Требования к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей. Правила перевозки опасных грузов. Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение

Опасный груз в автоперевозках - это, прежде всего, легковоспламеняющийся, ядовитый или даже радиоактивный багаж в автомобиле, перевозимый с определённой целью и в определённых количествах. Перевозка опасных грузов регулируется законом. Основной из таких законов носит название "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов " (ДОПОГ ). Правилами перевозки таких опасных грузов водители чаще всего начинают интересоваться, когда требуется перевезти в багажнике бензин или дизельное топливо (солярку).

Итак, ДОПОГ регулируют правила перевозки опасных грузов, а также имеют исчерпывающий перечень веществ, которые могут быть причислены к опасным. В этот перечень включены в том числе , бензин , керосин и практически все другие легковоспламеняющиеся вещества.

При этом, ДОПОГ разрешает перевозить эти опасные вещества частным лицам для личных нужд и для перепродажи, но с ограничением количества и только в определённой таре.

Положения ДОПОГ не применяются:

  • к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки. Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу .

То есть опасные грузы в виде того же бензина или дизельного топлива , например, мы можем перевозить в объёме не более 240 литров в общем (это чуть больше одной бочки) и разлитыми в сосуды не более 60 литров объёмом каждый.

К сосудам также есть требования - они не должны позволить жидкости вытечь, потому пластиковые канистры здесь не подходят. На заправочных станциях, однако, продаются канистры из специального пластика, который не разъедается топливом.


Какой штраф за перевозку опасных грузов?

За нарушение правил перевозки опасных грузов нас ждёт штраф по статье 12.21.2 КоАП в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода, если мы являемся частными лицами, и ещё больше, если должностными или юридическими.

12.21.2 КоАП:

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами , влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев ; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Какие вещества причисляются к опасным грузам?

Давайте перечислим наиболее распространённые из них, которые чаще всего бывает необходимо перевезти! Все вещества имеют свой определённый класс опасности. Сначала приведём список таких классов, а затем распространённые вещества и присвоенный им класс опасности.

  • Класс 1 - Взрывчатые вещества и изделия
  • Класс 2 - Газы
  • Класс 3 - Легковоспламеняющиеся вещества
  • Класс 4.1 - Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные и твёрдые взрывчатые вещества
  • Класс 4.2 - Вещества, способные к самовозгоранию
  • Класс 4.3 - Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при воздействии воды
  • Класс 5.1 - Окисляющие вещества
  • Класс 5.2 - Органические пероксиды
  • Класс 6.1 - Токсичные вещества
  • Класс 6.2 - Инфекционные вещества
  • Класс 7 - Радиоактивные вещества
  • Класс 8- Коррозионные вещества
  • Класс 9 - Другие опасные вещества и изделия

Опасные вещества

Вещество или изделие Класс
опасности
Патроны для оружия (в т.ч. холостые) и боеприпасы 1
Порох и детонаторы 1
Бомбы 1
Осветительные ракеты 1
Петарды , сигналы бедствия звуковые и световые 1
Нитрат аммония 1
Ацетилен 2
Сжатый воздух (в т.ч. жидкий) 2
Аммиак 2
Аргон 2
Бутан 2
Диоксид углерода 2
Хлор 2
Циан 2
Циклопропан 2
Эфир 2
Этан 2
Огнетушители с сжатым или сжиженным газом 2
Гелий 2
Водород 2
Сероводород 2
Метиламин 2
Зажигалки или баллончики для заправки зажигалок 2
Азот сжатый 2
Кислород сжатый или жидкий 2
Пропилен 2
Газ рефрижераторный 2
Ацетон 3
Бензол 3
Камфорное масло 3
Почти любые клеи 3
Ароматические жидкие экстракты 3
Этиловый спирт (этанол) 3
Этилацетат 3
Сивушное масло 3
Дизельное топливо 3
Печное топливо 3
Газойль 3
Бензин 3
Газолин 3
Петрол 3
Нитроглицерин и его растворы 3
Гексан 3
Типографская краска 3
Керосин 3
Метанол 3
Нитрометан 3
Краски (включая эмали, красители, лак, олифу, растворитель) 3
Парфюмерные продукты с содержанием легковоспламеняющимися веществами 3
Нефть 3
Хвойное масло 3
Масло смоляное 3
Медицинская настойка 3
Скипидар 3
Жидкие антисептики для древесины 3
Порошковый аллюминий 4.1
Спички 4.1
Нафталин 4.1
Каучук 4.1
Активированный уголь 4.2
Алкалоиды 6.1
Ртуть и её ацетаты и многие другие производные 6.1
Любые щелочи 8
Хлорная кислота 8
Серная кислота 8
Уксусная кислота 8
Фосфорная кислота 8
Сернистая кислота 8
Авиационное топливо 3
Пестициды 5.2

Полный список опасных веществ для перевозки Вы можете посмотреть на

Хранение и транспортировка ЛВЖ и ГЖ представляет значительную пожарную опасность. Склады хранения ЛВЖ и ГЖ подразделяются на две группы. К первой группе относятся базисные склады и нефтебазы, являющиеся самостоятельными предприятиями. Ко второй группе относятся расходные склады ЛВЖ и ГЖ, предназначенные для снабжения производств и находящиеся на территории предприятия.

Хранение ЛВЖ и ГЖ может быть в резервуарах или специальной таре (бочки, бидоны и др.). Хранилища бывают подземные, полуподземные и наземные.

Строительные нормы и правила (СНиП II-М-1-71) предъявляют противопожарные требования к устройству складов горючих материалов. В целях защиты производственных зданий и сооружений на случай пожара склад горючих материалов располагают с соблюдением определенных противопожарных разрывов. Эти разрывы в зависимости от способа хранения и степени огнестойкости зданий и сооружений приведены в табл. 20.1 для расходных складов (второй группы).

Таблица 20.1. Наименьшие допустимые расстояния от открытых складов ЛВЖ и ГЖ до зданий и сооружений, м

Примечания :

1. Размещение одинаковых материалов в двух или нескольких складах не допускается.

2. Расстояния от складов ЛВЖ и ГЖ до зданий с производствами категорий А и Б, а также до жилых и общественных зданий надлежит увеличивать на 25 %.

3. При совместном хранении ЛВЖ и ГЖ приведенная вместимость определяется из расчета: 1 м 3 ЛВЖ приравнивается к 5 м 3 ГЖ и 1 м 3 наземного хранения приравнивается к 2 м 3 подземного хранения. При подземном хранении ЛВЖ или ГЖ расстояния, указанные в табл. 20.1, могут быть сокращены на 50 %.

4. Расстояния от зданий до складов ЛВЖ и ГЖ вместимостью до 100 м 3 не нормируются, если стена здания, обращенная в сторону этих складов, противопожарная.

При хранении ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, расположенных под землей, устанавливаются «дыхательные» клапаны, не допускающие увеличения давления паровоздушной смеси, образующейся над поверхностью жидкости, за которыми ведется постоянный контроль.

Территория подземных и наземных открытых складов ограждается забором из несгораемых материалов.

Большую опасность пожара и взрыва представляют прямой удар молнии в резервуар и наведенные грозовым облаком электрические заряды, могущие вызвать опасное искрение. Для защиты резервуаров от воздействия молнии служат молниеотводы - устройства, состоящие из стальных стержней или тросов, которые заземляют.

В процессе налива нефтепродуктов в резервуар в результате разбрызгивания происходит электризация жидкости. Накопление электрических зарядов создает опасность (при разряде) искрения и, следовательно, возможность воспламенения и взрыва горючей смеси паров ГЖ с воздухом. С целью устранения формирования электрических зарядов путем стекания их на землю металлические резервуары заземляют. Состояние заземляющих устройств необходимо постоянно контролировать.

Хранение ЛВЖ и ГЖ в производственных зданиях или зданиях иного назначения, сооруженных из конструкций I или II степени огнестойкости, допускается в количествах, не превышающих указанные в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Предельно допустимые объемы жидкостей для хранения в производственных и других зданиях предприятия.

Способ хранения Количество жидкости, м 3
ЛВЖ ГЖ

В таре в специальном помещении, отделенном от соседнего помещения несгораемыми стенами, перекрытиями и с непосредственным выходом наружу

20 100

В таре без выделения специального помещения в зданиях с производствами категорий Г и Д

0,1 0,5

В резервуарах, установленных в специальном наземном помещении, отделенном от соседнего помещения несгораемыми стенами, перекрытиями и с непосредственным выходом наружу

Не более суточной потребности цеха

В резервуарах в полуподземных и подземных помещениях

Не допускается 300

В резервуарах, установленных на несгораемых колоннах и площадках, в зданиях с производствами категорий Г и Д

При укладке бочек с ЛВЖ и ГЖ нужно соблюдать осторожность, не допуская ударов. Бочки устанавливают наливной пробкой вверх. Если в бочках находится ЛВЖ с температурой вспышки паров 28 °С и ниже (например, бензин, ацетон), то их укладывают только в один ряд.

На территории складов горючих материалов не допускается курение и применение открытого огня. Отогревание загустевших нефтепродуктов, трубопроводов, запорной арматуры допускается только горячей водой.

Освещение складов выполняется в соответствии с требованиями ПУЭ. Осветительные приборы должны быть во взрывозащищенном исполнении.

Территория и помещения склада должны содержаться в чистоте и обеспечиваться средствами пожаротушения.

Для цеховых кладовых ЛВЖ и ГЖ установлены предельные нормы хранения количества лакокрасочных материалов и растворителей в соответствии с их потребностью на производстве.

На рабочих местах окрасочных и пропиточных цехов и участков хранение ЛВЖ и ГЖ допускается в количествах, не превышающих сменную потребность. При этом посуда с материалами должна плотно закрываться крышками.

Во избежание воспламенений транспортируемых ЛВЖ и ГЖ от случайных искр, возникающих при работе транспортных средств (локомотива, автомобиля, трактора), в соответствии с Правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий необходимо соблюдать определенные минимальные расстояния от резервуаров, хранилищ, насосных станций и др. до железнодорожных путей и автомобильных дорог.

Разрывы (расстояния) от наземных резервуаров, сливных емкостей и разливочных постов до оси железнодорожных путей широкой колеи и внутризаводских путей у сливно-наливных устройств должны быть не менее 20 м при транспортировке ЛВЖ и 12 м-ГЖ. Разрывы от насосных станций и хранилищ жидкостей в таре до осей железнодорожных путей у сливно-наливных устройств должны быть не менее 10 м при транспортировке ЛВЖ и 8 м - ГЖ.

Машинисты локомотивов маневровые работы с железнодорожными цистернами должны выполнять осторожно, без резких толчков, при малых скоростях движения во избежание появления искр от механических ударов.

Выше говорилось о статической электризации нефтепродуктов и опасности в связи с этим воспламенения горючих смесей. В качестве меры предупреждения электризации во время слива или налива ЛВЖ и ГЖ и при перевозке их автотранспортом автоцистерны оборудуют стальной цепочкой, свисающей до полотна дороги, которая служит заземлением для отвода зарядов в землю.

Во время грозы по соображениям пожарной безопасности сливно-наливные операции при перевозках ЛВЖ и ГЖ не допускаются.

Автомобиль для перевозки ЛВЖ и ГЖ должен иметь выхлопную трубу двигателя внутреннего сгорания, оборудованную искрогасителем и расположенную в передней части автомобиля, что исключает попадание искр из глушителя на цистерну с горючим.

При большой вязкости нефтепродуктов их необходимо подогревать для обеспечения свободного слива из цистерн. Прогревать следует только паром или горячей водой. Применение для прогрева открытого огня категорически запрещается.

Погрузка в кузов автомашины бочек с ГЖ производится при помощи наклонных деревянных брусьев (покатей). Бочки должны быть уложены устойчиво с подкладкой под них деревянных подставок (клиньев) во избежание раскатывания в пути.

Инструменты, применяемые для открывания и закрывания наливных отверстий бочек и других сосудов, должны быть неискрящими при соприкосновении со стальными бочками и резервуарами, для чего применяются инструменты из латуни.

В производственных цехах и лабораториях, применяющих ЛВЖ и ГЖ, при отсутствии централизованной доставки и раздачи их на рабочие места необходимо использовать для ручной переноски безопасную тару, например бидоны и канистры с плотно закрывающейся крышкой.

Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения .

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений .

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.

Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.

  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ — разъяснения и комментарии специалистов

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.

С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.

Как получить разрешение на перевозку опасных грузов?

Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:

  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:

  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.


6.3. Легковоспламеняющиеся жидкости

6.3.1. Легковоспламеняющимися жидкостями считаются жидкости, давление паров которых при температуре +50 град. С составляет не более 300 кПа (3 бара), а температура вспышки - не более 100 град. С.
6.3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости из числа перекисляющихся (эфиры и некоторые гетероциклические кислородные вещества) допускаются к перевозке в том случае, если содержание перекиси в них не превышает 0,3%.
6.3.3. Аптекарские, москальные, парфюмерные товары и другие смеси, содержащие горючие вещества, относятся к опасным грузам в случае, если температура вспышки этих смесей ниже 100 град. С.

6.4. Легковоспламеняющиеся вещества

6.4.1. Вещества, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспламеняющиеся газы, должны перевозиться в герметичной таре на транспортном средстве с закрытым кузовом. В товарно - транспортной накладной на перевозку легковоспламеняющегося вещества обязательно делается пометка «Загорается от воды».
6.4.2. Легковоспламеняющиеся вещества в зависимости от вида упаковываются: натрий металлический и другие щелочные металлы упаковываются в герметично закупоренные железные банки, заполненные маловязким минеральным маслом или керосином, весом до 10 кг и в железные бочки весом до 100 кг; белый и желтый фосфор перевозится в воде в металлических запаянных банках, которые упаковываются в деревянные ящики; красный фосфор упаковывается герметически в металлические банки типа 1 или 3 - ГОСТ 5044-79 «Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов. Технические условия» (Стандарт СЭВ 3697 - 82). Вес банок не более 16 кг. Герметичность банок достигается применением прокладочных материалов. Снаружи банки покрывают антикоррозионным покрытием; банки для перевозки упаковываются в деревянные ящики или фанерные барабаны. Общий вес одного грузового места допускается не более 95 кг; кинолента, рентгеновская пленка и другие аналогичные грузы перевозятся в металлических коробках, уложенных в металлические ящики, общий вес упаковки до 50 кг; карбид кальция и другие аналогичные грузы упаковываются в железные барабаны. Вес упаковки должен быть не более 100 кг; аммониевый нитрат, никриновая кислота, мочевина азотнокислая, тринитробензол, тринитробензойная кислота или тринитротолуол, влажные с содержанием воды не менее 10% или пикромат циркория, влажный с содержанием не менее 20% воды, перевозятся в стеклянной таре. Вес груза в одной упаковке должен быть не более 1 кг. Для перевозки стеклянные емкости упаковываются в деревянные ящики.
6.4.3. Сера и нафталин в расплавленном состоянии могут перевозиться в автомобилях - цистернах.
6.4.4. Цистерны, применяемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, должны изготавливаться из листовой стали толщиной не менее 6 мм или алюминиевых сплавов, обладающих такой же механической прочностью, и иметь: термоизоляцию для поддержания температуры внутри цистерны у стенок не менее 70 град. C; клапан, открывающийся внутрь или наружу под давлением от 0,2 до 0,3 кг/кв. см. Клапаны на цистерне, используемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, могут не быть, если цистерна рассчитана на рабочее давление в 2 кг/кв. см.

6.5. Окисляющие вещества и органические перекиси

6.5.1. Окисляющие вещества и органические перекиси могут перевозиться в стандартной заводской упаковке.
6.5.2. При погрузке - разгрузке и перевозке окисляющих веществ и органических перекисей во избежание самовозгорания, пожара или взрыва необходимо избегать их засорения или смешивания с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими веществами.
6.5.3. При погрузке, разгрузке и перевозке легко разлагающихся перекисей должен обеспечиваться следующий температурный режим: технические чистые перекиси диоктаноила и дикаприлила - не выше +10 град. C; перекись ацетил-циклогексансульфонила - -10 град. C; пероксидикарбонта диизопропила - +20 град. C; перпивалт третбутила - -10 град. C; с флегматизатором - +2 град. C; с растворителем - -5 град. C; перекись 3,5; 5-триметилгенсаноила в растворе с замедлителем (20%) - 0 град. C; технически чистая перекись бис-деканойна - +20 град. C; технически чистая перекись диперларгонила - 0 град. C; технически чистый пер-2-этилгенсаноат бутила - +20 град. C; пероксидикарбонат бис-этила-2-генсила с замедлителем или растворителем (55%) - 10 град. C; перизонитрат третичного бутила с растворителем (25%) - +10 град. C;
6.5.4. Автомобили - фургоны с изотермическим кузовом, используемые для перевозок органических перекисей, должны отвечать следующим требованиям: обеспечивать температурный режим в соответствии с пунктом 6.5.3, независимо от температуры окружающей среды; предохранять кабину водителя от проникновения в нее паров перевозимых перекисей; обеспечивать контроль за температурным состоянием перевозимых грузов из кабины водителя; иметь соответствующую вентиляцию, не вызывающую нарушение заданного температурного режима; применяемые охлаждающие вещества должны быть невоспламеняемыми. Не допускается использовать для охлаждения жидкий кислород или воздух. При использовании автомобилей (прицепов) - рефрижераторов для перевозки органических перекисей их холодильная установка должна работать независимо от работы двигателя автомобиля.
6.5.5. При перевозках легко разлагающихся перекисей на короткие расстояния разрешается применение специальных предохранительных упаковок с холодильными реагентами, обеспечивающими поддержание необходимого температурного режима в течение всего времени, затрачиваемого на перевозку и выполнение погрузочно - разгрузочных операций. 6.5.6. Перед загрузкой окисляющих веществ и органических перекисей кузова транспортных средств должны быть тщательно очищены от пыли и остатков ранее перевозимых в них грузов.

6.6. Ядовитые и инфекционные вещества

6.6.1. Ядовитые вещества принимаются к перевозке на автомобильном транспорте в заводской упаковке.
6.6.2. Перевозка особо опасных ядовитых и инфекционных веществ производится с вооруженной охраной. Допускается наличие невооруженной охраны только при внутригородских перевозках.
6.6.3. Перевозка синильной кислоты в летнее время (апрель - октябрь) производится с соблюдением мер защиты грузовых мест от воздействия солнечных лучей. При покрытии грузовых мест брезентом он должен располагаться на высоте не менее чем 20 см над перевозимым грузом.
6.6.4. Погрузочно - разгрузочные работы с ядовитыми веществами производятся с обеспечением надежной охраны, исключающей допуск в пункт погрузки (разгрузки) посторонних лиц. 6.6.5. Перевозка инфекционных веществ, перечисленных в Приложении 7,1, производится с соблюдением следующих требований: наличие вентиляции закрытых кузовов; предварительная обработка кузова транспортного средства дезинфицирующими растворами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи. В зимнее время допускается перевозка инфекционных веществ в открытых кузовах.

6.7. Радиоактивные вещества

6.7.1. Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в соответствии требованиям настоящих Правил и Правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ - 94) и ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в случае международных перевозок - Правил МАГАТЭ.
6.7.2. Номенклатура радиоактивных веществ устанавливается Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94)).

6.8. Едкие и коррозионные вещества

6.8.1. При перевозках свинцового шлака, содержащего серную кислоту, кузов транспортного средства изнутри должен покрываться слоем картона, пропитанного парафином или дегтем, а при перевозке указанного груза под брезентом не допускается его непосредственное соприкосновение с грузом.
6.8.2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки едких и коррозионных веществ, должны быть очищены от горючих остатков (солома, сено, бумага и т. п.).
6.8.3. При производстве погрузочно - разгрузочных работ с кислотами для защиты обслуживающего персонала применяются следующие средства: противокислотный фартук; суконный костюм; резиновые перчатки; очки или маска. Работать с кислотами в одежде из хлопчатобумажной ткани без ее кислостойкой пропитки запрещается.
6.8.4. При производстве погрузочно - разгрузочных работ с щелочами используются те же защитные средства, что и при работе с кислотой, и костюм с кислостойкой пропиткой.

6.9. Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании

6.9.1. К веществам с относительно низкой опасностью при транспортировании относятся: горючие вещества и материалы (эфиры, нефтепродукты, сера коллоидная, динитроортокрезолат аммония, жмых, рыбная мука, смолы, стружка древесная, хлопок); вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях (окислители, известь негашеная, сульфиды натрия и калия, соли аммония); слабоядовитые вещества (пестициды, изоцианиты, красители, масла технические, соединения меди, карбоната аммония, семена и плоды ядовитые, анодная масса); аэрозоли.
6.9.2. Вещества, перечисленные в пункте 6.9.1, перевозятся в соответствии общим требованиям настоящих Правил без применения системы информации об опасности.

7. Приложения

Приложение 7,1
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ХАРАКТЕРУ И СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ
Класс 1 - взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества, и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта; подкласс 1,1 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз; подкласс 1,2 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой; подкласс 1,3 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него; подкласс 1,4 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок; подкласс 1,5 - взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны; подкласс 1,6 - изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования. Примечание. Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества.
Класс 2 - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий: абсолютное давление паров при температуре 50 град. C равно или выше 3 кгс/кв. см (300 кПа); критическая температура ниже 50 град. C. По физическому состоянию газы делятся на: сжатые, критическая температура которых ниже -10 град. C; сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10 град. C, но ниже 70 град. C; сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 град. C; растворенные под давлением; сжиженные переохлаждением; аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний; подкласс 2,1 - невоспламеняющиеся газы; подкласс 2,2 - невоспламеняющиеся ядовитые газы; подкласс 2,3 - легковоспламеняющиеся газы; подкласс 2,4 - легковоспламеняющиеся ядовитые газы; подкласс 2,5 - химически неустойчивые; подкласс 2,6 - химически неустойчивые ядовитые.
Класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже; подкласс 3,1 - легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18 град. С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости; подкласс 3,2 - легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 23 град. C; подкласс 3,3 - легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки от 23 до 61 град. C включительно в закрытом тигле.
Класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании; подкласс 4,1 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть; подкласс 4,2 - самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться; подкласс 4,3 - вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
Класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв; подкласс 5,1 - окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня; подкласс 5,2 - органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.
Класс 6 - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой; подкласс 6,1 - ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей; подкласс 6,2 - вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных.
Класс 7 - радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).
Класс 8 - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами; подкласс 8,1 - кислоты; подкласс 8,2 - щелочи; подкласс 8,3 - разные едкие и коррозионные вещества.
Класс 9 - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения; подкласс 9,1 - твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3-му и 4-му классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +61 град. C до +100 град. C в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы); подкласс 9,2 - вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях.

Приложение 7,2
ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП «ОСОБО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ" ПО ГОСТ 19433-88
1. Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1,4; 1,5 и 1,6;
2. Радиоактивные вещества класса 7;
3. Невоспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;
4. Ядовитые газы окисляющие;
5. Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные;
6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 град. C ядовитые;
7. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 град. C едкие и (или) коррозионные;
8. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 град. C до плюс 23 град. C едкие и (или) коррозионные;
9. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 град. C до плюс 23 град. C ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
10. Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
11. Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C с опасностью разрыва упаковки;
12. Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;
13. Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
14. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
15. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, самовозгорающиеся и ядовитые;
16. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;
17. Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
18. Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C;
19. Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 град. C;
20. Органические пероксиды взрывоопасные;
21. Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;
22. Органические пероксиды едкие для глаз;
23. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;
24. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;
25. Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;
26. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 град. C;
27. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23 град. C, но не более 61 град. C;
28. Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;
29. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые и окисляющие;
30. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;
31. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;
32. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 град. C до 61 град. C;
33. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;
34. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;
35. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 град. C;
36. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 град. C до 61 град. C;
37. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

КЛАСС 3 - ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ (ЛВЖ)

СВОЙСТВА

3001. К данному классу относятся жидкости, смеси жидкостей, растворы горючих газов в жидкостях, жидкости, содержащие твердые вещества в растворе, или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки плюс 61° С и ниже в закрытом сосуде (3. С.) или плюс 65° С в открытом сосуде (О. С.) и не отнесенные по своим опасным свойствам к другим классам.

3002. Вещества данного класса представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), основным опасным свойством которых является легкая воспламеняемость их паров от любого внешнего источника воспламенения (открытого огня, искры, электрического разряда и т. п). Пары многих ЛВЖ могут образовывать взрывоопасные смеси, способные взрываться с большой силой

3003. Многие вещества данного класса имеют высокое давление насыщенных паров, вследствие чего при повышении температуры в эксплуатационных пределах (до плюс 50-60° С) в таре, в которую они залиты, происходит увеличение давления.

Некоторые вещества данного класса имеют температуру кипения при атмосферном давлении ниже плюс 15-20° С, вследствие чего они при определенных эксплуатационных условиях будут принимать газообразное состояние.

При наборе ЛА высоты избыточное давление в таре будет увеличиваться пропорционально понижению атмосферного давления. При недостаточной герметичности тары это приводит к выходу паров, а при недостаточной прочности тары может произойти ее разрушение.

3004. Пары, выделяемые всеми веществами класса 3, имеют более или менее наркотическое действие, и продолжительное вдыхание этих паров может привести к потере сознания Глубокий и продолжительный наркоз может привести к смерти

Некоторые ЛВЖ имеют сильно ядовитые свойства.

3005. Некоторые ЛВЖ способны полимеризоваться с выделением тепла и газов, в результате чего тара может разорваться. К этим веществам относятся:

  • полимеризующиеся углеводороды (группы 3141, 3161);
  • полимеризующиеся эфиры (группы 3232, 3242);

Полимеризующиеся вещества (группа 3336).

Перевозка таких ЛВЖ в чистом виде воздушным транспортом запрещается. Они могут быть допущены к перевозке только в ингибированном состоянии.

3006. Вещества данного класса, имеющие температуру начала кипения ниже плюс 40° С, сильно ядовитые свойства (ПДК менее 50 мг/м3), а также вещества, способные полимеризоваться, относятся к особо опасным грузам (см. перечень № 2, гл. X).

3007. Лекарственные препараты, москательные и парфюмерные продукты и смеси другого назначения, содержащие ЛВЖ и отнесенные по своим свойствам к данному классу, относятся к опасным грузам.

Духи и одеколон во флаконах вместимостью каждый 200 см3 и менее, упакованные в ящики, к опасным грузам не относятся.

ТАРА И УПАКОВКА

3008. Применяемая для перевозки ЛВЖ воздушным транспортом тара должна полностью отвечать требованиям соответствующих ГОСТ или ТУ. Она должна быть герметичной, чистой и замаркированной (масса брутто, нетто, вид ЛВЖ) отправительской маркировкой.

Тара не должна иметь вмятин, царапин, трещин или других каких-либо повреждений. Даже при незначительных подтеканиях или отпотевании ЛВЖ тара к погрузке в ЛА не допускается. Пробки (крышки) должны быть плотно закрыты (завинчены) и застопорены (законтрены, обвязаны) для исключения самопроизвольной разгерметизации во время полета.

Бочки, бидоны, баллоны вместимостью до 276 л после их заполнения ЛВЖ необходимо проверить на герметичность, установив их для этого пробками вниз.

Заполнять тары ЛВЖ следует не менее чем за 2-3 ч до погрузки в ЛА.

3009. Тара для перевозки ЛВЖ должна быть изготовлена и укупорена так, чтобы в условиях перевозки воздушным транспортом она полностью защищала содержимое от внешних источников самовоспламенения.

3010. Стеклянная и другая мелкая потребительская тара для перевозки проб горючего и смазочных материалов, а также для перевозки ЛВЖ в небольших количествах (до 1-2 л) должна помещаться с поглощающим прокладочным материалом в герметически закрытую металлическую транспортную упаковку.

Металлическая упаковка должна укладываться с прокладочным материалом в деревянные ящики.

3011. Рекомендуемые в качестве тары склянки или бутыли могут заменяться фарфоровыми емкостями. Последние рекомендуются в тех случаях, когда только этот материал обеспечит необходимую прочность тары и ее устойчивость против взаимодействия с помещенным в нее веществом.

3012. Тара должна быть прочной и исключать возможность разгерметизации за счет разъедания прокладок под пробками (крышками), разрежений и вибраций, имеющих место при перевозке в ЛА, а также за счет давления паров ЛВЖ при эксплуатационных температурах (до плюс 50-60°С). Тара для перевозки ЛВЖ 31-33 подклассов, имеющих температуру вспышки не выше плюс 60° С и температуру кипения в пределах 50° С, должна выдерживать избыточное давление паров жидкости при температуре плюс 60° С не менее 1 кгс/см2.

3013. Тара для перевозки ЛВЖ данного класса, кипящих при атмосферном давлении при температуре ниже плюс 15-20° С, должна выдерживать избыточное давление паров этих жидкостей при температуре плюс 50-60° С не менее 2 кгс/см2.

3014. Материал тары должен быть инертным по отношению к перевозимым в них веществам, не проницаемым для ЛВЖ, не должен вступать в реакцию с содержимым, образовывать с ним опасные соединения. Он не должен размягчаться, ослабляться, становиться хрупким или подвергаться иным изменениям при контакте с ЛВЖ, а также при крайних значениях температуры или в результате старения.

Под резьбовые пробки должны применяться только новые прокладки.

3015. Горючие и смазочные материалы, а также некоторые другие вещества данного класса допускаются к перевозке воздушным транспортом в стальных бидонах (ГОСТ 5105-66), бочках вместимостью до 275 л (ГОСТ 17366-71 и ГОСТ 6247-72) и в резервуарах РА-2М.

3016. Легковоспламеняющиеся жидкости, обладающие другими опасными свойствами (ядовитые, агрессивные по отношению к конструкционным материалам), перевозятся в грузовых кабинах ЛА в двойной герметической таре, а также в бочках вместимостью 100-250 л (типа Л-100-4 и Л-250-4, ТУ МХП № 3979-53), 220 л (типа Л-220, ВТУ МХП № 3978-53), 275 л (ГОСТ 17366-71). В других стандартных бочках (ГОСТ 6247-72) вместимостью 275 лив перечисленной выше таре, а также в резервуарах, специальных емкостях и контейнерах ЛВЖ могут перевозиться на внешней подвеске ЛА, в том числе и на подвесной платформе вертолета В-10, а при наличии специальных герметичных контейнеров, предназначенных для размещения в них 275-л бочек (ГОСТ 6247-72), ЛВЖ могут перевозиться и в грузовых кабинах ЛА.

3017. Для исключения течи ЛВЖ через пробки (крышки), деформации или разрушения тары от расширения при повышении

температуры в процессе транспортировки их воздушным транспортом необходимо тару наполнять не более чем на 90% от ее полного

Для перевозки ЛВЖ с температурой кипения ниже плюс 50° С наполнение тары производится не более чем на 80% от ее полного

В случае нагрева ЛВЖ во время их перевозки воздушным транспортом недолив тары увеличивается на 1,5-2% при возрастании температуры на каждые 10-15°.

3018. Деревянные ящики, бочки и обрешетки, применяемые для упаковки, должны быть прочными.

Для исключения опасности повреждения тары деревянная обрешетка должна иметь близко расположенные планки.

3019. Для перевозки воздушным транспортом веществ данного класса в зависимости от их физико-химических свойств могут применяться следующие виды тары:

1) герметически закрытые склянки, банки вместимостью 0,5-2,5 л, упакованные с поглотительным прокладочным материалом в герметически закрытые металлические банки;

2) герметически закрытые полимерные фляги, банки вместимостью до 20 л, упакованные в деревянные ящики или деревянные барабаны с применением прокладочного материала;

3) герметически закрытые (запаянные) металлические канистры, фляги вместимостью до 20 л, упакованные в деревянные ящики, барабаны с применением прокладочного материала;

4) герметически закрытые (запаянные) бидоны, стальные штампованные, сварные вместимостью 10 и 20 л, ГОСТ 5105-66, упакованные в деревянные обрешетки;

5) бочки стальные, сварные, толстостенные вместимостью 110 и 275 л, ГОСТ 17366-71;

6) бочки алюминиевые вместимостью 100 л по ТУ 002-71;

7) бочки из нержавеющей стали вместимостью 150 л по МРТУ 27-07-423-68 (Тыл ВС СССР);

8) бочки стальные, сварные вместимостью 100, 200 и 275 л ГОСТ 6247-72;

9) резервуары алюминиевые РА-2М вместимостью 2000 л, ТУ 44-219-72 (Тыл ВС СССР);

10) баллоны; -

11) стальные сварные бочки вместимостью 100 и 250 л (Л-100-4 и Л-250-4 ТУ МХП № 3979-53), 220 л (Л-220 ВТУ МХП №3978-53).

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ

3020. Укладка бочек, бидонов и мест с малой тарой производится в один ряд горловинами (пробками) вверх.

Тара с ЛВЖ должна быть уложена так, чтобы имелась возможность наблюдения за грузом в полете. Кроме того, она должна быть надежно зашвартована с целью исключения ее перемещения в процессе полета.

3021. После погрузки ЛВЖ в ЛА необходимо проветрить грузовую кабину и тщательно проверить целость тары, надежность ее швартовки и нет ли течи ЛВЖ. Повторный осмотр груза произвести в начале полета на высотах до 4000 м.

3022. Перевозка ЛВЖ, относящихся к особо опасным грузам (см. перечень № 2), на пассажирских ЛА запрещается.

СОВМЕСТНАЯ ПЕРЕВОЗКА ЛВЖ

3023. В приложении 1 приведены данные по совместной пере-возке ЛВЖ класса 3 с грузами других классов. Этой таблицей необходимо руководствоваться при загрузке ЛА грузами различных классов.

3024. ЛВЖ данного класса различных подклассов, категорий и групп могут совместно перевозиться в одном летательном аппарате.

3025. Пищевые продукты, особенно животные масла и жиры, перевозить совместно с ядовитыми и сильно пахнущими ЛВЖ не разрешается ввиду возможной порчи пищевых продуктов.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3026. Погрузка ЛВЖ в летательные аппараты должна производиться, как правило, в дневное время. В вечернее и ночное время погрузка ЛВЖ разрешается только на хорошо освещенных площадках, исключающих необходимость применения дополнительных переносных осветительных средств при осмотре груза и при погрузке.

Перед погрузкой и в процессе погрузки грузов осуществляется строгий контроль за видом груза с целью исключения погрузки в летательный аппарат несовместимых с ЛВЖ грузов (см. приложение 1).

3027. Погрузка ЛВЖ в летательные аппараты должна производиться на безопасном удалении от других летательных аппаратов и аэродромных сооружений, указанном в ст. 612 (ч. 1).

Категорически запрещается использование открытого огня или курение вблизи мест погрузки (разгрузки). На видных местах на площадке погрузки ЛВЖ должны быть вывешены белые таблички с ярко-красными надписями, имеющими буквы высотой не менее 75 мм: «Легковоспламеняющиеся жидкости»; «Не подходить с открытым огнем и с фонарями»; «Не курить»; «При пожаре звонить по телефону № . . .».

3028. В процессе загрузки летательного аппарата легковоспламеняющимися жидкостями категорически запрещается производить заправку летательного аппарата топливом и кислородом, а также производить какие-либо работы по ремонту и проверке радио и

электрооборудования или другие работы с применением огня и инструмента, могущего явиться источником искрообразования.

3029. При погрузке ЛВЖ необходимо соблюдать осторожность. Сброс груза, использование крючков, могущих повредить тару, волочение груза, удары груза о груз категорически запрещаются.

3030. Перемещение бочек перекатыванием разрешается производить лишь при наличии специально устроенных подкладок (доски, бруски из дерева), трапов или настилов.

3031. После окончания загрузки летательного аппарата легковоспламеняющимися жидкостями тара должна быть надежно зашвартована, необходимо проверить наличие огнегасящих средств в летательном аппарате и средств для устранения возможных дефектов тары в полете (ведро, бидон, ветошь, нейтрализующая жидкость и др.).

3032. После проведения всех погрузочных работ грузовые кабины летательных аппаратов тщательно проветриваются.

При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, обладающих сильно ядовитыми свойствами, на борту летательного аппарата должно быть не менее двух комплектов средств индивидуальной защиты.

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ

3033. ЛВЖ первого и второго подклассов подаются непосредственно к борту ЛА и вывозятся немедленно по выгрузке из ЛА.

ЛВЖ третьего подкласса при наличии специально отведенной площадки в аэропорту (на аэродроме) могут завозиться (вывозиться) заблаговременно, но не ранее чем за 24 ч до погрузки.

При отсутствии специально отведенной площадки ЛВЖ третьего подкласса могут приниматься к перевозке только при условии завоза в аэропорт (на аэродром) непосредственно к моменту погрузки на ЛА и вывоза из аэропорта (с аэродрома) немедленно после выгрузки из ЛА.

3034. Оборудование, ограждение и охрана складов с ЛВЖ должны полностью гарантировать противопожарную безопасность и невозможность проникновения на территорию складов лиц, не связанных с производственным процессом.

КАРТОЧКИ ГРУЗОВ КЛАССА 3

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ

жидкости

Подкласс 31

С низкой температурой вспышки (ниже -180С)

Нефтепродукты и углеводороды

Группа 3111

Нефтепродукты

Пределы взрывае-мости, %

БЕНЗИН АВТОМОБИЛЬНЫЙ (БЕНЗИН МОТОРНЫЙ)

ДИСТИЛЛАТ НЕФТИ (ЭФИР НЕФТЯНОЙ, ПЕТ-РОЛЕИНЫИ ЭФИР)

НЕФТЬ СЫРАЯ

НЕФТЯНЫЕ РАСТВОРИТЕЛИ

ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ

для турбинных двигателей

БЕНЗИН АВИАЦИОННЫЙ

РАСТВОР ДЕГАЗИРУЮЩИЙ (РД на основе бензина)

ШТЕМПЕЛЬ «Огнеопасно»

Свойства Легковоспламеняющиеся жидкости от светлого до темного цвета. Бензины авиационные и автомобильные окрашиваются в разные цвета в зависимости от марки. Не смешиваются с водой. ПДК - 100 мг/м3. Ткип от 14 до 1350 С. Хранить в прохладном месте.

Условия перевозки

Перевозятся только на грузовых ЛА. Пробы перевозятся на всех ЛА.

Тара и упаковка См. стр. 3019 (ст. 1-11)".

Средства защиты и первой медицинской помощи

См. приложение 15, ст. 9-16, 42, 46, 67. Примечание. Этилированные бензины являются ядовитыми На документах и на грузовых местах должны быть наложены дополнительно штемпели и трафареты «Этилированный».



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.