из трех слоев дубленой кожи с пришитым воротником. Они были обшиты вертикальными рядами медных матросских пуговиц и китайских монет. Этот тип, бесспорно, появился уже в результате тесных связей с европейцами. Тликинтские доспехи успешно выдерживали удары не только копий и стрел, но иногда даже мушкетных пуль.

Одно из ранних описаний бойца в полном вооружении сделал в 1791 г. испанский художник Т.Суриа, участвовавший в экспедиции Маласпины в Якутат: "Сражающиеся индейцы надевают все свое вооружение, нагрудник, спинные латы, шлем с забралом или тем, что выполняет его роль. Грудные и спинные доспехи есть род кольчуги из досок в два пальца толщиной, соединенных шнуром, который переплетает их как спереди, так и изнутри, равно соединяя их. В этих точках соединения нить берет противоположное направление; получается чехол, который не может пробить стрела даже здесь, а уж тем более в толстых частях досок. Этот нагрудник привязывается изнанкой к телу. Они носят передник или броню от талии до колен, того же самого рода, который может машать им ходить. Тем же самым материалом они покрывают себе руки от плеча к локтю, а на ногах носят некие ноговицы, достигающие середины бедер, шерстью внутрь.Шлемы они изготовляют различных форм; обычно это кусок дерева, крупный и толстый, столь большой, что когда я надел один такой, то он весил так же, как если бы был сделан из железа… Чтобы прикрыть лицо они опускают от шлема кусок дерева, который окружает его, и висит на неких кожаных подвязках, соединяясь с другими, одна из которых идет вверх из-под подбородка. Они соединяются у носа, оставляя в месте стыковки смотровую щель. Примечательно, что перед тем, как одеть свои доспехи, они облачаются в платье, подобное женскому, но тяжелее и толще, особо обработанное. Они вешают свои catucas [колчаны] и перекидывают луки через плечо, позади которого и висит колчан. Они сжимают в руках короткое копье, нож и топор. Таково снаряжение воина. Копье есть тяжелый шест из черного дерева, хорошо обработанный, к концу которого привязано лезвие большого ножа, какие получают они от англичан в обмен на свои шкуры.. Топор – из черного камня, размера, формы и заостренности наших железных топоров. Они крепят его к прочной палке и используют как на войне, так и для других нужд" .

Кинжалы, палицы, а также боевые шлемы и ружья, подобно домам и каноэ, получали особые названия (например, кинжал Касатка , шлем Шапка Ворона и пр.).

Макуауитль (также макуавитль, макуахутл, макуахуитль) (аст. Mācuahuitl; переводится примерно как «ручная палка») — холодное оружие ближнего боя жителей Мезоамерики, в частности у ацтеков, майя, миштеков, тлашкальтеков и пурепеча.

Макуаитль очень тяжело классифицировать по европейской оружейной системе. Фактически, это нечто среднее между дубинкой и мечом. Древко макуахутла обычно было длинным, плоским и гладким, без острого конца. Часто на него наносили резьбу или рисунки с традиционными религиозными символами и ликами богов. По обеим сторонам на торцевой части имелись специальные пазы, в которых при помощи клейкой смеси (состоящей, помимо прочего, из голубой глины, помета черепах и даже крови летучих мышей) крепились трапециевидные или треугольные кусочки обсидиана, игравшие роль лезвия.

Существовало множество разновидностей такого оружия. Согласно «Военному делу ацтеков» («Aztec Warfare») Росса Хассига, ширина его варьировалась от 76 до 102 мм, а длина достигала метра. Таким образом, он мог служить как в качестве одноручного, так и двуручного оружия. Согласно сохранившимся гравюрам эпохи колонизации Америки, часто воин вступал в бой с макуаитлем в одной руке и легким (но довольно большим) щитом в другой.

Кому-то может показаться, что это примитивное оружие совершенно бесполезно против стального меча. Напоминаем, что на дворе — начало XVI века, и мастерство изготовления воинской экипировки из стали достигло своего пика, а на вооружении уже начал появляться огнестрел. И тем не менее, воины с макуаитлями успешно противостояли конкистадорам в рукопашных схватках.

Во-первых, культура боевых искусств в Мезоамерике была на весьма достойном уровне. Воинов тренировали с малых лет, и каждый из них превосходно владел своим оружием. Макуахутл — оружие универсальное: им можно резать, рубить, оглушать и просто избивать человека тяжелым древком. Известен случай, когда во время религиозной церемонии воин, вооруженный всего лишь миниатюрной копией макуаитля с перьями вместо лезвий, успешно одолел шестерых противников с боевым оружием.

Во-вторых, обсидиан — это очень интересный материал. Вулканическое стекло не только красивое, но и невероятно твердое. Конечно, как и любое стекло оно легко крошится, но его структура позволяет при правильном сколе получить лезвие, толщина которого составляет лишь несколько нанометров. Такой осколок без труда рассекает мягкие ткани человека, кожу и сухожилия. Конкистадоры рассказывали, что как-то раз воин на спор обезглавил коня с одного удара, отделив голову от тела в районе шеи. Может быть, это и преувеличение, но в бою макуаитль оставлял страшные раны на теле человека: рассеченная, свисающая лоскутами плоть очень долго не заживала и в сырых тропиках быстро подвергалась воздействию инфекции. Впрочем, это явно не оружие «медленной смерти». Человек, получивший удар макуаитлем, если не умрет мгновенно, то имеет все шансы быстро скончаться от кровопотери и болевого шока.


Минусы макуаитля — это стандартные слабости любого дробящего оружия: оно инерционное, не позволяет наносить колющие удары (хрупкое стекло в этом случае наверняка треснет или сломается, а потому против тяжелой брони оно весьма бесполезно). Конечно, макуаитлем можно было без проблем размозжить человеку череп или промять шлем, оглушив врага; да и просмоленное дерево, из которого изготавливалось древко, было достаточно толстым и волокнистым, чтобы выдержать пару-тройку ударов меча.

Последний из сохранившихся макуаитлей хранился в Мадриде до 1884 года, пока не был уничтожен пожаром. К сожалению, из-за того, что дерево быстро гниет и рассыпается в труху, до наших дней дошли лишь редкие фрагменты обсидиана и рисунки, иллюстрирующие внешний вид оружия.

tex 29.01.2007 - 17:19

Где можно почитать поподробнее про боевой холодняк, применяемый индейцами, кто знает? Вопрос навеян недавным просмотром фильма Apocalypto 😊 Там разные образцы показаны.
Но более всего меня давно мучит вопрос, что за оружие использовал один из героев фильма "Последний из могикан" (1992г.)? Там он рубит врага необычным широким изогнутым Г-образно подобием двуручного меча, не совсем понятной конструкции, с лямкой для носки. Может кто то подскажет, что это за оружие такое? Вот кадр из фильма, где последний из могикан со своим любимым оружием во время поединка:

Thom 29.01.2007 - 17:25

Дык это ружье по-моему и долбит его как дубинкой

bayan 29.01.2007 - 17:39

По-моему это томагавк в его первоначальном виде. Лопатку лося или кабана какого-нибудь к палке привязали, край о камень заточили и вперёд-головы снимать.

тов.Сухов 29.01.2007 - 17:46

специально для кино,для зрелищности выдумали такую стильную шнягу.

Sommelier 29.01.2007 - 19:01


Наверное это разновидность двуручного томагавка, деревяная с железным зубом. Похожа кстати на африканские металки, которые тоже кидают 2-мя руками из-за головы

Sommelier 29.01.2007 - 19:21

да, чуть не забыл, называется она почему-то просто "боевая дубина" (war club)

мак 29.01.2007 - 19:25

Какое нафиг железо в приложении к фильму "Апокалипсис"? Господа, учите матчасть.... В фильме, кстати, все весьма достоверно, только деревянные палицы и обсидиановые ножи, плюс копья, тоже деревянные, замечу. Вязали пленников лианами и т.д., т.е. в фильме соблюдена историческая правда по большей части. Железо привезли с собой европейцы, а до этого наши американские друзья весело и беззаботно жили в позднекаменном веке, по-научному - энеолит.

tex 29.01.2007 - 20:54

Sommelier
Эта "шняга", как вы говорите, встречается довольно часто на картинках и в фильмах про индейцев, которые снимало ГДР в 70-80-х.
Наверное это разновидность двуручного томагавка, деревяная с железным зубом. Похожа кстати на африканские металки, которые тоже кидают 2-мя руками из-за головы
Большое, спасибо! Это именно она! Интересно бы поподробнее разузнать про это оружие.
Thom Дык это ружье по-моему и долбит его как дубинкой
Я тоже было про ружьё сначала подумал, но он этой штукой врагов на бегу режет в фильме, и звук такой как от бритвы 😊
мак Какое нафиг железо в приложении к фильму "Апокалипсис"? Господа, учите матчасть....
Хм..., а кто говорил про железо, применительно к Апокалипто?

tex 29.01.2007 - 21:07

Тамагавк с железным зубом, это из уже фильма "Последний из могикан", события относятся к другому периоду. Анонс к фильму начинается со слов: "1757 год. Англо-французская война за американские колонии в самом разгаре...."

bulawog 30.01.2007 - 01:09

Кстати,читал где-то любопытную версию,что вид таких боевых дубинок индейцы скопировали с европейских ружей,чтобы,так сказать,сделать их более угрожающими и эффективными.

мак 30.01.2007 - 09:47

Правильная версия, могу ее развить: первые такие дубинки были обычными европейскими ружьями, которые индейцы использовали как дубинки, если им удавалось их отнять у владельцев. После того, как приклад отлетал от ствола после нескольких сильных ударов и получалась такая дубинка. Не надо забывать, что индейцы в массе своей были людьми каменного века, оставшиеся в бассейне Амазонки племена показывают их тогдашний уровень, а все американские цивилизации были созданы пришлыми людьми типа викингов, осевшими на территории Америки и подчинившими местные племена, поэтому все эти цивилизации, не имевшие местных корней и исчезали вскорости без следа и видимых причин.

Скромный 30.01.2007 - 12:26

Mac, вы все же не совсем правы. Давайте не будем валить всех индейцев в одну кучу иже это все-таки были разные культуры, и находились на разном уровне развития. И все они возникли и развивались исключительно в местных условиях. Ни одной культуры, созданной выходцами из Старого Света в Америке до сих пор не обнаружено, говорить можно только об отдельных спорных элементах внешнего влияния. Викингов я бы вообще не упоминал всуе, т.к. они вообще никак в Америке не отметились кроме самого факта посещения. Да, большая часть американских культур - неолит, в лучшем случае уровень медного века или даже бронзы. Но это не значит, что каменные и бронзовые культуры не могут достигать высокого уровня развития и у них не может быть своих достижений. На момент конкисты европейцы столкнулись минимум с двумя цивилизациями имперского порядка - ацтеки в Мезоамерике и инки в Южной (о майя сознательно не говорю, на то время они находились в упадке). Отставали от Старого Света, прежде всего технологически - но в ряде областей не уступали, а то и превосходили - сельское хозяйство (достаточно сейчас открыть холодильник 😛), астрономия, монументальное строительство, изобразительное искусство (прежде всего у майя), государственное устройство (у инков). Американские цивилизации находились на уровне древних Египта и Месопотамии, у них была своя богатая история с войнами, подъемами и падениями, отставание можно объяснить естественными причинами которые не буду перечислять, прежде всего - это местные особенности и условия.

Теперь по оружию. В ветке речь пошла о североамериканских индейцах и о европейском влиянии, а "Апокалипсис" - не то, это как раз доколумбова Мезоамерика.

Основной холодняк древней Мексики - это деревянная основа, на которой закреплены рубящие или режущие элементы из обсидиана (вулканическое стекло). Известно и используется название из языка науатль (ацтекская империя) - "маквакуитл" или "макуаитль" в разной транскрипции. Маквакуитл мог иметь разную форму и устроиство, в зависимости от культуры и времени. На конце деревянной рукояти крепилась плоская обсидиановая пластина, тогда оружие напоминало североамериканский томагавк. Пластин могло быть и больше, иногда они крепились с двух сторон. Ацтекский маквакуитл сделан по типу меча, и в бою использовался как меч - в деревянную основу в форме доски с рукоятью вставлялись рубящие обсидиановые кромки, на конце - обсидиановый же шип, для колющего удара. Кстати, в "Апокалипсисе" такие мечи ни к чему бы, это всеж не оружие майя.. Использовались и дубины, утыканые обсидиановыми шипами по типу палицы - Кортес упоминает их у своих союзников, индейцев Тласкалы. Инки тоже использовали подобные палицы.

У майя основное боевое оружие - копье, ударная сила - отряды копьеносцев. Диего де Ланда утверждал что оружия подобного маквакуитлу на момент прихода европейцев у майя не было, однако на фресках и статуэтках майя более раннего времени они встречаются. Скорее всего, это влияние тольтеков и сапотеков, неоднократно грабивших и завоевывавших Юкатан.

Маквакуитл - штука по своему эффективная, но выходить с ним против стального меча или шпаги, тем более в руках закаленного и пассионарного испанца...хмм...

А вообще индеец - это не национальность, а состояние души 😊

мак 30.01.2007 - 16:35

Ну так я и пишу - дерево и обсидиан. А про состояние души - так я сам в душе индеец, причем первобытный...

Скромный 30.01.2007 - 18:28

Индейцы - рулят 😊 Хотя я сам как-то больше тяготею к Мезоамерике, ну да это вопрос личных пристрастий...

tex 30.01.2007 - 18:39

Мне все мысли, про аналогии форм этого томагавка с формами трофейных европейских ружей, тоже кажутся не беспочвенными. Форма приклада очень напоминает древние мушкеты, а зуб - затворный фитильный, а позже кремневый, механизм. Возможно, действительно, индейцы трофейные мушкеты использовали именно как дубины, и им эта форма настолько пришлась по вкусу, что они почти всё старательно скопировали, включая приклад, курок, цевьё и даже плечевой ремень не забыли 😊

Любопытная форма у этого зуба, она не совсем типичная для лезвия топорика, такого как томагавк. Она мне очень напоминает зуб гиганской белой акулы, практически полноразмерная копия (не считатя щелевых вырезов), который я видел в музее и окаменевшие остатки которых можно до сих пор найти в отложениях мелового периода. Он, был точно такой же формы, как и зубы современных белых акул: по краям усыпан мелкими зубчиками, которые остры как бритва и могут легко резать бумагу, в тоже время сечение и профиль позволяют легко наносить колящий удар легко и выдёргивать оружие.

У более древнего холодного оружия каменного века - рубила, аналогичная форма. Возможно индейцы найденные ископаемые акульи зубы тоже использовали как прототипы при массовом исготовлении холодняка? Уж больно похоже, и придумывать ничего не надо, только копируй в точности то, что природа вылизала за миллионы лет как наиболее точную форму для колюще-режущего удара целюстей самого соврешенного морского хищника 😊

Кроме того, где то давно, видел в музеях палицы аборигенов Австралии и осровов Тихого океана, они были усеяны зубами современных акул. Так что акульи зубы идут в дело и без всяких переделок, так где они есть, конечно.
Вот такие вот мысли пришли в голову. Не ругайте строго, если кому то покажется излишней фантазией 😛

мак 30.01.2007 - 18:46

Что такое Мезоамерика я, честно говоря, не петрю, но душой я с Вами.

Скромный 30.01.2007 - 19:04

Под понятием Мезоамерика обычно подразумеваются американские доколумбовы цивилизации современной Центральной Америки, от Мексики до севера Колумбии. Разные культуры, росли, поднимались, воевали, падали - но не теряли связи между собой, хранили историческую и культурную традицию (погибшую с приходом европейцев...) Корень их - цивилизация ольмеков, юг Мексики, дальше - понесло: майя, прошедшие несколько стадий развития и неоднократно менявшиеся, теотиуакан, тольтеки, миштеки, сапотеки, ацтеки наконец. Колумбийских муисков тоже можно отнести к культурам Мезоамерики, хотя они уровня государственности не достигли. Нужно отметить, что цивилизации Южной Америки - культуры мочика, наска, тиауанако, инков и проч. - к Мезоамерике не относят. Они не менее достойны - но развивались самостоятельно, в полной изоляции, и связей с Центральноамериканскими цивилизациями не имели, потому и рассматриваются отдельно.

Fet 30.01.2007 - 19:20

Интересная штуковина, которая на ружье похожа. Может, действительно, передрали просто. Широкая и плоская на конце - это я понимаю зачем, что бы утяжелить конец, не увеличивая парусности, если как-то логически обосновывать форму. А вот чего не понимаю - зачем поражающий элемент так далеко от края? Неудобно же, наверное. И зачем он смотрит в сторону, если смотреть от держащего эту палку? На топорах или европейских аналогах с клювом он как раз загнут к владельцу устройства. Удар то - нечто, близкое к окружности по траектории. А тут в другую сторону - зачем?

Кстати, а есть у кого-нибудь адекватная картинка этого, маквакуитла, или как его там? Интересно было бы поглядеть, чего там за камушки и как они сидят.

Скромный 30.01.2007 - 19:59

Fet 30.01.2007 - 20:02

Спасибо, любопытно.

tex 30.01.2007 - 20:16

Действительно, познавательно. Спасибо за ссылку.
Рискну предположить, что "камушки", это головки "заклёпок", фиксирующие зуб в массиве дерева.

мак 30.01.2007 - 21:03

Да, в общем все то же: палка-копалка и обдрюченный камень - обсидиан. Каменный век, он и в Америке - каменный век. Поймал пленника - принес в жертву или съел, или и то и другое. "Експедисия"..... понятно, почему эта цивилизация пала под ударом нескольких десятков слегка вооруженных испанцев, якуты и то дольше продержались. Я все же думаю, что все артефакты американской цивилизации доколумбовой эры связаны с внешними влияниями, недаром ацтеки или майя, уже не помню, или инки, ждали белокурых богов из-за океана, которые должны вернуться и опять их возглавить. Не верю, что пирамиды Южной Америки строили эти неандертальцы... только для того, чтобы отрезать пленникам головы. Обычно, строят пирамиды цивилизованные люди, а дикари потом используют их по своему разумению.

Скромный 30.01.2007 - 23:12

мак
Каменный век, он и в Америке - каменный век.

Опять же осмелюсь не согласиться. Каменный век - понятие очень растяжимое. Практически у всех народов, относимых к эпохе бронзы - по-прежнему доминировали неметаллические орудия. Например Египет времен Древнего Царства, пик, строительство Великих Пирамид, цивилизация, которой подражали тысячелетиями - бронзу знали и широко использовали, но большинство инструментов - все равно каменные...

Палка-копалка. Я бы порекомендовал пожарить на ужин картошки (потато) на подсолнечном масле (подсолнух - косочитль), и для вкуса добавить кетчуп из томатля. И сигарету выкурить. Все это создали доколумбовы индейцы, палкой-копалкой...

Поймал пленника - принес в жертву или съел, или и то и другое.
Ну, тут сложнее и намного интереснее. Человеческие жертвоприношения практиковали все доколумбовы цивилизации Америки, но ацтеки поставили это дело на широкую ногу, совершали их массово и многотысячно. Дело в том, что они впервые в истории создали государственную службу защиты мира от глобальных природных катастроф 😛 (кстати, современная цивилизация только подходит к этому 😉) Как известно, каждое утро могущественный колдун Уицитлопочтли, создавший человеческий род и покровительствующий ему, вступает в бой с силами тьмы и ночи чтобы над миром взошло Солнце. Он же помогает Солнцу восходить. Мощь темных сил велика, богу нелегко каждое утро биться с ними... А если однажды он не справится, не выстоит против ночи, утро не наступит и солнце не осветит Землю? Люди просто обязаны помочь Уицитлопочтли в его трудной борьбе, морально поддержать его цветами и песнями, подкрепить его силы духом многочисленных жертв. Дело хорошее, нужное 😊 И желательно жертвы приносить повыше, на вершине пирамиды, ближе к небу и богу, дабы дух не терялся...

Кстати, сам с интересом посмотрел бы на ритуальное оружие ацтеков.

все артефакты американской цивилизации доколумбовой эры связаны с внешними влияниями

Нет, однозначно. До сих пор в Америке не найдено ни одного ДОСТОВЕРНОГО предмета, который можно идентифицировать с доколумбовым периодом и Старым Светам. Есть совпадения в художественных элементах некоторых культур, совпадения слов и терминов - но не более. Контакты в обоих направлениях однозначно были, но одиночные, и глобальных следов не оставили.

недаром ацтеки или майя, уже не помню, или инки, ждали белокурых богов из-за океана, которые должны вернуться и опять их возглавить.

Да, легенда о Великом Пернатом Змее, и у ацтеков,и у майя, и у других в Мезоамерике, у инков не было. У мексиканских индейцев - Кецалькоатль, у майя - Кукулькан, бородатый белый бог, приплывший со спутниками на крылатом (парусном?) корабле с востока, и вроде даже крест упоминался. Оставил по себе хорошую память и обещал вернуться. Эта легенда была широко распространена и сильно расслабила индейцев при встрече с испанцами, они просто не ждали от белых такой подлой агрессивности. Безусловно, след какого-то контакта (уверен что не викинги) - но идентифицировать сложно. Материальных свидетельств - никаких. Признаков передачи культурной традиции или технологических заимствований - тоже. Время также не датируется. Образ Пернатого Змея запутан еще и религиозными, и историческими моментами. Кецалькоатль одновременно одно из трех верховных божеств ацтекского пантеона, вполне местное по атрибутам. Кукулькан майя - еще и реальная историческая личность, один из правителей Тулы (центра цивилизации тольтеков), был оттуда изгнан, и о нем есть своя стихотворная легенда...

Не верю, что пирамиды Южной Америки строили эти неандертальцы... только для того, чтобы отрезать пленникам головы. Обычно, строят пирамиды цивилизованные люди, а дикари потом используют их по своему разумению.

Неандертальцев в Америке никогда не было, только наш вид homo sapiens. Уверяю, пирамиды там строили вполне цивилизованные люди. Индейцы 😊

Mika_Belov 31.01.2007 - 05:42

Скромный, опоздал к началу разговора,
+5
Добавлю только -
ВЫ МОЛОДЕЦ!!!

Скромный 31.01.2007 - 10:52

Спасибо, Mika_Belov, право же не за что меня так 😊

Strelezz 03.02.2007 - 14:55

мак
Ну ладно, эта дискуссия здесь не к месту, останемся каждый при своем мнении, при всем моем уважении к оппонентам. Но в душе я - индеец.

.
Согласно твоей же теории 😛 думается, что индейцы просто пролюбили стволы своих древнеиндейских мушкетов. (Снятых после очередной войны) 😀
И пришлось биться тем чем осталось... Воодушевленные экономией пороха и эффективностью девайса о стволах полностью забыли...

мак 04.02.2007 - 09:54

Не, они их как пулялки стрелок использовали, ну тех в которые дуют. Прикинь - нарезная духовая пулялка.

Strelezz 04.02.2007 - 11:00

мак
Не, они их как пулялки стрелок использовали, ну тех в которые дуют. Прикинь - нарезная духовая пулялка.

.
Сроду бы не допер! Голова!!! 😊

мак 04.02.2007 - 11:52

unecht 05.02.2007 - 18:09

По поводу аналогии форм боевой дубины и мушкета хотелось бы добавить пример маори. В период английской колонизации Новой Зеландии маори вырезали палицы в форме ружья, чтобы тем самым хотя бы частично переманить убойную силу оружия белых людей. До встречи с англичанами маори использовали боевые палицы в форме весла.

мак 05.02.2007 - 19:11

И эти люди говорят мне о навороченной индейской цивилизации.... дикари-с.

Strelezz 08.02.2007 - 03:00

unecht
По поводу аналогии форм боевой дубины и мушкета хотелось бы добавить пример маори. В период английской колонизации Новой Зеландии маори вырезали палицы в форме ружья, чтобы тем самым хотя бы частично переманить убойную силу оружия белых людей. До встречи с англичанами маори использовали боевые палицы в форме весла.

Ну да. Дикари, они везде дикари. 😊
Вот только непонятно, почему-же они штык-то не скопировали? 😀

Strelezz 09.02.2007 - 04:37

Наверняка достаточное оружие для случаев когда на бойце -
" ... ничего, помимо бус " 😀

Gambler 09.02.2007 - 10:06

Не совсем в тему, наверное, поскольку эти дубинки - полинезийские. Самоанские, точнее. Но, по-моему рациональное оружейное зерно в них тоже есть. Как и древность замысла. Особенно в той слева, с крючком для зацепа шеи. Прошу также прощения за не очень удачное фото с лишними предметами в кадре.

Скромный 09.02.2007 - 11:58

И как после этого можно осмелиться назвать полинезийцев дикарями?
Искусство более чем высокого класса...
Я бы не назвал полинезийцев и маори соседями, скорее маори - одна из групп полинезийского этноса.

эмден 09.02.2007 - 12:09

я имел в виду географические "соседи" 😊

Скромный 09.02.2007 - 12:28

Безусловно 😊

relikt 11.02.2007 - 12:16

А что это за "флюгер" на двух последних фотографиях?

эмден 11.02.2007 - 19:34

незнаю 😊 помесь копья с чем-то.информации по маори мало, фоту я с новозеландского форума вытащил.

14771 14.02.2007 - 11:36

Gambler
В реальной жизни маори довольно ублюдочный народец. Что-то вроде цыган. Ленивые, часто грязные и склонны к воровству. Хотя государство о них заботится так, как из нас никому и не снилось.

если в паспорте записать - "немножечко майори", гос-во заботится будет? я тоже ленивый и склонный к воровству. а также часто грязный - особенно на охоте и рыбалке.

мак 14.02.2007 - 20:38

Ну, тогда я чисто майори, во - моя нация.

Gambler 14.02.2007 - 22:05

мак
Ну, тогда я чисто майори, во - моя нация.

Ну и зачем вам такая экзотика? Становитесь просто цыганами. Принципиальной разницы абсолютно никакой, но значительно ближе к российским реалиям. 😛

мак 14.02.2007 - 23:59

А я и так цыган, экзотики хотца, чтоб под пальмой с бананом в одной руке и кокосом с заброженным соком в другой. И чтоб представительница под бочком, пока сама бочкой не стала. И чтоб юбка из пальмовых листьев на мне, чтоб юбка, а иначе - душа не отогреется. А цыган, так что цыган, вот он - мой табор.

BeardMax 15.02.2007 - 02:45

А дубина Чингачгука, скоторой началось обсуждение, действительно имитирует ружейное ложе. Более того, по-английски она так и называется: Gunstock War Club.
Первоначально это была просто палица с "зубом"

А с приходом европейцев трансформировалась в подобие ружья.

Gambler 15.02.2007 - 08:44

У меня когда-то давно, еще в московском детстве, был настоящий "сарбакан". Отец привез из Перу в начале 70-х. Его американского приятеля-вертолетчика однажды случайно занесло к каким-то совсем примитивным индейцам в то время еще практикующим каннибализм. Из их деревни он взял и подарил отцу этот самый "сарбакан" и вдобавок еще пару сушеных голов размером с кулак. Вертолетчик утверждал, что еще пара десятков подобных голов сушилась на кольях торчащих возле хижин. На этих двух головах оставались и волосы, и брови, и даже ресницы. Обе были мужскими, насколько я понимаю. Костей не было, только набитый какой-то травой кожный покров для сохранения формы, без всяких швов и разрезов и аккуратно обрезанный по линии шеи. Веки сохранены, но глазницы пустые. Сама же трубка была длиной примерно 2,3 - 2,4 метра. Может и больше. Точно помню, что вертикально поставить ее на пол в нашей квартире мы не могли - потолок мешал. Стрел к нему не было. Из чего была сделана сама трубка не очень понятно. Ее наружный диаметр был около 4.5-5 сантиметров в самой широком месте у мундштука и она плавно сужалась до примерно 2,5-3 сантиметров у "дульной" части. По всей длине трубка была обмотана длинными тонкими полосками древесной коры типа луба и обмазана чем-то вроде смолы. Темного, почти черного цвета, немного в красноту. Мундштук был костяной, из полированной трубчатой кости человека или крупного животного. Размер отверстия около двух сантиметров. Отец подозревал, что из фрагмента берцовой кости человека и даже носил в одну из лабораторий к себе на работу, но разбирать для полного анализа не стали, методики ДНК исследований тогда еще не было, хотя было сделано заключение, что структурно кость похожа на человеческую.

© 2020 Данный ресурс является облачным хранилищем полезных данных и организован на пожертвования пользователей сайта forum.guns.ru, заинтересованных в сохранности своей информации



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.