Яркий свет высокой поэзии. Каждой школе есть кем гордиться

21 октября 2016 года в Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х.Б. Байрамуковой состоялся творческий вечер Народного поэта КЧР, члена Союза писателей РФ, кавалера Ордена Дружбы народов Назира Ахияевича Хубиева.

Имя Назира Ахияевича Хубиева давно стало хрестоматийным. Когда-то знаменитый Кайсын Кулиев, которого Назир Хубиев считает своим братом, подарил ему сборник карачаево-балкарских поэтов «Знамя нашей жизни», написав на нем слова, которые затем оказались пророческими: «Назир Хубиев - один из тех, кто не даст остыть очагу родного языка и литературы».

С приветственным словом к участникам творческого вечера обратилась заместитель директора ГНБ КЧР М.Х.Мамтова.

Стало доброй традицией в республиканской библиотеке чествовать деятелей культуры и искусств, известных поэтов и писателей, к числу которых и относится Назир Ахияевич Хубиев, отметила она.

Выразить слова признательности Народному поэту КЧР, члену Союза писателей СССР и РФ Назиру Хубиеву пришли известные
ученые - литературоведы, писатели и поэты, журналисты, представители Дружбинской школы и почитатели его таланта.

Ведущая творческого вечера, заведующая отделом читальных залов, Заслуженный работник культуры КЧР С.А.Гогуева предложила гостям познакомиться с электронной презентацией, рассказывающей о становлении Назира Ахияевича, как поэта.

С докладом « Как хорошо, что наделил Кавказ тебя таким неповторимым талантом» выступил кандидат педагогических наук, ученый литературовед Ракай Мухтарович Алиев.

Значимость таких поэтов, как Назир Хубиев, в полной мере оценить невозможно. Достаточно сказать, что если бы он написал только свои знаменитые стихи «Родина», «Героям Марухского перевала», "Балладу о погибшем брате", то уже этим творческим багажом, он украсил бесценное наследие народов Карачаево-Черкесии.

В творчестве Назира Хубиева тесно переплелись традиции русской классики и первых карачаевских поэтов. Он относится к поколению поэтов, которые начинали свой путь после политических репрессий и тем не менее, его талант принес ему признание далеко за пределами родной республики.

Его по праву можно назвать патриархом поэзии Карачаево-Черкесии. Он является совершенно уникальным явлением в поэтической жизни не только нашей республики, но и всей страны. Его поэзия пронизана сыновьей любовью к Родине, к красоте родного горного края, к подвигу земляков в годы ВОв. Произведения Хубиева Н.А. входят в университетские программы «Литературы народов Северного Кавказа», в школьную программу по карачаевской литературе,
составляют региональный компонент литературного образования. Для гостей вечера прозвучали стихи, которые прочитали учащиеся Дружбинской средней школы. является членом Совета по художественному переводу правления Союза писателей Рос

Большое место в его творчестве занимает переводческая деятельность. Он является членом Совета по художественному переводу правления Союза писателей России и считает переводческую деятельность самым сложным процессом в литературном творчестве. Он успешно переводит стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, С.Есенина, Н.Тихонова на родной язык.

Как и каждый большой поэт, Назир Хубиев заботится о литературной смене, передает им свое мастерство. Вот уже 15 лет он ведет литературное объединение « Юный поэт» при Доме детского творчества в городе Карачаевске.

Взводит стих, как храм священный,
Лишь сердцу служит здесь рука,
Как камень, слог его нетленный,
И вечна каждая строка...»

Такие строки посвятила любимому поэту его ученица Анжелика Абайханова, которая на вечере выразила слова благодарности своему знаменитому педагогу.

Народный поэт Карачаево-Черкесии Назир Ахияевич Хубиев принадлежит к числу самых лиричных по­этов республики. Песни, написанные на его стихи, стали всенародно любимыми. Это песни «Ариуум», «Орайда», «Керти бол» и другие, которые было предложено послушать участникам вечера.

Для гостей вечера были оформлены книжно - иллюстративная выставка «Н. Хубиев: Смысл жизни-великая поэзия» и выставка-просмотр «О любви, о мужанье, о судьбах земли».

Поэзия Н.Хубиева получила истинно народное признание, она одинаково близка любому читателю, в чем секрет такого неувядающего успеха?

Обо всем этом говорили присутствующие на вечере гости: Л.А. Бекизова-доктор филологических наук,профессор, Заслуженный
деятель наук Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Адыгеи, руководитель Карачаево-Черкесского отделения Союза писателей РФ, Л.А.Дотдаева - завуч средней школы № 6 г.Карачаевска, М. М. Накохов -заместитель директора ГТРК «Карачаево-Черкесия», Заслуженный журналист КЧР, Л.К. Шебзухова - руководитель абазинской секции Карачаево-Черкесского отделения Союза писателей КЧР, Ф.Сидахметова - поэтесса, переводчик, член Союза писателей России, В.П. Романенко-член Союза писателей РФ и член Союза фотохудожников, кандидат технических наук, Б.Д.Аппаев - руководитель карачаевской секции Карачаево-Черкесского отделения Союза писателей КЧР и другие участники вечера.

Все почитатели его таланта пожелали поэту крепкого здоровья, творческого долголетия и чтобы его поэзия продолжала волновать читателей и была высокой и прекрасной.

В память об этом вечере Назиру Ахияевичу были вручены книги, подготовленные и выпущенные коллективом Государственной Национальной библиотеки, под руководством ее директора-Салыха Юсуфовича Хапчаева. Все эти издания украшают замечательные стихи талантливого поэта, нашего современника Назира Хубиева.

Классный час

« Моя малая Родина»

Составитель:

Байрамкулова Ф.К.

« Моя малая Родина»

Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают

родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи;

воспитывать любовь к Родине, развивать речь и творческие способности

учащихся.

Ход классного часа:

1. Звучит песня «Кавказ»

2. Стихотворение «Мой край»

Хочу я птицей обернуться,

Чтоб облететь весь белый свет.

Увидеть мир, домой вернуться,

Сказать, что лучше края – нет.

Подняться в небо солнцем, тучей,

Чтоб всю тебя Земля увидеть.

Хотел бы стать рекой могучей,

Чтоб омывать твои поля.

Воды твоей мне не напиться,

В горах дышать, не надышаться.

В лесах гулять, не нагуляться.

Тобою век бы любоваться!

3. Звучит гимн КЧР

4. Стихотворение «По одной тропинке »

По одной тропинке узкой

Шли мы сквозь дремучий лес,

Карачаевец и русский,

Абазинец и черкес.

Рядом с нами шел ногаец

Наш меньшой, наш пятый брат.

Вместе шли изнемогая

В тщетных поисках добра.

Ведущий:

Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает

на земле очень мало места. Но человек не один, на земле живет много людей.

Они занимают всю землю. Тех людей, что живут вместе, говорят на одном

языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ. Народов на земле

много, все они живут в разных частях ее. То место, где народ живет, зовется

Родиной. Наша Родина – Россия. И мы с вами живем в одном из

уникальных регионов России – Карачаево-Черкесской республике. Это

наша малая Родина.

5. Стихотворение «Без тебя я …»

По лугам, долинам и полям, Красоты и счастья не тая,

Ты проходишь молодой горянкой, Карачаево-Черкесия моя.

Без тебя я – бескрылый орел,

Без тебя я –ущелье безводное,

Без тебя я – давно бы зачах,

Без тебя я – растенье бесплодное.

Без тебя я – потухший очаг,

Без тебя я – что сакля пустая,

Без тебя я – давно бы зачах,

А короче, ничто без тебя я.

Ведущий:

Действительно, Карачаево-Черкесская республика – один из

красивейших уголков нашей Родины, жемчужина Кавказа. Но наша

республика, это не только замечательная природа, это прежде всего

люди, их жизнь и история. Сила государства состоит в гармонии, умении

жить в гармонии с природой и другими людьми.

6. Стихотворение «Карачаево-Черкесия моя »

1. Под радостным солнцем России

У снежных вершин и сверкающих рек

Черкес, карачаевец и абазин,

Ногаец и русский сдружились навек.2. По лугам, долинам и полям

Красоты и счастья не тая,

Ты проходишь молодой,

Карачаево-Черкесия моя!

3. Всюду белоснежные отары,

Всюду хлебные поля,

Стройные домбайские чинары –

Карачаево-Черкесия моя!

Ведущий:

На территории нашей республики проживают абазины, черкесы,

карачаевцы, русские, ногайцы и наша главная задача дабы добиться

процветания и величия родного края, стать полноценными гражданами

отцов и дедов – жить в мире и согласии.

Ведущий:

Совершенно очевидно, что невозможно создать счастливое будущее, не

опираясь на гигантский опыт, накопленный нашими предками в течение

тысячелетий и закрепленный в комплексе традиций, обычаев разных

народов. Без прошлого нет будущего. Наша республика и наша страна

прошли длинный исторический путь.

Проведѐм небольшой исторический экскурс.

1 ученик:В 1-м тыс. д.н. на территории Карачаево-Черкесии проживали скифо-сарматы

(север) и колхи (юг). В 4-8 вв. в долинах поселились абазины и абхазы, а в

горных ущельях Кубани – аланы.

2 ученик:

В 9-10вв. территория КЧ входила в раннефеодальное государство, имевшее

политические и экономические связи с Византией, хазарами, грузинами.

Население в основном занималось скотоводством.

3 ученик:

С 14в. Территория КЧ постоянно подвергалась опустошительным набегам

со стороны крымских татар и турок. В 1552, 1555 и 1557гг. в Москву были

отправлены 3 посольства, которые установили политический союз с Россией.

4 ученик:

Русско-Кавказская война – была одной из самых кровопролитных и

длительных войн в истории России. По утверждению одних исследователей,

война велась с 1763г., а по другим источникам она началась в 1817г.

Ведущий:

Эту страшную трагедию нашего народа можно прочувствовать послушав

следующую песню. Огромная просьба – прислушайтесь в слова песни.

5 ученик:

В начале 19 в вся КЧ была включена в состав России и это включение в

общее русло развития России сломало замкнутость натурального хозяйства,

привело к разложению общины. В 1858-61гг. на территории КЧ был основан

Баталпашинский уезд, позже – отдел Кубанской области. В 1868г. Отменено

крепостное право. В этот период были открыты шахты и рудники, небольшие

предприятия пищевой промышленности.

6 ученик:

С 1918г. Здесь устанавливается советская власть.

Ведущий:

Черкесская автономная область, коротко КЧАО, с центром в станице

Баталпашинской, переименованный затем в город Сулимов, Ежово-Черкесск

и наконец получивший современное название Черкесск.

7 ученик:

Трагической страницей в истории народа стала битва за Кавказ (1942-

1943г.) – это одна из крупнейших битв ВОв. Край стал ареной

кровопролитных боѐв советских войск с гитлеровскими оккупантами. И, 11.Песня «Эльбрус – красавец» - ученики приглашают

приглашѐнных на танец

Ведущий:

Наша республика многоязыка. Да и в школе изучение родного языка

является обязательным.

12. Стихотворение «Сыны племѐн »

Сверкают солнечные блики,

Огнем колышется заря.

Тебе, мой край многоязыкий,

Кровинкой каждой верен я.

Под российские стали знамена

Идем вперед дорогою одной.

- Откуда ты? – спроси нас поименно.

- Я из России! – скажет вам любой.

15. Сыны племен разноязыких

Мы научились в братстве жить.

На языке одном, великом

И песни петь и говорить.

Ведущий:

Незаметный или важный – на земле любой из нас

Умирает лишь однажды и родится только раз!

Так давайте ж добры люди, хоть по этим временам

Так беречь друг друга будем, чтоб завидовали нам!

13.Песня «Пусть всегда будет солнце»

Я люблю степей просторы и заснеженные горы,

И нагорные дремучие леса.

И рассказы аксакалов, и задумчивые скалы,

И растущие заводов корпуса.

Полюбились мне навеки города твои и реки,

И, стоящие на страже, тополя.

Край богатый и красивый.

Уголок родной России – Карачаево-Черкесия моя!

Горцы знают цену чести. Строят будущее вместе.

Дружных братьев деловитая семья.

Ты поэтами воспета, солнцем ласковым согрета,

Карачаево-Черкесия моя!

Ведущий:Я надеюсь, что все присутствующие в этом зале убедились, что лучше края,

чем край родной, а в нашем случае это КЧ не найти.

14. Стихотворение «Я Родину безумно так люблю »

Я Родину безумно

так люблю.

Спроси, за что, -

пожалуй, не отвечу.

Я не смогу простой

обычной речью

Поведать то,

что сердцем пропою…

Вступление

С белоснежной вершины Черкесии
Наша память глядит молча в даль.
Но лишает её равновесия
И толкает в пучину печаль.

Находя изощрённые способы,
Её травит коварный обман.
Но, как старец задумчивый с посохом,
Всё глядит она в белый туман.

В наше прошлое смотрит, как в зеркало.
И клубится безмолвная мгла.
Столько судеб судьба исковеркала!
Столько жизней история жгла!

Столько трудных дорог нами пройдено!
Столько мрачных обугленных дней!
Радость нашего прошлого- Родина,
Настоящего- память о ней.

Память- вечный объект меланхолии!
Ни убить, ни стереть, ни забыть!
Ну а память народа- тем более.
Без неё и народу не быть!

Исчезают под пылью и плесенью
Времена. Но крепка, как гранит,
На туманной вершине Черкесии
Наша память всё так же стоит.

Черкесия- страна адыгов, овеянная издавна легендами и сказами. Страна, восхищавшая мир своей красотой и притягивавшая на протяжении веков людей со всего света своей загадочной и самобытной жизнью. Но так распорядилась судьба, что этой стране суждено было стать перекрёстком геополитических интересов мировых держав, что в конце концов и погубило её. В результате беспощадных исторических катаклизмов Черкесия была стёрта с лица земли. Но она не погибла…

Она всё так же живёт в сердце каждого адыга.

Цель этого проекта- в очередной раз поведать о многострадальной судьбе черкесского народа и Кавказа. На эту тему написано немало книг, снято немало фильмов. Но вопросов, кажется, становится всё больше и больше. Я хочу рассказать вам об этих событиях, освободившись от всяких политических и идеологических рамок. Это будет рассказ не профессионального историка или этнолога, а рассказ одного из сыновей этого народа.

Боль и трагедия прошлого с ранних лет поселились в моём сердце, и постепенно я смог передать эти чувства, вселив их в стихотворную строку.

И теперь я предлагаю вам вместе окунуться в прошлое, совершить своеобразное путешествие во времени, проводниками в котором будут мои стихи.

Не раз враги в Черкесию вторгались


Нарушив гор задумчивых покой,
В Кавказ свирепой алчностью вгрызались,
Сверкала сталь, и кровь лилась рекой.

Адыгские клинки не знали ножен,
Адыгская земля была в огне.
Свобода просыпалась грозной дрожью,
Орлами возносилась к вышине.

О, сколько было их, от славы пьяных,
Сметавших всё, как страшный ураган!
Сарматы, гунны, орды Чингисхана,
Авары, печенеги, Тамерлан!

Но где они теперь? Итог известен.
Завет один здесь издавна живёт-
Могущество, забывшее о чести,
Величие вовек не обретёт.

Седые горы эхом окликались,
Века клубились пылью на пути.
Не раз враги в Черкесию вторгались,
Чтоб вскоре сокрушёнными уйти.

Не раз враги в Черкесию вторгались,
Чтоб смерть и поражение найти.

Орды многочисленных завоевателей, сменяя друг друга, устремлялись на Кавказ, принося с собой хаос, кровь и горе. Не избежала этой участи и Черкесия, но её племена всегда достойно встречали своих врагов и отстаивали свою свободу.

Канжальская битва

В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в этот период становится могущественное Крымское ханство. Многочисленные крымско- черкесские войны носят набеговый характер с переменным успехом.

Одна из наиболее масштабных войн происходит в 1708 году после отказа адыгов выполнить требования Крыма, в том числе, и выплату дани.

В середине лета того же года, в условиях полной международной изоляции Кабарды, крымские войска под командованием Каплан-гирея вторгаются в её пределы. Кульминацией этого конфликта стало ночное сражение в сентябре 1708 года у горы Канжал. Несмотря на многократное превосходство сил противника, эта битва завершилась сокрушительной победой кабардинцев.

В 2008 году черкесский мир широко отпраздновал 300-летие Канжальской битвы- без всяких сомнений, одной из самых знаменательных и славных побед Черкесии.

Когда нависло над черкесами
Крыло безжалостной беды,
Пришли жестокие агрессоры
Раба слепить из Кабарды.

Орлиный край наполнить муками,
Затмить слезами омут глаз.
Но гордым кличем Атажукина
Зажёг сердца свободы глас.

Он призывал народ к сплочённости,
За честь отцов и матерей.
Неся химеру обреченности,
С войсками шёл Каплан-гирей.

Смеркалось. Близилось сражение.
Почуяв кровь, блестела сталь.
Стояла, профиль в напряжении
Вчеканив в ночь, гора Канжаль.

А что потом? Безумным топотом
Разбавлен был предсмертный стон.
Шумела тьма кинжальным шёпотом,
Аплодисментами знамён.

Срослись созвездия с беспечностью
Воспламенившихся сердец.
Всем показался бой тот вечностью,
Но и ему настал конец.

Погибла армия агрессоров.
Лишь незначительная часть
Ушла, гонимая черкесами,
Неся растоптанную власть.

Надолго будет в них бессонницей
Воспоминаний череда!
И грозный гул черкесской конницы
Им будет слышен сквозь года.

С тех пор промчались три столетия,
Но тот триумф у нас в сердцах.
Отвага- это путь к бессмертию,
Что не приемлет глупый страх.

В немом граните славой высечен
Тот бой у стоп горы Канжаль,
Как под громадой многотысячной
Честь кабардинец удержал.

Кавказская война

К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты своих границ от горских набегов, а затем и защиты горцев от власти местных феодалов. В 1763 году в Малой Кабарде воздвигается первая российская крепость- Моздок. Это событие впоследствии послужит поводом начала одной из самых продолжительных и кровопролитных войн, в которую будут втянуты многие страны и народы, и которая в итоге принесёт неисчислимые беды народам Кавказа и Черкесии. Большая Кавказская война.

На лбы бесстрастно сдвинуты папахи,
Под стук копыт поскрипывает снег.
В сердцах лелея мысли об Аллахе,

Их правый гнев затянут башлыками,
Сомкнулись их спокойные ряды.
И кажется, слезятся даже камни
В предчувствии страданий и беды.

Слепая ярость всеадыгским флагом
Сметёт с их душ неверие и страх.
Неколебимо горская отвага
Патронами сверкает в газырях.

Они прорвутся под свинцовым градом
На штурм нежеланных крепостей.
Так пусть же иноземные отряды
Удобрят землю грудами костей!

И каждый воин с именем любимых
На свой аул украдкой бросит взгляд.
Как будто бы предчувствием томимы,
Что им не предначертан путь назад.

Они растают в каменных изгибах
Привыкших ко всему родимых гор.
И всех, без исключений, ждёт погибель,
Но никого из них не ждёт позор.

В плену воображения поэта
Мне кажется, хоть ныне новый век,
Порой услышав гул в горах, что это
Черкесы отправляются в набег.

Продвижение царских войск сопровождалось тотальным грабежом и насилием, сожжением горских селений и массовым убийством местного населения.

Сгустился мрак, луну печально
Как будто чей-то вздох задул.
Стоит в тиши исповедальной
К горам прижавшийся аул.

Он смотрит с нежностью, как горцы,
Забыв заботу, мирно спят,
Не замечает, что крадётся
К нему карательный отряд.

Не видит он опасность эту,
Не слышит треск чужих шагов.
Он улыбается, согретый
Теплом родимых очагов.

Не чует он дыханье смерти
И жар грядущего огня.
Враги в ночи идут, как черти,
Молчанье грозное храня.

Река бушует, сокрушаясь,
Волнами бьёт о берега,
Предупредить его пытаясь
О приближении врага.

Но он не слышит, оно мечтает,
Людской любовью поражён,
И даже не подозревает,
Что скоро будет он сожжён.

Он ждёт рассвет и пробужденье,
Прохладу утренней росы,
Но наступили, к сожаленью,
Его последние часы.

В условиях национальной трагедии из народа вышла целая плеяда отважных героев, возглавивших праведную борьбу за свободу.

Шеретлук Тугужоко Кизбеч- один из героев национально- освободительного движения адыгов 19 века. За безграничную храбрость, доблесть и благородство в западной прессе был прозван «Львом Черкесии»

Утопал в страшном пламени наш
Край, объятый страданием диким.
И селенье в горах Беаннаш
Огласилось младенческим криком.
Был рождён в этот день Шеретлук,
Беспокойной судьбы удостоен.
В колыбели заботливых рук
Спал младенец и будущий воин.

Шли года. И очаг задрожал,
Задымилось жестокое время.
И вошёл, словно в ножны кинжал,
Он в седло и потёртое стремя.
На удачу накинув аркан,
Он летел сквозь кровавые годы.
Позабыв боль бесчисленных ран,
Был на страже священной свободы.

И не раз, по шипящим волнам,
Он, исполненный местью без грани,
Не давая покоя врагам,
Штурмовал правый берег Кубани.
Был народом восславлен своим
За достоинство, честь и отвагу.
И покорные, гордо за ним
Шли кизбечевцы снова в атаку.

Окружён был врагом как-то он,
Во главе только нескольких сотен
Многотысячный царский заслон
Он рассеял, и снова свободен.
В нём горел непокорности пыл,
Но и чуждым он не был пощаде.
«Львом Черкесии» назван он был
Ведь не зря в зарубежной печати.

Тридцать лет испытаний и мук,
Тридцать лет в центре драмы кровавой.
Смог пройти этот грозный шапсуг
В блеске яркой немеркнущей славы.
И когда край адыгов слегка
Огласился младенческим криком,
Этот крик пролетел сквозь века
И донёсся до нас львиным рыком.

Из посланников Шамиля в Черкесии наибольших успехов добился наиб Магомет- Амин, ставший предводителем одного из черкесских племён- абадзехов и имевший также влияние в Шапсугии, Убыхии и Натухае. «Аварец с душою адыга»- так он называл себя.

20 ноября 1859 года, посчитав, что после пленения своего духовного вождя-Имама Шамиля, нет смысла в дальнейшем сопротивлении, наиб Магомет-Амин торжественно присягнул вместе с абадзехами на вероподданство Российскому престолу и был вынужден
покинуть Черкесию.

Кружился ноябрь возмущённо,
Казалось, весь мир увядал.
Под стражей наиб сокрушённо
Сожжённый Кавказ покидал.

Родной Дагестан был повержен,
Черкесия в мёртвой петле.
Впервые за столько лет нежен,
Он плакал, качаясь в седле.

Две Родины, две цитадели
Прощались с ним тихо, без слов.
Туманом дымились ущелья,
Одетые в бурки лесов.

Какую дорогу он, Боже!,
Прошёл по следам своих грёз!
Приказом Имама заброшен,
К Черкесии сердцем прирос.

Сражался он с вражеским игом,
Была беспощадна судьба.
«Аварец с душою адыга!»-
Назвал как-то раз он себя.

Теперь молчаливо он ехал,
Конвой его в плен уводил.
В историю вождь абадзехов
По горной тропе уходил.

Он был, без сомнений, великим,
Презревшим губительный страх.
Аварец с душою адыга
Навеки в адыгских сердцах!

Главным оппонентом и конкурентом Магомет- Амина становится князь Сефер-бей Зан. По сути, это было столкновение Шариата и Адата. Их противостояние вносит раскол в общество Западной Черкесии и в конце концов приводит к вооружённому конфликту. Несмотря на эти события, и Магомет-Амин, и Сефер-бей Зан, на мой взгляд, являются героями нашего народа.

Сефер-бей Зан- один из руководителей освободительного движения адыгов в XIX в. Именно он являлся одним из создателей Всеадыгского меджлиса в Сочи- «Великое Свободное Заседание», оформившего национальную государственность. По мнению одного из первых биографов Сефер-бея Е.Д. Фелицына, "князь Сефер-бей Зан являет собой выдающийся и небывалый у горцев пример политического деятеля", который был "ревностным защитником независимости родной страны".

Эльбрусом горбится Кавказ.
Он, как всегда, немногословен.
Он, как и прежде, хмурит брови
Над ледниками серых глаз.

Взгляни, его туманит взгляд
Дым девятнадцатого века,
Где пепел был, подобно снегу,
Где рай кавказский был, как ад.

Он в катаклизмах уцелел,
От пуль укрыли горцев скалы.
Двенадцать звёзд горят устало
На наконечниках трёх стрел.

Меч иноземного вождя
На землю нартов был обрушен,
Гремели вражеские ружья,
Как гром свинцового дождя.

Но принял бой черкесский князь
Во мгле страданий беспробудных.
В его размеренные будни
Война, как оспа, ворвалась.

Адыгский сын из рода Зан,
Воспитан строго по адатам,
Закон отцов хранивший свято
И не склонивший гордый стан.

Отважным воином он был,
Служил Султану и России,
Но с бесконечной дикой силой
Свою Черкесию любил.

Рукой протягивал он мир,
Искал повсюду справедливость,
Но эта бойня так же длилась,
И был открыт кровавый пир.

Он гордо шёл через войну,
Незаменимым был солдатом.
Он умер в пятьдесят девятом,
Достойно встретив седину.

Им были, всё ж, воплощены
Мечты о Сочинском меджлисе.
Зелёный флаг качнулся высью
Над пеплом горестной страны.

Но не исчез в потоке дней
В душе черкесского народа
Бесстрашный князь хмельной свободы-
Непокорённый Сефер-бей.

О национальных героях 19 века можно говорить до бесконечности. Джамбулат Болотоко, Хатырбай Цей, Карбатыр Зан, Джирандук Берзег и многие другие. Память о них навсегда в наших сердцах!

21 мая 1864 года в урочище Кбаада (нынешняя Красная поляна) состоялось решающее сражение между царскими войсками и остатками черкесского сопротивления. Битва окончилась вечером того же дня. После чего на этом же месте состоялся парад российских войск. Так закончилась столетняя Кавказская война.

Ну вот и всё! С судьбой лицом к лицу.
Полны решимости и злобы наши взгляды.
Уже сдувает звёздную пыльцу
Заря, воспламеняясь над Кбаадой.

Пусть знают все- рабами нам не быть!
Пора понять- мы стая, а не стадо!
Пусть суждено нам кровь свою пролить
Сегодня здесь, в урочище Кбаада!

Последний бой. Враги на штурм пошли.
Охрипший крик бесстрашного тхамады
«Вперёд! На смерть! За честь родной земли!»
Пронёсся грозным эхом над Кбаадой.

До боли сжав холодные клинки,
Забывшие про жалость и пощаду,
Мы бросились на пули и штыки
Сквозь чёрный дым, окутавший Кбааду.

Бесчисленные царские войска
И горстка горцев! Битва сущим адом
Казалась. Но развязка, всё ж, близка!
Застыла обречённая Кбаада.

Побеждены, но не покорены,
Погибли мы. Иного нам не надо!
Позорный мир для нас страшней войны.
Запомни нас, родимая Кбаада!

На время воцарилась тишина.
Но грянул гром победного парада.
Закончилась Кавказская война
Здесь в майский день, в урочище Кбаада.

Потомок наш, ты помни нас и верь-
Лишь честь была для нас всегда наградой.
Поляной Красной названа теперь
От крови покрасневшая Кбаада.

Мухаджирство

Война завершилась в 1864 году, став подлинной национальной трагедией адыгов. Население Черкесии было подвержено беспощадному истреблению и гонению, а в конце концов, и депортации. В итоге на исторической Родине осталось, по некоторым данным, от 3-5% былого населения. Черкесы с болью покидали свои земли и уходили в Турцию. Массовый исход населения, названный «мухаджирством», сопровождался многочисленными жертвами. Тиф и голод уничтожали мой народ. А вслед им печально смотрела опустошённая и разорённая Черкесия.

Плывёт, лучи купая в реках,
Под звёздным куполом луна.
Болит осколком злого века
В груди Кавказская война.

Покрыли мирные долины
Созвездья душных городов,
Но молчаливые вершины
Хранят огонь былых боёв.

Нырнули в годы мухаджиры,
Оставив за собой мечты,
В сердцах своих латая дыры
От нескончаемой беды.

Покинув тихие аулы,
По бездорожью молча шли,
И, напрягая свои скулы,
Несли всю боль родной земли.

На Черноморском побережье
Болезни, голод, плач и смерть
Их ждали. Волны моря нежно
Ласкали каменную твердь.

За морем Турция чужая,
Рвалась озябшая душа.
И вместе с ними, всё сжигая,
История седая шла.

Рыдали женщины и дети,
Их край пустыней жизни стал.
Как голос предков, грустный ветер
Им вслед взволнованно шептал:

«О ты, кто назван мухаджиром,
Кто головою не поник,
В другой стране иль части мира
Не забывай, что ты адыг!

Глухая боль грызёт меня,
Я покидаю отчий край.
Прощай, Черкесия моя!
Прощай, мой несравненный рай!

Беспечный облик грозных скал,
Напевы беззаботных рек,
Полёт орла, пещер оскал
Я не смогу забыть вовек.

Я здесь оставил сыновей,
Что за свободу полегли.
Эльбрус седой, не хмурь бровей,
Лазурью слепленный вдали.

Храня молитву на устах,
Сжимаю яростно клинок.
О, милосерднейший Аллах!
Я сделал всё, что только смог!

Кричала честь: «Назад не сметь!
Вперёд на полчища врагов!»
Нашли мы вечность, а не смерть
На острых кончиках штыков.

Прощай, Черкесия моя!
Не забывай, молю, о нас!
В своих объятьях, как дитя,
Тебя баюкает Кавказ.

Могилы предков смотрят вслед,
Укрыты бурками теней.
Но,знаю я, в потоке лет
Надежда будет всё сильней.

Непримиримые полки,
Что нас сжимали, как кольцо,
Бои, что были не легки
Вплелись морщинами в лицо.

Мемориальная волна,
Что нас в безродинье несёт,
Навек на голову легла,
Как седина моих невзгод.

Горит маяк в моей судьбе,
Мечтанья мечутся в груди.
Вернёмся, знаю, мы к тебе!
Но ты, Черкесия, нас жди!

«- Бедные эти черкесы, как они несчастны,- сказал я ему, желая удостовериться, насколько было действительно его хладнокровие.
- Это уж так предписано свыше, - сказал он мне тихим голосом.
- Но ведь они все перемрут от голода и холода
- Черкешенки дёшево будут стоить нынешний год на базаре в Стамбуле,- ответил мне по-прежнему совершенно хладнокровно старый пират»
(А. Фонвиль. Последний год войны Черкесии за независимость)

Сёстрам- черкешенкам, проданным в рабство в Османскую империю, посвящаю…

Чужая речь заполнила Кавказ!
Над ним склонился флаг чужой отчизны.
Безкрасочность в чудной стране прикрас,
Безжизненность в святых долинах жизни.

Пусты дома, заброшены поля,
И души горцев заросли лукавством.
Погибли за свободу сыновья,
А дочерям вердикт жестокий- рабство.

Их поглотил разноязычный гул
И злые многолюдные базары.
Спасением не стал для них Стамбул,
Что превратил черкешенок в товары.

Их раздирают жадные глаза.
Стоят пленённой лебединой стаей.
Украдкой обронённая слеза
В ладони бледной медленно растает.

Они- рассада дикой красоты,
Что на чужбине вряд ли приживётся.
Они блестят осколками звезды,
Что издавна Черкесией зовётся.

За их спиной остался край руин,
Что некогда был светлым и цветущим.
И небо на штыках седых вершин
Запечатлели на века их души.

Их жизни путь суров был и не прост,
И юность захлебнулась в чёрном дыме.
Прорвавшись сквозь кавказский «холокост»,
Как им с погибшим сердцем быть живыми?!

Та боль прошла сквозь шелестенье лет,
И городами горы заворчали.
В черкешенках я вижу горький след-
В тени лица их оттиск той печали.

Пройдя сквозь голод, холод, плач и смерть,
Они такой судьбы не заслужили.
Так пусть же не узнают они впредь,
Что значит быть на Родине чужими!

В составе Российской империи. Дикая дивизия.

Остатки черкесского населения, окружённые кордонами и казачьими станицами, были поглощены Российской империей. Переселение адыгов продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны. Теперь перед русским царизмом стояла нелёгкая задача- интегрировать Кавказ в своё государство. Ярким примером этого стало создание 23 августа 1914 года Кавказской туземной конной дивизии, более известной, как Дикая дивизия., в которую адыги вошли, как Кабардинский и Черкесский полки.

Дымился мир разрушенный, объятый
Баталиями Первой мировой.
Внезапно ворвались под шум раскатов
Таинственные тени в этот бой.

Неведомой непознанной стихией
Они пришли, сметая всё с пути.
Как новое оружие России,
Лишь пепел оставляя позади.

Сгребая всех противников в охапку,
Они кружились, шашками звеня.
Как дьяволы войны в мохнатых шапках,
Безжалостные всадники огня.

Взлетали их пугающие крики
Над полем битвы хором голосов.
Недаром ведь затем прозвали «Дикой»
Дивизию кавказских храбрецов.

Народы гор сквозь пули прорывались,
Казалось, позабывшие про страх.
Испуганно солдаты разбегались
Растерянные с паникой в сердцах.

Сверкали сабли, как осколки молний,
Была победа славная близка.
Пусть «Дикую дивизию» запомнят
Враги навек, а лучше на века!

Советская эпоха

После окончания Первой мировой войны началась эпоха перемен. Две великие империи- Османская и Российская, прекратили своё существование. С большим воодушевлением и с большой надеждой черкесы восприняли новую власть- власть Советов. Народы Кавказа получили право на собственную государственность сначала в рамках Горской Северо-Кавказской республики, а затем и в форме национальных автономий в составе РСФСР. Казалось, наступило новое время. Время возрождения и свободы. Но все эти надежды оказалось иллюзорными.

Имперская политика царизма была продолжена и большевистским режимом. Именно в этот период произошло искусственное разделение черкесского народа на несколько псевдоэтносов: кабардинцев, адыгейцев и, собственно, черкесов.

Адыгские мухаджиры многократно обращались к Советскому руководству с просьбой позволить им вернуться на исторические земли, но получили отказ.

Впереди были тяжёлые времена- голод, красный террор, раскулачивание, сталинские репрессии, и ещё более страшное испытание- Вторая мировая война.

Вторая мировая война

Черкесы бок о боком с другими народами Советского Союза встали на борьбу с фашистскими войсками. Кавказ Третьим Рейхом был объявлен одним из стратегических направлений своих интересов. Летом 1942 года немцы уже занимают большую часть Кавказа и показательно воздвигают своё знамя на вершине Эльбруса- высочайшей точки Европы. В это время в одном из черкесских селений- ауле Бесленей происходят события, которые впоследствии впечатаются в историю, как пример гуманности, добра и человечности. За одну ночь жители этого аула спасли жизни десятков ленинградских сирот, приютив их в своих домах, рискуя собственными жизнями.

Прошелестели стаи дней,
Как пожелтевшие страницы.
К тебе пришёл я, Бесленей,
Добру и милости учиться.

Прошу, поведай мне о том,
Как спас детей от верной смерти.
Ты стань моим проводником,
Туда, в былого круговерти.

Я вдруг почую дым войны,
В глазах моих защиплют слёзы.
Средь жутковатой тишины
Услышу тихий скрип обозов.

Они пришли издалека,
Сироты в выжженной одежде.
Дрожала детская рука,
Ища заботы и надежды.

Лишив их ласки матерей,
Судьба пылилась на дороге.
Ты распахнулся, Бесленей,
Для них спасеньем став в итоге.

Вблизи кружился грозный враг,
Бросая тень на их фигурки.
Но ты зажёг для них очаг,
Своим теплом накрыв, как буркой.

Фашист под окнами ходил,
Как призрак гибели, маячил.
Но ты детишек приютил,
В своих домах от немцев пряча.

Но вскоре зло упало ниц,
Свободой горы огласились.
И на десятках детских лиц
Улыбки жизни распустились.

Хромая, вдаль ушла война,
Искрилось небо голубое.
Играла шумно ребятня,
Тогда спасённая тобою.

Прошелестели стаи лет,
Как пожелтевшие страницы.
Мой Бесленей! Дай мне совет-
Как человечности учиться.

Найдя покой в своей судьбе,
Устав от гнева и разлада,
Я вновь приду, прижмусь к тебе,
Как сирота из Ленинграда!

Ценой огромных потерь и невиданной стойкости Советский союз освобождается от оккупации и наносит сокрушительный удар по своим врагам. Наступает долгожданная Победа. И перед страной встаёт новая задача- восстановление разрушенного хозяйства и возвращения к мирной жизни.

Распад СССР

После смерти Сталина в стране происходят колоссальные изменения. Новое советское руководство начинает уделять больше внимания национальным меньшинствам, сохранению их самобытной культуры. Издаётся множество книг на эту тематику, в том числе и на родных языках.

В конце 80-х годов происходят общеизвестные события, связанные с перестройкой, демократизацией общества, распространением центробежных тенденций и, в конце концов, распадом огромного Советского государства.

Наступает новое время с новыми реалиями и новыми вызовами, характеризующееся ростом национального самосознания народов бывшего СССР. Естественно, это затрагивает и черкесский народ. Устанавливаются первые контакты с зарубежными диаспорами, возрождается национальное движение, создаются общественно- политические организации: Адыгэ Хасэ, Международная Черкесская Ассоциация, Конфедерация горских народов Кавказа. Адыги получили собственную государственность в рамках трёх республик: Кабардино- Балкария, Карачаево- Черкесия и Адыгея.

Весьма символичным фактом становится принятие в качестве государственной символики республики Адыгея флага исторической Черкесии. Флаг наших предков вновь возносится над нами.

Ф1эхъус апщий, родимый флаг!
Ты снова к нам вернулся.
На небе вспыхнул, как очаг,
Над нами распахнулся.


На знамени зелёном.
Манили нас сквозь стены мглы
Мечтой непокорённой.

Смешались в нём века и миг,
Вплелись в него молитвы.
И не его ль вздымал адыг,
Бросаясь снова в битву?!

Впитал он слёзы, пот и кровь.
Волнуя, как и прежде.
В нём- наше горе и любовь,
Сожжённая надежда.

Черкесский флаг, адыгский флаг
Стал символом для смелых
И устремлял туда, где враг
Свои немые стрелы.

Сердца свободой он хлестал,
Рождая в них отвагу.
И он в итоге нами стал,
Мы стали этим флагом.

К чему вести ненужный спор-
Что значит он? Кто автор?
В нём- чистота родимых гор,
Вчера, сегодня, завтра.

Презрев забвения удел,
Его мы поднимаем.
И вот он вновь зашелестел,
Взмахнув зелёным краем.

Вспорхнули в небо, как орлы,
Мечтой непокорённой
Двенадцать звёзд и три стрелы
На знамени зелёном.

Вместе с тем рост национального самосознания народов приводит в некоторых частях Кавказа к межэтническим конфликтам. Накопившийся клубок национальных проблем вспыхивает, как спичка и ставит регион на грань гражданской войны. Армяно- азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, грузино- абхазская война, осетино- ингушский конфликт, война в Чечне. Кавказ снова объят хаосом, раздаётся стрельба, проливается кровь.

В августе 1992 года грузинские войска, проигнорировав право на самоопределение абхазского народа, под знаменем национализма вторгаются в Абхазию. Эта война в итоге принесёт огромные беды как грузинам, так и абхазам. Сразу после этих событий Международная Черкесская Ассоциация объявляет войну Грузии и мобилизацию адыгов. Черкесские добровольцы устремляются на помощь братскому народу.

В объятьях грозного Кавказа
Из глубины суровых лет
Ты родилась, страна абхазов,
В мир привнеся любовь и свет.

Так ты жила, хранима Богом,
Под сенью пышных облаков.
Но ворвалась к тебе тревога
Жестоким скопищем врагов.

Они всё шли, за войском войско.
Слепили яростью клинки.
Кавказ волною черноморской
Смывал слезу с твоей щеки.

Но ты изгнала эти орды.
Вновь озарились небеса.
Восстал опять с осанкой гордой
Народ свободный Апсуа.

Ты излечилась от печали.
Но впереди ждала гроза.
И танки злобно зарычали,
Тебе погибелью грозя.

Пришли отряды иноземцев,
В тебя вцепились, словно псы.
Но ты стояла с твёрдым сердцем,
Неустрашимая Апсны.

Все эти горькие невзгоды
Сумела, всё ж, преодолеть.
Ты обрела свою свободу,
Ну а враги нашли лишь смерть.

И зашуршал крылом орлиным
Твой флаг из шёлка светлых грёз,
Где семь зелёно- белых линий,
В углу - ладонь под аркой звёзд.

Пройдя сквозь эти испытанья,
Стоишь под грузом тяжких дум.
Объят победным ликованьем,
Как цитадель мечты, Сухум.

Живи,Абхазия, в единстве!
Ты независима теперь!
И вновь, полна гостеприимства,
Друзьям распахиваешь дверь.

Цвети волшебным райским садом!
Пускай печаль умчится прочь!
А мы - черкесы, будем рядом,
Тебе готовые помочь.

Ты снова стань приютом чести,
Страной отваги и весны
И отрекись от зла и мести!
Цвети, республика Апсны!

После распада СССР и падения «железного занавеса» для черкесского мира главной задачей становится репатриация. Но несовершенство законодательства, тяжелое социально-экономическое положение региона стали препятствием на пути процесса возвращения потомков мухаджиров на историческую Родину. На сегодняшний день пока есть единственный пример масштабной репатриации.

В 1998 году адыгская община из Косово вернулась на Северный Кавказ. Это событие стало триумфом исторической справедливости. 1 августа в республике Адыгея был объявлен Днём репатрианта.

В твоих глазах- печать веков,
Тропа изгнания с Кавказа.
Не смог забыть ты звон клинков,
Звучавший в дедовских рассказах.

Тоску отцов ты утолил,
Туман забвенья не приемля.
Ты свет надежды возвратил
На исторические земли.

Бальзам от ран- репатриант
В душе народа в чёрных дырах.
Ты- возрождения гарант,
Потомок гордых мухаджиров.

Был пир для чаек и для рыб,
Был праздник смерти и болезней.
Но, всё ж, народ мой не погиб,
Пройдя над краем этой бездны.

И вот Эльбрус на троне дня
Сидит вдали немым атлантом.
Страна черкесская моя,
Встречай своих репатриантов.

В конце 20 века черкесский народ столкнулся с новой угрозой. После крушения доминировавшей не одно десятилетие коммунистической идеологии в сознании людей образовался духовный вакуум, заполнившийся совершенно чуждой нашему менталитету западной массовой культурой, часто идущий вразрез с нравственными и морально-этическими нормами. Разврат и пьянство распространились повсеместно. В этих условиях невольно задаёшь себе вопрос- «А достойны ли мы своих предков?» Многие законы и обычаи наших дедов и прадедов сегодня преданы забвению.

Мы- жалкие наследники былого,
Мы родом из безжалостной войны,
Мы- сыновья истории багровой,
Мы- памятники призрачной страны.

Мы, словно засыхающая ветка
На необъятном дереве веков.
Когда-то воевали наши предки,
Цвели сады из огненных цветков.

Отцы ложили на алтарь свободы,
Без колебаний, гордо жизнь свою.
Святые представители народа,
В сокровищнице сердца вас храню!

Летели в обречённый бой адыги,
И время рассыпало прах, как пыль.
Но души распечатались на книги,
Вселились в героическую быль.

Прошли века. И в пошлом настоящем,
В разврате утонул адыгский дух.
Как цитадель истории дымящей,
Стоит над нами башня Адиюх.

«Черкес я!»- рассуждает кто-то пылко-
«Черкес был испокон непобедим!»,
Сжимая, как кинжал, свою бутылку,
Наполненную дьявольским спиртным.

Черкешенки блистают голым телом,
Обычаи забыв и Шариат.
Адыгэ Хабзэ, где ты?! В чём же дело?!
Здесь каждый в этом чем-то виноват!

Мой соплеменник, пробудись, опомнись!
Нить поколений сохрани, не рви!
Запомни, что в крови твоей есть помесь
Отваги, справедливости, любви!

Заключение

История… Порой славная, радостная и безмятежная… Порой жестокая, беспощадная и трагичная. У каждого народа, как и у каждого человека, своя судьба. Черкесия познала много славы и величия, но, в то же время, много лишений и страдания. И мы являемся потомками и наследниками этой истории. Мы должны гордиться ей, помнить и извлекать из неё уроки. Ведь на нас возложена великая миссия и ответственность- продолжить летопись своего народа. Ведь когда-то и наши внуки и правнуки оглянутся назад. Что они увидят там, зависит от каждого из нас. Наш долг в том, чтобы они испытали гордость, а не стыд.

Наша современность- это всё еще разрозненный и рассыпанный по миру народ, социально- культурный упадок, отречение от своих корней. Но в душе адыгского народа, как и на протяжении сотен и тысяч лет, всё так же горит очаг незатухающей надежды.

Нам внимает твёрдо сердце,
Чтоб держались друг за друга
Кабардинцы, адыгейцы,
И черкесы, и шапсуги.

Наши предки- воины чести
Шепчут нам, чтоб были вместе.
Наш народ на всей планете
Сохранил заветы эти.

Мы- керкеты и касоги,
Гордых зихов мы потомки.
В страхе мы держали многих
Грозным блеском сабель звонких.

В наших генах- жар Востока,
Страшный гул эпох жестоких,
Башлыки, клинки и луки,
И бесстрашие мамлюков.

Мы прошли сквозь дым сражений,
Смерть и тяготы лишений,
И дороги мухаджирства.
Сохранили, всё ж, единство!

Мы в объятиях Кавказа
Адресуем миру фразу,
Вторят снежные вершины:
«Мы- черкесы! Мы едины!»

Родился 7 апреля 1948 года в ауле Али-Бердуковский. В 1966 году окончил школу. Получил высшее образование в Карачаево-Черкесском государственном педагогическом институте. С 1971 года работал учителем черкесского языка и литературы в ауле Али-Бердуковский. Участник первого Всесоюзного Съезда педагогических работников в 1989 году. заслуженный учитель КЧР (1997 г.), народный поэт КЧР (1998 г.), лауреат международной Кандуровской премии (1998 г.), член Союза писателей России. В 1972 году вышел сборник стихов черкесских поэтов под названием «Односельчане», где были напечатаны и стихотворения Бемурзова. В последующем из-под его пера выходит четыре сборника стихов: «История отваги» (1981 г.), «Ты моя песня» (1990 г.), «Снег на солнечной стороне» (1993 г.), «Трудно быть адыгом» (2002 г.). Является автором учебников по черкесской литературе для школьной программы.

Диалог

– На этом свете человек я лишний,
И нет другого на планете всей,
Кто бы нуждался
в выпавшей мне жизни,
Помимо старой матери моей…
– Зачем тогда ты жмешься сиротливо,
Роняя эти грустные слова? –
Ведь всех на свете
был бы я счастливей,
Будь мама моя милая жива…

Матери

С тех пор, как я живу на этом свете,
Моя родная, ласковая мать,
Различных песен,
вдумчивых и светлых,
Немало довелось мне услыхать.
Одни опорой в жизни мне бывали,
Деля со мною радость и беду,
Другие к чести и свершеньям звали,
От третьих и сейчас душа в бреду.
Но только лишь одну
из тех, что пели,
Пронес я талисманом сквозь года –
Ту песню, что у детской колыбели
Ты, мама, напевала мне всегда…

Рассветает. Небо и земля
Новый день лелеют в колыбели.
Вечной каплей твердь земли деля,
Бьются реки в пустоту расщелин.
Сиротеет небо без звезды.
Предрассветье зори дожигает.
В седине туманной бороды
Лес сохатый стадом проплывает.

В ночном саду свирепствовала буря,
Ломая руки скорбные ветвей.
И старый сад, в испуге обезумев,
Стучался в окна улицы моей.
…А новый день,
отпраздновав крещенье,
Узнал, что за ночь выжил старый сад.
Но, словно платой за свое спасенье,
В седом убранстве яблони стоят.

Опять ты, мир, горишь в огне,
В людском несчастье, в чьем-то горе.
И в детском беспокойном сне
Опять судьба со смертью спорят.

И птиц пугаясь, смотрят ввысь,
Ждут милости от самолетов.
Когда же обернется жизнь
Весенней милостью природы?

Или игривою рукой,
Как детский мяч рекою горной,
Последней атомной волной
Накроет мир мой беспокойный?…

Пускай

Пускай ослепну, потеряв тебя,
Прощального не видя лицемерья.
И лучше в слепоту свою поверю,
Чем в то, что меня предали любя…

Я проживу глухонемым,
Но не услышу этих слов жестоких,
И, у тебя вымаливая крохи,
Не погрешу сознанием мужским.

И, уходя, оставь меня безногим,
Чтоб не шагнул за адом я своим…

Весною, летом, осенью, зимою…

Весною, летом, осенью, зимою
Уходят годы сонной чередою.
Одни в любви
нам в жизни признаются,
Другие сердцу горем достаются.

Все оставляем мы под жерновами –
И жизнь, и слезы –
все, что было с нами,
Все то, что затаили и простили,
Все то, о чем ночами мы грустили.

Эй, время, время, горю не внимая,
И так ты дни из горсти отнимаешь –
Дай молодости, седины не знавшей,
Узнать – что значит
стать на радость старше,

Дай им еще раз
для родных проснуться,
Дай их губам
скучавшим прикоснуться
К вискам, осеребриться не успевшим,
К сердцам, на боль
одну осиротевшим…

Перевод с кабардино-черкесского Зураба Бемурзова

Зураб Бемурзов родился в 1976 г. в ауле Али-Бердуковский Хабезского района КЧР. Окончил КЧГУ (филологический факультет). Работает редактором отдела политики и образования РГБУ, в «Газете Парламента и Правительства КЧР» и «Черкес хэку». Пишет стихи и прозу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАЧАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. МАРА-АЯГЪЫ»
Писатели и поэты Карачая на фронтах
Великой Отечественной войны.
Исследовательская работа по родной литературе
Автор: Динаева Карина Муратовна,
ученица 6 класса.
Руководитель: Аджиева Алима Яшуовна,
учитель родного языка и литературы.
Карачаевск-2015

Оглавление
I. Введение………………………………………………………………………………………………………3
II. Основная часть……………………………………………………………………………………………. 4
2.1.Строки, оборванные пулей ……………………………………………..............………..5
2.2.Они вернулись, чтобы рассказать …………………………………………………………… 9
III. Заключение……………………………………………………………………………………………….14
IV. Список использованной литературы………………………………………………………15

Введение.
Перо поэта в нужный момент для Родины должно превратиться в меч.
Даут Байкулов.
2015 год знаменателен тем, что в этом году Россия будет отмечать 70-летний юбилей великой Победы.
И в канун этой великой даты я решила провести исследовательскую работу, посвященную Великой Отечественной войне. И когда на уроке родной литературы мы говорили о писателях Карачаево - Черкесии, прошедших войну, я решила посвятить этой теме данное исследование. Мне захотелось глубже изучить эту тему. А что из этого получилось судить вам.
Актуальность работы
Актуальность заключается в том, что мы очень мало знаем о своей Малой Родине, а в частности о героях, которые встали на защиту нашей Родины. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в карачаевской литературе.
И это закономерно: сыновья и дочери Карачая воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, трудились в тылу. И наши писатели и поэты не только сами были участниками этих событий, но впоследствии отразили исторические события в своих произведениях.
В рамках празднования 70-летия Великой Победы, будет актуально еще раз вспомнить и рассказать сверстникам о писателях и поэтах Карачая, об их подвигах, их вкладе в литературу и историю КЧР.
Гипотеза:
Поэты и писатели карачаевского народа были активными участниками Великой Отечественной войны.
Цели и задачи:
-познакомить с историей Великой Отечественной войны через изучение биографий поэтов и писателей карачаевского народа;
-привить интерес к истории народа;
--привить интерес к изучению родной литературы;
-показать историю Великой Отечественной войны через призму произведений писателей и поэтов Карачая.
Основная часть.
Народная мудрость гласит: «Кто не помнит прошлого, тот никогда не узнает будущего».
У времени есть своя память – история. Все события, происходящие в мире, уходят в историю. Все, что испытал народ во время Великой Отечественной войны, это история народа. Страдания людей, голод, холод, разруха, бои и воины, принесшие великую Победу. Мое поколение имеет возможность прикоснуться к истории Великой Отечественной войны в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. К сожалению, в живых не осталось поэтов и писателей – карачаевцев, участников войны.
В годы войны страна была единым военным лагерем. Против немецко – фашистских захватчиков сражались фронт и тыл, люди всех национальностей, всех слоев общества. За честь, свободу и независимость Родины со всем советским народом мужественно сражались сыны и дочери Карачая. Карачаевцы принимали самое активное участие в Великой Отечественной войне. Из 15600 фронтовиков и партизан погибло более 9000 , что составляло 10 % всего карачаевского населения.
Среди них особое место занимают поэты и писатели. Они с первых дней войны проводили митинги и выступали на них, призывали встать на защиту Родины, выпустили сборник стихов «Ата джурт ючюн алгъа»(«Вперед, за Родину!»)
В 1941 – 1942 ушли добровольцами на фронт почти все члены писательской организации Карачая. И каждый из них мог бы сказать:
Я с честью выполнил свой долг:
Тебе мой каждый вздох,
О, Родина моя,
О, мой народ!..
Пятеро из них: Исса Каракетов, Даут Байкулов, Хасан Бостанов, Тохтар Борлаков, Магомет Урусов, Канаматов Курманбий – погибли на войне.
Изучая материалы, собранные по данной теме, я призадумалась над тем, что война началась 22 июня, в самый длинный день в году. Жизнь молодых поэтов, оборванная пулей, была очень короткой.
Строки, оборванные пулей.
Среди них самым выдающимся поэтом был Исса Заурбекович Каракетов. Очень грамотный для своего времени Исса Каракетов учился в 1921-23 годах в Москве, в Коммунистическом Университете трудящихся Востока. Здесь же учился и турецкий поэт Назим Хикмет.
Исса Каракетов был одним из первых карачаевцев, кто учился в таком престижном учебном заведении. В 1922 году он написал свое первое стихотворение, а в 1924 году издал первую книгу « Новые песни», вышедшую в Москве. Эта книга стала первой поэтической книгой, написанной на карачаево – балкарском языке. Исса Каракетов стал основоположником карачаевской советской поэзии. Он был первым переводчиком стихов с русского на карачаевский язык. Поэт перевел на карачаевский язык известные песни «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», поэму «Цыгане» и другие стихотворения А.С.Пушкина.
Исса Каракетов первый карачаевец, получивший высшее образование, (сельскохозяйственный институт во Владикавказе), первый карачаевец, ставший членом Союза писателей СССР. Он был известен далеко за пределами Карачая и как один из самых сильных борцов на Северном Кавказе.
Исса, горячо любивший свою Родину, одним из первых ушел на фронт, попал в 16-ый полк конного корпуса генерала Льва Михайловича Доватора, в первый эскадрон- Зеленчукский. Полк генерала Доватора защищал Москву.
12 августа 1942 года утром, в лощине, в одном из тяжелых боев на эскадрон надвинулись превосходящие силы противника. Начался артиллерийский налет, затем появились танки, за ними шла пехота.
Несколько дней шли тяжелые бои. Однополчанин- доваторец писал: «Гвардии рядовой Исса Каракетов отрыл окоп несколько впереди казачьей обороны, правее его устроился Рашид Халилов. С утра они участвовали в отражении трех атак противника… На окоп Иссы Каракетова шел танк, за ним взвод гитлеровцев. Очередью из автомата гвардеец заставил пехотинцев прижаться к земле. Но они снова поднялись, хотя ряды их поредели. Пять раз заставлял Исса Каракетов прижиматься к земле гитлеровских вояк. Падали убитые, горели подбитые танки,- атака пехоты захлебнулась. И вдруг один танк на бешеной скорости вырвался на простор. Он мчался на окоп Каракетова. Исса отложил автомат, взял гранату, приподнялся и метнул ее. В следующую секунду танк всей громадой навалился на окоп… »
Так погиб гвардии рядовой Исса Заурбекович Каракетов, поэт – карачаевец. Погиб он 15 августа 1942 года у села Подъяблоньки Смоленской области, погиб в неравном бою, уничтожив 17 фашистов и один танк.
Посмертно награжден орденом Красной Звезды, его имя занесено навечно в списки личного состав эскадрона. Его судьба могла бы сложиться иначе.
Когда он пришел на фронт, ему предложили: « У вас немолодой возраст, идите работать писарем, вы способный, имеете высшее образование, у нас в штабе вы очень нужны». Но он не согласился.
«Перо поэта в нужный момент для Родины должно превратиться в меч. Превратив свое перо в меч, я ухожу на фронт»,- писал другой карачаевский поэт Даут Пагоевич Байкулов.
Поэт, учитель в ауле Верхняя Мара, сельский корреспондент газеты «Горская жизнь», слушатель отделения журналистики Ростовского коммунистического высшего учебного заведения. Даут Байкулов был членом Союза писателей Карачая. Он был делегатом Первого всесоюзного съезда писателей СССР, возглавлял областную писательскую организацию. Он участвовал в боях на Сталинградском фронте, работал корреспондентом фронтовой газеты. В перерывах между боями писал стихи, читал их бойцам. Его глубоко взволновал подвиг Зои Космодемьянской, и он написал поэму о ней – «Наша Зоя». Это было его последнее произведение. Даут Пагоевич Байкулов геройски погиб в ноябре 1942 года, защищая Сталинград, не дожив до 40 лет. До войны он не только сам написал много поэм и стихотворений, но и перевел на карачаевский язык произведения А.С.Пушкина: «Братья-разбойники», «К Чаадаеву», «Соловей» и другие.
Короткую, но яркую жизнь прожил поэт Махамет Урусов. Он вошел в карачаевскую поэзию вначале как талантливый знаток творчества А.С.Пушкина и переводчик его произведений. Он перевел его стихи: «В Сибирь», «Памятник», «Утро», «Кавказ» и другие. Урусов писал свои стихи как на карачаевском, так и на русском языках, которым владел в совершенстве, переводил не только с русского на карачаевский, но и с карачаевского на русский.
Когда началась Великая Отечественная война, Махамету Урусову было всего 25 лет. Он сразу ушел на фронт и погиб, защищая белгородскую землю от фашистов в 1942 году.
Один из однополчан писал: «Мой друг Махамет Урусов пробыл со мной на фронте около двух лет. Мы познакомились еще в Карачае, в начале войны, и потому в армии стали дружны, как братья. Я мало видел людей столь застенчивых, скромных, правдивых, как Махамет. Он изумлял нас, читая новые стихи на русском языке. Мы не забудем его, талантливого поэта и нашего друга».
Одним из ярких представителей творческой интеллигенции Карачая был Бостанов Хасан Орусбиевич. Хорошо знал русский, арабский и турецкий языки, работал в редакции областной газеты «Горская жизнь» («Таулу джашау»), печатал немало стихов, рассказов, статей, был редактором газеты «По ленинскому пути».
При жизни поэт выпустил три книги стихов, был членом Союза писателей СССР, перевел поэму «Бахчисарайский фонтан» А.С.Пушкина.
В первые же дни войны ушел на фронт. Сразу попал в гущу тяжелых сражений. Только два письма получила с фронта его семья. Второе письмо он отправил со станции Архангельская, недалеко от Ростова. На фронте не забывал писать. Война безжалостна – Хасан Бостанов погиб в декабре 1942 года под Ростовом.
У поэта есть две дочери, Мариям и Соня, проживающие в нашем родном городе.
Не успев раскрыть свой талант, на заре своего творчества погиб и Борлаков Тохтар Алиевич, уроженец аула Каменномост.
Тохтар рано начал писать стихи, в 1939 году вышла его первая книга «Счастливый мальчик». Член Союза писателей СССР, он переводил на родной язык произведения Маяковского, Лермонтова.
В июле 1941 года он уходит воевать. На митинге по случаю проводов в армию, поэт читает свои стихи:
В нужный для Отчизны день
Я превращаю
Свое перо в меч.
После окончания пехотного училища младший лейтенант Тохтар Борлаков воевал на Воронежском фронте, командовал взводом, не раз поднимал солдат в атаку, сам шел впереди, показывая личный пример. В последний раз он поднял свой стрелковый взвод в жестоком бою за город Коротояк.
В братской могиле №162 покоятся тела 2326 героев, погибших за Коротояк.
Он погиб 26 августа 1942 года, защищая воронежскую землю. Похоронен в селе Петропавловское Воронежской области.Ему было 28 лет. В его родном селе его именем названа улица.
К сожалению, не осталось близких родственников Тохтара Борлакова. По словам его родственника, жителя нашего поселка Борлакова Али-Солтана, он был единственным сыном. Его родители, умерли в тяжелые военные годы, а похоронка на молодого карачаевского офицера осталась в городском военкомате.
Канаматов Курманбий, уроженец аула Нижняя Мара ушел на войну 20-летним юношей, погиб в 1942 году. Курманбий не оставил большое литературное наследие, но оставил народную песню «Кулина»,сделавшую его известным.
Они вернулись, чтобы рассказать.
Писатели и поэты, начинавшие писать в начале 30-х годов, почти все стали участниками Великой Отечественной войны.
Сейчас я хочу рассказать о тех, кому повезло вернуться с войны живыми.
Они вернулись домой, чтобы рассказать о том, что они видели, через что прошли, как защищали Родину.
Свое исследование я продолжила с изучения жизни и творчества поэта Абдул-Керима Байкулова(чей старший брат, Даут Байкулов геройски погиб, защищая Сталинград)
Абдул-Керим Байкулов относится к тем представителям карачаевской интеллигенции, кто учился в Москве, В Коммунистическом университете трудящихся Востока. Писать начал в 1937 году, а в 1938 году стал членом Союза писателей СССР. Перед войной выпустил две книги: « Песни счастливой жизни», «Двадцать лет Карачаю».Когда началась война, добровольцем ушел на фронт. С 1941 по 1944 годы воевал. Был командиром роты, комиссаром батальона, совершил немало подвигов. Награжден двумя орденами и шестью медалями. Стихи, написанные им в годы войны, печатались в фронтовых газетах и вдохновляли воинов на подвиги («Брату», «Зулифа в партизанах», «Победа», «Раздавим, врага, раздавим»)
Глубокой апрельской ночью 1944 года корреспондент армейской газеты разыскивал батальонного комиссара Байкулова. Они вели в землянке беседу до рассвета, читали друг другу свои стихи и делились творческимизамыслами. Военным корреспондентом был балкарский поэт Кайсын Кулиев, с которым они были знакомы до войны. К этому времени были высланы и карачаевский, и балкарский народы.
«Такие, брат, дела - о семье своей ничего не знаю, -рассказывал Абдул-Керим Кайсыну Кулиеву в землянке.- Но я написал стихи Хаулат (жене) и повторяю как заклинание:
«Если тебе скажут, что погиб, не верь.
Кто умирает за Отечество, тот вечно жив».
А наутро оба поэта в разных местах брали озеро Сиваш. Политрук Байкулов зачитал перед батальоном обращение военного совета 4-го Украинского фронта. Случилось так, что в этот же день форсировал озеро Сиваш и молодой поэт Эдуард Асадов. Тогда они не знали друг друга, но их судьбы их сложатся одинаково: после тяжелого ранения они потеряют зрение.
В 1944 году Абдул-Керим Байкулов, политрук 257-ой дивизии 51-ой армии, в тяжелых боях за освобождение Севастополя получил тяжелое ранение.
Спустя годы, болгарские поэты, Дора и Вилко Лалевы, побывавшие в гостях у незрячего поэта, были поражены его оптимизмом и стихами. Они написали Осману Хубиеву, ответственному секретарю областной писательской организации: «Болгария далеко от Кавказа, но теперь он стал близок, когда мы познакомились с его мужественными и богатыми силой духа людьми. Среди них особое место занимает замечательный поэт Абдул – Керим Байкулов. Берегите его и не забывайте о нем». В 1970 году в газете «Правда» появился очерк, где его сравнивали с Николаем Островским.
8 книг он издал уже будучи незрячим.(«Дорога младшего», «Второе рождение», «На светлой дороге»).
Его стихотворные строки искренни:
Спасибо, друг!
Спасибо, русский брат.
Я счастлив,-
Не напрасно прожил век,
Я жил со всеми,
Другом был для всех.
Мое на свете-
Вот оно богатство:
Мир, дружба, счастье, равенство и братство.
Абдул- Керим Пагоевич Байкулов – поэт, воин, защитник Родины - прожил долгую жизнь. Он умер в 1990 году, оставив добрую память о себе и богатое литературное наследие.
В настоящее время жена его сына и внук с семьей живут в Москве.
Был участником войны и известный карачаевский драматург Шахарбий Эбзеев. Ушел на войну в 1941 году. Был в числе защитников Сталинграда. За проявленные мужество и отвагу награжден правительственными наградами. В 1945 году вернулся с фронта. Работал музыкальным редактором в радиокомитете. Автор известной комедии «Огъурлу», написал 52 песни.
В рядах писателей – фронтовиков и Эбзеев Ханафий Зулкарнаевич. Воевал с самого начала до ее конца. Прошел по военным дорогам вместе с солдатами южного, 1-го Белорусского, 1-го Украинского фронтов. Служил разведчиком, наводчиком противотанкового орудия, командиром взвода, заместителем командира батальона. Домой вернулся в звании майора. Шесть раз был ранен. Имеет шесть правительственных наград, в том числе орден Красной Звезды. Ханафий Эбзеев начал писать после Великой Отечественной войны.
Совсем молодым попал на фронт Азамат Алимович Суюнчев. Война застала его в военном училище, а в1942 году он попал на фронт, где принимал участие в боях за оборону Ростовской области, Дона. Был разведчиком. В 1943 году получил ранение, после госпиталя был депортирован со своим народом в Казахстан.
Литературную деятельность начал после войны. Был членом Союза писателей СССР. Автор многих книг. Его творчество занимает особое место в не только в карачаевской литературе, но и литературе народов КЧР. Я побывала в доме –музее А.Суюнчева.
Женщина. Горянка. Мать. Халимат Башчиевна Байрамукова. Когда началась Великая Отечественная война она выступала перед добровольцами со стихами, призывающими к защите Родины.
В первые же дни войны Халимат ушла на фронт военфельдшером. Она 11 месяцев служит в эвакогоспитале:
«...молодость я запахнула в шинель
И плотно шинель застегнула».
Во время войны она также пишет стихи, рассказы, очерки, в которых воспевает мужество и героизм. В течение одиннадцати месяцев она не покладая рук работала в госпитале. В связи с рождением сына, отец которого погиб на фронте, ей пришлось вернуться домой. Она написала очень много произведений, посвященных теме войны. Поэма «Залихат»,стихотворения «Зоя Космодемьянская», « Терпеть нельзя!», сборник «Вперед, за Родину!», более 30 книг написала она.
Творчество ее известно далеко за пределами КЧР, она более десяти лет возглавляла областную писательскую организацию.
К числу писателей и поэтов, начинавших писать в начале 30-х годов и ушедших на фронт относится и один из самых известных поэтов КЧР Осман Ахияевич Хубиев.
Символично, что первое его стихотворение было посвящено Красной Армии. Война застала его, когда он служил в армии. После ранения он вернулся домой, за боевые заслуги его наградили орденом Красной Звезды. Теме Великой Отечественной войны Осман Хубиев посвятил много произведений. Осман Хубиев предложил иное звучание темы войны и мира, опираясь на собственный жизненный опыт, обретенный на полях сражений Великой Отечественной войны.
Его последнее обращение к народу КЧР звучало так: «Когда-то давным-давно, в одном из ожесточенных боев с фашистами я был тяжело ранен. В госпитале врачи, побоявшись за мою жизнь, решили оставить под сердцем осколок вражеского снаряда. С ним я прожил всю свою дальнейшую жизнь. Немало впоследствии пришлось перенести бед и страданий. Но не припомню случая, чтобы осколок так давал о себе знать, как это происходит сегодня. Мое сердце болит и стонет от людского непонимания, от зла и ненависти, пытающихся поселиться в душах людей и народов моей маленькой прекрасной родины – Карачаево-Черкесии. Да неужели есть на свете что-то важнее и значимее человеческой жизни!»
Он много лет работал ответственным секретарем республиканской писательской организации. Он – один из самых известных писателей КЧР.
Подведя итоги своей работы хочу сказать, в трудное для Отчизны время с оружием в руках сражался за Родину, большой отряд писателей и поэтов Карачая.
Исса Каракетов, Даут Байкулов, Хасан Бостанов, Тохтар Борлаков, Магомет Урусов, Халимат Байрамукова, Осман Хубиев, Абдул- Керим Байкулов ушли на фронт будучи членами Союза писателей. Из них пятеро пали смертью храбрых:Исса Каракетов, Даут Байкулов, Магомет Урусов, Тохтар Борлаков, Хасан Бостанов.
Заключение.
Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.
Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.
22 июня... Когда видишь листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первые победы над страшным врагом – это было тоже в 41-ом. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.
Каким вырастет новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам живущим ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет.
Не должно этого быть!
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит.
Вот почему посмертно они живы.

Использованная литература:
1.Антология карачаевской поэзии. Москва, Эльбрусоид, 2006.
2.Сайт Министерства обороны
3.Интернет-материалы
4.А.Д. Койчуев «Сыны и дочери Карачая - фронту», Черкесск. 1995
5.Материалы музея А.Суюнчева
6.Материалы из домашних архивов писателей и поэтов.
7. Материалы библиотеки г. Карачаевск и поселка Мара- Аягъы.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.