Трубецкой памятник александру 3. В этот день был открыт памятник Александру III. Памятник в Новосибирске

Санкт-Петербург Знаменская площадь ,
с 1994 г. у входа в Мраморный дворец Строительство - годы Александру III на Викискладе

Координаты : 59°56′43.4″ с. ш. 30°19′38.8″ в. д.  /  59.945389° с. ш. 30.327444° в. д. (G) (O) (Я) 59.945389 , 30.327444

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге , у входа в Мраморный дворец . Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала . Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали , начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III .

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого , работавшего в России в 1897-1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе . Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля . На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Работа над памятником

В 1899-1909 годах П. Трубецкой работал над монументальным памятником Александру III (архитектор постамента - Ф. О. Шехтель). Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте , неподалёку от Александро-Невской лавры . В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Отзывы о памятнике

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой - «царь-миротворец» Александр Третий.

Судьба памятника

После Октябрьской революции, в 1919 году с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку , а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

Примечания

Литература

  • Витте С.Ю. 1849-1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава Приложение // Воспоминания . - М .: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - С. 455-463. - 75 000 экз.
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. М.: Вагриус Плюс, 2006.

“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.

На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.

Скульптор Павел Трубецкой, выигравший конкурс, работал в специально созданном павильоне. Моделью коня послужил тяжеловоз породы першерон, роль императора была отведена фельдфебелю Пустову, имевшему портретное сходство с государем. Бронзовую скульптуру Александра отлили в Италии. Ее выполнил известный итальянский литейщик Сператти в мастерских Робекки. Статую скакуна отлили на Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово. Автором проекта постамента стал архитектор Федор Шехтель. По его эскизам из красного гранита, привезенного с острова Валаам, был изготовлен прямоугольный пьедестал с высеченной надписью "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это - площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.

Дальнейшая судьба бронзового Александра очень неоднозначна и даже трагична. В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот. В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда. В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза. С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.

И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.

Установить памятник Александру III в Москве было решено вскоре после смерти самодержца в октябре 1894 года. По указанию императора Николая II в декабре того же года был организован комитет по сооружению скульптуры, его главой царь назначил великого князя Сергея Александровича . По всей стране объявили конкурс на лучший проект монумента, на сбор средств для его установки также открыли подписку , по итогам которой было собрано около 2,5 миллиона рублей . Первое место в конкурсе заняла работа скульптора Александра Опекушина - автора памятника Пушкину в Москве. Главным архитектором был назначен московский зодчий Александр Померанцев, главным инженером - архитектор Карл Грейнерт. В работе над монументом также приняли участие архитекторы Франц Когновицкий и Фома Богданович-Дворжецкий . По предложению историка Ивана Цветаева местом для установки памятника выбрали площадку перед храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, на которой раньше стояла церковь Всех Святых в Чертолье .

Строительство монумента продолжалось с 1900 по 1912 год. Как вспоминал Александр Опекушин, работа над скульптурой была осложнена тем, что голову Александра III ему пришлось лепить дважды:

Открытие

Торжественное открытие монумента в присутствии представителей всех сословий и членов императорской семьи состоялось 30 мая 1912 года. В 8 часов утра с Тайницкой башни прозвучали пять пушечных выстрелов. В 10 часов у входа в храм Христа Спасителя начался крестный ход во главе с московским митрополитом Владимиром , императором Николаем II, его матерью Марией Фёдоровной и женой Александрой Фёдоровной . После 360 праздничных выстрелов и исполнения Преображенского марша со скульптуры сняли покрывало, митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным. К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. После осмотра памятника членами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер Александр Булыгин прочитал текст акта о передаче монумента в ведение московского городского управления. Вечером город и скульптура были иллюминированы . У скульптуры выставили круглосуточный почётный караул из воинов-ветеранов .

Ликвидация

Демонтаж монумента начался 17 июля 1918 года. Работами руководил помощник народного комиссара имуществ республики, член комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета архитектор Николай Виноградов . За уничтожением памятника также следил первый

Памятник Александру III – конная статуя Царя-Миротворца, имеющая весьма непростую судьбу.

Изначально скульптура находилась на Знаменской площади. Конкурс на создание проекта памятника был инициирован лично Николаем II. Из многочисленных работ авторитетная комиссия выбрала макет скульптора П. Трубецкого.

Отливка статуи началась в 1899 году, ею руководил известный итальянский литейщик Э. Сперати. Постамент высотой в 3 метра выполнил из красного гранита архитектор Ф. Шехтель.

Работа над статуей продолжалась вплоть до 1909 года. Чтобы создателям было удобнее, власти разрешили построить на Невском проспекте литейную мастерскую. Трубецкой в процессе подготовки к литью основного памятника изготовил 8 моделей, из которых четыре были выполнены в натуральную величину. Также скульптор отлил 2 копии монумента.

Уже на подготовительном этапе будущий памятник подвергся критике. Увидев макет скульптуры, брат Александра III заявил, что он видит перед собой карикатуру. Все работы могли быть остановлены, если бы статуя не приглянулась вдове императора, увидевшей в ней близкое сходство с мужем.

Монумент Александра III сильно отличается от памятников, которые в России принято было возводить государям. Трубецкой изобразил императора по-простому, без парадного лоска, лести и приукрашиваний. Человек с большим животом, в простой бараньей шапке и грубой одежде, сидит на коне-водовозе: самодержец получился похожим на городового.

Скульптура является точным отражением творческой методики Трубецкого, который считал, что в портрете должны присутствовать черты, свойственные изображаемому человеку.

Николая II памятник разочаровал. Царь даже планировал отправить скульптуру для установки в Иркутск. Тем не менее, под давлением вдовствующей императрицы, государь разрешил разместить статую в Петербурге.

Установка монумента прошла в 1909 году и была приурочена к юбилею основания Александром III Транссибирской магистрали. Трубецкого на церемонию открытия не пригласили.

Народ отнесся к статуе прохладно. Скоро шутники сочинили юмористический стишок, в котором гранитный постамент сравнивался с комодом, конь-водовоз – с бегемотом, а император – с обормотом в шапке.

Пришедшие к власти большевики не стали церемониться со скульптурой. Бронзовый щит с надписью в честь царя был демонтирован, а на его место поместили доску с издевательскими стихами поэта Демьяна Бедного, в которых Александр III был назван «пугалом».

В 1937 году монумент был демонтирован и отправлен в запасники Русского музея. Постамент был раздроблен на несколько кусков для установки на них бюстов.

В 1994-ом году было принято решение о реставрации монумента и установки его перед входом в Мраморный дворец. Здесь скульптура и стоит до сих пор.

Наиболее важная заслуга Императора Александра III (1845 - 1894) заключается в том, что за все годы его царствования Россия не вела войн, он доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За это он и получил свое прозвание "Миротворец". Другой значительной заслугой Императора является основание Великого Сибирского железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока.

25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника Императору Александру III - Державному основателю Транссибирской магистрали. Окончание строительства дороги предполагалось в 1902 году и к этому же году намеревались приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (ныне - Московского) вокзала. Заказчиками памятника были Император Николай II и члены царской семьи.

Предпочтение отдали проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого - сыну князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас. Приехав в Россию 1897 - 1906 годах, Паоло Трубецкой стал одним из членов-учредителей общества "Мир искусства". Сам он, как скульптор, создал несколько памятников: Л. Толстому и А.С. Пушкину, но прославился именно созданием памятника Александру III. П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем направления импрессионизма в скульптуре.

Для работы над памятником была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии, которая длилась восемь лет, Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Великий князь Владимир Александрович видел в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая Императрица нашла вполне выраженным портретное сходство скульптуры и способствовала завершению работ над монументом. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с Императором. Моделью коня служил собственный конь Александра III.

По первоначальной идее по бокам постамента должны были размещаться сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда. Но впоследствии скульптор от них отказался.

Отливка памятника осуществлялась в Петербурге итальянским мастером-литейщиком Э. Сперати, специально приглашенным из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура Императора - в мастерской литейщика К.Робекки, а фигура коня - на Обуховском сталелитейном заводе.

Пьедестал более трёх меров в высоту был выполнен из валаамского красного гранита, по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

На Знаменской площади под памятник был создан сложный фундамент. Создание бронзового памятника Александру III обошлось казне в 1 200 000 рублей.

23 мая (5 июня н.ст.) 1909 года памятник был освящён и торжественно открыт. На церемонии присутствовал Император Николай II. Богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский). По желанию сына Александра III императора Николая II на постаменте создали надпись: "Любящий сын - возлюбленному отцу".

Мнения о памятнике были очень противоречивыми.

В городе бытовало мнение, что памятник Александру III предполагали установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, и потому он создан таким массивным и тяжеловесным. Считалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

При жизни Император Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался ещё более коренастым и громоздким. С.Ю. Витте писал о нём: "По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти".

В.В. Розанов в своей статье "Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III " так описывает впечатление от памятника: «Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом. Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь - ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. "Дайте реформу, без этого не шевельнусь". - "Будет тебе реформа!"... Больно коню: мундштук страшно распялил рот, нижняя челюсть почти под прямым углом к линии головы. <...> голова у коня упрямая и негениальная, "как мы все", "как Русь", как "наша интеллигенция". - "Пустите к свету!" А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом - или, лучше сказать, "недостатком хвоста" - и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой... явно рисовал не лошадь, а черт знает что! "Вдохновение", бессознательность!.. Именно так и нужно было: ну, какой "конь" Россия, - свинья, а не конь. <...> Трубецкой <...> посадил упрямую, злую, почти ослиную голову ("уперлась вниз по-ослиному") на громадную полулошадь, полу... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы...
<...>"Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь"... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди...
<...>Упрям конь и ни под шпорами, ни под музыкой не танцует. На сем "чудище облом" царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя "ведь нужно же куда-нибудь ехать"... Между добрым, "благим предначертанием" Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем "злой умысел" всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет "злого умысла", не может его быть.
<...> видя, что конь храпит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось...»

Парный монумент Императору был установлен в другой части Транссибирской магистрали - в городе Иркутске. Сибирский монумент был уничтожен при советской власти.

После революции об основателе важнейшей транспортной артерии страны предпочитали не вспоминать. В 1919 году на мраморном постаменте памятника было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало". В 1927 году, к десятилетию Октября, монумент был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись " СССР ". В ночь на 15 октября 1937 года, под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту, монумент был разобран и передан на склад. Хотя к тому времени трамваи по площади ходили уже тридцать лет и скульптуру не задевали.

В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею. Монумент переместили в Михайловский сад. Во время блокады работники музея создали вокруг памятника защитные сооружения из бревен и мешков с песком. Во артобстрела памятнику пришлось пережить прямое попадание снаряда, но это прошло для него бесследно.

После Великой Отечественной войны в 1950 году из разобранного на блоки постамента изъяли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. Монумент был виден через чугунную решетку, благодаря чему, был прозван в народе "узником".
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак.
В 1990 году вновь открыли.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Ранее в Мраморном дворце размещался музей В.И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик "Враг капитала" (ныне перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск). Новым постаментом памятнику Александру III послужил пьедестал "ленинского броневика". В данный момент памятник Императору является музейным экспонатом и внесен в федеральный реестр музейных ценностей.

В 2013 году министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место. Из вероятных мест размещения памятника были названы также Конюшенная и Троицкая площадь.

После обсуждения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитался несвоевременным.

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект (выход на Гостиный двор и Садовую улицу).


Двор Мраморного дворца. Фото 2014 г.

Памятник Императору Александру III во дворе Мраморного дворца. Фото 2014 г.

"...я увидел... массивного всадника, с знакомыми очертаниями лица, на замечательно некрасивой лошади" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Голова лошади.

Фрагмент памятника.

"Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом... не хочет никуда идти" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника.

"Огромно, могуче, некрасиво, безобразно даже. И отрубленный хвост, - до чего нужен этот отрубленный хвост!.."
"...Зад, - главное, какой зад у коня!" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Лошадь.

"...не конь, а "чудище обло"...." (В.В. Розанов)

"Тут все мы, вся наша Русь от 1881 до 1894 года, - чаяния, неуклюжие идеалы, "тпрр-у", "стой" политики и публицистики, в которой и я так старался, бывало... Да и все мы, сколько нас!!.. Боже, до чего это верно! До чего это точно! " (В.В. Розанов).

"«Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь»... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди, - что, смотря лишь на эти части фигуры в бронзе, вспоминаешь и его взор..." (В.В. Розанов).

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

"...монумент Трубецкого, - единственный в мире по всем подробностям, по всем частностям, - есть именно наш русский монумент. И хулителям его, непонимающим хулителям, ответим то же, что простой Пушкин ответил на "великолепные" рассуждения Чаадаева: "Нам другой Руси не надо, ни другой истории".
Некрасивы наши матушки родные: и стары, и в болезнях, и без наряда, а ни на кого мы их не променяем. Вот и все". (В.В. Розанов)

Памятник Александру III. Вид со стороны набережной.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.