Дети инвалиды среднее профессиональное образование. Обучение детей-инвалидов
ГАУ Научно-практический реабилитационный центр для инвалидов ведет подготовку по следующим специальностям:
034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Квалификация выпускника
– специалист по документационному обеспечению управления, архивист. Выпускники по данной специальности работают в должности инспектора отдела кадров, инспектора канцелярии (общего отдела, секретариата), секретаря-референта, помощника руководителя, заведующего ведомственного архива, архивиста, ведущего архивохранилищем, зав. фондом в государственном архиве.
030912 «Право и организация социального обеспечения».
Квалификация выпускника
– юрист. Выпускники по данной специальности работают в должности инспектора отдела кадров, юридического отдела и других подразделений органов и учреждений социальной защиты населения.
080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Форма обучения очная, сроки обучения: на базе 11 кл. – 2 г., на базе 9 кл. – 3 г.
Квалификация выпускника
– бухгалтер. Выпускники по данной специальности работают экономистами, бухгалтерами, главными бухгалтерами в организациях, учреждениях, фирмах всех видов собственности.
072501 «Дизайн (по отраслям)»
.
Квалификация выпускника
– дизайнер. Специалист готовится для разработки и создания авторских проектов моделей одежды с учетом эстетических, экономических и технологических требований и потребностей рынка. Выпускник по данной специальности может работать в области проектирования одежды дизайнерских и художественных отделов, бюро.
035002 «Издательское дело».
Форма обучения очная, сроки обучения: на базе 9 кл. – 3 г., на базе 11 кл. – 2 г.
Квалификация выпускника
– специалист издательского дела. Выпускники по данной специальности могут работать в издательствах и типографиях.
072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)».
Форма обучения очная, сроки обучения: на базе 9 кл. – 3 г., на базе 11 кл. – 3 г.
Квалификация выпускника
– художник народных промыслов. Выпускники по данной специальности могут работать в художественно-реставрационных мастерских, на фирмах и предприятиях по изготовлению художественных изделий.
250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Форма обучения очная, сроки обучения: на базе 9 кл. – 4 г., на базе 11 кл. – 3 г.
Квалификация выпускника – техник. Выпускники по данной специальности проводят организацию и обеспечение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству объектов озеленения, проводят ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения, выполняют проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
071001 «Живопись (по видам)».
Форма обучения очная, сроки обучения: на базе 9 кл. – 4 г., на базе 11 кл. – 4 г.
Квалификация выпускника
– художник-живописец, преподаватель. Специалист готовится для профессионального выполнения станковой картины в технике живописи и графики, миниатюрной живописи, иконописи. Выпускник по данной специальности может работать в творческих объединениях и союзах художников.
Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.
Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:
- Зрения;
- Слуха;
- Речи;
- Двигательной активности.
При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.
Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.
Обучение детей-инвалидов в школе
Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.
Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.
Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.
Обучение на дому детей-инвалидов
В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.
Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:
- Семейная;
- Надомная.
Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.
Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.
Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:
- В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
- Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
- Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.
Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.
Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.
Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.
Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов
Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.
Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.
Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.
Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.