Экология и здоровье: как защитить себя от воздействия вредных примесей в воздухе? Загрязнение атмосферного воздуха (причины, источники и последствия). Природное и искусственное. Способы очищения воздуха

Цели:

  • обобщать знания об источниках загрязнения атмосферы, последствиях, к которым они приводят и правилах охраны воздуха;
  • сформулировать правила личной экологической безопасности;
  • развивать память, логическое мышление, лексический запас;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

2. Введение в тему УРОКА (2 мин)

Рыжая ворона:

Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Я даже цвет поменяла. Задыхаюсь! Помогите!

Предлагаю помочь ВОРОНЕ. Исходя из её просьбы, как сформулировать тему урока? (Как защититься от загрязнённого воздуха). "Приложение 1=слайд 1".

На какие вопросы мы должны дать ей ответ? / От чего загрязняется воздух и к чему это приводит? Что нужно делать для охраны воздуха от загрязнений? Как защитить себя от загрязнённого воздуха? /"Приложение 1=слайд 2".

Предлагаю провести урок в виде конференции, на которой вы будете учёными- экологами. Прежде чем наша экологическая конференция начнёт работу, хочу напомнить следующие сведения:

"Приложение 1=слайд 3" Атмосфера - слой воздуха, окружающий Землю. Толщина его достигает 1000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится.

3. Проверка знаний по д/з (12 мин).

Атмосферный воздух сильно загрязняется в результате увеличения в воздухе примесей, например углекислого газа. Его становится в воздухе всё больше и больше. Выражение " нечем дышать" всё чаще встречается в разговорах большинства граждан.

По мере работы экологической конференции вы будете заполнять лист эколога "Приложение 2 ", в который занесёте все этапы работы над данной темой.

Назовите источники загрязнения воздуха, для этого постройте цепи попадания вредных веществ в организм. Этот материал мы проходили на предыдущем уроке.

1. Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объёму выбросов вредных веществ в окружающую среду. Обратите внимание:1 автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль даёт 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены твёрдыми металлами. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

/ вариант:

  • автомобиль - выхлопные газы - орг. дыхания
  • автомобиль - пыль - почва или растения - орг. пищеварения/

2. Вокруг заводов и фабрик почти нет растительности, погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ при сжигании топлива. При сжигании 10 т угля выделяется 1 т сернистого газа, при этом на 1 км за сутки выпадает 1 т пыли. Вывозятся в отвалы миллионы тонн золы.

/отвалы - смог - орг. дыхания/

3. Запах свежести после грозы - это запах озона. В него превращается кислород при разряде молнии. Кстати, тем же озоном пахнет возле работающего ксерокса: в аппарате под действием ультрафиолетового излучения кислород тоже превращается в озон.

Таким газовым одеялом покрыта Земля на высоте 18-25 метров. Именно оно задерживает солнечные лучи, губительные для всего живого.

Причина его разрушения - газы, содержащие в своей молекуле хлор. Также опасным для озона есть фреон. Это летучее вещество, которое закачивают в аэрозольные баллончики, чтобы создать необходимое давление. Более 20 лет назад учёные обнаружили первую озоновую дыру над Антарктидой. Здесь озоновый слой сошёл почти что на нет.

4. Дым - это очень мелкие твёрдые частички, которые появляются в воздухе, когда горят дрова, уголь, топливо. Частицы дыма такие лёгкие, что парят годами в атмосфере.

Дым вреден. Он раздражает органы дыхания, разъедает глаза. Тяжёлые металлы (свинец, ртуть) вызывают изменения крови.

  • сигаретный дым - орг. дыхания
  • дым от сжигания - туман или смог - растения - орг.пищеварения и орг. дыхания/

5. Аварии. Это случилось 26 апреля 1986 года на атомной электростанции в городе Припяти, которая находится вблизи Чернобыля. Однажды раздался взрыв и загорелся блок. При этом в воздух было выброшено такое количество радиоактивных веществ, что люди, находившиеся вблизи, и особенно пожарные, получили смертельную дозу облучения.

К счастью такие аварии случаются редко, но мелких аварий ежегодно происходит миллионы.

/ авария - выброс - кислотные дожди - растения или почва - орг. пищеварения/

/ по мере поступления ответов учащихся появляются записи:

1. Выхлопные газы

2. Выбросы заводов

3. Отвалы.

5. Летучие вещества.

ВЫВОД: Так какие источники загрязнения воздуха мы с вами назвали?/ "Приложение1=слайд 4"

РЕФЛЕКСИЯ:

3. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 мин).

"Приложение 1 = слайд 5"

Какое влияние оказывает загрязнённый воздух на растения и животных?

6. СМОГ происходит от сочетаний 2 английских слов - дым и туман. Это вредный туман, который образуется в городах.В 1959 году в Лондоне из-за тяжёлого смога, состоящего из частиц сажи, сернистого газа и капель тумана, погибли 4 тысячи человек.

7. У меня такие данные. В Голландии была поражена кислотными дождями 1/3 деревьев. В разгар лета вдруг опала листва, отмерли корни, деревья пожелтели, посохли, исчезла рыба в озёрах. На юге Норвегии в половине озёр рыбаки не могли поймать рыбу. Из-за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Но самое главное - страдает здоровье человека.

Как образуется кислотные дожди?

Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер проносит на тысячи километров. Так выпадает кислотный дождь.

(Нарисовать на добавочной доске)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (3 мин)

4. Изучение нового материала (12 мин)

Какие надо применять меры по охране воздуха?

Способов очень много. Давайте выясним основные способы.

Дифференцированная работа:

Сильные ученики решают проблемную ситуацию " Где построить завод ", в результате которой появляется схема в тетради. (Обсуждение правильного варианта)

Реши задачу и подчеркни способ охраны воздуха. Средние ученики решают экологические задачи:

1. Деревья способствуют очищению воздуха от пыли и других загрязнений . Лиственный лес, площадь которого равна площади квадрата со стороной 100 м, может в течение года задержать 68 т пыли. Зато еловый лес такой же площади способен за то же время " заглотать" 32 т пыли. На сколько т пыли больше задерживает лиственный лес, чем еловый?

2. В доме, в котором живёт Лена, отходы металла, бумаги, пластмассы, стекла, а также пищевые отходы выбрасывают в разные ёмкости. Благодаря этому большинство отходов , выбрасываемых жильцами этого дома, можно переработать и вторично использовать . Ёмкость, предназначенная для металла, содержит 12 кг отходов, для стекла- 6кг, для бумаги- 7 кг, но ёмкость для пластмассы вмещает на 3 кг мусора меньше, чем ёмкость для бумаги. Ёмкость для пищевых отходов содержит на 9 кг мусора больше, чем ёмкость для пластмассы. Сколько килограммов мусора содержится в каждой ёмкости?

3. В городе, где живут Валя и Таня, на трубах заводов нет очистных фильтров и уловителей пыли, поэтому обе девочки собирают подписи под письмом к властям с просьбой построить очистительные фильтры и поставить уловители пыли. Валюша собрала 7 подписей, а Танюша - в 4 раза больше. Сколько всего подписей собрали девочки?

4. В лесу нельзя разжигать костёр . Вася и Коля забыли об этом. От разожжённого ими костра загорелся лес. Сгорело 96 деревьев. Мальчикам было очень стыдно, и они решили, что исправят зло, которое причинили, посадив по 4 молодых деревца взамен каждого сгоревшего по их вине. Сколько деревьев собирались посадить мальчики?

Проверка. "Приложение 1=слайд 6"

Сформулировать правила личной экологической безопасности.

(Ученики, испытывающие трудности в обучении - читают стр. 31 учебника и отвечают на вопрос: " Как защититься от загрязнённого воздуха?")

Если ты идёшь по дороге, и воздух загазованный - перейди на соседнюю улицу.

Не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем

Не задерживайся в тех местах, где накурено. Дым сигарет - опасный загрязнитель воздуха.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА НОВОГО МАТЕРИАЛА

Добавьте свои правила. (Коллективное составление памятки для очистки воздуха)

1. По мере ответов на доске появляются следующие слайды:

Установка очистных фильтров на заводских трубах

Лесонасаждения

Устройства уловителей дыма

Запрет разведения костров в лесопарках

Переработка отходов

Подведение итогов.

"Приложение 1=слайд 7"

РЕФЛЕКСИЯ:

Обозначь светофорчиком правильность ответа.

5. Закрепление материала (до 4 мин)

Выполни тест и узнай, что нужно для всего живого на планете

/ тест/ (самооценка)

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

А) водород, медь, цинк

В) кислород, азот, углекислый газ

Г) хлор, фтор, йод

2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

О) кислород

У) углекислый газ

3. Какой газ поглощают растения при дыхании

С) кислород

З) углекислый газ

4. Нужен ли человеку и другим живым существам для дыхания чистый воздух?

Т) Нет, не нужен.

Д) Да, нужен.

5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

Ы) остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом, выделяющим в окружающую среду вредные вещества. Превратить Землю в один огромный заповедник.

У) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов. На месте вырубленных деревьев делать посадки молодняка

6.Кто из представителей живой природы может влиять на чистоту воздуха?

Л) животные

Х) растения

Ч) грибы и микробы

РЕФЛЕКСИЯ:

Обозначь светофорчиком правильность ответа.

6. Обобщение и систематизация (2 мин)

Давайте вспомним, чему была посвящена наша экологическая конференция.

"Приложение1=слайд 8"

7. ИТОГ УРОКА (2 мин)

Ребята, кто объяснит вороне причины загрязнения воздуха и расскажет, что нужно ей делать, чтобы не дышать загрязнённым воздухом? А чем мы можем помочь жителям нашего города в борьбе за чистый воздух, и какие правила должны соблюдать?

8. Д/З (2 мин)

Нарисовать экологические знаки защиты воздуха от загрязнения.

Придумать условные знаки к правилам личной экологической безопасности.

Мы выполнили программу конференции. Какие новые правила ты будешь соблюдать, чтобы сохранить чистоту воздуха (Оценивание)

Рефлексия (светофор красного и зелёного света) (1 мин)

  • Определи степень значимости данной темы для человека.
  • Укажи своё отношение к данной проблеме.
  • Определи степень изученности тобой данной темы на уроке

Загрязнение атмосферы сообщение кратко расскажет Вам все об этом явлении современности.

Загрязнение атмосферного воздуха – это любое изменение его состава и свойств, оказывающее негативное влияние на человеческое здоровье, здоровье животных, состояние экосистем и растений.

Какие существуют виды загрязнения?

Загрязнения бывают:

  • Естественными или природными . Они вызванные природными процессами: выветриванием горных пород, вулканической деятельностью, массовым цветением растений, ветровой эрозией, дымом от степных и лесных пожаров.
  • Антропогенными . Они вызванные выбросом разных загрязняющих веществ в ходе деятельности человека.

Типы атмосферного загрязнения:

  • Местное. Характеризуется большим содержанием загрязняющих веществ на малых территориях — промышленный район, сельскохозяйственная зона, город.
  • Региональное. Сфера негативного воздействия распространяется на значительное пространство.
  • Глобальное. Осуществляется постепенное накопление экологических и климатических изменений планетарного масштаба.

Типы загрязнения относительно агрегатного состояния:

  • Жидкие: щелочи, кислоты, растворы солей.
  • Газообразные: оксиды азота, диоксид серы, углеводороды, оксид углерода.
  • Твердые: смолистые вещества, канцерогенные вещества, неорганическая и органическая пыль, свинец и его соединения, сажа.

Основные источники и факторы загрязнения атмосферы

Сегодня основными источниками загрязнения выступают такие отрасли:

  • Теплоэнергетика – атомные и тепловые электростанции, городские и промышленные котельные.
  • Предприятия цветной и черной металлургии.
  • Производство стройматериалов.
  • Машиностроение.
  • Нефтехимическая и нефтедобывающая промышленность.
  • Химическая промышленность.
  • Загрязнение атмосферы транспортом

Также атмосферу загрязняют вулканические извержения вулканов, лесные пожары, пыль и бытовые отходы. Особенно пагубное загрязнение атмосферы газами автотранспорта. Они способны накапливаться в воздухе и вызывать приступы астмы у человека.

Контроль загрязнения атмосферы

Качество атмосферного воздуха строго регламентируется — установлены допустимые концентрации, которые не приносят вреда здоровью человека. Для контроля и очищения загрязненного воздуха создаются курортные и санаторные зоны, пансионаты, дома отдыха, туристические базы, парки, дачные участки и спортивные площадки.

Для контроля состояния воздуха постоянно ведутся проверки максимально разовых и среднесуточных допустимых концентраций выбросов для предотвращения вреда, исходящего от них. Особенно это важно в зонах, где размещены предприятия, на которых работают люди.

Контроль промышленных выбросов определяет параметры газопылевых потоков, и выявляют вещества, выбрасываемые в воздух.

Результаты загрязнения атмосферы

Преждевременно в мире из-за загрязнения воздушной среды в год умирает 3,7 млн. человек. В промышленных крупных центрах наблюдается такое явление, как смог – скопление воды, пыли и дыма. Он уменьшает видимость на дорогах, от чего количество ДТП учащается. Агрессивные вещества в его составе отрицательно влияют на животный и растительный мир, вызывают коррозию металлических конструкций, у людей вызывают головную боль, першение в горле и слезотечение.

Скопление оксидов азота и серы в воздухе приводит к появлению кислотных дождей. Попав в водоемы, они вызывают погибель рыб, а те, которые выжили — не дают больше потомства. Кислотные дожди обедняют почву, выщелачивая питательные вещества. Они ослабляют растения и обжигают листья. Такие дожди разъедают трубы, машины, памятники и фасады зданий.

Повышенное количество метана, углекислого, озона и водяного пара приводит к росту температуры и потеплению климата.

Под влиянием атомов кислорода, хлора, брома и водорода образуются «озоновые дыры», вследствие чего усиливается воздействие ультрафиолетовых лучей на флору и фауну, ведет к развитию онкологических заболеваний у человека.

Надеемся, то доклад на тему «Загрязнение атмосферы» помог Вам подготовиться к занятию. А рассказ о загрязнении атмосфере Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Земля — единственная планета в нашей солнечной системе, на которой есть жизнь. Если смотреть на Землю с самолета, то можно увидеть, насколько замечательна наша планета. Вы будете видеть синие реки, озера, моря и океаны. Вы будете видеть высокие заснеженные горы, зеленые леса и поля.

Территории, занятой океанами, морями, озерами, больше чем суши. Все, что живет на Земле, имеет потребность в воде, воздухе и Солнце, а точнее в солнечной энергии. Природу вокруг нас называют окружающей средой.

Ещё с древних времен человек попытался облегчить свою жизнь. Он постепенно изобретал машины и инструменты, химикаты и ядерную энергию. Сегодня эти изобретения загрязняют мир, в котором мы живем, а значит, и нас.

В нашем мире есть, по крайней мере, две вещи, которые не принадлежат ни одной из стран: воздух и океаны. И в воздухе и в воде, присутствует большое количество загрязнителей. Люди обеспокоены состоянием воздуха и воды, которые используются всеми, и также обеспокоены будущим Земли.

Одна из самых важных проблем загрязнения — океаны. Множество судов проплывают в океанской воде — рыбацкие суда, некоторые суда, перевозящие людей, транспортирующие нефть. Если из судна нефть попадает в океан, то вода становится грязной. Много морских птиц умирает из-за загрязненной воды. Много видов рыбы умирают в море от загрязнения. Рыбаки ловят загрязненную рыбу, которая впоследствии сбывается на рынках, и люди, купившие её могут заболеть, если они съедят её. Озера и реки также становятся загрязненными. Некоторые пляжи опасны для плавания. Об этом информируют установленные предупреждающие знаки.

Вторая не менее важная проблемаатмосферное загрязнение. Автомобили и промышленность загрязняют воздух, который мы используем для поддержания нашей жизнедеятельности. Дым заводов и фабрик также разрушает озоновый слой, который защищает Землю от опасного ультрафиолетового излучения Солнца. Используемые нами аэрозоли создают большие «дыры» в озоновом слое вокруг Земли. Сжигание угля и нефти приводит к глобальному потеплению, которое может вызвать изменение в мировом климате.

Еще одна проблема состоит в том, что наши леса погибают от кислотного дождя. Вырубка леса, особенно тропического, затрагивает экологический баланс на планете. Изменение баланса убивает животных, изменяет климат и экосистему в мире.

Человек может нанести некоторый ущерб окружающей среде, но большая часть загрязнения, конечно, из-за нашей промышленности. Современная промышленность — главная угроза природе.

Сегодня люди волнуются и по поводу угрозы ядерной энергии. Чернобыльская катастрофа 1986 года, в результате взрыва ядерного реактора, ужасно затронула Беларусь, Россию, Украину. Приблизительно 18 процентов почвы в странах непригодны к сельскому хозяйству, эти районы опасны для проживания.

В настоящее время существуют различные организации в Европе и Америке, которые активно работают, чтобы защитить природу от вреда, наносимого человеком. Они хотят остановить ущерб, который нанесён человеком природе в результате ядерных испытаний и ядовитых выбросов в моря и реки.

Наступило время, чтобы задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы защитить природу?» Если мы хотим, чтобы наши дети жили в том же самом мире, в котором живем мы, или в лучшем и более здоровом мире, мы должны учиться защищать воду, воздух и почву от загрязнения…

Опыт: Возьмем два сосуда, в один поместим проросшие семена, другой сосуд оставим пустым. Оба сосуда накроем крышками. Через день или два опустим в каждый сосуд горящую свечу.

Вопрос по опыту: В каком сосуде свеча погаснет?

Ответ: свеча погаснет в сосуде с проросшими семенами.

Вопрос: Рассмотри рисунки и объясни, почему в первом сосуде свеча гаснет, а во втором продолжает гореть.

Ответ: Проросшие семена «дышат», в процессе дыхания потребляется кислород, а выделяется углекислый газ. Углекислый газ не поддерживает процессы горения, поэтому свеча в первом сосуде погасла.

Обсудим вместе

Вопрос: Почему нужно стараться почаще дышать свежим воздухом? Сравним свои ответы с текстом.

Ответ: Для дыхания человеку необходим кислород, который содержится в воздухе, при дыхании человек потребляет кислород, а выдыхает углекислый газ, и если нет доступа свежего воздуха, количество кислорода в воздухе уменьшается, а углекислого газа увеличивается, при этом наше самочувствие ухудшается, появляется головная боль, человек начинает «задыхаться» , поэтому нужно проветривать помещения, учебные классы, стараться как можно больше быть на свежем воздухе.

Домашнее задание

Вопрос: Рассмотри фотографии на с.29. Установи причины загрязнения воздуха. Подготовь рассказ, как защитить воздух от загрязнения.

Ответ: На фотографиях запечатлены источники загрязнения атмосферного воздуха: выбросы от теплоэлектростанций (ТЭЦ), горение газовых факелов нефтеперерабатывающих предприятий, дым от горящих лесов, выхлопные газы автомобилей.

Известно, что без пищи человек может прожить больше одного месяца, без воды – только несколько дней, а вот без воздуха – всего лишь пару минут. Так он необходим нашему организму! Поэтому вопрос о том, как защитить воздух от загрязнения, должен занимать первоочередное место среди проблем человечества. Чтобы не убить себя необходимо принять срочные меры по предотвращению этого загрязнения. Заботиться о чистоте окружающей среды обязаны и граждане любой страны.

В последние столетия мы нередко ведем себя крайне неразумно. Полезные ископаемые бездарно транжирятся. Леса вырубаются. Реки осушаются. В результате нарушается природный баланс, планета постепенно становится непригодной для жизни. То же происходит и с воздухом. Он постоянно загрязняется всяческими отходами производств, попадающими в атмосферу. Как защитить воздух от загрязнения, чтобы жизнь на планете продолжалась? Специалисты в области защиты окружающей среды называются Экологи, они предлагают следующие способы защиты воздуха от загрязнения:

Обеспечить повышенный контроль за выбросами в воздух вредных веществ на промышленных производствах. Повсеместно создавать очистные сооружения замкнутого типа (чтобы выбросы в атмосферу не осуществлялись вообще).

Несоответствующие стандартам предприятия необходимо закрывать или на законодательном уровне заставлять их заниматься переоборудованием производства.

Весь существующий автопарк постепенно перевести на экологически чистое топливо. В некоторых странах Европы люди уже отдают предпочтение электромобилям. Как результат – в несколько раз уменьшатся выбросы вредных материалов в атмосферу.

Перейти на добычу экологически чистых видов энергии, используя силу ветра, солнечные лучи, потоки воды. А теплоэлектростанции закрыть как устаревший вид производства.

Прекратить вырубку лесов и бездумное использование полезных ископаемых.

По мнению специалистов-экологов, такие меры поспособствуют значительному улучшению сложившейся ситуации.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.